Детям об экологии. Экология для самых маленьких У Бориса Заходера есть замечательные стихи

Наш мир очень хрупок и красив. Окружающая нас природа совершенна и поражает своим очарованием. Но человек часто не замечает этого и губит свою среду обитания.

Экология – это наука о законах природы и взаимодействиях живых организмов между собой. Также под экологией подразумевают состояние окружающей среды. В последнее время люди всё меньше думают о планете Земля, загрязняют её и забывают о последствиях своих действий. Поэтому очень важно рассказать детям об экологии.

Когда мы рассуждаем об экологической обстановке, то говорим не только о картине в целом, но и о поведении отдельного человека. Когда один человек выкидывает бумажку в лесу, то он думает, что ничего страшного, она же одна. Но если точно так же подумает ещё огромное количество людей, то лес просто превратиться в помойку. Что уж говорить о полиэтиленовых пакетах и окурках, которые будут разлагаться не одну сотню лет.

Изменить образ всех людей невозможно. Но можно изменить поведение своего ребенка. Родители должны понять, что экология для детей так же важна, как математика, литература, история. Экологическому мышлению нельзя принудить, но его можно ввести в привычку. Чем раньше мама с папой начнут детей просвещать насчёт экологии, чем раньше крошки поймут, что необходимо думать об окружающем мире и беречь природу, тем больше вероятность, что в будущем ребенок продолжит это благородное дело.

Нельзя научить сына или дочь заботиться об экологии, если он не знает, зачем это нужно. Поэтому предварительно нужно провести с ним образовательную беседу. Объясните ребенку, откуда берется вода, почему нельзя мусорить, что такое пищевая цепочка. И лучше всего обучать малыша играючи.

Что такое экология для детей


Экологию лучше изучать в виде игры. Важная задача родителей – привить детям любовь к природе. Забота о ней должна стать привычкой малыша.

Когда ваш ребенок знает, зачем необходимы полезные ископаемые, как человек вредит окружающей природе, как и чем питаются животные и растения, то ему легче объяснить, что такое экология и зачем нужно о ней заботиться. Поэтому необходимо каждый день рассказывать ребенку что-то новое о мире, в котором мы живём.

Всё-таки наивно было надеяться на допуск российской сборной паралимпийцев, но до последнего ждала, что МПК не отстранит наших спортсменов. Однако Запад давно для себя всё решил, и в результате Паралимпиада проходит без участия России. Эта новость вызвала всеобщий гнев, многие люди не смогли так просто смириться со столь бесчеловечным решением. Неравнодуш...

Яркая осень на Дальнем Востоке

Осень - это прекрасное время года, когда природа готовится ко сну. Всё вокруг преображается, кроны деревьев больше не украшает изумрудная зелень, на смену ей появляются жёлтые и красные листья, создавая сказочный вид. Жители больших городов, к сожалению, лишены настоящей красоты этой великолепной поры. Если вы хотите насладиться каждым осенним днём, советую отправитьс...

Осень - время перемен: в ЕС задумались о будущем

С приходом первых осенних дней, люди частенько задумываются о переменах в своей жизни. Это касается не только спонтанного решения сделать ремонт, или прикупить тёплых осенних вещей, но и даже важных решений, таких как смена своей деятельности. Ярким примером тому может послужить ЕС, в котором вновь слышны призывы пересмотреть нынешний курс политики. По-моему, уже давн...

Оправдания своего существования

Незаметно для всех нас подходит к концу самый долгожданный и любимый многими сезон. Да, лето, к сожалению, пролетело слишком быстро, и все уже составляют список того, что они успели сделать за последние три месяца, и это касается не только людей, но и разных организаций, даже Североатлантический альянс пытается создать видимость активной деятельности. И если все успел...

Самые опасные Олимпийские игры

Мне всегда казалось, что при организации мероприятий международного уровня, больше всего внимания уделяется безопасности. Уверена, многие со мной согласятся, особенно в нынешнее время. Однако в РИО так не думают, поэтому нынешние Олимпийские игры можно назвать одними из самых опасных за последние года. Ни для кого не секрет, что Бразилия - это не самая б...

Да будет свет

Каждый день, приходя домой, мы сами того не замечая тянемся рукой к выключателю, чтобы включить свет в прихожей. Это движение делается на таком автоматизме, что многие даже теряются, когда приходят в гости к родственникам или друзьям. Электричество стало частью нашей жизни, поэтому многие даже представить себе не могут, какого это жить без него. И чтобы во всех уголка...

Космические новости России: скоро звездопад

Вот и начался август, и многие расстроены тем, что большая часть лета уже прошла, остался всего месяц до начала дождливого и пасмурного сезона, и на улицах постепенно холодает. Но видимо многие забывают о том, какие сюрпризы готовит нам природа именно в этот короткий промежуток между окончанием жары и началом осени. Если вы не смотрите новости России, то даже не догад...

Очередной боевик на улицах США

В последнее время взяла за правило смотреть сводку новостей, чтобы бы знать обо всех событиях в мире. И знаете, у меня всё чаще складывается такое ощущение, словно все мы живём во время съёмок какого-то очередного голливудского боевика, так как один взрыв сменяется другим, а стрельба даже не прекращается даже в США, который является родиной таких фильмов. ...

Что означают события в Мюнхене?

Многие со мной согласятся, что эта неделя выдалась самой насыщенной на события за весь месяц. Весь мир потрясла череда трагических новостей из разных уголков мира, но больше всего смертей произошло именно на территории ЕС. К сожалению, и сегодняшняя ночь не прошла спокойно, на этот раз, стрельба развернулась в Мюнхене. По словам очевидцев, возник конфлик...

Сможет ли Россия сегодня полететь в Египет?

Помнится, три года назад многие мои знакомые, размышляя над тем, где провести свой летний отпуск, чаще всего, выбирали между Турцией и Египтом. Но буквально год назад ситуация резко изменилась, после трагедии, в результате которой погибли Петербуржцы. В тот день вся страна смотрела новости России, и многие переживали за своих родных, которые могли находиться на борту...

Великая тайна Индии

С чем у вас ассоциируется Индия? Лично у меня в голове сразу всплывают образы огромных слонов, на которых разъезжают великие вельможи, которые целыми днями заключают разные партнерские отношения с другими высокопоставленными людьми. А также эта страна ассоциируется с красивыми женщинами в удивительно ярких одеяниях с разукрашенными хной руками, а на их запястьях болта...

Будут ли в США учиться на своих ошибках?

Делать ошибки - это то, что свойственно всем людям. Самые умные делают выводы и не допускают их повторения, а глупые постоянно наступают на одни и те же грабли. Кстати, это правило касается и государств. Но почему-то об этом забывают. В результате мы можем наблюдать, как США повторяют свою прошлую оплошность, из-за которой гибнут тысячи людей. А ведь не...

Неужели Турция всё осознала?

Как там говорится, пока петух жареный не клюнет, да? Видимо, для сплочения всего мира против угрозы мирового масштаба необходимо, чтобы в каждой из стран произошла трагедия. Только после этого все начинают вести активные действия и идти на компромиссы и сотрудничество. Почему же иначе нельзя? Не понимаю. В любом случае, только после теракта в аэропорту Стамбула, Турци...

Теракт в Стамбуле: причина взрыва

Ужасная новость прогремела этой ночью, объявив о новом страшном теракте с большим количеством погибших. Сегодня же Турция находится в центре внимания. Все только и делают, что обсуждают трагедию, которая произошла в аэропорту Стамбула. Но, как бы цинично это не звучало, этого следовало ожидать. Ведь не секрет, что турецкие власти оказывали своеобразную п...

Аптечка в отпуск: что берёте вы?

Официально можно заявит о том, что начался сезон отпусков, все массово выезжают на природу, жарят шашлыки, купаются в реках и озёрах, лето в полном разгаре. И вся Россия сегодня наслаждается тёплым сезоном. Но, к сожалению, вместе с такими яркими впечатлениями нередко мы получаем ещё и расстройство желудка, а кто-то умудряется получить даже солнечный удар. Естественно...

Невидимая сторона США

Только вчера села за просмотр очень доброго фильма о семейных ценностях, да ещё и с Сандрой Баллок в главной роли, как сегодня утром наткнулась на кошмарные новости США, который напрочь испортили все представления об американских семьях. Понятное дело, что не все такие, и один случай - это не показатель, но как мать могла убить своих детей? Женщина заст...

Человек с древних времён покоряет природу и использует её в своих целях. В последние два столетия наблюдался бурный рост промышленности и населения. Увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду породило экологические проблемы, которые стали серьёзной угрозой не только для будущего всего человечества, но и для нашей планеты в целом. В наше время мы всё чаще задумываемся: а что каждый из нас может сделать для приостановления процесса загрязнения и стремительного изменения окружающей среды? В этой статье Марина Артюх, руководитель направления коммуникаций корпорации «Сибирское здоровье» / SiberianWellness и куратор курса «Экология» проекта SiberianChallenge , расскажет, с какими именно экологическими проблемами мы сталкиваемся сейчас и с чем позже придётся столкнуться нашим детям.

1. Проблема загрязнённого воздуха

В воздухе содержится большое количество загрязняющих веществ, в том числе твёрдые компоненты: диоксид серы, азота, оксиды азота и углерода. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и автотранспорт. Их влияние на состояние воздуха особенно заметно в городах.

В 2018 году был опубликован государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году ». Согласно ему, с 2007 по 2014 год воздух стал чище, так как объём выбросов сократился с 35 миллионов тонн до 31 миллионов тонн в год, но в 2015 и 2016 годах изменений в количестве выбросов не происходило. При этом около 45 % выбросов вредных веществ в атмосферу происходит из-за автомобильного транспорта. Самыми загрязнёнными российскими городами названы Екатеринбург, Благовещенск и Дзержинск, а наиболее чистый воздух в Салехарде, Оренбурге, Белгороде и Мурманске.

2. Дефицит водных ресурсов

Вода является жизненно необходимым ресурсом для всего живого на Земле. Рост населения увеличивает потребность в её потреблении. Россию с её запасами пресной воды проблема коснётся значительно позже остальных стран мира, однако в течение последних 10 лет наблюдается снижение количества пресной воды в стране с 4884 кубических километров в 2007 году до 4441 кубического километра в 2016.

Также наблюдается загрязнённость пресных вод: одна из самых великих российских рек Волга названа «грязной» . Её воды содержат большое количество органических веществ и минералов: медь, железо, сульфаты и фенол. Эти вещества поступают вместе с промышленными отходами, которые не очищают совсем или очищают, но недостаточно хорошо. Частично проблема грязных вод связана с урбанизацией населения: через биологические очистные сооружения тоже стекаются отходы. Система очистки воды на станциях аэрации нареканий не вызывает, но большое количество труб, по которым вода поступает непосредственно в дома и квартиры, уже давно исчерпали свой ресурс. Соответственно, эти проржавевшие трубы загрязняют поступающую в дома воду железом и другими веществами.

Важно отметить, что загрязнение рек – одна из причин сокращения водных ресурсов. Вместе с неконтролируемым выловом и браконьерством в скором времени это может привести к серьёзному обнищанию фауны наших рек и озёр.

3. Проблема истощения биологических ресурсов

Проблема охватывает деградацию растительности и лесов, сокращение разнообразия видов живых существ, дигрессию пастбищ и другие негативные тенденции. Основная причина возникновения проблемы – антропогенная деятельность человека. Загрязнение окружающей среды, браконьерство и несанкционированная вырубка лесов приводят к уничтожению или изменению привычных ареалов существования живых видов. В наше время мы наблюдаем, как некоторые виды животных, растений, насекомых и рыб оказались на гране вымирания.

Одновременно с этим нашей стране характерно нерациональное использование лесных ресурсов: потребление превышает восстановление. Отдельным негативным фактором, влияющим на снижение лесных угодий, являются лесные пожары и незаконная вырубка леса. Так, в 2016 году лесными пожарами было уничтожено 2663,5 тысячи гектаров лесов , что по размерам сопоставимо с величиной таких государств, как Руанда или Македония.

Половину территории нашей страны занимает древесная растительность. Леса России составляют около четверти мировых лесов. Многообразие климатических зон позволяет проживать на территории нашей страны множеству видов живых существ. Если тенденция в деградации растительности и лесов, сокращении разнообразия видов живых существ не изменится, то до будущих поколений не доживёт множество видов животных, рыб и растений, настоящих лесов станет меньше и количество кислорода в воздухе снизится.

4. Истощение земельных ресурсов

Наши дети столкнутся с резкой нехваткой различных полезных ископаемых. А ведь для того, чтобы сократить их потребление, требуется всего лишь учиться перерабатывать отходы и развивать их повторное использование. Такой разумный подход сократит размеры разрастающихся свалок, загрязняющих почву.

И тут мы сталкиваемся с ещё одной проблемой: ежедневно городской человек «производит» около 1 килограмма бытовых отходов . Большую часть мусора составляет пластик, который не разлагается. За год люди складируют более 85 миллиардов тонн отходов . Это не только сокращает качественные земельные угодья, но и загрязняет планету ядохимикатами, бытовым и промышленным мусором, твёрдыми и жидкими отходами. Простая сортировка мусора и его повторное использование позволяют экономить на добыче новых полезных ископаемых и не допускать засорение почвы. Для предприятий использование вторсырья – это возможность снижать расходы на разработку карьеров. Производство товаров из вторсырья позволяет сократить затраты для предприятия до 80 % . Сплошные плюсы!

5. Почвенно-геоморфологические проблемы

Использование лесных ресурсов и активное ведение сельского хозяйства приводит к тому, что почва засоряется и в ней появляются эрозии. На 2014 год, по данным Министерства сельского хозяйства России, было деградировано свыше 8 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. Более 2 миллионов гектаров из них относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Но и здесь можно спасти ситуацию, если эрозии образуются из-за землепользования: нужно создавать лесополосы, которые защитят от ветра и от изменения типа и густоты растительности, вводить определённые технологии посадок.

Вторая сторона проблемы кроется в агрессивном использовании почвы под сельскохозяйственные угодья. Это приводит к снижению гумуса в почве – в некоторых южных регионах этот показатель по сравнению с 1990 годом составил почти 50 %. Для восполнения ресурсов почвы необходимо внесение туда органических удобрений. Если этого не делать, то в скором времени мы рискуем столкнуться со снижением плодородия земель и, как следствие, с нехваткой пищи.

6. Изменение озонового слоя и глобальное потепление

Озоновый слой – это наша защита от ультрафиолетового излучения. Его разрушение приводит к тому, что повышается степень риска развития различных заболеваний, в том числе рака кожи. Вместе с этим постепенно увеличивается температура поверхностного атмосферного слоя. За последний век она выросла на 0,3–0,8 градуса . Потепление приводит к сокращению снежного покрова на севере и, как следствие, к подъёму уровня вод мирового океана. Если рассматривать статистику только по России, то за последние 10 лет в стране скорость среднегодовой температуры составляет почти 0,5 градуса. С глобальным потеплением всё неоднозначно. То время, на протяжении которого существует человечество, является ничтожно малым для планеты. За всю историю её существования уже были и ледниковые периоды, и потепления. Возможно, просто наступает один из них.

Вместе с тем каждый из нас может замедлить разрушение озонового слоя. Для этого нужно сократить потребление балончиков с дезодорантами, освежителями, чаще ходить пешком, передвигаться на велосипеде, пользоваться общественным транспортом.

7. Болезни как последствие загрязнения окружающей среды

Вместе с ростом технологического процесса возрастает скорость загрязнения атмосферы. Дело в том, что каждый день люди вдыхают более 19 тысяч литров воздуха, в котором, кроме кислорода, находятся различные газы и частицы. Это угарный газ, окиси азота, сажа, цинк. Согласно проведённым исследованиям Международного энергетического агентства , Россия занимает пятое место по смертности по причине плохой экологии – ежегодно умирает около 140 тысяч человек. Эта цифра равна населению целого города в Московской области.

Выпадающие кислотные дожди загрязняют почву и водоёмы серной и азотной кислотами. В них содержатся в большом количестве алюминий и кобальт, которые губят лесную растительность и снижают урожайность. Токсичные соединения попадают в воду, которую мы пьём, и губительно воздействуют на здоровье.

Как улучшить экологическую ситуацию?

Все вышеперечисленные проблемы уже ощутимы для нашего поколения. Через 20–30 лет они станут только острее и насущнее, поэтому важно понимать, как с ними бороться, чтобы оградить от них своих детей. Во многих странах уже используют альтернативные виды топлива и транспортные средства, чтобы снизить выброс вредных веществ. В Европе вполне привычно видеть людей, передвигающихся на электрокарах и велосипедах. Ещё один путь решения проблем – разделять мусор на тот, который поддаётся переработке, и тот, что не подходит в качестве вторсырья.

Нужно просто помнить, что решение экологических проблем зависит от каждого человека в отдельности. Важно не просто знать, что негативные последствия существуют, но и бороться с ними: участвовать в экологических акциях, воспитывать в детях уже с ранних лет любовь к живому, приучать к грамотному поведению во время прогулок на природе и в городской черте, записываться в ряды экологических организаций, чтобы общими усилиями улучшать экологическую обстановку.

В дошкольном образовательном учреждении более уместно не обучать ребенка, а экологически просвещать его, готовя к систематическому обучению в школе. Жизненный опыт в этом возрасте основан на собственных впечатлениях и довольно узком пространстве квартиры, детского сада, двора, ближайшей улицы.

Наряду с объясняющими увиденное экологическими сведениями, объяснениями связей событий, главное значение на этом этапе экологического образования приобретает этическая компонента. Ребенок хорошо подготовлен к правильному восприятию себя среди прочих организмов, он ощущает их равенство себе. Взрослые стараются переубедить его в этом и искажают имеющиеся зачатки биосферного мироощущения маленького человека. Именно поэтому основной задачей в детском саду и в семье в это время является закрепление правильного мироощущения ребенка. Нельзя прививать ему агрессивное отношение к организмам, хотя бы и выборочное, тем более неуместно воспитывать брезгливое отношение к братьям нашим меньшим. Все они - и растения в том числе, требуют к себе уважительного отношения человека. Это и будет основой экологического воспитания при дошкольном обучении.

Человек живет в деревенском доме или в городской квартире. Дети, кроме того, часто дополнительно проживают в детском саду или школе-интернате. Где бы ни жил ребенок, его жилище или различные его части окажутся привлекательными для многих организмов. И они обязательно поселятся там либо навсегда, либо будут жить здесь в определенные сезоны. Даже более простое жилище, например, гнездо птицы, тоже является пристанищем для большого числа видов организмов. Они населяют подстилку и дно гнезда, частично живут прямо на его обитателях. Они связаны между собой различными отношениями, и каждый выполняет определенную «работу» в этом живом комплексе видов. Его-то и называют экологи гнездовым биоценозом.

Жилое помещение человека пространственно организовано гораздо сложнее гнезда, в нем может быть выделено множество мест со своеобразными условиями существования. Где-то более влажно, где-то более темно или тепло и так далее. В этом случае экологи говорят о микроклимате.

Есть климат комнаты, то есть совокупность ее климатических характеристик (температура, влажность, давление, освещенность и пр.), а есть климат какой-то части, например, за батареей парового отопления. Там практически все элементы этого локального климата будут отличаться от климата квартиры или любого другого жилья. Кому-то более подойдет именно этот локальный климат и естественно, что такие жильцы будут сосредотачиваться именно в этом месте. Как между обитателя жилых помещений, так и между ними и ее хозяином (он тоже один из обитателей) складываются определенные отношения. Какие-то сожители будут докучливы, опасны или станут выигрывать конкурентные отношение (например, быстрее есть какие-то продукты) у человека. Таких он будет называть «вредными». Другие же будут помогать ему справиться с конкурентами, или поддерживать чистоту жилья, или спасать от заболеваний, а могут просто оказаться чем-то приятными для человека. Этих он станет называть «полезными».

Правда кроме полезных и вредных в квартире, детском саду или интернате проживают еще и масса, по его мнению, безразличных для него организмов. Более же всего живет там организмов, о которых он ничего не знает, и о присутствии их в своем жилище даже не догадывается. Все это не значит, что они для него безразличны. Все организмы в этом сообществе связаны друг с другом тесными взаимоотношениями и взаимно регулируют как численность, так и деятельность друг друга. При грамотности хозяина, он сможет корректировать состав и свойства биоценоза своего жилья, поддерживая в нем условия оптимальные для собственного проживания. Задача этой главы не столько дать воспитателю рецепты управления биоценозом собственной квартиры, сколько показать общую картину функционирования такого сообщества, многообразие его компонентов и связей. Ребенок должен понимать, что он даже у себя дома является частью большой функционирующей живой системы, что он, как и все остальные части, зависим от этой системы.

Такое понимание себя как части мира, даст возможность воспитать биоцентрическое мировоззрение. Это спасет будущего человека от произвольных и разрушительных действий по изменению среды своего обитания, научит с уважением относиться ко всем организмам, его окружающим, понимать их функции и использовать их в своей деятельности. У воспитанного таким образом человека появится новая роль на планете. Он перестанет быть хозяином и распорядителем всего сущего, а станет одним из сосуществующих в биосфере организмов. В силу того, что он наделен интеллектом, он должен совместно с другими организмами стараться оптимальным образом поддерживать гармонию, красоту и разнообразие своего живого мира. От этого прямо зависит высокое качество его собственной жизни. Ведь совершенно невозможно во взаимосвязанной системе благополучное существование одного из видов на фоне ухудшения жизни других и общего разрушения системы.

Для обучения экологии в детском саду, кроме программы такого обучения изданы пособия для воспитателя (Ердаков, Ксенц, 2006). Чтобы учитель имел иллюстрации для своих занятий экологией, ему в помощь изданы небольшие рассказики для маленьких детей о растениях и животных, живущих в квартире и вблизи ее. То есть о тех, с кем дети общаются с самого раннего возраста, но потом под влиянием окружающих начинают относиться кл многим из них пренебрежительно. Чтобы запечатлелось позитивное отношение к таким организмам и созданы эти рассказики для детей (Ердаков, Ксенц, 2006; 2007). Полезным для такого воспитания будет и учебник для первого класса А.А. Вахрушева с соавторами (1996). Там, как раз для начальных групп детского сада, даются основные различения - живого от неживого, растений от животных и пр.

Таким образом, на ранних стадиях воспитания появляется представление о простых правилах (экологических аксиомах) сосуществования человека с окружающими его организмами. Выясняется зависимость его от среды его обитания, закладываются навыки использования простых экологических правил в своей жизни, а также навыки тактичного отношения к окружающим его организмом. Ребенок постигает основы экологической этики, которые впоследствии помогут ему сойти с пути разрушения экологических систем, участником которых он является.


Из монографии "Непрерывное экологическое образование (Экология для зеленых)"

Экология для ребенка ассоциируется с цветами, растениями, домашними животными. Прежде чем осуществлять экологическое просвещение, необходимо поговорить с детьми о звездах, воде, воздухе, солнце.

Экология для детей дошкольного возраста - это бабочки, кузнечики, муравьи, красивые цветочки.

Наука о жизни

Природа является общим домом для всех живых существ. Человек должен бережно относиться к ним, не допускать разрушения гармонии и единства.

Экология для ребенка - сложный предмет, поэтому воспитатель во время занятий рассказывает о ее важности, значимости. Педагог отмечает, что между комарами, бабочками, съедобными и ядовитыми грибами, волками и зайчиками есть связь.

Детские поэты о природе

Замечательные стихи про экологию для детей есть у Бориса Заходера. Вот отрывок его произведения:

Все на свете,

На свете нужны,

Не меньше нужны, чем слоны…

Человек не может жить в современном мире без применения природных богатств. Эти стихи про экологию для детей - повод задуматься о том, что именно от человека зависит красота и гармония в природе.

Игра по станциям

Предлагаем сценарий по экологии для детей младшего школьного возраста. В рамках декады экологии можно провести интересную игру по станциям.

Путешествие в страну «Экоголиков» начинается с разделения ребят на четыре команды. Они выбирают капитана, придумывают название и эмблему, связанную с экологией.

Каждой группе вручается маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения «экологической тропы». Дети должны ответить на все вопросы, тогда они смогут попасть в страну «Экоголиков».

Первая станция под названием «Звуки природы»

Ребята должны угадать пение соловья, воробья, сороки, вороны. За каждый правильный ответ они получают по одному баллу.

Вторая станция называется «Угадай меня»

Ребятам предлагаются загадки, посвященные живой природе:

  1. Желтое и теплое, но не цыпленок (солнце)..
  2. Зимой и летом одним цветом (елка).
  3. Красная Наташка в зеленой рубашке (клубника).

За правильный ответ команде начисляется по 1 баллу. Викторина по экологии проводится старшеклассниками.

Третья станция - «Береги лес!»

Ребятам предлагается викторина по экологии, посвященная правилам поведения в лесу. Ребята рассказывают, что можно, а что нельзя делать во время прогулки по лесу.

Четвертая станция - «Перевоплощение»

Каждой группе предлагается представить себя в роли птицы или зверя, показать особенности поведения. Присутствующие должны отгадать, какой образ представляет член команды.

Завершается мероприятие для детей по экологии подведением итогов, награждением, вручением призов, грамот, подарков.

Правила поведения в природе

Программа «Экология для детей» предполагает проведение тематических бесед, ролевых игр, викторин, которые позволяют ребятам формировать представление о связи человека и живой природы.

Например, на одном из занятий, ребята формулируют правила поведения в лесу:

  • не ловить и не приносить домой детенышей птиц и зверей;
  • беречь лягушек, так как они поедают насекомых;
  • не уничтожать жуков, стрекоз, бабочек;
  • не разорять муравейники;
  • не ломать на деревьях ветки;
  • не оставлять на природе мусор.

Именно с этих правил начинается наука экология для ребенка. Если с раннего детства ребята будут позитивно настроены к окружающему миру, Земля станет для них другом на всю жизнь.

Для того чтобы экология для ребенка стала руководством к жизни, педагог должен рассказывать о том, как важно правильно питаться, беречь и охранять животных, пить чистую воду.

Изготовление кормушек

Каждую осень национальные парки в РФ предлагают для воспитанников детских садов и образовательных учреждений различные конкурсы в рамках «Марша парков». Например, школьниками создается сценка про экологию, которая связана с жизнью птиц. Затем вместе с родителями они создают домики и кормушки для птиц. Готовая сценка про экологию демонстрируется другим ребятам, чтобы показать важность и своевременность мер, направленных на защиту природы.

Проект «Мы выбираем жизнь!»

Тема экологии для детей старшего школьного возраста реализуется посредством проектной деятельности. Предлагаем краткое знакомство с материалом, посвященным формированию у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Цели проекта:

  • привлечение внимания к проблеме наркомании среди молодежи;
  • выяснение уровня информированности по данной проблеме;
  • рассмотрение классификации наркотических веществ, механизма их действия на организм человека;
  • выявление причин данного явления в молодежной среде;
  • знакомство с возможными последствиями употребления наркотиков

Методы написания проекта:

  • реферативный;
  • анонимный социологический опрос;
  • исследовательский;
  • применение ИКТ

Проект направлен на повышение уровня информированности молодежи по проблеме наркомании. В нем представлен теоретический материал по классификации наркотических веществ, способам приема, механизму их действия на организм. Проект имеет практический блок - социологический мини-опрос. Рассмотрены некоторые причины явления наркомании в молодежной среде, наглядно показаны последствия употребления наркотиков.

Продемонстрирован другой образ жизни молодежи - без наркотиков (на примере деятельности исследовательского клуба), представлены наглядные фотографии ребят, которые нашли смысл своей жизни в исследовательской деятельности. Проект содержит выводы по проблеме.

Данный материал может быть использован в беседах по профилактике проблемы наркомании в молодежной среде.

Если человек будет уважительно относиться к самому себе, он сможет беречь живую природу, заботиться о растениях и животных.

Среди интересных мероприятий, которые можно предложить детям, выделим раздельный сбор мусора. К этой акции воспитатель подключает родителей своих воспитанников. Папы и мамы своим примером формируют у ребенка правильное отношение к утилизации мусора. В одну коробку укладываются бумажные отходы: бумага, картон. Вторая коробка предназначается для пластика, а третья - для металлических отходов. Подобные мероприятия способствуют формированию у подрастающего поколения ответственности за мусор, способы его утилизации, рациональность переработки.

Проект по экологии

Интересным вариантом привития интереса к экологии является проектная деятельность. Предлагаем фрагмент работы школьника «Фонтан для учителя», посвященной сохранению психологического здоровья педагогов.

Введение. Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: огонь, вода, звезды. Прозрачные струйки воды переливаются и куда-то торопятся. Такая релаксация не только приятна для души, но и благотворно отражается на здоровье. Дети могут часами играть у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж, прохладен. Журчание фонтана снимает стресс, успокаивает, заставляет забывать о тревогах.

Мы предлагаем внести в школу частичку живой природы, установив маленькие фонтанчики на столах школьных учителей. Такое незатейливое приспособление внесет в профессиональную деятельность педагога гармонию и покой. Помимо эстетической функции, самодельный настольный фонтан имеет и практическое назначение, ведь он является отличным увлажнителем воздуха.

В чем заключается актуальность темы? Необходимо создавать все условия для релаксации педагогов, чтобы представители этой сложной профессии могли расслабляться во время перемен, настраиваясь на новые трудовые подвиги. Настольный фонтан станет прекрасным средством для снятия стресса, стимулом для настроя учителей на позитив.

Цель работы: создание настольного фонтана для релаксации школьных учителей.

Задачи работы:

  • разработать дизайн настольного фонтана;
  • создать на базе проекта действующую модель;
  • сделать выводы и дать рекомендации по проблеме исследования

Объект исследования: свойства жидкости.

Методы работы:

Основная часть. Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии. Изначально они использовались не только для красоты, но и для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Вода настолько благотворно влияет на нервную систему человека, что в некоторых клиниках в качестве одного из методов лечения депрессивных расстройств используют созерцание струящихся потоков воды.

Во время сложного рабочего дня любой учитель мечтает о расслаблении, возможности забыть о своих проблемах и тревогах. Не у всех есть возможность отдыхать на берегу моря, озера, предаваться размышлениям. В качестве отлично работающего способа для расслабления мы предлагаем рассмотреть самодельный комнатный фонтан. Вода, струящаяся из такого незатейливого приспособления, способна успокаивать психику, благотворно влиять на здоровье. Настольные фонтаны способны стать и отличной профилактикой профессиональных болезней учителей, связанных с дыхательной системой. Для начала был разработан дизайн настольного средства для релаксации.

Наш фонтан состоит из бутылки с водой, трубочек от капельницы и емкости, где будет скапливаться вода. Мы выбрали струйный вариант насадки, чтобы добиться максимального увлажнения воздуха в классной комнате.

Принцип действия основан на законе Паскаля. Во время сжатия бутылки с водой вода под давлением начинает передвигаться по трубке. На другом конце трубки закреплена насадка. Вода под напором струйками выливается в емкость, декорированную нами в цветочном стиле. Для обеспечения циркуляции воды мы использовали закон сообщающихся сосудов. Для решения проблемы был сделан обратный ввод в бутылку с помощью трубочки от медицинской капельницы.

Выводы. В данной исследовательской работе приводятся рекомендации и инструкции для самостоятельного создания фонтана у себя дома для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья человека в целом.

Заключение

Экологическое воспитание подрастающего поколения - важная задача, стоящая перед воспитателями детских дошкольных организаций и учителями общеобразовательных школ. Для того чтобы в полной мере формировать у подрастающего поколения бережное отношение к живой природе, педагоги разрабатывают программы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках таких программ проводятся тематические классные часы, туристические походы, конкурсы, викторины.