Как соня оправдывает раскольникова. Сочинение на тему “Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Герои «Преступления и наказания»

В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом ""Преступление и Наказание"" и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, ""идейное"" убийство.

Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело. Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. ""Тихая, слабенькая"" Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от ""теории"", воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. ""Воспитания, как и представить можете, Соня не получила"". Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, нако­нец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ""принуждена была взять жёлтый билет"".

Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ""переступила"", чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца.

За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что ""люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово"". Отнеся себя к ""высшему разряду"", Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно. Раскольников ""переступил"" через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.

После убийства Раскольников идёт к Соне, считая её человеком, который поймёт его, ведь она совершила не менее тяжёлый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Её Жизнь строится по законам самопожертвования. Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Она смиряется и страдает.

Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задаёт ей коварный вопрос: что лучше – подлецу ""жить и делать мерзости"" или умирать честному человеку? ""Да ведь я Божьего промысла знать не могу…– отвечает Соня. – И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?"" Несмотря на все попытки Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твёрдо стоит на своём: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело. Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в Бога. Именно ""в отходе от Бога"" видит Соня причину преступления Раскольникова: ""От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!"" сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в Бога даёт силы этому хрупкому и беззащитному созданию. ""Что же бы я без Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она"".

Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но всё равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней Раскольников становится всё более и более откровенным, и, в конце концов, он признаётся Соне в совершённом убийстве. Сцена признания очень напряжённая. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. ""Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками"". После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.

Первая причина оказалась банальной: ""ну да, чтоб ограбить"". Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ""хотел помочь матери"". Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что ""хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил"", но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ""Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! "" Следующая причина: ""…я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…"" – тоже не является истиной. ""Ох, это не то, не то!"" – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ""Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?"" Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: ""Тварь ли я дрожащая или право имею…"". Раскольников ""захотел осмелиться и … убил"".

Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ""Человека-то я убил, а принцип – нет."" Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства...

Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её ""матушка ты наша… нежная, болезная."" А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к ""высшему разряду"", презирая их: "" Ты барин!"" – говорили они ему. Только Соня по-прежнему любит Раскольникова.

Во время болезни Раскольников видит сон о ""моровой язве"", который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ""люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе."" После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ""Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…"", теперь Раскольников понял, что только ""бесконечной любовью искупит он все страдания"", всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. ""Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…""

С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» – это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт. Сам Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков совсем другого масштаба.

О Соне и ее жизненных обстоятельствах мы впервые узнаем из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

Раскольников с Соней находятся на одном и том же бедственном жизненном уровне.

«Будущий Наполеон» обитает на чердаке в убогой каморке, которую автор описывает такими словами: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Родион Романович дошел до крайней черты бедности, но в этом положении ему чудится странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».

Простым выходом из тяжелого финансового положения Родион Романович считает убийство. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно

«переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

Жертвой этого морального эксперимента была выбрана злая старуха-процентщица Алена Ивановна. Ее Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Но, зарубив Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович вдруг обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы.

При этом Раскольников по-прежнему способен время от времени отвлекаться от своей богатой внутренней жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым – пьяный чиновник попадает под лошадь. В сцене исповедования раздавленного и доживающего последние минуты Мармеладова автор дает первое описание Софьи Семеновны: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

Это мирное мероприятие не обходится без скандала: Соню несправедливо обвиняют в краже. Несмотря на благополучный исход дела, Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель.

Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Несмотря на чуждые ему убеждения, Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Он ищет у нее сочувствия, поскольку понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Теперь Родион Романович предается извращенному удовольствию самоуничижения. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Важная черта для характеристики обоих персонажей: каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором»

– не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.

Закономерный вывод из взаимоотношений этой пары центральных героев романа: без жизненных идеалов Сони путь Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостную, логически завершенную систему образов. Взгляд на происходящее с двух существенно отличающихся точек зрения придает действию дополнительный объем и убедительность. Великому русскому писателю удалось не только вдохнуть в своих героев жизнь, но и привести их к благополучному разрешению самых тяжелых коллизий. Эта художественная завершенность ставит роман

«Преступление и наказание» в один ряд с величайшими романами мировой литературы.

Сочинение на тему “Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” обновлено: 14 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Мотивы преступления Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.
В романе \ «Преступление и наказание \» Ф. М. Достоевский касается глубоких социальных проблем общества XIX века, пытается решить важные нравственные и философские вопросы. С первых страниц произведения мы попадаем в ужасный мир Петербургского жизни: обездоленные простолюдины существуют в постоянной нужде, вынуждены терпеть унижения. А рядом богатые дельцы наслаждаются жизнью, пользуясь трудом и страданиями других. В такой атмосфере везде чувствуется преступление, в каждом можно увидеть преступника, который так или иначе переступил черту законности и морали.

Что толкает этих людей на преступление? Если мы внимательно присмотримся к каждому из героев, то увидим, насколько разными являются \ «преступники \».

Лужин и Свидригайлов — преступники, преступление — это само их натура. Они получают удовольствие, издеваясь и обманывая людей. Совсем другие чувства вызывают такие герои, как Родион Ракольников и Соня Мармеладова. их можно отнести к преступникам, тем, кто переступил нормы морали, но и мотивы преступных поступков у них очень разные.

Два года Родион Раскольников учился в Петербургском университете, перебиваясь дешевыми уроками и жидкой поддержкой матери, жившей в провинции. Скоро это ему надоело, он не выдержал, \ «обозлился \», бросил учебу, \ «как паук в свою конуру забился \». Герой существовал на стрекательные деньги, которые иногда получал от процентщицы за последние ценные вещи под чудовищные проценты.

Герой задумался над тем, как жить дальше. Чувство гордости не позволяло этому талантливому, умному человеку мириться с жалкими условиями существования, с \ «кладовой \», которая была больше похожа на шкаф, чем на комнату. В его мыслях появляется вопрос: может ли гуманный человек, страдающий за подавленное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного \ «жалкой \» существа ради избавления от страданий и трудностей многих благородных, честных людей?

Ответ на этот вопрос главный персонаж пытается найти в теории \ «или я тварь дрожащая, или имею право \». Раскольников уверен, что относится к \ «сверхлюдей \», которым разрешено все, которые могут пойти на преступление во имя благородной цели. Но этим самым он разделил людей на \ «высшей \» и \ «ниже \» сорта, присвоил себе и другим \ «выше \» право судить, казнить, переступать человеческие и божеские законы.

Родион Раскольников пытается решить собственные проблемы за счет других людей. Этим отличается он от Сони Мармеладовой, которая всю свою жизнь живет по Божьим заповедям и законам совести. Соня очень целостный внутренний мир, живет в гармонии с самим собой благодаря ее вере в Бога. его вера не пассивная, девушка постоянно доказывает это своими поступками. Именно вера в Бога заставила ее пойти по \ «желтому билету \» вместо того, чтобы убить себя. А выбирать Соня могла только между этими двумя путями, ибо жизнь не давало ей другой возможности. Героиня решила сохранить это жизнь, а вместе с ним жизнь своей семьи.

Соня тоже переступает через законы морали, становится на путь торговли собственным телом. Девушка вынуждена пойти на такой ужасный поступок, чтобы кормить больную мачеху и ее маленьких детей. Соня воплощает в романе светлое начало, она понимает, что грешен, чувствует свою вину перед Богом и самим собой, своей совестью.

Идея жертвенности поднимает образ Сони к символу человеческого страдания. Именно большая любовь к ближнему, ко всем людям помогает героине Достоевского сохранить нравственную чистоту и достоинство в том грязи, в который толкнуло его жизни. В отличие от Родиона, Соня никогда не разделяла людей на \ «достойных \» и \ «недостойных \» на \ «высших \» и \ «низших \». Она в каждом человеке способна разглядеть душу, способна оправдать любое преступление, поскольку даже в преступники, у убийцы Соня видит человека. Именно поэтому она оправдывает и Катерину Ивановну, и пьющего-отца, и самого Раскольникова.

Хотя взгляды героев немного отличаются, но есть то, что сближает их — тупик, тупик, в который толкает их жизни, заставляя совершать преступления против морали и совести, против самих себя. Общество поставило героев перед выбором таких путей, которые по-разному, но обязательно ведут к моральному упадку.

В своих произведениях Ф. М. Достоевский разработал особый тип философского, психологически углубленного реализма, основанного на обостренном изучении наиболее сложных и противоречивых сторон жизни, на умении достоверно раскрыть в картинах общественной жизни и моральном лице героев глубокие проблемы, противоречия всей эпохи. Анализируя болезнь ума и сердца индивидуалиста, интеллигента, преступника или самоубийцы, писатель в сложных, \ «фантастических \» фактах душевной жизни героев показывает всю историческую жизнь человечества.

Главной проблемой в романе \ «Преступление и наказание \» является безразличие, потеря человечности и морали в обществе. Образ Петербурга, образ современной автору действительности становится воплощением этого кризиса человечности. В мире становится невозможно жить, и именно поэтому герои Достоевского пытаются искать выход из этого ужасного положения. Каждый находит свой выход: это может быть бегство из жизни, потеря моральных устоев, чтобы легче было жить, жертвование собой ради сохранения остатков человечности и добра или попытка поставить себя над людьми и обстоятельствами. Понятно, что ни один путь не ведет человека к счастью. Возможно, именно поэтому писатель отправляет Соню и Родиона в Сибирь, в другой, не похож на петербургский, мир. Только в этом мире Раскольников с новыми, светлыми, идеями чувствует себя человеком, а Соня пользуется почетом и уважением окружающих ее людей.

В душе Раскольникова идёт тяжкая внутренняя борьба . И на пути его как раз в это время попадается Соня Мармеладова .

И вот, к этой Соне пришел каяться Раскольников, – он думал, что она, как тоже «переступившая» условности жизни, близка ему по духу, что она – товарищ его по беде. Он льстил себя мыслью, что она тоже злобствует на людей за то, что она – их жертва, и, подобно ему, – грешница «пуще всего тем, что понапрасну умертвила и предала себя»... Из этих слов видно, что, ослепленный самомнением, он мог еще смотреть на себя, как на «напрасную жертву».

Он стал перед Соней на колени и сказал: «я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». В этих словах еще слышится его «гордость». Ведь он и себя считает в такой же степени достойным преклонения. Он пришел, чтобы «возмутить» Соню против людской несправедливости, – и в этом возмущении «сестры по духу» найти облегчение своей мятежной душе.

Но он встретил в ней сильного человека, который повел его за собой. Соня приблизила его к Богу, она читала ему «Евангелие», – она, простая девушка, сказала ему, образованному человеку, что нет той мерки, которою человек может судить другого человека, а презирать своего ближнего никто не имеет права . она сказала этому гордому человеку, что он – «несчастнее всех» на свете, – что он над собой сделал великое зло; она указала ему и путь спасения:

«Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны и скажи всем, вслух: я убил».

Она доводит Раскольникова до сознания, что главным побуждение к убийству было его самолюбие. Не о счастье людей заботился он: ему хотелось только доказать себе, что он – сильный человек, что он – не «вошь, как все», не «тварь дрожащая» – и «право имеет переступить».

Раскольников постепенно вступает на путь, который ему указала Соня. И с момента первого искреннего покаяния на каторге он начинает возвращаться в то общение с людьми, от которого он оторвался, повинуясь своей гордыне.

С ним произошло то, что с героями Толстого – Пьером Безуховым , Андреем Болконским , только большей ценой заплатил он за свои ошибки. Само покаяние его характерно, – оно чисто в «народном духе», – в этом кроется высокий смысл: Достоевский, подобно Толстому, зовет этого интеллигента-преступника к простой – народной правде, к «

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – главные герои знаменитого романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Их взаимоотношения играют ключевую роль в произведении.

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент. Он умен и образован, но унизительное материальное положение сделало его замкнутым и угрюмым. Гордость, самолюбие и нищета породили в голове Родиона теорию, согласно которой все люди делятся на два разряда: обычных и право имеющих.

Рассуждения о том, является ли он «тварью дрожащей» или «право имеющим», подтолкнули его к тяжелому преступлению – к убийству. Личность героя очень противоречива: его можно назвать грешником (убийство старухи-процентщицы и ее сестры) и в то же время благородным (помощь семье Мармеладовых).

Соня Мармеладова – юная девушка, живущая по «желтому билету». Нищета и ужасные жизненные условия семьи вынудили ее заниматься этой аморальной деятельностью. Соня жертвовала собой ради младших братьев и сестер, отца-пьяницы и больной мачехи. Но несмотря на все трудности, которые выпали на ее судьбу, девушка сохранила чистоту и красоту души. Она очень религиозна, верит в Бога и читает Евангелие. В молитве Соня нашла успокоение.

Мармеладова оказала сильное влияние на Раскольникова. Именно ей он признался в своем зверском преступлении, однако девушка не осудила героя, потому что она всегда переживает боль людей вместе с ними: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке». Соня не бросила Родиона, она решила спасти его душу. Именно она убедила героя признаться в содеянном.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников, с одной стороны, родственные души, а с другой – полные противоположности. Герои похожи тем, что оба бедны и грешны, оба «переступили»: она – блудница, он – убийца. Но в то же время, эта пара заметно отличается друг от друга. Соня имеет чистую душу, она добра и сильна, а попала в такое ужасное положение не по своей вине. Раскольников же отчаявшийся человек, который сам вогнал себя в трудную ситуацию.

Любовь Сони к Родиону была сильна настолько, что она последовала за ним в Сибирь на каторгу. Героиня всячески старалась помочь Раскольникову обрести себя. Девушка приблизила его к Богу, читала ему «Евангелие» и открыла глаза, она сказала ему то, что человек не может судить другого, а презирать своего ближнего никто не имеет права.

Нашел ли в Соне Раскольников свое спасение? Да, и об этом мы узнаем в эпилоге романа. Она сумела возродить Родиона к жизни, и он начал все с чистого листа. Благодаря Мармеладовой герой осознал всю абсурдность своей теории. В этой девушке он увидел не «тварь дрожащую», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого направлено на спасение других, на то, чтобы сделать мир лучше и добрее.