Как живет ортодоксальная еврейская семья, зачем нужен парик женщинам. Ортодоксальные евреи: кто они? Евреи бреют волосы под парик

Евреи в Израиле разные. Одни из них живут обычной жизнью, одеваются по своему вкусу, зарабатывают деньги и стремятся дать своим детям хорошее образование. Другие, ортодоксальные евреи, живут по законам Галахи, окончательно сложившимся к началу Галаха - это свод правил, регламентирующих все области жизни: рождение и женитьбу, работу и семью, поведение и мировоззрение. Евреи-ортодоксы заметны издалека. Они одеты только в черное и белое (даже нижнее белье может быть только таких цветов), их голову венчает шляпа, а прическу украшают пейсы. «Рабочие» и ортодоксальные евреи не очень любят друг друга. Это отражается даже в пословицах («Когда Тель-Авив гуляет, а Иерусалим молится, Хайфа работает»). Эта нелюбовь понятна. Обычные люди недовольны тем, что им приходится кормить и обеспечивать всю страну, а ортодоксы в Израиле считают, что жизнь всех прочих противоречит религиозным законам. Ортодоксов можно встретить не только в Израиле, но во многих странах их воспринимают как нечто экстравагантное или экзотическое.

Правила жизни

Ортодоксальные евреи не могут работать в субботу. А трудом считается и поход в магазин, и вызов лифта, и приготовление еды, и… Словом, в субботу евреи могут только пить, есть, общаться. В последнее время они стали пикетировать или вовсе громить заведения, работающие в этот день недели. Так они призывают выполнять законы иудаизма. У ортодоксальной молодежи появилось свое развлечение. Собираясь группами, они по субботам избивают таксистов, продавцов, других работающих евреев. Видимо такая агрессивная деятельность работой не считается. Жизнь у приверженцев Галахи очень трудна. Ортодоксальные евреи должны придерживаться 613 правил «Пятикнижия», и это только в обычный, непраздничный день. Поэтому времени на работу у них не остается. Каждый шаг расписан в соответствии с положениями Торы. Ортодоксальные евреи должны не только есть но так и одеваться (например, не сочетать шерсть и лен). Их одежду шьют только особые портные. Они должны соблюдать все правила Шаббата, делать обрезание, молиться трижды в день, служить Богу в радости и т. д.

На деле же получается, что ортодоксальные евреи равнодушны ко всему, кроме собственной веры. Районы, где они живут, не отличаются чистотой, их дети (обычно не меньше пяти) неухожены, дурно воспитаны. Ортодоксы только учатся и молятся, а на все остальное - «Воля Божия». Не платя налогов (как неработающая часть населения) они тем не менее не забывают требовать от государства социальной помощи.

Ортодоксы бывают разными

Ортодоксальные евреи - не единая масса. Приверженцы течения хасиди считаются ультраортодоксальным направлением. Это именно они носят черные короткие брюки, заправленные в носки (чтобы не касаться земной грязи), перепоясываются черным широким поясом и покрывают голову шляпой из фетра такого же цвета. Женщины хасидки часто бреют голову, а потом носят парики. Хасидизм - направление, склонное к мистике и экзальтации. Существуют еще ортодоксы - нетурей карто, выступающие против сионизма вообще, и существования Израиля в частности. Есть и более близкие к реальной жизни ортодоксы-модернисты, но ни одно из этих течений хасиды не признают.

, Головной убор

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Шалом, уважаемый рав Яков Шуб! Видел Ваш ответ по поводу наращивания волос вместо парика для женщины. Я понимаю, что есть в Галахе разрешение (или даже, как я понял, повеление) носить парик женщине. Но вот лично я никак не могу согласиться и принять в сердце этот вид покрывания головы. Моя жена, барух Ашем, скромная женщина и ходит в головном уборе, покрывая волосы. Проблема, когда с новыми «пиками» моды в ортодоксальных общинах парики становятся все красивее и красивее, длиннее и светлее, и, что очень важно, стоят огромных денег (не мне лезть в чужой карман, но многие женщины покупают их потому, что надо). Мне немногим больше 26 лет, и, как говорится, я в процессе работы над «направлением взора своих глаз». Но даже когда я отворачиваюсь от нескромно одетой женщины как бы автоматически к «кошерно-одетой», то вижу женщину, парик которой очень сильно, честно сказать, привлекает мое внимание и задерживает его на этой особе, иногда и для оценки кошерных туфель на высоких каблуках и очень скромной юбке чуть выше колена. Я говорю правду, так как мне, человеку, который отдает (как правильно выразился рав Кушнир в своих лекциях по шлом-байт — семейному миру) всю энергию в свой дом, мне это очень сильно мешает. И это в последнее время не исключение — районы Байт ва-Ган и Ар-Ноф в Иерусалиме полны такими модницами. Что мне делать? Куда смотреть?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш искренний вопрос. На самом деле проблема, которую Вы поднимаете, волнует не только Вас, но и все религиозное общество. Ведущие раввины нашего поколения, выступая на разных уровнях, осуждают проникновение в наше общество веяний, чуждых традиционным еврейским ценностям. Эти веяния, к сожалению, в первую очередь негативно отражаются на состоянии еврейской семьи и соблюдении законов скромности, которые, в свою очередь, являются основополагающим фактором семейного благополучия. В последнее время в соответствии с мнением ведущих раввинов нашего поколения были разработаны четкие правила скромной одежды Мишмар а-Тора , отражающие специфику современной женской одежды. Кроме того, от наших учителей нам известно, что, помимо установления четких границ, необходимо также создание особой семейной атмосферы, подчеркивающей достоинство еврейской женщины. Такая атмосфера в конечном итоге естественным образом приведет к соблюдению законов скромности.

К сожалению, не всегда в наших силах сразу же решить все проблемы. Поэтому каждый человек должен понимать, что именно он может сделать для улучшения сложившейся ситуации. Как известно, порицание и осуждение других людей часто приводит к обратному эффекту: ссорам и другим негативным последствиям. Наши мудрецы учат: иногда даже запрещено «говорить слова, которые не будут услышаны». Поэтому более целесообразно, как Вы правильно выразились, «отдавать энергию в свой дом» и концентрироваться на наших близких и знакомых, на которых мы способны повлиять и привить им правильное понимание еврейской скромности.

Большинство из нас, к сожалению, не удостоились вырасти в традиционных религиозных семьях, поэтому для того, чтобы понять, как правильно развивать скромность в себе и близких людях, не всегда достаточно полагаться на собственное мнение. Необходимо, чтобы у семьи был контакт с раввином, с которым можно обсудить подобные темы лично. Кроме того, очень важно «быть на связи» с религиозными семьями, в которые можно, например, прийти в гости на субботнюю трапезу и просто пообщаться в неформальной обстановке. Очень часто понятия о скромности и семейных ценностях это своего рода «Устная Тора», которую не всегда можно познать из книг.

В любом городе, где имеется еврейский квартал, - от Антверпена до Нью-Йорка, и тем более в Израиле, - ультрарелигиозные евреи сразу обращают на себя внимание одеждой. У мужчин это черный костюм с белой рубашкой и непременная шляпа, у женщин - длинная юбка, рукав ниже локтя и парик. Такая «униформа» знакома всем туристам, бывавшим в еврейских районах Нью-Йорка или старом городе Иерусалима. выяснила, почему верующие иудеи так одеваются.

Мода от Бога

Все правила еврейской религиозной жизни заложены в главной книге иудаизма - Торе, или Пятикнижии (первые пять книг христианского Ветхого Завета - это многажды переведенная с одного языка на другой Тора), а именно в книге Левит. Там есть общие указания относительно быта и питания, которые впоследствии многократно разъяснялись и толковались еврейскими мудрецами разных стран и эпох.

Главное и самое общее правило, касающееся не только одежды, разумеется, но и быта и поведения, - «Будь скромен перед Всевышним». Скромность - «цниют» на иврите - подразумевает опрятность и чистоту одежды и сокрытие любых «соблазнительных» зон: современные религиозные евреи (на иврите харедим), например, не обнажают ступни ног (ни мужчины, ни женщины).

Однако соблюдать правило скромности можно в разной форме. Особенность истории еврейского народа в том, что он, будучи лишен собственной территории, был вынужден ассимилироваться в других странах, но смог сохранить национальную идентичность - во многом благодаря строгому соблюдению подробных правовых норм, среди которых были и нормы религиозного дресс-кода. Для сохранения нации в изгнании - в странах галута, или «рассеяния» - важно было, с одной стороны, не слишком отличаться от представителей титульной нации, с другой - сохранять национальные особенности одежды и внешнего вида. Поэтому у сефардов (евреев Средиземноморья) и ашкеназов (жителей Западной, Центральной и Восточной Европы) одежда разная, ведь разной была и одежда народов, среди которых они жили.

Голову не напечет

Главная из религиозных заповедей, касающихся одежды, предписывает покрывать голову. Замужние женщины повязывают голову покрывалом (на иврите оно называется тихль или митпахат, а в галуте евреи использовали другие названия, принятые в их наречиях - ладино у сефардов, идише у ашкеназов и так далее). Впоследствии толкования Торы привели к тому, что у отдельных направлений иудаизма покрывало заменил парик, который носят на коротко стриженной или даже бритой голове, иногда сочетая со шляпкой. Девочки и молодые незамужние девушки, напротив, обязаны ходить с открытыми волосами, которые они отращивают очень длинными: женщина, как и мужчина, должна соблюдать заповедь «плодитесь и размножайтесь», а значит - должна быть привлекательной с целью понравиться потенциальному жениху и вступить в брак. Женщины и девочки также в любое время года носят юбки, полностью закрывающие колени, рубашки и кофточки, закрывающие грудь и локти. Купание в открытых водоемах тоже практикуется в одежде.

Мужчины-харедим всегда, кроме времени сна, носят маленькую шапочку, на иврите - кипу (в России кипу называли ермолкой). Кипу, сшитую из четырех клиньев черной ткани, чаще всего бархата, надевают даже на самых маленьких мальчиков. У хасидов кипы с узкой белой окантовкой, у миснагидов, или литваков - без нее. В праздник евреи носят белые атласные кипы. Юноши старше 13 лет, прошедшие обряд совершеннолетия бар-мицва, как и взрослые мужчины, носят поверх кипы дополнительный головной убор.

У евреев Западной, Центральной и Восточной Европы этим головным убором были шапки-штреймлы из лисьих хвостов: их изначально придумали европейцы как позорное отличие евреев от титульных наций, придерживающихся христианского вероисповедания (христиане шапки из хвостов не шили), но внутри еврейской общины штреймлы стали частью традиции, а в наши дни - праздничным предметом одежды. Позже в повседневной жизни штреймл заменила черная шляпа. По ее форме, ширине полей, высоте и форме тульи человек, разбирающийся в еврейских традициях, может определить, к какому изводу иудаизма принадлежит ее обладатель, каким семейным и социальным статусом обладает.

Хасиды (сатмарские и гурские, бреслевские и так называемые хабадники) носят шляпы разной формы (всего специалисты определяют более 30 вариаций). У хасидов тульи ниже, шляпы миснагидов больше похожи на традиционную европейскую . Хабадники к тому же надевают в праздники белую кипу особой формы - с помпоном и вытканными надписями: это демонстрирует их возведенное в культ стремление к веселому и радостному служению Богу. Все ашкеназские мальчики и мужчины-харедим с трехлетнего возраста коротко стригутся, оставляя на висках длинные пряди волос - пейсы: на это тоже есть заповедь, запрещающая «обстригать голову вокруг». В некоторых общинах пейсы закручивают вокруг ушей или закладывают за уши.

Талит большой и маленький

Тора обязывает носить две одежды - из шерсти и из легкой ткани. За столетия толкований и интерпретаций это правило превратилось в обязательство ношения так называемого талита катан («малого талита», в противоположность большому талиту - покрывалу, которым евреи закрывают голову во время молитвы; еще талит катан называют талес или арбеканфес). Это четырехугольный кусок белой шерстяной ткани с темными полосами или без них, который можно надевать поверх рубашки или под нее, но в любом случае из-под одежды должны быть видны кисти талита - цицис, или цицит: это предписание Торы.

Фото: Ilia Yefimovich / Getty Images

Кисти крепятся в отверстиях укрепленных шелком углов талита. Талиты представителей некоторых направлений иудаизма (например, радзинских или ижбицких хасидов) отличаются тем, что в цицит есть нити синего цвета,выкрашенные особой традиционной краской. У сефардов, в отличие от большинства ашкеназов, в углах талита не по одному, а по два отверстия. Некоторые общины предписывают завязывать нити не только на четыре двойных обязательных узла, но и на дополнительные мелкие узелки (до 40 штук). Это внутренний код, позволяющий евреям сразу считывать информацию об общине, к которой принадлежат их единоверцы.

Поверх нательных одежд, включая талит, евреи (и мужчины, и женщины) в старину носили кафтаны, принятые в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Еврейские кафтаны отличались особенностями кроя, но в общем и целом евреи не стремились чрезмерно выделяться среди иноверцев - ни необычными, ни слишком богатыми одеждами. По этой же причине в африканской части Средиземноморья в новое время кафтаны остались в ходу у марокканских евреев (когда русская художница путешествовала по Магрибу, она сделала несколько портретов марокканских евреек в национальных костюмах - расшитых кафтанах и цветных юбках). В Средней Азии бухарские евреи носили халаты и меховые шапки поверх кипы, подобно местным жителям, а европейские евреи-ашкеназы носили (и носят по сей день) одежду, похожую на фрак или сюртук.

У фрака нет карманов, а застежка на пуговицы - не слева направо, а наоборот: по еврейскому поверью, добро в теле человека располагается справа (по этой же причине на правой руке евреи носят обручальные кольца). Ткань фрака может быть как матовой (в будни), так и атласной (в праздник), гладкой или с выработкой: это тоже указывает на происхождение и социальный статус. С фраком надевают длинные черные брюки и черные ботинки на шнурках. Исключение опять же составляют хасиды, которые в праздники носят кафтан из светлой ткани, короткие брюки, белые чулки и черные кожаные ботинки без шнурков, так называемые пертил ших. Единственный день в году, когда евреям запрещено носить кожаную обувь, - Йом Киппур, или Судный день, в который верующие не работают, держат безводный пост и молятся о прощении грехов и о том, чтобы следующий год был удачным.

Наряд подвенечный

В Западной, Центральной и Восточной Европе одним из традиционных еврейских ремесел было ювелирное дело и огранка драгоценных камней. Однако заповедь скромности толковалась в том смысле, что религиозные евреи не должны носить драгоценностей напоказ. Как правило, женатые мужчины носили только обручальное кольцо (по религиозному правилу оно, впрочем, обязательно только для женщины и должно быть золотым и цельнолитым, без отверстий и камней, что особо проверял раввин во время брачной церемонии - хупы) и часы, если позволял достаток. Женщины надевали несколько больше украшений, но тоже неброских, поскольку декольте обнажать не допускалось.

В странах же Магриба (африканской части Средиземноморья), в еврейских общинах Ирана, Кавказа, Афганистана и Узбекистана с ювелирными изделиями было несколько проще, поскольку и местные женщины (мусульманки) носили богатые украшения. Особенно броские драгоценности было принято надевать невесте в день свадьбы. В этот день девушка надевала кольца, многорядные колье с монистами и подвесками, браслеты, серьги и подвески на покрывало, закрывающее лоб.

Особую ценность имели золотые филигранные украшения с мотивом тапеш (стилизованного павлиньего пера), которые делали ювелиры из узбекской Бухары, афганского Герата и других городов Средней Азии. Также ювелирное дело было развито в иранских и кавказских еврейских общинах, где вообще ценилась работа по металлу. Состоятельные семьи могли себе позволить включить в приданое невесты золотые изделия или украшения из серебра с позолотой; те, что победнее, довольствовались посеребренной латунью и бронзой.

Как и в обычные дни, на свадьбу невесте полагалось и полагается по сей день одеваться скромно. Платье должно быть длинным и полностью закрывать колени, локти и грудь. Под хупу (особый навес из ткани на четырех столбиках, который держат над брачующимися друзья и родственники, - по его имени называется и сама брачная церемония) невеста входит с лицом, закрытым покрывалом. Жених у хасидов, как правило, надевает белую праздничную кипу. Во многих направлениях иудаизма гости-мужчины приходят на праздник в шляпах.

В завершение рассказа следует упомянуть, что в Израиле наряду с харедим, которые строго соблюдают все заповеди иудаизма и не признают сионистского государства, есть и так называемые кипа сруга, или религиозные сионисты: они признают государство, соблюдают часть заповедей Торы, но не принадлежат к традиционным религиозным течениям и общинам и одеваются как обычные люди, с небольшими ограничениями. Так, мужчины носят талит (из-за жаркого климата он бывает облегченным, сетчатым) и вязаную из цветных ниток кипу, иногда очень маленькую, чисто символическую, закрепленную на волосах заколкой. Женщины покрывают голову тихлем или сеткой для волос и носят длинные юбки, но не отказывают себе в яркой и пестрой одежде. Часто дамы, принадлежащие к кипа сруга, носят легкие индийские платья, что совершенно недопустимо у религиозных ашкеназов.

В религиозных кварталах (таких как Меа-Шеарим в Иерусалиме или Бней-Брак в Тель-Авиве) есть магазины, специализирующиеся на одежде, соответствующей предписаниям цниют, шляпные салоны, где религиозные матроны пополняют обширные коллекции шляп, магазины с талитами и мастерские по изготовлению париков. Особые запросы харедим влияют на модную индустрию не только в том смысле, что поддерживают эти специфические торговые точки на плаву, но и тем, что особая религиозная мода время от времени влияет и на моду глобальную: необычно по общепринятым меркам одетые еврейские мужчины и женщины вдохновляют модельеров на оригинальные повороты в их коллекциях, предназначенных для светской публики.

Жизнь ортодоксального, то есть строго следующего религиозным правилам еврея чрезвычайно регламентирована. В Торе есть совет буквально на все - начиная с того, что есть, и заканчивая тем, на ком и как жениться. Романтические отношения между двумя религиозными ребятами начинаются со знакомства через сваху, которое называется шидух. Свахи - опасные и уважаемые люди. Именно они оценивают потенциального брачующегося, его семью, окружение, расспрашивают о нем соседей, знакомых и друзей и по результату собранной информации подбирают подходящую пару. Важно подобрать молодых людей, которые подходят друг другу во всех отношениях - степени соблюдения религиозных обычаев, характеру, происхождению. Например, в Израиле чаще всего люди, переехавшие из Европы, то есть ашкенази, сочетаются браком с ашкенази, причем желательно по происхождению из одного и того же района, и, соответственно, переехавшие из Ирака, Ирана, Йемена, то есть мизрахи, сочетаются браком с мизрахи.

Брак для религиозного человека - прежде всего соблюдение мицвы, то есть священной обязанности, завета. «Плодитесь и размножайтесь» - так было сказано когда-то, и никто пока что этого не отменял.

Шидух, то есть первая встреча будущей пары, проходит в каком-нибудь публичном месте, например в парке. Молодые люди сидят друг от друга на почетном расстоянии и обсуждают не погоду, не любовь и даже не политику, а то, каким же образом будет строиться их будущий брак, быт. В ходе беседы выясняется, сколько они хотят детей (а в религиозных семьях очень много детей), чем планируют зарабатывать на жизнь, где жить - с мамой или как? И многие другие детали, которые помогают выяснить, подходит ли кандидат на роль спутника жизни. Важно именно отношение к браку, а не внешность. Как говорят, в процессе полюбится.

Шидух прошел успешно, планы и взгляды молодых на жизнь совпадают, что дальше? Дальше знакомство родителей, брачный договор и свадьба через месяц. Молодые подписывают документ, в котором перечисляются обязанности каждого из супругов и указывается сумма, которую нарушившая договор сторона будет платить стороне пострадавшей.

Что же обязаны делать идеальные еврейские муж и жена? Как говорится в Торе, первоначальный человек был создан не мужчиной и не женщиной, а существом объединенным, только после произошло разделение на мужчину и женщину. И цель любого брака - вернуться в первоначальное объединенное состояние, слиться воедино, объединить души и стать единым совершенным существом. Ну и плодиться и размножаться, конечно.

Основная семейная заповедь, помимо сохранения мира в доме, - это, конечно, дети. Как можно больше детей. В религиозных семьях, как правило, количество детей может доходить до 13–14, ну как минимум человек семь и больше. Сложно ли это?

Отцы семейства проводят свои дни в заботах и работах. Ведут ли они свой бизнес, учатся в религиозной школе - иешиве или сочетают первое, второе и порой даже какое-нибудь третье, они заняты. Что касается женщины - она занимается домом и детьми. Жена посвящает себя дому и старшим детям, старшие дети посвящают себя средним детям, а средние дети посвящают себя младшим, так и получается, что уследить за дюжиной маленьких сорванцов становится не так уж и сложно.

Конечно, в любом предмете, даже настолько мирном, спокойном и благополучном, как еврейская семья, есть свои шокирующие моменты. Например, еврейские женщины из очень ортодоксальных общин бреют головы и носят парики. И сразу миллион вопросов возникает. Ну прежде всего почему? Есть две причины. Первая – религиозная, замужняя женщина должна всем своим видом показывать, что она уже занята, недоступна. Поэтому ее голова всегда должна быть чем-то прикрыта. Вторая причина в том, что волосы - это сексуально. Если женщина будет уделять чрезмерное внимание своей сексуальности, то это может отвлечь ее мужа от самого главного занятия жизни - изучения Торы. Именно из-за этого факта в Израиле очень развита индустрия изготовления париков.

У еврейского мужа есть прямо прописанная религиозная обязанность исполнять свой супружеский долг. Как минимум два раза в неделю. Однако есть и обратная сторона медали - так как все поступки должны быть направлены на исполнение божественной воли, а одно из правил - соблюдение скромности, то порой выполнение супружеской обязанности происходит при наличии третьего лишнего - простыни, прикрывающей наготу.

Многие религии мира особо требовательны к соблюдению человеком скромности в одежде и поведении. Так у мусульман ношение хиджаба не является попыткой как-то выделиться на фоне неверующих. Это всего лишь потребность в скромности человека истинно религиозного, ставящего на первое место в своей жизни веру, а не какую-то внешнюю атрибутику.

В зависимости от религиозных догм это требование скромности может принимать более или менее суровые формы. В иудаизме существует особый закон, регламентирующий нормы поведения женщины-иудейки. Он называется цниут (или цниют). Согласно этому закону женщина обязана не просто носить головной убор, а полностью скрывать свои волосы под платком (тихлей).

Почему некоторые иудейки голову бреют

Самые радикальные ответвления в иудаизме очень требовательны к внешнему виду женщин. Даже собственная супруга или дочь не должна отвлекать своим неподобающим видом иудея, когда он читает Тору или произносит молитву. Это значит, что она обязана скрывать тело и волосы не только на улице, но и непосредственно в своем доме.

В иудаизме женские волосы считаются соблазном, отвлекающим помыслы мужчины от бога и направляющие их в греховное русло. Распущенные волосы нарушают все законы цниута. Даже выбившаяся из-под платка прядь или один-единственный волосок считается нескромными и провоцирующими. Чтобы не ввергать своих мужей в грех, некоторые истинные иудейки бреют голову наголо. Это принято у жен хасидов «Толдот Аарон» и некоторых других ортодоксальных групп.

Супруги хасидов не только бреют наголо черепа, но еще и покрывают их сверху платком. У этой части еврейского населения особо суровые законы. Хасиды называют себя «благочестивыми» (само слово переводится как «благочестивый»), строго соблюдают принятые несколько тысяч лет назад законы и не собираются идти ни на какие уступки в угоду современной моде.

Другие правила поведения жены хасида

Помимо необходимости обривать наголо и покрывать платком головы женщинам из этой группы иудеев приходится полностью скрывать свое тело. Им нельзя носить платья, открывающие икры, даже если на ногах надеты толстые чулки. Демонстрация своих коленей - верх разврата для иудейки. За такое поведение женщина может понести самое суровое наказание, быть оплеванной и избитой.

Хасиды крайне нетерпимо относятся к вольностям в одежде. Даже неподобающим образом одетая 8-летняя девочка может быть подвергнута публичному порицанию, а ее мать, которая не следит за благочестием дочери, и подавно. У некоторых ортодоксальных иудейских групп даже принято ношение никаба. Это длинные черные шали, в которые женщина закутывается полностью, включая кисти рук, лицо и глаза. Такая суровость в соблюдении скромности не принята даже у мусульман.

Сообщение Зачем иудейки бреются налысо появились сначала на Умная.