Какая поверхность земли в нашем крае. Презентация - поверхность нашего края. Основные понятия и определения

Класс: 4

Цели:

  1. Формировать у учащихся представление о поверхности родного края.
  2. Учить работать с картой.
  3. Развививать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Оборудование: физическая карта области, фотографии оврагов, карьеров, свалок.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!

Почему в целом свете нет родней страны? (Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить )

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю. Мы пройдем территорию нашего края с востока на запад и с севера на юг.

2. Работа над новой темой

У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать.

Узнайте его!

Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце)

Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.

Начинаем наше путешествие.

(Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной).

Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту?

(Мы остановились на Восточно – Европейской равнине. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета).

Попытаемся открыть тайну желтых пятен (просмотр слайдов).

Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности)

Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности).

Да. Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина».

А сейчас держим путь к столице нашей Родины. (Солнышко закрепляется над Москвой).

В европейской части России, в междуречье Оки и Волги, мы видим яркий кружок – так обозначена столица России – Москва. Вокруг Москвы расположена Московская область. Ее границы показаны желтым цветом.

Расположена Московская область очень удобно - в центре сухопутных и речных дорог, которые идут с севера на юг и с запада на восток. Москва является не только столицей России, но и главным городом, областным центром Московской области.

Московская область занимает площадь 4700 квадратных километров. Это больше, чем территория таких европейских государств, как Бельгия, Дания или Голландия. Граничит Московская область с семью областями.

Ребята, посмотрите на карту Московской области, покажите и назовите эти семь областей. (Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская, Тверская области).

Ребята, рассмотрите карту и определите, какие формы поверхности есть в крае, как они называются.

(Солнышко закрепляется на северо-западной части Московской области).

Дети:

Поверхность Московской области в основном равнинная и является частью Восточно-Европейской холмистой равнины. Наиболее высокая, холмистая часть Московской области – северо-западная и западная. Здесь находится Смоленско-Московс кая холмистая равнина, возвышенность. На этой возвышенности холмы как бы образуют цепь, гряду. На территории Московской области эта гряда называется Клинско - Дмитровской.

Ребята, я хочу дополнить.

Действительно Московская область расположена в центре Восточно-Европейской равнины. Север области занимает заболоченная Верхневолжская низменность. К югу от нее находится холмистая Смоленско-Московская возвышенность. Здесь, около г. Уваровки расположена высшая точка области (310 м над уровнем моря) . Северо-западный край этой возвышенности известен под названием Клинско-Дмитровской гряды. Реки, берущие начало к северу от нее, впадают в Волгу, а те, что начинаются южнее - в Оку (за исключением Яхромы).

Ребята, где расположилось наше солнышко? (Наше солнышко расположилось на юге нашей области ).

Пользуясь шкалой высот определите, какие формы поверхности находятся к югу. Как они называются?

Дети:

Юго-западную и южную части области занимает слабовсхолмленная Москворецко - Окская равнина, на которой выделяется небольшая возвышенность - Теплостанская.

Вы сказали, что юго – западную часть Подмосковья занимает Москворецко - Окская равнина. К ней относится Теплостанская возвышенность, на которой расположена самая высокая точка Москвы – 253 м.

Ребята, Наше солнышко расположилось?(на северо- востоке). Какая же поверхность на этом участке области?

Дети:

Север и восток области занимают плоские равнины. На востоке эта равнина сильно заболочена и является частью Мещёрской низменности, Мещёры.



Река Клязьма во Владимирской Мещёре у г. Петушки

Молодцы, ребята! Все верно вы сказали. Мне хочется добавить только то, что Мещёрская низменность, Мещёра – представляет собой обширную равнину, расположенную в Центральном федеральном округе, занимающую восточную часть Московской области, южную – Владимирской и северную – Рязанской областей. По этому различают: Подмосковную Мещёру, Владимирскую Мещёру и Рязанскую Мещёру. На севере низменности высота над уровнем моря составляет 120 – 130 метров, понижаясь до 80 – 100 метров в южной части низменности. По центру низменности от города Егорьевска до города Касимова тянется небольшая возвышенность, сложенная песками и суглинками - Мещёрский хребет, его средняя высота около 140 м и максимальная – 171,8 м (г. Арюшина у села Савинское Орехово - Зуевского района).

3. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревце все выше, выше.

4. Продолжение новой темы

Поверхность Московской области сложена в основном песками и глиной. Эти вещества легко размываются водой. Поэтому всюду на территории нашей области немало оврагов. А как образуются овраги? (Ответы детей).

Овраги разрушают плодородные земли. Этим они наносят большой вред хозяйству, поэтому люди ведут борьбу с оврагами.

Назовите несколько методов борьбы с оврагами.


Парамоновский овраг

Оврагов очень много в нашей области. Один овраг расположен в нашем районе, возле реки Клязмы на территории г. Королев.

А какая поверхность г. Москвы? Посмотрите на карту Москвы (по большей части поверхность плоская).

Правильно. Большая часть плоская, сильно заболоченная равнина. Обширные и особо топкие болота занимали всю восточную часть Москвы. На месте современных площадей Театральной и Революции находилось болото «Поганый брод». Сильно заболоченной была территория современного ВВЦ. Лишь южная часть Москвы представляет собой холмистую Теплостанскую равнину, которая ближе к центру переходит в Воробьевы горы. Но это не настоящие горы, а одно из самых высоких мест Москвы. Распространенное мнение, что Москва стоит на семи холмах, не совсем точно. Это всего лишь возвышенные, крутые берега рек. Например, Боровицкий и Ваганьковский (на нём расположено здание Российской Государственной публичной библиотеки - дом Пашкова) холмы находятся над рекой Москвой, Таганский – над Яузой, Трехгорный – над рекой Пресней.

5. Закрепление

  1. Что такое равнина?
  2. Какая равнина изображена на этой схеме?
  3. Назовите причины появления оврага.
  4. Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (предлагаю рассмотреть фотографии пустырей, заброшенных карьеров).

6. Подведение итогов

  1. О чем мы узнали сегодня на уроке?
  2. Что мы называем родным краем?
  3. Где находится наша область?
  4. Какова поверхность нашей области?
  5. Какой вред приносит овраг людям?

7. Домашнее задание:

учебник, с. 100-105 (пересказ); тетрадь, с. 31, №№ 67,69.

Формы земной поверхности

Равнины - это ровные или почти ровные участки земной поверхности
Горы -это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
Почти все горы возникли вследствие движения тектонических плит. Они бывают трех основных видов - складчатые, блочные и купольные. Большая часть самых высоких гор, например, Гималаи (Азия), - складчатые; они простираются на огромные расстояния, формируя цепи. Некоторые горы еще растут, другие разрушаются, или подвергаются эрозии, под воздействием атмосферных явлений.
Части горы и холма
У горы и холма части называются одинаково, всего их три: вершина, склон и подошва, либо по другому подножие. Склон может быть крутой и пологий. Гору от холма будет отличать высота.

Нарисуй гору и подпиши её части

Какая поверхность в вашем крае? Нарисуй или наклей фотографию

Равнины

Горы

Высоко в горах ты можешь увидеть некоторые из самых поразительных, впечатляющих пейзажей нашей планеты: зубчатые, заснеженные горные пики, глубокие ущелья, широкие долинные ледники, стремительные реки и водные потоки. Горы постоянно бросают вызов человеческому стремлению к приключениям.






















Включить эффекты

1 из 22

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Земная поверхность нашего края" описывает варианты использования поверхности земной коры человеком (распашка земель, карьеры, свалки и др.), а также экологические проблемы, возникающие от деятельности людей, опасности, которые они вызывают и возможные варианты борьбы.

  • Физическая карта России;
  • Горы и равнины России;
  • Использование земной поверхности человеком;
  • Овраг и балка;
  • Карьеры и терриконы;
  • Свалки.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Скороход Н.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Физическая карта России

  • Слайд 3

    Равнины России

    • Восточно-Европейская равнина
    • Западно-Сибирская равнина
    • Средне-Сибирское плоскогорье
  • Слайд 4

    Холмистая равнина

  • Слайд 5

    Горы России

    • Уральские горы
    • Кавказские горы
    • Алтай
    • Саяны
  • Слайд 6

    • Саяны
    • Кавказские горы
    • Алтай
    • Уральские горы
  • Слайд 7

    Как люди используют поверхность нашего края

    • Строят города, сёла
    • Прокладывают дороги
    • Обрабатывают землю
  • Слайд 8

    Боль природы

  • Слайд 9

    • Овраг - крутые, осыпающиеся склоны.
    • Балка - пологие склоны, поросшие травой, кустарниками и деревьями.
  • Слайд 10

    Как образуются овраг и балка

    • Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается.
    • Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, дферевьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.
  • Слайд 11

    Слайд 12

    Как образуются овраги

    Одной из причин образования оврагов является неправильная распашка земель!

    Слайд 13

    Как правильно распахивать почву на склонах

    Проводить вспашку можно только поперёк склонов.

  • Слайд 14

    Борьба с оврагами

    • Маленькие рытвины закапывают, сеют траву.
    • Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.
    • По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники.
  • Слайд 15

    Карьер

  • Слайд 16

    Как можно использовать заброшенный карьер

    • Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес.
    • Можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу.
  • Слайд 17

    Терриконы

    Проблемы:

    • Распространяют вокруг себя тучи пыли, (загрязняют воздух)
    • Загораются (распространяют едкий дым)
    • Отравляют почву и водоёмы (после дождей стекает загрязненная вода)
  • Слайд 18

    Меры борьбы с терриконами

    1. Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения.
    2. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.
  • Слайд 19

    Свалка

  • Слайд 20

    Чем опасны свалки

    • Занимают огромные пространства земли.
    • Загрязняют воздух и почву.
    • Загораются.

    Меры борьбы со свалками:

    • Сортировка и переработка мусора на специальных заводах.
    • Разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.
  • Слайд 21

    Игра "Узнай меня"

  • Слайд 22

    Использованные ресурсы

    • Физическая карта России.
    • Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 4 класс.
    • http://сайт/
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Учитель начальных классов:

    Цели урока:

    Оборудование:

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Сообщаются тема и цели урока.

    2. Проверка знаний и умений

    Слайд 2

    Слайд 3, 4

    )

    Слайд 5,6.

    Слайд 7

    3. Работа над новой темой

    Слайд 8

    Слайд 9,10

    (Это холмистая равнина.)

    . .)

    оврага

    балку.

    Слайд 11

    )

    Слайд 12, 13

    )

    Слайд 14

    .)

    Слайд 15,16

    Б) Карьер

    Слайд 17,18

    терриконы

    Чем опасны терриконы? )

    Слайд 19,20

    Г) Свалка

    4. Закрепление изученного

    Слайд 21

    Игра «Узнай меня»

    Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Гора)

    У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)

    Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)

    Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)

    Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)

    5. Итог урока.

    6. Домашнее задание.

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации (по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир»)

    Учитель начальных классов:

    Цели урока:

    Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.

    Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка. Рассказать о причинах появления и мерах борьбы с ними.

    Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование:

    Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир».

    Презентация «Поверхность нашего края».

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Сообщаются тема и цели урока.

    2. Проверка знаний и умений

    Слайд 2

    Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы видите на физической карте России? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)

    Слайд 3, 4

    - Покажите на карте равнины и плоскогорье России.

    Каким цветом они обозначены на карте? (Равнины– зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым)

    Где расположена территория нашего края? (Территория нашего края расположена на Восточно-Европейской равнине)

    Какие здесь встречаются формы рельефа? (На Восточно-Европейской равнине встречаются равнины и холмы )

    Расскажите о строении холмов. (У холмов есть подошва, склон, вершина.)

    Гора тоже имеет подошву, склон и вершину. Чем она отличается от холма? (Гора и холм различаются высотой.)

    Если говорить точнее, высота равнин-низменностей от 0-200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м.

    Слайд 5,6.

    Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.

    Слайд 7

    Как используется территория нашего края? (Строятся города, сёла, деревни; прокладываются дороги; обрабатываются земли.)

    3. Работа над новой темой

    Слайд 8

    Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.)

    Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)

    А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)

    Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?

    Слайд 9,10

    А) Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? (Это холмистая равнина.)

    На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их. (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся. Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками .)

    Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной почвы.)

    Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.

    Слайд 11

    Как вы думаете, много ли в нашей местности оврагов и балок? (В музее-заповеднике Коломенское есть Голосовой овраг. Давайте, посмотрим на него. )

    Слайд 12, 13

    Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Сравните иллюстрации. Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам. )

    Слайд 14

    Какие методы борьбы с оврагами вы предприняли бы? � (- Маленькие рытвины закапывают, сеют траву.

    - Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.

    - По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники .)

    Слайд 15,16

    Б) Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.

    Как можно его использовать? (Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу)

    Слайд 17,18

    В) Посмотритена необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы . Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.

    К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее.

    Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду. )

    Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.)

    Слайд 19,20

    Г) Свалка – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки уродуют поверхность нашей земли.

    Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах; разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.

    4. Закрепление изученного

    Слайд 21

    Игра «Узнай меня»

    Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Гора)

    У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)

    Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)

    Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)

    Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)

    5. Итог урока.

    Когда вы вырастите ребята, постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

    Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    6. Домашнее задание.

    Скачать конспект

    Рабочая тетрадь "Окружающий мир" за второй класс, часть вторая, УМК "Перспектива", авторы тетради - Плешаков, Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради.

    Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных.

    Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.

    Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс

    Кликайте по номерам страниц, чтобы посмотреть ответы на задания.

    Зима

    Страница 3-5. Зимние месяцы

    Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

    1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.

    2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.

    3 столбец: студень, сечень, снежень.

    2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с


    2) с явлениями живой природы;
    3) с трудом людей.

    Выбрать варианты вы можете на страничке Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей >>

    Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

    Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

    Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.

    Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.

    Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.

    Белая вата весь лес согрела. (Снег).

    Одеяло белое
    Не руками сделано.
    Не ткалось и не кроилось,
    С неба на землю свалилось. (Снег).

    Намело, навьюжило.
    Все деревья в кружеве!
    Снег на соснах, на кустах,
    В белых шубках ели.
    И запутались в ветвях
    Буйные метели.

    Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.

    Городской сад зимой

    Площадь Ленина зимой

    Храм Василия Блаженного зимой

    Храм Христа Спасителя зимой

    Страница 6-7. Зима - время науки и сказок

    Задание 2 . Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.

    Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.
    При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.
    Ясный новогодний день - к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.
    Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.

    Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>

    Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.

    Вспомним сказку "Зимовье зверей". Рисунок:

    Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

    Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.

    Страница 8-9. Зима в неживой природе

    Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.

    Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.

    Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

    Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.

    Задание 3. Запиши даты:

    Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

    Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.

    Страница 10-11. Звездное небо зимой

    Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.

    Полярная звезда - самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.

    Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

    Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку - маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила:
    - Кто ты?
    - Я - Полярная звезда! Я упала с неба - ответила гостья.
    - Зачем ты прилетела сюда?
    Звезда не задумываясь ответила:
    - Чтобы посмотреть, что такое земля.
    Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.

    Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.

    Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади - юг, слева - запад, справа - восток.

    Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.

    Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.

    Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

    Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.

    Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.

    Страница 12-13. Зима в мире растений

    Задание 1.

    Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.

    Задание 2.

    Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.

    Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.

    Ответ: можжевельник.

    Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.

    Примеры рисунков:

    Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.

    Шиповник определим по красным вытянутым плодам.

    Березу определим по белому стволу.

    Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.

    Страница 14-15. Зимние праздники

    Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.

    Коляда, коляда!
    Выходила коляда из Нова-города.
    Как искала коляда Машенькиного двора.
    Нашла коляда Машин двор.
    Машин двор не мал, не велик,....
    Счастья, радости тебе, Машенька!

    Задание 3.

    Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.

    Страница 16-17. Растения в домашней аптечке

    Задание 2. Практическая работа "Лекарственные растения".

    Название растений - Какие части используются

    шиповник - плоды
    зверобой - цветки, листья, стебель
    цикламен - клубни
    ромашка аптечная - цветы
    можжевельник - плоды
    календула - цветы

    Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

    1. Валериана

    3. Календула
    4. Липа
    5. Подорожник
    6. Тысячелистник

    Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

    Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.

    Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей

    1. Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия.

    Задание 2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.

    Задание 3. Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью?

    Птицы все чаще стали прилетать к жилью человека. Синички даже могут залететь на балкон, если открыть окно. Они ищут корм.

    Каких еще птиц вам удалось увидеть?

    Синицы, снегири.

    Понаблюдайте за птицами у кормушки.
    По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.

    Мы смастерили из дощечек кормушку. Папа повесил ее на дереве в парке. Мама насыпала в нее семечки и зернышки. Но птицы долго не прилетали. Наконец, однажды мы обнаружили, что корм исчез! Это означало, что птицы нашли наш подарок! Мы стали приходить чаще и приносить свежий корм.

    Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу

    Задание 1. Как связаны между собой ель и лесные животные?

    Клест, дятел, белка, мышь, заяц кормятся семенами ели и распространяют их. Весной семена, которые уронили эти животные, прорастут, из них вырастут новые ели.

    Задание 2. Прочитайте в учебнике рассказ "Как животные друг другу помогают". Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу.

    Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой

    1. Составь короткий устный рассказ о феврале, используя в нем слова "межа", "граница", "рубеж".

    Рассказ о феврале.

    Февраль - последний месяц зимы, межа между зимой и весной. Между февралем и мартом проходит граница или рубеж между холодом и теплом. Говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Это значит, что становится теплее, и ощущаются первые признаки весны. Снег еще не сошел, но солнце пригревает, образуются проталины.

    Нарисуй картинку к своему рассказу.

    Задание 2. Отгадай загадку.

    Висит за окошком кулек ледяной.
    Он весело плачет и пахнет весной.

    Отгадка: СОСУЛЬКА.

    Задание 3. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нем одноклассникам.

    2 яйца, 3 столовые ложки сахара, 1 литр молока, половина чайной ложки соли, муки столько, сколько вберет тесто (оно должно получиться жидким), растительное масло.

    Смешать яйца с сахаром, добавить муку, соль, молоко. Хорошо размешать тесто, чтобы не было комочков. В тесто можно добавить 3-4 ложки растительного масла.

    Жарить на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.

    Задание 4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.

    Сретение означает встреча. Этот праздник пришел к нам с Библейских страниц. Одному старцу по имени Симеон было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию (Христа). И вот однажды, когда он был в храме, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса, чтобы исполнить закон. Симеон взял Младенца Иисуса на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.". В честь этого события и празднуют праздник Сретение.
    Считается, что в Сретение зима с весной встречается.

    Страница 24-25. Зимний труд

    Задание 1. Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.

    Зимой женщины занимались рукоделием, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Еще они ухаживали за домашними животными.

    Задание 2. Заполнить пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.

    Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах.
    Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
    Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины.
    После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком.
    Комнатные растения зимой поливают редко.

    Задание 3.

    Ответ слева направо: лук, фиалка, декабрист, лимон.

    Страница 26-27. Будь здоров

    Задание 1.

    Задание 2. Подумай и запиши, какие качество развивают игры, в которые ты любишь играть зимой.

    Зимние игры на снегу закаляют мое здоровье, развивают выносливость, ловкость и силу. А при строительстве фигур из снега - фантазию.

    Задание 3. Зимняя игра народов вашего края.

    Приз на столбе

    У многих народов, в том числе и у русских, была такая зимняя забава. Посреди площади устанавливали большой столб. Его обливали водой. На морозе вода превращалась в лед, и столб становился очень скользким. На верхушке столба вешали ценный приз, например, красные сапоги. Вот тут и начиналась игра! Любой парень или мужчина мог попробовать взобраться на самый верх и снять сапоги. Но подняться по скользкому столбу удавалось только самым сильным и ловким.

    Качества, которые развивает эта игра: ловкость, силу, сообразительность, смелость.

    Страница 28-29. Охрана природы зимой

    1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.

    2. Напиши, какие еще пернатые гости бывали в твоей "столовой".

    Ответ: Голуби, сорока, ворона.

    3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.

    Ответ: просо, семечки, сухарики.

    4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.

    Амурский тигр, филин.

    5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесенном в красную книгу России (желательно живущем в твоем крае). Можно дополнить рассказ рисунком.

    Ласка - самый маленький хищник, обитающий в нашем крае. Ласка уничтожает огромное количество мышей. Она живет в полях и лесах, а также по берегам рек и озер. Этот зверек ценится своим мехом. Летом у ласки шубка коричневая с белой грудкой, а зимой полностью белая.

    Страница 30-31. Зимняя прогулка

    Задание 1. Рассмотри фотографии. Подумай, в каких регионах России зимой людям требуется такая теплая одежда.

    Ответ: в северных регионах России.

    Задание 2.



    Весна и лето

    Страница 32-33. Весенние месяцы

    1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце...

    Узнай у старших и запишт в третий столбец названия весенних месяцев в языках народа твоего края.

    1 столбец: мартиус, априлис, майус
    2 столбец: март, апрель, май
    3 столбец (на украинском): зимобор, снегогон, травень.

    2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

    а) с явлениями неживой природы -
    б) с явлениями живой природы -
    в) с трудом людей -

    3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.

    4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:

    Народный прогноз оправдался.

    С. 34-35. Весна в неживой природе

    1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца весной. Объясни свой выбор.

    Ответ: рисунок справа, потому что на нем солнце выше, в природы видны признаки весны: ледоход на реке, прилет птиц.

    Составь список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

    Ответ: потепление, таяние снега, ледоход, полноводие рек, половодье, первая гроза

    3. Запиши дату.

    4. Понаблюдайте за погодой весной...

    Актуальные данные для вашего города можно взять на сайте гисметео ру, в дневнике погоды для школьников.

    Страница. 36-37. Весна - утро года

    1. Запиши даты прихода весны по старинным календарям твоего края.

    2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:

    Благовещение

    Стр. 38-39. Звездное небо весной

    2. ... Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на весеннем небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.

    Созвездия: Кассиопея, Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.

    Звезды: Регул, Полярная звезда, Сириус.

    Созвездие, которое удалось увидеть на весеннем небе: Весы

    3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба.

    Созвездие льва

    Лев – это главная фигура ночного весеннего неба. Расположение ярких звёзд напоминает лежащего льва, голова и грудь которого представляют известный астеризм «Серп», похожий на зеркально отражённый вопросительный знак. Созвездие Льва очень богато на разные интересные объекты, которые очень легко рассмотреть в небольшой телескоп и даже невооруженным глазом. Его можно наблюдать с февраля по март в южной части ночного неба. Самые яркие звезды созвездия Льва: Регул, Денебола, Альгейба.

    Регул - является самым главным объектом созвездия Льва. Звезда находится почти в центре созвездия и часто ассоциируется с сердцем. Это очень яркое светило, яркость которого в 160 раз выше, чем у нашего Солнца. Эта звезда располагается в 85 световых годах от нас, чем и объясняется ее высокий видимый блеск.

    Денебола – второй по яркости объект, который относится ко Льву. Это крайняя звезда, которая часто именуется хвостом.

    Альгейба – двойная звезда, одна из самых красивых на небе. Обозначает величественную гриву. Если присмотреться, то у слегка оранжевой звезды заметный золотистый спутник. Период обращения этой двойной системы примерно 510 лет.

    4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

    Жил был в Африке могучий царь зверей - лев. Все его боялись и в страхе разбегались, когда он издавал свой грозный львиный рык. Но вот однажды ночью лев поднял вверх голову и увидел множество созвездий - там были и заяц, и медведи. Он громко зарычал на них, но ни одна звездочка не пошевелилась. Он зарычал еще громче, но никто на звездном небе не бросился от него наутек. Тогда лев захотел проучить звезды. Он прижался к земле и подпрыгнул так высоко, что попал прямиком на небо, но, посмотрев с высоты на Землю, так испугался, что замер и забыл, зачем он сюда забрался. Так и превратился могучий лев в созвездие Льва.

    Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений

    Слева направо: ветреница, печёночникца, мать-и-мачеха, медуница, чистяк, хохлатка, гусиный лук.

    2. Раскрась цветы. Назови их.

    Слева направо: Хохлатка, медуница, гусиный лук

    3. ... Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.
    Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников - красным.

    4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:

    Мать-и-мачеха - конец марта
    Одуванчик - в мае
    Ландыш - в начале мая
    Черёмуха - в начале мая
    Вишня - конец мая
    Яблоня - конец мая, начало июня
    Тополь - июнь
    Берёза - в апреле
    Ольха - в мае

    5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья орешника, яблони, берёзы, дуба.

    Орешник: начало апреля - май.
    Яблоня: конец апреля - середина мая.
    Береза: конец апреля - середина мая.
    Дуб: середина апреля - конец мая.

    7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой "Зеленые страницы" или другой литературой (по своему выбору).

    Черемуха

    Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что весной черемуха одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.

    Черемуха - это кустарник из семейства розоцветных. Ее ствол полностью покрыт корой темно-серого цвета, на котором встречаются ржаво-бурые пятна. Листья у черемухи обратнояйцевидной формы. Цветки хоть и небольшие, но очень пахучие. Они белые и собраны в очень красивую кисть.

    Черемуха является санитаром леса. У цветков и листьев есть специальный аромат, поэтому и обладает фитонцидным свойством. Это и сделало дерево особенным, так как это наделило его способностью убивать насекомых и микробов. Дерево беспощадно даже для комаров и клещей.

    Про черемуху написано много стихов и песен.

    Стр. 44-45. Чудесные цветники весной

    1. Вырежи из приложения фотографии и приклей каждую в свое окошко.

    2. Раскрась цветы. Назови их (устно)

    Слева направо: тюльпаны, анютины глазки, нарциссы

    3. Определите несколько растений весенних цветников. Нарисуй 2-3 растения или наклей фотографию.

    Примула

    Ландыш

    4. Напиши рассказ об одном из растений весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах.

    Примулы не зря называют первоцветами – весной они зацветают раньше всех.

    В скандинавских сагах примулы называли ключами богини весны Фреи. Как только сойдет снег, приходит юная прекрасная богиня на землю, чтобы украсить ее цветами и травами. И где касается ее разноцветное ожерелье - радуга земли, там и вырастет первоцвет.

    Примулы - многолетние растения и цветут только один раз в году - весной.

    Страница 46-47. Весна в мире насекомых

    1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

    3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку

    Гусеница крапивницы - листья крапивы.
    Гусеница траурницы - листья березы, осины.
    Стрекоза - личинки комаров.
    Личинка стрекозы - личинки комаров.
    Муравей - насекомые.

    Эти насекомые не наносят ущерб человеку.

    4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

    Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей

    1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.

    2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть грача - начало марта, скворца - конец марта, зяблика - конец марта, ласточку - конец мая.

    3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.

    Ёж - насекомые, жабы.

    Медведь - ягоды, насекомые, корни растений, рыба, крупные животные (лось, олень)

    Летучая мышь - насекомые.

    Закрасить кружок рядом с текстом "летучие мыши" - они просыпаются позже всех, потому что питаются только летающими насекомыми, а те начинают летать поздно.

    4. Наблюдение за птицами.

    Недалеко от нашего дома ласточки свили гнездо. Оно находилось под крышей магазина. Каждую весну ласточки возвращаются в своё гнездо и выводят птенцов. В конце лета они покидают свое жилище и улетают в теплые края.

    Я не раз видела, как ласточки кормили своих птенцов. Когда мама или папа подлетали к гнезду, птенцы высовывали свои раскрытые клювы и начинали пищать, требовать корм. Мне очень нравится наблюдать за птицами.

    Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу

    1. С кем дружит ива?

    3. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

    4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнезда каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.

    Кукушка - перелётная птица. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, таких как: трясогузка, горихвостка, зарянка, зяблик, вьюрок. Кукушки поедают мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. У кукушек кукует самец, а не самка.

    Страница 52-53. Весенний труд

    1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.

    С края на край режу черный каравай... Рогожка в окошках всё поле покрыла.

    2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

    Гром гремит, молния сверкает, с одного берега тает, с другого замерзает (ткут полотно).

    Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет (вышивание)

    3. Загадка.

    Клочьями рвали, по полю вязали,
    Били меня, колотили меня,
    Крутили, ткали,
    Под ключ запирали, на стол сажали.

    Отгадка: лён.

    4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье.

    Страница 54-55. Старинные весенние праздники

    1. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.

    Лежит мост
    На семь верст,
    В конце моста -
    Золотая верста.

    Отгадка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ПАСХА.

    2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодоженов.Вместо пропусков запиши пожелания.

    Еще дома ли хозяин,
    Во дому ли господин?
    Поздравляем с молодцом,
    С Алексеюшкой!
    Со вьюницей-молодицей,
    Со Татьянушкой!
    Сколько в лесу пеньков -
    Столько желаем вам сынков!
    Сколько в лугу кочек -
    Столько желаем дочек!

    3. Прочитай текст русской песни о берёзке. Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.

    Ласковые слова (их надо подчеркнуть): березонька, ветерок, дождичек.

    Слова со значением цвета: зеленое, зеленеть, белая, русые.

    4. Подбери и приклей фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.

    Светлая Пасха - Христос воскрес!

    Стр. 56-57. Будь здоров!

    1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунков здесь можно поместить фотографии.

    2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.

    Ответ: Творческие способности, дружелюбие, терпение.

    3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.

    Городки - русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».

    Для игры в городки используются 15 фигур. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала - городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города.

    Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

    Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.

    Ответ: Ловкость, силу, глазомер, умение сосредоточиться.

    Стр. 58-59. Охрана природы весной

    2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.

    3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесенном в Красную книгу России.

    Гриб баран (грифола курчавая)

    Гриб - баран – редкий и очень интересный вид. Обычно он выбирает для своего местообитания леса с широколиственными деревьями. Он любит селиться на кленах и дубах, реже выбирая за своего хозяина каштаны и бук. Собирают же эти грибы только в августе и сентябре, а вес одного гриба иной раз может достигать десяти килограммов.

    Стр. 60-61. Весенняя прогулка

    Фото с прогулки:

    Грачи прилетели

    Верба цветет

    Первоцвет

    Стр. 62-65. Лето красное

    1. Названия летних месяцев.

    1 столбец: юниус, юлиус, августус
    2 столбец: июнь, июль, август
    3 столбец (на украинском): червень, липень, серпень

    2. Запишите названия летних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

    1) с явлениями неживой природы;
    2) с явлениями живой природы;
    3) с трудом людей.

    Выбрать можно со странички: Названия месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей

    3. В разных краях великой нашей Родины у лета свой срок. Запиши даты, когда лето приходит в ваш край и когда уходит.

    Подсказка: здесь не надо искать даты праздников в старинных календарях, ведь того не требует вопрос. Просто, напишите, когда в вашем краю становится тепло. Например, в Краснодарском крае лето часто наступает в середине мая, а уходит в начале октября. На Урале и в Сибири лето приходит в июне, уходит в августе.

    4. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные летом. Придумай и напиши подпись.

    Парк летом

    5. С помощью отрывного календаря узнай, сколько длится светлое время суток в дни летнего солнцестояния, летнего солнцеворота и в Петров день. Запиши свои наблюдения.

    Примечание: Долгота дня записана для Москвы.

    6. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца летом.

    Ответ: на крайнем рисунке справа. Солнце на нем расположено выше всего, деревья одеты в листву.

    7. Запиши даты:

    8. Понаблюдайте за погодой летом. Ведите наблюдения, результаты заносите в таблицу.

    * Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт Гисметео - дневник погоды для школьников, где нужно выбрать город и дату и увидеть данные о погоде.

    Страница 66-67. Летние праздники и труд

    Согнута в дугу, Летом на лугу, Зимой на крюку - КОСА

    Зубастые, а не кусаются - ГРАБЛИ.

    3. Вырежи из приложения рисунки даров лета. Наклей их в окошки слева направо так, как идут друг за другом праздники трех Спасов в августе.

    МЕД ЯБЛОКИ ОРЕХИ

    Даты праздников:

    4. Нарисуй условный знак к выражению "круглый год".

    Стр. 68. Летняя прогулка

    Поместите любые свои фотографии летом.

    Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.















    Западно – Сибирская равнина Западно – Сибирская равнина простирается от левого берега Енисея до Уральских гор Западно – Сибирская равнина простирается от левого берега Енисея до Уральских гор С юга на север ее пересекает другая река Сибири Обь Западно – Сибирскую равнину Ребята, давайте найдем Западно – Сибирскую равнину на карте



    На побережье Каспийского моря находится Прикаспийская низменность, которая на 28 м ниже уровня моря. Давайте подумаем, что такое низменность? Низменность - равнина значительной протяженности, расположенная не выше 200 м над уровнем моря, с равнинной поверхностью










    Среднесибирское плоскогорье От правого берега Енисея, до великой сибирской реки Лены простирается Среднесибирское плоскогорье Плоскогорье – тоже равнина, но она высоко – более чем на 500 м поднята над остальной местностью и обрывается по своим краям крутыми склонами.


    На юге Среднесибирское плоскогорье переходит в горы: Алтай, На юге Среднесибирское плоскогорье переходит в горы: Алтай, Западный Саян, Западный Саян, Восточный Саян Восточный Саян Далее, за озером Байкал, находятся Яблоневый и Становой хребты, которые открывают цепь гор и нагорий


    Горный хребет – цепь гор, с четко выраженными склонами, имеющая значительную протяженность. Нагорье – это участок земной поверхности, в пределах которого расположены горные хребты, горы, ущелья. Ущелье - узкая и глубокая расселина, трещина между горами.