Коммунизм - это что такое? Что такое коммунизм? Его определение, моральный кодекс, идеи, принципы Этапы коммунизма

Людям, выросшим и получившим образование в советские годы, не нужно объяснять, что такое коммунизм. Это такая общественно-экономическая формация, при которой каждый стремится сделать для общества все, что может, и при этом получает все материальные и духовные блага, какие пожелает. В течение 74 лет в нашей стране происходил масштабный эксперимент, целью которого было построение социума всеобщего равенства. Аналогичные попытки предпринимались и во многих других странах.

Марксизм как наука

Практическое построение коммунизма началось сразу же после октября 1917 года (по старому стилю). До этого производилась теоретическая проработка методов и целей, продолжилась она и в годы господства самой передовой в мире идеологии. В «Манифесте коммунистической партии» (1848), сочиненном Марксом и Энгельсом, подробно перечислялись все несправедливости капиталистического строя, и указывался метод борьбы с ними. Ведущая роль в этом процессе отводилась пролетариату, как самому сознательному и сплоченному классу. В дальнейшем и сам марксизм стал предметом изучения, сначала немногочисленные адепты, а затем, после революции, и целые институты разбирались в премудростях «науки всех наук». В вузах студентам преподавали научный коммунизм. Это должно было приблизить светлый миг достижения всеобщей справедливости, после которой двигаться уже некуда.

Уже было?

А ведь когда-то, на заре человечества, он уже был. В доисторических племенах все пользовались равными правами, вождя избирали вполне централ-демократично, стремились к выживанию сообща, и делили добычу согласно потребностям. Такое общественное устройство обозначалось исторически-социологическим термином «первобытный коммунизм». Это не означало, что следовало вернуться к эпохе каменных топоров и пещерному быту, напротив, факт существования подобного строя в прошлом корригировал с гегелевской диалектикой в аспекте «спирали развития». Если люди уже жили когда-то, распределяя блага сообща и справедливо, что может помешать установить подобные порядки при другом, более высоком уровне науки, техники и технологии? Так рассуждали первые марксисты. Возможно, они несколько идеализировали первобытнообщинный строй.

Фазы коммунизма

Человечество, по мнению Маркса и его последователей, меняло в процессе своего развития разные формации в определенной последовательности. На смену феодализму приходил капитализм, монархии вытеснялись республиканским правлением, а далее неизбежно возникал пролетариат. После появления рабочего класса буржуазия уже была обречена, она сама выращивала собственных палачей и могильщиков. Далее наступал черед социалистической революции, при которой, как определил марксист В. И. Ульянов (он же Ленин) нежелание жить по-старому низов входило в своеобразный резонанс с невозможностью верхов сохранить статус-кво. Но коммунизм не мог наступить сразу. Этому мешали многие инерциальные явления, а именно частнособственнические инстинкты, отсталое национальное самосознание и даже институт семьи. Для всеобщего обобществления требовалось все эти атавизмы преодолеть. И производственная база должна быть создана такая, чтобы можно было всем и всего вдоволь раздавать задаром. В общем, для последующих поколений была сформулирована задача, названная «триединой» (И. В. Сталин, «Вопросы ленинизма», 1930). А период ее выполнения назван социализмом, после которого должен был наступить непосредственно коммунизм. Это время несколько затянулось.

Бывает и военный

Революционным явлениям сопутствовала разруха. Слово это означает массовую гибель людей и их имущества. Так как рыночное саморегулирование действовать перестало по причине разрушения экономических основ России, новыми властями начала проводиться политика военного коммунизма. Это означало, что все имевшиеся на тот момент материальные блага и людские ресурсы поступали в распоряжение пролетарского государства, органы которого осуществляли их распределение. Торговля была запрещена и объявлена спекуляцией, все граждане были обязаны трудиться в принудительном порядке, получая стандартный паек (для руководства были и другие, согласно категориям). Деньги как таковые утратили не только платежную функцию, но и всякий смысл, впрочем, временно. Крестьяне подвергались продовольственной разверстке, иными словами, у них забирали все. В период Гражданской войны 1918-1921 годов, по мнению авторов книги «История КПСС», была необходима именно политика военного коммунизма. Это чудовищное время закончилось после Кронштадтского восстания. Затем был введен НЭП.

Старая новая политика как временный отход

В новой экономической политике на самом деле нового ничего не было. Разрешение ограниченной частной инициативы под лозунгом «Обогащайтесь!» стало вынужденной мерой, призванной «выпустить накопившийся пар» народного возмущения, грозящего самому существованию Советской власти. Одновременно продолжалось создание промышленной и энергетической базы для дальнейшего распространения марксизма на все новые страны. Лидеры РСФСР, а после 1922 года СССР, отдавали себе отчет в том, что пока существует капиталистическое окружение, невозможно построить коммунизм. Это положение было зафиксировано во многих партийных документах. Существовало всего два варианта. Или капиталисты всех стран объединятся и подавят ростки нового общества в отдельно взятой стране, или наоборот, социализм победит. В любом случае война была неизбежна.

Нынешнему поколению

Коммунизму давали множество определений. К ленинской формуле «коммунизм это советская власть плюс электрификация» в пятидесятые годы Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев добавил еще одно слагаемое, химизацию. К тому времени уже была создана мировая социалистическая система, объединившая многие страны на разных континентах, одержана Победа над фашистской Германией и ее союзниками, продемонстрированы существенные достижения в области космических исследований и искусств, объявлен окончательно построенным социализм. Коммунизм - это высшая фаза развития общественных отношений. Окончание его построения было анонсировано на XXII съезде КПСС и даже названа примерная дата наступления. «Нынешнее поколение» приходилось на 1980 год. Но коммунизм так и не наступил.

Триединая задача

Цифра «3» всегда была у нас на особом счету. Три богатыря, было у отца три сына, Тридевятое царство, Святая Троица… Не обошли ее вниманием и теоретики научного коммунизма. Задача построения принципиально нового социума состояла из трех равно важных пунктов. Во-первых, о земном. Пока жители соцлагеря сравнивали свой быт с условиями жизни трудящихся в развитых капстранах (с отсталыми не хотели) и сетовали на постоянную нехватку многих товаров, низкие зарплаты и нищенские пенсии, о каких-то преимуществах (а они, кстати, были) можно было вещать только с высоких трибун. В каком-то смысле политика военного коммунизма - это первая попытка ценой невероятных усилий преодолеть возникший после Гражданской войны упадок производства. А без успешного развития материальной базы говорить о прогрессе вообще нельзя. Это раз.

Вторая часть триединой задачи заключалась в создании неких особых отношений в обществе, при котором сама мысль о возможности взаимной эксплуатации была бы отвратительна всем его членам. И если развитие материальной сферы представлялось проблематичным, то общественно-экономический аспект был куда сложнее.

И самой трудной выглядела третья, главная проблема. Требовался новый человек. А где его взять, если все вокруг, даже совсем юные, все равно уже безнадежно старые? На этот вопрос у коммунистов был ответ: «Воспитать!» И педагогические методики разрабатывали, и диссертации защищали. Не получилось.

А можно ли было?

И сегодня бытует мнение о том, что идея сама по себе неплохая, можно сказать, хорошая, но реализация ее неудачна. Вот если бы в 1937 году ленинскую гвардию не истребили, или войны не было, или Хрущев кукурузой не стал бы Заполярье засаживать, или Троцкий встал бы у руля… Но у Льва Давыдовича были свои представления о том, каким должно быть пролетарское государство, и по сравнению с ними сталинские методы выглядят очень мягкими. Так, в частности, он предлагал все население страны привлечь к работе в трудовых армиях, то есть фактически до полной победы мировой революции поддерживать в стране перманентный военный коммунизм.

Это определение вполне подходит и для действий Пол Пота, и Мао, и Энвера Ходжи, и многих других деятелей, вошедших в историю в качестве выдающихся изуверов. Были и более мягкие режимы, с «человеческими лицами», но чем они более смягчались, тем сильней отдалялись от заветной цели, становясь обычными ревизионистами. Ведь главное, что отличает настоящего коммуниста, это полное неприятие частной собственности на средства производства. В сегодняшнем «красном» Китае сотни тысяч приватных предприятий…

Основные идеи коммунизма сложились к середине XIX века. Учение, разработанное Карлом Марксом и было призвано стать альтернативой традиционным либерализму и консерватизму. Это стало возможным в связи с быстрым ростом количества наемных рабочих, что определило новую структуру общества: классу промышленного пролетариата стали противостоять капиталисты.

Предыстория

Особенностью ментальности первых пролетариев было отсутствие политической культуры и серьезного образования, поэтому пропаганда достаточно радикальных коммунистических идей не являлась сложной задачей. В авангарде тайных обществ, разрабатывающих новые идеи, оказались немецкие эмигранты. В 1834 году в Париже появился "Союз изгнанников" - организация, призывавшая к насильственному изменению политической структуры. "Союз изгнанников" и возникший после его разгрома властями "Союз справедливых" предлагал воспользоваться для достижения своих целей услугами маргинальных слоев общества - бандитов, воров и бродяг. В 1839 году члены "Союза справедливости" попытались устроить вооруженное восстание, но попытка не увенчалась успехом. Некоторые члены общества сумели избежать ареста и перебрались в Лондон, где в 1847 году был создан "Союз коммунистов", во главе которого встали Маркс и Энгельс.

"Манифест коммунистической партии"

Первые программные документы новой организации достаточно ярко демонстрировали направленность мыслей коммунистов. В уставе союза прозвучала и основная идея коммунизма 19 века: пролетарская революция, которая покончит с промышленниками-эксплуататорами, неизбежна. В появившемся вскоре "Манифесте коммунистической партии" подчеркивалось, что свержение прежнего строя будет насильственным, а по приходу коммунистов к власти установится диктатура пролетариата.

Таким образом, суть идеи коммунизма состояла не в сглаживании противоречий между буржуазией и пролетариатом, а в их эскалации. Причина проста: без роста социальной напряженности идея коммунистической революции была бы невостребованной.

Основные принципы и идеи коммунизма

Внешне построения Маркса и Энгельса рисовали утопическую картину будущего, в которой навсегда покончено с несправедливостью, и каждый человек будет причастен к управлению государством и перераспределению доходов на справедливом уравнительном начале. Достигнуть этого предполагалось следующим образом:

  • все формы и виды собственности будут находиться в общем пользовании;
  • уничтожение частной собственности и любых форм зависимости;
  • создание системы общественных отношений на основании классового подхода;
  • воспитание человека нового типа, моральные установки на бескорыстный труд которого заменят прежнюю материальную заинтересованность;
  • превалирование общественных интересов над личными;
  • реализация принципа равенства результатов в противовес либеральному равенству возможностей;
  • сращивание государства и коммунистической партии.

Принципы организации труда

В первую очередь Маркс был экономистом, поэтому не мог не задумываться о создании нового обменного эквивалента взамен денег, которые тоже должны были быть изъяты из жизни общества. К числу основных идей коммунизма относится также создание трудовых отрядов, членству в которых обязывался каждый человек без исключения. Чтобы избежать накопления собственности в одних руках, предполагалось отменить право передачи имущества по наследству. Удовлетворение основных потребностей общества передавалось бы партии-государству, которое на основе централизованного планирования устанавливало бы нормы потребления ("от каждого по возможностям, каждому по потребностям").

Важную роль в жизни государства нового типа должны были играть логистика и банковская деятельность. Эта проблема также решалась в русле политико-правовых идей раннего коммунизма: все средства транспорта и связи должны были перейти под контроль партии-государства, как и все банки. Рентные отчисления за пользование землей изымались из рук их прежних владельцев и направлялись в государственный бюджет. Все эти меры, по мысли Маркса и Энгельса, должны были составить содержание переходного к социализму периода.

Социальный аспект

Одной из главных идей коммунизма является создание человека нового типа. Государство-партия должно было взять на себя контроль за образованием. Предполагалось обучать подрастающее поколение на безвозмездной основе. Серьезное внимание уделялось идеологической подготовке молодежи. Все юноши и девушки должны были воспринять основные идеи коммунизма и научного социализма, тщательно следовать им в повседневной жизни. Религия - как противостоящая коммунизму система взглядов - должна была быть изгнана из духовной сферы жизни общества.

Устранение неравенства предполагало также постепенное стирание различий между городом и деревней. Однако осуществить это планировалось своеобразным способом: сельское хозяйство, управляемое из центра, должно было обеспечивать потребности промышленных предприятий.

Деструктивные элементы теории

Коммунизм рождался в жестком противостоянии с другими теориями общественного развития, в особенности с либерализмом. Если либералы предполагали, что каждый индивид свободен, а его поведение - разумно, то коммунизм основывался на необходимости инъекции революционных идей в общество. Пролетариат и крестьянство представлялись идеологам коммунизма недостаточно сознательными.

Из этого следовал вывод, что просветительскую работу коммунистов способны саботировать его противники. На практике это обернулось поиском врага. В эту категорию безоговорочно попадали все носители иной идеологии, в особенности иностранцы. Коммунистическая теория воспитания молодежи на практике сводится к зазубриванию основных постулатов учения без критического их рассмотрения. Отсюда и неприятие религии с самых первых дней существования учения: по сути своей коммунизм навязывал людям новую веру, а для закрепления такого положения полностью растворял личность в обществе.

Первая попытка воплощения в жизнь основных идей коммунизма была предпринята в России. Хотя сам Маркс скептически относился к возможности коммунистической революции в России, история распорядилась иначе. В настоящее время для обозначения идеологии, установившейся в СССР, используется термин "марксизм-ленинизм", но в основании политической практики молодой Советской Республики лежали идеи в большей степени Маркса, чем Ленина.

Первая мировая и Гражданская войны имели своим следствием полный регресс производительных сил. Деклассированное и деморализованное общество оказалось неспособным к продуктивной деятельности. Между тем новому государству требовались средства для защиты суверенитета в условиях возможной экспансии со стороны Германии и Антанты, а также на борьбу с белым движением. На первых порах советская власть пыталась придерживаться ортодоксального марксизма: опубликовала дипломатические документы Российской империи с целью дискредитации империализма, отказалась от уплаты долгов, сославшись на отмену товаро-денежных отношений, и т. д. Но уже в апреле 1918 года несостоятельность такого курса стала очевидной.

Военный коммунизм

Для многих историков существует достаточно сложная проблема: являлся ли военный коммунизм идеей или необходимостью? С одной стороны, это была попытка предотвратить полный крах экономики, с другой же, военный коммунизм выступил учением, продолжающим теорию Маркса и Энгельса. Существует и третья позиция: нет никакой причины связывать режим, установившийся в России после революции, и ортодоксальный коммунизм. По мнению этих исследователей, речь идет лишь о естественной необходимости социума периода массовой разрухи организоваться в коммуну.

Исследователи третьей группы, как правило, не учитывают идеологическую составляющую. Согласно теории ортодоксального коммунизма, революция должна распространиться из одной страны по всему миру, поскольку пролетариат везде представляет собой угнетаемый и бесправный класс. Поэтому одной из целей политики военного коммунизма было создать такой режим, который позволил бы продержаться советскому государству во враждебной обстановке до начала мировой революции.

Научный коммунизм

Теория оказалась ошибочной. После осознания этого факта советское руководство перешло к строительству социализма в отдельно взятой стране. Особое внимание вновь уделялось идеологии. Учение Маркса и Энгельса, а впоследствии и Ленина стало восприниматься научной дисциплиной, без изучения которой советский человек не мог бы существовать. Авторы идеи научного коммунизма разработали собственную методологию анализа, которая, по их мнению, работала в любой отрасли науки - как в истории, так и в биологии или языкознании. Основой научного коммунизма стали диалектика и исторический материализм.

Поскольку СССР долгое время являлся единственной страной, в которой произошла коммунистическая революция, именно советский опыт был поставлен во главу угла. Существенную часть теории научного коммунизма составило учение Ленина о технологии проведения пролетарской революции.

Коммунизм и социализм

Как уже указывалось, коммунизм с самых первых дней своего существования резко противостоял остальным учениям о развитии общества. Утопический социализм не стал исключением. Теоретики коммунизма указывали, что только на базе их учения оказалось возможным соединить рабочее движение и основные постулаты социализма. Особенно негативное отношение коммунистических идеологов вызывало отсутствие в идейной платформе социализма положения о неизбежности социалистической революции. Фактически авторы теории коммунизма с самого начала проводили идею, что именно их учение является единственно верным.

Значение идей коммунизма

Несмотря на все перекосы и ошибки в применении учения Маркса и Энгельса на практике, основные идеи коммунизма оказали достаточно значительное положительное влияние на развитие общественной мысли. Именно оттуда идет мысль о необходимости социально ориентированного государства, способного защитить угнетаемые слои общества от произвола власть имущих, дать гарантии сносного существования и предоставить возможность для самореализации. Многие идеи ортодоксального коммунизма были восприняты социал-демократами и реализовались в политической практике многих государств, указав возможности для сбалансированного развития общественно-экономической сферы жизни.

14Окт

Что такое Коммунизм

Коммунизм – это утопическая философская идея об идеальном экономическом и общественном обустройстве государства, где процветает равенство и справедливость. На практике, данная идея оказалась нежизнеспособной и нереализуемой в силу множества причин.

Что такое Коммунизм простыми словами – кратко.

Простыми словами, коммунизм – это идея создания общества, в котором люди будут обеспечены всем необходимым, независимо от их возможностей. В идеале при коммунистическом строе, не должно было быть бедного и богатого класса, а все ресурсы страны должны равномерно распределятся между всеми гражданами поровну. В данной схеме, отсутствует частная собственность как таковая, а все люди трудятся для создания общего блага. Естественно, что данная идеология относится к разряду утопических в силу природы самого человека.

Суть коммунизма.

Прежде чем начать разбираться в сути коммунизма, следует понять тот факт, что изначальная идея и ее практическая реализация, это совершенно разные вещи. Если саму идею в принципе можно назвать вполне и идеалистической, то способ ее воплощения, таким явно не назовешь. Таким образом, данный дорогостоящий и масштабный социальный эксперимент по постройке идеального общества заключался в полной реформации власти и укрепления роли государства. В реализацию плана включались такие пункты как:

  • Отмена частной собственности;
  • Отмена прав наследования;
  • Конфискация собственности;
  • Тяжелый прогрессивный подоходный налог;
  • Создание единственного государственного банка;
  • Правительственная собственность на связь и транспорт;
  • Правительственная собственность на заводы и сельское хозяйство;
  • Государственный контроль труда;
  • Корпоративные фермы (колхозы) и региональное планирование;
  • Государственный контроль образования.

Как видно из данного далеко не полного списка реформ, гражданское общество было ограничено во многих правах, а государство взяло под контроль практически все аспекты человеческой жизни. Из этого можно сделать вывод, что несмотря на заявленные высокие идеалы, суть коммунизма заключалась в превращении граждан в безвольное население под контролем у государства.

Кто придумал коммунизм. Зарождение теории коммунизма и основных принципов.

Карл Маркс, прусский социолог, философ, экономист и журналист, считается отцом коммунизма. В сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом, Маркс опубликовал несколько работ, в том числе и самую известную под названием — «Коммунистический » (1848 год). Согласно Марксу, утопическое общество будет достигнуто только тогда, когда, будет существовать единое «без-гражданское» и бесклассовое общество. Он даже описал три этапа действий для достижения такого состояния.

  • Во-первых, необходима революция для свержения существующего режима и полного искоренения старой системы.
  • Во-вторых, должен прийти к власти и действовать как единый орган по всем вопросам, включая личные дела общественности. Тогда диктатор будет отвечать за то, чтобы заставить всех следовать идеалам коммунизма, а также гарантировать, что собственность или имущество не находятся в частной собственности.
  • Последним этапом было бы достижение утопического государства (хотя этот этап так и не был достигнут). В результате чего, было бы достигнуто высшее равенство, и все охотно делились бы своим богатством и благами с другими в обществе.

По мнению Маркса, в идеальном коммунистическом обществе банковская система будет централизована, правительство будет контролировать образование и труд. Все инфраструктурные объекты, сельскохозяйственные средства и отрасли будут находиться в государственной собственности. Права частной собственности и права наследования будут отменены, и на всех будут взиматься большие налоги на прибыль.

Роль Ленина в построении коммунизма и Военный коммунизм.

В то время, когда многие страны мира смещались к демократии, Россия все еще была монархией, где царь владел всей полнотой власти. Кроме того, Первая мировая война привела к большим экономическим потерям для страны и народа. Таким образом, царь, который продолжал жить в роскоши, стал крайне непопулярным персонажем среди простых людей.

Вся эта напряженность и хаос привели к Февральской революции 19 февраля, когда рабочие закрытой фабрики и солдаты в мятеже вместе подняли лозунги против несправедливого режима. Революция распространилась как лесной пожар и заставила царя отречься от престола. Быстро сформированное Временное правительство России теперь заменило монарха.

Воспользовавшись хаосом, сложившимся в России, Владимир Ленин с помощью Льва Троцкого сформировал большевицкую прокоммунистическую «партию». Поскольку Временное правительство России продолжало поддерживать военные усилия во время Первой мировой войны, оно также стало непопулярным среди масс. Это вызвало большевистскую революцию, которая помогла Ленину свергнуть правительство и захватить Зимний дворец. Между 1917-м и 1920-м годами Ленин инициировал «военный коммунизм» для обеспечения своих политических целей.

Экстремальные меры были использованы для установления коммунизма в России, что положило начало гражданской войне (1918-1922). После чего был создан СССР, в который вошли Россия и 15 соседних стран.

Коммунистические лидеры и их политика.

Чтобы установить коммунизм в СССР лидеры не гнушались абсолютно никаких методов. Инструменты, используемые Лениным для достижения своих целей, включали в себя рукотворный голод, рабские трудовые лагеря и казнь хулителей власти во время Красного террора. Голодоморы были спровоцированы путем принуждения крестьян продавать свои урожаи без прибыли, что в свою очередь сказалось на сельском хозяйстве. Рабские трудовые лагеря были местами для наказания тех, кто не соглашался с властью Ленина. Миллионы людей погибли в таких лагерях. Во время Красного террора голоса ни в чем не повинных гражданских лиц, военнопленных Белой армии и сторонников царизма были заглушены массовыми убийствами. По сути это был собственного народа.

После смерти Ленина в 1924 году его преемник Иосиф Сталин, следовал политике установленной Лениным, но также сделал шаг вперед, обеспечив казнь товарищей-коммунистов, которые не поддержали его на 100%. росла. После окончания Второй мировой войны, начался период холодной войны, когда демократическое общество всеми силами противостояло распространению коммунизма в мире. Гонка вооружений и цены на энергоносители сильно пошатнули несовершенную плановую экономику СССР что сильно отразилось на жизни населения.

Таким образом, когда в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев, он принял новые принципы, чтобы омолодить советскую экономику и снизить напряженность в отношениях с США. Холодная война закончилась, и коммунистические правительства в приграничных странах России начали терпеть неудачу из-за более мягкой политики Горбачева. Наконец, в 1991 году, во время президентства Бориса Ельцина, Советский Союз формально распался на Россию и несколько независимых стран. Именно так и закончилась самая значительная эпоха коммунизма в мире, не учитывая несколько современных стран живущих в подобном строе.

Результаты коммунизма.

О результатах коммунизма довольно сложно рассуждать если подходить с точки зрения восприятия его гражданами «совка». Для кого-то, это были времена ада на земле, а кто-то вспоминает совок как что-то хорошее и теплое. Скорее всего, расхождения во мнениях в большинстве своем вызваны разными факторами: класс, политические предпочтения, экономическое положение, воспоминания о молодости и здоровье и тому подобные вещи. Тем не менее, в сухом остатке мы можем положиться только на язык цифр. Коммунистический режим был несостоятельным в экономическом плане. Помимо этого, он принес миллионы убитых и репрессированных. В некотором роде, построение коммунизма можно назвать самым дорогостоящим и кровавым социальным экспериментом на земле, который больше не должен повторятся.

Категории: , / / от

идеал общества, в основе которого лежит всеобщее благополучие, равенство людей. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет стадию социализма, постепенно переходящую в коммунизм - бессклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, человеческого сознания и культуры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОММУНИЗМ

от лат. communis - общий, всеобщий) - сменяющая капитализм высшая обществ.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства производства, на товарищеском сотрудничестве свободных от эксплуатации, классового и нац. угнетения трудящихся. Первой ступенью (фазой) в развитии коммунистич. формации является социализм. Второй, высшей ступенью развития - коммунистич. общество. "Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой Жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа" (Программа КПСС, 1961, с. 62). Как мечта об уничтожении частной собственности, классовых различий и установлении полного социального равенства К. зародился в условиях раннего капитализма. Идеи общности имущества, обязательного труда для всех и равного удовлетворения потребностей получили распространение в Таборе во время гуситского революц. движения в Чехии в 15 в. (М. Гуска), во время Крестьянской войны в Германии в 16 в. (Т. Мюнцер), у диггеров во время англ. бурж. революции 17 в. (Дж. Уинстэнли), среди участников франц. бурж. революции конца 18 в. ("заговор равных", или заговор Г. Бабефа). Социальные чаяния трудящихся масс находили свое отражение и в фантастич. описаниях идеального коммунистич. строя: в соч. Т. Мора "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516), в книге Т. Кампанеллы "Город Солнца, или Идеальная республика" (1623), в "Истории севарамбов" Дени Вераса (1677-79). В 18 в. во Франции появляются коммунистич. теории Ж. Мелье, Морелли и Г. Мабли. В нач. 19 в., выражая протест против капиталистич. системы угнетения и эксплуатации трудящихся, с утопич. проектами устранения классовых различий выступили социалисты-утописты, непосредственные предшественники науч. социализма А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. К созданию социализма путем революции призывали Э. Кабе, О. Бланки, Т. Дезами. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Науч. К., как теоретич. выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистич. общества, возник в 40-х гг. 19 в., когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских рабочих в 1831 и 1834, подъем движения англ. чартистов в сер. 30-50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844). Основоположниками науч. К. явились К. Маркс и Ф. Энгельс. К. из утопии стал наукой благодаря двум великим открытиям Маркса: материалистич. пониманию истории и теории прибавочной стоимости, вскрывшей тайну капиталистич. эксплуатации. Маркс и Энгельс раскрыли всемирно-историч. миссию рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Они покончили со взглядом на К. как на некий сочиненный гениальными людьми "разумно-нравственный идеал", с к-рым должна сообразоваться капиталистич. действительность, показав, что К. представляет "... действительное движение, которое уничтожает теперешнее (капиталистическое. - Ред.) состояние" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 34) и является закономерным результатом развития общественных производит. сил и, с другой стороны, неизбежным следствием классовой борьбы пролетариата. В результате объективного анализа капиталистич. формации, данного в "Капитале" Маркса, была глубоко научно обоснована необходимость ее превращения путем революции в коммунистич. общество. Вследствие роста производит. сил "монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 766). Обобществление труда и централизация средств производства - главные материальные предпосылки неизбежного перехода к К., революционного превращения капитализма в социализм. "Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 54-55). Маркс и Энгельс выдвинули и обосновали идею необходимости социалистической революции как условия ликвидации капитализма и создания социализма. Для социального освобождения пролетариата необходимо завоевание гос. власти, установление диктатуры пролетариата, к-рая сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов. Маркс и Энгельс показали необходимость переходного периода от капитализма к социализму и определили основные контуры развития будущего коммунистич. общества, создав науч. теорию о двух фазах К. На основе обобщения опыта борьбы рабочего класса в эпоху империализма и пролетарских революций В. И. Ленин развил дальше основные принципы науч. К. Подвергнув всестороннему анализу всю совокупность данных о капиталистич. обществе в его империалистич. стадии, Ленин показал, что империализм есть канун социалистич. революции, что вследствие неравномерности экономич. и политич. развития при империализме возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, стране, причем рабочий класс вначале победит не обязательно в наиболее развитой капиталистич. стране, а там, где империализм окажется слабее, где революц. авангард пролетариата обеспечит руководство широкими массами эксплуатируемых (прежде всего крестьянством) и парализует неустойчивость колеблющихся обществ. слоев. Вместе с тем необходимой предпосылкой социалистической революции является известный уровень социально-экономич. развития. Ленинская теория социалистич. революции явилась теоретич. основой победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 в России, открывшей новую всемирно-историч. эпоху, эпоху перехода от капитализма к социализму. В условиях страны, вставшей на социалистич. путь, Ленин, раскрыв закономерности переходного периода от капитализма к социализму, обосновал политику социалистич. гос-ва в период диктатуры пролетариата, выработал новую экономич. политику (нэп), рассчитанную на победу социализма, разработал план построения социалистич. общества, предусматривавший индустриализацию страны, социалистич. кооперирование крест. х-в, культурную революцию. Сов. народ под руководством Коммунистич. партии за два десятилетия в основном построил социализм. После второй мировой войны 1939-45 в результате разгрома фаш. Германии и милитаристской Японии, решающую роль в победе над к-рыми сыграл сов. народ, от империалистич. системы отпал ряд стран Европы и Азии, где установился революц. строй нар. демократии и началось социалистич. переустройство общества. Сложилась мировая социалистическая система. На рубеже 50-60-х гг. мировой социализм вступил в новый этап своего развития. В СССР, где социализм победил полностью и окончательно, началось развернутое строительство коммунистич. общества. В большинстве стран народной демократии успешно завершается социалистич. переустройство экономики, и их народы приступают к созданию развитого социалистического общества. Продолжается и дальнейшее расширение мировой системы социализма. Опыт СССР и других социалистич. стран подтвердил коренное положение науч. К. о том, что процессы социалистич. революции и социалистич. строительства основаны на определенных общих закономерностях, к-рые проявляются во всех вступающих на путь социализма странах, при наличии и учете разнообразия исторически сложившихся нац. особенностей и традиций. Такими важнейшими закономерностями являются: проведение пролетарской революции и осуществление диктатуры пролетариата в разных формах; союз рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся при руководящей роли рабочего класса, возглавляемого марксистско-ленинской партией; преобразование капиталистич. частной собственности в гос. социалистич., постепенное кооперирование крест. х-в; плановое развитие нар. х-ва, направленное на построение социализма и К., на повышение благосостояния трудящихся; осуществление культурной революции; ликвидация нац. гнета и установление равноправных и дружественных отношений между народами; защита социалистич. завоеваний от покушений внешних и внутренних врагов; междунар. солидарность трудящихся - пролетарский интернационализм. Научно обоснованный план развернутого строительства К., создания его материально-технич. базы содержится в материалах и решениях XX, XXI, XXII съездов КПСС, в Программе Коммунистической партии Советского Союза, к-рая определяет практич. пути становления К. в экономич., социальной, политич. и духовной областях. Социализм и К. как две последовательные фазы в развитии одной общественно-экономич. формации Имеют ряд общих черт. Как при полном К., так и при социализме не существует эксплуатации человека человеком; нет нац. угнетения и неравноправия; средства производства находятся в обществ. собственности; анархия внутри обществ. произ-ва заменена плановой организацией; гигантскими шагами происходит развитие производит. сил; труд является всеобщим - все члены общества трудятся; развитие производства осуществляется в общих интересах трудящихся, в целях удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества и возможно более полного гармоничного развития человеческой личности; руководство обществ. процессами принадлежит самим трудящимся и осуществляется на основе науч. коммунистич. мировоззрения. В то же время полный К. имеет ряд существ. отличий от социализма в уровне развития производит. сил, степени экономич. зрелости всей совокупности производств. отношений, условиях жизни и труда людей. "...Научная разница между социализмом и коммунизмом, - указывал Ленин, - ясна. То, чту обычно называют социализмом, Маркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм. Великое значение разъяснений Маркса состоит в том, что он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии, рассматривая коммунизм как нечто развивающееся из капитализма... Маркс дает анализ того, что можно бы назвать ступенями экономической зрелости коммунизма" (Соч., т. 25, с. 442). Особенности социализма как первой или низшей фазы К. заключаются в том, что социалистич. общество возникает не на своей собств. основе, поэтому оно длит. время "...во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 18). В результате социалистич. преобразований и развития производит. сил общество освобождается от наследия капитализма. Две формы социалистич. собственности, социально-экономич. и культурно-бытовые различия между городом и деревней, существенные различия между людьми умств. и физич. труда, остатки классовых различий, распределение по труду и т.п. - все эти особенности, отличающие социализм от полного К., могут отпасть только на основе развития обществ. производства. К. означает дальнейшую, более высокую ступень экономич. зрелости нового общества, когда оно вполне освобождается от всех традиций и следов капитализма. К. представляет собой такое общество, к-рое "...развилось на своей собственной основе..." (там же), т.е. возникло путем укрепления и дальнейшего совершенствования социалистич. строя, первой фазы К., новых обществ. отношений. Строительство К. означает не только преодоление еще сохраняющихся при социализме следов капитализма, но и развитие тех черт и особенностей, к-рые являются общими как для высшей, так и для низшей фазы ком-мунистич. формации. Главная особенность К. заключается в том, что он представляет высшую по сравнению с капитализмом и социализмом производительность труда, к-рая обеспечивает при наименьших затратах рабочей силы материальное изобилие и создает условия для того, чтобы устранить еще существующее при социализме фактич. неравенство в удовлетворении потребностей членов общества, заменив вознаграждение в соответствии с количеством и качеством труда ("оплата по труду") распределением по потребностям ("от каждого - по способностям, каждому - по потребностям"). Высшая, ком-мунистич. производительность труда достигается путем гигантского развития производит. сил в пром-сти и с. х-ве, построения качественно новой материально-технич. базы и явится также следствием роста квалификации и культурно-технич. уровня трудящихся масс, сознательной дисциплины и творческой инициативы работников. Создание материально-технич. базы К. рассматривается в Программе КПСС как главная экономич. задача партии и сов. народа на данном этапе. Ее решение предполагает переход к новому, значит. более высокому, чем в наиболее развитых капиталистич. странах, уровню технологии и культуры производства, к высшей ступени организации труда. Стержнем программы строительства экономики коммунизма является полная электрификация всей страны. В ходе создания материально-технич. базы К. наука станет все в большей мере непосредственной производит. силой, а производство - технологич. применением совр. науки. Непрерывное развитие общественного производства, научно-технический прогресс, совершенная и могущественная техника создают все возрастающие возможности господства людей над природой. Для высшей фазы К. характерен более высокий, чем для любого другого общества, уровень материальных и культурных условий жизни членов общества. Поскольку строительство К. опирается на принципы материальной заинтересованности, оплата по труду остается в период перехода к К. основным источником удовлетворения материальных и культурных потребностей. В то же время обществ. фонды потребления, за счет к-рых будут удовлетворяться потребности людей при К., растут более быстрыми темпами, чем индивидуальная оплата по труду. Переход к коммунистич. принципу "каждому - по потребностям" происходит постепенно, непрерывно, по мере создания материально-производственных условий, охватывая все более разнообразные потребности человека: бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, гос. обеспечение детей в детских учреждениях и в школах, материальное обеспечение нетрудоспособных, бесплатное пользование квартирами, коммунальными услугами, обеспечение населения пособиями, льготами, стипендиями, переход к бесплатному обществ. питанию и т.п. Предметы личного потребления при К. будут находиться в полном владении и распоряжении каждого члена общества. Социалистич. принцип распределения по труду экономически исчерпает себя в условиях, когда будет достигнуто изобилие материальных благ, а труд превратится в первейшую жизненную потребность каждого человека. Построение материально-технич. базы К. позволит постепенно преобразовать социалистич. производственные отношения в коммунистические, создать бесклассовое общество. При социализме еще существуют две формы общественной, социалистич. собственности: государственная и колхозно-кооперативная и в связи с этим два класса - социалистич. рабочий класс и социалистич. колхозное крестьянство. Различие между двумя формами социалистич. собственности преодолевается лишь в результате мощного подъема всей экономики страны, промышленности и сельского хозяйства. Условия для сближения, а в перспективе и слияния кооперативной собственности с общенародной создаются по мере дальнейшего развития колхозов и совхозов в высокомеханизированные и высокопродуктивные хозяйства, выравнивания материальных и культурных условий жизни и труда в деревне с городскими и т.п. При полном К. будет существовать единая общенародная форма коммунистической собственности, сотрутся классовые грани между рабочими и крестьянами, социально-экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней. Электрификация нар. х-ва, механизация, автоматизация и химизация произ-ва, применение электроники, счетно-решающих устройств, внедрение в произ-во новейших науч. и технич. достижений - все это приведет к коренному изменению характера труда. Исчезают профессии, изнуряющие человека, неизмеримо облегчается физич. труд. Человек освобождается от выполнения утомительных, монотонно однообразных механич. процессов физич. и умств. труда. Открываются необъятные горизонты для труда творческого и радостного, повышающего жизненные функции человека. Труд работников с. х-ва становится разновидностью труда индустриального, к-рый в свою очередь приближается по своему существу к труду инженерно-технич. работников. Происходит органич. соединение умств. и физич. труда в производств. деятельности людей. На основе роста культурно-технич. и общеобразоват. уровня масс работники физич. труда поднимаются до уровня людей умств. труда. На базе коммунистич. Производств. отношений осуществится полное социальное равенство людей. Все члены общества будут иметь равное положение в обществе, одинаковое отношение к средствам произ-ва, равные условия труда и распределения. При полном К. люди, естественно, не освобождаются от обязанности трудиться, но вследствие изменения характера труда, благодаря высокому уровню сознательности людей, каждый будет добровольно и по своим склонностям трудиться на благо общества. Труд в условиях К. оценивается уже не с точки зрения его количества и качества, а прежде всего исходя из того, работает ли человек в полную меру своих способностей, применяются ли его дарования с наибольшей пользой для народа. Вследствие роста производительности труда деятельность в сфере материального произ-ва, обязательная для всех членов общества, потребует все меньшего времени и будет совершаться с наименьшей затратой сил на основе науч. регулирования затрат труда. Люди коммунистич. общества будут располагать большим временем для занятий искусством, наукой, спортом. Они вступят в подлинное царство свободы, к-рое расцветает на основе высокопроизводительного труда, совершаемого в условиях, наиболее достойных человека и дающих полный простор для его всестороннего развития. Уже при социализме начинается процесс формирования нового человека. Для перехода от социализма к К. необходимы высокий уровень сознательности всех граждан социалистич. общества, творческое участие в коммунистич. строительстве самых широчайших масс народа. В этой связи Коммунистич. партия придает особо важное значение усилению идеологич. работы, воспитанию масс в духе морального кодекса строителя К., формированию нового человека, дальнейшему развертыванию борьбы с чуждыми социализму идеологич. влияниями, с пережитками капитализма в сознании людей. При социализме, а тем более при К. каждый получает равные возможности для творческого труда и образования. Формируется всесторонне развитый индивид. Главное условие всестороннего физич. и умств. развития человека - сокращение рабочего дня на основе высокопроизводительного труда (см. К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 833). Осуществление всеобщего обязат. среднего политехнич. образования, создание условий для получения высшего или среднего спец. образования всеми, кто желает учиться, - все это обеспечит необходимые предпосылки для воспитания и всестороннего развития нового, коммунистич. человека, в к-ром гармонически сочетаются духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. В политич. отношении "...различие между первой или низшей и высшей фазой коммунизма со временем будет, вероятно, громадно..." (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 442). Необходимым орудием построения полного коммунистич. общества является социалистич. гос-во, через посредство к-рого трудящиеся управляют производством, направляют его развитие в интересах всего общества. С созданием социалистич. общества и переходом к развернутому строительству К. "...диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР. Государство, которое возникло как государство диктатуры пролетариата, превратилось на новом, современном этапе в общенародное государство, в орган выражения интересов и воли всего народа" (Программа КПСС, 1961, с. 100-01). В социалистич. гос-ве и на новом этапе его развития руководящая роль принадлежит рабочему классу. Социалистич. гос-во сохранится до полной победы К. Главное направление развития социалистич. государственности в период создания К. - это развитие и совершенствование социалистич. демократии, активное участие всех граждан в управлении гос-вом, в руководстве хоз. и культурным строительством, улучшение работы гос. аппарата и усиление нар. контроля над его деятельностью. По мере постепенного продвижения общества к полному К., когда все члены общества будут вовлечены в управление обществ. производством, когда соблюдение единых общепризнанных правил коммунистич. общежития станет внутренней потребностью и привычкой всех людей, когда члены общества будут добровольно трудиться по способностям, вмешательство гос. власти в обществ. отношения станет излишним, и политич. управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством процессами производства со стороны экономич. и культурных органов общества. Социалистич. государственность разовьется в коммунистич. обществ. самоуправление. Развитие социалистич. экономики по пути к К. вызывает необходимость совершенствовать организац. формы и методы планирования и управления нар. х-вом, всемерно развивать демократич. основы управления, усиливать роль обществ. организаций трудящихся, коллективов рабочих и служащих в решении вопросов деятельности предприятий. По мере продвижения общества к К. возрастает роль различных организаций трудящихся и прежде всего руководящая и направляющая роль Коммунистич. партии. Укрепление и развитие гос. руководства экономикой подготовляет механизм управления производством, необходимый и при полном К., когда экономич. функции государства утратят свой политич. характер, гос. органы планирования и учета, руководства х-вом и развитием культуры станут органами обществ. самоуправления. Однако отмирание государства зависит не только от внутренних условий коммунистического общества, но и от внешних условий его существования. До тех пор, пока в других странах будет существовать капитализм, остается надобность в особом государственном органе для защиты коммунистического общества. Важнейшей составной частью коммунистич. строительства является проведение политики братской взаимопомощи и сотрудничества со странами социалистич. содружества, политики пролетарского интернационализма. В мировой системе социализма все с большей силой действует закон планомерного, пропорционального развития социалистич. стран. Общая линия их экономич. и культурного развития выравнивается. Вследствие этого все страны социализма более или менее одновременно, в пределах одной историч. эпохи, перейдут в высшую фазу К. Совершенствование системы междунар. разделения труда путем координации нар.-хоз. планов, специализации и кооперирования производства в рамках мировой системы социализма, развитие всестороннего братского сотрудничества укрепляет экономич. базу мирового социализма. Развиваются тенденции к созданию в будущем мирового коммунистич. хозяйства, регулируемого трудящимися по единому плану. При К. еще длительное время будут существовать нац. особенности; вместе с тем на основе полной общности интересов, братской дружбы и сотрудничества нации все больше будут сближаться между собой, пока, наконец, не произойдет их слияние в высшую, объединяющую все народы коммунистич. общность людей. К. открывает практически безграничный простор для развития экономики и улучшения жизни людей, совершенствования человеческой личности. К. есть высшая и последняя общественно-экономическая формация, в рамках к-рой развернется подлинная история человечества. Строительство социализма и К. в СССР и других странах социалистич. содружества является единым процессом, укрепляющим мировую систему социализма, вдохновляющим нар. массы во всем мире, способствует успехам международного революционного движения. Коммунистич. строительство может успешно осуществляться только в условиях мира. Проведение ленинской политики мирного сосуществования стран с различным социальным строем, обеспечивая необходимые внешнеполитич. условия для перехода к К., вместе с тем способствует осуществлению историч. миссии К. - уничтожению войн и утверждению вечного мира на земле. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Капитал, там же, т. 21-23; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Р., Принципы коммунизма, там же, т. 4; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, О кооперации, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1962; Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, История социалистич. идей, ч. 1-2, М.-Л., 1928-31; его же, Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Из истории социально-политич. идей. Сб. ст., M., 1955; Францев Ю. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1964. Е. Г. Панфилов. Москва.

Как неполный, незрелый коммунизм и полный, зрелый коммунизм. В узком смысле коммунизм понимается как одна из двух, высшая по сравнению с фаза, ступень зрелости коммунистической формации - полный, зрелый коммунизм, итоговый результат осуществления исторической миссии .

История развития коммунистических идей

Первобытный коммунизм

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. Первобытнообщинный строй охватывал время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и было связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного развития первобытный коммунизм отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

Коммунистические идеи средневековья

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII-XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной - все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах.

Светские концепции коммунизма

Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм - основная составляющая буржуазных революций XVII-XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма XVI-XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Утопический коммунизм

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда классовая борьба между и выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., подъём движения английских чартистов в середине 30-начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

Опираясь на материалистическое понимание истории и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую тайну капиталистической эксплуатации, и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно к новым условиям В. И. Лениным, братскими коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрыло историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического общества.

Этимология

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun - «общий, общественный». Слово окончательно сформировалось в термин после публикации « » (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

Определения коммунизма

Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. <…> Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.

Ф. Энгельс, «Принципы коммунизма» (1847 г.)

…коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.

Коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он - решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.

Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.

Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

Коммунизм как идеология

Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда - . Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с её революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунизм открыто провозглашает свою партийность. Эта его особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Характерные особенности коммунизма

Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

  • достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
  • общественная собственность на средства производства;
  • всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
  • отношения сотрудничества и взаимопомощи;
  • планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
  • единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм