Контрольный диктант на плоту по таежной реке. Рабочая программа Диктант на плоту по таежной реке

Как все начиналось

Рига. Начало июля. Вечером я с друзьями закончил сборы продовольствия и снаряжения для похода. Теперь надо было выспаться перед завтрашним днем. Сон не шел, и я проснулся раньше времени. Я решил не спешить со сборами и плотно позавтракать. Не успел я толком перекусить, как раздался телефонный звонок. Звонил друг, чтобы я не проспал и успел на автобус. В спешке я забрал из холодильника недостающие продукты и пошел на троллейбусную остановку.

Вот я с веслами стою в очереди за билетами на автовокзале (билеты в кассе заканчивают продавать за 15 минут до отправления). Цель нашей поездки мост через Гаую, в 2 километрах от поселка “Виреши”. Билет от Риги до Виреши обошелся мне в 2 лата 30 сантимов. Сели в автобус “Рига – Алуксне” в 7 часов утра. В Виреши мы планировали приехать к полудню. Пол пути играли в карты и делились первыми впечатлениями. По плану мы должны были проплыть путь от Виреши до Стренчи за 3 дня, чтобы успеть на электричку в 19:30 до Риги. Общая протяженность планируемого маршрута 110 километров по течению реки, из них 35 километров вдоль границы с Эстонией. Реально за 3 дня мы прошли только пол пути (около 50 км) и высадились под мостом Анниняс возле Валки. Автобус шел с большой остановкой в Смилтене, на месте мы были в 12:00. Еще около 2 часов нам понадобилось на надувание плота и для спуска его на воду. Плот надували ножным насосом, автомобильного типа (насос шел в комплекте к плоту). Итак, в 13:55 мы начали свой путь по реке Гауе в неизвестность. По этому маршруту мы плыли впервые. Для всех, кроме меня, это была уже вторая поездка. Поэтому чувствовалась уверенность команды нашего маленького “корабля”. Ребята поделились со мной опытом предыдущего путешествия, когда они спали в мокром плоту под открытым небом, а после 3-4 часов пути не могли точно сказать свое местоположение. В предыдущий раз они брали плот на прокат в Латвийском Университете, и он потонул через 5 часов их путешествия. Сдутый плот пришлось в плавь тянуть к берегу и затаскивать вместе с вещами на отвесной склон для ремонта. Если бы не лейкопластырь и жевательная резинка они не смогли бы продолжить поход.

Я представил себе жесткие спартанские условия их предыдущего путешествия и начал ощущать себя в новом плоту на 20 человек, как на водяной постели номера люкс. Наш плот по своим характеристикам является морским спасательным плотом с тентом. Вот под этим тентом время от времени прятались все по очереди, скрываясь, то от палящего солнца и слепней, то от дождя. Двое гребли. Остальные отдыхали и пели песни под гитару. Так прошли наши первые часы похода. По плану мы должны были проходить по 5-6 километров в час, но на практике мы делали не больше 3-4 километров. Мы переоценили массу плота и наши силы. Пришлось посмотреть правде в глаза. За три дня до Стренчи нам не дойти. Ориентируясь по карте (спутниковая съемка местности, где один квадратик это один километр) мы считали каждый поворот реки. Жара стояла невыносимая. Синоптики ожидали до 35 градусов тепла, а на собственной шкуре я чувствовал все 40. Дождь обещали местами и мы надеялись, что это место будет далеко от нас. Вечером послышались раскаты грома. Что ж синоптики не обманули. Дождь начался неожиданно. Светило солнце, как вдруг пошел самый настоящий “грибной” ливень. Наше первое испытание. Кто выпрыгивает в воду и тащит плот на берег, кто в темпе закрывает входы в плот, кто вычерпывает воду. На счету каждая секунда и сухой пол, на котором спать вечером. Дождь был сильным, но не долгим. Этого хватило, чтобы половина нашего экипажа вымокла до нитки и тряслась от холода. Когда “буря утихла” мы продолжили наш путь. Дождь унес с собой наше веселое настроение и драгоценные километры пути. Так заканчивался наш первый день. Настала пора подумать о ночлеге. Промокшие и голодные мы искали подходящее место для ночевки. Остановившись на песчаной речной насыпи, мы столкнулись с очередной проблемой. После дождя сухих веток не найти. К несчастью мы не взяли с собой средство для поддержания огня. Приходилось надеяться только на собственную смекалку и бумажное полотенце, которое пошло на растопку. К полуночи мы все-таки развели костер, а в час ночи состоялся наш первый совместный “обед”. Изнуренные мы залезали в плот спать. Через пару часов надо было вставать так, как за следующий день нам предстояло пройти 35 километровый участок вдоль границы с Эстонией.

День второй. В нейтральных водах.

Туман еще не рассеялся, когда мы толкали наш плот в холодную воду Гауи. По нашим подсчетам до границы оставалось около 5 километров. Для меня подъем в 5 часов утра оказался особенно тяжелым. Я не привык так рано вставать. После защиты бакалаврской, я отсыпался за все бессонные ночи, проведенные у компьютера. С неподдельной радостью я забрался обратно в плот под еще теплое одеяло, когда его спустили на воду, и практически сразу забылся в нервном сне. Как мы пересекли границу, я не видел, но по рассказам не спящих товарищей в этом не было ничего необычного: “За очередным поворотом мы увидели пограничный столб с одной стороны и табличку, предупреждающую о начале территории чужого государства с другой. Мы дважды проплыли мимо, чтобы запечатлеть момент”.

Итак, мы покинули Латвию и продолжили наш путь в нейтральных водах. Когда я проснулся, пейзаж за бортом в очередной раз изменился. Если раньше мы проплывали мимо пологих склонов с песчаными отмелями, временами похожими на равнину, то теперь перед моим взором предстал - густой сосново-еловый лес на отвесных глиняных берегах. Ласточки, чьи гнезда были по обе стороны реки, летали высоко в небе, вселяя надежду на то, что погода сегодня не испортиться. Мы обсуждали наше положение и то, что будет, если мы встретим пограничников. Местные жители из Гауене предостерегали нас от встречи с ними. Никому из нас не хотелось стать легкой плавучей мишенью, но к счастью людей в форме мы не встретили. Зато для всех остальных мы были, словно бродячий цирк на воде: плавки, носки, мокрые полотенца, которые сушились на крыше плота в равной степени, как и сам плот, привлекали внимание с обоих берегов. Если латыши на хуторах следили за тем, чтобы мы что-нибудь не стащили, то их эстонские коллеги просто молча глазели на плавучее “чудо”. По началу это было интересно, но вскоре всем надоело, и мы плыли, не обращая ни на кого внимания. Плыть на этом участке реки было тяжело. Очень слабое течение и ветер в лицо сильно затормозили наше продвижение вперед. Весь экипаж изрядно устал и проголодался. После очередной “вахты на веслах” я отправился спать.

Проснулся я уже на берегу. В плоту было душно. Вставать не хотелось, но надо было найти в себе силы подняться. Лежать здесь становилось невыносимо. Одним рывком я присел и на корточках вылез наружу. Ребята уже разожгли костер и собирались варить макароны. Жара стояла невыносимая. Даже слепни перестали доставать своим назойливым вниманием. Пот не успевал проступить, как сразу испарялся. Медленно я побрел по раскаленному до бела песку к ребятам. Мне сразу же предложили искупаться и даже попробовали столкнуть в воду. На что я с “просони” никак не отреагировал. Я просто плюхнулся на горячий песок, подставив свое тело под палящие лучи солнца. Погода стояла на редкость хорошая. На небе ни облачка. Тишину нарушало пение кузнечиков и неизвестных мне птиц. Лежа на песке у реки, где до ближайшего населенного пункта было около 20-30 километров, я чувствовал себя Робинзоном на необитаемом острове. Один наедине с природой и друзьями, где нет никаких забот и проблем, кроме совместного труда по приготовлению пищи, разжиганию костра и “дежурства на веслах”. Какая прелесть отдых вот так экспромтом, когда не знаешь, что ждет тебя впереди. Это не туристическая поездка за границу, где все куплено, рассчитано вплоть до мелочей и не дай Бог, что-нибудь пойдет не по плану. Мне стало жаль своих соотечественников, тратящих деньги на отдых за границей, так и не узнав все прелести отдыха в собственной стране. Наслаждаясь солнечным светом, я забыл о друзьях, о времени, о проблемах. Я слился с природой. Ощущал ее прикосновение каждой клеточкой моего организма. Впитывал в себя живительные соки Солнца и песка, обжигающего мою спину.

Но надо было помогать готовить обед. Не то, чтобы ребята не справлялись без моего участия, просто совесть не позволяла мне лежать без дела, когда все вокруг суетятся над костром. Проанализировав ситуацию, я понял, что моя помощь пока не требуется и можно пойти искупаться. Ребята давно предлагали мне залезть в реку, но после сна в душном плоту, вода показалась мне холодной. Сейчас же я готов был залезть, даже под “ледяной душ”. Медленно я начал заходить в воду. В месте, где мы остановились, река сужалась. Течение реки было быстрое, но русло мелкое, поэтому вода успевала прогреваться до температуры 25-28 градусов. Я не люблю холодную воду, поэтому залезть в водоем, где температура воды меньше 25 градусов, для меня настоящая пытка. Дойдя чуть ли не до середины реки, я никак не решаясь окунуться полностью. Вот мой товарищ с разбегу ныряет около меня. Еще минута раздумий, и я плыву по течению. Да, жизнь порой похожа на реку. Тебя несет куда-то, а ты отчаянно пытаешься выплыть и занять свое место под солнцем. Порой это удается, иногда нет, и тогда случаются трагедии, в виде поломанных судеб и разбитых надежд. Так и я отчаянно боролся с течением, не позволяя уносить меня далеко от берега, где мои друзья ставили на огонь кастрюлю с водой. Оказавшись на берегу, я со свежими силами принялся помогать в приготовлении обеда. Когда вода в кастрюле закипела, каждый приготовил себе суп с вермишелью. Нет ничего вкуснее “свежего” бульона под открытым небом у реки! Ты ешь и не можешь утолить свой голод, останавливаешься лишь, когда почувствуешь отвращение к еде. Обед закончен. Пора собираться в дорогу. Мусор убран. Костер потушен. Плот с легким трением о песок плюхается в воду. Все на борту?! Тогда в путь. Вперед в неизвестность. Ведь впереди еще пороги, о которых я наслышался от более опытных товарищей...

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Урок 151
Рубрика (тематическая категория) Дом

Тема. Повторение по теме ʼʼЧастицаʼʼ. Тест на повторение

Урок 150

Цели: обобщить знания по теме ʼʼЧастицаʼʼ; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: словарный диктант, анализ предложений, тест, выполнение упражнений.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Упражнение 406: взаимопроверка.

В это время один из учеников выполняет синтаксический разбор предложения у доски.

П. Осложненный словарный диктант

Составьте словосочетания со словами: Карикатура, недосягаемый, предварительный, сатира, старательно, чемпион.

III. Анализ предложений

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить разряд и значение частиц.

Древн...я культура так(же) отд...лена во времени от сегодн... шнего человека как д...леки от нас звезды.

Пр...слушиват...сяликсоветуастрол...гапока(не,ни)зан...мат... ся деламира(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п...рспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрач... ном доме пр...слушиваясь к завыванию ветра и скр...пящ...м ступеням ветхой лес...ницы?

В случае если(бы) (не)ты, я (н...)за(что)(бы) (не)справился!

Комментарий.

Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняшнего человека, как далеки от нас звезды.

Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы?

В случае если бы не ты, я ни за что бы не справился!

1-е предложение: смысловая усилительная частица же.

2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смысловая отрицательная частица не.

3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.

4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие отрицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) а, г; 2) в, г; 3) б, в; 4) а, б; 5) а, г; 6) б, ᴦ.

Вариант 2: 1) а, б, в; 2) а, б; 3) б, г; 4) б; 5) а, г; 6) в, ᴦ.

V. Выполнение упражнений

Упражнения 408, 412: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. Упражнение 411: письменно.

2. Подготовка к диктанту.

Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Цель: проверить знания учеников по теме ʼʼЧастицаʼʼ, орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматические задания, анализ ошибок.

Ход уроков

I. Диктант

Примечание: записать на доске имя героя; не считать за ошибку, в случае если в третьем предложении вместо двоеточия будет поставлен другой знак препинания.

На плоту по таежной реке

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шелœестела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та͵ по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, елœе различимые за частным ельником. Меж гор - мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое полотенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осœени, будто изменники бежали с поля боя...

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за поворота. Плотик переполз поворот- и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

(158 слов) (А. Иванов)

II. Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор предложений:

1-й вариант - первое предложение,

2-й вариант - последнее предложение. Примечание: вместо тире можно поставить запятую.

2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.

1-й вариант - формообразующей частицы,

2-й вариант - смысловой частицы.

Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, Можно ошибочно принять за частицы составной союз в предложении Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось.

3. Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор

предложения, обозначить части речи.

А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Примечание: основа предложения состоит из одного сказуемого, выраженного категорией состояния.

Домашнее задание

Упражнение 414: письменно.

Урок 151 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Урок 151" 2017, 2018.

  • - Об уроках живописи и композиции

    Об уроках рисунка Арт - студия живописи и мастерства. Примечание к публикации Сроки эксплуатации элементов инженерного оборудования и конструкций в жилых зданиях Примечание. Основанием для установления этих сроков являются... .


  • - Ход урока

    Short Swap (short I) Анонимные объединения Short Swap (short I) { union t_U { short i; char c ; } u; u.i = I; char ch = u.c ; u.c = u.c ; u.c = ch; return u.i; } cout << Swap (1234) << endl; //На экране-11772Имеется специальный вид объединений – анонимные объединения. Анонимные объединения... .


  • - Урок «Архитектура Древней Греции».

    Дидактические требования Содержание дидактических требований Примечание Тема урока Архитектура Древней Греции Тип урока Комбинированный Цель урока Способствовать формированию знаний о древнегреческой культуре и... .


  • - Итоги урока.

    Самостоятельная работа учащихся. Объяснение нового учебного материала. Организационный момент. План урока Литература. Учебно-методическое обеспечение дисциплины...

  • Помогите найти текст! и получил лучший ответ

    Ответ от Настёна [эксперт]
    На плоту по таёжной реке
    Владимир Симоненко
    20.07.1978. Рано утром подъём. Впервые Гаджи связался с другими нашими отрядами. Их уже тоже забросили в тайгу. Это хорошо, что рация работает, а то уж думали, что будем без связи.
    Сделал зарядку, повисел на турнике, пробежка по валунам аллювия около 500метров. Завтрак.
    Гаджи приготовил своё фирменное блюдо. Делается оно так: вермишель мочится в воде, обжаривается на сковородке немного, а потом уже варится с добавлением тушёнки. Странно, но я поел мало, всего одну чашку. Собрались в путь. Нам предстояло в этот день сделать большой марш-бросок, чтобы добраться до реки Учур. Я захватил с собой фотоаппарат, свою большую ложку и дневник, чтобы не прерывать записей. И вот мы уже топаем в сторону горы Саян. Попутно мы вели геологические наблюдения, в общем тот же маршрут, только очень длинный.
    Вокруг всё те же доломиты серые, те же кварцевые песчаники, алевролиты, силицитолиты. А рюкзак за плечами объёмный и увесистый, да ещё ружьё и молоток. Иду, поколачиваю молотком камни. Легко и приятно идти по тайге, особенно учитывая, что совсем недавно «завязал» с курением. А вокруг однообразный унылый пейзаж: лиственницы в палец толщиной, мох, пружинящий под ногами. Идём и ищем камень, чтобы стукнуть по нему молотком и посмотреть, что у него внутри. Однако камней мало, всё задерновано. Рельеф выражен слабо, никаких выраженных привязок на местности, поэтому очень часто смотрим на компас, идём по азимуту. Двенадцать маршрутных километров завершились в верховьях ручья Саян. В аллювии те же породы, что и в Юют-Сиэбите, только здесь преобладают алевролиты с песчаниками над доломитами. На берегу мы упали от усталости, как подкошенные. Поели ревеня, который здесь растёт в избытке. Съели тушонки две банки, попили чаю, искупались в ручье. Весь день нестерпимая жара, как в сауне с сухим паром. Теперь мы пойдём к устью Саяна, который хоть небольшая река, но местами глубина по пояс. Гаджи в болотных сапогах, ему хорошо. А у меня короткие резиновые, а у Волкова и вовсе кирзачи. Но я хитрый, снял штаны и сапоги и потопал, легко преодолевая водные преграды. А Гаджи страховал Волкова, и они поэтому всё время шли по болотистому бережку. А Саян очень извилистый, со множеством проток и притоков, болот, озерцов, а рыбы не видать. Пока Гаджи с Волковым обходят всё это водное богатство десятой дорогой, я шурую напрямую по главному руслу босяком. Ах, лето! Последний раз я видел Гаджи и Геннадия в 3-4 километрах от нашего последнего привала, где мы обедали (или ужинали? Потому что трапеза была в 18:00). Они тогда шли по правому берегу, а я по левому. Вышел я к прижиму, где речка облизывала голые скалы и бурлила среди огромных валунов, сориентировался по планшету. Оставалось 2,5 километров до устья Саяна из шести таёжных, речных, болотистых. Вдоль речки попадались собачьи следы, наверно эвенки неподалеку охотятся.. . Солнце село, комарики появились, начали покусывать. Они и раньше были, только мне было не до них, не замечал. Послышалось из-за излучины протоки: -Ау! Эгей! Я в ответ тоже поорал, разминая голосовые связки и тронулся дальше. Чуть было не увяз в болоте, кругом озёра. Ещё раз сверился с компасом, пошёл по азимуту на устье, свернув от реки в болото. В 20:00 вышел к Учуру. Большая река, метров 500 шириной, с островками, с берегами, заросшими могучими лиственницами, соснами и елями.
    Кругом – ни души. Гаджи с Геннадием не видать и не слыхать, отстали напрочь. Развёл костёр, жду, когда они притопают. Посушил штаны и портянки у огня. Взглянул на карту и обнаружил, что тут недалеко бараки Томптокана должны быть.
    –Ау! Ого-го! , покричал я немного. Потом написал записку: «Я ушёл к баракам Томптокана. Ждал вас тут целый час. 20.07.78 21:45. Костя» И пошёл вниз по течению, по левому берегу Учура. Через каких-то полкилометра услышал где-то вдалеке звук выстрела, вернулся обратно, к устью Саяна. Покричал, отозвались: - Эге-гей! Костя!
    Стучат топором по дереву. Я пошёл было вверх по течению Саяна, через болото, скво

    Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1 города Будённовска Будённовского района» Ставропольского края Рассмотрено Согласовано: Утверждено на заседании МО зам. директора по УВР на педагогическом совете протокол №______ ___________ Дорофеева В.И. протокол №______ от_ «___»________20___г. от__________ 20____г. Руководитель МО_______ «___»_____________20____г. Директор МОУ СОШ № 1 г. Будённовска_______К.И. Осипов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету Русский язык Ступень обучения (класс) 7 класс (основное общее образование) Количество часов 7 класс по 4 часа в неделю; 35 учебных недель – 140 часов за год.__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Программу разработала Баранова Евгения Сергеевна на основе программы по русскому языку 2010 года для общеобразовательных учреждений. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов\ М.Т. баранов, Т.А. Ладыженская, Н,М. Шанский// Программно-методические материалы:Русский язык 5-9 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002.) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Цели обучения: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 140 часов. В течение года учащиеся пишут 6 контрольных работ, 2 контрольных сочинения, 2 контрольных изложения. Преподавание ведется по учебнику группы авторов для 7 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. , 7 класс, - М., 2009). Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Формы контроля          диктанты с грамматическим заданием; объяснительный диктант; предупредительный диктант; выборочный диктант; графический диктант; словарный диктант; сочинения (по картине, по данному сюжету, на материале жизненного опыта); изложение; тест Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по русскому языку. Вестник образования России. 2004. №12 2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Москва «Просвещение». 2008 г. 3. Региональный компонент стандарта общего образования. 4. Школьный компонент стандарта общего образования. 5. Закон об образовании РФ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Кол-во Формы контроля часов Русский язык как развивающееся 1 явление 1. Повторение пройденного классе 2.Причастие в 6 8+1 Текущий контроль Диктанты - 1 (к.д.) 21+5 Текущий контроль Изложения – 2 (к.и. -1) Диктант -1 (к.д.) 3.Деепричастие 10+4 Текущий контроль Диктанты - 1 (к.д.) Сочинения – 2 4.Наречие 25+4 Текущий контроль Диктанты -2 (к.д. -1) Сочинения – 1 Изложение -1 (к.и.) 5.Категория состояния 2 6.Предлог 8+2 Текущий контроль Сочинение - 1 7. Союз 10+2 Текущий контроль Диктанты - 1(к.д. -1) Сочинения – 1 8.Частица 13+5 Текущий контроль Диктанты - 1 (к.д.) Сочинения – 2 (к.с.– 1) 9.Междометие 5 Текущий контроль Сочинение -1к 10.Повторение пройденного в 6 10+3 классе Текущий контроль Итого: К.д.-6, к.и. -2, к.с. -2 140 Сочинение – 1к. Содержание программы Введение Русский язык как развивающееся явление. Тема 1 Повторение пройденного в 6 классе Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Развитие речи Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль. Обучающиеся должны знать. Изученные в 6 классе орфограммы, способы образования слов, общую характеристику самостоятельных частей речи, признаки текста. Обучающиеся должны уметь: разъяснять значения слов, производить фонетический разбор слов, производить морфемный и словообразовательный разборы, морфологический разбор, определять стиль текста. Контроль знаний: графический диктант, виды разборов, диктант с грамматическим заданием, работа с текстом. Тема 2 Причастие Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот. Склонение полных причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прил-х, образованных от глаголов. Одна и две буквы н в кратких причастиях. Разбор причастий. Развитие речи Описание внешности человека, контрольное изложение, выборочное изложение. Обучающиеся должны знать: морфологические признаки глагола, определение причастия, как склоняются причастия, определение причастного оборота, признаки текстаоисания, отличие действительных причастий от страдательных, способы образования причастий, порядок морфологического разбора. Обучающиеся должны уметь: отличать причастие от прилагательного, согласовывать причастия с определяемым словом, выделять из предложения причастные обороты, определять тему, основную мысль, стили текста, определять разряд причастий, производить морфологический разбор, выбирать правильное написание причастий. Контроль знаний: объяснительный диктант, предупредительный диктант, словарный диктант, распределительный диктант, изложение, диктант с грамматическим заданием. Тема 3 Деепричастие Повторение пройденного о глаголе в 5 – 6 кл. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Развитие речи Описание внешности друга, сочинение по картине. Обучающиеся должны знать: лексическое, грамматическое значение деепричастий, определение «деепричастный оборот», языковые особенности текста описания, правописание деепричастий. Обучающиеся должны уметь: разграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот, анализировать исходный текст, образовывать деепричастия, сохраняя вид, создавать рассказ-описание, производить морфологический разбор деепричастия. Контроль знаний: объяснительный диктант, сочинение, распределительный диктант. Диктант с грамматическим заданием. Тема 4 Наречие Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на О и Е. НЕ и НИ в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о- и –а- на конце наречий с приставками из-, до-, с-. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий. Морфологический разбор наречия. Развитие речи Описание действий, сочинение-рассуждение, изложение. Обучающиеся должны знать: морфологические признаки наречия, разряды наречий по значению, способы образования степеней сравнения, способы образования наречий, условия правописания наречий. Обучающиеся должны уметь: находить наречия в тексте, употреблять наречия для связи предложений в тексте, создавать текст описания действий, определять грамматические признаки наречий, уметь пересказывать исходный текст, отличать наречия от кратких прилагательных, правильно писать, выделять морфемы, отличать наречия от существительных. Контроль знаний: словарный диктант, распределительный диктант, сочинение, комментированное письмо, изложение, выборочный диктант, диктант с грамматическим заданием. Тема 5 Категория состояния Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль категории состояния. Обучающиеся должны знать: общее значение слов категории состояния. Обучающиеся должны уметь: сопоставлять наречия и слова категории состояния, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова категории состояния в тексте, использовать их в текстах различных стилей и типов. Контроль знаний: словарный диктант, синтаксический разбор предложений. Тема 6 Предлог Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду и т.д.) Дефис в предложениях. Повторение по теме «Предлог». Развитие речи Сочинение по картине Обучающиеся должны знать: о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении, об однозначных и многозначных предметах, разряды предлогов по происхождению, разряды предлогов по составу, условия правописания предлогов. Обучающиеся должны уметь: отличать предлоги от омонимичных им приставок, правильно использовать предлоги в речи, отличать производные предлоги от непроизводных, выполнять морфологический разбор, писать сочинения повествовательного характера с элементами художественного описания, отличать производные предлоги от омонимичных частей речи. Контроль знаний: составление таблиц, работа по карточкам, объяснительный диктант, тест, сочинение. Тема 7 Союз Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом предложении и сложном. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, и союза также от наречия так с частицей же. Развитие речи Сочинение-рассуждение. Обучающиеся должны знать: о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз, разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, группы сочинительных союзов, разряды подчинительных союзов, правила правописания союзов. Обучающиеся должны уметь: определять роль союзов в предложении, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, правильно ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, выбирать союз в соответствии с его значением, различать подчинительные союзы, различать союзы по значению и строению, использовать союзы для связи предложений и целого текста, отличать союзы от созвучных сочетаний слов. Контроль знаний: объяснительный диктант, графический диктант, словарный диктант, конструирование предложений, сочинение, тест, диктант с грамматическим заданием. Тема 8 Частица Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Различие на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. Развитие речи Сочинение по картине сочинение-рассказ по данному сюжету. Обучающиеся должны знать: особенности частицы как служебной части речи, разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, значения модальных частиц, правила правописания частиц, порядок морфологического разбора. Обучающиеся должны уметь: отличать частицы от других служебных частей речи, определять тему, основную мысль высказывания, уметь определять смысловое значение частицы НЕ, различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно употреблять их в речи, уметь выделять модальные частицы среди других частей речи, находить частицы в предложениях, определять их значение, правила правописания частиц, порядок морфологического разбора, различать частицу Ни, приставку НИ-, союз ни-ни. Контроль знаний: предупредительный диктант, сочинение, распределительный диктант, тест, объяснительный диктант, диктант с грамматическим заданием. Тема 9 Междометие Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Обучающиеся должны знать: междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи, условия дефисного написания междометий. Обучающиеся должны уметь: распознавать междометия, ставить знаки препинания при них, употреблять их в своей речи, использовать междометия и звукоподражательные слова в разговорной речи, выразительно читать предложения с междометиями, условия дефисного написания междометий. Контроль знаний: конструирование предложений с междометиями, выборочный диктант. Тема 10 Повторение пройденного в 7 классе Русский язык и разделы науки о нем. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис.Пунктуация. Развитие речи Текст. Стили речи. Сочинение. Обучающиеся должны знать: особенности текста, черты стилей речи. Обучающиеся должны уметь: находить нарушение лексических норм, исправлять их, определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, производить все виды разборов. Контроль знаний: все виды разборов, графический диктант, тест, объяснительный диктант, сочинение, анализ текста. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Речевая деятельность. Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять про-стой план. Чтение.Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты. Говорение.Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения. Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных сти-лей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой син-таксической конструкции. Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи. Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнару-живать орфоэпические ошибки в звучащей речи. Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов. Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова. Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания. Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма. Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст; особенности ударения в русском языке; основные правила орфоэпии; основные способы образования слов; основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов; правила русской орфографии; морфологические признаки частей речи; нормы употребления в речи языковых единиц; виды словосочетаний; виды предложений; основные группы пунктуационных правил; признаки текста. уметь адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи; сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства; анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные; проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые слова; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; определять способы образования разных частей речи; соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения; толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех частей речи; объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций; строить пунктуационные схемы предложений Перечень проверочных работ 1. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе» «На берегу озера весной» 2. Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи» «Путешествие по Арлю» 3. Контрольный диктант по теме «Деепричастие». 4. Контрольный диктант по теме «Наречие» «Загадка шаровой молнии» 5. Контрольный диктант по теме «Предлоги. Союзы» 6. Контрольный диктант по теме «Частица» «На плоту по таежной реке» Перечень творческих работ 1. Описание внешности человека. 2. Контрольное изложение (по тексту К. И. Чуковского) 3. Выборочное изложение. 4. Сочинение «Описание внешности друга». 5. Сочинение-описание по картине Григорьева «Вратарь». 6. Сочинение «Учимся работать». 7. Контрольное изложение с описанием действий. 8. Сочинение по картине Сайкина «Детская спортивная школа». 9. Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик». 10. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья». 11. Сочинение-рассказ по данному сюжету. 12. Сочинение на тему «Дело мастера боится», «Удивительное рядом». Перечень учебно-методического обеспечения Учебно-методический комплект Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский) // Программы общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.2008 г Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, М.: Просвещение,2009 г. Литература 1) «Уроки русского языка в 7 классе» М, «Просвещение» 2007г. Г.А Богданова. 2) Учебно-методический журнал « Русский язык в школе», под редакцией Н.М. Шанского. 3) Н.М. Коркина «Поурочные планы по русскому языку 7 класс» 2004г Волгоград, «Учитель-АСТ» 4) Мет.пособ. «Поурочные разработки по русскому языку 7 класс» О.В. Беляева М. «ВАКО» 2007г. 5. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М. «Мнемозина». 2007г 7) Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс.: Пособие для учителя / . Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. М.: Просвещение, 1989. 10) Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 7 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2003. 9) Книгина М.П. Русский язык 7 класс.Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006 Приложение Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе» На берегу озера весной Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны. Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаютя на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц. Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась. А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной. Грамматическое задание Лингвистический разбор. 1. Фонетический разбор: 1-й вариант -языки, 2-й вариант - седые. 2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1-й вариант - приземистые, 2-й вариант-разносятся. 3. Морфологический разбор: 1 -й вариант - поднимаюсь, 2-й вариант - глухих. 4. Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант -Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. 2-й вариант - Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц. Контрольный диктант по теме «Причастие» Путешествие по Арлю Арль - маленький французский город. Но когда-то он был велик и знаменит. Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. Ткачи, золотых дел мастера, оружейники вели бойкую торговлю. Был воздвигнут Форум, построена громадная арена, античный театр, акведук длиной в семьдесят пять километров. Город процветал. Нашествие варваров положило конец процветанию. Город стал кормиться за счет туристов, руин и былого величия. Вот краткая история города, прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков. Бродить по улицам Арля - одно наслаждение. Идешь не торопясь по узенькой, мощенной камнем улочке - и вдруг перед тобой что-то большое, с арками, колоннами. Оказывается, это римская арена, та самая, где гибли когда-то гладиаторы. В средние века арена была крепостью, защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью. Сейчас от города ничего не осталось, но реставраторы с великим тактом и вкусом восстановили стены крепости, искусственно создав патину времени. Новые, такие же обветренные, иссеченные дождями части здания ничем не отличаются от старых. Работа невероятно кропотливая, но результат поразительный. Арль - город отгремевшей славы. В этом величии прошлого свое обаяние, своя тихая задумчивость мудрых, много перевидавших на своем веку стариков. Грамматическое задание 1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения. (Сказуемые: воздвигнут; построена. Определения: завоевавшие Арль; прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков; мощенной камнем; защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью; обветренные, иссеченные дождями; отгремевшей; много перевидавших на своем веку.) 2. Обозначить действительные причастия буквой д, страдательные - буквой с. 3. Сделать морфологический разбор слов. 1-й вариант: обветренные, 2-й вариант: иссеченные. Контрольный диктант по теме «Деепричастие» По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлепая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С ее шкуры с журчаньем стекала вода. Примеру ее последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрел по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился. Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот1 и, все еще вскрикивая, переволок его через глубокое место. Вся группа исчезла в чаще, но еще долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка. (136 слов.) Грамматическое задание. 1 . Синтаксический разбор предложения. 1 вар. Шлепая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. 2 вар. Он побрел по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился. 2. Морфологический разбор деепричастия. 1 – заорал, схватившись, 2 – кинулся, продолжая 3. Выписать пять слов с непроверяемой гласной в корне, подобрать проверочное слово, выделить корни. 4. Подчеркнуть в тексте диктанта деепричастные обороты. Контрольный диктант по теме «Наречие» Загадка шаровой молнии Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры. Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения. Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух. В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить. Грамматическое задание 1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант - издавна, 2-й вариант нередко. 2. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант -меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3го предложения). Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно). 3. Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, вовторых, сохраняет форму и движется. Контрольный диктант по теме «Предлоги.Союзы» Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры. Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой. Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота сперли ему горло. 1. Озаглавьте текст. 2. Выполните выбору). морфологический разбор предлога и союза (по 3. Произвести синтаксический разбор предложения. 1 вариант: Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота сперли ему горло. 2 вариант: Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. 4.Обозначить все предлоги и союзы. Контрольный диктант по теме «Частица» На плоту по таежной реке Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шелестела на перекате. Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели. Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл. Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор - мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое полотенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя... Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за поворота. Плотик переполз поворот - и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды. . Грамматическое задание 1. Выполнить синтаксический разбор предложений: 1-й вариант - первое предложение, 2-й вариант - последнее предложение. 2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор. 1-й вариант - формообразующей частицы, 2-й вариант - смысловой частицы. Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, не, же. Можно ошибочно принять за частицы составной союз в предложении Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. 3. Произвести морфемный разбор. 1 вариант: высокие, шелестела, молчаливых, плавания. 2 вариант: услышал, загруженные, зарядили, встречалось. Тематическое планирование по русскому языку № п/п 1 Дата Кол-во часов 1 2 1 3 4 1 1 5 1 6 1 7 1 8 Раздел, тема урока Русский язык как развивающееся явление. Повторение пройденного в 5 – 6 классе. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Примечание (вид контроля) Графический диктант Анализ текста Фонетический разбор Словообразование и орфография. Р.К. Описание природы Ставропольского края. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Диктант «Проверь себя» 1 Контрольный диктант по «Повторению». 9 1 Анализ диктанта. 10 1 Текст. Стили лит. языка. Публицистический стиль. Диктант с грамматическим заданием Анализ ошибок учащихся Работа с текстом 11 1 Повторение пройденного о глаголе. 12 1 13 1 14 1 Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий. 15 1 1617 18 2 1 Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. 19 1 Текстообразующая роль причастий. Разборы Морфологический разбор Выборочный диктант Словарный диктант Объяснительный диктант Склонение причастий Предупредительн ый диктант Распределительн ый диктант Составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения и др. Словарный 20 21 2 22 2 23 24 25 2 26 2 27 Р.К. Фольклор жителей Ставропольского края. Контрольный словарный диктант № 1. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Подготовка к контрольному изложению (По тексту К.И. Чуковского). Написание контрольного изложения. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. 28 1 2930 31 32 2 Выборочное изложение упр. 130. 2 33 1 34 1 Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прил-х, образованных от глаголов. Одна и две буквы н в кратких причастиях. Разбор причастий. Повторение по теме «Причастие». 35 1 36 1 37 1 38 1 39 2 40 диктант Объяснительный диктант Распределительн ый диктант Составление таблицы Составление таблицы Распределительн ый диктант Изложение Тест Изложение Объяснительный диктант Тест Комментированн ое письмо Предупредительн ый диктант Контрольный диктант по теме Диктант с «Причастие». грамматическим заданием Анализ и работа над ошибками. Работа над ошибками Деепричастие. Составление Повторение пройденного о глаголе в таблицы 5 – 6 кл. Деепричастие. Глагольные и Комментированн наречные свойства деепричастия. ый диктант Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Контрольный словарный диктант №2. Деепричастный оборот. Знаки Объяснительный препинания при деепричастном диктант обороте. Тест Р.К. Имена собственные как памятники истории и культуры народа. Сочинение «Описание внешности друга». Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). 41 42 43 2 44 45 2 46 1 47 48 49 2 50 1 51 1 Анализ и работа над ошибками. 52 1 53 54 2 55 1 Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. 56 57 58 59 2 60 1 61 1 62 63 64 2 65 1 1 1 2 1 Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Р.К. Языковой портрет жителей региона. Сочинение-описание по картине Григорьева «Вратарь». Повторение по теме «Деепричастие». Контрольный диктант по теме «Деепричастие». Сочинение Объяснительный диктант Диктант «Проверь себя» Распределительн ый диктант Сочинение Редактирование текста Диктант с грамматическим заданием Работа над ошибками Работа с текстом Образовать степени сравнения Словарный диктант Тест Правописание не с наречиями на О и Е. НЕ и НИ в наречиях. Р.К. Описание природы Ставропольского края. Описание действий как вид текса, структура текста, его языковые особенности. Распределительн ый диктант Диктант «Проверь себя» Сочинение-рассуждение в стенгазету на тему «Учимся работать». Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Сочинениерассуждение Обобщающий урок по теме Тест Поэтапное создание текста Комментированн ое письмо Распределительн ый диктант Тест 66 1 67 1 68 69 70 2 71 1 72 73 74 2 1 2 «Наречие». Диктант по теме «Наречие» Анализ диктанта и работа над ошибками Суффиксы –о- и –а- на конце наречий с приставками из-, до-, с-. Подготовка к контрольному изложению. Написание контрольного изложения (подробное) с описанием действий, упр. 248 Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Диктант с грамматическим заданием Работа над ошибками Объяснительный диктант Изложение Предупредительн ый диктант Составить таблицу Распределительн ый диктант Тест Выборочный диктант 75 76 1 Буква Ь после шипящих на конце наречий. Р.К. Языковой портрет региона. 77 1 Морфологический разбор наречия. 78 1 Повторение по теме «Наречие». 79 1 Контрольный диктант по теме «Наречие». 80 1 Анализ и работа над ошибками. 81 1 Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. 82 1 Синтаксическая роль категории состояния. Синтаксический разбор предложений 83 1 Составить таблицу 84 1 Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. 85 1 Простые и составные предлоги. 86 1 Морфологический разбор Морфологический разбор Предупредительн ый диктант Диктант с грамматическим заданием Работа над ощибками Словарный диктант Заменить непроизводные предлоги производными Работа по карточкам Морфологический 87 88 89 2 2 предлогов. Текстообразующая роль предлогов. Сочинение по картине Сайкина «Детская спортивная школа». Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду и т.д.) 90 91 1 Дефис в предложениях. 92 1 93 1 94 1 Повторение по теме «Предлог». Р.К.Имена собственные как памятники истории и культуры народа. Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. 95 2 96 97 98 2 99 2 100 101 2 102 Союзы сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Контрольный словарный диктант № 3. Употребление сочинительных союзов в простом предложении и сложном. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Р.К. Языковой портрет региона. Подготовка к сочинениюрассуждению на тему «Книга – наш друг и советчик». Написание сочинения. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, и союза также от наречия так с частицей же. Контрольный диктант по теме «Предлог и союз». 103 1 104 1 Анализ и работа над ошибками. 105 1 Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. разбор Сочинение Диктант «Проверяю себя» Тест Объяснительный диктант Тест Объяснительный диктант Графический диктант Словарный диктант Тест Синтаксический разбор Конструирование предложений Сочинение Составление таблицы Взаимодиктант Тест Диктант с грамматическим заданием Работа над ошибками Определить значение частиц в тексте 106 3 107 108 109 1 110 2 111 112 2 113 114 115 116 117 Формообразующие и смысловые частицы Р.К. Фольклор жителей Ставропольского края. Раздельное и дефисное написание частиц. Подготовка к сочинению по картине Е. Широкова «Друзья». Написание сочинения. Различие на письме частиц НЕ и НИ. Предупредительн ый диктант Свободный диктант Тест Сочинение Диктант «Проверяю себя» 3 Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. Распределительн ый диктант Тест 2 Подготовка к контрольному сочинению сочинению-рассказу по данному сюжету. Написание контрольного сочинения Повторение по теме «Частица». Сочинение Диктант с грамматическим заданием Работа над ошибками Выступление 118 119 1 120 1 Контрольный диктант по теме «Частица». 121 1 Анализ и работа над ошибками. 122 1 123 124 2 125 1 126 127 2 128 1 Устное выступление на тему «Моя природа». Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Р.К. Имена собственные как памятники истории и культуры народа. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Повторение пройденного в 7 классе. Русский язык и разделы науки о нем. Контрольный словарный диктант Объяснительный диктант Конструирование предложений с междометиями Выборочный диктант Объяснительный диктант Словарный диктант Тест № 4. 129 1 Текст. Стили речи. 130 1 Фонетика. Графика. 131 2 Анализ текстов разных типов и стилей Фонетический разбор Сочинение 133 1 Подготовка к контрольному сочинению. Классно-контрольное сочинение на тему «Дело мастера боится», «Удивительное рядом». Лексика и фразеология. 134 1 Словообразование. 135 1 Морфология. 136 1 Орфография. 137 1 Синтаксис 138139 1 Пунктуация. Графический диктант 140 1 Повторение изученного в 7 классе Объяснительный диктант 132 Редактирование текста Словообразовател ьный и морфемный разбор Морфологический разбор Объяснительный диктант Тест

    Контрольные диктанты

    По теме «Частица»

    Диктант №1

    Летний вечер

    Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

    Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

    Диктант №2

    Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и влево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни края. Волны, обгоняя одна другую, стремительно накатываются на берег и так же быстро убегают прочь.

    Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой. Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных звезд зажигает миллионы вспыхивающих и тут же гаснущих искр. Как прекрасно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.

    Не раз задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не смог найти ответа. Кто только не пишет о море, не поет о нем! не один художник брался за кисть, чтобы передать неповторимость морской стихии. Много поэтов и композиторов пытались постичь тайны моря, но не один гений не проник в них до конца. Разве есть на свете что-нибудь более величественное и прекрасное, чем эта движущаяся, дышащая, сверкающая громада?!

    Диктант №3

    В начале лета я несколько дней провел в одиночестве, никем и ничем не нарушаемом. Ввиду того что разлилась река, мне пришлось отложить отъезд.

    Старинный дом был окружен огромным запущенным садом. В течение многих часов я наблюдал за расцветающими деревьями, подрастающими цветами. Каких только красок, звуков, запахов не было вокруг!

    Куда ни посмотришь, всюду благоухает акация, радуют глаз кусты жимолости. Нельзя не восхищаться нежными нарциссами, невозможно не залюбоваться порхающими шоколадными бабочками и стрекозами с бледно-лиловыми крылышками. Ни на минуту не смолкают птичьи трели, кузнечики и цикады также стрекочут, привлекая внимание. Устремляются ввысь деревья, тянутся навстречу солнцу, дарящему тепло. Как ни всматривайся, на ярко-синем небе не увидишь ни тучки, ни облачка.

    Куда меня только не забрасывала судьба! Но где бы я ни был, какими бы красотами ни любовался, очарование того незабываемого лета не изгладилось из памяти до сих пор.

    (133 слова)

    Диктант №4

    Несмотря на то, что днем солнце припекало, как-то сразу стало свежо и ветрено. Пригорки и холмы, овеваемые ветром, принимают бледно-лиловый оттенок. Сизо-алый закат, догорающий как-то нехотя, холоден и неярок. Нет ни пурпурных, ни оранжевых красок. Сколько ни всматривайся, не увидишь ничего броского, радующего глаз.

    Пронизывающий насквозь ветер, не стихающий в течение всего вечера ни на минуту, не оставил на палубе ни одного пассажира. Не раз выходил я из каюты, но не решился подойти к борту.

    Где я только не был, по каким морям не плавал! Но в этот поздний час невозможно было не содрогнуться, глядя на темно-синюю ледяную воду, не имеющую ни конца ни края.

    Сумерки, все больше сгущаясь, поглощают последние краски. с мутно-бледной луной, что плывет в облаках, холодна так же, как вчера.