Мозг дельфина и человека сравнение. Насколько умны дельфины на самом деле? Ученые сравнили интеллект дельфинов и других животных: крыс, свиней, слонов и даже енотов. Самые умные орангутанги

Джон Лилли успел прочесть и одобрить мою статью, как раз перед своей смертью. Слава Богу, я упел ему сказать, что он был прав!

(Опуб. В трудах, THE 5TH WORLD MULTICONFERENCE ON SYSTEMICS, CYBERNETICS AND INFORMATICS SCI"2001,)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТОВ ЧЕЛОВЕКА И ДЕЛЬФИНА

А. Г. Ющенко

E-mail: [email protected]

Мозг дельфина (рис. Л. Крюгера и А. Бретнаха) Мозг человека (рис. Р. Коппа)
/А.Г. Томилин, «Дельфины служат человеку», М.: Наука, 1969, 248с./

Введение. Современное состояние глобального "человеческого муравейника" могла бы наглядно охарактеризовать картина изображающая строителя, который возводит грандиозное строение, вынимая для этого блоки из его фундамента. Здесь мы не будем анализировать причины возникновения "синдрома динозавра" у нашего антропошовинистического вида, поскольку это было проделано многими исследователями (наш вклад в это движение - работа "Этика живого вещества как основа этики человека"), а будем исходить из того, что думающее большинство проникнется духом Ванкуверской декларации, возвестившей от имени 24х ведущих экспертов мира еще 1989 году, что "сохранение жизни на Земле - одна из главных задач, стоящих перед человечеством" . В данном исследовании мы постараемся определить, с пантеистических позиций, логику пространственно - временного мегасинтеза не только на уровне человеческих индивидов , но и на уровне наиболее цефализованних форм жизни, к которым необходимо отнести некоторые виды дельфинов. Необходимость такой межвидовой кооперации понимается как закономерная ступень в интеграции сверхсознания ноосферы.

1. Информация и интеллект в современном мире

Наш современный мир, в отличие от предшествующих исторических эпох, успевает существенно измениться за время отдельной человеческой жизни. Ключевая роль в преобразовании мира принадлежит так называемым "информационным технологиям". Построение развитого информационного общества, в котором паутина компьютерных сетей опутает практически все сферы человеческой жизнедеятельности, - приоритетная задача ЕС. В общем случае, информация представляет собой некую микроструктуру, связанную по определенному закону c соответствующим макрособытием. Информация избавляет нас от необходимости личного присутствия и наблюдения всех событий; владея информацией, мы имеем возможность увидеть их сколько угодно раз и в удобное время в своем воображении или на экране компьютера. Феномен интернет нам легче всего объяснить с эволюционно- биологических позиций. Современные взгляды на информацию позволяют заключить, что она является основой всех известных нам эволюционных процессов на различных уровнях структурной организации: биологическом, психическом, виртуальном . Для предмета нашего исследования будет важно рассмотреть роль информационного обмена у общественных насекомых: муравьев, пчел и термитов, которые установили коммуникативные связи задолго до появления человека. Сопоставляя роль нервной системы у многоклеточных организмов по синхронизации жизненных циклов отдельных органов и язык общественных насекомых, можно заключить, что они выполняют идентичные функции, а значит, и считать последних некой экзотической формой единого организма, состоящего из относительно обособленных подвижных частей . Очевидно: язык и коммуникация у других биологических видов, включая человека, служат той же цели на различных уровнях их ассоциации. Таким образом, развитие интернет представляет собой образование "нервной системы" в глобальном человеческом муравейнике. Интеллектуальная и культурная интеграция, ввиду демократической природы компьютерных технологий, становится доступной все большему числу людей; индивидуальные сознания последних, совместно с все более усложняющимися системами искусственного интеллекта имеют тенденцию образовывать единое биотехнологическое сверхсознание планеты. Уяснив логику современной фазы мегасинтеза, мы должны задаться вопросом о возможности подобной интеграции среди других биологических видов. Инструментом такого рассмотрения следует выбрать результаты анализа эволюционных причин возникновения и становления интеллекта человека.
Важно отметить, что условием духовно- нравственной интеграции человека с иными высшими формами жизни является принятие им современной биоэтической концепции, изложенной, например, в работе .

2. Tursiops Truncatus и Homo Sapiens

За последние десятилетия ни одно животное не привлекало к себе столько внимания ученых, да и общественности тоже, как дельфин. Долгое время считалось, что Телемах, сын легендарного Одиссея был "первым смертным" подружившимся с его спасшим дельфином. Сравнительно недавно обнаруженные в пещерах Южной Африки стилизованные рисунки с изображением человека плывущего рядом с дельфином оказались гораздо древнее . Эти находки интересно сопоставить с оригинальной и достаточно аргументированной гипотезой о решающем значении "водной фазы" в формировании Homo sapiens на островах вблизи Африки . Тогда вполне можно предположить, что дружба наших предков с дельфинами могла исчисляться тысячелетиями, а может и миллионами лет...
Семейство дельфинов насчитывает около 50-ти видов, среди них наибольшей славой пользуется Афалина или бутылконосый дельфин благодаря своей сообразительности, дружелюбному кроткому нраву, и не устрашающим человека размерам, в отличие, например, от семиметровой касатки. У человека и дельфина оказалось много общего: сходное строение мозга (см. рисунок), неожиданное появление в палеонтологической летописи, любовь к играм и подражательному поведению, альтруистическая любовь к потомству и т.д. Древнегреческие и древнеримские ученые описывали известные им случаи кооперативной ловли рыбы людьми и дельфинами, спасения последними утопающих (в их числе был и знаменитый певец Арион), защиты от акул; новейшая история полностью подтвердила достоверность таких сведений.
Последние десятилетия принесли еще один сюрприз - была обнаружена чудесная способность дельфинов благотворно воздействовать на нервную систему людей во время сеансов совместного плавания. Природа уникального целительного эффекта еще не раскрыта, несмотря на множество выдвинутых моделей от биополевой до биосонарной (диапазон частот сонара дельфина от нескольких Герц до двухсот МГц при мощности до 8 Ватт / см), что не мешает его многолетнему использованию в различных странах мира: США, Дании, Кубе, Японии, и др. Украина также одна из пионеров в данной области благодаря работам, проводимым в Научно-исследовательский центре “Государственный океанариум” Министерства обороны и НАН Украины (г. Севастополь, создан в 1966 году по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Горшкова). Уже несколько десятков лет дельфинов обучают инструктора Военно-морских сил США поиску затонувших военных объектов, морской охране баз и т.д. Проводились такие работы и в бывшем СССР. В целом представляется, что достижения в данном межвидовом сотрудничестве впечатляющие, но каковы же их перспективы в свете тех идей, которые взволновали в свое время мировую общественность? Кратко остановимся на самых ярких из этих идей, которые были высказаны заведующим отделом "Общих исследований коры головного мозга" Национального института психического здоровья (США) Джоном Лилли и Игорем Чарковским . В книге "Человек и дельфин" (1962 г.) , опираясь на собственные исследования и оценки уровня структурного развития мозга высших млекопитающих, доктор Лилли предсказывал, что " в ближайшие 10 - 20 лет человечество наладит связь с представителями других биологических видов". Наиболее подходящим партнером он считал Афалину по ряду причин. Идея же Игоря Чарковского чисто био-эволюционная: технократическая цивилизация неизбежно приведет к экологической катастрофе на суше, и люди вынуждены будут спасаться в океане. Вместе с дельфинами они создадут новую цивилизацию, конечным продуктом которой будет более совершенное существо "гомо-дельфинус" . Утверждается, что последователи Чарковского умеют спать на воде и находить пищу в море; что они установили с дельфинами особые, по-видимому, телепатические контакты. По крайней мере, в группе Чарковского есть дети, благополучно рожденные в воде под присмотром дельфинов. Что ж, такое развитие событий, при неконтролируемом перенаселении нашей планеты и игнорированием экологических проблем - вполне возможно. Однако будет ли тогда океан еще пригодным для выживания высших млекопитающих? Вместе с тем, до сих пор никому не удалось установить речевой контакт с дельфином, что значительно увеличивает и без того огромное число скептиков данной волнующей перспективы. И все же есть основания считать, что смелые предсказания Лилли отчасти сбылись уже через пять лет! Это продемонстрировала знаменитая шимпанзе Уошо, когда в 1967 году впервые попросила "дать вкусненького" на языке глухонемых Северной Америки - "Амслене", т.е. на человеческом языке . Заметим, впоследствии была организована целая колония шимпанзе, употребляющая этот язык (до ста слов) как для внутривидового общения, так и для общения с человеком. Мозг шимпанзе примерно в три раза меньше, чем мозг человека и менее его развит структурно; мозг афалины по весу больше человеческого и даже превосходит структурно по некоторым параметрам. Так отчего же элементарные разумные контакты установлены с шимпанзе, а не с дельфином? Далее мы постараемся дать ответ на этот вопрос.
Homo sapiens и высшие виды дельфинов, включая Tursiops truncatus (Афалина) являются самими цефализоваными формами жизни в наземной и водной средах, соответственно, что обусловливает коренную особенность их межвидового положения . Строго научного объяснения причин эволюционной необходимости у высших дельфинов такого сложного и большого мозга до сих пор нет, как нет и явных доказательств наличия у них высокоразвитой речи и высших форм рассудочной деятельности. Тем не менее, распространенное мнение о том, что такое выдающееся развитие мозга дельфинов вызвано главным образом его ориентационно -локационными способностями, опровергается тем фактом, что у летучей мыши "чрезвычайно слабо цефализированный мозг и по диффенцировке височных долей она находится на одном из последних мест среди млекопитающих" , несмотря на её известные эхолокационные способности. Нам представляется, что возникновение такого совершенного мозга у дельфинов могло быть обусловлено в их эволюции информационной функцией направленной на социализацию. Наличие информационного обмена между дельфинами подтверждается согласованностью их действий, как во время групповой охоты, так и в экстремальных ситуациях, а также экспериментами по обмену информацией (по акустическому каналу) между дельфинами в изолированных бассейнах, проведенными учеными американского и советского военно-морских ведомств . Тем не менее, однозначная корреляция между частотно-модулированными сигналами и поведением дельфинов до сих пор не установлена. Учеными НИЦ “Государственный океанариум” недавно был обнаружен тонкий гармонический состав коммуникационных сигналов и обосновано положение об информационной значимости кратных высших гармоник, которые ранее не исследовались. Результаты их работы позволяют заключить, что для осуществления коммуникации в приповерхностной нестационарной морской среде дельфины используют тестовые информационные сигналы. В таком случае, по тест- сигналу становится возможным определить закон искажения кратных гармоник в каждом конкретном трафике и, применив обратное преобразование к искаженному информационному сигналу (для чего необходим высокоразвитый мозг), восстановить его достаточно полно. Заметим, что в НИЦ "ГО" разработана также и конструкция модернизированного транспонирующего устройства, преобразующего гармонический спектр сигналов дельфинов в область частот, воспринимаемых человеком. В целом представляется, что современные телекоммуникационные технологии позволяют преодолеть техническую проблему существенного различия естественных коммуникационных систем человека и дельфина. Однако проблема не только в этом. Очень важно понять, что формирование интеллекта отдельного человеческого индивидуума в конкретной исторической фазе органически связано с соответствующим уровнем культуры, обусловленной состоянием научно-технологического прогресса всего человеческого сообщества. Для формирования интеллекта личности в человеческом обществе служит институт семьи и создана многоступенчатая система образования, которая фактически исполняет роль репликатора культурного мимофонда . Следует обратить особое внимание на то, что способность к формированию интеллекта человека кардинально зависит от его возраста. Известные нам многочисленные случаи длительного воспитания детей вне человеческого общества, например, в семье волков, показывают, что они, возвращаясь обратно к людям, практически не поддаются обучению. По-видимому, нейроны их мозга утрачивают способность устанавливать дополнительные связи. Фундаментальные эксперименты, проведенные Марком Розенцвейгом, показали , что " у крыс, выращенных в "обогащенных" лабораторных условиях (т.е. в просторных клетках, где они содержались совместно с другими крысами и имели много разнообразных предметов для игры), кора мозга была развита лучше, чем у крыс, выращенных в пустых и тесных клетках. Расширение социального и физического опыта приводит к большему развитию нервной системы, и благодаря этому крысы быстрее и лучше решают различные задачи, например, задачи с лабиринтом". Иными словами, интеллект высокоорганизованных животных в большой степени зависит от воспитания и научения, т.е. от их информационного окружения. Очевидно, что чем выше биологическая организация мозга, тем большее значение в его активном формировании приобретает среда. Это означает, что интеллект человека реплицируется неким "социальным оператором" благодаря возрастной пластичности его мозга поскольку "нервная система человека должна развиваться в условиях человеческой жизни, чтобы порождать человеческое сознание"" . Возрастная пластичность мозга млекопитающих является фундаментальным фактом, значение которого, представляется, еще не осознано в должной мере. Приведем такой пример: у человека, имеющего "серьезное повреждение левой стороны мозга... мозг оказывается достаточно пластичным, чтобы передать управление речью неповрежденному левому полушарию. У взрослого человека эта пластичность не сохраняется". (выделено нами). По существу, наша цель - подойти к пониманию того, что в отношении наиболее цефализованных видов дельфинов правильно ставить задачу не об оценке уровня их интеллекта, как это делалось до сих пор, а о поиске методов его активного возрастного формирования, в известном смысле моделирующих репликационные функции социальных институтов человеческого сообщества!
Основными ожидаемыми результатами в случае успешной реализации проекта такого исследования могли бы быть :
(1) подтверждение фундаментальной возможности интеллектуального развития высших видов дельфинов, отвечающая “выдающейся величине neocortex” их высокодифференцированного мозга к информационному восприятию достижений человеческого культуры и, основанная на ней -
(2) новая форма межвидовой кооперации в практической и духовной сферах, соответствующая эволюционной тенденции формирования планетарного сверхсознания.
Естественно, лишь дальнейшие исследования могут определить истинные физиологические возможности мозга дельфинов и их готовность к восприятию достижений человеческого интеллекта. Конечно, априорно мы ничего не можем сказать о механизме мышления дельфина, он то и у людей бывает преимущественно левополушарный (речевой) или правополушарный (образный). В этой связи уместно будет вспомнить Норберта Винера, который "отметил, что ему случается думать и со словами, и без слов" и Альберта Эйнштейна заметившего по этому поводу следующее: "Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышле¬ния. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы" .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственной основой предложенного здесь исследования возможностей усвоения интеллектом наиболее цефализованных видов дельфинов исторических достижений человеческой культуры является осознание человеком себя как творения, созданного эволюционным мыслительным процессом а, значит, и необходимости этического соответствия своей деятельности логике общего планетарного развития, из которой следует, что научно-технические, а также духовные достижения человечества принадлежат общему феномену жизни на Земле. Заметим, обоснованная нами концепция о гомологичности психологии творчества сознания и природы позволяет нам трактовать эволюцию как рефлексирующий мыслительный процесс . Научным обоснованием возможности такой формы интеллектуальной кооперации является как фундаментальное свойство "пластичности" нервной ткани млекопитающих, которая является анатомической основой исторического развития человеческой цивилизации, так и высокоразвитый мозг наиболее цефализованных видов дельфинов. Техническим обеспечением конструирования канала связи для практической реализации отмеченной межвидовой кооперации являются выдающиеся достижения современных телекоммуникационных технологий в кодировании, передаче и обработке информационных сигналов, а также в распознавании сложных образов.
К сожалению, пластичность нервной ткани человека и дельфина может быть использована в негуманных целях для обеспечения эгоистичных корпоративных интересов влиятельных структур человеческого сообщества. Поэтому хотелось бы привлечь внимание демократической общественности к этой проблеме, и в особенности, альтруистических организаций в плане контроля над соблюдением как этических норм в сфере образования и массовой коммуникации, так и биоэтических - в области научных исследований.
Тот очевидный факт, что человеческая практическая деятельность и все еще сохраняющаяся вероятность ядерной катастрофы создали реальную угрозу существования жизни в современных высокоразвитых её формах , лишает человека права считать себя выше других безобидных живых организмов. Скорее всего, основная причина генетически детерминированной агрессивности человека заключается в том, что главной движущей силой в его сотворении был мальтузианский естественный отбор "вследствие перенаселения" : многочисленные ближайшие родственники человека были убиты, а во многих случаях даже съедены . В то же время как, высшим достижением отбора обусловленного "все возрастающим приспособлением" к среде являются киты и дельфины. Тот, кто обладает элементарным эстетическим чувством красоты, не может не восхищаться их совершенством в отношении среды обитания; эта последняя составляет 2/3 поверхности нашей планеты, назвать которую поэтому следует Океан, где жизнь и зародилась. В самом деле, исключительным морфологическим признаком китообразных является "общая редукция лимбических структур", которая "возможно, и определяет ярко выраженный "кроткий" характер дельфинов" .
Не является ли агрессивный и самодовольный человек ошибкой эволюционного мыслительного процесса, узнают уже наши ближайшие поколения. В целом представляется, что этическим правилом выживания современного человека является чувственная интеграция со всеми формами жизни посредством принятия этики живого вещества и, вероятно, логически дополняющая её интеллектуальная интеграция с остальными наиболее цефализованными творениями земного разума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курьер Юнеско. Ноябрь 1990 г.
2. П.Т. Шарден. Феномен человека. М.:Наука.1987.
3. К. Саган. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого мозга.
М.: Москва. 1986.
4. П. Кууси. Этот человеческий мир. Москва, Прогресс, 1988.
5. Р. Докинз. Эгоистичный ген. Москва: Мир, 1993.
6. Т.Н. Павлова. Биоэтика в высшей школе.
Уч. Пос. М.: МГВМиБ им. К.И. Скрябина, 1997.
7. Д. Колдуэлл, М. Колдуэлл. Мир бутылконосого дельфина.
Л. Гидрометеоиздат. 1980.
8. В. Белькович, С. Клейнберг, А. Яблоков. Наш друг-дельфин.
М.: Молодая гвардия. 1967.
9. Ян Линдблад. Человек - ты, я и первозданный. М.: Прогресс. 1991.
10. Друзей не держат в заточении- интервью Джона Лилли.
Газета "Социалистическая индустрия" №229, 4 октября, 1988 г.
11. Дж. Лилли. Человек и дельфин. М.Мир.1965.
12. Ю. Линден. Обезьяны, человек и язык. М.:Мир.1981.
13. Ф.Г. Вуд. Морские млекопитающие и человек. Л.:Гидрометеоиздат.1979.
14. А. Яблоков, В. Белькович, В. Борисов. Киты и дельфины. М.:Наука.1972
15. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедетер. Мозг, разум и поведение. М.:Мир.1988.
16. Д. Вулдридж. Механизмы мозга. М.: Мир.1965.
17. А. Ющенко. Загадка супермозга и её возможная разгадка.
Официальные ведомости, №40-41, стр.15-16, 1999.
18. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Изд-во "Советское радио", Москва, 1970.
19. А. Ющенко. Информация и интеллект в современном мире.
Официальные ведомости, №46-47, стр.16, 1999.
20. Ф. Энгельс. Диалектика природы. М.: Политиздат. 1987.
21. Т. Николов. Долгий путь жизни. М.: Мир, 1986

Уже в Древней Греции к этим морским хищникам относились с большим уважением. Но так ли они умны, как мы думаем? Джастин Грегг проводит расследование.

Лишь только американский нейрофизиолог Джон Лилли (John Lilly) вскрыл череп дельфина, как обнажилась выпуклая розовая масса. Он сразу понял, что сделал важное открытие. Мозг животного был огромен: даже больше человеческого. Шел 1955 год. Изучив мозги пяти усыпленных дельфинов-афалин, Лилли пришел к выводу, что эти похожие на рыб водные млекопитающие наверняка обладают интеллектом. Возможно, превосходящим интеллект человека.

Когда Лилли сделал свое открытие, связь между интеллектом и размером мозга казалось простой: чем больше мозг, тем умнее животное. Мы, с нашими огромными мозгами, запихнутыми в наши раздутые черепа, по этой логике, естественно, получались самым умным видом. Следовательно, дельфины тоже должны были оказаться теми еще умниками. Но проведенные с тех пор исследования показали, что «претензия» дельфинов на самый высокий интеллект (если не считать человека) не так уж обоснованна. Вороны, осьминоги и даже насекомые демонстрируют силу разума, сравнимую с дельфиньей, хотя у них даже близко нет столько серого вещества.

Так настолько ли дельфины умны, как мы думаем?

КЭ-тест

Коэффициент энцефализации (КЭ) - мера относительного размера мозга, вычисляемая как отношение фактической величины мозга к средней прогнозируемой величине для млекопитающего данного размера. Согласно некоторым измерениям, самый большой КЭ (7) - у человека, поскольку наш мозг в 7 раз больше ожидаемого. Дельфины стоят на втором месте, например у крупнозубых дельфинов КЭ приблизительно равен 5.
Однако, когда дело доходит до сопоставления КЭ с интеллектуальным поведением животных, результаты оказываются неоднозначными. Большие КЭ коррелируют со способностью приспосабливаться к новой окружающей среде или изменять свое поведение, но не со способностью использовать инструменты или подражать. Дело еще осложняется растущей в последние годы критикой самого принципа вычисления КЭ. В зависимости от данных, введенных в модель, у людей может оказаться нормальный мозг по соотношению с телом, тогда как у горилл и орангутангов невероятно большие тела по сравнению со стандартным мозгом.

Серое вещество

Само по себе наличие большого мозга - или большого КЭ - не гарантирует, что животное окажется умным. Но не только размер мозга заинтриговал Лилли. Внутри черепа дельфина он обнаружил внешний слой мозговой ткани, которая, совсем как человеческий мозг, была скручена, словно скомканная бумага, засунутая в наперсток.
Внешний слой мозга млекопитающего, который называется корой головного мозга, у человека участвует в сложных когнитивных процессах, включая нашу способность говорить, а также самосознание. Оказывается, у дельфина кора головного мозга больше, чем человеческая. Что же это может означать?

У многих видов, прошедших тесты на способность к самосознанию (например, тест с зеркалом), сравнительно большая часть коры головного мозга расположена впереди. Именно эта фронтальная кора головного мозга, по всей видимости, отвечает за способность шимпанзе, горилл и слонов узнавать себя в зеркале. Дельфины тоже успешно прошли этот тест. Но вот в чем подвох: у них нет фронтальной коры. Увеличенных размеров кора головного мозга у них втиснута в области по бокам черепа. Передняя часть мозга остается странно впалой. И поскольку у сорок, которые тоже опознают себя в зеркале, коры нет совсем, нам так и приходится чесать в затылке в попытке придумать, какие части мозга у дельфинов и сорок отвечают за самосознание. Возможно, дельфины, как и сороки, не используют кору головного мозга, чтобы узнавать себя в зеркале. Чем именно занимается дельфинья кора головного мозга и почему она такая большая, так пока и остается загадкой.

Назови этот свист

Это не единственная тайна, окружающая дельфиний интеллект. На протяжении многих лет споры про несоответствие мозга дельфинов их поведению были настолько яростными, что канадский специалист по морским млекопитающим Ланс Барретт-Леннард (Lance Barrett-Lennard) был вынужден заявить: «Будь мозг дельфина размером с грецкий орех, это никак не повлияло бы на то, что жизнь у них устроена сложным образом и высоко социальна».

Лилли мог бы выступить против замечания о грецком орехе. Но с идеей, что дельфины - сложные с точки зрения социального устройства существа, он бы согласился. Проводя довольно неприятные инвазивные эксперименты на мозге живых дельфинов, он заметил, что они часто зовут друг друга (с помощью свистков) и ищут друг у друга утешения. Он считал это доказательством теории, что дельфины - социально развитые животные и что их система коммуникации может быть не менее сложна, чем человеческий язык.

Спустя 15 лет появились доказательства того, что Лилли был не очень далек от истины. Во время экспериментов, когда дело доходит до понимания смысла знаков и их сочетаний в предложениях, дельфины справляются с заданиями почти так же, как человекообразные обезьяны. Наладить двустороннюю коммуникацию с дельфинами так же хорошо, как с высшими приматами, до сих пор не удавалось. Но способность дельфинов понимать знаки в лабораторных исследованиях поразительна.

Тем не менее сделанное Лилли предположение, что коммуникативная система дельфинов настолько же сложна, что и наша, скорее всего, не соответствует действительности. Справедливости ради надо сказать, что ученые вообще практически ничего не понимают в том, как проходит коммуникация у дельфинов. Зато им удалось выяснить, что у дельфинов есть особенность, не присущая остальному животному миру (за исключением человека). Среди некоторых видов дельфинов у каждого представителя вида есть свой особый свист, который тот использует на протяжении всей жизни и который служит его «именем».

Мы знаем, что дельфины умеют запоминать свисты своих родственников и товарищей по игре, помнят даже свисты, которые не слышали 20 лет. Согласно новым исследованиям, дельфины откликаются, когда слышат свой личный свист от других, из чего можно заключить, что дельфины время от времени зовут друг друга по имени.

Лилли, конечно, не мог этого знать. Но он вполне мог быть свидетелем именно такого поведения во время своих экспериментов полвека назад.

Как дельфин учится

Раз дельфины пытаются привлечь внимание сородичей, зовя их по имени, значит, они в какой-то мере осознают, что те обладают сознанием. В отличие от большинства человекообразных обезьян, дельфины, похоже, сразу понимают указующие жесты человека. Это позволяет предположить, что они умеют соотносить ментальные состояния, такие, как взгляд или указывание, с людьми, производящими эти указательные жесты. Как животное, не обладающее руками, способно понимать указательные жесты человека - просто загадка. И хотя нет доказательств, что дельфины полностью способны понимать мысли и убеждения других (некоторые называют это «моделью сознания»), они, желая привлечь внимание людей к объекту, указывают на него головой.

Некоторое осознание собственных мыслительных процессов (и мыслительных процессов других существ), видимо, и позволяет дельфинам разрешать сложные проблемы, как это происходило в лабораторных условиях. На воле женская особь индо-тихоокеанского дельфина-афалины была поймана на том, что удаляла скелет каракатицы, чтобы ее было проще есть. А это процесс долгий, требующий планирования.

При охоте может проявляться не меньшая изобретательность. Дикие афалины в Акульей бухте в Австралии используют морские губки, чтобы выгнать из убежища рыбу, - умение, передававшееся из поколения в поколение. Многие популяции дельфинов учатся приемам охоты у своих сверстников. Афалины Южной Каролины (США) собираются у обнажающегося при отливе берега, чтобы поймать рыбу в ловушку, а касатки в Антарктике объединяются в группы, чтобы создавать волны и смывать тюленей со льда.

Такое «социальное научение» - неотъемлемая часть теории о культуре у животных, определяемой как знание, которое передается от животного к животному. Вероятно, это лучшее объяснение тому, как молодые касатки выучивают диалект своей семьи.
Одна из гипотез о том, почему у дельфинов такой большой мозг, может реабилитировать исходные идеи Лилли: она предполагает у дельфинов своего рода социальный интеллект, который делает для них возможным решение проблем, культуру и самосознание. Многие виды дельфинов живут в сложных обществах с запутанными и постоянно меняющимися союзами, отношения между группами мужских особей в Акульей бухте напоминают сюжет мыльной оперы. Жизнь в обществе, пронизанном политическими интригами, требует немалых мыслительных способностей, ведь приходится запоминать, кто вам обязан и на кого можно положиться. Ведущая теория гласит, что у дельфинов развился такой большой мозг, потому что им требовались дополнительные «когнитивные мышцы», чтобы помнить про все эти сложные социальные связи. Это так называемая гипотеза «социального мозга».

Мозговитые твари

Это может объяснить, почему у других животных, ведущих сложную социальную жизнь, тоже большой мозг (например, у шимпанзе, воронов и людей). Но не списывайте пока обладателей маленького мозга с маленьким КЭ полностью со счетов. Многие примеры сложного поведения, которое мы видим у дельфинов, наблюдаются и у видов, не входящих в сложные социальные группы. Бордер-колли по кличке Чейсер знает более 1000 знаков, обозначающих предметы, - «словарь», размер которого заставил бы покраснеть дельфинов и человекообразных обезьян, испытывавшихся в аналогичных условиях. Осьминоги используют кокосовую скорлупу, чтобы защититься от хищников. Козы умеют следовать человеческим указующим жестам. Рыбы способны обзаводиться целым рядом умений через общение друг с другом, включая защиту от хищников и добычу корма. А муравьи демонстрируют поведение, называемое «тандемный бег», - это, вероятно, лучший пример обучения не у людей.

Ларс Читтка (Lars Chittka) - ученый, занимающийся поведением насекомых, - убежденный сторонник той идеи, что насекомые с маленьким мозгом гораздо умнее, чем мы считаем. Он вопрошает: «Если эти насекомые при настолько маленьком мозге способны проделывать такое, кому тогда нужен большой мозг?»

Чем больше мы узнаем о нейробиологии, тем больше понимаем, что связь между размером мозга и интеллектом в лучшем случае незначительна. Дельфины, без сомнения, демонстрируют богатый диапазон интеллектуальных характеристик. Но что именно делает этот орех-переросток в дельфиньем черепе, сейчас еще бо́льшая загадка, чем раньше.

Джастин Грегг (Justin Gregg) - участник проекта по изучению коммуникации дельфинов и автор книги «Дельфины и правда умные?» (Are Dolphins Really Smart)

Последние исследования биологов привели к сенсационному выводу: дельфины - самые интеллектуальные существа на планете.

Дельфин - разумное животное. Новые аргументы в пользу этой гипотезы дали недавние исследования ученых из Пенсильванского университета. В течение достаточно длительного времени специалисты изучали язык дельфинов и получили поистине потрясающие результаты. Как известно, звуковые сигналы возникают в носовом канале дельфинов в момент прохождения через него воздуха. Удалось установить, что животные используют шестьдесят базовых сигналов и пять уровней их комбинирования. Дельфины способны создавать "словарь" объемом 1012! Едва ли дельфины пользуются таким количеством "слов", но и объем их активного "вокабуляра" впечатляет - около 14 тысяч сигналов! Для сравнения: такое же количество слов составляет средний словарный запас человека. А в повседневной жизни люди обходятся 800-1000 словами.

Сигнал дельфина, если перевести его на человеческий язык, представляет собой нечто вроде иероглифа, который означает больше, чем отдельное слово. Наличие у дельфинов языка, по своей сложности превосходящего язык людей, является настоящей сенсацией.

Редкие способности

Природа загадывает порой удивительные загадки. И одной из таких загадок, без сомнения, остаются дельфины. Несмотря на то что они обитают часто на виду у человека, знаем мы о них очень мало. Но даже то немногое, что известно об этих животных, поражает. Дельфины обладают поистине удивительными способностями. Настолько удивительными, что американец Джон Лилли, изучавший физиологию мозга в Пенсильванском университете, назвал дельфинов "параллельной цивилизацией".

Прежде всего ученых удивляют объем и строение дельфиньего мозга. Исследователи из Пенсильванского университета поместили животное в чрево магнитно-резонансного томографа и увидели, что устройство нервной системы у дельфинов столь совершенно, что порой кажется, будто она развита лучше, чем у человека. "Головной мозг дельфина-афалины, - говорит профессор Лаела Саи, - весит 1700 граммов, это на 350 граммов больше, чем у взрослого мужчины. По своей сложности мозг дельфина отнюдь не уступает мозгу человека: складок, бугорков и извилин в нем даже больше". Общее число нервных клеток у дельфина выше, чем у человека. Раньше ученые полагали, что мозг дельфина такой большой, потому что в нем нервные клетки размещены не столь плотно, как у людей. Однако убедились в обратном: мозг в черепной коробке расположен одинаково. Правда, внешне мозг дельфина больше похож на сферу, чем мозг homo sapiens, который слегка приплюснут. У дельфинов существуют ассоциативные области коры, идентичные человеческим. "Этот факт косвенно указывает на то, что дельфины могут быть разумными", - считают специалисты по морской биологии.

Теменная, или двигательная, доля мозга дельфина превышает по своей площади теменную и лобную долю человека, вместе взятые. Почему природа так одарила этих существ? Что это - результат многовековой эволюции или, может быть, "наследство" разумных предков?

Любопытно, что затылочные зрительные доли у дельфинов чрезвычайно велики, а ведь они не особенно полагаются на зрение. Тогда для чего они им? Как известно, дельфины в большей степени "видят" ушами, испуская ультразвуки. Акустическая линза на голове дельфина фокусирует ультразвук, направляя его на различные объекты. Благодаря этому дельфин и "видит" ушами. Он "ощупывает" подводный объект, определяя его форму.

У обитателей морских глубин два органа слуха: один - обычный, другой - ультразвуковой, - рассказывает исследователь Марио Этти. - Внешний проход заращен, что повышает возможности слуха в воде. Рецепторы другого органа расположены по бокам нижней челюсти, ими воспринимаются малейшие звуковые колебания. Дельфин слышит своей нижней челюстью гораздо лучше, чем мы ушами. Слух дельфинов и косаток в 400-1000 раз острее человеческого. Благодаря множеству полостей в дыхале (носовом клапане) возникают акустические колебания, распространяющиеся на громадные расстояния в воде. Так, синие киты и кашалоты могут слышать звуки, издаваемые их собратьями за тысячи километров!

Как уже было сказано, дельфины виртуозно владеют своим речевым аппаратом. Продувая туда-обратно одну и ту же порцию воздуха, они рождают такую гамму звуков, что их вариации и количество намного превышают звуки, издаваемые человеком. При этом у каждого дельфина индивидуальный голос, свой темп и тембр речи, манера изъясняться и "почерк" мышления.

Весьма любопытно, что работающие одновременно органы слуха и речи создают удивительное богатство звуковой палитры. Возможности мозга млекопитающего так высоки, что он в состоянии проанализировать раздельно спектры, идущие с частотой 3000 импульсов в секунду! В этом случае временной интервал между импульсами составляет всего около 0,3 миллисекунды! И потому для дельфинов речь человека - очень медленный процесс. Они-то разговаривают в скоростном режиме. К тому же умеют вычленять в речи своих собратьев такие детали, о которых люди и не подозревают, так как наш с вами слух их уловить не может.

Но и это не все. Ученые провели серию экспериментов, доказывающих, что дельфины могут обмениваться весьма сложными сообщениями. Вот лишь один из примеров. Дельфину давали некое задание, которое должен был выполнить его собрат, находящийся в соседнем вольере. Через стенку вольера один дельфин "говорил" другому, что надо сделать. Например, взять красный треугольник и отдать человеку. Оба дельфина получали в награду по рыбешке. Однако было видно, что работают они не за вознаграждение, их увлекал сам процесс творческого экспериментирования. Исследователи провели тысячи опытов, задания постоянно менялись, и ни разу дельфины не ошиблись. Единственно возможный вывод из этого: дельфины прекрасно понимают все происходящее и ориентируются в мире подобно людям.

Биологи, проводившие эксперименты, с удивлением замечали, что часто подопытные сами начинали управлять ходом эксперимента и его организаторами - людьми... Энергия творческого поиска передавалась дельфинам, и они предлагали экспериментаторам усложнить и модифицировать задание, при этом ученые неожиданно для себя замечали, что становятся экспериментальной моделью для дельфинов, которые пытались поменяться с ними ролями. Так кто кого изучал?

Кузены по разуму?

Одна из теорий происхождения дельфинов гласит, что они и другие китообразные произошли от древних животных, ушедших с суши в море. В качестве возможных предков называют 20метрового базилозавра и ископаемого дорудона. Ни тот ни другой не обладали таким количеством мозгов, каким сегодня обладают дельфины. Зачем животным, ушедшим в море на жительство, понадобились мозги, по своему устройству превосходящие человеческие? Ведь акулы преспокойно плавают в той же воде сотни миллионов лет. Они имеют совсем небольшой мозг, и его им вполне хватает, чтобы поймать добычу.

Существует и другая интересная гипотеза. Некоторые ученые считают, что в процессе эволюции был период, когда далекие предки человека в силу неких причин были вынуждены покинуть сушу и некоторое время жить в воде. Им приходилось добывать пищу, ныряя на большую глубину. Из-за постоянного кислородного голодания объем мозга у этих существ заметно увеличился. Затем после очередного изменения условий обитания наши водные предки вернулись на сушу... Но, может быть, вернулись не все, а какая-то ветвь осталась в океане и эволюционировала в дельфинов? И нынешние обитатели морских глубин - наши "кузены по разуму"? Не так давно японские моряки обнаружили и доставили на берег необычного бутылконоса, у которого был зафиксирован атавизм - "задние конечности", весьма напоминающие стопы...

Зачем дельфинам такой мощный интеллект? Они не строят дома, не создают коммуникации, у них нет телевидения и Интернета. Однако, может статься, что это им и не нужно. С них довольно тех колоссальных возможностей, которые они имеют. Быть может, дельфины уже живут в виртуальном мире своего сознания и им просто ни к чему внешние признаки комфорта и всего того, что мы называем благами цивилизации. А на нас, людей, они взирают с высоты своего интеллекта как на отсталых существ, не способных ни понять их, ни быть им чем-то полезными, да к тому же еще и во многих случаях варварски поступающих по отношению к другим созданиям. Их общность - это самая настоящая параллельная цивилизация.

И потому может статься, что человечество зря ищет братьев по разуму в глубинах Вселенной, в то время как они находятся совсем рядом. Надо только повнимательнее к ним приглядеться, и, возможно, тогда человеку откроется все богатство параллельных миров. У нас под боком раскинулись целые муравьиные мегаполисы, пчелиные city и урбанистические гнездовья птиц. Чем не сторонние миры - со своими законами, распорядком жизни, историей? Вот только человеку трудно будет смириться с тем, что романтические параллельные цивилизации не надо искать, а все предыдущие поиски - это пустые старания. Хотя время от времени астрономы и фиксируют на просторах бескрайних галактик сигналы, напоминающие дельфиний посвист.

Александр Белов

МНЕНИЯ

Работа мозга

Доктор Джерри Пресли, специалист по морской фауне из Вудсхоулского океанографического института (США):

Есть гипотезы, которые объясняют эволюцию мозга млекопитающих их водным образом жизни. Мозг в таком случае рассматривается как кибернетическая система, состоящая из элементов-нейронов, надежность которой может быть повышена с помощью увеличения числа запасных элементов. Другими словами, если есть слабое звено, то его лучше продублировать. Причиной увеличения дельфиньего мозга стало кислородное голодание. Глубокое погружение - это нештатная работа мозга. И потому преимуществом обладает тот, кто может задерживать дыхание и у кого при этом мозг не страдает. Например, у кашалота мозг больше, чем у синего кита, потому что он ныряет на глубину около километра.

Ольга Силаева, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова:

Есть мнение, что человек отличается от животных наличием языковой системы. Однако это не так. Язык как средство коммуникации между особями существует практически у всех животных и насекомых. Дельфиний словарный запас - около тысячи слов. То есть дельфины имеют весьма развитую речевую культуру.

Если сравнить животных по уровню интеллекта, то царем зверей окажется вовсе не лев. Первое место займут дельфины, а второе - слоны. Обезьянам же достанется только четвертое место. Чем же объясняется такая «расстановка» в «хит-параде» способностей?

Как известно, у обезьян зрительная память развита лучше, чем слуховая. У дельфинов все обстоит с точностью до наоборот. Они гораздо лучше запоминают звуки, нежели картинки. Благодаря этому дельфины различают друг друга по свисту. Каждый дельфин знает по голосам особей из своей стаи и обладает своим личным «именем». С помощью свистов разной длины, тональности и мелодичности дельфины общаются между собой. Один дельфин, не видя другого, может «просвистеть» ему, на какую педаль, правую или левую, нужно нажать, чтобы получить рыбу. С помощью свиста можно и описать товарищу размер препятствия, невидимого в мутной воде. А распознать преграду дельфину помогут эхолокационные импульсы - они играют в жизни дельфинов даже большую роль, чем зрение.

Дельфины - превосходные звукоподражатели. Они не только узнают звуки при прослушивании, но и сами имитируют их. Скрип ржавой двери, бульканье воды, колокольный звон, щебет птиц - талантливые дельфины могут изобразить тот или иной шум так, что с закрытыми глазами его не отличишь от настоящего! Они могут копировать даже человеческую речь или смех. Если записать такое звукоподражание на пленку и потом прослушать с замедленной скоростью, сходство с голосом человека отчетливо проявится.

Эти морские жители хорошо различают оттенки многих цветов, кроме синего. Запоминание геометрических форм тоже не составляет для них труда. Более того, дельфины отличают друг от друга плоские и объемные формы. Они никогда не спутают бумажный круг или квадрат с мячом или кубиком. В советское время над дельфинами ставили такой эксперимент. Тренер показывал животному мяч, затем прятал игрушку за ширму. Когда ширма раздвигалась, дельфин видел плоский щит и объемную коробку. В одном из предметов был спрятан мяч. Дельфину нужно было только потянуть за петлю, соединенную с нужным предметом, чтоб мяч выпал. Так вот, даже при первом проведении эксперимента дельфины всегда выбирали коробку и никогда не пытались искать мяч внутри плоского щита. Так опыт показал, что дельфины могут различать плоские и объемные предметы.

Дельфины легко находят привлекательные для них объекты. Если показать дельфину, скажем, рыбу или мяч, а потом убрать за ширму, дельфин без труда догадается, где и как надо искать предмет. Глазомер у дельфинов также хороший - стоит только посмотреть, с какой ловкостью они прыгают через обруч или забрасывают мяч в корзину!

Дельфины очень эмоциональны, и это может влиять на процесс обучения. Например, в ходе научных экспериментов рассерженный или раздраженный дельфин делает больше ошибок, чем спокойный. Если же человек ударит или накажет дельфина, животное откажется выполнять его задания и работать с ним в паре. Поэтому при обучении и исследовании дельфинов их поощряют пищей, играми, а также лаской и добрым отношением.

У дельфинов хорошо развито имитационное поведение. Они довольно легко запоминают и повторяют действия других особей. Например, возле берегов Австралии в 2008 году была замечена стая дельфинов, где вожак умел стоять на хвосте. Другие члены клана достаточно быстро переняли эту способность, подражая вожаку. При этом стоит учесть, что это не было требованием иерархии. Дельфины решили повторить трюк вожака из интереса и любопытства.

В научных статьях описан случай, когда самка дельфина, прожив некоторое время в дельфинарии, стала повторять номера за его обитателями, хотя ее не готовили к этому специально. После того, как ее выпустили на волю, она научила членов своей стаи повторять эти трюки.

Но дельфины могут подражать не только друг другу. Известен случай, когда две дельфинихи, жившие в одном бассейне с морским котиком, стали копировать его действия. Они спали в тех же позах, что и котик, перенимали его манеру плавать, подгребая плавниками как ластами и держа хвост неподвижно, хотя у них не было строгой необходимости повторять его действия. Дельфинихи научились даже потирать живот, лежа на спине у поверхности воды, и зевать, подражая котику!

Мозг дельфина хранит большое количество информации, полученной разными способами. Но помимо ее накопления, дельфины умеют ее использовать. Им не чужд исследовательский подход, и он проявляется у них чаще, чем пассивность или осторожность. Они быстро оценивают ситуацию и подстраивают под нее свое поведение, хорошо ориентируются в происходящем.

Дельфины являются самыми умными млекопитающими на земле. Головной мозг дельфина и схожи по строению. Несмотря на многочисленные исследования, они остаются самыми загадочными млекопитающими на земле.

Исследования необыкновенных возможностей морских обитателей, подтвердили их интеллектуальные способности. Путем МРТ диагностики, ученые обнаружили, что сложность мозговых структур у дельфинов не уступает человеческому центру, а наоборот, в сравнении с человеком, извилин и нервных клеток даже на порядок больше.

Мозг дельфина-афалины имеет вес 1700 гр., всего на 350 гр. превышая вес центрального органа нервной системы у взрослого мужчины. Внешнее отличие лишь в форме: у млекопитающих он имеет форму сферы, человеческий мозг слегка приплюснут. Абсолютно идентична с человеком, ассоциативная область коры – подтверждая тем самым наличие интеллекта у морских обитателей.

Теменная доля у дельфинов по размеру сопоставима с теменной и лобной долей у человека. Зрительная часть мозга (затылочная), у млекопитающих очень большая.

Несмотря на отличное зрение, и возможность движения глазными яблоками в разном направлении, охватывая тем самым радиус в 300 градусов, для зрения млекопитающие используют ультразвук – направляя его на различные объекты. Отталкиваясь, звук возвращается, тем самым дельфин определяет форму и расстояние до предмета.

В отличие от людей, мозг дельфинов может обходиться без сна – для человека это смертельно. Особенность этих созданий, в способности отключать одну половину центра, с сохранением всех реакций. Одна часть мозга берет на себя все функции, когда другая находится в состоянии сна – это равнозначно наличию двух центров.

Дельфины, так же как и люди, обладают способностью воспроизводить звук. Млекопитающие могут точно скопировать различные шумы или трели птиц. Общение между сородичами происходит через сигналы, которые образуются путем прохождения воздуха через носовые каналы.

Словарный запас дельфинов:

  • Базовые звуковые сигналы (около 60);
  • Пять уровней их разного сочетания;
  • 14 тысяч различных сигналов.

Это идентично словарному запасу человека и если перевести звук млекопитающих в слова, то это будет похоже на иероглиф. Дельфины обладают хорошей памятью и психическими возможностями, что позволяет, как и человеку передавать опыт поколениям.

Особенностью центрального аппарата, у китообразных является наличие магнитных кристаллов, которые ориентируют в широком пространстве океана.

Кто умней?

Многочисленные исследования мозговых структур китообразных, подтверждают их эволюционное развитие и наличие высшей формы разума (логика). Австралийские ученые, отнесли дельфинов к ближайшим родственникам человека, на основе анализа ДНК.

Возможно, это и стало основой для гипотезы — все китообразные являются далекими предками человека и покинуть сушу их вынудили весомые причины. Размер полушарий объясняется кислородным голоданием и как следствие — увеличение органа.

Ученые – ихтиологи доказали, что мозг млекопитающих способен к выражению чувств: ревность, обида, любовь. Это говорит о наличии долговременной памяти и разума близкого к человеку.

Определенные особи дельфинов, воспринимают сложные лингвистические конструкции и способны к анализу ситуации. Уровень их интеллекта схож с ребенком дошкольного возраста.

Большой мозг у дельфинов не связан с огромным интеллектом — слишком мало нейронов. Центральный орган морским обитателям нужен, для ориентации в пространстве и теплорегуляции. Исходя из этого, млекопитающие занимают почетное второе место по интеллектуальному развитию после человека.