Общая характеристика и структура законов ману. Законы ману Положение касты брахманов по Законам Ману

"Законы Ману" - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и
в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике,
приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

Законы Ману (Древняя Индия, ~ II в. до н.э. – II в. н.э.)

81. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождения от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

88. Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов.

89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и непреверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, растовщичество и земледелие – для вайшия.

91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.

96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы.

97. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы /правило добродетельного поведения человека, соответствующее занимаемому им статусу/, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.

100. Все, что существует в мире, – это собственность брахмана: вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

102. С целью определения обязанностей его и остальных мудрых Ману, происшедший от Самосущего, составил эту шастру /сборник предписаний и поучений в различных областях знаний/.

107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и греховность деяний, а также извечное правило жизни четырех варн.

13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия (шудрянка) и своей варны, для кшатрия – те (обе) и своей (варны), для брахмана – те (три), а также своей (варны).

14. Ни в одном сказании не упоминается жена-жудрянка у брахмана или кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах.

17. Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти), низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства.

51. Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства.

55. Девушки должны быть почитаемы и украшаемы отцами, братьями, мужами, а также деверями, желающими много благополучия.

56. Где женщины почитаются, там боги радуются, но где не почитаются, там все ритуальные действия беплодны.

138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную правду, не следует говорить приятную ложь – такова вечная дхарма.

256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова: кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем.

2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться, как положено, охрана всего этого мира.

3. Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны этого (мира).

13.... Пусть (никто) не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу желательных для него (людей), и даже дхарму – нежелательную для нежелательных.

14. Для этого владыка с самого начала создал сына – Наказание, охранителя всех живых существ, (воплощенную) дхарму, полную блеска Брахмы.

15. Из страха перед ним все живые существа – недвижущиеся и движущиеся – служат пользе и не уклоняются от исполнения (дхармы).

16. Рассмотрев основательно место и время (преступления), возможность и степень сознательности, ему надо накладывать (наказание), как полагается, на людей, живущих неправедно.

18. Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят: мудрые объявили Наказание воплощением дхармы.

20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле...

21....никто не имел бы собственности и произошло бы перемешение высших и низших.

24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в (наложении) Наказания.

48. Доносительство, насилие, вероломство, зависть, гневливость, нарушение (прав) собственности и оскорбление словом и палкой – группа из восьми (пороков), порожденных гневом.

111. Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.

137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране (самостоятельным) промыслом, платить нечто, называемое налогом.

144. Высшая дхарма кшатрия – охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные плоды /имеются в виду налоги, которые царь собирает с подданных/ (тем самым) принимает на себя обязательство по исполнению дхармы.

1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.

2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон.

4. Из них первое – неуплата долга, (затем) заклад, продажа чужого, соучастие в (торговле или другом) объединении, неотдача данного.

5. Неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом.

6. Дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние.

7. Дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об раклад – эти восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире.

13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно: человек, не говорящий или лгущий, является грешником.

24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать дела тяжущихся сторон, следуя порядку варн.

28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и вдов, верных мужьям, и для больных.

30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся: до истечения трех лет – может получить хозяин, после – может забрать царь.

45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет (иска), себя самого /то есть помня, что несправедливым решением можно лишить себя вечного блаженства, заключающегося в “достижении неба”/, свидетеля, место, время и обстоятельства.

46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дваждырожденных, то, не противоречащее (обычаям) страны, семей и каст, надо устанавливать (в качестве закона).

62. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители, кшатрии, вайшии и шудры, вызванные истцом, достойны давать наказания, а не всякий – кроме крайних обстоятельств.

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин – женщины, относительно дваждырожденных – также дваждырожденные, честные шудры – относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные.

77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие (многие мужчины), не отягощенные пороками, но не женщины, (хотя бы и) честные, даже если их много – вследствие непостоянства женского ума.

83. Правдой очищается свидетель, посредством правды возрастает дхарма: именно поэтому должна быть высказана правда свидетелями из всех варн.

85. Злодеи думают: “Никто не видит нас”, – но их видят боги, а также их совесть.

113. Надо заставить клясться брахмана (своей) правдивостью, кшартия – колесницами и оружием, вайшия – коровами, зерном и золотом, шудру – всеми тяжкими преступлениями.

114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случится несчастья, должен считаться чистым в клятве.

127. Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в другом мире лишает неба, следует всегда избегать этого.

140. Ростовщик может получать процнт, увеличивающий богатство, установленный Васишткой /причисляется к десяти великим ришу, святым мудрецам, создателям Ману/ – брать восьмидесятую часть со ста в месяц /что составляет 15% годовых/.

142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн.

147. Если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другим в течение десяти лет, он не имеет права получить это (обратно).

163. Договор, заключеннй пьяным, безумным, страдающим (от болезни), рабом, ребенком, старым, а также неуполномоченным, недействителен.

164. Соглашение, даже будучи подкрепленным (письменными документами, дачей залога), не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.

165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие (его) – все, где виден обман, надо отменить.

167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему (в доме), живушему в своей стране или вне ее, не полагается отказываться от него.

168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению – все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.

177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное (долгу) даже работой, (если он) равного или низшего происхождения, но если более высокого, он может отдавать постепенно.

195. Если (что-либо) дано наедине или получено наедине, наедине должно быть возвращено: как вручено, так (должно быть и) возвращено.

199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства.

201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот получает вещь честно и по закону покупкой.

203. Не должно продавать (товара) смешанного с другим, ни сложного качества, ни недостаточного (по весу), ни неимеющегося в наличии, ни скрытого.

215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполнил установленную работу, должен быть оштрафован... и его жалованье не должно быть уплачено ему.

216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет (работу), как ранее было установлено, он может получить жалованье даже (по прошествии) очень долгого времени.

222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или подарив что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжении десяти дней.

267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан); вайшия – в две с половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию.

268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами); вайшия – двадцатью пятью; шудры – штрафом в двенадцать пан.

270. Рожденный один раз /т.е. шудра: “вторым рождением” назывался обряд посвящения, который разрешался только членам трех высших варн, отчего они так и назывались дваждырожденными/, поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ведь он – самого низкого происхождения.

279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, – именно он – у него должен быть отрезан, таково предприсание Ману..

286. Когда нанесен удар с целью (причинения) повреждения людям и животным, надо накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения.

288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, – тому полагается возместить (ущерб) и внести царю (штраф), равный (ущербу).

302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров: от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает.

323. При похищении родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни.

332. Деяние, которое совершено в присутствии (собственника) и сопровождалось насилием, – грабеж, если оно совершено в его отсутствие – кража, (даже если) она после совершения и отрицается.

345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.

349. Убивающий, защищая самого себя,при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.

352. Людей, домогающихся чужих женщин, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет.

353. Ибо (прелюбодеяние), возникает из этого, рождает смешение варн, благодаря которому (возникает) адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему.

359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены всех четырех варн всегда должын быть охраняемы.

364. Кто обесчестит девушку протв ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию, но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию.

366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания: сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознагараждение, если отец согласен.

371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и (своего) превосходства, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.

379. Для брахмана полагается обритие (головы вместо) смертной казни: для других же варн смертная казнь может применяться.

381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве.

415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания – таковы семь разрядов рабов.

416. Жена, сын и раб – трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.

417. Брахман может умеренно присваивать имущество шуды, ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.

2. День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин, ибо (будучи) приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях.

3. Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости: женщина никогда не пригодна для самостоятельности.

46. Ни вследствии продажи, ни оставления ее (мужем) жена не освобождается от мужа: такую мы знаем дхарму.

77. Мужу полагается терпеть ненавидящую (его) жену год, но по (прошествии) года, отобрав дар, он может прекратить сожительство с ней.

80. Приверженная к пьянству, ко (всему) дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята другая.

81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми – на десятом, если рождает (только) девочек – на одиннадцатом, если строптивая – немедленно.

101. “Взаимную верность надо сохранять до смерти” – это должно считать (выраженной) вкратце высшей дхармой мужа и жены.

104. По смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить поровну отцовскую собственность: при них, живущих, они неправомочны.

108. Пусть старший (брат) охраняет младших братьев, как отец, а те ведут себя по отношению к старшему брату, как сыновья.

148. Но девушкам-сестрам братья пусть дадут из своих частей каждый четвертую часть его доли: отказавшиеся пусть будут изгоями.

185. Не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца: собственность бездетного получает отец, а также братья.

189. Имущество (умершего) брахмана никогда не должно забираться царем – таково правило; но (имущество людей) других варн при отсутсвии всех (наследников) царь может забирать.

270. Пусть справедливый царь не велит казнить вора, (если у него) не (найдено) краденого; пойманного с краденым (и) с (воровским) инструментом пусть велит казнить не колеблясь.

273 А кто, живущий дхармой, нарушит соглашение, связанное с исполнение дхармы, того надо наказать штрафом, как (и всякого), нарушающего присущую ему дхарму.

276. Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров, которые совершают кражу ночью, сделав пролом (в стене дома).

277. При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни.

323. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшартия не процветает брахман; брахман и кшатрий, обхединившись, процветают в этом мире и в ином 334. Для шудра же высшая дхарма, ведущая к блаженству, обслуживание прославленных брахманов-домохозяев, изучивших Веду.

4. Брахманы, кшатрии и вайшии – три варны дваждырожденных, четвертая же – шудры – рожденные один раз, пятой же нет.

58. Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей отличают в этом мире человека нечистого по происхождению.

63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов – основная дхарма для четырех варн – объявил Ману.

79. Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы, для вайшии – торговля, (разведение) животных, земледелие, но (брахманам) – дарение, учение, жертвоприношение.

115. Существуют семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, растовщичество, исполнение работы, а также получение (милостыни) от добродетельных.

117. Брахману и даже кшатрию не полагается ссужать (деньги) под проценты: но при желании он, конечно, может дать грешнику (ссуду) под небольшой процент для (исполнения) дхармы.

130. Эти дхармы четырех варн в бедственных обстоятельствах объявлены: правильно исполняющие их достигают высшего блаженства.

___________________________________________

Глава I
81. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и
ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождения от уст,
рук, бедер и ступней установил особые занятия
88. Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для
других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов
89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и
непреверженность к мирским утехам он указал для кшатрия
90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение
(Веды), торговлю, растовщичество и земледелие - для вайшия
91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со
смирением
96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными -
разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы
97. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы /правило
добродетельного поведения человека, соответствующее занимаемому им статусу/,
занимает высшее место на земле как владыка всех существ
100. Все, что существует в мире, - это собственность брахмана: вследствие
превосходства рождения именно брахман имеет право на все это
102. С целью определения обязанностей его и остальных мудрых Ману, происшедший
от Самосущего, составил эту шастру /сборник предписаний и поучений в различных
областях знаний/
107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и греховность деяний, а
также извечное правило жизни четырех варн
Глава II
12.При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у
поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн)
13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия (шудрянка) и своей варны, для
кшатрия - те (обе) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей
(варны)
14. Ни в одном сказании не упоминается жена-жудрянка у брахмана или кшатрия,
даже находящегося в крайних обстоятельствах
17. Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти), низвергается в ад;
произведя от нее сына, он лишается брахманства
51. Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения
за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом
потомства
55. Девушки должны быть почитаемы и украшаемы отцами, братьями, мужами, а также
деверями, желающими много благополучия
56. Где женщины почитаются, там боги радуются, но где не почитаются, там все
ритуальные действия беплодны
Глава IV
138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную
правду, не следует говорить приятную ложь - такова вечная дхарма
256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова:
кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем
Глава VII
2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться,
как положено, охрана всего этого мира
3. Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха,
владыка создал царя для охраны этого (мира)
13. ... Пусть (никто) не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу
желательных для него (людей), и даже дхарму - нежелательную для нежелательных
14. Для этого владыка с самого начала создал сына - Наказание, охранителя всех
живых существ, (воплощенную) дхарму, полную блеска Брахмы
15. Из страха перед ним все живые существа - недвижущиеся и движущиеся - служат
пользе и не уклоняются от исполнения (дхармы)
16. Рассмотрев основательно место и время (преступления), возможность и степень
сознательности, ему надо накладывать (наказание), как полагается, на людей,
живущих неправедно
18. Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует,
когда все спят: мудрые объявили Наказание воплощением дхармы
20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более
сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле...
21. ...никто не имел бы собственности и произошло бы перемешение высших и низших
24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы
возмущение всего народа от колебания в (наложении) Наказания
48. Доносительство, насилие, вероломство, зависть, гневливость, нарушение (прав)
собственности и оскорбление словом и палкой - группа из восьми (пороков),
порожденных гневом
111. Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно
лишается вместе с родственниками страны и жизни
137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране
(самостоятельным) промыслом, платить нечто, называемое налогом
144. Высшая дхарма кшатрия - охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные
плоды /имеются в виду налоги, которые царь собирает с подданных/ (тем самым)
принимает на себя обязательство по исполнению дхармы
Sitek Banner Exchange
Глава VIII
1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд
вместе с брахманами и опытными советниками
2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо
рассматривать дела тяжущихся сторон
4. Из них первое - неуплата долга, (затем) заклад, продажа чужого, соучастие в
(торговле или другом) объединении, неотдача данного
5. Неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор
хозяина с пастухом
6. Дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а
также прелюбодеяние
7. Дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об раклад - эти
восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире
13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно: человек, не
говорящий или лгущий, является грешником
24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать дела
тяжущихся сторон, следуя порядку варн
28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и
вдов, верных мужьям, и для больных
30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся:
до истечения трех лет - может получить хозяин, после - может забрать царь
45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет
(иска), себя самого /то есть помня, что несправедливым решением можно лишить
себя вечного блаженства, заключающегося в "достижении неба"/, свидетеля, место,
время и обстоятельства
46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дваждырожденных, то, не
противоречащее (обычаям) страны, семей и каст, надо устанавливать (в качестве
закона)
62. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители, кшатрии, вайшии и шудры,
вызванные истцом, достойны давать наказания, а не всякий - кроме крайних
обстоятельств
68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин - женщины,
относительно дваждырожденных - также дваждырожденные, честные шудры -
относительно шудр, относительно низкорожденных - низкорожденные
77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие (многие
мужчины), не отягощенные пороками, но не женщины, (хотя бы и) честные, даже если
их много - вследствие непостоянства женского ума
83. Правдой очищается свидетель, посредством правды возрастает дхарма: именно
поэтому должна быть высказана правда свидетелями из всех варн
85. Злодеи думают: "Никто не видит нас", - но их видят боги, а также их совесть
113. Надо заставить клясться брахмана (своей) правдивостью, кшартия -
колесницами и оружием, вайшия - коровами, зерном и золотом, шудру - всеми
тяжкими преступлениями
114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же
прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности
115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться
вверх и (с кем) вскоре не случится несчастья, должен считаться чистым в клятве
127. Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в
другом мире лишает неба, следует всегда избегать этого
140. Ростовщик может получать процнт, увеличивающий богатство, установленный
Васишткой /причисляется к десяти великим ришу, святым мудрецам, создателям Ману/
- брать восьмидесятую часть со ста в месяц /что составляет 15% годовых/
142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать
соответственно порядку варн
147. Если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется
другим в течение десяти лет, он не имеет права получить это (обратно)
163. Договор, заключеннй пьяным, безумным, страдающим (от болезни), рабом,
ребенком, старым, а также неуполномоченным, недействителен
164. Соглашение, даже будучи подкрепленным (письменными документами, дачей
залога), не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в
деловых отношениях
165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие (его) - все, где
виден обман, надо отменить
167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему (в доме),
живушему в своей стране или вне ее, не полагается отказываться от него
168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по
принуждению - все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил
недействительными
177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное (долгу) даже работой,
(если он) равного или низшего происхождения, но если более высокого, он может
отдавать постепенно
195. Если (что-либо) дано наедине или получено наедине, наедине должно быть
возвращено: как вручено, так (должно быть и) возвращено
199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны
недействительными согласно правилу судопроизводства
201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот
получает вещь честно и по закону покупкой
203. Не должно продавать (товара) смешанного с другим, ни сложного качества, ни
недостаточного (по весу), ни неимеющегося в наличии, ни скрытого
215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполнил
установленную работу, должен быть оштрафован... и его жалованье не должно быть
уплачено ему
216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет (работу), как ранее было
установлено, он может получить жалованье даже (по прошествии) очень долгого
времени
222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или подарив что-либо, раскаивается в
этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжении десяти дней
267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан); вайшия - в две с
половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию
268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью
(панами); вайшия - двадцатью пятью; шудры - штрафом в двенадцать пан
270. Рожденный один раз /т.е. шудра: "вторым рождением" назывался обряд
посвящения, который разрешался только членам трех высших варн, отчего они так и
назывались дваждырожденными/, поносящий ужасной бранью дваждырожденных,
заслуживает отрезания языка, ведь он - самого низкого происхождения
279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, - именно он - у него должен
быть отрезан, таково предприсание Ману.
286. Когда нанесен удар с целью (причинения) повреждения людям и животным, надо
накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения
288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, - тому
полагается возместить (ущерб) и внести царю (штраф), равный (ущербу)
302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров: от обуздания воров
его слава возрастает и страна процветает
323. При похищении родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших
драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни
332. Деяние, которое совершено в присутствии (собственника) и сопровождалось
насилием, - грабеж, если оно совершено в его отсутствие - кража, (даже если) она
после совершения и отрицается
345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем
ругатель, вор и ударивший палкой
349. Убивающий, защищая самого себя,при охране жертвенных даров, при защите
женщин и брахмана по закону не совершает греха
352. Людей, домогающихся чужих женщин, царю следует изгонять, подвергнув
наказаниям, внушающим трепет
353. Ибо (прелюбодеяние), возникает из этого, рождает смешение варн, благодаря
которому (возникает) адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему
359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены всех
четырех варн всегда должын быть охраняемы
364. Кто обесчестит девушку протв ее воли, тот немедленно подлежит телесному
наказанию, но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному
наказанию
366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания: сошедшемуся с
равной полагается уплатить брачное вознагараждение, если отец согласен
371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и (своего)
превосходства, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками
на многолюдном месте
379. Для брахмана полагается обритие (головы вместо) смертной казни: для других
же варн смертная казнь может применяться
381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство
брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве
415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный,
подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь
разрядов рабов
416. Жена, сын и раб - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и
имущество, которое они приобретают
417. Брахман может умеренно присваивать имущество шуды, ибо у него нет никакой
собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином
Sitek Banner Exchange
Глва IX
2. День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин, ибо
(будучи) приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их
желаниях
3. Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в
старости: женщина никогда не пригодна для самостоятельности
46. Ни вследствии продажи, ни оставления ее (мужем) жена не освобождается от
мужа: такую мы знаем дхарму
77. Мужу полагается терпеть ненавидящую (его) жену год, но по (прошествии) года,
отобрав дар, он может прекратить сожительство с ней
80. Приверженная к пьянству, ко (всему) дурному, противоречащая, больная,
злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята
другая
81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если
рождает детей мертвыми - на десятом, если рождает (только) девочек - на
одиннадцатом, если строптивая - немедленно
101. "Взаимную верность надо сохранять до смерти" - это должно считать
(выраженной) вкратце высшей дхармой мужа и жены
104. По смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить поровну
отцовскую собственность: при них, живущих, они неправомочны
108. Пусть старший (брат) охраняет младших братьев, как отец, а те ведут себя по
отношению к старшему брату, как сыновья
148. Но девушкам-сестрам братья пусть дадут из своих частей каждый четвертую
часть его доли: отказавшиеся пусть будут изгоями
185. Не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца:
собственность бездетного получает отец, а также братья
189. Имущество (умершего) брахмана никогда не должно забираться царем - таково
правило; но (имущество людей) других варн при отсутсвии всех (наследников) царь
может забирать
270. Пусть справедливый царь не велит казнить вора, (если у него) не (найдено)
краденого; пойманного с краденым (и) с (воровским) инструментом пусть велит
казнить не колеблясь
273 А кто, живущий дхармой, нарушит соглашение, связанное с исполнение дхармы,
того надо наказать штрафом, как (и всякого), нарушающего присущую ему дхарму
276. Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров,
которые совершают кражу ночью, сделав пролом (в стене дома)
277. При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй - руку
и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни
323. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшартия не процветает брахман;
брахман и кшатрий, обхединившись, процветают в этом мире и в ином 334. Для шудра
же высшая дхарма, ведущая к блаженству, обслуживание прославленных
брахманов-домохозяев, изучивших Веду
Глава X
4. Брахманы, кшатрии и вайшии - три варны дваждырожденных, четвертая же - шудры
- рожденные один раз, пятой же нет
58. Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей
отличают в этом мире человека нечистого по происхождению
63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание
органов - основная дхарма для четырех варн - объявил Ману
79. Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы,
для вайшии - торговля, (разведение) животных, земледелие, но (брахманам) -
дарение, учение, жертвоприношение
115. Существуют семь законных способов приобретения имущества: наследование,
получение, покупка, завоевание, растовщичество, исполнение работы, а также
получение (милостыни) от добродетельных
117. Брахману и даже кшатрию не полагается ссужать (деньги) под проценты: но при
желании он, конечно, может дать грешнику (ссуду) под небольшой процент для
(исполнения) дхармы
130. Эти дхармы четырех варн в бедственных обстоятельствах объявлены: правильно
исполняющие их достигают высшего блаженства

XII. СВОД ЗАКОНОВ МАНУ

Прежде чем приступить к рассмотрению Бхагавадгиты, мы коротко остановимся на своде законов Ману, которому приписывается высокое положение среди смрити. Были предприняты попытки установить отношение между автором этой книги законов и Ману, упоминаемым в ведах . В Ригведе он часто называется отцом Ману . Он является основателем социального и морального порядка, первым, кто установил дхарму. Он - прародитель человечества. Хотя он мог и не быть индивидуальным законодателем, дхармашастра, приписанная ему, пользуется большим уважением. "Смрити, противопоставленное Ману, не одобряется" .

Вильям Джонс относит свод законов Ману к очень раннему периоду, к 1250 году до н. э. Шлегель утверждает, что он не мог быть создан позже 1000 года н. э. Моньер Вильямс датирует его приблизительно 500 годом до н. э. Вебер считает, что текст был создан позже, чем самые поздние добавления к Махабхарате. Автор знаком с ведийской литературой и ссылается на предшествующие ей традиции законодателей. Вебер, Макс Мюллер и Бэрнел думают, что стихотворное издание Манавадхармашастры является позднейшим переложением более раннего прозаического трактата. Говорят, что этот трактат является "произведением, принадлежащим манавам, одному из шести подразделений школы Майтраяния, исходящей из Черной Яджурведы, лишь немногие последователи которой остались ныне в бомбейском президентстве". Для поддержки этого мнения Бэрнел цитирует Уитни . По природе своего стиля и языка свод законов Ману относится к эпическому периоду. Подобно Махабхарате и пуранам, эта книга имеет популярный характер, будучи предназначенной для тех, кто не может обратиться к первоисточнику. Она показывает существование тесной связи между законом и религией. Философия не является ее главной целью. Медхатитхи признает ее философские разделы более или менее предварительными но своему характеру. Философские взгляды в главах I и II в основном сходны с философскими взглядами пуранов.

Как утверждает в своих очерках Кольбрук, в Ману мы имеем пураническую санкхью, смешанную с ведантой . Оценка творения, изложенная в Ману, дает возможность отрицать эту току зрения . Она основана на гимне о сотворении Ригведы. Первичной реальностью является Брахман, который вскоре раздваивается между самосуществующим Хираньягарбхой и темнотой. "Желая сотворить существа многих видов из своего тела, он сначала разумно сотворил воды и поместил в них свое семя. Это семя стало золотым яйцом, равным солнцу по блеску; в этом яйце он сам родился в качестве Брахмы, прародителя всего мира… который обожествил находившееся в яйце, разделив его на две части, из которых он создал землю и небо, а между ними промежуточную сферу, восемь пунктов горизонта и вечное место для вод… Из этого он извлек разум, самоощущение, а затем великий принцип души и все продукты, аффектированные тремя свойствами, и в том же порядке пять органов, воспринимающих объекты чувствования". При рассмотрении крайней метафизической позиции книги обсуждению больше всего подвергается следующее утверждение: "Это существует в виде неощущаемой темноты, лишенной отличительных знаков, недостижимой для размышления, непознаваемой, целиком погруженной как бы в глубокий сон" . Темнота (тамас) обычно толкуется как мулапракрити , источник развития философии санкхья. "Тамобхутам" означает поглощенное в этой пракрити. Рагхавананда, комментатор веданты, полагает, что "тамас" означает авидью , или неведение. Говорится, что мир развился из темноты благодаря причинной действенности Хираньягарбхи в том порядке, который принят в системе санкхья. Мир называется также шарира , или тело Хираньягарбхи и души его творения. Объяснение этой оценки творения расходится с мнениями самих критиков. Доктрина гун , концепция тримурти и идея сукшмашариры , или неуловимого тела, также встречаются в своде законов Ману.

Свод законов Ману является по существу дхармашастрой, этическим кодексом. Он прославляет обычаи и условности в то время, когда они начали терять свое значение. Ослабление традиционной доктрины облегчило понимание догмы и авторитета. Респектабельность есть ответ здравого смысла на безрассудный романтизм. Ману основывает свои постановления на древних обычаях, господствовавших в индусских поселениях на берегах Ганга. Он допускает ведийские жертвоприношения и рассматривает касты как установленные богом . Он поощряет аскетизм, но все же говорит нам, что мы должны отказываться только от тех желаний, которые противоречат дхарме . Вместе с массой неверного встречаются и проявления гениальности и проницательности. "Женщины были созданы, чтобы быть матерями, а мужчины - чтобы быть отцами" . "Совершенным человеком является лишь тот, кто состоит из (трех объединенных лиц) своей жены, себя самого и своего потомства". Мужем объявляется мужчина, имеющий жену . Общественные обязанности должны выполняться прежде всего. "Дважды рожденный человек, стремящийся к окончательному освобождению, не изучив вед, никого не породив и не сделав никаких жертвоприношений, погибнет внизу . "Тапасом брахмана является усердное учение, тапасом кшатрия - защита слабых, тапасом вайшья - торговля и сельское хозяйство, тапасом шудры - услужение другим" .

В моральном поведении, которое не содействует загробному существованию, преобладает свойство саттвы . Он является идеальным героем, все завоевавшим. Страдание есть подчинение другим людям, а удовольствие подчинение самому себе . "Тот, кто приносит жертвы одному себе, равно признавая себя во всех творческих существах и все творческие существа в себе, становится самоуправляющим, самосветящимся" . Мораль, однако, связана с влиянием наших действий на загробную жизнь. Поведение, имеющее тенденцию вызвать хорошее начало, является хорошим, а поведение, вызывающее плохое начало, является плохим. Но оба они являются подчиненными тому высшему поведению, которое дает нам возможность достичь совершенства или освобождения от вторичного рождения.

Мы не можем сказать, что Ману является исключительно защитником установленного порядка, чья система не обеспечивает простора для прогресса. По его мнению, есть четыре способа определения правильного и ошибочного: веда, смрити, ачара и совесть. Три первых содействуют общественному порядку, но общественный прогресс обеспечивается последним. Мы можем делать то, что приемлемо для нашей совести (атманах приям) . Нам разрешено делать все, что является убедительным для нашего разума . Ману допускает ценность внутреннего свидетельства, голоса бога внутри нас, антаратмы .

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

автора Тхакур Бхактивинода

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

Ману Прародители человечества.

Из книги Логика автора Шадрин Д А

«Ману-самхита» Свод законов, по которым должны строить свою жизнь цивилизованные

Из книги Антология даосской философии автора Малявин Владимир Вячеславович

§ 3. Историзм общественных законов Можно представить два плана, в которых рассматривается соотношение системы социальных связей и бытие человеческих индивидов. Первый, когда жизнь людей рассматривается с точки зрения ее зависимости от квазисамостоятельной

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

33. Понятие логических законов Законы логики известны еще с античных времен – закон тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Все они были открыты Аристотелем. Закон достаточного основания был открыт Лейбницем. Они имеют большое значение для науки, являются

Из книги Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты автора Константинов С. В.

Ли Дао-Чунь Свод сочинений о срединности и гармонии Перевод Б. Б.

Из книги Шамбала Сияющая. Мифы, легенды, афоризмы автора Рерих Николай Константинович

(?). Нахождение законов (??) Понятие и опыт закона.Это наблюдение, ограничивающееся простым или ограничивающее чувственное рассеяние всеобщим, убеждается, следовательно, на своем предмете в путаности своего принципа, потому что то, что определено, по природе своей должно

Из книги Эмпиризм и субъективность (сборник) автора Делёз Жиль

Свод законов К Насреддину пришел его сосед-крестьянин.- Молла, твой бык забодал мою корову. Что говорит об этом закон? Положено ли мне какое-то возмещение?- Ну что ты, - ответил Молла, - какое возмещение! Ведь бык - это всего лишь глупая четвероногая бессловесная тварь.

Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

Свод Мне сказали, что я болен. Сказали, что я буду лежать. Я буду лежать. Буду смотреть в небо за окном. Может быть, больной, я увижу иное небо. Может быть, облака построятся в храмы. Дрожит воздух. Мелькают невидимые мушки. Когда же увижу иное небо? Не знаю, скоро ли буду болен

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

Из книги Возвращение времени [От античной космогонии к космологии будущего] автора Смолин Ли

Ману Прародители человечества.

Из книги Понятие права автора Харт Герберт

«Ману-самхита» Свод законов, по которым должны строить свою жизнь цивилизованные

Из книги автора

НЕБЕСНЫЙ СВОД ИЗ КАМНЯ Однажды Анаксагора (500-428 гг. до н.э.) спросили, для чего он родился на свет? «Для наблюдения солнца, луны и неба» - ответил философ, которого его сограждане прозвали «Умом».Анаксагор родился в городе Клазомены в знатной и богатой семье и по

Из книги автора

Глава 11 Эволюция законов Итак, ради прогресса в космологии физика должна отказаться от представления о законах природы как вечных, неизменных – и принять вместо этого гипотезу о том, что они эволюционируют в реальном времени. Этот переход необходим для построения

Законы Ману - один из самых известных памятников древнеиндийского права и наиболее часто используемое специалистами-индологами произведение древнеиндийской литературы. Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется «Откровения царевича Ману». Название дает нам шанс четко проследить связь права и религии, характерная для всех древневосточных государств, в том числе и древнеиндийского общества, ввиду чего Законы Ману могут быть названы памятником сакрального права. По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга.

Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок, ритмической прозой, с целью облегчить их запоминание. Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения - характерная особенность многих древних законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов.

Законы Ману были переведены с санскрита в конце XVIII в., тем самым раскрыв многие непонятные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Так здесь подробно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а позднее - на касты. «Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами». В главах Законов, посвященных собственно праву (главным образом VIII и IX главы), делается попытка систематизировать нормы права, при этом берутся за основу виды исков или «поводы для судебного разбирательства».

«Появление Законов Ману знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения».

«На процесс образования 4 сословий воздействовали многие обстоятельства - особенности родоплеменных отношений, этнические и религиозные различия, но в первую очередь факторы общественно-экономического развития. Решающим фактором в возникновении оформленной иерархической системы варн было усиление социального неравенства, которое привело к выделению знати, захватившей функции, которые обеспечивали ей соответствующий статус». Версия происхождения варн представлена в Законах Ману. Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши - сыновей Ману, бывшего в свою очередь, сыном Брахмы: брахманы - от КАви(Бхригу), кшатрии - от Ангираса, вайшьи - от Пуластьи, шудры - от Васиштхи.

Огромную роль в древней индии играли стоявшие на вершине иерархической лестнице брахманы (brahmana - «знающий священное учение»). Они оказывали большое влияние на все стороны общественной и социальной жизни общества: являлись советниками царя в государственных делах, участвовали в отправлении правосудия, давали рекомендации не только царю, но и его сановникам, хранили и толковали законы. Брахманы были хранителями ритуально-мифологической памяти и организаторами культовых обрядов.

Вторым господствующим классом были кшатрии (ksatia - «наделенный могуществом»), в руках которых была сосредоточена политическая власть. Из этой Варны происходили цари, воины, чиновники.

Третье место в системе варн занимали вайшьи (vaisya-свободный общинник). Это были свободные крестьяне-общинники, основные производители материальных благ, но ограниченные в политических правах.

Самый низший класс-сословие составляли шудры. Основными причинами выделения этой варны явились: увеличение числа лиц, потерявших экономическую самостоятельность; развитие ремесла, занятие которым, по мере его специализации, становилось уделом разорившихся соплеменников, утративших прежний гражданский статус. Шудры были ограничены не только в политических правах, но и в хозяйственной жизни. Ограничение их прав заключалось в следующем: они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» (двиджати). Шудры являлись «единожды рожденными». В Законах Ману сказано: «Брахманы, кшатрии и вайшьи - три варны дважды рожденных, четвертые же - шудры - рожденные один раз; пятой же нет».

Большинство представителей этой Варны составляли жители покоренных племен, составляющие роль слуг. Шудры жили ремеслами, актерством, могли иметь только одну жену. В целом эта варна не представляла собой однородную общественную среду: в нее включалось неполноправное население.

Это закрепленное деление практически всегда отражало реальное положение человека в системе общественного производства и распределения продукта. Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.

Законы Ману пользовались большим авторитетом у индийцев как в древности, так и в средние века. Они часто цитировались в средневековых сборниках обычного права - нибандхах, представляющих собой не просто свод правил поведения, извлеченных из древнеиндийских шастр, но и их юридический разбор». Законы Ману в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. Однако то обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления Законов Ману многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их деятельность». При толковании отдельных стихов сборника, мнения комментаторов редко бывают схожими. Однако работы средневековых индийских комментаторов (в частности Медхатитхи и Куллюкабаты) имеют огромное значение - без них многие стихи Законов Ману оказались бы совершенно непонятными.

«Ману-смрити» написаны на санскрите, содержат 2684 шлок, которые разбиты на 12 глав:

  • · I глава излагает сведения о мироздании и его Творце, о происхождении основных 4 варн, главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.
  • · II-повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, также говориться о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр;
  • · III-IV - содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требован Иях к соответствующим обрядам.;
  • · V-VI - содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: распорядок дня, перечисление запретных поступков, описане ритуалов очищения и образа жизни;
  • · VII-наставления о функциях царя, принципах его политики и государственном управлении
  • · VIII-наставления о судопроизводстве и юридической практике;
  • · IX-X-посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
  • · XI-посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных межварновых браков, нарушивших дхарму)
  • · XII-дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом;

Датировка ведийских сочинений - задача чрезвычайно сложная. Абсолютная хронология, как правило, не установлена. Отдельные сочинения не представляют собой однородного целого: они складывались в течении длительного периода, в разной этнической среде, устно передавались из поколения в поколение, подвергались редактированию и обработке, т.е. вобрали в себя различные по времени тексты. К тому же существует огромный временной разрыв между оформлением устных собраний и их записью.

Немалые трудности сопряжены с необходимостью адекватного понимания смысла текстов. Комментарии, выполненные в рамках той же ведийской традиции, далеко не всегда способствуют его уяснению. Чрезвычайно архаичен древний язык ведийских сочинений, что также составляет значительные сложности.

В науке утвердилась точка зрения Георга Бюлера, что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н.э. - II веке н.э. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II-VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом с II века до н.э. до I века н.э. К.П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150-120 годы до н.э. Поэтому едва ли допустимо определять хронологические границы всего памятника, правильней говорить о датировке его частей.

Таким образом, анализируя данный параграф, можно подвести определенный итог: Законы Ману (санскр. Манавадхар-машастра) - древнеиндийский это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, по форме же Законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде, по мнению многих ученых, Законы Ману были составлены, около II в. до н.э. - I в. н.э., однако выделяют более «древние» и более «молодые» главы. Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей, написанных в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на их наследственно-профессиональный характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью же Законов Ману является религиозный характер всех его положений.

Основным и наиболее обширным кодексом древнеиндийского права, морали и религии были законы Ману.
Поведение древнего индийца многие столетия регулировалось религиозно-правовыми нормами. Вот почему понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не существовало.
Традиция связывает развитие правовой мысли в Индии с памятниками ведической литературы. Веды (Ригведа, Самаведа и др.) - священные книги древности содержат для правоверного индуса божественное предписание, истину. Но веды надо рассматривать только в качестве идейной основы права.
Законы Ману были составлены одной из брахманских школ. Имя мифического бога Ману придавало этим законам значение святости и непререкаемости религиозных велений. Точное время составления законов неизвестно. Предполагается, что они появились после II в. до н.э.
Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в форме двустишйй (шлок). Они трактуют не только нормы права, но и политику, мораль, религиозные предписания.
Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права, о большом влиянии на него родоплеменного строя и системы варн. В ст. 108 гл. I утверждается, что дхарма - это извечное «правило жизни», которому должны следовать все люди. Каждая варна должна руководствоваться своей дхармой, т.е. совокупностью норм и предписаний, нарушение которых влекло за собой не только религиозное осуждение, но и правовые последствия.
Свод законов Ману откровенно показывает, с какой непревзойденной циничностью господствующий класс ставит себе на службу религию. Он более чем ярко раскрывает ее классовую сущность. Законы Ману имели своей главной целью узаконить варно-кастовую структуру общества и прежде всего привилегированное положение брахманов. Свидетельство тому - обращенные угрозы и заклинания в адрес царей, непочтительно относящихся к брахманам.
Иные цари, очевидно, мало считались с претензиями брахманов. Среди брахманов также не было равенства. Одни занимались изучением вед, жертвоприношениями, обучением, а другие - мирскими делами. Так, в VIII главе говорится: «К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к брахманам- ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам».
Вопросам государства и права в законах Ману посвящены VII, VIII, IX и частично X главы. Здесь перечисляются обязанно
сти правителя, дхармы царя-кшатрия. Ему предписывается соблюдение ряда требований: наказание преступников, осуществление правосудия с помощью опытных советников - брахманов. />Царь обожествляется. Его задача устрашить людей, сделать неотвратимым наказание. Индусская концепция богоугодного царя предписывает правителям в качестве одной из обязанностей охрану подданных. Защищая народ, царь получает право собирать налоги.
Несколько статей посвящены шудрам, наемным работникам, слугам и рабам. Законы перечисляют источники рабства: «захваченный под знаменем (т.е. в бою), рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания».
Право собственности. В сфере вещных прав право собственности и право вещного владения занимают особое место. Законы требовали, чтобы всякое владение вещью, в том числе добросовестное, было обосновано законом.
В Древней Индии не сложилось право частной собственности на землю, что обеспечивало прочность общинных и кастовых связей, которые противостояли становлению классов. Земельный фонд составляли земли царские, общинные, частные. Царь жаловал земельные участки монастырям, частным лицам. Общегосударственная собственность на землю позволяла царю вводить налоги. Так, налог с крестьян- общинников равнялся 1/6 урожая. Границы земельных владений общин и семей в полях, водоемах, садах были четко зафиксированы.
Законы Ману были написаны в период патриархального быта. Существовали огромные семьи, объединявшие под одной кровлей всех нисходящих родственников ее главы. Имущество этой семьи было общим достоянием и управлялось главой семьи. Каждая семья имела в своем владении выделенный общиной земельный участок.
Право собственности возникало при сделках: договоры куп- ли-продажи, дарения, мены, залога. Вещь мог продать только действительный собственник. За незаконное присвоение чужой собственности предусматривался огромный штраф.
Обязательственное право в рассматриваемом кодексе получило тщательную разработку. Прежде всего речь идет о договоре займа. В законах Ману прямо указано, что царь должен заставить должника уплатить долг кредитору, когда последний докажет свое право требования.
Законы знали институт поручительства. Поручитель обязывался выплатить долг из своих средств в случае несостоятельности должника. В случае смерти должника его долг переходил на старшего сына и даже на других родственников умершего.

Непогашение долга приводило к состоянию кабалы, если только должник не был брахманом и не принадлежал к более высокой варне, чем кредитор.
Законы Ману разрешали взимание процентов по займу. Они устанавливались в зависимости от варны и составляли 2% в месяц для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшьи и 5% - для шудры.
В Маурийскую эпоху широко практиковался договор трудового найма. Как правило, наемные лица были шудры, но, вероятно, среди наемных работников были и разорившиеся общинники, ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Наемные работники получали 1/10 выращенного урожая, а занятые в скотоводстве - 1/10 масла сбитого из молока коров, за которыми осуществляли уход.
Законы устанавливают, что неисполнение договора или исполнение не должным образом лишали виновника условленной платы.
Обязательственное право по законам Ману предусматривало общее правило: а) договор, заключенный рабом, пьяным, безумным, малолетним, одряхлевшим, неуполномоченным лицом, недействителен; б) нарушение договора влекло за собой не только гражданско-правовые последствия, но и такие, как изгнание за пределы государства.
Законы предусматривали обязательства, возникающие из деликтов, т.е. причинения вреда лицу или его имуществу (потрава посевов, порча чужих вещей и т.д.)
Бранно-семейные отношения древнеиндийского общества характеризуются господством мужа над женой и детьми. Брак мог быть заключен при достигнутом согласии родителей жениха и невесты. За невесту жених выплачивал родителям выкупную плату. Невеста от своих родителей получала приданое, которое приносилось в семью.
Законы и обычаи требовали незыблемости брачных отношений, но только для жены. Что касается мужа, то закон наделял его правом на развод, оговорив условия: муж обязан был терпеть жену, «которая его ненавидит», в течение года и только по прошествии этого срока он мог ее выгнать, присвоив себе все приданое; «жена, не рождающая детей, может быть изгнана на 8-м году совместной жизни, рождающая мертвых - на десятом году; только девочек - на одиннадцатом, но сварливая - немедленно».
Законодательство способствовало становлению многодетной семьи. Если у супругов не было детей, то предписывалось жене по приказу мужа сожительствовать с деверем (братом мужа) или другим родственником. Допускалось жениться на женщине, имеющей добрачных детей, и закон постановлял, что они должны считаться
детьми мужа. Наследниками отцовского имущества становились сыновья. Им вменялось однако в обязанность выделить определенную долю наследственной массы своим сестрам - девицам. Последние должны были иметь приданое, чтобы выйти замуж. Каждый брат выделял сестрам по "Л своей доли для приданого.
Согласно традиции и законам жена должна была принадлежать к той варне, к которой принадлежал и муж. Мужчины имели право вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей варны было запрещено. В Индии существовал принцип майората, когда старший сын по наследству получал недвижимость (дом, земельный участок). Наследования по завещанию индийское право не знало.
Уголовное право и процесс не были свободны от многих пережитков прошлого - самосуда по отношению к вору, застигнутому на месте преступления, а также талиона (око за око, зуб за зуб).
Следует заметить, что в законах Ману крайне незначительно отражены преступления, направленные против царя и существующего режима.
В числе преступлений против личности указаны убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием. Тяжесть наказания за эти преступления определялась в зависимости от тяжести преступления и социальной принадлежности преступника и потерпевшего.
Уголовная репрессия была направлена против тех, кто посягал на незыблемость и святость варн. О суровости наказаний за незначительное нарушение в этой области можно судить по мерам наказания. Клевета по отношению к людям низших варн наказывалась штрафом, размер которого зависел от социального положения оклеветанного. Шудра, оскорбивший или оклеветавший «дважды рожденного» наказывался отрезанием языка.
Система талиона встречается в ряде статей. «Кто поднимает руку или ногу на высшего по положению, тому следует отрезать руку или ногу» - гласит одна из шлок законов Ману.
Сурово каралось посягательство на частную собственность - повреждение и присвоение чужого имущества. Приводится различие между грабежом (присвоение чужой вещи в присутствии собственника и с применением насилия) и кражей. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно; ночная кража наказывалась посажением на кол. В остальных случаях воровства наказание определялось в виде штрафов, сумма которых зависела от размера похищенного и достигала 11-кратной его стоимости.
В кодексе упоминаются различные преступления против отдельных лиц: убийство, телесные повреждения, оскорбление. За
коны ревностно защищали семейные устои. Разговор с чужой женой в уединенном месте считался серьезным преступлением.
Кастовые различия влияли на размер штрафов.
Наиболее тяжким преступлением в Индии считалось убийство брахмана. Иной была уголовная ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «Нельзя убивать брахмана даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без телесных повреждений».
Карательные меры были весьма разнообразны: смертная казнь, отсечение языка, пальцев рук, клеймение, обращение в рабство и др. На лбу пьяницы выжигали «знак продавца спиртного», а лоб вора украшали изображением собачьей ноги.
В судопроизводстве не было четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Судебные дела возбуждались по заявлениям заинтересованных лиц. Главными средствами установления судебной истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Рассмотрение дела в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. При вынесении приговора или решения суд придерживался формальной оценки доказательств. Суд брал во внимание и выражение лица обвиняемого, его жесты, походку, «звук голоса и цвет лица».
Свидетелями на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. При разногласиях в показаниях или в случаях отсутствия прямых доказательств суд прибегал к ордалию - «божьему суду». «Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода заставляет подняться вверх, и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве».
К обвиняемым применялись пытки: шесть палочных ударов, семь плетей, два подвешивания и вливания воды в нос, прокалывание руки иглой, сжигание сустава пальца и др. От пыток освобождались дети, старики, беременные женщины, а также брахманы независимо от тяжести преступления.
Суд не был отделен от администрации.