Островский большие деньги. Александр Островский.: Бешеные деньги. Отчаянный поступок Надежды Антоновны



Бешеные деньги (пьеса)

Бешеные деньги (ранние названия «Коса - на камень », «Не всё то золото, что блестит ») - комедия в пяти действиях Александра Островского . Автором была окончена в ноябре 1869 года . Напечатана в журнале "Отечественные записки" , №2, 1870 г. Премьера состоялась 16 апреля 1870 года в Александринском театре ; в московском Малом театре - 6 октября того же года.

Глумов, персонаж пьесы «На всякого мудреца довольно простоты » продолжает мечтать о богатой невесте, по-прежнему злоязычен и готов на интриги, стравливая своих знакомых, не брезгуя подбрасывать им анонимные письма, карьера его не состоялась, в финале он уезжает за границу с богатой пожилой барыней в качестве ее личного секретаря и с надеждой вскоре унаследовать состояние своей доверительницы.

Действующие лица

  • Савва Геннадич Васильков , провинциал, лет 35. Говорит слегка на «о», употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: «когда же нет» - вместо «да»; «ни Боже мой» - вместо отрицания, «шабер» - вместо «сосед». Провинциальность заметна и в платье.
  • Иван Петрович Телятев , неслужащий дворянин, лет 40.
  • Григорий Борисович Кучумов , лет 60, важный барин, в отставке с небольшим чином, имеет и по жене и по матери много титулованной родни.
  • Егор Дмитрич Глумов .
  • Надежда Антоновна Чебоксарова , пожилая дама с важными манерами.
  • Лидия Юрьевна , её дочь, 24 лет,
  • Андрей , слуга Чебоксаровых.
  • Григорий , слуга Телятева.
  • Николай , слуга Кучумова.
  • Мальчик из кофейной.
  • Гуляющие.

Критика

В этой пьесе, как и в большинстве своих работ, Островский разрабатывает тему кризиса дворянства. Островский отметил в дворянстве его новое отношение к буржуазии. Оно приспосабливается к новому порядку вещей, некоторые его представители становятся приживальщиками буржуазии, учатся у неё новым методам воровства и грабежа. Самодурство и наглость, уверенность в своём праве на привелигированное положение уступают место хитрости, лицемерию, расчёту.

Большую трезвость и проницательность проявляет Островский и в изображении "дельцов". Отношение его к буржуазии нового типа очень сложно. На первый взгляд может показаться, что Островский на стороне Василькова. "Честный промышленник" Васильков, восстающий против обмана и плутовства, так как в "практический век честным быть не только лучше, но и выгодно", в сравнении с Кучумовым может показаться вполне приемлемым для автора и достойным сочуствия. Но Островский не может принять целиком Василькова. И он не может стать для него носителем положительного начала. Он ясно видит их моральную неполноценность, обращает внимание на внутреннее сродство их с откровенными хищниками. Недаром Лидия Чебоксарова смиренно идёт в "экономки" и на выучку к Василькову. Пьеса кончается торжеством "делового человека". Васильков купил Чебоксарову в тот самый момент, когда следственный пристав стоит за дверью и ждёт результатов "торговли", чтобы приступить к описи имущества Чебоксаровых. Правда, торговля начинается с упрёков со стороны Василькова: "вы не жалели моей простоты, моей доброты сердечной", но суть дела от этого не меняется. Конечно, отнюдь не возмездием за пренебрежение "простотой и добротой сердечной" Василькова определяется идейный смысл комедии "Бешеные деньги". Торжествующий Васильков не стал от этого лучше. "Честность" и жизненные принципы Василькова ("из бюджета не выйду") аморальны. Брак для него - торговая сделка, а любовь - предмет купли-продажи. Лидия Чебоксарова, расценивающая все человеческие чувства на вес золота, является достойным партнёром Василькова в его больших комерческих операциях в Петербурге. Для обоих денежный интерес - единственный движущий мотив их поведения.

Экранизации

  • Бешеные деньги (фильм, 1981) - фильм по пьесе

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бешеные деньги (пьеса)" в других словарях:

    - (пьеса) пьеса А. Н. Островского. Бешеные деньги (фильм, 1981) фильм по пьесе А. Н. Островского. Бешеные деньги (фильм, 1987) американская комедия. Бешеные деньги (фильм, 2006) российская криминальная… … Википедия

    Содержание 1 Экономика 2 Кинематограф 3 Театр 4 Компьютерные игры … Википедия

    Волки и овцы комедийная пьеса в пяти действиях Александра Островского. Пьеса написана в 1875 году, впервые поставлена 8 декабря 1875 года в Александринском театре. 26 декабря того же года состоялась премьера в Москве, в Малом театре. Содержание 1 … Википедия

Александр Николаевич Островский.

Бешеные деньги

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

(вместо пролога)

ЛИЦА:

Савва Геннадич Васильков , провинциал, лет 35. Говорит слегка на «о», употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: «когда же нет» – вместо «да»; «ни Боже мой» – вместо отрицания, «шабер» – вместо «сосед». Провинциальность заметна и в платье.

Иван Петрович Телятев , неслужащий дворянин, лет 40 .

Григорий Борисович Кучумов , лет 60, важный барин, в отставке с небольшим чином, имеет и по жене и по матери много титулованной родни .

Егор Дмитрич Глумов .

Надежда Антоновна Чебоксарова , пожилая дама с важными манерами .

Лидия Юрьевна , ее дочь, 24 лет.

Андрей , слуга Чебоксаровых .

Григорий , слуга Телятева .

Николай , слуга Кучумова .

Мальчик из кофейной .

Гуляющие .

В Петровском парке, в саду Сакса; направо от зрителей ворота в парк, налево кофейная.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Проходят гуляющие, некоторые останавливаются и читают афишу на воротах. Телятев и Васильков выходят из кофейной.

Телятев (что-то жует) . Ну да, ну да. (В сторону.) Когда он отстанет!

Васильков. Я хочу сказать, что она, по своей миловидности, очень привлекательная девица.

Телятев. Вот новость! Какое открытие вы сделали. Кто же этого не знает! (Снимает шляпу и кланяется.) Совершенная правда-с. Чебоксарова хороша – дважды два четыре. Вы еще такой бесспорной истины не знаете ли?

Васильков. Я хотел вам сказать, что она мне очень понравилась.

Телятев. Еще лучше. Да кому же она не нравится! Помилуйте вы меня! И что тут для меня интересного, что она вам нравится? Вы, должно быть, издалека приехали?

Васильков. Да, не близко-таки.

Телятев. Вот бы вы меня удивили, если б сказали, что вы ей понравились. Это была бы штука любопытная. А что она вам нравится, диковины тут нет. Я знаю человек пятнадцать, которые в нее влюблены без памяти, только из взрослых людей, а если считать с гимназистами, так и конца нет. А вы знаете что? Вы попробуйте сами ей понравиться.

Васильков. Да разве ж это так трудно?

Телятев. Ну, да уж я вам скажу.

Васильков. А что ж нужно для того? Какие качества?

Телятев. Такие, каких нет у нас с вами.

Васильков. А позвольте, например?

Телятев. А например: полмиллиона денег или около того.

Васильков. Это ничего…

Телятев. Как ничего! Батюшка вы мой! Да что ж, миллионы-то как грибы растут? Или вы Ротшильдам племянник, тогда и разговаривать нечего.

Васильков. Хотя ни то, ни другое; но нынче такое время, что с большим умом…

Телятев. Вот, видите ли, с умом, да еще с большим. Значит, прежде надо ум иметь. А у нас большие умы так же редки, как и миллионы. Да оставимте лучше об уме говорить; а то кто-нибудь из знакомых услышит, смеяться станут. Умные люди сами по себе, а мы сами по себе. Значит, ум побоку. Ну его! Где его взять, коли Бог не дал!

Васильков. Нет, я не так скоро откажусь от этой способности. Но что же еще нужно, чтобы ей понравиться?

Телятев. Красивый гвардейский мундир, да чин, по крайней мере, полковника, да врожденную светскость, которой уж научиться никак нельзя.

Васильков. Это же очень странно. Неужели никакими другими достоинствами, никакими качествами ума и сердца нельзя покорить эту девушку?

Телятев. Да как же она узнает про ваши качества ума и сердца? Астрономию, что ли, вы напишете да будете читать ей!

Васильков. Жалею, очень жалею, что она так недоступна.

Телятев. Да вам-то что же?

Васильков. Вот, видите ли, я с вами откровенно буду говорить;у меня особого рода дела, и мне именно нужно такую жену, блестящую и с хорошим тоном.

Телятев. Ну, да мало ли что кому нужно! Что вы богаты очень?

Васильков. Нет еще.

Телятев. Значит, надеетесь разбогатеть.

Имя драматурга, члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Николаевича Островского известно всем. Он много потрудился для развития русского национального театра. Его юмор и сатира так отточены, емки и незабвенны, что до сих пор являются актуальными, ставятся на подмостках сцен не только России и стран СНГ, но и во всем мире.

«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание

Вначале автор пьесу «Бешеные деньги» хотел назвать «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», но в итоге остановился на привычном нам названии. В 1969 году произведение было закончено, напечатано в журнале «Отечественные записки», а через год ее поставили в Александрийском театре (в апреле 1970 года) и в Малом театре Москвы. В Малом театре премьера состоялась 6 октября.

Как и во многих пьесах, А. Н. Островский в «Бешеных деньгах» отображает нравы дворянства, развивает тему кризиса многих из них. Его персонажи, уверенные в себе, можно сказать, до наглости, становятся хитрыми, лицемерными и расчетливыми.

Действующие лица комедии:

  • Васильков Савва Геннадич, помещик (делец).
  • Телятев Иван Петрович, дворянин.
  • Кучумов Григорий Борисович, барин.
  • Глумов Егор Дмитриевич.
  • Чебоксарова Надежда Антоновна, пожилая дама.
  • Лидия Юрьевна, ее дочь.
  • Андрей, Григорий, Николай, слуги.

В пьесе «Бешеные деньги» Островский (краткое содержание будет изложено ниже) образ Васильков не до конца раскрыл. С одной стороны он положительный персонаж, любит Лидию, стремится жить правильно, но с другой — слишком деловит, просчитывает каждый свой шаг. У Островского Васильков представлен скорее как автор комично обрисовывает бюджет, из которого тот не хочет выходить.

«Бешеные деньги» (Островский): герои, их взаимодействия

Итак, действие происходит в Москве, в середине 19 века. Провинциал средних лет Васильков Савва Геннадич приезжает в столицу, случайно сталкивается со «светской дамой» Лидией Чебоксаровой и хочет на ней жениться. Васильков - человек решительный, раз задумал что-то, то идет к этой цели, даже если на первый взгляд она кажется недосягаемой.

Его случайный знакомый Теляев Иван Петрович обещает провинциала познакомить с местной красавицей, но в душе вместе со старым приятелем Глумовым, известным пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», решает разыграть будущую невесту Саввы Геннадича.

Матери и дочери Чебоксаровым они представляют Василькова как золотопромышленника из Сибири. Провинциал становится гостем в доме Надежды Антоновны и Лидии Юрьевны, но из-за скромного характера не может найти подход к взбалмошной даме.

Отчаянный поступок Надежды Антоновны

Так заканчивается первое действие пьесы «Бешеные деньги». Островский краткое содержание второго действия начинает с того, что Надежда Антоновна получает письмо от мужа, что они разорены, так как он продал последнее имущество и не знает, как выйти из ситуации. Надежда Антоновна Чебоксарова срочно решает выдать дочь замуж. В качестве «жертвы» Лидия выбирает Теляева, однако пронырливый Иван Петрович быстро смекает что к чему и заявляет, что «брак — это не для него».

Остается лишь «запасной вариант» — Савва Геннадич, мать Лидии быстро сватает за него дочь и через неделю Лидия Юрьевна становится законной женой счастливого Василькова.

«Бешеные деньги» (Островский): анализ комедии

Но тут начинаются неприятности у Василькова, благодаря ему Чебоксаровы продолжают жить на широкую ногу, не задумываясь о долгах, которых скопилось уже порядка трехсот тысяч, а покрыть их должен не кто иной, как Васильков.

Попав в трудное положение, Савва Геннадич соглашается выполнить просьбу жены, но лишь с тем условием, что она переедет в другую, скромную квартиру и станет жить по средствам. Вначале это возмущает гордую Лидию Юрьевну, но она вынужденно соглашается на этот шаг.

«Бешеные деньги» Островский (краткое содержание произведения проходят в средних школах) и другие пьесы писал под влиянием творчества Александра Сергеевича Пушкина. Читая великого русского поэта, как говорил Александр Николаевич, становится ясно, что заслуга Пушкина в том, что через него умнеет все, что может поумнеть. Поэтому в пьесах Островский бывает беспощадным к своим героям.

Подлость Глумова (фамилия говорит сама за себя), Кучумова, Телятева и Чебоксаровых не имеет предела. Согласившись на предложение мужа, Лидия Юрьевна продолжает флиртовать со своими бывшими поклонниками. Кучумов, не имеющий гроша за душой, пытается пустить пыль в глаза Лидии и, воспользовавшись ее положением, обещает огромную сумму денег в обмен на ее любовь. Привыкшая к роскоши, хищная Лидия Чебоксарова соглашается и становится жертвой Кучумова. Васильков, застукав жену с другим мужчиной, разрывает с ней и ее матерью всякое общение.

Обманутые мечты

Вначале женщины даже радуются этому, но время идет, а обещанных денег нет и нет. Кучумов приходит к ним в гости каждый день, но о своем обещании молчит, наконец Телятев открывает ей глаза, сказав, что Григорий Борисович разорен, как, впрочем, и он сам. В отчаянии Лидия посылает мать за Васильковым, чтобы сказать, что она умирает и хочет его видеть.

Савва Геннадич приходит, но на предложение жить вместе отвечает отказом. Желая проучить ее, он предлагает ей стать ключицей в доме его матери взамен на обещание погасить долги, а потом, если «испытательный срок» она выдержит с честью, забрать с собой в Петербург. На это пойти Лидия не может, но, подумав, решает встать на путь исправления.

Заключение

Зачастую в школах предлагают написать сочинение следующего содержания: «Бешеные деньги» (Островский). Тема отношений Лидии Чебоксаровой и Саввы Василькова», но это касается скорее школьников, выбравших гуманитарный профиль обучения. Любовь у них, конечно же, односторонняя, причем любит, как может, лишь Васильков, а Лидия Юрьевна пользуется этим. В конце пьесы все как-то меняется, Васильков уже не вызывает сочувствия, особенно после его вечно повторяющегося слова «бюджет». Читатель сочувствует скорее Лидии, которая наконец становится разумной и даже готова «проплакать» свою молодость и готовится к труду.

Сам А. Н. Островский всю жизнь которая отвергала его чувства, прикрываясь мужем, но и овдовев, она не отвечала взаимностью драматургу. Связавшись с сыном богатого купца, она написала Островскому, что не хочет отнимать его любви ни у кого. Через некоторое время драматург женился на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой и у них родились четыре сына и две дочери.

Ф рагмент статьи Константина Фрумкина «Террор и насилие в зеркале искусства», опубликованной в журнале «Знамя» (2002 г.):

<...> «В русской литературе есть два известных произведения, крайне сходных по своей композиции и имеющих прямое отношение к нашей теме. Это пьесы А. Островского «Бешеные деньги» и М. Горького «Васса Железнова». В обоих произведениях моделируется сходная ситуация – противостояние способного к созиданию одиночки всеобщему хаосу. <...>

Васильков, главный герой «Бешеных денег», со своим рационализмом и практичностью выглядит белой вороной на фоне других персонажей пьесы – патологических мотов и бездельников. Это разделение имеет у Островского и географическое измерение: главный герой «Бешеных денег» – провинциал среди москвичей, «говорит, как матрос волжского пароходства», то есть окает, в то время как Москва акает.

Больше всего хлопот Василькову доставляют его жена и теща (Лидия и Чебоксарова), для которых тратить деньги так же необходимо, как порция зелья для наркомана, которые тратят вопреки всякому расчету и во вред себе. Жена сбегает от Василькова, ибо он не дает ей расходовать деньги безрассудно и неограниченно. Но затем, дойдя чуть ли не до долговой тюрьмы, женщины вынуждены отдаться на милость Василькова, и тот собирается взять их, что называется, «в оборот». <...>

В «Бешеных деньгах» фигурирует разорившийся аристократ Кучумов, который «забыл, что его состояние давно прожито», и поэтому обещает всем несуществующие тысячи. Есть еще Телятев, живущий роскошно, но в долг. Он советует Василькову, как взять много денег взаймы, а на его вопрос, как отдавать, отвечает: «Это дело предоставьте кредиторам». Когда Васильков выражает недоумение, Телятев замечает: «Вы еще молоды, дойдете и до наших расчетов». <...>

Московские представления о богатстве резюмируются тещей Василькова Чебоксаровой: «Состояние можно только получить по наследству, да еще при большом счастье выиграть в карты». На что Васильков мизантропически замечает: «Нет, есть еще средство: ограбить кого-нибудь». <...>

В самом конце пьесы Васильков произносит странную фразу: «Бюджета только бешеные деньги не знают». В контексте пьесы, да к тому же учитывая, что эта реплика финальная, несомненно, что перед нами не финансовая мудрость, а нравоучение. Обычно «бешеными» называют просто очень большие деньги, но из содержания пьесы видно, что в данном случае имеется в виду смысл, более близкий к первоначальному, психиатрическому значению слова. <...>

Бешеные деньги – это деньги взбесившиеся, потерявшие вменяемость, забывшие, кто их отец (труд, производство), и поскакавшие по дорогам хаотического перераспределения; это деньги, полученные внезапно – по наследству, от карточной игры или грабежа. Они легко достаются и так же легко растрачиваются». <...>

Александр Николаевич Островский.

Бешеные деньги

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

(вместо пролога)

Савва Геннадич Васильков , провинциал, лет 35. Говорит слегка на «о», употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: «когда же нет» – вместо «да»; «ни Боже мой» – вместо отрицания, «шабер» – вместо «сосед». Провинциальность заметна и в платье.

Иван Петрович Телятев , неслужащий дворянин, лет 40 .

Григорий Борисович Кучумов , лет 60, важный барин, в отставке с небольшим чином, имеет и по жене и по матери много титулованной родни .

Егор Дмитрич Глумов .

Надежда Антоновна Чебоксарова , пожилая дама с важными манерами .

Лидия Юрьевна , ее дочь, 24 лет.

Андрей , слуга Чебоксаровых .

Григорий , слуга Телятева .

Николай , слуга Кучумова .

Мальчик из кофейной .

Гуляющие .

В Петровском парке, в саду Сакса; направо от зрителей ворота в парк, налево кофейная.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Проходят гуляющие, некоторые останавливаются и читают афишу на воротах. Телятев и Васильков выходят из кофейной.

Телятев (что-то жует) . Ну да, ну да. (В сторону.) Когда он отстанет!

Васильков. Я хочу сказать, что она, по своей миловидности, очень привлекательная девица.

Телятев. Вот новость! Какое открытие вы сделали. Кто же этого не знает! (Снимает шляпу и кланяется.) Совершенная правда-с. Чебоксарова хороша – дважды два четыре. Вы еще такой бесспорной истины не знаете ли?

Васильков. Я хотел вам сказать, что она мне очень понравилась.

Телятев. Еще лучше. Да кому же она не нравится! Помилуйте вы меня! И что тут для меня интересного, что она вам нравится? Вы, должно быть, издалека приехали?

Васильков. Да, не близко-таки.

Телятев. Вот бы вы меня удивили, если б сказали, что вы ей понравились. Это была бы штука любопытная. А что она вам нравится, диковины тут нет. Я знаю человек пятнадцать, которые в нее влюблены без памяти, только из взрослых людей, а если считать с гимназистами, так и конца нет. А вы знаете что? Вы попробуйте сами ей понравиться.

Васильков. Да разве ж это так трудно?

Телятев. Ну, да уж я вам скажу.

Васильков. А что ж нужно для того? Какие качества?

Телятев. Такие, каких нет у нас с вами.

Васильков. А позвольте, например?

Телятев. А например: полмиллиона денег или около того.

Васильков. Это ничего…

Телятев. Как ничего! Батюшка вы мой! Да что ж, миллионы-то как грибы растут? Или вы Ротшильдам племянник, тогда и разговаривать нечего.

Васильков. Хотя ни то, ни другое; но нынче такое время, что с большим умом…

Телятев. Вот, видите ли, с умом, да еще с большим. Значит, прежде надо ум иметь. А у нас большие умы так же редки, как и миллионы. Да оставимте лучше об уме говорить; а то кто-нибудь из знакомых услышит, смеяться станут. Умные люди сами по себе, а мы сами по себе. Значит, ум побоку. Ну его! Где его взять, коли Бог не дал!

Васильков. Нет, я не так скоро откажусь от этой способности. Но что же еще нужно, чтобы ей понравиться?

Телятев. Красивый гвардейский мундир, да чин, по крайней мере, полковника, да врожденную светскость, которой уж научиться никак нельзя.

Васильков. Это же очень странно. Неужели никакими другими достоинствами, никакими качествами ума и сердца нельзя покорить эту девушку?

Телятев. Да как же она узнает про ваши качества ума и сердца? Астрономию, что ли, вы напишете да будете читать ей!

Васильков. Жалею, очень жалею, что она так недоступна.

Телятев. Да вам-то что же?

Васильков. Вот, видите ли, я с вами откровенно буду говорить;у меня особого рода дела, и мне именно нужно такую жену, блестящую и с хорошим тоном.

Телятев. Ну, да мало ли что кому нужно! Что вы богаты очень?

Васильков. Нет еще.

Телятев. Значит, надеетесь разбогатеть.

Васильков. В настоящее время…

Телятев. Да что вы все с настоящим временем?

Васильков. Потому более, что именно в настоящее время разбогатеть очень возможно.

Телятев. Ну, это кому как бог даст. Это еще буки. А в настоящее-то время вы имеете что-нибудь верное? Скажите! Я вас не ограблю.

Васильков. Я вполне уверен, что не ограбите. Верного я имею, без всякого риску, три лесные дачи при моем имении, что может составить тысяч пятьдесят.

Телятев. Это хорошо, пятьдесят тысяч деньги; с ними в Москве можно иметь на сто тысяч кредита; вот вам и полтораста тысяч. С такими деньгами можно довольно долго жить с приятностями.

Васильков. Но ведь надо же будет платить наконец.

Телятев. А вам-то какая печаль! Что вы уж очень заботливы! Вот охота лишнюю думу в голове иметь! Это дело предоставьте кредиторам, пусть думают и получают, как хотят. Что вам в чужое дело мешаться: наше дело уметь занять, их дело уметь получить.

Васильков. Не знаю, таких операций не производил; наши операции имеют совсем другие основания и расчеты.

Телятев. Вы еще молоды, дойдете и до наших расчетов.

Васильков. Не спорю. Но позвольте просить вас познакомить меня с Чебоксаровыми. Хотя я имею мало вероятности понравиться, но надежда, знаете ли, никогда не покидает человека. Я как увидал ее с неделю тому назад, все о ней и мечтаю. Я узнал, где они живут, и в том же доме квартиру нанял, чтобы видеть ее почаще. Стыдно деловому человеку увлекаться, но что делать, я в любви еще юноша. Познакомьте, прошу вас.

Телятев. Извольте, с удовольствием.

Васильков (крепко жмет ему руку) . Если я вам могу быть чем-нибудь полезен…

Телятев. Бутылку шампанского, я других взяток не беру. Будет бутылка?

Васильков. Когда же нет! Во всякое время и сколько вам угодно. (Крепко жмет Телятеву руку.) Я, право, так вам благодарен.

Телятев. Да позвольте, позвольте руку-то! Это черт знает что!

Васильков (оглядывается, не выпуская руки Телятева) . Кажется, они?

Телятев. Они, они.

Васильков. Пойду поближе, полюбоваться. Право, я такой чувствительный!… Вам, может быть, смешно.

Телятев. Да вы руку-то…

Васильков. Извините! Я надеюсь вас найти на этом месте.

Телятев. Надейтесь.

Васильков поспешно уходит. Входит Глумов.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Телятев и Глумов.

Глумов. Что за шут гороховый с тобой разговаривал?

Телятев. Это мне бог на шапку послал за мою простоту.

Глумов. Что ж тебе за барыш?

Телятев. Шампанским поит.

Глумов. А! Это недурно.

Телятев. Я вот погляжу, погляжу на него, да должно быть, денег у него займу.

Глумов. Это еще лучше, коли даст, разумеется.

Телятев. Думаю, что даст; я ему нужен.

Глумов. Перестань, сделай милость! Кому и для чего ты можешь быть нужен!

Телятев. А вот слушай.

Глумов. Слушаю.

Телятев. Я увидал его в первый раз здесь, в парке, с неделю тому назад. Иду я по той аллее и издали вижу: стоит человек, разиня рот и вытаращив глаза; шляпа на затылке. Меня взяло любопытство, на что он так удивляется. Слона не водят, петухи не дерутся. Гляжу, и что ж бы ты думал, на кого он так уставился? Угадай!

Глумов. На кого? Не знаю. Какое диво в парке может быть?

Телятев. На Чебоксарову.

Глумов. У него губа-то не дура.