Пять самых скорострельных пушек Василия Грязева. Свинцовый ураган. Пять самых скорострельных пушек Василия Грязева Гш 30 6 в действие

МОСКВА, 4 мар — РИА Новости, Андрей Коц. Этого человека называют отцом российской скорострельной артиллерии. Созданное им оружие уже много десятилетий применяется в конфликтах по всему миру — на море и суше, в воздухе. И достойная альтернатива, которая заменит проверенное временем безотказное "железо", появится еще не скоро. Девяносто лет назад, 4 марта 1928 года, родился советский и российский конструктор артиллерийского и стрелкового вооружения Василий Грязев, много лет возглавлявший знаменитое Тульское КБ приборостроения. РИА Новости публикует подборку лучших пушек, разработанных Грязевым в соавторстве с коллегой Аркадием Шипуновым.

ГШ-30-1

Авиационная пушка ГШ-30-1 — основной "аргумент" российских военных самолетов в маневренном ближнем бою. Ею вооружены всемирно известные истребители МиГ-29, МиГ-35, Су-27, Су-30, Су-33, Су-35 и фронтовые бомбардировщики Су-34. Модернизированную версию этого орудия получит и первая российская машина пятого поколения Су-57. ГШ-30-1 была принята на вооружение в начале 1980-х и до сих пор остается одной из лучших.

Как следует из названия, калибр орудия — 30 миллиметров. Штатный боекомплект — 150 осколочно-фугасно-зажигательных и бронебойно-трассирующих снарядов. Этого хватает, чтобы "срезать" любую воздушную цель короткой очередью. Если же летчик даст длинную, боекомплект закончится всего за шесть секунд. ГШ-30-1 считается самой легкой (всего 44 килограмма) и самой скорострельной из аналогичных систем в мире. Кроме того, это первая отечественная авиапушка с жидкостным охлаждением, что практически исключает вероятность перегрева ствола.

ГШ-23

Двуствольную авиационную пушку ГШ-23 приняли на вооружение в 1965 году в качестве скорострельного артиллерийского орудия для огромного семейства летательных аппаратов. В разные годы ею вооружали истребители МиГ-21, МиГ-23, Як-28, Як-130, Су-15, Су-17; вертолеты Ка-25, Ка-29, Ми-24ВМ, Ми-35М; тяжелые транспортные самолеты Ил-76М, Ту-22М, Ту-95МС. Для последних машин эта пушка до сих пор — главное средство обороны в ближнем бою. ГШ-23 размещается в специальной кормовой установке, позволяет бортовому стрелку контролировать заднюю полусферу и "гонять" трассерами истребители противника, если им вздумается пристроиться в хвост самолету.

Конструктивно ГШ-23 выполнена по схеме Гаста. Говоря простым языком, два ствола соединены специальной шестерней и перезаряжают друг друга импульсом отдачи. Такое решение позволило значительно повысить скорострельность по сравнению с одноствольным вариантом — до 3400 выстрелов в минуту против 1800. Максимальный боекомплект пушки составляет до 2500 снарядов калибра 23 миллиметра.

ГШ-6-30К

Шестиствольная зенитная автоматическая пушка ГШ-6-30К калибра 30 миллиметров — настоящее чудовище, способное выпустить по цели до пяти тысяч снарядов в минуту. Это орудие входит в корабельный артиллерийский комплекс АК-630, составляющий основу противовоздушной обороны ближнего действия большинства российских надводных боевых кораблей — от минных тральщиков до тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

Основные цели скорострельной установки — низколетящие самолеты, вертолеты и крылатые ракеты противника, прорвавшиеся через ракетный зенитный заслон. Пушка автоматически наводится на источник угрозы, берет упреждение и дает мощную очередь 30-миллиметровыми боеприпасами. Пройти невредимым через такой ураган чрезвычайно сложно. Кроме того, АК-630 может использоваться как эффективное средство борьбы с небольшими кораблями противника. Недаром за огромную огневую мощь и скорострельность моряки прозвали ее "металлорезкой".

2А38

Скорострельные зенитные автоматы 2А38 калибра 30 миллиметров были разработаны в начале 80-х эксклюзивно для зенитных ракетно-пушечных комплексов "Тунгуска". Каждый ЗРПК вооружен двумя орудиями этого типа. Работая в унисон, эти автоматы выдают рекордные для сухопутной техники 5000 выстрелов в минуту и способны буквально разрезать летательные аппараты на части. Кроме того, за счет стабилизации орудий удалось достичь высокой точности наведения даже при стрельбе на ходу.

Модифицированные автоматы 2А38М актуальны и сегодня. Ими вооружены самые современные российские комплексы ПВО ближней дальности — ЗРПК "Панцирь-С". Благодаря сложной электронной начинке комплекса орудия наводятся на цель без участия человека. Ему остается только нажать на кнопку — автоматика все сделает самостоятельно.

2А42

Автоматическая пушка 2А42, принятая на вооружение в 1980 году, до сих пор остается одним из самых универсальных орудий российской оборонки. Эту пушку активно используют и в армии, и в авиации. Ею вооружены боевые машины пехоты БМП-2, боевые машины десанта БМД-2 и БМД-3, ударные вертолеты Ка-52 и Ми-28. В перспективе модернизированной версией 2А42 будут оснащаться новейшие российские боевые машины: БМП на базе платформы "Курганец-25" и тяжелые БМП Т-15 на шасси "Армата".

Отличительная черта 2А42 — высочайшая надежность. После отстрела полного боекомплекта (500 30-миллиметровых снарядов) орудие даже не нуждается в промежуточном охлаждении. Пушка позволяет поражать большинство типов воздушных и наземных легкобронированных целей на дистанциях до четырех километров со скорострельностью 200-300 или 500 выстрелов в минуту.

Универсальный пушечный контейнер УПК-23/250 (УПК-23-250) представляет из себя гондолу со встроенной в нее двухствольной 23мм скорострельной пушкой ГШ-23 (ГШ-23Л, ГШ-23М) конструкции Грязева-Шипунова УПК-23-250 подвешивается на стандартные подкрыльевые точки подвески вооружений вертолета. Предназначен для комплектования объектов типа: 28, ВМ, 48, 82, 94, 24Б, 24БН, 32, 24, 23, 11, С-22, Т-43, С-32МК, т-58, С32М2К, С52К, С52УК, 242, 243, 246, 249, 80Т, 80МТ, 502, 72П.

Устанавливается на вертолеты: Ми-24, Ми-8, Ми-28 (и их модификации), Ка-50, Ка-52 и т.д. Вообщем практически на любой Российский вертолет с подкрыльевами пилонами для подвески вооружений. Предназначен для решения обширного круга задач: уничтожение легко и среднебронированных наземных целей, уничтожение медленнолетящих воздушных целей, уничтожение живой силы противника и т.д. Вообщем выполняет почти те же задачи что и бортовые вертолетные пулеметы и пушки и служит для усиления огневой мощи вертолета. Вес гондолы с пушками и с полным боекомплектом около 300-310 кг. Скорострельность пушки ГШ-23 около 3000 выстрелов в минуту при скорости снаряда в 690-700 метров в секунду...Дальность стрельбы при этом достигает 3000 метров! Боезапас одного контейнера равен 250 снарядов, именно поэтому контейнер называется УПК-23-250. Боезапас четырех контейнеров (макс, боезапас Ми-28) соответственно равен 1000 снарядов. Является хорошим средством для контактного воздушного боя

Тактико-технические характеристики УПК-23-250

Пушка ГШ-23Л

Разработка спаренной 23-мм пушки АО-9 началась НИИ-61 в 1955 году под руководством главного конструктора В.П.Грязева и начальника отдела А.Г.Шипунова. Пушка разрабатывалась под патрон АМ-23. По сути это были две пушки, объединённые в один блок и имеющие связанный механизм автоматики. Накат одной пушки осуществлялся за счёт энергии пороховых газов при откате второй, что позволило отказаться от накатников и возвратных пружин и снизить массу конструкции. Наличие двух стволов позволило увеличить их живучесть при общем высоком темпе стрельбы (в 2 раза выше, чем у АМ-23). Для увеличения живучести был применён безударный механизм плавного досылания патронов в патронники. На первом опытном образце пушки была принята движковая схема механизма подачи ленты, но онаоказалась неудачной. На втором образце уже был использован звёзчатый привод.

С 1957 года доработкой пушки занималось ОКБ-575, но заводские испытания прошли в НИИ-61. Государственные наземные испытания завершились в конце 1958 года. В июне 1959 года прошли лётные испытания, после чего было принято решение о запуске пушки в серийное производство на заводе им. Дегтярёва под обозначением ГШ-23. Первые серийные образцы показали низкую живучесть, что потребовало провести ряд доработок конструкции. Официально принята на вооужение в 1965 году.

Работа автоматики основана на использовании энергии пороховых газов, которые подаются поочерёдно то от одного ствола, то от другого. Питание пушки -ленточное (предусмотрено как левое, так и правое питание). Подача патронов в оба ствола осуществляется общим механизмом из одной ленты. Каждый ствол имеет свои узлы снижения патрона из ленты в патронник, его досылания, запирания и экстракции ленты. Механизмы одного ствола кинематически связаны с механизмами второго с помощью рычагов-корамысел, чередуя работу узлов и подачу между двумя блоками: запирание одного ствола приходится на отпирание другого, выброс гильзы - на досылание патрона в соседнем.

Управление стрельбой дистанционное, электрическое постоянного тока (27 В).

Для стрельбы из пушки ГШ-23 используются 23-мм патроны с осколочно-фугасными, бронебойно-разрывными и бронебойно-зажигательными снарядами. Порох патрона воспламеняется электрокапсюлем.

Пушка может применяться в подвесных контейнерах ГП-9, СППУ-22, УПК-23-250.

Пушка ГШ-23Л выпускается в трех исполнениях

  • 9-А-472.00-01 - с горизонтальным расположением локализатора;
  • 9-А-472.00-02 - с вертикальным расположением выхлопных окон локализатора;
  • 9-А-472.00-03 - с расположением выхлопных окон локализатора под углом 45°

Подвеска для УПК 23-250

В зависимости от типа подвески контейнер подразделяется на 6 типов:

  • 9-А-681,
  • 9-А-681-01,
  • 9-А-681-02,
  • 9-А-681-03,
  • 9-А-681-04,
  • 9-А-681-05

23-мм авиационная двухствольная пушка ГШ-23.

Разработчик: НИИ-61, В.Грязев и А.Шипунов
Страна: СССР
Испытания: 1959 г.
Принятие на вооружение: 1965 г.

ГШ-23 (ТКБ-613) — двуствольная авиационная пушка, предназначенная для оснащения подвижных и неподвижных пушечных установок самолетов и вертолётов. Дальность эффективной стрельбы ГШ-23 составляет 2 км. Первым самолетом, на котором была использована пушка, стал МиГ-21ПФС (ПФМ) . ГШ-23Л размещалась в контейнере ГП-9 в центре под фюзеляжем, боекомплект 200 патронов. Кроме стационарного размещения, пушка используется в подвесном контейнере УПК-23-250, СППУ-22, СНПУ, ВСПУ-36.

Пушка разработана в ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула) и поступила на вооружение в 1965 году. Производством пушки ГШ-23 занимается ОАО «Завод имени В.А.Дегтярева» (г. Ковров).

Конструктивно ГШ-23 выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста.

Пушка ГШ-23 была разработана под руководством главного конструктора В.Грязева и начальника отдела А.Шипунова под патроны к пушке АМ-23 калибра 23 х 115 мм.

Первый макетный образец пушки был собран в НИИ-61 в конце 1954 года. После множества технологических и конструктивных изменений (только ударно-спусковой механизм пушки менялся радикально пять раз) и кропотливой пятилетней доработки ГШ-23, в 1959 году было принято решение о ее запуске в производство. Первые серийные образцы пушки показали низкую живучесть, что потребовало провести ряд доработок конструкции. Официально ГШ-23 принята на вооружение в 1965 году.

В этой пушке в одном кожухе устанавливались два ствола и размещались механизмы, обеспечивающие поочередное их заряжание. Автоматика оружия приводилась в движение газоотводным двигателем, в который пороховые газы поступали при выстрелах то из одного, то из другого ствола. Общий агрегат производил подачу патронов из одной патронной ленты. Вместо популярных ранее реечных систем подачи в устройстве ГШ-23 применили шестеренчатый привод со звездочкой, протаскивающей патронную ленту. Каждый ствол имел свои узлы снижения патрона из ленты в патронник, его досылания, запирания и экстракции гильзы. Механизмы одного ствола были кинематически связаны с механизмами другого ствола с помощью рычагов-коромысел, чередуя работу узлов и подачу между двумя блоками: запирание ствола одного приходилось на отпирание другого, выброс гильзы – на досылание патрона в соседнем.

Такая схема позволила несколько упростить кинематику, поскольку ползуны при откате и накате двигались линейно, только вперед и назад, а их перемещение осуществлялось принудительно воздействием газовых поршней, без каких-либо возвратных пружин, в отличие от того же автомата Калашникова. Благодаря этому удалось добиться хорошей динамической уравновешенности автоматики в направлении отката и реализовать высокую надежность работы системы.

Еще одним новшеством стало внедрение пиротехнической перезарядки пушки вместо привычной пневмо-перезарядки, передергивавшей затвор подачей сжатого воздуха в случае осечки, задержки или других отказов. Воздух высокого давления выступал при этом в роли «штатных» пороховых газов в пушках с газоотводом либо подавался в специальный механизм перезарядки в системах с откатом ствола, обеспечивая действие кинематики.

По сути, ГШ-23 представляла собой две пушки, объединенные в один блок и имевшие связанный механизм автоматики, где «половинки» работают друг на друга, выполняя накат затвора одной из них за счет энергии пороховых газов при откате соседней. Такое соединение позволило получить выигрыш в весе и габаритах оружия по сравнению с двумя несвязанными пушками, так как ряд узлов и механизмов являлись общими для обоих стволов, входящих в систему. Общими были кожух (ствольная коробка), подающий и стреляющий механизм, электроспуск, амортизатор и механизм перезаряжания. Наличие двух стволов решило проблему их живучести при достаточно высоком общем темпе стрельбы, поскольку интенсивность стрельбы из каждого ствола уменьшалась вдвое и, следовательно, снижался износ стволов.

Особенности и достоинства двуствольной схемы автоматического оружия в сочетании с безударным досыланием патрона позволили увеличить темп стрельбы пушки ГШ-23 по сравнению с АМ-23 при незначительном увеличении веса оружия (всего на 3 кг). Достигнутый темп стрельбы в 3200-3400 выстр./мин существенно превышал возможности прежних систем. Благодаря новым конструкционным материалам и рациональным решениям в устройстве агрегатов удалось улучшить также эксплуатационные свойства системы, упростив работу с вооружением: если переборку и чистку с полной разборкой пушек НР-30 требовалось производить после каждых 500 выстрелов, то регламентом технического обслуживания для ГШ-23 позволялось выполнять эти процедуры после настрела в 2000 выстрелов. После 500-600 выстрелов пушку ГШ-23 разрешалось не разбирать для обслуживания, а ограничиваться только промывкой и смазкой отдельных деталей – газовых поршней, стволов и приемника. Звенья патронной ленты ГШ-23, усиленные по сравнению с применявшимися на АМ-23, допускали их использование до пяти раз подряд.

ГШ-23 последний комплекс из ряда (А-12,7 ; ЯкБ-12,7 ; ГШ-30-2 ; ГШ-23) стрелкового вооружения установленного на Ми-24 и продолжатель эволюции ряда стрелковых комплексов устанавливаемых на этот штурмовой вертолет. С введением ГШ-23 боевая эффективность стрелкового оружия на Ми-24ВМ стала на порядок выше чем у Ми-24П с 30-мм пушкой ГШ-30.

Помимо России и стран СНГ, пушка эксплуатируется в Афганистане, Алжире, Бангладеш, Болгарии, Кубе, Чехии, Эфиопии, Гане, Венгрии, Нигерии, Польше, Румынии, Сирии, Таиланде, Вьетнаме, Сербии, Черногории, Бразилии.

Модификации:

ГШ-23 — базовая модификация.
ГШ-23Л — с локализаторами, которые служат для направленного отвода пороховых газов и уменьшения усилия отдачи. Длина увеличена до 1537 мм.
ГШ-23В — с водяным олаждением.
ГШ-23М — с увеличенным темпом стрельбы и без локализатора.

Носители:

ГШ-23 — МиГ-21 (начиная с модификации МиГ-21ПФМ), Ан-2А, Ил-76 , Ка-25Ф , Як-28 .
ГШ-23В — Ми-24ВМ (с установкой НППУ-24).
ГШ-23Л — Ан-72П , Ил-102 , L-39Z , Ми-24ВП , МиГ-23 , Ту-22М , Ту-95МС , Ту-142М3 .

Технические характеристики:

Тип: ГШ-23 / ГШ-23Л
Калибр, мм: 23 / 23
Длина пушки, мм: 1387 / 1537
Ширина пушки, мм: 165 / 165
Высота пушки, мм: 168 / 168
Длина ствола (стволов), мм: 1000 / 1000
Вес пушки без магазина, кг: 50,5 / 51
Вес снаряда, кг: 173 / 173
Темп стрельбы, выстр./мин: 3000-3400 / 3200
Начальная скорость снаряда, м/сек: 715 / 715
Длина непрерывной очереди, выстр: 200 / 200
Боекомплект, снарядов: 250 / 450.

Авиационная пушка ГШ-23.

«Чуть опускаешь нос машины, аккуратно доворачиваешь на цель так, чтобы она легко ловилась в марку прицела. Нажимаешь на гашетку на долю секунды и возникает такое ощущение, будто самолет трясет гигант, но хорошо видно, как к земле летит огненный смерч. В этот момент находящемуся там врагу, хоть и условному, не позавидуешь », – поделился своими впечатлениями от применения шестиствольной авиационной пушки ГШ-6-23 летчик отечественных ВВС.

ГШ-6-23М калибра 23 мм со скорострельностью 10 000 выстр/мин была разработана двумя великими отечественными конструкторами-оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым еще в начале 70-х. С момента принятия «шестиствольной ГШ» на вооружение в 1974 году ее носителями стали легендарные Су-24 и не менее известные сверхзвуковые тяжелые перехватчики Миг-31.

От «картечницы» до «Вулкана»

В середине 50-х годов, когда на вооружение истребителей начали поступать первые самонаводящиеся ракеты, такие как американская AIM-9 «Сайдвиндер», авиационные эксперты заговорили о том, что от пулеметов и пушек на боевых самолетах в ближайшем времени придется отказаться.

Во многом такие выводы основывались на опыте прошедшей корейской войны, где впервые массово сражались реактивные истребители. С одной стороны это были советские МиГ-15, с другой – американские F-86 «Сейбр», F9F «Пантера» и т. д. МиГам, вооруженным тремя пушками, зачастую не хватало скорострельности, а «Сейбрам» – дальности стрельбы, иногда еще и могущества шести 12,7-мм пулеметов, которыми они располагали.

Примечательно, что новейший по тем временам американский палубный истребитель F-4В «Фантом-2» имел только ракетное вооружение, в том числе сверхсовременные AIM-7 «Спэрроу» среднего радиуса действия. На адаптированные для нужд ВВС США F-4C пушки также не устанавливались. Правда, во Вьетнаме «Фантомам» первоначально противостояли имевшие только пушечное вооружение советские МиГ-17, на которых вьетнамские пилоты стремились вести ближний воздушный бой, чтобы не попасть под удар управляемых ракет.

В «собачьих схватках», как на западном авиационном сленге называются такие бои, американским асам не всегда помогали и считавшиеся на то время лучшими ракеты AIM-9 ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения. Поэтому командованию военно-воздушных сил, а также авиации ВМС и Корпуса морской пехоты пришлось срочно разрабатывать новые тактические приемы борьбы с вьетнамскими истребителями, прежде всего, довооружить «Фантомы» подвесными пушечными контейнерами с 20-мм шестиствольными авиационными пушками М61 «Вулкан». А вскоре в ВВС США поступил истребитель F-4E. Одним из основных отличий новой модели стал штатно установленный в носовой части шестиствольный «Вулкан».

В ряде недавно опубликованных исследований, посвященных воздушной войне во Вьетнаме, утверждается, что решение вооружить «Фантом-2» пушечной установкой вызвано не необходимостью борьбы с вьетнамскими МиГами, а желанием сделать истребитель более приспособленным для ударов по наземным целям.

Для беспристрастной оценки стоит обратиться к цифрам. По данным Пентагона, за все время войны в Юго-Восточной Азии пушечным вооружением американских истребителей было сбито от 39 до 45 вьетнамских истребителей, включая сверхзвуковые МиГ-19 и МиГ-21. А всего, по подсчетам американских военных историков, Северный Вьетнам потерял 131 МиГ, так что на авиационные пушки приходится 35–40 % от общего количества машин, сбитых летчиками США.

Как бы там ни было, именно с появления в строю F-4E «Фантом-2» пушечное вооружение, отвергнутое в конце 50-х, начало возвращаться в арсенал истребителей, истребителей-бомбардировщиков, разведчиков и других машин.

Одной из самых массовых в арсенале западных ВВС стала уже упомянутая М61 «Вулкан». Примечательно, что американский истребитель пятого поколения F-22 «Лайтнинг» также вооружен этой шестиствольной пушкой, хотя и специально модернизированной.

Разработавшая и выпускающая «Вулкан» американская фирма «Дженерал электрик» до этого никогда не занималась образцами стрелкового оружия. Более того, основным направлением деятельности компании всегда было электрическое оборудование. Но сразу после Второй мировой войны американские ВВС открыли перспективную тему по созданию авиационных пушек и пулеметов, скорострельность которых должна была составлять не менее 4000 выстр/мин, при этом от образцов требовались достаточная дальнобойность и высокая кучность при ударах по воздушным целям.

В традиционных схемах стрелкового оружия реализовать такие запросы заказчика было достаточно проблематично. Здесь приходилось выбирать: либо высокая точность, дальность стрельбы и кучность, либо скорострельность. Как один из вариантов решения разработчики предложили адаптировать под современные требования так называемую картечницу Гатлинга, использовавшуюся в США еще во время их Гражданской войны. В основе этой конструкции лежала разработанная доктором Ричардом Гатлингом аж в 1862 году схема 10-ствольного вращающегося блока.

Как ни удивительно, несмотря на участие в конкурсе именитых разработчиков и производителей вооружений, победа досталась «Дженерал электрик». При реализации схемы Гатлинга стало понятно, что самая важная часть новой установки – внешний электрический привод, вращающий блок стволов, а с его разработкой, имея богатый опыт, «Дженерал электрик» справилась лучше своих конкурентов.

В июне 1946 года фирма, защитив проект перед специальной комиссией ВВС США, получила контракт на реализацию своей схемы в «железе». Это был уже второй этап создания новых авиационных стрелковых систем, где также должны были принять участие фирмы «Кольт» и «Браунинг».

В ходе исследований, испытаний и опытно-конструкторских работ фирме пришлось поэкспериментировать с количеством стволов (в разное время оно варьировалось от 10 до 6), а также с калибрами (15,4 мм, 20 мм и 27 мм). В результате военным была предложена шестиствольная авиационная пушка калибра 20 мм, с максимальной скорострельностью 6000 выст/мин, выпускающая 110-граммовые снаряды со скоростью свыше 1030 м/с.

Ряд западных исследователей утверждают, что выбор в пользу калибра 20 миллиметров был обусловлен возникшим в начале 50-х годов требованием заказчика – ВВС США, посчитавших, что пушка должна быть достаточно универсальной, одинаково пригодной для ведения прицельного огня как по воздушным, так и по наземным целям.

27-мм снаряды хорошо подходили для стрельбы по земле, но при их использовании резко падала скорострельность и повышалась отдача, а проведенные позже испытания показали и относительно невысокую точность пушки такого калибра при стрельбе по воздушным целям.

Снаряды калибра 15,4 миллиметра имели слишком низкое могущество против предполагаемого противника на земле, но пушка с такими боеприпасами обеспечивала хорошую скорострельность, правда, при недостаточной дальности для ведения воздушного боя. Так что разработчики из «Дженерал электрик» остановились на компромиссном калибре.

Шесть стволов принятой на вооружение в 1956 году пушки М61 «Вулкан» вместе с затворами были концентрично собраны в единый, расположенный в общем кожухе блок, вращавшийся по часовой стрелке. За один оборот каждый ствол последовательно перезаряжался, а из ствола, находящегося в этот момент наверху, производился выстрел. Работала вся система за счет внешнего электрического привода мощностью 26 кВт.

Правда, военных не совсем удовлетворяло то, что масса пушки в итоге получилась почти 115 кг. Борьба за снижение веса продолжалась долгие годы, и в результате внедрения новых материалов установленная на F-22 «Рэптор» модель М61А2 весит чуть более 90 кг.

Примечательно, что в настоящее время в англоязычной литературе все стрелковые системы с поворотным блоком стволов называются Gatling-gun – «Пушка (орудие) Гатлинга».

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик.

Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстр/мин в патронном ящике в считанные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

В цель, но не сразу

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской флот, для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 кг.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 кг, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Рождение легенды

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным .

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 кг. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем . Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.