Стрельниковой а н полное имя. Первые публикации. Михаил Николаевич Щетинин

тьей из сестер Стрельниковых, о существовании которой я и не подозревал. В очень преклонном возрасте живет она сейчас в Австралии, практически обездвижена, больна тяжелой неизлечимой болезнью. Более 60 лет Нина Николаевна пыталась разыскать свою мать и сестер. Уже после гибели Александры Николаевны прочитала о дыхательной гимнастике Стрельниковой в одной из российских газет, где, к счастью, был указан мой адрес и даже телефон.

Единственная оставшаяся в живых из троих сестер, Нина Николаевна написала мне о том, о чем так и не успела рассказать Александра Николаевна.

Их отец, Николай Дмитриевич Стрельников, был красивым мужчиной, старше своей жены - Александры Северовны. Ей было 17, а ему - 37, когда они познакомились на уроках пения у Давыдова... Мама, как пишет Нина Николаевна, удрала с уроков из школы, и они явились к родителям, уже обвенчавшись.

Лето 1919 года застало Александру Северовну и трех ее дочерей, Александру, Нину и Татьяну, во Владивостоке, куда их занесло революционной бурей. Сюда перебралась, спасаясь от красного террора и сестра Александры Северовны Лидия с мужем. А главу семьи, Николая Дмитриевича, девочки видели в последний раз на станции Зима. О дальнейшей его судьбе Нина Николаевна не могла мне больше ничего сообщить. В ее памяти только осталось, что отец много играл с дочерьми, любил сажать их себе на плечи...

В 1924 году Лидия Северовна с мужем уехали в Харбин, забрав с собой Нину - очень слабенькую девочку, чтобы помочь Александре Северовне содержать семью. С тех пор Нина Николаевна больше не видела мать и сестер.

"А ведь я когда-то собиралась переплыть Амур!" - сказала мне однажды Александра Николаевна (она всю жизнь была прекрасной пловчихой, а в юности - даже чемпионкой Новосибирска).
Теперь, спустя несколько лет после ее гибели, я узнал, почему она хотела это сделать! Она мечтала повидаться с сестрой! Но именно тогда она встретила "такие чудесные синие глаза" (из письма младшей Александры сестре Нине, которое та более чем через полвека после его получения переслала мне в Москву), что..."Из-за этих "голубых глаз", - напишет мне Нина Николаевна из Австралии, - Шурка раздумала переплывать Амур и удирать в Харбин. Вышла замуж. Но неудачно. Мама написала: "Шура несчастлива в браке, разошлась. И вообще забудьте о нашем существовании".

Шел 1934 год, в СССР начинались сталинские репрессии.
На старых фотографиях, присланных мне с другой части земного шара, семья Стрельниковых запечатлена на даче с поваром-китайцем и на пикнике с друзьями - белогвардейскими офицерами. Детская память Нины Николаевны Стрельниковой на всю жизнь запечатлела портрет матери, где она изображена в полный рост рядом со стулом из черного дерева ("из спинок стульев мы, дети, пытались выковыривать фарфоровые медальончики в бронзовой оправе").

Александра Северовна Стрельникова была в молодости необычайно красивой женщиной. У моей наставницы на фортепиано стоял тот самый портрет ее мамы в молодости (к сожалению, портрет после гибели А.Н. Стрельниковой пропал). Чудом сохранилась любительская фотография, на которой один мой пациент заснял меня на фоне этого портрета.

Судьба пощадила А.С. Стрельникову и ее дочерей. Их не коснулись репрессии.
В довоенные годы Стрельникова-старшая уже применяла отдельные упражнения будущей уникальной системы дыхания. Просматривая старые бумаги Александры Николаевны, я обнаружил документ из Народного комиссариата здравоохранения, присланный на имя А.С. Стрельниковой, в котором говорилось: "Ваше предложение под названием "Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой" поступило в бюро изобретений Техсовета Наркомздрава СССР 29 апреля 1941 года, зарегистрировано под № 4268 и направлено на заклю1-чение. Результаты Вам будут сообщены".

Но разразилась война, и было уже не до гимнастик.
Как же все началось? Из чего возникла эта уникальная система?

Бессчетное количество раз слышал я от Александры Николаевны одну и ту же фразу, которую она произшь сила на своих лекциях: "Когда я, молодая певица, потеряла голос, мама стала искать способ его восстанов-

ления. Так постепенно была изобретена гимнастика,". o Александра Николаевна не любила рассказывать о себе, и лишь по отдельным фразам, по некоторым замечаниям я смог представить себе, как все начиналось.

Они жили тогда с мамой в Сокольниках, в старом одноэтажном доме, в котором когда-то были "конюшни. Мать и дочь Стрельниковых знали лишь в узком кругу столичных певцов. Их дыхательная гимнастика улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса у тех, для кого пение было профессией, и "делала" голос тем, кто хотел петь, не имея на это особых природных данных.
Стрельникова-младшая в то время была очень больна. От тяжелых, упорно повторяющихся, всегда с равной периодичностью, приступов боли в груди у нее начало сдавать сердце. Стрельниковы имели обширные связи в медицинском мире Москвы, но, увы, никто из врачей, даже самых известных, не в силах был помочь Александре Николаевне.

И вот однажды, осенней ночью, Стрельникову-дочь Вывела из забытья резкая боль в груди, сковавшая все тело и комом подступившая к горлу. "Мама! - закричала Александра Николаевна. - Я задыхаюсь!"

Телефона в доме не было, до ближайшего автомата - целый квартал, Александра Северовна в ужасе распахнула на-етежь все окна в комнате, чтобы дочери было легче дышать. Но легче не стало... И тогда, судорожно ловя ртом воздух, младшая Александра вдруг подумала: "Стрельниковская гимнастика!" Не "моя", не "наша", а именно стрельниковская! Собрав последние силы, со стиснутыми зубами, она стала шумно нюхать воздух, делая по 4 коротких, резких вдоха; И через несколько мгновений поняла, что доживет до утра.

Именно в эти страшные минуты мать и дочь осознали, что создали не только дыхательную гимнастику, возвращающую голоса актерам и певцам, но что-то го-

раздо большее, что-то, что может сделать человека здоровым! Так было положено начало новой оздоровительной системе.

МАТЬ И ДОЧЬ

Перед войной Александра Северовна жила в Новосибирске, она работала в местной филармонии педагогом-вокалистом, а Стрельникова-младшая проживала в Москве, ее пригласили петь в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Когда началась война, Александра Николаевна переехала к матери в Новосибирск. Здесь она руководила художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области,

В 1953 году Александра Николаевна вернулась в Москву, привезя троих учеников-вокалистов. Двое из них поступили в Московскую консерваторию, третий - в Институт имени Гнесиных. Чуть позже перебралась в столицу и Александра Северовна. Дочь стала работать педагогом-вокал истом в Центральном Доме культуры железнодорожников, а мать - с артистами Московской государственной эстрады.
Молва об удивительной гимнастике, благодаря которой голос звучит чище и звонче, постепенно распространялась по Москве. К Стрельниковым на уроки пения стали приходить известные певцы и драматические артисты.

Народная артистка СССР Людмила Касаткина (тогда уже известная всей стране актриса, снявшаяся в фильме "Укротительница тигров"), побывавшая на уроках у Стрельниковых, убедила руководство Театра Советской Армии взять в штат этих уникальных педагогов, за считанные дни ликвидировавших у нее кровоизлияние в голосовые связки, которое поликлиника Большого театра не могла вылечить в течение нескольких месяцев. Из этой же поликлиники к Стрельниковым начинают направлять певцов и актеров хирург-фониатр В.А. Загорянская-Фельдман и врач-оториноларинголог Д.А. Шахова. Из лоркабинета Института имени Гне-синых к Стрельниковым стали приходить студенты-вокалисты, а также дикторы, учителя с "сорванными" голосами, направляемые фониатром В. Л. Чаплиным.

Окрыленная поддержкой научных светил и своим успехом, Александра Николаевна решается подать во Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) заявку на изобретение.

Ей было что регистрировать. Ее дыхательная гимнастика не только восстанавливала певцам дыхание и голос, но и вообще необычайно благотворно воздействовала на организм в целом.
28 сентября 1973 года ВНИИГПЭ впервые в истории музыки зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса", установив его приоритет от 14 марта 1972 года. Свидетельство было зарегистрировано под № 411865.
Сколько раз потом этот документ будет выручать А.Н. Стрельникову! Сколько раз она будет мне говорить: "Какое счастье, что у.меня есть авторское свидетельство, иначе меня бы уже давно стерли с лица земли!"...

Применение стрельниковской дыхательной гимнастики на практике показало, что спектр болезней, при которых она помогает, очень широк. Об уникальной целебной гимнастике стала писать центральная пресса. Но вместе с народным признанием росло и неприятие официальной медицины. Высокопоставленные чиновники из Минздрава не хотели мириться с тем, что какая-то "самозванка", у которой не только медицинского, но и педагогического образования, в общем-то, не было, посмела проникнуть на их "территорию" и делать то, что им самим не удавалось. Используя предоставленное в их распоряжение новейшее медицинское оборудование для различных исследований, пульмонологи тем не менее оказались, как сейчас выражаются, неконкурентоспособными перед методикой Стрельниковой.

Александры Северовны Стрельниковой уже не было в живых. Через несколько лет после получения дочерью свидетельства, закрепляющего за ней право на изобретение "Способа лечения болезней, связанных с потерей голоса", Стрельникова-старшая в возрасте 88 лет скончалась от тяжелых травм, полученных в результате наезда автомобиля. (Страшное совпадение: ее дочь смерть тоже будет подстерегать на улице.)

К сожалению, я не знал Александру Северовну, так как познакомился с Александрой Николаевной в начале 1978 года. К тому времени она переехала из Сокольников в крохотную квартирку на улице Тухачевского. Видел лишь хранившуюся у Александры Николаевны старую любительскую кинопленку, на которой ее мать выходит в сад и садится в кресло-качалку. Кадры длятся несколько секунд.
- Маму любили все, - рассказывала мне Александра Николаевна. - И она очень по-доброму относилась к людям. Я - совсем другая, я не могу любить всех!
- Шуренька! - сказала как-то Людмила Ивановна Касаткина, когда мы с Александрой Николаевной были у нее в гостях. - Вы знаете, как я к вам отношусь...
Но какая у вас была мама! Она была святая!

Только через несколько лет после моего знакомства с Александрой Николаевной она как-то призналась, что незадолго до смерти Александра Северовна сказала ей:

Через год к тебе придет мальчишка, его будут звать так же, как и твоего мужа (второй муж Александры Николаевны, Михаил, погиб в 1943 году). Научи его всему, он будет лечить после нас!
- Почему ты сказала "ко мне", мама? - спросила удивленно Александра Николаевна. - Почему не "к нам"?
- А меня уже не будет в живых, дочка! - ответила старшая Стрельникова.

"ЯЗЫЧНИЦА"

Александра Николаевна Стрельникова не только была замечательным педагогом, но и сама обладала прекрасным голосом. Она считала, что это в немалой степени заслуга дыхательной гимнастики.
Когда в 1953 году в Московской консерватории прослушивали ее учеников-вокалистов, консерваторские светила засомневались: "То, что они все прекрасно поют и владеют хорошей школой, еще не доказывает правильности методики... Вы, Александра Николаевна, просто собрали лучших самодеятельных певцов Москвы!"

И тогда Стрельникова встала и затянула "каторжное" по сложности исполнения ариозо Кумы ("Глянуть с Нижнего") из оперы П.И. Чайковского "Чародейка". Все оцепенели... Замерев от восторга, слушали женщину, чьи заслуги они еще несколько минут назад отвергали. Ну как же! Какая-то выскочка говорит о собственной методике постановки голоса, идущей вразрез со всеми общепринятыми рекомендациями, традиционными для певческих школ Англии, Франции и даже Италии!
Декан вокального факультета Гуго Натанович Тиц буквально впал в прострацию, а бывшая солистка Большого театра профессор Елена Катульская воскликнула: "Боже! Какая певица!.. Я отказываюсь участвовать в этой гнусной травле!"...

Каждый раз, присутствуя на домашних "сабантуях" у Александры Николаевны, где собирались певцы и актеры, которым мать и дочь Стрельниковы когда-то "чинили" голоса или которых просто учили петь, я давился слезами, слушая, как исполняет Александра Николаевна неаполитанские народные песни и романсы Вертинского... А так, как пела она русскую народную песню "Ноченька", не споет больше никто и никогда! Она обладала таким темпераментом и страстью, что, казалось, будто ее энергия может сокрушить все на своем пути.

Стройная, порывистая, стремительная... Рассыпанные по плечам рыжие волосы, пронзительный, демонический взгляд горящих глаз...
И голос, этот необычайный голос... Те, кому довелось его слышать, будут помнить всю жизнь.
Когда она пела, хотелось плакать... Она пела так, как будто ее сжигали на костре!
"Язычница!" - говорила она о себе.

А еще эта талантливая женщина писала стихи. Вот одно из поздних ее четверостиший:

На пороге Зимы я хочу
Увлекаться на час, опьяняясь...
Не торгуясь - за все заплачу!
И ни в чем никогда не раскаюсь!

У Александры Николаевны было какое-то сверхъестественное внутреннее чутье: она не могла объяснить, по каким признакам, но совершенно точно определяла болезнь человека, достаточно ему было сделать несколько упражнений гимнастики.

Уже потом, через несколько лет совместной работы, я понял, что по тому, как человек двигается, как он дышит, как он смотрит, она могла сказать, чем он болен.

Но были и другие случаи настоящего ясновидения, Помню, как-то летом мы отдыхали с Александрой Николаевной в Крыму, в Судаке. Вдруг неожиданно на пляже ее охватило сильное беспокойство. Я спросил, в чем дело.

Что-то случилось, - сказала Александра Николаевна и, немного подумав, глядя на морской горизонт, добавила: - Случилось в театре... - и еще через несколько секунд уверенно и твердо произнесла: - В Театре Моссовета...

Тут надо уточнить, что последние лет пятнадцать-двадцать Стрельникова работала педагогом-вокалистом в Театре Сатиры и в Театре имени Моссовета.
На следующий день утром я купил в киоске газету "Советская культура". Когда я вслух прочел: "Умерла Фаина Георгиевна Раневская", Александра Николаевна вздрогнула, лицо ее на несколько мгновений" помертвело...

Однажды вечером, придя домой из Театра Сатиры, она сказала:
- Миронов и Папанов изменили манеру игры, и ЭТО мне не нравится.
Я понял, что ей не нравится не сама новая манера игры вьщающихся актеров, а те причины, которые заставили ее изменить. Вскоре, возвратившись с работы поздно вечером, не раздеваясь, в прихожей, она сообщила каким-то странным, неестественно глухим голосом:
Умер Папанов, - и, прислонившись спиной к двери, глядя остановившимся взглядом в глубь комнаты, тихо и обреченно произнесла: - И мне кажется, следующим будет Андрюша...

Она медленно сползла по двери на пол и несколько минут сидела так в прихожей, глядя невидящими глазами куда-то в пустоту. Затем тяжело встала (это при ее-то легкости и порывистости!) и, не раздеваясь, прошла в комнату.
Андрея Миронова не стало очень скоро...

Михаил Николаевич Щетинин

Щетинин Михаил Дыхательная гимнастиика Стрельниковой

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дыхательная гимнастика Стрельниковой, уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад и уже вылечивший не одну тысячу больных людей, наконец становится доступен каждому, кто захочет его освоить и применить. Потому что книга, которую мы предлагаем вашему вниманию, - настоящий самоучитель, где впервые подробно описано все, что необходимо знать для самостоятельных занятий по методу Стрельниковой.

К сожалению, эту книгу не смогла, не успела написать сама Александра Николаевна. Ближе всех в последние годы ее жизни к ней был Михаил Щетинин - вначале пациент, которого она вылечила от хронического ринита, бронхита и аллергии, затем ученик, ассистент и творческий наследник. К нему и обратилась редакция с предложением подробно описать методику А.Н. Стрельниковой, чтобы познакомить с ней наших читателей практически из первых рук и оградить их от недобросовестных популяризаторов И самодеятельных целителей. Однако Михаил Николаевич пошел дальше: он не только щедро поделился всем накопленным опытом применения метода Стрельниковой на практике, но буквально по крупицам собрал сведения о непростой судьбе Александры Николаевны, о ее семье, об истории создания дыхательной гимнастики. И мы надеемся, что вы по достоинству оцените его труд.

Итак, вы держите в руках книгу, которая, уверены, поможет вам и вашим близким укрепить свое здоровье. Но не спешите приступать к занятиям, вначале внимательно прочтите книгу до конца. Затем еще раз изучите главу вторую "Приступаем к занятиям" и соответствующий вашему недугу раздел из главы третьей "Если вы уже заболели..." или главу четвертую "Постановка голоса", если вы страдаете профессиональным заболеванием, связанным с потерей голоса, либо просто хотите иметь красивый звучный голос. И лишь после этой подготовки приступайте к тренировкам.

А нам остается лишь пожелать вам успеха в освоении дыхательной гимнастики Стрельниковой и крепкого здоровья.

Алла КАСАТКИНА, редактор книги

Посвящается моей учительнице

Александре Николаевне Стрельниковой

В детстве я перенес тяжелую травму носа, и в течение многих лет мой нос практически не дышал-. Три операции не дали желаемого результата. В НИИ уха, горла и носа при Боткинской больнице предлагали четвертую: долбить задние отделы носовой перегородки (поскольку она была сильно искривлена). Уже был назначен день операции, но... внутренний голос мне подсказал: "Не ходи, не делай - не поможет!"

И так как в моей жизни было несколько случаев, которые "материально" объяснить невозможно, то я не пошел на четвертую операцию. Но только несколько лет спустя я понял, что не нужно было делать и три предыдущие. Уже став медиком, я узнал, что слизистая оболочка носа является обширной зоной расположения рецепторов, которые обеспечивают рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

Итак, отказавшись от операции, нельзя было сидеть сложа руки. Диагноз "бронхит с астматическими компонентами" уже начал заявлять о себе в полную силу: появились приступы удушья по ночам, становившиеся все более частыми и продолжительными. И я начал искать средство, которое сделало бы меня здоровым. Я стал активно заниматься традиционной дыхательной гимнастикой, рекомендуемой в лечебных целях при бронхитах и бронхиальной астме. Но проходил месяц за месяцем, а носовое дыхание не восстанавливалось (от точечного массажа гайморовых пазух и втягивания поочередно каждой ноздрей соленой воды слизь вырабатывалась ускоренными темпами, и мне приходилось менять несколько носовых платков в день). Помимо того, что не мог дышать носом, говорил я практически шепотом: на одной голосовой связке образовался певческий узелок величиной в сухую горошину, а другая связка и вовсе была парализована.

В таком состоянии, задыхающимся и безголосым, я попал в клинику Большого театра, где работают лучшие специалисты по болезням голосового аппарата. Меня принялись усердно лечить. Но ни физиотерапевтические процедуры, ни многократные вливания на голосовые связки гидрокортизона голос мой не улучшили. И вот однажды, пролечив меня уже более трех месяцев, врач не выдержала и, когда медсестра вышла Из кабинета, быстрым доверительным шепотом сказала: "Молодой человек, вы так добросовестно выполняете мои указания, что мне, право, неловко за то, что я не могу вам ничем помочь...

Вот телефон очень известного педагога по постановке голоса. Ее фамилия Стрельникова, постарайтесь к ней попасть. Уж если она вам не поможет, тогда не поможет никто!"

Так я очутился в маленькой квартирке на улице Тухачевского и познакомился с Александрой Николаевной Стрельниковой.

Через месяц регулярных занятий дыхательной гимнастикой по ее методике нос у меня наконец-то задышал и одышка прекратилась. Надо сказать, что Александра Николаевна с первых же уроков стала предъявлять мне очень жесткие требования, добиваясь идеального выполнения упражнений в мельчайших деталях. И она сделала невозможное. Мало того, что с помощью дыхательной гимнастики полностью восстановилось носовое дыхание, но был поставлен голос - певческий голос! Я тогда учился на режиссерском факультете Института культуры. Голос был моей профессией.

Так уж получилось, исцелившись сам, я стал помогать в работе Александре Николаевне. И, как оказалось, успешно. Желание помочь больным людям, таким же, каким еще совсем недавно был я, заставило меня отойти от режиссуры.

Александра Николаевна сразу сделала на меня "ставку" как на своего ученика. С тех пор прошло двадцать лет. За эти годы через мои руки прошли тысячи людей с самыми различными заболеваниями. Большинству из них удавалось помочь. Ведь эффективность нашей дыхательной гимнастики поистине чудодейственна. И я рад, что теперь благодаря этой книге метод Стрельниковой может освоить каждый, кто верит в его целебную силу. Хочу только предупредить: чтобы занятия приносили пользу, необходимо точно следовать описанию упражнений, особое внимание сосредоточив на сочетании дыхания и движений. Будьте терпеливы, старательны, и дыхательная гимнастика Стрельниковой обязательно подарит вам здоровье.

Глава первая КАК ЭТО БЫЛО

В свои 77 лет Александра Николаевна Стрельникова была абсолютно здоровой женщиной. Она не знала, что такое остеохондроз, гипертония, сердечная слабость. Впрочем, что такое сильнейшая сердечная боль, она знала. Ведь первый сердечный приступ, который Стрельникова остановила своей гимнастикой, был ее собственный...

НАЧАЛО

О своей юности Александра Николаевна никогда никому не рассказывала. Избегала затрагивать эту тему, как будто чего-то боялась. И даже я, ее единственный ученик и ассистент, почти ничего не знал о первой половине ее жизни. Так... отдельные эпизоды из детства и юности, проведенных на Дальнем Востоке.

И вот через шесть лет после трагической гибели моей наставницы меня разыскала в Москве женщина, передавшая весточку от Нины Николаевны Стрельниковой, родной сестры Александры Николаевны, - третьей из сестер Стрельниковых, о существовании которой я и не подозревал. В очень преклонном возрасте живет она сейчас в Австралии, практически обездвижена, больна тяжелой неизлечимой болезнью. Более 60 лет Нина Николаевна пыталась разыскать свою мать и сестер. Уже после гибели Александры Николаевны прочитала о дыхательной гимнастике Стрельниковой в одной из российских газет, где, к счастью, был указан мой адрес и даже телефон.

Единственная оставшаяся в живых из троих сестер, Нина Николаевна написала мне о том, о чем так и не успела рассказать Александра Николаевна.

Их отец, Николай Дмитриевич Стрельников, был красивым мужчиной, старше своей жены - Александры Северовны. Ей было 17, а ему - 37, когда они познакомились на уроках пения у Давыдова... Мама, как пишет Нина Николаевна, удрала с уроков из школы, и они явились к родителям, уже обвенчавшись.

Лето 1919 года застало Александру Северовну и трех ее дочерей, Александру, Нину и Татьяну, во Владивостоке, куда их занесло революционной бурей. Сюда перебралась, спасаясь от красного террора и сестра Александры Северовны Лидия с мужем. А главу семьи, Николая Дмитриевича, девочки видели в последний раз на станции Зима. О дальнейшей его судьбе Нина Николаевна не могла мне больше ничего сообщить. В ее памяти только осталось, что отец много играл с дочерьми, любил сажать их себе на плечи...

В 1924 году Лидия Северовна с мужем уехали в Харбин, забрав с собой Нину - очень слабенькую девочку, чтобы помочь Александре Северовне содержать семью. С тех пор Нина Николаевна больше не видела мать и сестер.

"А ведь я когда-то собиралась переплыть Амур!" - сказала мне однажды Александра Николаевна (она всю жизнь была прекрасной пловчихой, а в юности - даже чемпионкой Новосибирска).

Теперь, спустя несколько лет после ее гибели, я узнал, по...

журнал "Изобретатель и рационализатор" 1975 год

ЛЕЧЕНИЕ ВДОХАМИ

Много лет А.Н.Стрельникова пользует своих пациентов лечебной гимнастикой против самых разных хворей. Необычный способ лечения (а.о.№411886) получил официальное признание специалистов.

С детства под влиянием матери, музы-кально одаренной женщины, Александра Стрельникова мечтала стать певицей. При-ехав из далекой Сибири в Москву, посту-пила в театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Все шло хорошо, как вдруг беда - пропал голос. Попытки вернуть его закончились неудачей. Уехала обратно домой. На родине Стрельникова организовала кружок самодеятельности.

Среди ребят моего кружка, - расска-зывает Александра Николаевна, - кое-кто мечтал стать певцом-профессионалом. Вспоминая свою трагедию, я думала, как уберечь моих воспитанников.

В 1953 году она вновь приезжает в Мос-кву и с нею трое юношей. Борис был при-нят в Гнесинское училище, Анатолий - в консерваторию. Не поступил лишь Юрий- ему не было 18 лет. Он довольствовался подготовительными курсами консерватории. Это был первый крупный успех Стрельни-ковой как педагога. Она убедилась на соб-ственном опыте, что порча голоса или его полная потеря может произойти и от из-лишнего рвения. Словом, за голосом надо следить, за ним надо ухаживать. Занятия с учениками Стрельникова проводила по соб-ственной методике.

журнал "Изобретатель и рационализатор" 1975 год вторая встреча

ТОЛЬКО ВДЫХАЙТЕ

По многочисленным просьбам публикуем комплекс лечебной гимнастики.

Педагог по постановке голоса А.Н.Стрельникова изобрела систему "одностороннего дыхания" и разработала комплекс упражнений, лечебный эффект которых заключается в том, что голосовой аппарат и органы дыхания получают как бы помощь от мускулов всего тела. В результате голосовой аппарат не перенагружается даже при интенсивных напряжениях. Комплекс упражнений повышает объём вдоха в 5-6 раз, активизирует газообмен, улучшает общее самочуствие....

журнал "Физкультура и спорт" март 1980 год

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Многочисленные варианты различных дыхательных гимнастик чаще всего уделяют основное внимание задержкам дыхания или выдохам, потому что именно эти компоненты дыхания могут обеспечить, как считается, необходимый оздоровительный эффект. Это известно не только из практики нашей или зарубежной лечебной физкультуры, но и из многовекового опыта древней медицины. которая. как сейчас выясняется, знала и умела чрезвычайно много.

Но вот появилась дыхательная гимнастика Стрельниковой. Знакомство с ней не будет лишним для очень многих из нас.

Два главных упражнения в этой гимнастике такие: наклон и одновременно резкий и короткий вдох; сведение согнутых в локтях рук, поставленных перед грудью на уровне плеч, и одновременно - короткий активный вдох...

Теперь познакомимся с человеком, кому адресованы слова благодарности. Александра Николаевна - педагог, постоянно работает в театре имени Моссовета и в театре Сатиры, у неё занимаются постановкой голоса драматические актёры и вокалисты, дикторы и учителя.

У Стрельниковой с большой пользой занимались такие известные мастера. как Андрей Миронов, Армен Джигарханян, Лариса Голубкина, Максим Штраух, Людмила Касаткина и многие другие. Стрельниковские упражнения чрезвычайно популярны среди актёров. Когда корреспондент журнала "Физкультура и спорт" брал интервью у Аллы Пугачёвой и Софии Ротару, артистки не забыли сказать, что регулярно занимаются дыхательной гимнастикой по Стрельниковой.

Побывав в гостях у Александры Николаевны, познакомившись со многими занимающимися по её методике, я попытался составить список заболеваний, при которых эта дыхательная гимнастика оказалась достаточно эффективной, что в каждом отдельном случае и было зафиксировано врачами.

Вот этот список:

Список далеко не полон, зафиксированы также случаи улучшения работы пищеварительной системы, печени, избавление от головных болей, от хронической усталости и т.д. и т.п.

Не лишне сказать, что этот комплекс упражнений занесён в Госреестр и запатентован....

Александра Николаевна Стрельникова специализируется на по-становке голоса певцам и драматическим артистам. Она - педа-гог-вокалист. Но авторское свидетельство она получила за разра-ботанный ею комплекс дыхательной гимнастики, помогающей из-бавиться от многих болезней органов дыхания

Дозвониться к Александре Ни-колаевне удалось быстро.

Слушаю вас... А теперь да-вайте «маятник»... Нет, это я не вам... Пошли! Раз-два... Ну го-ворите, говорите, я слушаю...

В промежутках между «раз- два» и «о выдохе не думайте» мы договорились о встрече. И вот я у Александры Николаевны до-ма. Пожилые и дети - страдаю-щие астмой больные, потерявшие голос учителя, охрипшие пев-цы, врачи лечебной физкультуры - многие из них приезжают к ней издалека, чтобы освоить так называемую Стрельниковскую дыхательную гимнастику.

Учитесь правильно дышать

В одном из столичных театров на премьере вышел казус. В самый что ни на есть кульминационный момент спектакля, когда героиня, выбежав на сцену, должна была произнести свой полный драматиче ского накала монолог, у актрисы, очень молодой и очень талантливой, от волнения пропал голос. Она жестикулировала, открывала рот, но зрители не услышали ни звука. Следует отдать должное опытным партнерам актрисы, которые, мгновенно оценив ситуацию, сумели «заиграть» неожиданно возникший пробел. Но надо было видеть и то, что в это время творилось за кулисами! Кто-то готов был упасть в обморок. Одни кинулись закрывать занавес, другие их останавливали, третьи уже вызывали «скорую помощь»...

Исцеляет гимнастика

«Прочитала в вашей газете от 21 апреля с.г. статью «Учитесь правильно дышать» о дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой. Я уже лет пятнадцать страдаю двухсторонней хронической пневмонией. Часто мучают приступы сильного кашля, лекарства не помогают. Прочитав статью, решила сделать описанное упражнение по методу Стрельниковой. Произошло чудо! После 10-15 наклонов ощутила такую лёгкость, что захотела прыгать. Собираюсь продолжить тренировки, но прежде хотелось бы уточнить, всё ли я делаю правильно, какие нагрузки приемлемы...»

Это письмо мы получили от нашей читательницы из Уфы З. В. Балеевой. Ежедневно в редакцию приходят сотни писем с откликами на статью и просьбой более подробно рассказать о гимнастике, разработанной педагогом Театра сатиры и Театра имени Моссовета А. Н. Стрельниковой. Из всех присланных 5 вопросов мы выбрали наиболее часто встречающиеся и обратились с ними к Александре Николаевне.

В чем сущность вашего метода?...

Дышите резче.

Я тревожно нюхаю воздух. "Резче, резче. Пахнет гарью". Нос режет от резких вздохов, кружится голова.

А вокруг сорок человек, от шести до шестидесяти лет, усиленно дышат то «кошкой», то «первобытным че-ловеком», то, опустив голову и плечи, изображают из себя «насос». И по залу от нашего, в общий такт, дыхания словно гуляет ветер. Через десять ми-нут боль в носу проходит, го-ловокружение прекращается и чувствую, как с каждым упраж-нением голова становится ясной, тело легким, а удивленно-подо-зрительное настроение под ве-селые русские песни ведущего превращается в радостное. Ка-жется, восторженные отзывы и рекомендации читателей посе-тить секцию дыхательной гимна-стики Стрельниковой при Экспе-риментально-творческом инфор-мационном центре имеют осно-вания. Но побеседуем с ее ру-ководителем, учеником и асси-стентом А. Стрельниковой, док-тором М. Щетининым...

Парадоксальная дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой.

«Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса» (авторское свидетельство зарегистрировано в Госреестре СССР) -оказался уникальным методом естественного оздоровления всего организма.

Единственная гимнастика в мире, в которой вдох делается на сжатии грудной клетки. Активизируя носовое дыхание, гимнастика обеспечивает высокий уровень снабжения всего организма кислородом, улучшает обменные процессы, повышает иммунитет.

Показания:

Гимнастика снимает усталость, выводит из состояния депрессии, повышает половую активность.

Занятия проводят педагог - вокалист А.Н.Стрельникова и её ассистент, методист лечебной физкультуры с опытом клинической работы М.Н. Щетинин.

Занятия проходят в профилактории ММПО «Знамя Революции»....

Ольга Сергеевна Копылова, ведущая радиопрограммы «Посоветуйте, доктор!».

Александра Николаевна Стрельникова

Смелый вдох -

Как курка взвод.

Человек, ты теперь -

Стрельниковская гимнастика -

В ополчении на болезнь!

Н. И. Иванова, г. Москва

Александра Николаевна Стрельникова (1912–1989) – оперная певица, театральный педагог, автор уникальной дыхательной гимнастики.

Еще при жизни Стрельниковой упражнения разработанной ею гимнастики пользовались фантастической популярностью у артистов. Достаточно было перед выступлением в течение десяти минут подышать «по Стрельниковой», и голос звучал чище, ярче, звонче. Людмила Касаткина, Армен Джигарханян, Маргарита Терехова, Андрей Миронов, Лариса Голубкина, Татьяна Васильева и многие другие знаменитые актеры брали у Александры Николаевны уроки постановки голоса. Она обучала вокалу и звезд эстрады. У нее занимались Алла Пугачева, София Ротару, Лайма Вайкуле.

Однако случилось так, что методика Стрельниковой стала широко известна за пределами театрального мира. Оказалось, что дыхательная гимнастика, созданная для певцов и артистов, обладает уникальными лечебными свойствами и исцеляет от многих болезней.

Имя Александры Николаевны Стрельниковой еще при жизни было окутано легендами. «Авантюристка», «знахарка» – так величали ее в высших медицинско-чиновничьих кругах, спасительницей называли тысячи исцеленных людей, уставших от бесконечного и бесполезного хождения по врачам и уже было отчаявшихся. На нее молились! Ей желали ста лет жизни те, кого она спасла от болезней, зачастую считавшихся неизлечимыми.

В сентябре 1989 года нелепая трагическая случайность оборвала жизнь гениальной целительницы. Не произойди этого, сотню лет Александра Николаевна прожила бы обязательно, ведь в свои 77 она отличалась отменным здоровьем и не знала, что такое остеохондроз, гипертония, сердечная недостаточность. Впрочем, с нестерпимой сердечной болью она была знакома… Однажды во время болезни сорокалетнюю Александру Николаевну пронзила резкая боль в груди, сковавшая все тело и комом подступившая к горлу. Она почувствовала, что задыхается. В доме не было телефона, до ближайшего автомата – целый квартал. И в этот момент ей вдруг словно кто-то подсказал: «Дыхательная гимнастика!» Собрав последние силы, со стиснутыми зубами она сделала несколько шумных вдохов из комплекса актерской гимнастики. И вскоре поняла, что доживет до утра. В эти минуты Александра Николаевна осознала, что создала не просто дыхательную гимнастику, возвращающую голоса актерам и певцам, но нечто гораздо большее – то, что может вернуть человеку здоровье. Так родилась идея использовать упражнения для постановки голоса в качестве лечебного средства.

Всю дальнейшую жизнь Александра Николаевна посвятила больным, перед чьими недугами оказалась бессильной официальная медицина. С помощью дыхательной гимнастики тысячи людей избавились от астмы, стенокардии, гипертонии, вернулись к активной жизни после инфарктов и инсультов, снова почувствовали себя молодыми и полными энергии.

В свои 77 лет А. Н. Стрельникова не знала, что такое остеохондроз, гипертония, сердечная недостаточность. Фото из личного архива М. Н. Щетинина

Прежде чем официальная наука приняла данный метод и он обрел всенародную популярность, Александре Николаевне пришлось преодолеть трудный путь. Она ушла, оставив нам свою гимнастику. Сегодня дело всей ее жизни продолжает доктор Михаил Николаевич Щетинин – преданный ученик и ассистент Стрельниковой, проработавший с ней более 12 лет, автор этой книги.

Штрихи к портрету

Моя учительница была необычайно активным и деятельным человеком. Она никогда не сидела просто так, ничего не делая, а почти ежедневно принимала пациентов дома, в крохотной квартирке на улице Тухачевского. Поскольку Александра Николаевна была не медиком, а педагогом, больных она называла учениками. Итак, ее день начинался с приема больных, который продолжался часов до трех-четырех. Потом она, если можно так выразиться, обедала – в прямом смысле слова «чем Бог послал»! Если я был дома, то с утра ставил вариться какую-нибудь кость, купленную накануне в магазине (тогда это называлось мясом). Если купить ничего не удавалось (а выстаивать длинные очереди за чем-нибудь съестным ни у меня, ни тем более у Александры Николаевны не было времени), то Стрельникова просто пила кофе (растворимый, конечно) и садилась писать свои записки.

Вечером Александра Николаевна отправлялась в Театр Сатиры или имени Моссовета, где она официально работала педагогом-вокалистом. В те редкие дни, когда не было спектаклей, закрепленных за ней (а работала она прежде всего с актерами, которые играли главные роли и которых она обожала; в их числе Андрей Миронов, Маргарита Терехова, Татьяна Васильева – перед спектаклем они обязательно «распевались» у Александры Николаевны), выдавался свободный вечер. И мы, конечно же, шли в ее любимое кафе «Артистическое» напротив Художественного театра в Камергерском переулке. Я не помню никаких других блюд, кроме цыпленка табака и «пластмассового» капустного салата, но все-таки это была хоть какая-то более-менее нормальная еда – и мы наслаждались ею!

Александра Николаевна всегда спала очень мало, но я не помню, чтобы ее когда-нибудь клонило в сон. А таких проблем, как высокое давление или перебои в сердце, в ее жизни вообще не существовало – по крайней мере, в те 12 последних лет ее жизни, что я находился рядом. Да и простужалась она крайне редко. Любую простуду Александра Николаевна задавливала, что называется, на корню, не позволяя ей полностью развиться, ведь свою гимнастику она делала каждый день по нескольку раз. О себе она как-то сказала: «Железная Стрельникова»! И это соответствовало действительности: железная воля, взрывной темперамент, шквал эмоций и колоссальная работоспособность до последнего дня жизни.

Уже после того как Александры Николаевны не стало, беседуя с самыми близкими нашими друзьями, я искал ответ на вопрос: в чем секрет ее титанической выносливости и работоспособности? И неизменно находил только один ответ – исчерпывающий и точный, как черная точка в центре мишени: стрельниковская дыхательная гимнастика!

Александра Николаевна была неутомима. Она все время шлифовала свою гимнастику, пытаясь еще более понятно и доходчиво описать те или иные упражнения. И я был этому свидетелем, поскольку почти постоянно находился рядом. Она могла, сидя в вагоне метро, вдруг встрепенуться, раскрыть сумочку, торопливо пошарить в ней и сказать мне: «Дай же быстрей какой-нибудь клочок бумаги и карандаш!..», и я, уже давно знакомый со всеми ее привычками, вытаскивал из кармана блокнот, в котором моя учительница делала наброски.

Разбирать их пришлось уже мне одному, без нее… Невероятное множество листков и листочков, промокашек, обрывков газет, конвертов, салфеток. И везде надписи, сделанные рукой гениальной женщины, которая сотворила чудодейственную гимнастику. Все это необходимо было обработать, превратить в описание дыхательных упражнений, доступное читателю, чтобы человек, находящийся за тысячи километров от Москвы, смог, выполняя по книге стрельниковскую дыхательную гимнастику, снять головную боль, приступ удушья, хотя бы ненадолго избавиться от душераздирающего кашля, снизить артериальное давление, температуру, элементарно выспаться! Но на все это нужно время. А свободного времени у меня, к сожалению, очень мало. С моей точки зрения, прежде всего надо уделить внимание конкретному человеку, нуждающемуся в помощи, а уже потом можно приниматься за описание новых упражнений.

Когда на лекциях меня спрашивают: «А есть ли в гимнастике Стрельниковой новые упражнения, которых мы еще не знаем?» – я всегда отвечаю: «Да, есть!» И не только потому, что моя учительница, которую бессчетное число раз пинала и пыталась втоптать в грязь официальная медицина, не хотела раскрывать все тайны, все секреты своей уникальной методики. А еще и потому, что каждый человек индивидуален!

Алекса́ндра Никола́евна Стре́льникова (1912-1989) - оперная певица, педагог. Наряду со своей матерью Александрой Северовной Стрельниковой является соавтором комплекса дыхательной гимнастики, известного как «дыхательная гимнастика Стрельниковой» .

Александра Николаевна Стрельникова

Кадр из фильма «Эта парадоксальная гимнастика…» (1986).
Основная информация
Дата рождения
Место рождения
  • Российская империя
Дата смерти сентябрь
Место смерти
  • Хорошёво-Мнёвники
Страна
Профессии оперная певица , учительница , изобретатель
strelnikova.ru
© Произведения этого автора несвободны

Семья

Отец - Николай Дмитриевич Стрельников, в последний раз его видели в 1919 году. Мать - Александра Северовна, преподаватель пения в Московском оперно-драматическом театре им. Станиславского, потом работала педагогом-вокалистом в Новосибирской филармонии . Также было две сестры - Нина и Татьяна. В молодости Александра вышла замуж, но брак быстро распался.

Биография

Родилась в 1912 году. С 1920 года жила с сёстрами и матерью во Владивостоке у тёти (старшей сестры своей матери) Лидии. Затем Лидия Северовна переехала с одной из племянниц в Харбин .

Александра Николаевна Стрельникова стала оперной певицей. Перед войной она пела в труппе Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко . Ещё в довоенные годы Александра Николаевна применяла отдельные упражнения своей будущей системы дыхания.

После войны Стрельникова переехала в Новосибирск и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области . Вернулась в Москву в 1953 году и привезла трёх своих учеников. Двое из них поступили в Московскую консерваторию , третий - в Гнесинское училище . Когда к Александре переехала её мать, она стала работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников , а мать - в Московской государственной эстраде. Жили в Сокольниках.

У Александры Стрельниковой в это время уже было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой разработала собственную систему дыхания. Позже она так говорила о своём изобретении:

Погибла в сентябре 1989 года в результате ДТП .

Дыхательная гимнастика

Авторское свидетельство с приоритетом от 14 марта 1972 года получила в конце концов её дочь Александра Николаевна. Изобретение называлось «Способом лечения болезней, связанных с потерей голоса » . Первым о дыхательной гимнастике рассказал в 1975 году журнал «Изобретатель и рационализатор », поместивший фотографии