Тест дарвин о причинах эволюции животного мира. Презентация на тему "чарльз дарвин о эволюции животного мира ". Несостоятельность взглядов о неизменности видов животных

Эволюция - процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противовес революции). Чаще всего, говоря об эволюции, имеют в виду биологическую эволюцию. Биологическая эволюция - необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Чарльз Роберт Дарвин (1809 -1882) – основоположник эволюционной биологии. Ч. Дарвин является также автором ряда крупных работ по вопросам ботаники, зоологии, геологии и сравнительной психологии. Учение Ч. Дарвина основано на большом фактическом материале, собранном во время путешествия и доказывающем справедливость его теории, а также на научных достижениях (геологии, химии, палеонтологии, сравнительной анатомии и др.), прежде всего, в области селекции. Дарвин впервые начал рассматривать эволюционные преобразования не у отдельных организмов, а у вида или внутривидовых группировок.

Изменчивость. Исходным положением учения Дарвина является его утверждение о наличии изменчивости в природе. Изменчивостью называют общее свойство организмов приобретать новые признаки – различия между особями в пределах вида.

Анализируя материал по изменчивости животных, ученый заметил, что достаточно любой перемены в условиях содержания, чтобы вызвать изменчивость. Он различал две основные формы изменчивости: групповую, или определенную, и индивидуальную, или неопределенную. При групповой, определенной, но не наследственной изменчивости многие особи данной породы или сорта под влиянием конкретной причины изменяются одинаковым образом. Так, например, рост организмов зависит от количества пищи, окраска – от ее качества. Под индивидуальной, неопределенной, наследственной изменчивостью следует понимать те небольшие различия, которыми отличаются друг от друга особи одного и того же вида. Это изменения, возникающие в результате неопределенного воздействия условий существования на каждую особь, такие изменения появляются у животных одного помета, у растений, выросших из семян одной коробочки. Неопределенность этих изменений заключается в том, что под действием одних и тех же условий особи изменяются по-разному.

Наследственность. Всем организмам в природе присуще наследственность. Это свойство выражается в сохранении и передаче признаков к потомству. Огромное значение Дарвин придавал наличию изменчивости и наследственности в природе. Изменчивость и наследственность в сочетании с отбором – естественный фактор эволюции.

Большое внимание Дарвин уделял изучению различных сортов культурных растений. Так, сравнивая разнообразные сорта капусты, он сделал вывод о том, что все они выведены человеком из одного дикого вида. Каким же путем это достигается? Дарвин заметил, что во всех случаях селекционеры применяли один и тот же прием. Разводя животных или раст6 ения, они оставляли для размножения только экземпляры, наиболее удовлетворявшие их потребностям, и из поколения в поколение накапливали полезные для человека изменения. Такой способ получения пород и сортов называется искусственным отбором.

Искусственный отбор. Успех искусственного отбора зависит от степени изменчивости исходной формы: чем сильнее изменяются признаки, тем легче найти нужные изменения.

Дарвин указал условия, благоприятствующие проведению искусственного отбора: Высокая степень изменчивости организмов. Большое число особей, подвергаемых отбору. Искусство селекционера. Устранение случайных особей. Достаточно высокая ценность данных животных или растений для человека.

Естественный отбор Важнейшее место в теории естественного отбора занимает концепция борьбы за существование. Согласно Дарвину, борьба за существование является результатом тенденции организмов любого вида к безграничному размножению. Хищник, для того чтобы жить, должен питаться, и пищей ему служат травоядные животные. Травоядное животное, чтобы жить, поедает многие тысячи луговых растений. Растения уничтожаются насекомыми. Насекомые же являются кормом для насекомоядных птиц, которые в свою очередь истребляются хищными птицами. Эти сложные взаимосвязи Дарвин назвал борьбой за существование.

Различные проявления борьбы за существование Дарвин сводил к трем видам: межвидовая, внутривидовая и борьба с условиями неорганической внешней среды. естественный отбор - это идущий в природе процесс, при котором в результате воздействия условий среды на развивающиеся организмы сохраняются особи с полезными признаками, повышающими выживаемость в данных условиях среды и обусловливающими более высокую их плодовитость.

В работе "Происхождение видов. . . " Дарвин отметил важнейшую черту эволюционного процесса - его приспособительный характер.

Эволюционные изменения скелета позвоночных. Виды непрерывно приспосабливаются к условиям существования, и организация любого вида постоянно совершенствуется. Заслугой эволюционного учения и является объяснение этого совершенства организмов как результата исторического накопления приспособлений.

Выводы: Биологическая эволюция – это необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Биологическая эволюция определяется изменчивостью, наследственностью, естественным отбором организмов, происходящими на фоне перемен в составе экосистем. (лат. Evolutio – развитие)

Линийчук Ирина Ивановна. МОБУ «СОШ № 4» п. Пойковский учитель химии и биологии

Слайд 2

Дайте ответы на вопросы.

  • Каковы причины многообразия животного мира?
  • Всегда ли животный мир был таким, каким существует в наше время?
  • Слайд 3

    Основные понятия.

    • Наследственность
    • Изменчивость: определённая и неопределённая
    • Борьба за существование
    • Естественный отбор
  • Слайд 4

    Чарлз Дарвин (1809 – 1882 гг)

    Научное объяснение причин многообразия органического мира, его изменения и развития дал во второй половине XIX в. английский ученый Чарлз Дарвин. Многообразие видов образовалось благодаря постоянно возникающим наследственным изменениям и естественному отбору («Происхождение видов»)

    Слайд 5

    Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

    Основные свойства живых организмов

    • наследственность
    • изменчивость
    • Наследственная
    • неопределённая
    • Ненаследственная
    • определённая
  • Слайд 6

    Наследственность

    • Наследственность -способность организмов передавать потомкам свои видовые и индивидуальные признаки или свойства.
    • Так, у определенного вида животных рождаются потомки, похожие на своих родителей. Наследственными могут быть и некоторые индивидуальные признаки животных, например цвет шерсти и жирность молока у млекопитающих.
  • Слайд 7

    Изменчивость

    • Изменчивость - способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды.
    • Изменчивость проявляется в индивидуальных особенностях каждого организма. В природе не существует двух абсолютно одинаковых животных. Рожденные детеныши отличаются от каждого из своих родителей окраской, ростом, поведением и другими признаками.

    Причины различия между животными:

    • количество и качество потребляемой пищи;
    • колебания температуры и влажности;
    • наследственность самого организма.
  • Слайд 8

    Определённая изменчивость.

    • Под определенной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение одинаковых изменений у родственных животных в одинаковых условиях среды обитания.
    • Так, густой мех забайкальских белок сменился на редкий при акклиматизации их в лесах Кавказа. Содержание кроликов в условиях пониженных температур приводит к густоте их меха. Недостаток пищи ведет к задержке роста животных.
    • Вывод: Определенная изменчивость есть прямое приспособление животных к изменившимся условиям среды. Такая изменчивость не передается потомкам.
  • Слайд 9

    Неопределённая наследственность.

    • Под неопределенной наследственной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение разнообразных изменений у ряда родственных животных при действии одинаковых (сходных) условий. Она наследственна и индивидуальна, так как возникает случайно у одной особи вида и передается по наследству.
    • Примером является появление овец с короткими ногами, отсутствие пигмента в перьевом покрове птиц или в шерсти млекопитающих.
  • Слайд 10

    Естественный отбор – одна из причин эволюции.

    • Естественный отбор - это выживание животных, лучше других приспособленных к условиям существования в дикой природе, обладающих (по сравнению с другими) теми или иными преимуществами строения или поведения. Условия существования животных являются отбирающим фактором.
    • Животные способны размножаться в геометрической прогрессии.

    Вывод Дарвина:Слайд 13

    Источники материалов.

    В.В. Латюшин, В.А. Шапкин учебник по биологии для 7 класса «Биология. Животные»

    Посмотреть все слайды

    Тип урока - комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

    Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

    Задачи:

    Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

    Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

    Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

    Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

    Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

    Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

    Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

    Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

    Планируемые результаты

    Предметные

    понимать смысл биологических терминов;

    описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

    распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

    устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

    приводить примеры животных разных система-тических групп;

    различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

    характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

    Метапредметные УУД

    Познавательные:

    работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

    составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

    проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

    сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

    строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

    создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

    определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

    Регулятивные:

    организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

    самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

    работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

    владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

    Коммуникативные:

    слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

    интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

    адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

    Личностные УУД

    Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Основные понятия

    Понятия: наследственность, изменчивость: неопределенная и определенная, борьба за существование, естественный отбор.

    Ход урока

    Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

    Находили ли вы в вашей местности ископаемые останки животных?

    Почему нельзя утверждать, что палеонтологические находки опровергают эволюцию?

    3.Каковы, на ваш взгляд, причины вымирания динозавров?

    4.О чем свидетельствует наличие оплодотворенной яйцеклетки у всех животных, размножающихся половым путем?

    5.В чем основные различия палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции животных?

    6.Почему крылья птицы и ласты кита считают гомологичными орга-нами?

    7.Чем различаются рудиментарные органы и атавизмы; что у них общего?

    Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

    Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира

    Почему существует много различных видов животных?

    Кто такой Чарлз Дарвин?

    Каковы заслуги Чарлза Дарвина перед наукой?

    Причины разного уровня организации животных, отличия ныне существующих видов от вымерших, проявления атавизмов давно интересовали ученых и служителей церкви. Наиболее полно объяснил эти явления в своей работе «Происхождение видов» известный английский ученый Чарлз Дарвин (1809—1882).

    Согласно учению Дарвина многообразие видов не было создано богом, а образовалось благодаря постоянно возникающим наследственным изменениям и естественному отбору. В процессе выживания наиболее приспособленных особей Дарвин отмечал наличие борьбы за существование, результатом которой является вымирание неприспособленных организмов и размножение наиболее приспособленных.

    Наследственность — способность организмов передавать потомкам свои видовые и индивидуальные признаки или свойства. Так, у определенного вида животных рождаются потомки, похожие на своих родителей. Наследственными могут быть и некоторые индивидуальные признаки животных, например цвет шерсти и жирность молока у млекопитающих.

    Изменчивость — способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды. Изменчивость проявляется в индивидуальных особенностях каждого организма. В природе не существует двух абсолютно одинаковых животных. Рожденные детеныши отличаются от каждого из своих родителей окраской, ростом, поведением и другими признаками. Различия у животных, как отмечал Ч. Дарвин, зависят от следующих причин: от количества и качества потребляемой пищи, от колебания температуры и влажности, от наследственности самого организма. Ч. Дарвин выделил две основные формы изменчивости, влияющие на эволюцию животного мира, — определенную, ненаследственную, и неопределенную, или наследственную.


    Под определенной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение одинаковых изменений у родственных животных в одинаковых условиях среды обитания. Так, густой мех забайкальских белок сменился на редкий при акклиматизации их в лесах Кавказа. Содержание кроликов в условиях пониженных температур приводит к густоте их меха. Недостаток пищи ведет к задержке роста животных. Следовательно, определенная изменчивость есть прямое приспособление животных к изменившимся условиям среды. Такая изменчивость не передается потомкам.


    Под неопределенной наследственной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение разнообразных изменений у ряда родственных животных при действии одинаковых (сходных) условий. Она наследственна и индивидуальна, так как возникает случайно у одной особи вида и передается по наследству. Примером является появление овец с короткими ногами, отсутствие пигмента в перьевом покрове птиц или в шерсти млекопитающих.

    Одной из причин эволюции животного мира Ч. Дарвин считал борьбу за существование , возникающую из-за интенсивного размножения организмов. Родительская пара любого вида животных производит на свет многочисленное потомство. До взрослого состояния от числа появившихся на свет потомков доживут единицы. Многие будут съедены или погибнут практически сразу после появления на свет. Оставшиеся начнут конкурировать друг с другом за пищу, лучшие места обитания, убежища от врагов. Выживут потомки тех родителей, которые наиболее приспособлены к данным условиям жизни. Таким образом, борьба за существование приводит к естественному отбору — выживанию наиболее приспособленных.


    В природе особи одного вида отличаются друг от друга по многим признакам . Какие-то из них могут оказаться полезными, и, как отмечал Дарвин, «особи, обладающие хотя бы незначительным преимуществом над остальными, будут иметь лучшую возможность выжить и оставить такое же потомство». Процесс, происходящий в природе, сохраняющий организмы наиболее приспособленными к условиям среды и уничтожающий неприспособившихся, называется естественным отбором. По Ч. Дарвину, естественный отбор является основной, ведущей причиной эволюции животного мира.

    Знаете ли вы, что:

    Чарлз Дарвин в 1831 г. отправился в путешествие на корабле «Бигль», определившее всю его последующую деятельность. Путешествие длилось 5 лет. За это время Ч. Дарвин собрал богатейший материал, послуживший основой для таких книг, как: «Дневник путешествия», «Зоологические результаты пу тешествия на «Бигле».

    Главный труд жизни Ч. Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора...» был издан в 1859 г.

    Почему существует много различных видов животных?

    Существование различных видов животных обусловлено разнообразными условиями среды. В водной, почвенной, наземно-воздушной средах существует большое количество жизненных ниш, которые населены разными видами. Между ними возникает борьба за существование и естественный отбор. Таким образом, выживют наиболее приспособленные особи.

    Кто такой Чарлз Дарвин?

    Чарлз Дарвин - известный английский ученый, биолог, создавший эволюционную теорию, которая и сейчас остается достоверной. Он изложил суть своего учения в труде «Происхождение видов».


    Каковы заслуги Чарльза Дарвина перед наукой?

    Чарльз Дарвин - создатель эволюционной теории.

    Ответить на вопросы

    1. В чем ценность книги Ч. Дарвина «Происхождение видов»?

    Ч. Дарвин в этой книге впервые наиболее полно объяснил причины разнообразия видов животных, разного уровня организации, наличия рудиментов и атавизмов.

    Почему Ч. Дарвин считал основной причиной эволюции естественный отбор?

    Чарлз Дарвин отводил такую роль естественному отбору, поскольку считал, что в результате естественно отбора выживают самые приспособленные особи.

    3. Что означает понятие «борьба за существование»? Подкрепите объяснение примерами.

    Борьба за существование - конкурентная борьба между особями одного или разных видов за ресурсы (пища, территория). К примеру, многие хищники и хищные птицы живут семьями. Каждая пара занимает определенную территорию, на которой она охотиться. Значит, на определенной территории может существовать ограниченное количество особей.

    4. Можно ли утверждать, что наследственность и изменчивость присущи всем животным?

    Наследственность и изменчивость при определенных условиях присущи всем организмам. Каждый новый организм получает наследственную информацию в виде набора хромосом от родительских особей. Под влиянием окружающей среды организмы могут изменяться, реагируя на новые условия. Организмы могут достаточно продолжительное время не подвергаться изменчивости, если условия их обитания долгое время остаются неизменными. Этим можно объяснить существование реликтовых видов.

    Теория Чарльза Дарвина

    Биография и взгляды Чарльза Дарвина.

    Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина

    Ресурсы

    Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

    Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

    Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

    В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.


    История животных изучена наиболее полно в связи с тем, что они обладают скелетом и по­этому лучше закрепляются в окаменелых остатках. Самые ранние следы животных об­нару­живаются в конце докембрия (700млн. лет). Предполагается, что первые животные про­изошли либо от общего ствола всех эукариот, либо от одной из групп древнейших водорос­лей. Наиболее близки к предкам простейших животных (Pro­tozoa) одноклеточ­ные зеле­ные водоросли. Не случайно, например, эвглену и воль­вокс, способных и к фо­тосин­тезу, и к ге­теротрофному пи­танию, ботаники относят к типу зеленых водорослей, а зоологи -к типу простей­ших животных. За всю исто­рию животного мира возник­ло 35типов, из которых 9вы­мерло, а 26существуют до сих пор.

    Разнообразие и количест­во палеонтологических доку­ментов в истории животных резко воз­растают в породах, датируемых менее 570млн. лет. В течение примерно 50млн. лет до­вольно быстро появляются почти все типы вторичнополостных живот­ных с прочным скеле­том. Широко были распространены в морях силура трилобиты.Возникновение типа хордо­вых (Chordata) относится ко времени менее 500млн. лет. Комплек­сы хорошо сохранив­шихся ископаемых найдены в сланцах Бергеса (Колумбия), содержащих остатки беспозво­ночных, в част­ности мягкотелых организмов типаAnnelida, к которому при­над­лежат совре­менные дождевые черви.

    Начало палеозоя отмечено образованием многих типов живот­ных, из которых примерно треть существует в настоящее время. Причины такой активной эволюции остаются неяс­ными. В позднекембрийское время появляются первые рыбы, представленные бесчелю­ст­ными-Agnatа.В дальнейшем они почти все вымерли, из современных потомков со­храни­лись миноги. В девоне возникают челюстные рыбы в результате таких круп­ных эволюцион­ных преобразований, как превращение передней пары жаберных дуг в челю­сти и формиро­вание парных плав­ников. Первых челюстноротых представляли две группы: лучеперые и лопастеперые. Почти все ныне живущие рыбы -потомки лучепе­рых. Лопастеперые пред­ставлены сейчас только двоякодышащими и небольшим числом релик­товых морских форм. Лопастеперые имели в плавниках костные опорные эле­менты, из которых развились конеч­ности первых обитателей су­ши. Ранее из группы ло­пастеперых возникли амфибии, следова­тельно, все четверо­ногие позвоночные имеют своим далеким предком эту исчезнувшую группу рыб.

    Наиболее древние пред­ставители амфибий -ихтиостеги обнаружены в верхне­девонских отложениях (Гренландия). Эти животные обладали пятипалыми конечностя­ми, с помо­щью которых они могли переползать по суше. Все же ряд признаков (настоящий хвосто­вой плавник, покрытое мелкими че­шуйками тело) свидетельствует о том, что ихтиостеги оби­тали преиму­щественно в водоемах. Конкуренция с кистеперыми рыбами застав­ляла этих первых земноводных занимать промежуточные между водой и сушей местообита­ния.

    Расцвет древних амфибий приурочен к карбону, где они были представлены большим раз­нообразием форм, объединяемых под названием «стегоцефалы». Среди них наиболее выде­ляются лабиринтодонты и крокодилообразные. Два отряда современных амфибий -хво­статые и безногие (или червяки) -произошли, вероятно, от других ветвей стего­цефалов.

    От примитивных амфибий ведут свое начало рептилии, ши­роко расселившиеся на суше к концу пермского периода благо­даря приобретению легочного дыхания и оболочек яиц, за­щи­щающих от высыхания. Среди первых рептилий особенно выде­ляются котилозавры -небольшие насекомоядные животные и активные хищники -терапсиды, уступившие в триасе место ги­гантским рептилиям, динозаврам, появившимся 150млн. лет назад. Вполне вероятно, что последние были тепло­кровными животными. В связи с теплокров­ностью ди­нозавры вели активный образ жизни, чем можно объяснить их длитель­ное господство и со­существование с млекопитающими. Причины вымирания динозавров (примерно 65млн. лет назад) неизвестны. Предполагают, в частности, что таковое могло быть следствием массо­вого уничтожения яиц динозавров примитивными млекопи­таю­щими. Более правдоподоб­ной кажется гипотеза, согласно которой вымирание динозав­ров связано с резкими колеба­ни­ями климата и уменьшением растительной пищи в мело­вом периоде.

    Уже в период господства динозавров существовала предковая группа млекопи­тающих -небольших по размеру с шерстным покро­вом животных, возникших от одной из ли­ний хищных терапсид. Млекопитающие вы­ходят на передний край эво­люции благодаря таким прогрессивным адаптациям, как плацента, вскармлива­ние потомства молоком, бо­лее разви­тый мозг и связан­ная с этим большая актив­ность, теплокровность. Зна­читель­ного разнооб­разия млекопитающие достигли в кайнозое, появились при­маты. Третич­ный период был временем расцвета млекопитающих, но многие из них вскоре вымерли (например, ирланд­ский олень, саблезубый тигр, пещерный медведь).

    Прогрессивная эволюция приматов оказалась уникальным явлением в истории жизни, в итоге она привела к возникно­вению человека.

    Наиболее существенные черты эволюции животного мира заключались в следующем: 1)Прогрессивное развитие многоклеточности и связанная с ним специализация тканей и всех систем органов. Свободный образ жизни (способность к перемещению) в значи­тельной мере определил совершенствование форм по­ведения, а также автономизацию онтогенеза -относительную независимость индивидуального развития от колебаний факторов среды на основе развития внутренних регуляторных систем.2)Возникновение твердого скелета: на­ружного -у членистоно­гих, внутреннего -у позвоночных. Такое разделение определило разные пути эволюции этих типов животных. Наружный скелет членистоногих препятство­вал увеличению размеров тела, именно поэтому все насекомые представлены мелкими фор­мами. Внут­ренний скелет позвоночных не ограничивал уве­личение размеров тела, достиг­ших максимальной величины у мезозойских репти­лий -динозавров, ихтиозавров. 3)Воз­никновение и совершен­ствование централизованно-дифференцированной стадии органино­полостных до млекопитаю­щих. На этой стадии прои­зошло разделение насекомых и позво­ночных. Развитие центральной нервной сис­те­мы у насекомых характери­зуется совершенст­вованием форм поведения по типу нас­ледственного закрепления инстинктов. У позвоноч­ных развился головной мозг и сис­тема условных рефлексов, наблюдается ярко выражен­ная тенденция к повышению сред­ней выживаемости от­дельных особей.

    Этот путь эволюции поз­воночных привел к развитию форм группового адаптивно­го по­ве­дения, финальным событием которого стало возникновение биосоциаль­ного суще­ства -челове­ка.

    Конспект урока по биологии для 7 класса.

    Тема: «Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира».

    Цель: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции.

    Задачи:

      образовательная: обобщить знания о доказательствах эволюции, рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;

      развивающая: продолжить формирование навыков исследовательской работы в группу, самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы;

      воспитательная: патриотическое воспитание – на примере жизни Ч. Дарвина.

    Тип урока : комбинированный.

    Метод проведения : сообщения учащихся, самостоятельная работа в группах, защита исследовательских работ, беседа.

    Оборудование : мультимедийный проектор, мультимедийная презентации по теме, коллекция «Ископаемые остатки», дидактический материал для закрепления по теме «Доказательства эволюции», бланки рефлексии и самооценки.

    Подготовка аудитории к работе : На рабочие столы разложить оборудование для организации исследовательской работы в группе, бланки рефлексии и самооценки.

    Оформление доски : Эволюция – evolutio – развёртывание – необратимый процесс исторического развития живого.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

      приветствие;

      наличие учащихся;

      оценка настроения на начало урока

    2. Актуализация знаний

    Знакомство учащихся с темой урока, целью и задачами урока.

    Исследовательская работа по теме «Доказательства эволюции животных» (5 мин.)

    Цель: обобщить знания о доказательствах эволюции.

    Ход работы:

    1.Определить вид доказательств эволюции.

    2. Объяснить о чём свидетельствует эта находка.

    Задание для групп:

      отпечаток раковины трилобита, и медузы;

      отпечаток раковины моллюска;

      окаменелости раковин;

      окаменелость кости;

      изображение археоптерикса;

      изображение кистеперой рыбы;

      изображение мамонта;

      филогенетический ряд конечности лошади;

      конечности позвоночных;

      рудименты;

      атавизмы;

      зародыши рыб и млекопитающих.

    Защита исследовательских работ. (10 мин.)

    3. Динамическая пауза (3мин)

    Биогенетический закон, сформулированный Мюллером и Геккелем гласит «Каждый вид в своём индивидуальном развитии до определенной степени повторяет историческое развитие вида»

    Как это происходит:

    Стадия одноклеточности

    Двуслойные животные

    Поплыли как рыбы

    Поморгали и поквакали

    Пошипели

    Залезли на дерево

    Встали на две ноги, выровняли спины и сели за парты учиться.

    4. Изучение нового материала.

    Вопросы к классу:

    Каковы причины многообразия животного мира?

    Всегда ли животный мир был таким, каким существует в наше время?

    Получив ответы, дополнить и обобщить их, рассказывая, что на протяжении многих лет эти вопросы волновали умы человечества, и в различные исторические эпохи на них по-разному отвечали. Научное объяснение причин многообразия органического мира, его изменения и развития дал во второй половине XIX в. английский учёный Ч. Дарвин.

    Жизнь и деятельность Ч. Дарвина (заслушать сообщения учащихся). (5 мин.)

    Чарльз Роберт Дарвин является внуком английского натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина, автора трансформистских сочинений «Зоономия, или Законы органической жизни» (1794-1796гг.) и «Храм природы, или Происхождение общества».

    Ч. Дарвин родился в 1809 г. в Шрусбери. Окончил классическую школу, поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета, через два года перевёлся в Кембриджский университет, где изучал теологию и получил степень бакалавра. Первые научные доклады он делает в 182601827 гг. в Плиниевском обществе. Натуралистическое образование получил под руководством ботаника Дж. Гексло и геолога А. Седжвика.

    В 1831-1836 гг. Ч. Дарвин совершает кругосветное путешествие на корабле «Бигл» как натуралист, собрав богатейшие зоологические, палеонтологические, ботанические и геологические коллекции.

    В 1836 г., возвратившись из путешествия, из-за болезни покинул Лондон и в 1842 г. переехал в его пригород Даун, где жил все последующие годы. В 1839 г. Ч. Дарвин издал свой знаменитый «Дневник изысканий», где впервые описал множество южноамериканских и островных животных. В этой книге также затронуты вопросы геологии и проблемы общественной и политической жизни южноамериканских индейцев и негров. Разработал теорию происхождения коралловых рифов.

    В 1842 г. Дарвин делает первый набросок «Происхождения видов», в котором заложил основы будущей эволюционной теории, а в 1844 г. развивает этот очерк до значительной рукописи. Но пройдёт ещё 15 лет до тех пор, пока Ч. Дарвин опубликует окончательный вариант своей знаменитой книги – «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859 г.).

    В 1868 г. Ч. Дарвин публикует второй капитальный труд – «Изменение домашних животных и культурных растений», в котором приводит большой дополнительный материал в доказательство эволюционной идеи. Эта работа закладывает теоретические основы селекции.

    В 1871 г. выходит в свет третий фундаментальный труд Дарвина – «Происхождение человека и половой отбор». Ч. Дарвин являлся иностранным членом Петербургской (с 1876 г.), Берлинской (с 1878 г.), Парижской (с 1878 г.) академий наук, почётным членом многих научных обществ, почётным доктором рядя университетов. В 1864 г. награждён медалью им. Г. Копли Лондонского королевского общества.

    Умер учёный 19 апреля 1882 г. и был погребён в Вестминстерском аббатстве, месте захоронения многих великих учёных Англии, рядом с могилой Ньютона.

    Работа в группах – по 5 группх по 3-4 человека, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы. (3+7 мин.)

    Используя материал учебника стр. 256-258, ответьте на вопросы

    1 группа - Что является наследственностью?

    2 группа - Что является изменчивостью?

    3 группа - Какие формы изменчивости известны?

    4 группа - Что такое борьба за существование?

    5 группа - Что называют естественным отбором?

    Защита групп.

    Наследственность – это способность родителей передавать типичные признаки своему потомству.

    Изменчивость – способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды.

    Формы изменчивости

    определённая неопределённая

    (ненаследственная) (наследственная)

    Явления изменчивости были известны давно. Давно была известна и способность организмов размножаться в геометрической прогрессии.

    Именно Ч. Дарвин сопоставил эти два явления в природе и сделал гениальный вывод, кажущийся нам сейчас таким простым: в процессе борьбы за существование выживают лишь те организмы, которые отличаются какими-то полезными в данных условиях особенностями. Следовательно, вероятность выживания особей неодинакова: особи, обладающие хотя бы незначительными преимуществами над остальными, имеют больше шансов выжить и оставить потомство.

    Естественный отбор – это сохранение животных, лучше других приспособленных к условиям существования в дикой природе, обладающих (по сравнению с другими) теми или иными преимуществами строения или поведения. Условия существования животных являются отбирающим фактором. Естественный отбор без перерыва происходит в течение многих веков и приводит к образованию форм, наилучшим образом приспособленных к среде обитания.

    Вывод: Причины эволюции животных

      Изменчивость

      Наследственность

      Борьба за существование

      Естественный отбор

    5. Закрепление изученного . (5 мин)

    Выполните тест

    1. Разные виды организмов образуются из одного:

      в разных условиях среды;

      в одинаковых условиях;

      в обоих условиях.

    2. Возможная причина сохранения зелёных кузнечиков на зелёном лугу связана с тем, что:

      птицы не едят зелёных кузнечиков;

      птицы их не видят;

      зелёные кузнечики размножаются активнее кузнечиков другого цвета.

    3. Чем объяснить, что акулы, дельфины и пингвины одинаково хорошо приспособлены к жизни в морях:

      наследственной изменчивостью и естественным отбором;

      случайной приспособленностью;

      ненаследственной изменчивостью.

    4. Заяц беляк не заметен на белом снегу, но на проталине его видно хорошо. Это доказывает, что приспособления его к среде:

      бесполезны;

      Вредны;

      относительны.

    6. Задание на дом: § 50, вопросы в конце параграфа. Привести примеры причин эволюции из жизни животных.

    7. Самооценка

    8. Рефлексия