Учет лиц находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Пациент в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Министр генерал армии Р. Нургалиев

Регистрационный N 23298

В целях реализации пункта 3 части 1 статьи 12, пункта 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 1 и организации необходимой помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке - приказываю:

1. Утвердить согласованную с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Инструкцию о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации.

2. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, начальникам управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, обеспечить изучение и выполнение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственных за соответствующие направления деятельности.

Министр генерал армии Р. Нургалиев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

Приложение

Инструкция о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации

1. Настоящая Инструкция определяет порядок доставления сотрудниками полиции лиц, находящихся на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке 1 , в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения 2 .

2. В своей деятельности сотрудники полиции, осуществляющие доставление лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации, руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и охраны здоровья лиц, изданными в пределах их компетенции, иными нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.

3. Задачей полиции по доставлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, является оказание необходимой помощи, в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью.

4. Основными функциями полиции по доставлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, являются:

4.1. Выявление их на постах и маршрутах патрулирования.

4.2. Осуществление вызова выездной бригады скорой медицинской помощи на место их обнаружения.

4.3. Предупреждение совершения противоправных действий в отношении вышеуказанных лиц, а также оказание им первой помощи в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью.

4.4. Доставление указанных лиц в медицинские организации 3 при отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи.

5. Сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России и действуют в соответствии с указаниями дежурного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения.

6. Медицинская эвакуация лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации при наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи. При отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи сотрудники полиции доставляют лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации на служебном автотранспорте.

При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лицам, находящимся в состоянии опьянения, сотрудники полиции получают от медицинского работника следующую информацию: наименование станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи, фамилия, имя, отчество медицинского работника выездной бригады скорой помощи, номер карты вызова скорой медицинской помощи с указанием даты и времени обращения.

7. При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России.

8. Перед помещением лиц, находящихся в состоянии опьянения, в салон транспортного средства сотрудникам полиции необходимо убедиться в отсутствии у них оружия, а также иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия.

9. При обнаружении у лиц, находящихся в состоянии опьянения, оружия и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, или указывающих на их возможную причастность к совершению преступления, а также при наличии информации об их участии в совершении преступлений, нахождении в розыске, сотрудники полиции докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России и действуют в соответствии с указаниями дежурного.

10. В случае доставления сотрудниками полиции в медицинские организации и во время осмотра медицинскими работниками лиц, находящихся в состоянии опьянения, сотрудниками полиции обеспечивается безопасность медицинских работников.

11. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях у лица, находящегося в состоянии опьянения, доставленного в медицинскую организацию сотрудником полиции, составляется документ о передаче указанного лица медицинской организации, который подписывается медицинским работником и сотрудником полиции.

12. При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, сотрудник полиции, доставивший лицо, находящееся в состоянии опьянения, получает от медицинского работника медицинской организации документ, составленный в произвольной форме медицинским работником медицинской организации с указанием: наименования медицинской организации, фамилии, имени, отчества лица, находящегося в состоянии опьянения, даты и времени его доставления в медицинскую организацию, заверяется личной подписью медицинского работника.

3 Справочно: медицинские организации, в которые осуществляется доставление лиц, находящихся в состоянии опьянения, определяются территориальными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Согласовано

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Т. Голикова

О пьяных сотрудниках Исполнителя или как обеспечить выполнение лозунга «Пьянству-бой!»

Классическая ситуация между двумя компания при исполнении договора. Непосредственное выполнение обязательств выполняется сотрудниками компаниями.
Но что делать, если явившиеся сотрудники находятся в состоянии алкогольного опьянения?
Не пустить их? Засвидетельствовать факт? Что еще?

Некоторые ответы дает нам следующее судебное дело и решение суда.

Полезно будет:


а) любому юридическому лицу;

б) особо компаниям, работающим по договору о предоставлении персонала (аутсорсинг и прочее).

Наименование суда: Арбитражный суд Красноярского края


Номер дела: А33-18004/2012

Фабула дела.


Между заказчиком и подрядчиком заключен договор подряда (выполнение вышкомонтажных работ). По условиям договора подрядчик обязуется выполнить по заданию другой стороны -
заказчика определенную работу по демонтажу, перевозке, монтажу буровых установок, передвижкам буровых установок, выполнение наряд-заказных работ своими силами и
материально-техническими средствами и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его на условиях договора (пункт 1.1. договора).

В случае появления персонала исполнителя (его работников или иных нанятых им лиц) на объектах оказания услуг, в пути следования (сбора) к объекту или на территории заказчика в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, исполнитель уплачивает заказчику штраф в размере 100 000 руб. за каждый случай.

Документами, подтверждающими факт появления персонала исполнителя (его работников или иных лиц) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения является акт, составленный службой безопасности заказчика (и/или контрагента заказчика по договору на основной вид работ) и соответствующий акт медицинского освидетельствования.

Исполнитель согласен и гарантирует, что ни один из его работников (или субподрядчиков), находящихся под действием алкоголя, наркотиков или иного токсического опьянения и неспособных выполнять работы, не будет допущен к производству каких-либо работ, предусмотренных договором.

Подрядчик привлек субподрядчика. В соответствии с заключенным с ним договором субподрядчик обязуется оказать услуги автотранспортными средствами и строительно-дорожными механизмами при выполнении вышкомонтажных работ на скважине.

Согласно рапорту на контрольно-пропускном пункте при проверке заезжающего на территорию Заказчика автотранспорта были задержаны работники субподрядчика. У задержанных установлен факт употребления алкоголя, о чем составлены акты медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Суд отказал в иске истцу.

Выводы суда.


1. Истец не доказал обстоятельства, входящее в предмет доказывания (в предмет доказывания по делу входит установление следующих обстоятельств: противоправность действий (бездействия) ответчика; факт и размер понесенного ущерба; причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками).

2. Отсутствуют доказательства того, что все задержанные физические лица являются работниками субподрядчика.

3. Договор между подрядчиком и субподрядчиком не содержит условий об обязанности ответчика осуществлять контроль за работниками в период нахождения их на объекте выполнения работ, возмещать убытки за каждый случай нахождения своих работников в состоянии алкогольного опьянения при выполнении работ на объекте истца.

Наши выводы.


1. Суд прав, когда констатировал отсутствие необходимого регулирования возникшей ситуации договором.

2. Стоит определять, как устанавливается, что конкретное физическое лицо является сотрудником стороны договора; что именно и как должно быть предпринято для контроля, в чем это выражается.

3. Стоит также решать в договоре, что алкогольное состояние является противоправным, т.к. само по себе данное состояние в силу указания в гражданском законодательстве не влияет на надлежащее исполнение обязательств. А в описанной ситуации, я бы даже сказал, что заказчик воспрепятствовал оказанию услуг по договору. Тем самым допустил, соответствующую просрочку кредитора.

4. Подрядчик оказался крайним в ситуации, хотя, на наш взгляд, поторопился.

Виталий Ветров

p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:


Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Договор N ____
об организации оказания медицинских услуг по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения

г.__________

"__ " __________ ____ г.

"_(наименование)_ ", именуем__ в дальнейшем "Исполнитель", в лице __________ , действующ__ на основании _(данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа)_ , с одной стороны, и "_(наименование)_ ", именуем__ в дальнейшем "Заказчик", в лице __________ , действующ__ на основании _(данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию)_ , с другой стороны, вместе также именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Исполнитель на основании обращения Заказчика обязуется оказать Пациенту медицинские услуги по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического), а Заказчик уплачивает Исполнителю стоимость оказываемых услуг в размере, порядке и сроки, которые установлены настоящим Договором.

1.2. Пациентом в рамках настоящего Договора является лицо, которое направляется Заказчиком на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

1.3. Исполнитель оказывает услуги по месту своего нахождения по адресу: __________ .

1.4. Заказчик и Пациент ознакомлены, что медицинские услуги в рамках настоящего Договора предоставляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе предъявляемыми к качеству медицинских услуг.

1.5. Медицинские услуги по медицинскому освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического) оказываются в соответствии с порядком , предусмотренным приказом Министерства здравоохранения от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического)" .

1.6. Медицинское освидетельствование Пациента проводится квалифицированным персоналом медицинской организации на основании соответствующей лицензии по направлению __________ (Заказчика) и с согласия Пациента.

1.7. Пациент для прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должен предоставить медицинской организации документ, удостоверяющий личность, а при его отсутствии освидетельствование пациента проводится на основании документов о направлении пациента на медицинское освидетельствование (протокола о направлении и т.д.).

1.8. В рамках договора Пациенту оказывается медицинская услуга в следующем объёме:

- осмотр врачом-специалистом (фельдшером);

- исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;

- определение наличия психоактивных веществ в моче;

- исследование уровня психоактивных веществ в моче;

- исследование уровня психоактивных веществ в крови.

1.9. Осмотр врача-специалиста проводит врач-психиатр-нарколог, либо врач-специалист другой специальности, прошедший специальную подготовку. При невозможности проведения осмотра врачом-специалистом, проведение осмотра осуществляется фельдшером, прошедшим специальную подготовку.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязуется:

2.1.1. Обеспечить Заказчика и Пациента бесплатной, доступной и достоверной информацией об оказываемых пациенту платных медицинских услугах, содержащей следующие сведения о:

а) медицинской лицензии (её предоставление пациенту), предусматривающей выполнение работ (оказание услуг), соответствующих выполнению обязательств в соответствии с предметом настоящего Договора;

б) порядке медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического) , утвержденном

Предлагаемые вашему вниманию информационно-справочные материалы по медицинским вытрезвителям любезно предоставлены заместителем начальника отдела организации наркологической помощи населению и медицинского освидетельствования Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России Г.А. Губановым

Информационно-справочные материалы по вопросу: «О проблемах выработки и реализации единой государственной стратегии оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке и не нуждающимся в медицинской помощи»

Первый в СССР вытрезвитель был организован в 1931 году в г. Ленинграде в системе Наркомздрава СССР. В задачи вытрезвителя входила кратковременная изоляция лица для обеспечения его личной безопасности, пресечение нарушений общественного порядка, оказание медицинской помощи для вытрезвления.

По мере накопления сведений о многочисленных случаях хулиганских действий лиц, содержащихся в вытрезвителях, назрел вопрос о том, что дальнейшее существование вытрезвителей как медицинских учреждений в системе здравоохранения невозможно.

В 1939 году вытрезвители были переданы милиции, в чьем ведении находились до 2011 года.

Данные учреждения выполняли функции временной изоляции лиц, находящихся в легкой и средней степени алкогольного опьянения. При этом их задержание и помещение в вытрезвитель осуществлялось недобровольно в связи с тем, что нахождение граждан в общественном месте в таком состоянии составляло состав административного правонарушения.

В штат вытрезвителей входили средний (фельдшеры) и младший (санитары) медицинский персонал. Фельдшер выявлял противопоказания к помещению на вытрезвление, при необходимости оказывал доврачебную медицинскую помощь при остром алкогольном отравлении, которая включала промывание желудка и обильное питье, а также осуществлял наблюдение за состоянием здоровья вытрезвляемых. Вытрезвление достигалось естественным путем за время пребывания гражданина в вытрезвителе в течение не менее 3 часов, но не более 24 часов.

В случае если у вытрезвляемых лиц выявлялись повреждения или заболевания, угрожающие их жизни, осуществлялся вызов скорой медицинской помощи (менее 1 % от числа лиц, помещаемых в вытрезвитель).

В рамках реформы МВД России из полномочий полиции была исключено имевшееся у милиции право доставлять в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения. При этом сохранено право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. В этой связи в октябре 2011 года были закрыты все медицинские вытрезвители на территории страны.

Приказом МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 (согласован Минздравсоцразвития России) утверждена Инструкция о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации.

В Инструкции предусмотрено, что при отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России.

Необходимость оказания медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, определяется не степенью опьянения, а обострением соматической патологии, наличием травм или признаков химического отравления. Лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения легкой и средней степени тяжести, оказание медицинской помощи не требуется. Их вытрезвление достигается естественным путем в течение нескольких часов без медицинского вмешательства.

В соответствии с информацией, представленной субъектами Российской Федерации, ежегодно в медицинские организации доставляется более 900 тыс. человек, находящихся в состоянии опьянения. Из них госпитализируется 30,1 %. Отказывается от получения медицинской помощи 8 % из числа доставленных. 22,5 % доставленных получают помощь в приемных отделениях медицинских организаций. 35,3 % лиц, доставленных в медицинские организации, не нуждаются в оказании медицинской помощи.

При этом поступление указанных лиц в медицинские организации зачастую приводит к дезорганизации работы приемных отделений, обусловленной агрессивным и неконтролируемым состоянием доставляемых лиц, нарушением режима лечения.

Минздрав России и МВД России, проработав вопрос об организации оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться и не нуждающимся в оказании медицинской помощи, выступили с предложением о создании в городах с численностью свыше 100 тыс. человек социальных учреждений по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке и не нуждающимся в оказании медицинской помощи (письмо от 30.04.2013 № 14-5/10/1-2089; 1/4052).

Это предложение было рассмотрено на совещании под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец (протокол от 17 июня 2014 г. № ОГ-П12-148пр), в ходе которого отмечено, что законодательством Российской Федерации не установлен запрет на создание в субъектах Российской Федерации специализированных учреждений по размещению в них до естественного вытрезвления граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться, при этом не нуждающихся в медицинской помощи и не совершивших правонарушений.

В силу частей 1, 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка.

Примерами успешного функционирования таких учреждений являются: - муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для лиц в состоянии алкогольного опьянения» городского округа город Уфа Республики Башкортостан; - государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Дмитровский центр социальной адаптации»; - муниципальное казенное учреждение «Центр по оказанию социально-реабилитационной помощи лицам, задержанным в общественных местах в алкогольном опьянении» (г. Кызыл, Республика Тыва).

Кроме того, в соответствии с постановлением Администрации городского округа Саранска от 11.08.2014 № 2115 в указанном городском округе создается муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр «Уют» для лиц в состоянии опьянения» на 54 койко-места.

Наиболее полно данный вопрос был решен в Республике Татарстан, где в соответствии с распоряжением Кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2012 г. № 2395-р руководителям органов местного самоуправления было предложено создать муниципальные автономные учреждения по оказанию помощи лицам, находящимся в тяжелой степени опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, и не нуждающимся в оказании медицинской помощи.

Общая координация вопросов деятельности данных муниципальных автономных учреждений и обеспечение взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти возложены на Правительственную комиссию Республики Татарстан по профилактике правонарушений.

Решениями органов местного самоуправления в течение 2011-2014 годов созданы муниципальные автономные учреждения в 9 муниципальных образованиях Республики Татарстан общей мощностью в 110 койко-мест, в которых в течение 2014 года оказана помощь 6 132 гражданам.

В 2015 году в Республике Татарстан планируется открытие еще одного аналогичного учреждения на 10 койко-мест.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным рекомендовать использовать положительный опыт Республики Татарстан по организации оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке и не нуждающимся в медицинской помощи, с учетом специфики каждого конкретного региона Российской Федерации.

Вопрос: Медицинский вытрезвитель, выполняя обязательные функции по доставлению и размещению лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и оказанию в необходимых случаях медицинской помощи, получает деньги от граждан за их содержание. Будет ли данная деятельность считаться предпринимательской деятельностью по реализации услуг и доходы от нее включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2009)

Вопрос: Медицинский вытрезвитель, выполняя обязательные функции по доставлению и размещению лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и оказанию в необходимых случаях медицинской помощи, получает деньги от граждан за их содержание. Будет ли данная деятельность считаться предпринимательской деятельностью по реализации услуг и доходы от нее включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций?
Ответ: В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях налогообложения для российских организаций считаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией услуг является возмездное (а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе) оказание услуг одним лицом другому лицу.
Статьей 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Для оказания услуг должно быть волеизъявление обеих сторон, плата должна поступать исполнителю услуги.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" медицинские вытрезвители при органах внутренних дел отнесены к структуре милиции общественной безопасности (п. 7 раздела "Структура милиции общественной безопасности").
При этом на основании ст. 1 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1) милиция отнесена к системе государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы общества от преступных и иных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
В соответствии с п. 11 ст. 11 Закона N 1026-1 милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей (ст. ст. 9, 10 данного Закона) предоставляется, в частности, право доставлять в медицинские учреждения либо дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе.
Задачами милиции являются в том числе охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (ст. 2 Закона N 1026-1). В силу ст. 9 Закона создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МВД России.
Исходя из ст. 35 Закона N 1026-1 финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, Закон устанавливает четыре источника финансирования милиции: 1) федеральный бюджет; 2) бюджеты субъектов Российской Федерации; 3) местные бюджеты; 4) иные поступления.
Следовательно, в данном случае медицинские вытрезвители, взимая плату за предоставляемые услуги, получают финансирование от иных поступлений, что само по себе является правомерным.
Согласно Письму Минфина России от 26.04.2006 N 02-05-03/989 до решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации суммы, взыскиваемые с граждан за содержание в медицинском вытрезвителе, администрируются МВД России и зачисляются на код бюджетной классификации "188 1 13 03020 02 0000 130. Прочие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от оказания платных услуг и компенсации затрат государства".
Медицинский вытрезвитель является бюджетной организацией, однако ввиду недостаточного бюджетного финансирования финансируется за счет средств, полученных от граждан за содержание в медицинском вытрезвителе.
Основными видами деятельности медицинского вытрезвителя являются доставление в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в пьяном виде, медосмотр и оказание помощи доставленным в медицинский вытрезвитель, размещение лиц, подлежащих вытрезвлению, в палаты, установление за ними наблюдения милиционерами и медперсоналом, содержание доставленных лиц до полного вытрезвления и т.п.
Следовательно, деятельность медицинского вытрезвителя нельзя отнести к коммерческой деятельности по оказанию услуг, а полученную плату с лиц, принудительно помещенных в медицинский вытрезвитель, - к выручке, являющейся объектом обложения налогом на прибыль организаций.
Арбитражные суды поддерживают данную позицию и приходят к выводу, что выполнение медицинским вытрезвителем возложенных на него обязательных функций по доставлению и размещению в учреждении лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и оказанию в необходимых случаях медицинской помощи не подпадает под понятие реализации услуг. Также суды указывают, что медицинский вытрезвитель предоставляет ночлег гражданам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, но "на ночлег" указанные граждане доставляются принудительно, в целях изоляции их от общества на время, необходимое для их отрезвления, следовательно, это свидетельствует о принудительном характере данных услуг, не связанном с предпринимательской деятельностью (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2007 N Ф08-1904/2007-817А).
Данную позицию также поддерживает ВАС РФ. Это следует из Определения от 05.07.2007 N 7738/07.
Таким образом, приходим к выводу, что данная деятельность медицинского вытрезвителя не считается предпринимательской деятельностью по реализации услуг и доходы от нее не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Ю.М.Лермонтов
Минфин России
22.04.2009