Универсальные учебные действия. Что такое ууд и зачем они нужны Для чего нужны ууд в начальной школе

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Универсальные учебные действия

Учимся учиться!
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Карабанова О.А.,
доктор психологических наук.

Статья «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны»

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию « универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы , творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

· самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

· смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

· морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

· сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

· ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

· сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

· сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

· сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

· знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Которая проводилась на начало учебного года и на конец года.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т. к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

· способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

· умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

· способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

· умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы , комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку , математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Рабочий Портфолио ученика:

является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочего Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы; разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике; учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали


рентоспособными на межрегиональном, федеральном и даже международном уровнях. Об этом свидетельствует успешное участие участников Программы РИП в российских и международных конкурсах и иных мероприятиях.

Для решения этой проблемы Институтом регулярно организуются межрегиональные выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов, проводятся иные научно-методические и научно-практические мероприятия. С 4 мая 2007 года реализуется соглашение о сотрудничестве между УИПКПРО и Редакцией Интернет-портала «Инновации в образовании» (статистика посещаемости сайта: 450-500 посещений в день, до 3500 посещений в неделю), в соответствии с которым стороны договорились объединить свои усилия с целью освещения и продвижения в открытом доступе Интернет-результатов инновационной де-

ятельности образовательных учреждений региона, являющихся участникам областной Программы РИП.

Очевидно, что разрешение этих актуальнейших проблем благоприятным образом скажется на экспериментальной деятельности и инновационного движения ОУ как ресурса развития образования области.

Литература

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2009 года «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

3. Августовские совещания педагогов // Образовательное право. - 2008 - № 24 от 12 июня 2008 г. - С.5.

В статье раскрывается содержание понятия «универсальные учебные действия», описывается их значимость в условиях нового предназначения школы

Карабанова Ольга Александровна,

доктор психологических наук

ЧТО ТАКОЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

Ключевые слова: цели школьного образования; жизненный опыт ребенка; умение учитьСЯ (учить СЕБЯ); основные универсальные учебные действия: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем

заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, про-

ектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие

жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Примеры формирования универсальных учебных действий (УУД) мы можем увидеть в изданиях комплекта «Перспектива», 1 класс

При разработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения большое внимание уделяется программам формирования и развития УУД.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Универсальные учебные действия Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить

2 иначе научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. К учителю, как организатору учебного процесса определенные требования предъявляет как семья и общество, так и Стандарты - общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность государство С чем же сталкиваются учителя начальных классов, делая набор? Какие дети приходят в современную начальную школу? Дети информированы, но бессистемно Дети обладают ограниченным диапазоном способов общения Дети являются носителями различных культур Дети имеют разный уровень подготовки к школе Эти особенности детей приходится учитывать учителям начальных классов 1 Современному учителю необходимо отрабатывать в работе те приемы, которые направлены на решение учебных ситуаций и учебных заданий,

3 обозначенных в стандартах. Прежде всего, необходимо составить грамотные рабочие программы. Стандартом определена следующая структура рабочих программ: Рабочие программы Рабочие программы Пояснительная записка Общая характеристика Описание места в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания Содержание учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса Нами был проведен тщательный анализ рабочих программа учителей начальных классов. Необходимо отметить, что практически все имеют одинаковую структуру, соответствующую требованиям новых стандартов. Обязательным компонентом является пояснительная записка, в которой отражено содержание, цели и задачи учебного курса, количество часов, прописаны сквозные лини развития учащихся средствами предмета, требования к уровню подготовки. Имеется описание учебного предмета в учебном плане, то есть тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. это тема урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки обучающихся, виды контроля, элементы дополнительного (необязательного содержания), объем домашнего задания, дата проведения. Прописаны ценностные ориентиры содержания. Вместе с тем можно отражать в рабочих программах методической работы как такие свойства

4 Комплексность- умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Выход за пределы учебника в зону словарей. Инструментальность -это организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, и за его пределами, а также применение в учебном процессе простейших инструментов для решения конкретных учебных задач. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. К сожалению, не во всех отражено материально - техническое оснащение образовательного процесса. И возвращаясь к началу своего выступления, мне бы хотелось вновь посмотреть на модель взаимодействия семьи, общества и государства в предъявлении требований к образованию ребенка. И еще раз вспомнить о том, что основным носителем иди получения качественного образования является учитель. Насколько он психологически и профессионально готов к переходу к работе по новому. Ведь «учитель- это самый трудный предмет в переходе на ФГОС. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть этаким непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно завоевать доверие детей, нужно, чтобы они увидели в учителе партнера, старшего друга, сподвижника. Ставить проблему перед детьми так, чтобы они сделал для себя открытие (пусть маленькое, но свое) вот уж поистине задача из задач! И возможно только тогда мы сможем достичь желаемого результата. А

5 именно Любознательным, интересующимся, активно познающим мир Умеющим учиться, способным к организации своей деятельности Уважающим и принимающим ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа Доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера, уважающим свое и чужое мнение Готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Имеющим представление об основах здорового и безопасного образа жизни 4 Ведь задача каждого из нас помочь ребенку проложить яркую радугу поиска истины между знанием и незнанием, научится вести корабль, не рискуя разбиться о рифы, парить в свободном полете. И найдется благодарный ученик, который скажет вам: «Спасибо, учитель!»


Евменова Наталья Владимировна учитель биологии и химии МБОУ Бирикчульской СОШ Алгоритмический подход на уроках химии в контексте формирования универсальных учебных действий Современное общество характеризуется

64 Беляева М. Ю. учитель начальных классов ВОЗМОЖНОСТИ УМК «ПЕРСПЕКТИВА» В ФОРМИРОВАНИИ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС А.А. Чотчаева ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников». Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных

Уважаемые родители! Информация для родителей по ФГОС НОО С 1 сентября 2012 года наше образовательное учреждение, как и другие образовательные учреждения подобного типа, переходят на новый Федеральный государственный

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ «17» ДЕКАБРЯ 2010 Г. 1897 Ключевые особенности

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт На основании приказа Министерства образования и науки РФ 373 от 6 октября 2009 года на территории России вводится в действие федеральный государственный

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование ФГОС НОО Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден

ФГОС основного общего образования Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации Функции

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в систему начального общего образования. Поиски. Пути. Решения. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Педсовет по теме: «Обеспечение преемственности при введении ФГОС НОО и ООО». 2014-2015 уч.г. Подготовила: Крыжановская Н.В. Живем в эпоху нано - технологий, И каждый год дает нам новый старт, То освоение

ФГОС ООО актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям Учитель русского языка и литературы Набиева В.М. Если мы будем учить сегодня так, как мы учили

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС. СПОСОБЫ ИХ ДИАГНОСТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ДОСТИЖЕНИЯ» заместитель директора по инновационной деятельности ГБОУ СОШ 597 Заманова Евгения Владимировна Современное общество характеризуется

АННОТАЦИЯ к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС ООО) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС ООО) (далее Программа)

Описание Основной образовательной программы начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия» 1538. (срок реализации 2013-2018гг.) Основная образовательная

В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова Английский язык 5-9 классы Аннотация. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных

ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие Стандарт общего образования ФГОС НОО п.1 Включает в себя требования: к структуре к условиям к результатам ФГОС ООО п.1 Стандарт общего образования ФГОС НОО

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Е.В.Попова (Екатеринбург) Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного

Саулич Л.И. ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района» (РБ, Глубокский район, Витебская область) ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Не существует скольконибудь достоверных тестов

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА «Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

Аннотация к основной образовательной программе начального общего образования ГБОУ Школа 1573 Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа 1573 - документ, обеспечивающий

Федеральный государственный образовательный стандарт Презентацию подготовила Новгородцева Ольга Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 2 г.первоуральск Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в начальной школе» Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения

Описание основной образовательной программе начального общего образования а) Цели реализации, принципы и подходы к формированию ООП и состав участников образовательного процесса ОУ Основная образовательная

ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Составила И. А. Красникова, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 391 Красносельского района Санкт - Петербурга Поэтапное

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий,

С сентября 0 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). А что такое ФГОС? Главная цель введения

Круглый стол «Применение новых инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в свете ФГОС» Обмен опытом Роль учителя В связи с переходом школы на новые образовательные стандарты меняется

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ средней общеобразовательной школы 444 раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования

Аннотация к рабочей программе по предмету «Технология» Пояснительная записка 1-4 класс Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической

Метод проектов на уроках английского языка в 5-х классах МАОУ гимназия 32 г. Калининграда Результаты внедрения ФГОС ООО Междисциплинарная программа «Формирование компетентностей проектной и исследовательской

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Приказ Министерства образования

«Планирование работы ного руководителя согласно требованиям ФГОС» Модель выпускника Любящий свою Родину. Не разделяющий мир на «своих» и «чужих», уважающий историю и культуры каждого народа Активно познающий

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК Круг обсуждаемых вопросов: Методологическая основа ФГОС. Основной результат и основная педагогическая

Пояснительная записка Актуальность программы по работе с одарёнными детьми. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно

Педсовет 30.03.2015 Система оценки образовательных достижений учащихся: вопросы преемственности Работа по новому ФГОС требует от учителей обновления педагогической практики: освоения и использования технологий

Сравнительная таблица стандартов Стандарт 2004 ФГОС Цели образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных

ПРОТОКОЛ 3 учителей информатики и ИКТ от 27 марта 2013 года Место проведения: МБОУ «Никитовская СОШ» Присутствовало 23 человека (регистрационный лист прилагается) Методическая тема: Совершенствование теоретического

Утверждена: Директор школы: В.Н. Кокорев Приказ 329-О от 01.09.2011 Согласована: на заседании Управляющего совета учреждения «30_»_августа_ 2011 г. протокол _2 от «_30»_августа_2011г. Принята: на заседании

Муниципальная автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Росинка» г. Краснокаменск Забайкальский край Консультация для педагогов «Преемственность дошкольного и начального образования

Аннотация к рабочей программе дисциплины «ТЕХНОЛОГИЯ»(1 класс) Программа по технологии для учащихся 1 класса разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного

Сведения об образовательных стандартах. Ступени образования Начальное общее образование Классы Количество Сроки освоения обучающихся 1-4 -ые 210 человек Федеральный государственный образовательный стандарт

Преемственность и непрерывность всех уровней образования в условиях реализации ФГОС «Преемственность связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое,

Приложение к учебному плану ГБОУ школы 596 с углублѐнным изучением французского языка Приморского района Снкт-Петребурга Организация внеурочной деятельности В ГБОУ средней общеобразовательной школе 596

Внеурочная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся Долгополова О.В., учитель географии МБУ «Школа 43» Нормативные документы Федеральный государственный образовательный

ПАСПОРТ Основной образовательной начального общего образования МБОУ «СОШ 12» г.братска Наименование Статус ОУ Нормативное обеспечение разработки ООП НОО Основная образовательная программа начального общего

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона

Описание основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа 1355 - нормативный документ, направленный на решение

Реализация и перспективы развития ФГОС НОО на базе МОУ многопрофильной гимназии 12 г. Твери ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР ШМИТОВА Т. Г. американский нобелевский лауреат Э. Тоффлер Программа развития гимназии 12

Модель выпускника начальной школы по ФГОС Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны: - освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне,

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» Портрет выпускника как конечный результат образовательной деятельности российской школы: патриота, носителя ценностей

Цели образования: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитаниенравственных и эстетических чувств, эмоциональноценностного

В чём преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования? -Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в лицее 265, на семинаре, подготовленном

Сравнительная таблица стандартов Стандарт 2004 Цели образования: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитаниенравственных

Управление образования Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хотьковская средняя общеобразовательная школа N1

Методический семинар Использование информационных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как одно из условий реализации ФГОС

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного Стандарта начального общего образования, примерной

МАОУ «Школа 47» г.рязани учителя английского языка Зениной Е.В. Программа саморазвития педагога. Содержание. 1. Педагогическая концепция 2. Цели и задачи учителя 3. Анализ ресурсов саморазвития 4. План

Ресурсный центр муниципальной системы образования «Гимназия иностранных языков» г. Ухты Стандарты второго поколения: что должен знать и понимать учитель? Исакова заместитель по НМР Н.А., директора L/O/G/O

Презентация руководителя школьного методического объединения учителей естественно математического цикла Анютенковой Л.Е. Тема: «Преподавание математики в 7-9 классах в условиях внедрения ФГОС. Отличительные

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее Стандарт)

Аннотация к рабочей программе дисциплины «ТЕХНОЛОГИЯ»(4 класс) Программа по технологии для учащихся 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: пути реализации 1.Разработка и утверждение ФГОС. 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года

Сравнительная таблица стандартов первого и второго поколения Стандарт 2004 Цели образования: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

Разработка рабочей программы по учебному предмету, структура, тематическое планирование. Выступление подготовила учитель географии ГБОУ СОШ с. Падовка, исполняющая обязанности заместителя директора по

Показать необходимость и основные пути формирования новой образовательной среды в условиях перехода на обучение по стандартам второго поколения. Рассмотреть отличительные особенности ФГОС второго поколения.

Оглавление 1. Пояснительная записка. 2 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».. 4 3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА CИСТЕМА УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ Гармоничное развитие личности учащегося. Формирование общих способностей и эрудиции в соответствии

Рабочая программа по риторике «Волшебная сила слов» 1 ступень начального общего образования 1класс Разработана в соответствии с требованиями ФГОС Рекомендована МО и науки РФ Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти

Комплексный подход к системе оценки результатов образования согласно ФГОС Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Академия футбола «Салют» Стрельникова Светлана Алексеевна 1 ПОЧЕМУ НУЖНО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ