Водоросли и их значение. Основное значение водорослей в природе и жизни человека. Применение в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства Многоклеточные водоросли значение в природе

1. Разнообразие морских водорослей В морях обитают как мелкие, часто микроскопические планктонные водоросли, так и крупные прикреплённые растения, достигающие в длину 30 метров. Для питания водорослям нужен свет, но свет в воде не проникает глубже 200 метров, поэтому ниже глубины проникновения света (фотической глубины) растения не встречаются. Зелёные и бурые водоросли обитают на глубинах до 20 метров, красные водоросли – до 200 метров, глубже – только животные. Водорослей мало там, где в воде мало питательных веществ.

Тело водорослей представлено слоевищем (талломом), клетки которого одинаковы, однако у ламинарии уже появляются ситовидные трубки – элементы проводящей ткани, а к субстрату эти водоросли прикрепляются с помощью ризоидов (от греческих слов риза – корень и эйдос – вид) – нитевидных образований, являющихся выростами клеточных стенок. Размножение водорослей осуществляется как бесполым, так и половым путём, причём оба способа могут чередоваться: на талломе формируются гаметы, после слияния которых образуются зиготы. В процессе созревания содержимое зиготы делится 2 раза и из лопнувшей оболочки выходят 4 споры, дающие новые растения.

Промысловые красные и бурые водоросли Ундария перистонадрезная Алария съедобная Гелидиум тонкий Ламинария японская Филлофора жилковатая Анфельция складчатая

1. 2. Планктонные пресноводные водоросли А Б Пресноводные жгутиковые водоросли: А – эвгленовые; Б – вольвоксовые и протококковые. Фитопланктон служит пищей для зоопланктона, которым питаются мальки рыб, но они же вызывают цветение воды.

1. 3. Пресноводные зелёные харовые водоросли По внешнему виду харовые водоросли похожи на высшие растения, но их внутреннее строение свидетельствует о том, что харовые – это низшие растения.

2. Значение водорослей Фитопланктоном, численность которого в верхних слоях воды арктических морей достигает 20 – 30 миллионов особей в 1 м 3, питаются многие промысловые виды рыб. Бентосными (донными) водорослями питаются морские ежи и другие донные животные. Бурые, зелёные и красные водоросли использует в пищу и человек (бурые – ламинарию, аларию, ундарию; зелёные – ульву; из красных – порфиру). Из красных водорослей (гелидиума, филлофоры, анфельции) получают агар-агар – растительный желатин, используемый в кондитерской, текстильной и бумажной промышленности, научных исследованиях. Одноклеточные зелёные водоросли (хлорелла, спирулина) используются в аппаратах, восстанавливающих нормальный состав воздуха в замкнутых помещениях (на подводных лодках, космических кораблях и других). Водоросли образовали огромные толщи осадочных пород, именно эти организмы явились первым источником кислорода на Земле – в этом их космическая роль.

План урока по биологии.

Тема: Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

Класс 6 (ФГОС).

УМК Н.И.Пономарева.

Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф

Цель урока: сформировать представление о водорослях, как низших растениях.

Задачи:

1.Познакомить с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей;

2.Изучить общие признаки водорослей;

3.Определить признаки одноклеточных и многоклеточных водорослей;

4.Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации: учебник, электронная образовательная программа 1С: Школа, и др ИКТ (аудиоконтент, видеоконтент, мультимедиа).

5.Воспитание экологической грамотности и бережного отношения к среде обитания водорослей.

Оборудование: интерактивное оборудование «Promethean», файлы презентации, ПК, магнитная доска с магнитами, гербарный материал «водоросли», чистые листы А-4 (для создания схемы, опорных знаков в работе групп),

Использование компонентов УУД:

Умение слышать, слушать, планировать и согласованно выполнять совместную работу;

Взаимодействовать друг другом, оказывать поддержку друг другу, уметь вести дискуссию;

Правильно выражать свои мысли;

Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;

Готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации в работе;

Умение выявлять существенное;

Умения осознавать познавательную задачу;

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме,

Использовать знаково-символичные средства;

Умение решать проблемы и задачи.

Навыки формированием произвольности поведения в индивидуальной и совместной работе;

Эмоциональное оценивание происходящего и изученного;

Ход урока.

  1. Проверка знаний учащихся.

Какое значение имеет систематика в изучении живой природы.

Как именуют виды растений.

Какие таксоны выделены в классификации растений.

Ученый-натуралист, который ввел бинарные названия видов.

Установить соответствия между таксономическими единицами и предложенными названиями групп. Какое название группы лишнее, почему.

Какие растения относят к высшим.

Промежуточный результат: определение качества усвоения изученного материала «Систематика растений, ее значение для ботаники».

  1. Изучение материала.

Образовательный компонент 1.

Действия учителя

Действия учеников

Видеосюжет водоросли (ЭОП 1С: Школа).

Демонстрирует видеосюжет. Предлагает ответить на вопросы по видеосюжету. Определяет, что усвоили ученики после просмотра. Задает вопросы по сюжету.

Место обитания организмов.

Какие формы организмов увидели.

Какие размеры могут иметь организмы.

Постановка проблемы, цели урока. Помогает определить проблему и цель урока. Объясняет, что это особая группа растений «Водоросли».

Внимательно просматривают видеосюжет. Размышляют, анализируют информацию.

Отвечают на вопросы.

Предполагают цель урока. Записывают в классной тетради тему урока.

Промежуточный результат: определение цели урока. Понимание, что есть сходства и различия между представленными растениями. Понимание необходимости изучения особенностей строения водорослей.

Образовательный компонент 2.

Действия учителя

Действия учеников

Работа с текстом учебника, иллюстрацией № 107,108

Объяснение задачу перед учениками. Помогает ученикам в работе с текстом и с иллюстрацией. Выслушивает и акцентирует внимание учеников на существенное. Проверяет качество выполнения работы. Задает вопросы.

Чем отличаются по своему строению водоросли.

В каких структурах находится хлорофилл.

Какие формы тела имеют водоросли.

Как называется одноклеточная водоросль.

Какие особенности строения хламидомонады свойственны растительной клетке.

Какие структуры свойственны свободно живущему организму.

С каким процессом связано наличие этих структур.

Выслушивает ответы учеников, дополняет и отмечает правильно выделенные признаки. Предлагает сравнить ответы учеников с ответами на слайде.

Активное слушание. Понимание задачи. Работают с текстом учебника и с иллюстрацией. Размышляют, взаимодействуют с учителем.

Отвечают на вопросы. Внимательно слушают ответы одноклассников, дают комментарии к ответам, исправляют допущенные ошибки. Делают обобщение.

Записывают в тетрадь признаки отдела «Водоросли».

Промежуточный результат: усвоение общей характеристики отдела «Водоросли». А) Водоросли – низшие растения, т.к. тело представлено слоевищем, или талломом. В нем нет органов и тканей. Б) Хлорофилл находится в хроматофорах. В) Водоросли – автотрофные организмы. Усвоение отличий водорослей. А) Есть водоросли одноклеточные и многоклеточные. Б) Формы тела у водорослей разнообразны. В) Хламидомонада имеет жгутики, глазок, сократительную вакуоль – структуры, свойственные свободно живущему организму.

Образовательный компонент 3.

Действия учителя

Действия ученика

Закрепление материала «Строение одноклеточной водоросли». ЭОП 1С: Школа и задание № 2 «рабочей тетради».

Объясняет цель работы, мотивирует на выполнение работы, оказывает помощь при выполнении работы в «рабочей тетради».

Проверяет качество выполнения работы с использованием тестового варианта пособия в ЭОП 1С: Школа

Выполняют задание №2 в «рабочей тетради» на закрепление знания строения одноклеточной водоросли.

Совместное взаимодействие с учителем. Работают с интерактивным пособием. Показывают качество выполнения задания, степень усвоения, выбирают из предложенных вариантов правильный ответ. Называют структуры строения хламидомонады и ее функцию. Взаимодействуют с учителем в работе.

Промежуточный результат: знание особенностей строения одноклеточной водоросли. Усвоение частей тела, функции структур тела. Запоминание новых понятий и закрепление знаний строения растительной клетки и структур свободноживущих организмов.

Образовательный компонент 4.

Действия учителя

Действия учеников

Изучение блока «Размножение водорослей», «Многообразие водорослей», «Значение водорослей»

Проводит деление учеников класса на рабочие группы. Объясняет задачу для каждой группы. Осуществляет помощь при подготовке к выступлению, при создании схемы. Поддерживает высокий темп работы, акцентирует внимание на содержательной части материала каждой группы.

Поощряет мысли в группах, создает благоприятную ситуацию в работе группы, ситуацию успеха. По окончанию выступлений групп проверяет правильность записей учеников.

Демонстрирует гербарные экземпляры «водоросли», флакон йода, пищевой продукт.

Работа выполняется в группах. 1 группа работает над содержанием материала «Размножение водорослей». 2 группа – «Многообразие водорослей», 3 группа – «Значение водорослей». В группах проводят анализ содержания материала, обсуждают, определяют содержание своего рассказа. Взаимодействуют с учителем. Разрабатывают схему материала для последующей записи в тетради учениками класса. Выступают перед одноклассниками. Предлагают схему своей части материала.

После выступления каждой группы переносят схемы главной части материала в тетрадь.

Промежуточный результат: отработаны навыки работы в группе и взаимодействия с членами группы и учителем. Проведен совместный анализ содержания материала. Отработаны умения и навыки использования схемы, таблицы, опорных знаков и т.д. при решении учебной задачи. Усвоены знания особенностей размножения водорослей, многообразия водорослей, значения водорослей.

Схема № 1. «Размножение водорослей»

Схема № 2. «Многообразие водорослей»

Названия водорослей.

Глубина обитания в водоемах.

Схема № 3. «Значение водорослей»

Участвуют в образовании кислорода, насыщению водной среды и атмосферы кислородом;

Проводит небольшой опрос по изученным блокам. Подводит итоги работы групп. Обобщает изученный материал. После просмотра видеофильма предлагает задуматься о роли водорослей в существовании живых существ на планете. Ставит проблему для размышления.

Роль человека в сохранении биологического разнообразия.

Роль человека в сохранении среды обитания водорослей.

Пути решения проблемы загрязнения водоемов.

Эффективные и безопасные для водных обитателей методы очистки водоемов.

Внимательно просматривают видеосюжет, дают оценку информации в видеосюжете. Рассказывают, что они дополнительно узнали из фильма.

Размышляют над проблемой. Отвечают на вопросы, предлагают варианты решения проблемы.

Промежуточный результат: размышления над проблемой сохранения водорослей и защита среды обитания водорослей. Эмоциональная оценка и отношение к проблемам экологии. Умение предлагать собственные выводы, собственные способы решения проблемы. Закрепление изученного материала.

  1. Подведение итогов.

Использовать интерактивные возможности ИКТ;

Подготовить к уроку оборудование, интерактивные пособия;

Выдерживать временные рамки каждого обучающего компонента урока;

Оказывать дозированную помощь ученикам в работе, мотивировать к изучению материала, создавать ситуацию успеха каждого ученика;

Вовлекать в опрос и работу слабоуспевающих учеников, предлагая им форму работы, успешную для выполнения (например, работа с интерактивным пособием с наличием готовых ответов);

Использовать разнообразные формы восприятия материала;

Использовать многовариативные формы работы,

Обязательное включение в работу учебник, не перегружая урок презентацией, слайдами.

При подготовке к уроку использованы материалы Интернет-ресурса


Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей

Цели: продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с раз-личными многоклеточными водорослями, со средой их обитания и особенностями строения и размножения; дать представление о роли водорослей в природе, использовании их в науке, технике, хозяйстве человека, о мерах по охране водорослей; продолжить формирование умения работать с микроскопом и навыка выпол-нения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблицы: «Одноклеточные водо-росли», «Многоклеточные водоросли», «Бурые и красные водо-росли», цветковое растение элодея из аквариума, гербарии различ-ных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума; некоторые предметы, сделанные из водорослей: салат из морской капусты, пищевые добавки с водорослями, йод, агар-агар и т. д.

Ключевые слова и понятия: нитчатые водоросли (улотрикс, кладофора, спирогира), бурые водоросли (ламинария, фукус, саргассум), красные водоросли (филлофора, порфира, птилота, радимения); слоевище (таллом), ризоиды, спорангий, ядро с яд-рышком, вакуоль, хроматофор; бесполое размножение, половое размножение, конъюгация; зооспоры, подвижные гаметы, споры, зигота; фитопланктон

Ход урока

Актуализация знаний

Работа у доски

К доске вызывают двух учеников. Одному из них нужно изо-бразить строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомо-нады, а другому — хлореллы и указать основные органеллы этой водоросли. На выполнение задания отводится около 2—3 мин. После ученики устно отвечают по нарисованной схеме.

Далее к доске выходят еще три ученика. Один из них изобра-жает схему бесполого размножения хламидомонады, другой — по-лового размножения хламидомонады, а третий — размножения хлореллы. После учащиеся устно отвечают по нарисованным ими схемам.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы изучали одноклеточные водоросли. Сегодня перейдем к многоклеточным. А начнем с нитчатых во-дорослей.

Как вы думаете, за что они получили такое название? (От-веты учащихся.)

Эти водоросли напоминают по своему внешнему виду длин-ные нити.

Среди нитчатых водорослей самой распространенной в наших широтах является спирогира. Это многоклеточная зеленая водо-росль, клетки которой расположены в один ряд. Рост происходит за счет деления всего тела. Растение ведет неприкрепленный образ жизни. Нити его свободно перемещаются в воде под действием различных течений. Это обычный обитатель наших прудов и рек с несильным течением. Вы, часто купаясь в пруду или реке, на-верное, обнаруживали скопления зеленой, скользкой на ощупь тины. Это и есть нити спирогиры.

(Учитель демонстрирует изображение этой водоросли на таб-лицах и по возможности и в живом или засушенном виде.)

Клетки спирогиры имеют вытянутую форму. Снаружи они покрыты слоем слизи.

Как вы думаете, за что эта водоросль получила такое на-звание? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Хроматофоры в клетках этой водоросли имеют особое строе-ние. Они длинные, вытянутые и расположены в цитоплазме вдоль стенки клетки, как бы опоясывая ее по спирали. Отсюда и на-звание. В центре клетки расположено крупное ядро с ядрышком . Достаточно большое пространство занимает вакуоль.

Вспомните, какими способами могут размножаться однокле-точные зеленые водоросли. (Половым или бесполым путем.)

Для спирогиры тоже характерно как половое, так и бесполое размножение. При бесполом методе нити спирогиры разрываются, клетки каждой из частей начинают делиться, давая начало новым молодым организмам.

Когда происходит бесполое размножение хламидомонады? (При благоприятных условиях .)

Спирогира также размножается при благоприятных условиях, чаще всего летом, бесполым путем.

Половое размножение спирогиры несколько отличается от идентичного хламидомонады. При половом размножении спирогиры две нити располагаются параллельно друг другу. За-тем они сближаются и обволакиваются слизью. Клетки, распо-ложенные ближе всего друг к другу, образуют особые выросты, которые соединяются, создавая канал, по которому содержимое одной клетки перетекает в другую. Таким образом происходит оплодотворение и образуется зигота . Зигота покрывается толстой оболочкой и может длительное время находиться в состоянии по-коя. После определенного периода покоя зигота прорастает и дает начало новому организму. Такой способ полового размножения называется конъюгацией.

На камнях и корягах, лежащих на дне неглубоких рек, часто можно обнаружить еще одну нитчатую водоросль — улотрикс. Скопления улотрикса выглядят как ярко-зеленые шелковистые нити. Тело этого растения также состоит из одного ряда клеток, но клетки не вытянутые, как у спирогиры, а более короткие. Растет улотрикс за счет деления клеток, расположенных толь-ко на верхушке. Кроме того, эта водоросль ведет прикрепленный образ жизни. Она приклеивается к субстрату особой бесцветной клеткой. В цитоплазме каждой из клеток водоросли можно обна-ружить ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца.

Бесполое размножение этой водоросли происходит посредст-вом зооспор.

Вспомните, что такое зооспора.

Зооспоры — подвижные клетки со жгутиками, при помощи которых осуществляется бесполое размножение. Зооспоры сво-бодно плавают, а затем прикрепляются к субстрату, делятся и дают начало новому организму.

Какой способ размножения чаще всего встречается у водо-рослей при неблагоприятных условиях? (Они размножают-ся половым путем.)

При половом размножении улотрикса в некоторых клетках во-доросли образуются многочисленные подвижные гаметы со жгу-тиками. Гаметы от разных особей сливаются попарно и образуют зиготу. Зигота также покрывается толстой оболочкой и может в течение длительного времени находиться в состоянии покоя. Как только создаются условия, благоприятные для жизни во-доросли, зигота делится на 4 клетки-споры. Споры опускаются на дно и, прикрепившись к субстрату, начинают делиться, давая начало новой особи.

Достаточно часто в пресных и соленых водоемах встречается многоклеточная зеленая водоросль кладофора. Она также является нитчатой водорослью, но более высокоорганизованной, чем спи-рогира и улотрикс. Нити кладофоры ветвятся. Молодые кладо-форы ведут прикрепленный образ жизни, но впоследствии часто обламываются и пускаются в свободное плавание. Интересной особенностью этого растения является наличие в каждой клетке большого числа ядер. Подобные явления никогда не встречаются в клетках высших растений.


Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 39; учебник В.В. Пасечника § 12), а также личным опытом, укажите значение водорослей в природе и жизни человека.

(На выполнение этого задания отводится около 3—5 мин, по-сле чего берутся на проверку тетради у 2—3 учеников, а еще 3—4 отвечают устно. Учитель сопровождает устные ответы учащихся демонстрацией таблиц и по возможности некоторых продуктов из водорослей: салата из морской капусты, пищевых добавок с во-дорослями, йода, агар-агара и т. д.)

Роль водорослей в природе

В процессе фотосинтеза трансформируют энергию солнца в энергию, доступную для других организмов, и выделяют кислород, необходимый для их дыхания.

Пища для многих морских животных (морские ежи, рыбы и пр.) и морских водоплавающих птиц.

Приют для рыб и многих других животных.

Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.

Некоторые виды одноклеточных водорослей являются пио-нерными растениями: попадая на бесплодные субстраты, они участвуют в почвообразовании.

Некоторые виды водорослей входят в состав комплексных организмов (лишайников).

Роль водорослей в жизни и деятельности человека

Продукты питания для человека (ламинария, ульва).

Использование в качестве добавки к корму для скота.

Изготовление удобрений.

Получение агар-агара, используемого в пищевой промыш-ленности и микробиологии (красные водоросли).

Использование в химической промышленности (получение йода, калийных солей, спирта, уксусной кислоты и т. д.).

Биологическая очистка технических и сточных вод (хлами-домонада, хлорелла).

Получение лекарственных препаратов и биологически ак-тивных добавок к пище.

Вред, наносимый водорослями человеку и его деятельности

Чрезмерное размножение в оросительных каналах затруд-няет подачу воды.

Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затруд-няет сезонный вылов рыбы.

Чрезмерное размножение водорослей приводит к затруд-нению судоходства.

Творческие задания.

Нарисовать картину подводного мира, на которой будут присутствовать различные отделы водорослей: красные, бурые, зеленые, и т. д.

Сочинить сказку о жизни в подводном царстве, где главны-ми действующими лицами будут водоросли.

В книгах каких писателей встречаются описания подвод-ного мира?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти в спе-циальной литературе названия и описание водорослей, выращи-ваемых в пресных и в соленых аквариумах. К каким водорослям они относятся?

Водоросли. Учебный фильм

Путешествие по Африке. Лес водорослей.Познавательный фильм.

Морские водоросли Ламинария

Морские водоросли и Зелёные технологии компании Olmix - RU

Морские водоросли

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»


«Многообразие водорослей, их роль и значение»

Все растительные организмы, в зависимости от особенностей своего строения и жизнедеятельности принято делить на две группы низшие и высшие растения.

Основные отличия низших растений от высших заключается в следующем:

1. их тело не имеет органов, как у высших растений - корень и побег - и представлено талломом или слоевищем (это связано с тем, что водоросли поглощают питательные вещества всей поверхностью вегетативного тела);

2. отсутствует дифференциация клеток на ткани;

3. органы полового размножения в большинстве случаев одноклеточны.

К низшим растениям относят группу отделов (12 отделов), объединяющих просто организованные растения, - водоросли. Водоросли составляют группу низших растений, которые обитают, в большинстве своем в водной среде. Термин "водоросли" является не систематическим, а эколого-биологическим. Группа отделов водоросли объединяет отделы, отличающиеся друг от друга по происхождению.

Общая характеристика водорослей

Происхождение водорослей. Водоросли являются древнейшими представителями растений, возраст ископаемых остатков которых составляет около 3.2 млрд. лет. За этот период эти организмы прошли долгий и сложный путь развития. Одни представители сильно эволюционировали, другие, благодаря консервативности водной среды, остались практически без изменений, поэтому по своей организации водоросли сильно различаются.

Размножение водорослей. Размножение водорослей очень разнообразно. Существует 3 способа размножения у водорослей:

1. Вегетативное размножение - такой способ размножения, при котором новые особи возникают из части материнского организма (деление клетки, распад колоний, разрыв нитей и т.д.).

2. Бесполое размножение - такой способ размножения, при котором новые особи возникают из специализированных гаплоидных клеток - спор. Содержимое клетки многократно делится и образуется множество спор, каждая из которых способна дать начало новому растению. Споры бывают подвижными (имеют жгутики) и неподвижными.

3. Половое размножение - такой способ размножения, в котором принимают участие два организма и новая особь возникает из диплоидной клетки - зиготы. Зигота образуется в результате слияния двух гаплоидных клеток - гамет. Зигота покрывается толстой оболочкой, накапливает запасные питательные вещества и способна переносить неблагоприятные условия.

Питание водорослей. Все вещества, необходимые для питания (СО2 и минеральные вещества) и дыхания (О2) водоросли поглощают из воды. Среди водорослей большинство питаются автотрофно, но почти все (особенно низко организованные) способны переходить к миксотрофному (смешанному) питанию, а некоторые могут полностью переходить на гетеротрофное питание (эвглена). При этом их клетки могут совсем утрачивать хлоропласты, поглощая готовые органические вещества всей поверхностью клетки. Интересно, что при наступлении благоприятных для фотосинтеза условий водоросли восстанавливают хлоропласты и свою способность осуществлять фотосинтез.

Типы вегетативного тела водорослей. Среди водорослей есть микроскопически малые и многометровые (до 60 метров) растения. Одноклеточные водоросли могут иметь жгутики и с помощью их передвигаться (хламидомонада), а также быть неподвижными (хлорелла). Колониальные водоросли тоже могут быть подвижными (вольвокс) и неподвижными (носток). Многоклеточные водоросли произошли от нитчатых форм, так как только нитчатые водоросли имеют признаки многоклеточного организма:

1. клетки в нити соединены друг с другом плазмодесмами;

2. наблюдается дифференциация клеток по функциям;

3. нити обладают неограниченным ростом.

Многоклеточные водоросли бывают нитчатые (спирогира, улотрикс, анабена), паренхиматозные (ламинария, фукус).

Строение водорослевой клетки. Среди водорослей есть представители прокариот (синезеленые, некоторые зеленые водоросли), мезокариот (динофитовые водоросли), но в основном водоросли являются эукариотами. Водорослевые клетки могут быть одноядерными и многоядерными, при этом содержать до нескольких десятков ядер.

Покровы водорослевой клетки могут быть представлены пектиновой (хламидомонада) или целлюлозной оболочкой (хлорелла). Некоторые водоросли не имеют дополнительных покровов и их клетка покрыта одной плазмалеммой, другие пропитывают свои оболочки известью, солями железа, кремнеземом или образуют вокруг клетки кремнеземные панцири и домики. Наиболее прогрессивными в эволюционном плане являются целлюлозные оболочки, так как они позволили некоторым представителям зеленых водорослей дать начало предкам высших растений.

В клетках водорослей содержатся пластиды - хлоропласты или хроматофоры. Термин хромотофор в научном смысле устарел. Несмотря на то, что пластиды водорослей окрашены самым разнообразным образом, в современной научной терминологии их принято называть хлоропластами, поскольку функционально они сходны с пластидами высших растений. Фотосинтез в пластидах как высших, так и низших растений протекает по так называемому растительному типу (в отличие от бактериального фотосинтеза, характерного для фотобактерий). Хлоропласты могут иметь самую разнообразную форму и размеры - чашевидный, лентовидный, пластинчатый, спиралевидный, звездчатый и т.д. Число хлоропластов также может варьировать от одного до нескольких. У большинства водорослей в клетке один крупный хлоропласт. Эволюция хлоропластов шла по пути уменьшения их размеров и увеличения их числа, поэтому у высших растений в клетке множество мелких дисковидных хлоропластов. Окраска хлоропластов зависит от набора пигментов и может быть зеленой, желтой, бурой, сине-зеленой, красной, черной и т.д. Среди пигментов, содержащихся в хлоропластах, можно выделить основные пигменты фотосинтеза - хлорофиллы (зеленые); вспомогательные пигменты фотосинтеза - каротиноиды (желтые, красные, коричневые); а также дополнительные пигменты, характерные только для водорослей – фикобилины (синие, красные). В различном сочетании эти пигменты и дают разнообразие окраски водорослей.

Значение водорослей в природе

· Историческое значение. Первыми фотосинтезирующими организмами на нашей планете были синезеленые водоросли. Именно эти организмы создали кислородную атмосферу и озоновый экран, благодаря этому стало возможным дальнейшее развитие всего живого на Земле. Ископаемые остатки водорослей обнаружены в архейских породах Южной Африки и имеют возраст 3.2 млрд. лет.

· Поддержание кислородного баланса атмосферы. В настоящее время водоросли, выделяя в процессе фотосинтеза огромное количество кислорода, обогащают им атмосферу Земли. Достаточно напомнить, что вода покрывает 2/3 поверхности планеты и в верхнем слое содержит растительный планктон. Эти планктонные водоросли выделяют в атмосферу основное количество кислорода и поэтому их называют «легкими планеты». Содержание О2 в самом верхнем слое воды может быть в 2-3 раза выше, чем в воздухе.

· Мощный геологический фактор. Водоросли принимают участие в образовании известняковых пород (древние синезеленые водоросли), коралловых рифов (красные водоросли), меловых пород (золотистые водоросли).

· Водоросли являются первым звеном в цепи питания мелких водных животных (циклопов, дафний и др. беспозвоночных), а также рыб (толстолобик, амур).

· Водорослевые заросли играют важную роль в создании особых водных биоценозов.

· Почвенные водоросли повышают плодородие почв, благодаря своей способности к азотфиксации. Водоросли способны обеспечить до 15% потребности высших растений в азоте.

Значение водорослей в промышленности и хозяйственной деятельности человека

· Чрезмерное развитие водорослей, так называемое «цветение» воды, вызывает нежелательное последствие и наносит ущерб. Развиваясь в огромной массе, водоросли засоряют и приводят в негодность различные подводные сооружения. «Цветение» воды придает ей неприятный вкус и запах, делает ее непригодной для использования в питьевых и хозяйственных целях. Продукты жизнедеятельности водорослей, накапливаясь в больших количествах, приводят к гибели водных беспозвоночных и рыб.

· Морские водоросли служат удобрением, идут на корм скоту.

· Некоторые водоросли используются в пищу человеком (хлорелла, спирулина, носток, ламинария). Например, одноклеточная водоросль хлорелла отличается высокой скоростью роста и размножения. По питательности и содержанию белка она превосходит пшеницу и может быть использована в пищу, для получения витаминов и биологически-активных веществ.

· В фармацевтической промышленности водоросли служат источником йода и? - каротина. Из морских водорослей добывают студенистые вещества: агар-агар (из красных водорослей) и альгинат (из бурых водорослей). Эти вещества не имеют цвета, вкуса и запаха. Используются в микробиологической промышленности для выращивания микроорганизмов, при консервировании продуктов и производстве нежирных кремов (пищевых и косметических), а также в качестве наполнителей при изготовлении красок, пива, мороженого, таблеток, капсул, фотоимульсий и искусственного волокна.

· Ископаемые диатомовые водоросли служат абразивным материалом и используются при изготовлении зубных паст, при шлифовке линз.

Многообразие водорослей

Водоросли встречаются почти повсюду, куда проникает достаточное количество света.

1. Водные местообитания

Водоросли населяют пресные водоемы - реки, озера, пруды, болота, а также небольшие временные водоемы - лужицы, канавы и т.д. В морях и океанах обитают морские водоросли, многие из которых достигают крупных размеров. У морских побережий самая богатая растительность встречается в прибрежной зоне, особенно на том уровне, который обнажается при отливе. В других соленых водоемах (соленых озерах), где соленость воды очень высока, обитают водоросли, приспособившиеся к таким условиям жизни. Некоторые водоросли все время остаются взвешенными в верхних слоях воды и вместе с мелкими животными образуют планктон. Другие водоросли живут в придонном иле или прикрепляются к подводным предметам (камням, сваям и т.д.), эти водоросли образуют бентос.

В горячих источниках с температурой воды до + 85°С обитают некоторые виды синезеленых водорослей, способных существовать при такой температуре.

2. Вневодные местообитания

Почвенные водоросли обильно развиваются в верхних слоях почвы (даже в пустынях). Они активно участвуют в процессах почвообразования, благодаря способности фиксировать атмосферный азот. Водоросли развиваются в виде зеленых налетов на коре деревьев, заборах, водостоках. Водоросли снега и льда - основные растения Антарктиды, развиваясь в массе они способны окрашивать снег в зеленый и красный цвета.

Обитатели морей и океанов, в основном, многоклеточные формы крупных, иногда гигантских размеров. Заросли морских водорослей образуют своеобразные подводные леса и луга. Среди водорослей встречаются как прикрепленные формы, так и свободноплавающие. Прикрепление к грунту осуществляется при помощи ризоидов, особых присосок или подошв.

Своеобразие красных и бурых морских водорослей состоит в содержании особых пигментов, это и определяет окраску. Толща воды поглощает оранжево-красные лучи, пропуская сине-зеленые, которые могут быть использованы только с помощью красно-бурых пигментов. Поэтому ближе к поверхности обычно обитают водоросли, имеющие чисто зеленую окраску, а на глубине (до 200 м) они сменяются красными и бурыми.

Характеристика синезеленых водорослей

Синезеленые водоросли широко распространены во всех средах жизни и способны существовать практически в любых условиях: при температуре - 83°С в Антарктиде и +85°С в горячих источниках. Такая устойчивость клеток синезеленых водорослей к неблагоприятным факторам среды обусловлена следующими особенностями строение клеток синезеленых водорослей:

1. Синезеленые водоросли относятся к прокариотам.

2. В клетках имеется около 30 пигментов, это способствует осуществлению процесса фотосинтеза в экстремальных условиях.

3. Клетки имеют толстые многослойные стенки, часто одетые слизистым чехлом, который выполняет защитную функцию.

4. В клетках синезеленых водорослей часто встречаются газовые вакуоли, наполненные смесью газов, это позволяет всегда находиться в лучших для фотосинтеза условиях, меняя свое положение в толще воды.

5. Многие виды синезеленых водорослей могут фиксировать атмосферный азот, благодаря этому обладают пищевой независимостью. Это позволяет им заселить необитаемые (без почвы) скалы. Синезеленые водоросли первыми осваивают безжизненные местообитания - лавовые потоки, вулканические острова.

Представителями синезеленых водорослей являются: глеокапса, анабена, носток, спирулина, микроцистис, мерисмопедия и др.

Разнообразие видов красных водорослей

В большинстве случаев красные водоросли, или как их еще называют, багрянки, - обитатели моря. Они прикрепляются к различным субстратам (камням, раковинам, талломам других водорослей) и составляют вместе с бурыми водорослями самую большую группу растений морского бентоса. Многие багрянки живут на больших глубинах. Глубоководные формы отличаются особенно яркой красной или малиновой окраской.

По внешнему строению красные водоросли отличаются большим разнообразием. Это нитевидные, шнуровидные, пластинчатые, корковидные, кустистые и др. формы. Большинство имеют размеры от нескольких сантиметров до 1 м и более.

У некоторых красных водорослей в оболочке клеток откладывается карбонат кальция и магния. Эти водоросли принимают участие в образовании коралловых рифов.
и т.д.................

Слайд 2

Задачи урока.

Задачи урока.

  • Углубить знания об отличительных чертах организации водорослей, показать их разнообразие.
  • Познакомить с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения.
  • Рассмотреть приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
  • Продолжить формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
  • Слайд 3

    Водоросли

    • Обширная и неоднородная группа низших растений, определяемая сейчас многими исследователями в царство Protista. Водоросли – самые многочисленные и одни из самых важных для планеты фотосинтезирующих организмов. Они встречаются повсюду: в морях и океанах, в пресных водоёмах, на влажной почве и на коре деревьев.
    • Среди водорослей встречаются одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Клетки некоторых водорослей содержат много ядер, другие не содержат межклеточных перегородок. Клеточные оболочки состоят, как правило, из целлюлозы. Клетки (похожие на растительные) могут соединяться торцами, образуя цепочки или нити, иногда ветвистые. Проводящая система и корни отсутствуют; неподвижные формы прикрепляются ко дну разветвлёнными выростами – ризоидами. Размеры водорослей изменяются от микроскопических (микрометры) до гигантских (десяткиметров).
  • Слайд 4

    Водоросли – преимущественно водные существа, обитающие как в морской, так и в пресной воде. Мелкие свободноплавающие водоросли входят в состав планктона; другие прикрепляются ко дну, иногда образуя целые заросли. Большинство из них обитает на глубине до 40 м; при хорошей прозрачности воды их можно встретить и на глубине до 200 м. В стоячих водоёмах, хорошо прогреваемых солнцем, наблюдается цветение воды. Водоросли живут в почве, на деревьях и скалах. Некоторые зелёные водоросли симбиотируют с грибами.

    Слайд 5

    Водоросли разделяются на десять отделов

    • Эвгленовые (Euglenophyta) – одноклеточные (реже колониальные) подвижные жгутиконосцы, покрытые лишь плазматической мембраной, под которой лежит белковая пелликула, служащая своеобразным наружным скелетом. Их длина колеблется от 10 до 500 мкм. Хлоропласты (если они есть) зелёные или бесцветные. Размножаются делением; половой процесс наблюдался только у очень немногих форм. При неблагоприятных условиях эвгленовые сбрасывают жгутики, образуя цисты. Примерно треть из 900 видов способна к фотосинтезу, остальные питаются гетеротрофно. Впрочем, если эвглену зелёную долго подержать в темноте, то хлоропласты исчезают и водоросль начинает питаться, как сапрофит. Если её после этого перенести на свет, то хлорофилл появляется вновь.
    • Эвгленовые (Euglenophyta) – одноклеточные (реже колониальные) подвижные жгутиконосцы, покрытые лишь плазматической мембраной, под которой лежит белковая пелликула, служащая своеобразным наружным скелетом. Их длина колеблется от 10 до 500 мкм. Хлоропласты (если они есть) зелёные или бесцветные. Размножаются делением; половой процесс наблюдался только у очень немногих форм. При неблагоприятных условиях эвгленовые сбрасывают жгутики, образуя цисты. Примерно треть из 900 видов способна к фотосинтезу, остальные питаются гетеротрофно. Впрочем, если эвглену зелёную долго подержать в темноте, то хлоропласты исчезают и водоросль начинает питаться, как сапрофит. Если её после этого перенести на свет, то хлорофилл появляется вновь.
  • Слайд 6

    Строение одноклеточных водорослей

    Строение одноклеточных водорослей. Слева эвглена зелёная, справа – хламидомонада

    Слайд 7

    Строение многоклеточных водорослей

    Строение многоклеточных водорослей. Слева клетка нитчатой спирогиры, справа – фукус пузырчатый

    Слайд 9

    Своеобразный «остров» из бурых водорослей в Саргассовом море

    Слайд 10

    Слайд 11

    Зелёные водоросли

    Зелёные водоросли

    Верхний ряд, слева направо: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, сценедесмус двуформенный, вольвокс.

    Нижний ряд, слева направо: спирогира, улотрикс, ульва, каулерпа, кладофора

    Слайд 12

    Водоросли

    Так цветёт вода вокруг горячего источника в Рифтовой долине, что в Восточной Африке.

    Слайд 13

    Цветут не только растения

    Цветут не только растения

    «Красный снег»встречается во многих местах нашей Земли - и в суровых условиях высокогорий, и в зоне вечных снегов Арктики, и на ледяных морях Антарктиды. Причиной тому служит водоросль -хламидомонада снежная. Этот удивительный микроскопический организм способен жить только на снегу. Всю долгую зиму бледные клетки - подмороженные, но живые неподвижно лежат на снегу, пока под ярким горным солнцем поверхность снега не начнет слегка подтаивать. Обилие света и тепла вызывает быстрое накопление красного пигмента, и на тающем снегу появятся большие красные пятна. В это время наступает период деления. С наступлением холодов хламидомонада готовится к зимнему покою, и «цветение» снега прекращается.

    Зеленый цветснегу придают особые видызеленых водорослей, накапливающие в своем организме зеленые пигменты.