Всероссийская олимпиада школьников биология задания. Как часто мы проводим олимпиады по биологии? выезд в Ставрополь

Школьный этап

Биология

9 КЛАСС

Уважаемый участник!

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. , которое можно набрать- 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов , которое вы можете набрать – 20 (по 2 за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите варианты ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов , которое можно набрать -15.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов , которое можно набрать – 11 . Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Общая сумма – 71 балл

Желаем успеха!

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Какой организм является одноклеточным?

а) гидра

б) ламинария

в) хлорелла

г) шампиньон

2. Какая наука изучает возбудителей столбняка, туберкулёза?

а) бактериология

б) ботаника

в) вирусология

г) микология

3. Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при употреблении

а) воды из открытого водоёма

б) немытых овощей

в) плохо прожаренного мяса

г) пищи из плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

4.Больные анемией (малокровием) употребляют железосодержащие препараты, так как железо способствует увеличению концентрации в крови

а) эритроцитов

б) лейкоцитов

в) тромбоцитов

г) глюкозы

5.Отличительный признак, впервые появившийся в процессе эволюции у хордовых животных, - это

а) нервная система

б) замкнутая кровеносная система

в) внутреннее оплодотворение

г) внутренний скелет

6.Что из перечисленного свидетельствует о происхождении человека от млекопитающих животных?

а) общественный образ жизни

б) развитое мышление

в) питание растительной и животной пищей

г) сходное строение всех систем органов, внутриутробное развитие

7.Симпатический отдел вегетативной нервной системы усиливает

а) волнообразные движения кишечника

б) желудочное сокоотделение

в) слюноотделение

г) сокращение сердца

8. Противостолбнячная сыворотка содержит

а) антигены возбудителей столбняка

Б) глобулины и интерфероны

в) готовые антитела к возбудителям столбняка

г) ослабленные и убитые возбудители столбняка

а) в почве

б) в злаках

в) на деревьях

г) на влажном хлебе

10.К двудольным растениям относят, как правило, те, у которых

а) стержневая корневая система и сетчатое жилкование листьев

б) мочковатая корневая система и параллельное жилкование листьев

в) одна семядоля в семени и сетчатое жилкование листьев

г) одна семядоля в семени и стержневая корневая система

11.К теплокровным животным относится

а) гавиал

б) кобра

в) пингвин

г) тунец

12. Нарушает работу иммунной системы человека вирус:

а) полиомиелита

б) оспы

в) гриппа

г) ВИЧ

13 . Какой рефлекс осуществляется без участия коры головного мозга?

а) езда на велосипеде

б) отдёргивание руки от горячего предмета

в) игра на компьютере

г) слюноотделение в ответ на приглашение к столу

14.Минерализация органических веществ в почве происходит с помощью

а) подземных органов растений

б) почвенных животных

в) почвенных микроорганизмов

15. Из чего образуется зародыш семени?

а) из спермия

б) из зиготы

в) из завязи

г) из семязачатка

16. Какой из перечисленных организмов, обитающих в лесу, является потребителем I порядка?

а) дятел

б) синица

в) клёст

г) филин

17.Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения экологии?

а) молекулярный

б) клеточный

в) организменный

г) популяционно-видовой

18. Какой орган является аналогичным руке человека?

а) задний плавник рыбы

б) крыло стрекозы

в) нога богомола

г) клешня омара

19. После прокаливания на огне кость стала хрупкой, так как

а) выгорели минеральные вещества, а остались органические

б) выгорели минеральные вещества, обеспечивающие рост костей

в) выгорели органические вещества, придающие костям эластичность

г) испарилась вода, придающая костям твёрдость

20. Структурно-функциональной единицей почек является

а) капиллярный клубочек

б) нейрон

в) нефрон

г) почечная капсула

21. Сколько видов животных в приведённом списке: уж обыкновенный, многоклеточные, саламандры, речной рак, птицы, амёба дизентерийная, грызуны, печёночный сосальщик, беспозвоночные, белая акула, осетровые?

а) 3

б) 5

в) 9

г) 11

22. Кожно-мускульная клетка гидры пресноводной содержит 32 хромосомы. Сколько хромосом содержит стрекательная клетка гидры пресноводной?

а) 32

б)64

в) 16

г)128

23.Приживлению чужих органов мешает специфичность

а) углеводов

б) липидов

в) белков

г) нуклеиновых кислот

24. Какую функцию не выполняет корень?

а) закрепления в почве

б) минерального питания

в) синтеза углеводов из неорганических веществ

г) запасания питательных веществ

25 . Как называется наследственное заболевание человека, выражающееся в нарушении свёртываемости крови?

а) дальтонизм

б) альбинизм

в) гемофилия

г) сахарный диабет

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать – 20 баллов (по 2 за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Какие органоиды образуют единую мембранную систему клетки?
I. митохондрии
II. эндоплазматическая сеть
III. пластиды

IV. комплекс Гольджи
V. рибосомы

VI. лизосомы


а) I, II, III;
б) I, II, IV;
в) II, IV, VI;
г) I, III, V.

2. Семенами размножаются

I. сосна

II. берёза

III. кукуруза

IV. папоротник мужской

V. плаун булавовидный

VI. кукушкин лён

а) II, IV, VI

б) I, III, V,

в) I, II, III

г) I, V, VI

3. У каких растений образуются видоизменённые подземные побеги
I. лук
II. морковь
III. картофель
IV. пырей
V. орхидея

VI. редис


а) I, IV, V;
б) I, III, IV;
в) II, IV, VI;
г) II, III, IV.

4. Для пресмыкающихся характерны следующие признаки
I. оплодотворение внутреннее
II. оплодотворение у большинства видов наружное
III. развитие непрямое
IV. размножение и развитие происходит на суше
V. Тонкая кожа, покрытая слизью

VI.яйца с большим запасом питательных веществ


а) II, IV, V;
б) I,IV,VI
в) III, V,VI
г) I,III, IV.

5 . Заболеваниями, связанными с нарушением деятельности щитовидной железы, являются

I. микседема
II. базедова болезнь
III. сахарный диабет
IV. бронзовая болезнь
V. гигантизм

VI. кретинизм

а) I, II, VI;
б) II, III, IV;
в) III, IV, V;
г) II, IV, V.

6. Оболочки глаза:

I. Роговица; а) I, III, IV;

II. Сетчатка; б) I, II, III;

III. Склера; в) I, II, IV;

IV. Катаракта; г) II, IV, V.

V. хрусталик.

7. Какова роль испарения воды в жизни растений?

I. защищает от перегрева

II. способствует двойному оплодотворению

III. увеличивает тургор клеток

IV. ускоряет процесс дыхания

V. обеспечивает всасывание воды корнями

VI. способствует передвижению веществ в растении

а) I, V, VI

б) III, IV, V

в) II, V, VI

г) I, II, IV

8. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений

I. происходит слияние ядер женской и мужской гамет

II. яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов

III. гаплоидное ядро спермия сливается с диплоидной центральной клеткой

IV. в процессе участвуют подвижные мужские гаметы

V. процесс может происходить вне организма

VI. процесс происходит в зародышевом мешке взрослого организма

а) I, II, III

б) I, IV, V

в) II,V,VI

г) I, III, VI

9. Что приводит к ожирению у человека?

I. преобладание процессов диссимиляции над ассимиляцией

II. гиперфункция щитовидной железы

III. преобладание процессов ассимиляции над диссимиляцией

IV. нарушение деятельности гипоталамуса

V. нарушение функции среднего мозга

VI. гипофункция щитовидной железы

а) I, II, III

б) III , IV, VI

в) II, III, V

г) I, II, V

10. К искривлению позвоночника или развитию плоскостопия может привести

I. активный образ жизни

II. слабое развитие мышц

III.постоянное ношение тяжестей в одной руке

IV. ношение в детстве обуви без каблука

V. стрессовая ситуация

VI. нарушение режима питания

а) I, IV, V

б) I, II, III;

в) I, II, IV;

г) II,III,IV.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите варианты ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать -15.

1.Плесневые грибы по способу питания относят к сапротрофам.

2.Вид - самая большая систематическая категория.

3.Для нормальной жизнедеятельности аэробных организмов необходимо наличие кислорода в среде

обитания.

4. Копчиковая кость, аппендикс – это атавизмы.

5.Отношения растения росянки и насекомого служат примером симбиоза.

6.Крокодил имеет четырехкамерное сердце.

7.Гуморальная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов.

8.Кость относится к соединительной ткани.

9.По артериям малого круга кровообращения течёт венозная кровь.

10.У большинства позвоночных животных в эмбриональном состоянии закладывается хорда, которая далее замещается хрящевым или костным скелетом.

11. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости грудного отдела позвоночника.

12. У бабочки после стадии личинки образуются взрослые насекомые.

13.Начальное звено в цепях питания обычно составляют растения.

14.К гетеротрофным организмам относятся животные.

15.Плазматическая мембрана клетки участвует в пиноцитозе.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 11 баллов. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между клетками и органоидами, которые в них находятся

(Мах- 6 баллов)

2. Установите соответствие между желудочком сердца и характеристиками вытекающей из него крови (Мах-5 баллов)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2016-2017 гг.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Биология

7 КЛАСС

Уважаемый участник!

Задания части 1 укажите в матрице ответов.

Задание части II.

Задания части III

Задания части IV.

Общая сумма - 40 баллов

Время выполнения заданий– 120 мин.

Желаем успеха!

Задания части 1 . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Ризоиды – это:

A) Название растений

Б) Вид корня

B) Органоид клетки

Г) Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату

2. Как называются бактерии, имеющие форму шара?

А) Кокки

Б) Спириллы

В) Вибрионы

Г) Бациллы

3 Сфагнум, в отличие от кукушкиного льна:

A) Быстро всасывает и проводит воду

Б) Не имеет ризоидов

B) Размножается спорами

Г) Не имеет стебля и листьев

4. Вайями называют:

A) Сильно рассеченные листья папоротника

Б) Вид папоротника

B) Корень папоротника

Г) Подземные побеги.

A) Кукушкин лен и сосну

Б) Ель и хвощ

B) Пихту и лиственницу

Г) Можжевельник и плаун

6. К однолетним растениям относят:

А) Крапиву

Б) Картофель

В) Капусту

Г) Одуванчик

7. К двудольным растениям относят:

A) Фасоль и арбуз

Б) Пшеницу и горох

B) Яблоко и лук

Г) Пшеницу и кукурузу

8. Какие насекомые являются общественными?

А) Мухи

Б) Тараканы

В) Пчёлы

Г) Бабочки

9. К какому типу животных относятся морские огурцы?

А) Кишечнополостные

Б) Членистоногие

В) Моллюски

Г) Иглокожие

10. Придаточные корни:

A) Развиваются из корешка зародыша

Б) Отрастают от стебля

B) Развиваются на главном корне

Г) Отрастают от боковых корней

А) В прудах и озерах

Б) В морях и океанах

В) В кишечнике человека

Г) В крови человека и в организме комара.

12 Животные с лучевой симметрией тела

А) Активно передвигаются

Б) Чувствуют приближение опасности с любой стороны тела

В) Имеют обособленные передний и задний отделы тела

Г) Могут быть разделены на подобные половины одной плоскостью

13. Какой газ выделяют простейшие при дыхании?

А) Азот

Б) Кислород

В) Водород

Г) Углекислый газ

14 К низшим растениям относят:

A) Мхи

Б) Водоросли

B) Мхи и водоросли

Г) Папоротникообразные

15 Плодовое тело – это:

A) Шляпка гриба

Б) Грибница

B) Ножка и шляпка гриба

Г) Ножка гриба и мицелий

Задание части II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Какие животные являются кишечнополостными?

I. Гидра А) I, II, IV

II Морское перо Б) I, II ,III

III. Планария В) II, IV, V

IV.Актиния Г) I, III, IV

V. Инфузория

2. Какие растения относятся к классу Однодольные?

I. Арахис А) III, IV, V

II.Ландыш Б) I, IV, V

III. Рожь В) I, II, IV

IV. Малина Г) II, III, V

V. Овёс

3. Какие растения имеют плод ягоду?

I.Виноград А) I, II, V

II. Слива Б) I, . III, IV

III. Смородина В) II. III, V

IV.Томат Г) I, IV, V

V. Абрикос

4. По каким признакам сливу, вишню и абрикос объединяют в одно семейство?

I. Плод – костянка А) I, II, V

II. В цветке много тычинок Б) II, III, V

III. Плод – стручок В) I, IV, V

IV. Соцветие – корзинка Г) II, IV, V

V. Околоцветник образован 5 свободными чашелистиками 5 свободными лепестками

5. Какие органы растений относятся к генеративным?

I. Цветок А) I, IV, V

II. Лист Б) I, II, III

III. Стебель В) II, III

IV. Корень Г) I, V

V. Семя

Задания части III . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1 . В клетке животных отсутствуют хлоропласты и оболочка из клетчатки

2. Малый прудовик является основным хозяином печеночного сосальщика.

3. Папоротники – высшие споровые растения

4. Животные с двусторонней симметрией тела активно передвигаются

5. Пиявки – круглые черви.

6. А. Левенгук впервые увидел одноклеточные организмы

7. Почка – зачаточный побег.

8. Размножение бывает половое и бесполое.

9.Растения объединяются в семейства по строению цветка и плода.

10.У двудольных число частей цветка кратно 3.

Задания части IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между животным и типом, к которому его относят.

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2016-2017 гг.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Биология

6 КЛАСС

Уважаемый участник!

Задания части 1 укажите в матрице ответов.

Задание части II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Задания части III

Задания части IV.

Общая сумма - 30 баллов

Время выполнения заданий– 120 мин.

Желаем успеха!

Задания части 1 . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. К трубчатым грибам относится:

А) сыроежка

Б) мухомор

В) груздь

Г) подосиновик

2. К телам живой природы относятся:

А) стакан, капля росы

Б) гвоздь, лист дерева

В) мячик, гриб

Г) цветок, жук.

3. Фотосинтез – это процесс:

А) поглощения кислорода

Б) образования органических веществ из неорганических

В) образования неорганических веществ из органических

Г) выделения углекислого газа

4. Экология – это

А) наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой Б) взаимоотношения организмов

В) часть природы, в которой обитают организмы

Г) состояние окружающей среды

5 Хромосомы находятся

А) в цитоплазме

Б) в пластидах

В) в вакуолях

Г) в ядре

6. Главной особенностью почвенной среды является

А) повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а так же малые колебания температуры

Б) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а так же малые колебания температуры

В) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры

Г) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительное колебание температуры

7.Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств

А) эксперимент

Б) наблюдение

В) измерение

Г) описание

8. К цветковым растениям относятся :

А) водоросль

Б) мох

В) сосна

Г) шиповник.

9. Какой из примеров относят к экологическим фактора живой природы

А) поедание тли божьими коровками

Б) весенний разлив реки

В) сезонное пересыхание водоёма

Г) поглощение растениями минеральных удобрений

10. Резервуар, содержащий клеточный сок, носит название

А) вакуоль

Б) цитоплазма

В) ядро

Г) хромосома

Задание части II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Грибница отдаёт корням деревьев

I. Воду A) I, II

II. Минеральные вещества Б) III, IV

III.Органические вещества В) III

IV. Витамины Г) I, IV

2. Факторы неживой природы

I.Свет А) I, III, IV

II.Симбиоз Б) II, III, V

IV.Температура Г) II, III

V. Скорость ветра

3. Какие организмы обитают в пустыне?

I. Саксаул А) I, II, IV

II. Тушканчик Б) I, III, IV

III. Осина В) I, IV, V

IV. Верблюд Г) I, IV

V. Опёнок

4. Какие организмы относятся к царству растений?

I. Хлорелла А) I, II, IV

II. Стрептококк Б) II, IV, V

III. Росянка В) I, III, IV

IV. Мукор Г) I, III, V

V.Эвкалипт

5. Какие организмы обитают в почве?

I. Касатка А) II, III, IV

II. Слепыш Б) III, IV, V

III. Дождевой червь В) I, III, V

IV. Личинка майского жука Г) II, III, V

V. Пиявка

Задания части III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать -5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Простейший увеличительный прибор – световой микроскоп.

2. Хлоропласты имеют зелёную окраску.

3 Сфагнум произрастает в засушливых местах

4. Папоротниковидные, хвощевидные, и плауновидные растения относятся к высшим споровым растениям

5. Фенология изучает сезонные периодические явления в жизни растений и животных.

Задания части IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 5.

Установите соответствие между организмом и средой обитания

Организм

Среда обитания

А) вошь

1 водная

Б) кит

2.почвенная

В) кобра

3. наземно-воздушная

Г) крот

4. тела живых организмов

Д) дятел


Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. На агар-агаре можно вырастить культуру возбудителей:

а) дизентерии б) гриппа в) малярии г) диабета.

2. Сосуды ксилемы в период активного функционирования растения:

а) живые, но их клеточные оболочки одревесневают

б) живые, но их ядро исчезает

в) живые, цитоплазма остается только около клеточной оболочки

г) мертвые.

3.В вишне или сливе съедобными являются бывшие:

а) семязачатки б) стенки завязи в) цветоложа г) пыльники.

а) сосна, ель, банан б) кедр, туя, секвойя

в) тисс, кокос, кипарис г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма.

5. Из оплодотворенной центральной клетки покрытосеменных растений образуется:

а) плод б) семя в) зародыш семени г) эндосперм.

6. Характерными соцветиями для бобовых являются:

а) простой зонтик и корзинка б) колос и метелка в) головка и кисть г) щиток и сложный зонтик

7. После «выстрела» стрекательные клетки тела гидры:

а) восстанавливаются б) отмирают

в) превращаются в покровно-мускульные клетки г) становятся промежуточными клетками.

8. Какая группа является наиболее древней среди современных рептилий:

а) крокодилы б) черепахи в) гаттерии г) змеи.

а) гермафродитизм

б) отсутствие органов чувств

в) отсутствие пищеварительной системы

г) сильно развитая половая система.

10. У цапли, долго стоящей в холодной воде, не бывает переохлаждения из-за:

а) противоточного кровообращения в ногах

б) равномерного тонкого слоя жира под кожей ног

в) роговых чешуек на конечностях

г) интенсивного обмена веществ в конечностях.

11. Cердце насекомых:

а) в виде трубки б) однокамерное; в) двухкамерное г) четырехкамерное.

12. К отряду Перепончатокрылые относятся:

а) пчела, оса, овод

б) шершень, наездник, муравей

в) шмель, слепень, богомол

г) пилильщик, рогохвост, стрекоза.

13. Синтез белка не происходит в следующих органоидах клетки:

а) рибосомах б) лизосомах в) митохондриях г) ЭПС.

14. Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают:

а) сужение лимфатического сосуда

б) расширение лимфатического сосуда

в) поворот глазного яблока

г) формирование внутреннего сфинктера мочевого пузыря

15. Естественная форма бесполого размножения, известная у человека

а) клонирование б) почкование в) полиэмбриония

г) у человека бесполое размножение отсутствует

16. Плодовитый капустно-редечный гибрид создал:

а) Вавилов Н.И. б) Мичурин И.В. в) Астауров Б.Л. г) Карпеченко Г.Д.

17. Бройлерные куры - это:

а) особая мясная порода кур

б) яйценосная порода кур

в) гетерозисный гибрид

г) инбредная порода кур.

18. Возможной переходной формой от дриопитековых к австралопитековым являются: а) парапитеки б) шимпанзе в) гориллы г) рамапитеки.

19. В какой момент определяется вероятность рождения девочки или мальчика:

а) при рождении ребенка

б) при образовании зиготы

в) при проведении УЗИ на 4-ой неделе беременности

г) при образовании гамет.

20. Гормон роста образуется в:

а) надпочечниках

б) щитовидной железе

в) гипофизе

г) поджелудочной железе.

21. Онтогенез начинается с:

а) момента рождения

б) образования морулы

в) образования зиготы

г) образования половых клеток.

22. Плод человека соединен с материнским организмом через:

а) плаценту

б) стенку матки

в) пуповину

г) желтое тело.

23. Нервная система образуется из:

а) разных зародышевых листков

б) эктодермы

в) энтодермы

г) мезодермы.

24. Расщепление клетчатки у человека происходит главным образом в:

а) желудке

б) тонком кишечнике

в) толстом кишечнике

г) вообще не происходит.

25. Соматической нервной системой называется:

а) центральная нервная система;

б) периферическая нервная система;

в) часть нервной системы, управляющая

внутренними органами;

г) часть нервной системы, управляющая

произвольной мускулатурой.

26. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены

светочувствительные клетки, в которых:

а) образуется витамин А;

б) возникают зрительные образы;

в) черный пигмент поглощает световые лучи;

г) формируются нервные импульсы.

27. В результате мейоза образуется:

а) четыре диплоидные клетки

б) четыре гаплоидные клетки

в) две гаплоидные клетки

г) две диплоидные клетки.

28. Конкурентные отношения характерны для пары видов:

а) лиса и воробей б) сова и воробей в) заяц и сова г) лиса и сова

29. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример:

а) дивергенции б) ароморфоза в) дегенерации г) идиоадаптации.

30. «Бессмысленные» кодоны УАА, УАГ и УГА:

а) могут кодировать сразу несколько аминокислот

б) препятствуют соединению РНК с рибосомой

в) означают прекращение синтеза белковой молекулы

г) ничем не отличаются от остальных кодонов.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Какие органоидов нет в животной клетке:

I . Митохондрии II . Клеточная целлюлозная стенка
III . Клеточный центр IV . Пластиды V . Рибосомы VI . Вакуоли с клеточным соком

а) II , V , VI

б) II , III , IV , VI

в) II , IV , VI

г) I , IV , VI .

    Из перечисленных процессов относятся к пластическому обмену:
    I . Образование аминокислот из белков в пищеварительном тракте. II . Образование глюкозы из воды и углекислого газа. III . Гидролиз белков. IV . Синтез жиров.

V . Синтез белков на рибосомах. VI . Образование глюкозы из гликогена печени.

а ) I, II,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют молекулу ДНК: I . Двухцепочная молекула. II . Переносит наследственную информацию. III . Отсутствует у прокариот IV .Хранит наследственную информацию.

V . Может быть трех видов. VI . Характерно свойство репликации или самоудвоения.

а ) I, IV,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Среди животных развитие с метаморфозом характерно для :
    I . Пауков. II . Лягушек III . Змей IV . Бабочек V . саранчи
    а) II ; IV

б) II , III

в) I , IV

г) I , II , III , V .

    Какие функции не могут выполнять липиды :
    I . Строительную. II . Гормональную III . Транспортную IV . Энергетическую

V . Ферментативную
а) II ; IV б) II , III в) I , IV ,V г) III , V .

Часть 3 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.

3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.

4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.

5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.

6. Все растения содержат хлоропласты.

7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.

8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.

10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.

11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.

12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.

13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

16. Генетический критерий вида является абсолютным критерием.

17. В настоящее время образования новых видов не происходит.

18. В состав биоценозов обязательно входят автотрофные растения.

20. Все формы изменчивости являются одним из наиболее важных эволюционных факторов.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 баллов (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1 . Установите соответствие между названием органоида и его типом . К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами .

А) ЭПС

Б) рибосомы

В) митохондрии

Г) ядро

Д) комплекс Гольджи

Е) клеточный центр

1. мембранные органоиды

2. немембранные органоиды

2. Установите соответствие между видом отбора и его признаками . Признак отбора

Вид отбора

А) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями;

Б) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений;

В) способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями;

Г) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе;

Д) действует в природе миллионы лет;

Е) приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.

    Естественный

    Искусственный

Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемой им функцией. А) крахмал

Б) гликоген

В) целлюлоза

Г) муреин

Д) хитин

    Компонент клеточной стенки грибов

    Компонент клеточной стенки растений

    Компонент клеточной стенки бактерий

    Запасной полисахарид растений

    Запасной полисахарид грибов

    Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами.

Свойство

Биологический процесс

А) выделение кислорода в процессе обмена веществ

Б) окисление органических соединений для получения энергии

В) поглощение кислорода

Г) использование солнечной энергии для синтеза АТФ

Д) синтез органических веществ из неорганических

1) клеточное дыхание

2) фотосинтез

Установите соответствие между способом размножения и его характеристикой. А) Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток

Б) Осуществляется при участии гамет

В) Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

Г) Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков

Д) Новые организмы развиваются из зиготы

Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

1) Бесполое

2) Половое

Часть V . Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1. Задание. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее 3-х причин.

2. Задание.

Какие функции выполняет хвост у разных видов позвоночных животных? Дайте классификацию этих функций и приведите примеры.

3. Задание.

Группа радикально настроенных «зеленых» разгромила крупную пушную звероферму и выпустила на волю полторы тысячи норок. Предложите возможный дальнейший сценарий: какая судьба ожидает этих освобожденных норок в природе и как это событие отразится на местной фауне?

ответы

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Задания части I

Задание части II В задании выставляются 2 балла за каждое задание.

Задание части III Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание части IV Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.

За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

Задание части V Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами, если ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.

1 балл, если ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

0 баллов, если ответ неправильный.

Матрица ответов [максимально 76 баллов]

Часть I . [мах. 30

Часть II Часть III Часть IV . [мах. 10 баллов ] ___________ баллов

1 задание

2 задание 1

3 задание

4 задание

5 задание

Часть V

Ответ на вопрос № 1:

    Непосредственно поражают органы и ткани растений.

    Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

    Понижают продуктивность растений.

Ответ на вопрос № 2:

Хвост у животных выполняет различные функции, среди них:
1) механическая (является опорой при беге, прыжках у кенгуру, является рулем при полете, плавании у птиц и рыб):

а) хвост как балансир (у белок, куниц, лемуров);
б) хвост как руль и тормоз (крокодилы, дельфины, рыбы);
в) снаряжение альпиниста (хвост помогает многим животным лазать по древесным стволам и отвесным скалам)
2) физиологическая (самозащита у ящериц; крысиные лемуры в дождливые дни накапливают запас жира):

а) хвост как средство защиты и нападения (у ската на основании хвоста растет длинный, плоский, зазубренный по краям и острый шип, которым он защищается при нападении).
3) коммуникабельная (взмахами хвоста животные общаются друг с другом. Причем зримые сигналы сопровождаются запахами. Дело в том, на хвосте у некоторых животных располагаются пахучие железы. Известно, что при помощи таких желез олени могут предупреждать друг друга о беде, распространяя так называемый «запах опасности»):
4)Удивительные функции хвоста :
а) использование его под склад (тушканчики, откладывают излишки жира в основание хвоста;
б) песцы, лисы, куницы, соболи и барсы – используют свой пушистый хвост как теплое шерстяное одеяло;
в) некоторым животным хвост заменяет жабры. Тритоны имеют легкие. Поэтому им приходится постоянно всплывать к поверхности воды за новыми порциями воздуха. Во время брачных игр и икрометания им это делать некогда. Самцов выручает хвост. Под его тонкой кожей масса кровеносных сосудов и кислород легко проникает в кровь

Ответ на вопрос № 3:

1.Большое количество выпущенных норок подорвет кормовую базу и нарушит сложившиеся пищевые связи.

2.Большая часть, выпущенных норок, погибнет, так как животные, выращенные в неволе не приспособлены находить себе пищу, прятаться от врагов, не адаптированы к сильным морозам.

3.Разводят американскую норку. Мы можем предположить, что на воле она вытеснит местную европейскую норку, которая менее конкурентноспособна, или это событие не отразиться на местной фауне, так как эти животные могут быть легкой добычей для хищников

Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Матрица ответов
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год
школьный уровень___
10-11 _ __ класс [максимально 76 баллов]

Часть I . [мах. 30 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

Часть II . [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов. Часть III . [мах. 20 баллов] ___________ баллов Часть IV . [мах. 10 баллов ] ___________ баллов

1 задание

2 задание 3 задание 4 задание 5 задание Часть V . [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1 ________

Ответ на вопрос № 2 __________

Ответ на вопрос № 3___________

Проверил Ф.И.О. _____________________ Итого ______________ баллов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное учреждение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ»

350000 г. Краснодар,

ул. Красная, 76

E-mail: *****@***ru

Всероссийская олимпиада школьников

по биологии

2016-2017 учебный год

Муниципальный этап

а) А б) В12 в) К г) С

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1 .Лишайники могут размножаться:

а) соредиями б) участками таллома в) семенами

г) изидиями д) спорами е) ризоидами

а) а, д, е; б) б, д; в) в, б, д, е; г) а, б, г, д,

2.Укажите признаки характерные для представителей семейства паслёновых:

а) листья простые без прилистников

б) листья сложные с прилистниками

в) травянистые растения, полукустарники, а в тропиках кустарники и деревья

г) плод ягода или коробочка

д) соцветие кисть, двойной завиток

е) формула цветка *Ч(5)Л5Т(5)П(2)

а) а, в, г; б) б, в, д, е; в) б, д, г; г) в, б, д;

3.В пищеварительной системе ланцетника имеются:

а) зубы б) глотка в) эндостиль

г) желудок д) печеночный вырост е) прямая кишка

а) б, в, г; б) а, в, г, д; в) б, в, д, е; г) а, б, г, д, е;

4. Выберите характерные признаки голосеменных растений:

а) размножение семенами

б) размножение спорами

в) гаметофит развивается за счет материнского организма

г) гаметофит развивается самостоятельно

д) пыльцевая трубка образуется

е) пыльцевая трубка не образуется
а) а, б, г, д; б) а, в, д; в) б, д, г; г) б, в, д;

5.Представителями отряда карпообразных являются:

а) щука б) серебряный карась в) лещ

г) плотва д) радужная форель е) жерех

а) б, в, г, е; б) а, д, е; в) а, б, в, г, д; г) б, в, е;

6.Укажите животных, у которых сердце трёхкамерное:

а) акулы б) ящерицы в) сумчатые млекопитающие

г) лягушки д) крокодилы е) хамелеоны

а) в, г, д; б) б, в, е; в) б, г, е; г) в, д;

7.Какие отделы включает анализатор?

а) рецептор б) сосуд в) железа г) проводниковый отдел

д) мышца е) участок коры больших полушарий

а) б, д, е; б) а, в, г, д; в) в, б, д, е; г) а, г, е;

8.Тело разделено на головогрудь у:

а) бабочек б) крабов в) речного рака

г) омара д) стрекозы е) пауков

а) б, в, г, е; б) а, в, г, д; в) б, в, д, е; г) а, б, г, д, е;

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

1 .Сигналом к листопаду является снижение температуры.

2 .У пресноводной гидры имеется вторичная полость тела.

3 .Водоросли относятся к низшим растениям, так как у них нет разделения на корень, стебель и листья.

4 .Позвоночные – это тип царства животных.

5 .У млекопитающих отряда Насекомоядные зубы не дифференцированы .

6.Головной мозг земноводных состоит из трёх отделов.

7.Маслята, подберёзовики и подосиновики относятся к трубчатым грибам.

8.У свободноживущих плоских червей планарий кислород поступает в организм путём диффузии через всю поверхность тела.

9. Тело лишайника называется мицелием.

10 .Эндокринные железы не имеют протоков.

Часть IV. Вам предлагается тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1. Установите соответствие между отрядами млекопитающих и видами, к которым они относятся:

Задание 2.Установите соответствие между классами и видами простейших

Матрица ответов на задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год

8 класс [максимально 72 балла]

Часть I . [мах. 30 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ______ баллов.

Часть III . [мах. 10 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] _____ баллов

Задание 2. [мах. 6 баллов, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл] ___________ баллов

О._____________________ Итого ________баллов

выезд в Ставрополь

Собрание для участников сборной и их родителей перед выездом в Ставрополь состоится в понедельник 15 апреля в 18.00 в Центре Олимпиад СПб (Пл.Островского д.2б, 2 этаж ).

- участники получат форму;
- прослушают технику безопасности;
- ознакомятся с программой выезда.

На собрание обязательно нужно принести:
1. копии паспорта участника (2-5 стр.) - 2 шт.
2. копия полиса обязательного медицинского страхования - 1 шт.
3. заявление родителей (законных представителей) на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных своих несовершеннолетних детей - 1 шт (см. прикрепленный файл)
4. медицинскую справку с отметкой врача о до-пуске к участию в Олимпиаде (указать информацию о детях, имеющих ал-лергию на медикаменты, продукты питания и др.; требующих особых усло-вий для приема пищи и лекарств, проживания, участия в Олимпиаде и.т.д.) (оригинал и 2 копии)
6. справку из образовательной организации с фотографией и печатью (что участник учится в данной школе) - 1 шт.
7. копии страниц устава образовательной организации (титуль-ный лист и страница с указанием полного наименования образовательной организации), утвержденных в установленном порядке - 2 шт.

8. Медицинскую справку (оригинал и 2 копии) об эпидокружении (брать не ранее чем за 3 дня до отъезда на Олимпиаду!).

Подробная информация об Олимпиаде размещена на сайте http://olymp.ncfu.ru/ в разделе «Олимпиады».

Архив

Практический тур районного этапа ВсОШ по биологии для учащихся, выступающих за 9-е, 10-е и 11-е классы пройдет во всех районах города в субботу 8 декабря 2018 года (начало тура в 10:00). Места проведения и список учащихся, прошедших на практический тур, можно уточнить на сайте ИМЦ района.

Участники тура выполнят практические задания по тематикам 3-х станций:

9 класс

10 класс

11 класс

Ботаника

Ботаника

Биохимия

Зоология беспозвоночных

Зоология позвоночных

Генетика

Микроскопия

Анатомия

Микробиология

На туре потребуются: ручка с синей или черной пастой и простой карандаш.

Уважаемые участники регионального этапа ВсОШ по биологии!
Ознакомьтесь с правильными ответами к заданиям теоретического тура.
Разбор олимпиадных заданий, показ работ и процедура апелляции состоится 31 января 2019 г. в 16:00. Место проведения Биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д.7/9). Допуск участников к показу работ и на подачу апелляций будет осуществляться при предъявлении паспорта.

Уважаемые учащиеся Санкт-Петербурга и участники регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии!

1-24 марта 2019 на базе Образовательного центра "Сириус" в г. Сочи проводится МАРТОВСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ .

Цель программы - подготовка учащихс я к олимпиадам по биологии высокого уровня, развитие их способностей практической и исследовательской деятельности в сфере биологии, повышение образовательного уровня школьников.

Для участия в образовательной программе приглашаются школьники 9-10 классов (по состоянию на март 2019 года) из образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации (за исключением города Москвы).

Педагоги: преподаватели, научные сотрудники и студенты СПбГУ и МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный университет", ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова", Казанского (Приволжского) федерального университета.

22 января 09.00, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 193 Центрального района (Гродненский переулок, д.8-10)

начало регистрации - 08:30. Продолжительность тура составляет 3 астрономических часа.

24 января 09.00, Биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д.7/9)

начало регистрации - 08:40. Продолжительность тура составляет 3 астрономических часа.

Показ работ, разбор заданий и апелляция состоится 31 января 2019 г., начало в 16:00, Биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д.7/9).

Проходные баллы для участия в региональном этапе в 2018- 2019 учебном году: 9 кл.- 75,25 баллов 10 кл.- 87 баллов 11 кл.- 102,5 баллов

Если Вы нашли себя в списке, то зарегистрируйтесь

Для участия в олимпиаде необходимо предъявить на регистрации следующие документы:

Оригинал паспорта или свидетельство о рождении вместе с билетом учащегося с фотографией

Уважаемые родители!

Родительское собрание по организации выезда сборной Санкт-Петербурга на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии состоится 9 апреля 2018 года в 17.30 в Центре Олимпиад Санкт-Петербурга (пл.Островского д.2Б), 5 подъезд, на 5 эт. в 509 кабинете. В здании работает лифт.

Теоретический тур состоится 22 января в ГБОУ №193 Центрального района (Гродненский переулок, д.8-10) начало регистрации - 08:30 Продолжительность тура составляет 3 астрономических часа.

Практический тур состоится 23 января на Биологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д.7/9, вход со стороны Менделеевской линии) начало регистрации - 08:50 Продолжительность тура составляет 3 астрономических часа.

Показ работ и апелляция по теоретическому и практическому турам регионального этапа ВсОШ по биологии будут проведены 29.01.2018 на биологическом факультете Санкт-Петербургского Государственного университета по адресу Университетская наб. 7/9, (вход с Менделеевской линии) Начало в 16:00 Для входа в университет обязательно наличие документа удостоверяющего личность.

Награждение победителей и призёров регионального этапа состоится 19 мая 2017г. 16:00 ЭБЦ "Крестовский остров" Крестовский проспект, 19

РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВсОШ ПО БИОЛОГИИ 2017г.

Разбор заданий, показ работ и апелляция пройдут 13 февраля 2017 (понедельник) на биологическом факультете СПбГУ. Начало в 17:00 в аудитории 133 здания Двенадцати коллегий (Университетская наб., д. 7/9 , вход со стороны Менделеевской линии ).

Проходные баллы нарегиональный этап Всероссийской олимпиады по биологии 2017 года

9 класс - 65,5 баллов, 10 класс - 78 баллов, 11 класс - 85 баллов

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии проводится в два тура:

Теоретический тур будет проходить 9 февраля (в четверг), 9:00, на базе ГБОУ школы № 193 (Гродненский пер., д. 8/10, лит. А)

Практический тур будет проходить 10 февраля в СПбГУ, 9:00, по адресу Университетская набережная д.7/9 (вход со стороны Менделеевской линии)

Начало регистрации — 8:45 Продолжительность тура — 3 часа (180 минут).

Документы, необходимые при регистрации:

1. Паспорт;

2. Согласие на обработку персональных данных;

3. Копия приказа о направлении участника на олимпиаду с указанием сопровождающего лица.

теоретический тур: бахилы или сменная обув, письменные принадлежности.

Участникам необходимо при себе иметь на практический тур: бахилы, письменные принадлежности, халат.

Участникам разрешается приносить в аудиторию: прохладительные напитки в прозрачной упаковке, шоколад, печенье.

Основаниями для не допуска к участию в региональном этапе Олимпиады могут быть:

Опоздание на более чем один час

Отсутствие в регистрационных списках

Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

15 ноября 2016г. - теоретический тур и 13 декабря 2016г. - практический тур

Результаты районного этапа письменный тур (15 ноября): http://biolimp.spb.ru/vos/district-result

Сектор естественных наук Центра олимпиад Санкт-Петербурга приглашает 20 сентября в 16:00 на совещание по организации и проведению олимпиад в 2016-2017 учебном году методистов или ответственных за организацию олимпиад в районе.

Совещание состоится по адресу: пл. Островского, 2А (вход под арку дома 2А), 5 подъезд, 5 этаж, кабинет 509

2015-2016г.г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Школьный этап олимпиады по биологии в районах города в 2015 году. В каждом из районов города он проходит в определённый организаторами день.

Район Ориентировочная дата
Адмиралтейский 17 октября
Василеостровский 16 сентября
Выборгский 8 октября
Калининский 1 октября
Кировский 17 сентября
Колпинский 16 сентября
Красногвардейский 25 сентября
Красносельский 28 сентября
Кронштадтский 24 сентября
Курортный 18 сентября
Московский 19 октября
Невский 24 сентября
Петроградский 25 сентября
Петродворцовый 7 октября
Приморский 14 сентября
Пушкинский 19 сентября
Фрунзенский 9 сентября
Центральный 22 октября

РАЙОННЫЙ ЭТАП

Апелляция работ районного этапа по биологии 28 ноября 2016 г. в ЭБЦ «Крестовский остров» с 16:00 до 19:00

Лабораторный практикум в форме тематических станций пройдет 9 декабря на 4 городских площадках .

Распределение участников по площадкам и время начало работы каждой из них приведены . Участник должен иметь при себе сменную обувь и удостоверение личности (паспорт, свидетельство о рождении или ученический билет).
Для тех участников, кто проходит тур в РГПУ им. А. И. Герцена вход осуществляется только с Казанской ул. (вблизи от дома № 5).

Показ работ лабораторного практикума и апелляция состоятся — 18 декабря (пятница), они пройдут в ЭБЦ «Крестовский остров» с 17:00 до 19:00 . Дополнительный день для проведения показа работ и апелляции (только для участников из 11-х классов) — 19 декабря (с 17:00 до 19:00) в ЭБЦ «Крестовский остров».

Результаты этапа участники могут узнать в своем районе.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП

Теоретический тур (28 января, четверг)

Состоится на базе ГБОУ СОШ № 193 (Гродненский пер., д. 8/10, станция метро «Чернышевская»). Начало регистрации — в 8:30 , начало тура — в 9:00. При себе участники должны иметь паспорт (или свидетельство о рождении с ученическим билетом с фотографией), заполненное и подписанное родителями или законнымит согласие на обработку персональных данных (бланк доступен в формате doc и pdf), письменные принадлежности. Мы также рекомендуем заранее заполнить анкету участника (бланк доступен в формате doc и pdf).

Практический тур (29 января, пятница)

Пройдет на базе биологического факультета СПбГУ (Университетская наб., д. 7/9, станции метро «Адмиралтейская», «Спортивная», «Невский проспект»). Начало регистрации — в 8:30 , начало тура — в 9:00. Кроме документов, удостоверяющих личность, мы рекомендуем участникам взять с собой карандаш и стирательную резинку. Участники из 10-х и 11-х классов могут также принести халат.

Разбор заданий регионального этапа пройдёт в четверг 4 февраля с 17:00 на базе ЭБЦ «Крестовский остров». В этот же день участники смогут ознакомиться с результатами проверки своих работ. 6 февраля (в субботу) в 17:00 там же состоятся повторный показ работ и апелляция .

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии состоялся 20 апреля - 26 апреля 2016г., Ульяновская область, г. Ульяновск

Награждение победителей и призеров регионального этапа состоится 19 мая 2016 г. в 16:30

(на базе ЭБЦ «Крестовский остров», Крестовский пр., д. 19)

Поздравляем!

Список, победителей и призеров

заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 уч. года по биологии

Смутин Д. В.

Бакулин А. Н.

Шевкопляс А.Е.

Тауберт К.А.

Яковлева Д.В.

Заключительный этап: проходные баллы

Проходные баллы на заключительный этап в этом году составили: 110 — в 9-м классе, 141 — в 10-м классе, 143 — в 11-м классе. Таким образом, команда Санкт-Петербурга представлена 9 участниками .

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2016/2017учебный год

школьный этап 11 класс.

Время выполнения - 2 часа.

Часть I. требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов .

  1. В благоприятных условиях спора бактерии:

а) делится, образуя 3 - 6 новых спор; б) сливается с другой спорой с последующим делением; в) погибает;

г) прорастает в новую бактериальную клетку.

  1. Гомологичными органами являются:

а. корень и корневище б. корень и луковица

в. корневище и луковица г. корень и клубень.

  1. Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:

а) гаплоидный набор хромосом; б) диплоидный набор хромосом; в) триплоидный набор хромосом; г) тетраплоидный набор хромосом.

  1. Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:

а) видоизмененную верхушечную почку; б) утолщенный реповидный стебель; в) видоизмененное соцветие; г) боковые видоизмененные почки.

  1. Корневые шишки - это сильно утолщенные:

6. Тело водорослей представлено:

а) побегом с придаточным корнями; б) только побегом;


в) побегом с ризоидами; г) талломом.

  1. Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:

а) при температуре 37 о С, высокой концентрации О 2 , в течение двух недель; б) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;

в) при температуре 37 о С, высокой концентрации О 2 , в течение недели; г) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации О 2 , в течение

двух недель.

  1. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
  1. У взрослых амфибий снабжается кровью

а) голова-артериальной, тело смешанной б) голова-артериальной, тело артериальной в) голова смешанной, тело смешанной г) голова смешанной, тело артериальной.

  1. Диета, ограничивающая потребление углеводов

а) помогает снизить вес, так как из глюкозы не могут синтезироваться жиры б) помогает снизить вес, увеличивая скорость распада жиров из за

меньшей секреции инсулина в) увеличивает вес, так как происходит компенсаторное снижение метаболизма г) на вес не влияет.

11.Выберите правильную последовательность процессов, приводящих к свертыванию крови.

а) образование тромба, разрушение тромбоцитов, появление сети белковых нитей, образование фибрина;

б) разрушение тромбоцитов, появление сети белковых нитей, образование фибрина, образование тромба; в) образование фибрина, разрушение тромбоцитов, появление сети белковых нитей, образование тромба;

Г) разрушение тромбоцитов, образование фибрина, появление сети белковых нитей, образование тромба.

12. Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:

а) слабокислая; б) нейтральная;

в) слабощелочная; г) щелочная.

13. К вирусным заболеваниям не относится:

а) корь; б) клещевой энцефалит;

в) краснуха; г) дифтерия.

14. Пищевая цепь - это:

а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта; в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;

г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.

15. Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для

существования:

а) экосистем пресных вод; б) природных экосистем

суши;

в) экосистемы Мирового океана; г) агроценозов.

16. В природных условиях естественными носителями

возбудителя чумы являются:

а) птицы; б) грызуны;

в) копытные; г) человек.

17. Световая фаза фотосинтеза проходит:

а) в строме хлоропласта; б) на мембранах тилакоидов;

в) на рибосомах хлоропласта; г) на наружной мембране хлоропласта.

  1. Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:

а) одного вида, но с разными внешними признаками; б) двух видов, одного рода и одного семейства;

в) двух видов, двух родов, но одного семейства; г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.

19. Первые наземные позвоночные произошли от рыб:

а) лучеперых; б) кистеперых;

в) цельноголовых; г) двоякодышащих.

  1. Диплоидный набор хромосом клеток свиньи состоит из 40 хромосом; в конце телофазы I мейоза число молекул ДНК в каждой образовавшейся клетке равно .

а) 20 б) 40 в) 80 г)160

21. На рисунке изображена фаза митотического клеточного

деления

а) телофаза б) метафаза;

в) анафаза; г) профаза.

22.

При партеногенезе организм развивается из:

а) зиготы;

б) вегетативной клетки;

в) соматической клетки;

г) неоплодотворенной яйцеклетки.

23.

Матрицей для трансляции служит молекула:

а) тРНК;

б) ДНК;

в) рРНК;

г) иРНК.

24.

Кольцевая ДНК характерна для:

а) ядер грибов;

б) клеток бактерий;

в) ядер животных;

г) ядер растений.

25.

Ионы магния входят в состав:

а) вакуоли;

б) аминокислот;

в) хлорофилла;

г) цитоплазмы.

26.

В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного

продукта) является:

а) АТФ

б) глюкоза;

в) вода;

г) углекислый газ.

27.

Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики

поражает:

а) митохондрии;

б) хлоропласты;

в) ядро;

г) вакуоли.

28.

Онтогенез начинается с момента

а) образования морулы;

б) образования половых

клеток;

в) образования зиготы;

г) с момента рождения.

29.

У отца группа крови АВ, а у матери - В. Какие группы крови

возможны у детей

а) II;

б) IV; III; Iв)IV; III; II

г)I ; II; III; IV.

30.

Сколько триплетов содержит фрагмент молекулы ДНК,

кодирующий 33 аминокислоты

а) 11;

б) 33;

в) 66;

г) 99.

31. Вакцины используют для формирования у человека

а)естественного врожденного иммунитета б) естественного приобретенного иммунитета в) искусственного активного иммунитета г) искусственного пассивного иммунитета

  1. Примитивная кора головного мозга впервые появилась у:

а) рыб; б) земноводных; в) млекопитающих; г) рептилий.

  1. Если теннисист — правша, то импульсы от мышц его правой руки поступают в:

а) теменную долю, в правое полушарие; б) теменную долю, в левое полушарие; в) лобную долю, в левое полушарие; г) лобную долю, в правое полушарие.

34.В условиях тропической Африки у капусты не образуются кочаны. Какая форма изменчивости проявляется в данном случае?

а) коррелятивная б) мутационная в) модификационная г) комбинативная

35. Какое количество молекул АТФ выделится в ходе энергетического обмена, если из 2 молекул глюкозы одна подверглась только гликолизу, а другая полному окислению.

а) 38; б) 36; в) 42; г) 40

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по

  1. балла за каждое тестовое задание).
  1. Бактерии вызывают заболевания:

I. возвратный тиф. II. сыпной тиф. III. малярия.IV. туляремия. V. гепатит.

а) II, IV; б) I, IV, V; в) I, II, IV;

г) II, III, IV, V.

2. Корни могут выполнять функции:

I. образования почек. II. образования листьев. III. вегетативного размножения.IV. поглощения воды и минеральных веществ.

V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.

а) II, III, IV;

б) I, II, IV, V;

в) I, III, IV, V;

г) I, II, III, IV.

3. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:

I. корень погибнет. II. все растение погибнет. III. рост корня в длину прекратится. IV. растение выживет, но будет слабым.

V. начнут расти боковые и придаточные корни.

а) III, IV, V; б) III, V;

в) I, IV, V;

г) II, IV, V.

  1. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:

I. пауков. II. клещей. III. сольпуг. IV. сенокосцев. V. скорпионов.

а) II;

б) II, III; в) I, IV;

г) I, II, III, V.

  1. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

I. окуня. II. осетра. III. акулы. IV. миноги. V. ланцетника.

а) I, II, III, IV;

б) III, IV, V;

в) II, III, V;

г) II, IV, V.

6. Нерестится только один раз в жизни:

I. севрюга. II. сардина. III. горбуша. IV. красноперка. V. речной угорь.

а) II, III, V; б) III, V; в) I, III, V;

г) I, II, III, V.

  1. В почечном клубочке в норме практически не фильтруются: I. вода. II. глюкоза. III. мочевина. IV. гемоглобин.

V. альбумин плазмы.

а) I, II, III;

б) I, III, IV, V; в) II, IV, V;

г) IV, V.

8. Каждая популяция характеризуется:

I. плотностью. II. численностью. III. степенью изоляции. IV. независимой эволюционной судьбой.

V. характером пространственного распределения.

а) I, II, V;

б) I, IV, V; в) II, V;

г) II, III, IV.

  1. К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся: I. волк. II. рысь. III. ягуар. IV. гепард. V. медведь.

а) II, III, IV, V; б) I, IV;

в) I, II, III, V; г) II, III, V.

  1. Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:

I. белка. II. хорек. III. песец. IV. лемминг. V. зеленая жаба.

а) I, II, III, IV; б) II, III, IV, V;

в) III, IV; г) III, IV, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по

  1. баллу за каждое тестовое задание).
  1. Печеночные мхи - низшие растения.
  1. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
  1. Крахмальные зерна - это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
  1. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
  1. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
  1. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
  1. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
  1. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем
    • их диких предков.
  1. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
  1. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  1. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
  1. В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
  1. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
  1. Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
  1. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
  1. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
  1. Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
  1. Суккуленты легко переносят обезвоживание.
  1. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
  1. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (5 баллов за каждое тестовое задание).

1. Установите, в какой последовательности (1 - 5) происходит процесс редупликации ДНК.

раскручивание спирали молекулы

воздействие ферментов на молекулу

отделение одной цепи от другой на части молекулы

ДНК

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных

нуклеотидов

образование двух молекул ДНК из одной

  1. Установите соответствие между органическим соединением (А - Д) и выполняемой им функцией (1 - 5).

Компонент клеточной стенки

А. Крахмал

грибов

Б. Гликоген

Компонент клеточной стенки

В. Целлюлоза

растений

Компонент клеточной стенки

Г. Муреин

бактерий

Д. Хитин

  • двустворчатых моллюсков .

Классы

Признаки

1. Брюхоногие моллюски

А. Тело расчленено на голову, туловище и

2. Двустворчатые

ногу

моллюски

Б. Органы дыхания - жабры

В. Органы дыхания - легкие

Г. Наличие в глотке особого образования -

терки

Д. Имеется два сифона

  1. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые.

Семейства

Признаки

Розоцветные

А. В цветке много тычинок и пестиков

Мотыльковые

Б. В цветке десять тычинок и один пестик

В. Плод - боб

Г. Плоды - костянка, яблоко, ложная ягода

Д. Тычинки сросшиеся в трубку (9) и одна свободная

5.

Установите соответствие между видами плодов и

представителями растений.

Плоды

Растения

1.однолистовка

А. Редис

2.боб

Б. Картофель

3.ягода

В. Акация

4.стручок

Г. Живокость

Д. Горох