Биография рэя чарльза. Рэй Чарльз: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать Последние годы жизни Рэя Чарльза

www.raycharles.com

Рэй Чарльз (полное имя Рэй Чарльз Ро́бинсон , англ. Ray Charles Robinson ; 23 сентября (19300923 ) - 10 июня ) - американский слепой музыкант, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул , джаз и ритм-энд-блюз . Был награждён 17 премиями «Грэмми », попал в залы славы рок-н-ролла , джаза , кантри и блюза , в зал славы штата Джорджия , его записи были включены в Библиотеку Конгресса США .

Биография

Детство и юность

Рэй Чарльз родился в небольшом городе Олбани, в штате Джорджия , отец - Бэйли Робинсон, мать - Арета Робинсон. Семья Рэя была очень бедна - как он сам говорил, «Даже среди других чёрных… мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных. Ничто ниже нас - только земля». Семья Рэя переехала в маленький посёлок Гринвилль, в Южной Флориде, когда ему было всего несколько месяцев. Отец не играл значительной роли в жизни Рэя, а через некоторое время после его рождения, он и вовсе бросил их семью, оставив Рэя и его младшего брата Джорджа на попечение Ареты и её свекрови - Мэри Джей Робинсон (Mary Jay Robinson). Когда Рэю было пять лет, его брат Джордж, который был на год младше, начал тонуть в лохани , стоявшей на улице. Рэй, который был свидетелем этого случая, пытался ему помочь, но не смог ничего сделать, так как брат был для него слишком тяжёл. Джордж утонул, а Рэй, предположительно от перенесённого потрясения, постепенно начал слепнуть и в возрасте семи лет ослеп полностью.

Как утверждал сам Рэй, причина его слепоты так и осталась неизвестна, но есть данные о том, что это следствие глаукомы . Есть слухи, что в 80-е годы, уже став известным, Рэй подавал анонимное объявление о поиске донора, готового пожертвовать музыканту один глаз. Однако врачи посчитали эту операцию бессмысленной и рискованной, и она не состоялась.

Впервые музыкальный талант Рэя начал проявляться в возрасте 3 лет - этому содействовал хозяин ближайшей аптеки, игравший на пианино. Он поступил в школу для глухих и слепых в Сент-Огустине, штат Флорида . Там Рэй научился азбуке Брайля и игре на нескольких музыкальных инструментах - пианино , органе , саксофоне , тромбоне и кларнете . В школе проявился музыкальный талант Рэя - он пел в баптистском хоре . В 1945 году умерла мать, а ещё через два года - отец.

Начало музыкальной карьеры

После окончания школы Рэй участвовал во многих музыкальных проектах, в основном в стилях джаз и кантри . В своём творчестве он черпал вдохновение у известных джазменов - Каунта Бэйси , Арта Тэйтума и Арти Шоу . Первая группа, в которой он принимал активное участие, называлась «The Florida Playboys». В 1947 году семнадцатилетний Рэй, скопив 600 долларов, отправился в Сиэтл . Там он вместе с гитаристом Госсади Макги основал группу «MacSon Trio» (иногда также называемая Maxim). Вскоре он начал записываться, вначале под лейблом Swingtime Records. Первые три его записи - «Guitar Blues», «Walkin" and Talkin"» и «Wonderin" and Wonderin"». Он сотрудничал с известным R&B исполнителем Лоуэллом Фулсоном и его группой, аккомпанируя им на пианино. Вышел его первый хит - «Confession Blues» (). Следующая его популярная песня - «Baby, Let Me Hold Your Hand» (). После этого он перешёл под лейбл Atlantic records () , так как понимал, что «Swingtime Records» никогда не дадут ему желаемой творческой свободы. Его имя вскоре было сокращено до Рэя Чарльза, чтобы избежать путаницы с боксёром Рэем Робинсоном (Ray «Sugar» Robinson) . 31 июля 1951 года он женился на Эйлен Вильямс, но уже через год их брак распался. Примечательно, что из 12 детей Рэя только 3 было рождено в браке. В 1955 году Рэй женился вторично, теперь уже на Делле Беатрисе Робинсон (урождённая Ховард). Этот брак продержался до 1977 года .

На студии «Atlantic», под чутким руководством известных продюсеров Ахмеда Эртегюна и Джерри Векслера, Рэй приступает к активному поиску «своего», уникального звучания. В 1953 году Рэй выпустил популярный сингл «Mess Around ». В этом же году он аранжировал и аккомпанировал на пианино известному блюзмену Гитар Слиму (Guitar Slim), композиция «The Things That I Used To Do», которую они записали, была продана более чем миллионным тиражом. Таким же успешным был и сингл «It Should Have Been Me», который уже целиком принадлежал Рэю. Следующей вершины своей карьеры Рэй достиг в 1955 году , когда вышел сингл «I Got a Woman». Этот сингл поднялся до первого места в R&B чартах. Именно этот сингл большинством специалистов считается первой записью в стиле соул . В это время репертуар Рэя состоял наполовину из госпелов со светскими текстами, наполовину из блюзовых баллад. Своим творчеством Рэй способствовал увеличению популярности R&B и госпела среди широкой аудитории, привлекая новых слушателей - не только чернокожих, но и белых. Рэй был одним из первых музыкантов, популяризировавших традиционно «чёрную» музыку и сделавших эту музыку по-настоящему распространённой среди широких масс.

Основные особенности творчества Рэя раннего периода слышны на пластинке «Ray Charles in Person». Этот альбом был записан радиостанцией WOAK в 1956 году , не как обычно, в студии, а в живом исполнении, перед негритянскими слушателями. В альбом впервые была включена, пожалуй, самая знаковая песня, написанная непосредственно Рэем - «What’d I Say ». Считается, что Рэй сочинил её прямо во время одного из выступлений, чтобы заполнить время, требовавшееся по контракту. Песня мгновенно стала суперхитом и оказала огромное влияние на развитие рок-н-ролла. Например, Пол Маккартни признавался, что «What’d I say» стала для него одним из самых больших импульсов в жизни.

Через некоторое время, во время Ньюпортского фестиваля, Рэй завоевал широкую популярность. Там же был записан альбом «Ray Charles at Newport», включавший в себя такие хиты, как «What’d I Say » и «The Night Time (Is The Right Time) ».

Рэй постепенно начал выходить за пределы смеси блюза и госпела, начав записывать песни с участием крупных оркестров, джазовых музыкантов (Милт Джексон), и записал свою первую песню в стиле кантри «I’m Movin On» (с участием Хэнка Сноу). Первую свою премию «Грэмми» Рэй получает в 1959 году за классическую блюзовую песню «Let the Good Times Roll». Невероятно экспрессивный, мощный и энергичный вокал покорил и специалистов, и простых слушателей.

Зрелые годы (1960-1980)

Затем Рэй перешёл в компанию ABC Records, заключив заоблачный по тем временам контракт, став одним из самых высокооплачиваемых музыкантов на тот момент . Вскоре он переселяется в Беверли-Хиллз, где стал обладателем самого большого особняка в округе. Там же, Беверли-Хиллз, Лос-Анжелес, музыкант и прожил до самой смерти. На ABC Рэй получил бо́льшую творческую свободу, и начал расширять свой подход к музыке, однако не стал участвовать в экспериментальных проектах, а принялся записывать песни в стиле поп , приближаясь к мэйнстриму. Для аранжировок стали использоваться биг-бенды, струнные оркестры, на подпевке - большой хор. Такие записи сильно контрастировали с камерным звучанием времён Atlantic. Также Рэй начинает периодически записывать так называемые «поп- и джаз-стандарты», такие как «Cry», «Over the Rainbow», «Cry me a river», «Makin" Whoopy» и другие. Репертуар Чарльза просто потрясал своим объёмом и разнообразием. В это время вышли такие его хиты, как «Unchain My Heart», «You Are My Sunshine ». «Hit The Road Jack », одна из известнейших его песен, написанная Перси Мэйфилдом, несколько недель занимала первые строчки R&B и Поп чартов одновременно, а также принесла её исполнителю премию «Грэмми». В это же время была издана «визитная карточка» Рэя, «Georgia On My Mind », символ периода ABC. В оригинале посвящённая Хогом Кармайклом девушке по имени Джорджия, эта песня (24 апреля 1979 года) была объявлена гимном штата Джорджия , и Рэй Чарльз исполнил её в здании законодательного собрания штата. В 1962 году он удивил свою, теперь уже гораздо более широкую, аудиторию, издав знаменитейший альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», в который были включены такие хиты, как «I Can’t Stop Loving You» и «You Don’t Know Me». Рэй своим альбомом вошёл в оборот музыки кантри , что в то время было невообразимо для чернокожего музыканта. Рэй всю жизнь выступал против расизма и расовой сегрегации - так, в он даже отменил концерт в Огасте, штат Джорджия, протестуя против расовой сегрегации - во время его концерта предполагалось, что чернокожие и белые зрители должны были сидеть отдельно. Некоторые источники ошибочно указывают, что в течение 20 лет ему было запрещено выступать в Джорджии, на самом же деле такого запрета не было - Рэй просто туда не ездил. На следующий же день после убийства Дж. Ф. Кеннеди Рэй выпустил сингл «Busted» (Разжалованный) - так Рэй помянул конец его антирасистской политики. Также он активно поддерживал и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга .

Смерть

Здоровье Рэя было подорвано операцией на бедре, от которой он долго не мог оправиться - несмотря на болезнь, он продолжал работу над альбомом «Genius Loves Company». Рэй умер в возрасте 73 лет, в своём доме в Беверли-Хиллз , штат Калифорния . Причиной его смерти стала долгая и тяжелая болезнь, по-видимому рак печени, начавший проявляться ещё в 2002. По воспоминаниям Дэвида Ритца, в последние месяцы Рэй уже не мог ходить и почти не говорил, но каждый день приезжал на собственную студию «RPM» и делал свою работу. «Я не буду жить вечно», - как-то сказал Рэй Чарльз во время интервью. - «Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только - насколько красивой будет моя жизнь». Рэй похоронен на кладбище Инглвуд-Парк , в Инглвуде , штат Калифорния .

Через два месяца после его смерти вышел его последний альбом, «Genius Loves Company». В этот альбом вошли песни, исполняемые Рэем совместно с другими музыкантами. Среди них такие имена, как Би Би Кинг , Ван Моррисон , Джеймс Тэйлор, Майкл МакДональд, Элтон Джон , Бонни Рэйтт , Нора Джонс и Джонни Матис. Этот альбом получил 8 престижных наград «Грэмми ». Пять из них присуждены самому Рэю - «Лучший Поп-вокальный альбом», «Альбом Года», «Запись Года», «Лучшее Поп Сотрудничество» (песня «Here we go again» дуэтом с Норой Джонс) и «Лучшее Госпел-исполнение». На мемориальную церемонию в церковь приехали Стиви Уандер, Би Би Кинг и Вилли Нельсон. После мессы гроб открыли, чтобы тысячи поклонников могли проститься с Рэем под звуки песни «Over the Rainbow», выбраной для этого им самим. Осенью 2004 в 20-ти тысячном зале в Лос-Анжелесе прошёл большой концерт памяти Рэя Чарльза. Свою дань уважения певцу отдали многие известные музыканты, исполнив самые знаковые его песни. Завершился концерт демонстрацией на большом экране записи выступления самого Рэя с песней «America the Beautiful», которой зрители аплодировали стоя. В 2005 выходит ещё один посмертный альбом музыканта, «Genius&Friends», в который вошли не выпускавшиеся ранее дуэты с современными поп- и соул-зёздами (Chris Isaak, Mary J. Blige, Ruben Studdard, George Michael, John Legend и другие). Все музыканты были лично выбраны мистером Чарльзом.

Третий посмертный альбом вышел в 2006 и назывался «Ray Sings, Basie Swings», представший собой записанный аккомпанемент специально приглашенного для этого в студию легендарного оркестра имени Каунта Бэйси, наложенный на тщательно отреставрированный вокал Рэя с помощью компьютерных технологий. Альбом включает в себя главные хиты Чарльза и некоторые новые кавер-версии. «Это великое событие. Когда технологии 21-го века и бессмертный соул сплетаются вместе, получается результат на века» - сказал об этом альбоме Куинси Джонс, близкий друг и соратник Рэя Чарльз. А Дэвид Ритц, биограф Рэя Чарльза, назвал эту работу «Вероятно, самой важной записью Рэя за всё время». Интересно, что на самом деле Чарльз и Бэйси никогда не играли вместе, хотя однажды выступали в одном зале один за другим.

В сентябре 2010 компания Concord Records, на которой в последние годы записывался Рэй и которая активно занимается «раскруткой» богатого наследия музыканта, официально заявила о выходе нового альбома Рэя Чарльза. Новый диск называется «Rare Genius: The Undiscovered Masters» и состоит из 10 принципиально новых треков, никогда не выпускавшихся до этого. В основном это демо-записи 70-х и 80-х годов, по тем или иным причинам недоработанные и поставленные на полку. Как и в случае с «Ray Sings, Basie Swings» и «Genius&Friends», вокал Чарльза тщательно очищен от фоновых шумов, отреставрирован и наложен на свежезаписанное сопровождение специально приглашенных в студию музыкантов. Альбом вышел 26 Октября 2010.

Голос

Рэй Чарльз является обладателем одного из самых узнаваемых голосов в мировой музыке. «Рэй Чарльз - обладатель самого уникального голоса в поп-музыке. Он делал эти импровизационные штучки, вроде легкого смешка или хмыканья. … (Рэй) взял визг, крик, рычание, стоны, и сделал из них музыку» (Билли Джоэл). А вот слова музыковеда Генри Плезантса (Henry Pleasants):

Биографический фильм «Рэй»

О жизни Рэя Чарльза был снят биографический фильм «Рэй », который вышел на экраны вскоре после его смерти - 19 октября 2004 года . Режиссёр фильма - Тэйлор Хэкфорд. Самого Чарльза играл Джейми Фокс . Бюджет фильма составил 40 миллионов долларов. Тэйлор Хэкфорд участвовал в создании фильма также как продюсер и сценарист. Фильм отображает период с по 1966 год . Джейми Фокс получил премию «Оскар » в номинации «Лучший Актёр» за эту роль. Фильм основан на автобиографии Рэя, изданной в 1978 году и называвшейся «Брат Рэй» (одно из прозвищ Рэя).

Награды

Во время одного из его награждений Рэй был описан, как «один из самых уважаемых певцов своего поколения… пионер, который смёл барьеры между светскими и духовными стилями, между белой и чёрной поп музыкой». Сам же он говорил просто - «Музыка была на свете очень давно, и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что-то хорошее». В августе 2005 года Конгресс США переименовал почтовое отделение West Adams Station в Лос-Анджелесе в «Станцию Рэя Чарльза» (Ray Charles Station). В 1976 году он стал одним из первых музыкантов, попавших в Зал Славы штата Джорджия. В 1981 году он удостоился собственной звезды на Голливудской Аллее Славы . В 1986 году он попал в Зал Славы Рок-н-Ролла , был награждён французским Орденом искусств и литературы , а в 2004 году - попал в Зал Славы Джаза. За свою карьеру Рэй выиграл 17 премий Грэмми (5 посмертно), не считая премии за вклад в развитие музыки, которой он был удостоен в 1987 году . Полный список «Грэмми», полученных Рэем:

  • 1959 - Лучшее R&B исполнение за «Let the Good Times Roll».
  • 1960 - Лучшее вокальное исполнение (Одна запись или трек, Мужчины) - за «Georgia On My Mind ».
  • 1960 - Лучшее исполнение поп-музыканта (Соло) - за «Georgia On My Mind».
  • 1960 - Лучший вокальный альбом (Мужчины, Вокальное исполнение) - за «The Genius of Ray Charles».
  • 1961 - Лучшая R&B-запись - за «Hit The Road Jack ».
  • 1962 - Лучшая R&B-запись - за «I can’t Stop Loving You».
  • 1963 - Лучшая R&B-запись - за «Busted».
  • 1966 - Лучшая R&B-запись - за «Crying Time».
  • 1966 - Лучшее R&B-исполнение (Соло, Вокал) - за «Crying Time».
  • 1975 - Лучшее R&B-исполнение (Вокал, Мужчины) - за «Living For the City».
  • 1990 - Лучшее R&B-исполнение (Дуэт или группа, Вокал) - за «I’ll be Good To You» (вместе с Чакой Каном (Chaka Khan)).
  • 1993 - Лучшее R&B-исполнение (Вокал, Мужчины) - за «A Song For You».
  • 2004 - Запись года - «Here We Go Again» (with Norah Jones)
  • 2004 - Альбом года - Genius Loves Company
  • 2004 - Лучшее поп-сотрудничество - «Here We Go Again» (with Norah Jones)
  • 2004 - Лучший поп-альбом года - Genius Loves Company
  • 2004 - Лучшая запись в жанре госпел - «Heaven Help Us All» (with Gladys Knight)

Рэй Чарльз - единственный исполнитель, получавший «Грэмми» на протяжении пяти десятилетий подряд.

Дискография

Дискография Рэя Чарльза:

  • 1956 The Great Ray Charles {Atlantic}
  • 1956 The Genius After Hours {Rhino}
  • 1957 Ray Charles {Atlantic}
  • 1958 Ray Charles at Newport {Atlantic}
  • 1958 Yes, Indeed!! {Atlantic}
  • 1958 Soul Brothers {Atlantic}
  • 1959 What’d I Say {Atlantic}
  • 1959 Ray Charles {Xtra}
  • 1959 The Fabulous Ray Charles {Hollywood}
  • 1959 Ray Charles {Hollywood}
  • 1959 The Genius of Ray Charles {Atlantic}
  • 1960 Ray Charles in Person {Atlantic}
  • 1960 Genius + Soul = Jazz {DCC}
  • 1960 Basin Street Blues {ABC}
  • 1960 Ray Charles Sextet {Atlantic}
  • 1961 Dedicated to You {ABC/Paramount}
  • 1961 Ray Charles & Betty Carter {ABC/Paramount}
  • 1961 The Genius Sings the Blues {Atlantic}
  • 1961 The Do the Twist with Ray Charles! {Atlantic}
  • 1961 Modern Sounds in Country & Western Music {Rhino}
  • 1961 Soul Meeting {Atlantic}
  • 1962 Hit the Road Jack {HMV }
  • 1962 The Original Ray Charles London
  • 1962 Modern Sounds in Country & Western, Vol. 2 {Rhino}
  • 1963 Ingredients in a Recipe for Soul {ABC}
  • 1963 I Can’t Stop Loving You {HMV}
  • 1964 Sweet & Sour Tears {Rhino}
  • 1964 Have a Smile with Me {ABC/Paramount}
  • 1964 Ballad of Ray Charles {HMV }
  • 1965 Live in Concert {ABC}
  • 1965 Country & Western Meets Rhythm & Blues {ABC/Paramount}
  • 1965 Ballad Style of Ray Charles {HMV }
  • 1965 Swinging Style {HMV }
  • 1965 Baby Its Cold Outside {HMV }
  • 1965 Take These Chains {HMV }
  • 1965 Ray Charles Sings {HMV }
  • 1965 Cincinnati Kid {MGM}
  • 1966 Crying Time {ABC/Paramount}
  • 1966 Ray’s Moods {ABC/Paramount}
  • 1966 Busted {HMV }
  • 1967 A Man & His Soul {ABC/Paramount}
  • 1967 Ray Charles Invites You to Listen {ABC}
  • 1968 Memories of a Middle Aged Man {Atlantic}
  • 1969 I’m All Yours-Baby! {ABC/Tangerine}
  • 1969 Doing His Thing {ABC/Tangerine}
  • 196? Le Grand {Atlantic}
  • 1970 My Kind of Jazz {Tangerine}
  • 1970 Love Country Style {ABC/Tangerine}
  • 1970 Ray Charles {Everest}
  • 1971 Volcanic Action of My Soul {ABC/Tangerine}
  • 1972 A Message from the People {ABC/Tangerine}
  • 1972 Through the Eyes of Love {ABC/Tangerine}
  • 1972 Presents the Raelettes {Tangerine}
  • 1972 The Original Ray Charles Boulevard
  • 1973 Ray Charles Live {Atlantic}
  • 1973 Jazz Number II {Tangerine}
  • 1973 Genius in Concert L.A. {Bluesway}
  • 1974 Come Live with Me {Crossover}
  • 1975 Renaissance {Crossover}
  • 1975 My Kind of Jazz, Vol. 3 {Crossover}
  • 1975 World of Ray Charles, Vol. 2 {Decca}
  • 1975 Live in Japan {Crossover}
  • 1975 Ray Charles {Up Front}
  • 1976 Porgy & Bess {RCA Victor}
  • 1977 True to Life {Atlantic}
  • 1978 Love & Peace {Atco}
  • 1978 Blues {Ember}
  • 1978 The Fabulous Ray Charles {Musidisc}
  • 1979 Ain’t It So {Atlantic}
  • 1979 King of the Blues {Ampro}
  • 197? Incomparable {Strand}
  • 1980 Brother Ray Is at It Again {Atlantic}
  • 1980 I Can’t Stop Loving You {Pickwick}
  • 1982 A Life in Music {Atlantic}
  • 1982 I Give You My Love {IMS}
  • 1983 Wish You Were Here Tonight {Columbia}
  • 1984 Do I Ever Cross Your Mind? {Columbia}
  • 1984 Friendship {Columbia}
  • 1984 Jammin" the Blues {Astan}
  • 1984 °C C Rider {Premier}
  • 1984 Ray Charles Blues {Astan}
  • 1985 The Spirit of Christmas {Rhino}
  • 1986 From the Pages of My Mind {Columbia}
  • 1987 The Right Time {Atlantic}
  • 1988 Just Between Us {Columbia}
  • 1988 I Can’t Stop Loving You {Colorado}
  • 1988 The Love Songs {Deja Vu}
  • 1989 18 Golden Hits {SPA}
  • 1989 Blues Is My Middle Name Object
  • 1990 Would You Believe? {Warner}
  • 1993 My World {Warner}
  • 1995 It’s a Blues {Thing Monad}
  • 1996 Strong Love Affair {Warner}
  • 1996 Berlin, 1962 {Pablo}
  • 1996 Berlin 1962 {Fantasy}
  • 1998 In Concert {Rhino}
  • 1998 Dedicated to You {Rhino}
  • 2000 Sittin" on Top of the World {Pilz}
  • 2000 Les Incontournables
  • 2002 Thanks for Bringing Love Around Again
  • 2004 Ray OST
  • 2004 Genius Loves Company
  • 2005 Genius & Friends
  • 2005 Genius Remixed
  • 2009 Genius The Ultimate Ray Charles
  • 2010 Rare Genius:The Undiscovered Masters
  • 2012 Extraordinary Ray Charles

Фильмография

  • Swingin" Along (1961)
  • Ballad in Blue (1964)
  • The Big T.N.T. Show (1966) (документальный)
  • Limit Up (1989)
  • Listen Up: The Lives of Quincy Jones (1990) (документальный)

Примечания

  1. Van Morrison "100 Greatest Artists of All Time. #10: Ray Charles" (англ.) . rollingstone.com. Архивировано
  2. Billy Joel "100 Greatest Singers of All Time. #2: Ray Charles" (англ.) . rollingstone.com. Архивировано из первоисточника 9 марта 2012. Проверено 4 марта 2012.
  3. «A Tribute to Ray Charles», Rolling Stoners issue 952/953, July 8-22, 2004
  4. Eamon Graham OBITUARY: Ray Charles (1930-2004) (англ.) . Bohème Magazine. Архивировано из первоисточника 9 марта 2012. Проверено 4 марта 2012.
  5. Rebecca Leung The Genius Of Ray Charles (англ.) . cbsnews.com (February 18, 2009).

Его отец, Бэйли Робинсон, был механиком, а мать работала на лесопилке. В разгар Великой депрессии семья переехала в Гэйнсвилль, Флорида. Когда Рэю было пять, его младший брат утонул в корыте, которым мать пользовалась для стирки. Еще через год Рэй ослеп. В качестве причины называли глаукому, но диагноз так и не был толком поставлен. Он вспоминал потом, что его спасли мама и музыка. С трех лет Рэй начал напевать, подражая таперу из соседнего кафе. У него был талант от Бога. В интернате для глухих и слепых детей он одновременно научился читать слова и ноты - по системе Брайля. Играл на множестве инструментов - трубе, кларнете, органе, саксофоне и пианино.

Своими учителями Рэй Чарльз называл Шопена, Сибелиуса, Дюка Эллингтона и гигантов джаза Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу.



После того как Рей осиротел в пятнадцатилетнем возрасте, во Флориде он создал собственную кантри-группу. Затем в 1948 году будущая звезда поддалась внезапному порыву, и на собранные $600 уехал на другой конец континента, в Сиэтл, где основал трио Maxim. В этот период Чарльз начал употреблять героин.

Обосновавшись в конце 1940-х годов в Лос-Анджелесе, он записал первую пластинку. Заключив контракт с фирмой грамзаписи Atlantic, Чарльз выпустил несколько пластинок, две из которых – ритм-энд-блюзовая «Им должен был быть я» («It Should`ve Been Me») и рок-госпел «Я обрел женщину» («I Got a Woman») – в 1954 попали в хит-парады, а певец снискал славу новатора, трансформировавшего меланхолический жанр госпел (религиозный гимн) в энергичный ритм-энд-блюз. Во многом благодаря Чарльзу сложился «черный» рок-н-ролл, выросший из традиционного блюза и госпела.

В 1950-е годы Чарльз выпускает многочисленные записи, составившие «канон» фирменного стиля певца и пианиста, – «Зелененькие» («Greenbacks»), «Моя малышка» («This Little Girl of Mine»), «Аллилуйя, я ее люблю» («Hallelujah I Love Her So»), «Что мне сказать» («What`d I Say») и др.

Понимая, что студия звукозаписи Atlantic всегда будет отдавать предпочтения R$B-музыкантам, Рей Чарльз принимает решение сменить лейбл и в 1959 году подписывает контракт со студией ABC-Paramoumt. А уже в начале 1960-х годов выходят его основные соул-хиты: «Палочки и камешки» («Sticks and Stones»), «Проваливай, Джек» («Hit the Road, Jack»), «Джорджия в моей душе» («Georgia On My Mind»), «Руби» («Ruby»).

В 1959 году песня «What`d I Say» сделала его звездой. Некоторые радиостанции снимали ее с эфира, находя голос Чарльза чересчур эротичным. Вскоре он уже выступал в Карнеги-холл и на джазовом фестивале в Ньюпорте.

Именно в этот период к нему и приходит первый значительный, когда его выбрали в качестве исполнителя гимна американского штата Джорджия, написанного Ходжи Кармайклом - бродвейским классиком 30-60-х гг. Казалось бы, гимн не подразумевает ничего, кроме стандартно-патриотического излияния чувств. Но Чарльз, исполняя «Georgia on my mind» достигает настоящего катарсиса. «Georgia on my mind» стала мировым хитом, а имя Джорджия - модным женским именем.

Лучшие дня

Экспрессивный надтреснутый голос, виртуозная игра на клавишных, неподдельное обаяние слепого исполнителя снискали ему любовь и успех, как среди черных, так и белых слушателей еще в пору существования жестких расовых барьеров в американском шоу-бизнесе.

В 1959 году вышла его знаменитая «What`d I Say», с которой и началась история «соула» - неподражаемого сочетания рока, r&b, джаза и кантри.

С течением времени жанровый диапазон певца существенно расширялся, по мере того как в его репертуар включались новые вещи самых разных жанров – от классики кантри до старомодных романтических баллад, от рок-н-ролла до современных поп-шлягеров.

В те же золотые годы Чарльз записывает знаменитую версию хита группы «Граундхогз» «I can`t stop loving you», чуть позже - свои необычные и таинственные вариации на битловские «Eleanor Rigby» и «Yesterday». Все та же искренность грусти поражала американцев.

Как и Фрэнк Синатра, Рей Чарльз записывался много и, что называется, с жадностью.

Он брался за любую работу - записывал звуковые дорожки к фильмам и снимался в кино (самый известный фильм – «Братья Блюз»), вытягивал молодых (Бетти Картер), искал «новую музыку» с мультиинструменталистом Арнольдом Киллером и вибрафонистом Милтом Джексоном («Модерн Джаз квартет»). И все-таки визитная карточка Чарльза - его сольные записи конца 50-60 гг., многие из которых до сих пор ни на секунду не выходят из моды, несмотря на старый, «шестидесятнический звук».

Слушая Чарльза, каждый раз поражаешься глубине его артистического перевоплощения - будто учился он у самого Станиславского. Настоящим реквиемом по Джону Кеннеди стала его отчаянная и горькая «Busted» («Разжалованный»), выпущенная на следующий день после смерти президента и намекающая на то, что антирасистской политике, которую проводил Кеннеди, с его гибелью пришел конец. Знаменитый историк современной американской культуры Ларри Ли отметил, что Чарльз вернул сытой американской попмузыке и американской культуре в целом «способность к душевным переживаниям».

Имени Рэя Чарльза неизменно сопутствует словосочетание «живая легенда» и это нельзя считать преувеличением. Публикации о нем могут составить огромную библиотеку. Все сходятся в таких определениях, как «непревзойденный гений» и «суперзвезда». Рэй Чарльз удостоен множества званий и наград. В его активе 14 премий «Грэмми», огромное количество золотых и платиновых дисков.

В 1993 году Билл Клинтон вручил ему Национальную медаль искусств, а с 1996 года за ним официально закреплено звание «Сокровище Лос-Анджелеса». Звезда с его именем находится на голливудском Бульваре Славы, а его бронзовые бюсты есть во всех Залах Славы: рок-н-ролльном, джазовом, блюзовом и кантри. Есть также бронзовый медальон, отлитый и подаренный Рэю Чарльзу во Франции от имени французского народа.

Рей Чарльз является «отцом вдохновителем» всех крупнейших рок и поп-звезд ХХ века. Элвис Пресли, Джо Кокер, Билли Джоэл и Стиви Уандер считают Рэя Чарльза своим учителем. В его честь и его песни исполняли также Эрик Клэптон, Карлос Сантана, Майкл Болтон, Майкл Джексон и многие другие известные музыканты.

К собственной слепоте он относился слегка иронично - снимался в кино, водил автомобиль, когда-то пилотировал аэроплан и всегда брился перед зеркалом. Перед каждым выступлением Рей Чарльз принимал стакан джина с кофе. По его словам, это придавало ему бодрости и куража.

«Иногда я чувствую себя ужасно, но, когда я выхожу на сцену и начинаю играть, это вроде как если вы испытывали боль, а потом приняли аспирин, и все прошло. Не знаю, как это получается», - говорил он.

Рэй Чарльз никогда не раздавал автографы, поскольку не видел, что именно ему дают подписывать, и крайне неохотно общался с журналистами.

10 июня 2004, в возрасте 73 лет, из-за обострения болезни печени музыкант умер. «Я не буду жить вечно, - как-то сказал Рэй Чарльз во время интервью на студии звукозаписи. – Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только – насколько красивой будет моя жизнь».

Посмертный альбом дуэтов Чарльза «Genius Loves Company» менее, чем за пол года стал платиновым – было продано больше миллиона его экземпляров, чего покойному музыканту не удавалось добиться за всю свою 53-летнюю карьеру. На своем последнем альбоме музыкант выступает дуэтом с такими исполнителями как Нора Джонс, Вэн Моррисон и Элтон Джон. Позже на экраны был выпущен фильм «Рэй» с участием Джейми Фокса по мотивам биографии Рэя Чарльза.

«Единственный гений в нашей профессии», - сказал о нем Фрэнк Синатра.

Сам Рэй Чарльз говорил о себе скромнее. «Музыка была на свете очень давно, и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что-то хорошее».

Рей Чарльз, музыкант, исполнявший композиции в стиле джаз, ритм-энд-блюз и соул, стал одним из самых известных американских музыкантов. Результатом его творческой деятельности стал выпуск более семидесяти альбомов, многократное награждение премиями «Грэмми» (13 раз), а также принадлежность к участникам Зала славы отдельных музыкальных жанров (рок-н-ролл, джаз, кантри, блюз).

Соединенных Штатов содержит хиты Рея Чарльза, а знаменитые слова, сказанные Фрэнком Синатрой, нарекают его единственным гением в шоу-бизнесе.

Детство Рея

Урожденный Рэй Чарльз Робинсон увидел мир в Элбани в 1930 году. Городок был небольшим, а финансовое и социальное положение семьи Рэя - неблагоприятным. Через несколько месяцев после его рождения всей семье пришлось сменить место жительства: теперь своим домом они называли небольшое поседение Гринвиль (Южная Флорида).

Роль отца в жизни музыканта была короткой и незначительной, так как тот ушел, когда мальчик и его брат Джордж были совсем маленькими. Воспитанием занималась мать Арета и бабушка Мэри Джейн Робинсон.

Трагический случай

Биография Рэя Чарльза содержит один печально известный факт, связанный со смертью его брата. Это случилось, когда будущему музыканту было всего пять лет, а Джорджу - четыре. Окунувшись с головой в глубокую лохань с водой, которая стояла на улице, Джордж не смог выбраться и стал захлебываться. Увидев тонувшего брата, Рэй попытался его спасти, однако у него не хватило сил, чтобы вытащить ребенка.

Полученное потрясение оказало на Рэя сильнейшее воздействие. Он сам предполагал, что именно по этой причине его зрение стало ухудшаться до тех пор, пока совсем не пропало. Полная слепота наступила, когда ему было семь лет. Позже вероятной причиной слепоты называли глаукому и ее последствия.

Существуют слухи, утверждающие, что музыкант, добившись известности, пытался найти донора для пересадки одного глаза. Однако операция так и не была проведена из-за мнения врачей, которые считали этот шаг бессмысленным и рискованным.

Рей Чарльз: обучение музыке

На формирование будущей карьеры музыканта оказал непосредственное влияние аптекарь, который играл на пианино и жил неподалеку от дома Рэя. Первые проявления музыкального таланта мальчика были заметны уже тогда, когда ему было три года.

Поэтому после полной потери зрения мать позаботилась о том, чтобы Рей поступил в специализированную школу-интернат. Она находилась в городе Сент-Огустин, и здесь Рей Чарльз изучал а также игру на органе, пианино, тромбоне, саксофоне и кларнете. Благодаря своим успехам в музыке мальчик был зачислен в баптистский хор.

1945-й стал для Рэя годом смерти матери, отец умер через два года.

Музыкальная карьера: первые шаги

Дальнейшая биография Рэя Чарльза (период после завершения обучения в интернате) пестрит названиями многочисленных музыкальных проектов, в которых он принимал участие. Зачастую они исполняли кантри или джаз. Наибольшее влияние на формирование стиля и манеры исполнения Рэя оказали такие известные джазмены как Каунт Бэйси, Арт Тэйтум, а также Арти Шоу.

Первой группой, полноценным членом которой стал музыкант, носила название The Florida Playboys.

Поездка в Сиэтл в 1947 году стала очень значимым событием для семнадцатилетнего Рэя. Имея при себе накопленную сумму в 600 долларов и заручившись поддержкой гитариста Госсади Макги, он занимается основанием и развитием группы MacSon Trio. Для записи первых композиций Рэй прибегает к сотрудничеству с группой известного исполнителя Лоуэлла Фулсона. Задачей Рэя был аккомпанемент музыкантам на пианино. Через два года свет увидела первая песня Рэя Чарльза в стиле ритм-энд-блюз. Затем вышли еще несколько композиций, ставшие впоследствии хитами.

Деятельность музыканта в 50-е годы

Новое десятилетие ознаменовалось для Рея Чарльза Робинсона сменой лейбла и сокращением имени. Эта мера была необходима, так как в то время был популярным боксер с похожим именем.

Первый брак Рэя длился всего год. Начавшись в июле 1951 года, совместная жизнь музыканта и Эйлен Вильямс не выдержала испытания временем. В следующий раз Рэй вступил в барк через три года, взяв в жены Деллу Беатрису Робинсон (в девичестве Ховард). Они прожили вместе до 1977 года.

Биография Рэя Чарльза в середине 50-х годов насыщена успешными песнями, написанными самостоятельно или в сотрудничестве с другими музыкантами. Именно в этот период происходит формирование узнаваемого и оригинального уникального звучания.

Песни Рея Чарльза продавались миллионными тиражами, принеся популярность самому музыканту и стилям, в которых он работал. Состав репертуара Рэя включал госпелы на светскую тематику и блюзовые баллады. Популярность госпела и R&B во многом обязана творчеству этого музыканта, деятельность которого привлекла большое количество новых поклонников. Здесь были представители и темнокожей, и белой аудитории. Заслугой Рэя Чальза, как одного из первых исполнителей в стиле ритм-энд-блюз, становится впечатляющее распространение «черной» музыки.

Конец пятидесятых годов принес Рэю всеобщую популярность, участие в Ньюпортском фестивале, запись большого количества хитов, а также первую премию «Грэмми».

Биография Рэя Чарльза: 60-е годы

После получения мирового признания Рэй переехал в огромный особняк в Беверли-Хилз. Будучи одним из нескольких исполнителей, получающих самые высокие гонорары, он стал пользоваться своей творческой свободой для расширения подхода к музыке. В результате его произведения стали ближе к стилю поп и мейнстриму. Несмотря на то что новые композиции разительно отличались от того, что он делал прежде, музыка Рея неизменно пользовалась успехом. Широта и разнообразие репертуара музыканта достигли потрясающих объемов.

Песня «Georgia On My Mind», ставшая гимном родного штата Рея Чарльза, была издана в начале 60-х. Далее последовало знаменательное событие: выход альбома Modern Sounds in Country and Western Music. Входящие в его состав хиты относятся к жанру кантри, что в сочетании с расовой принадлежностью Рэя стало своеобразной революцией.

Антирасистское настроение музыканта

Выходец из нижайшего социального класса Рэй Чарльз на протяжении всей жизни был активным борцом за расовое равенство. Отличным примером его отношения к этому вопросу можно считать отмену концерта в Огасте в 1961 году из-за того, что темнокожих и белых зрителей планировали рассадить отдельно. Кроме того, Рэй содействовал (в том числе и финансово) деятельности Кинга и открыто выражал неодобрение политике Дж. Ф. Кеннеди.

В некоторых источниках упоминается двадцатилетний запрет для Рэя на въезд в Джорджию, но на самом деле он просто не планировал туда ездить.

Рэй Чарльз и его «мартышка на спине»

Так иносказательно музыкант называл свою зависимость от героина. Узнав, что это такое в 16 лет, следующие два десятилетия он находился в состоянии зависимости от наркотика.

В 1961 году при обыске гостиничного номера Рэя были обнаружены запрещенные наркотики, но суда не последовало, так как была нарушена процедура (отсутствовал ордер). В последующие годы музыкант неоднократно был замечен за использованием наркотиков, а в 1965 году в Бостоне его арестовали по обвинению в хранении марихуаны и героина.

Жизнь с чистого листа

Решающим шагом, после которого Рэй Чарльз сказал решительное «нет» наркотикам, стало длительное лечение в клинике в Лос-Анджелесе. Эта мера спасла его от пребывания в тюрьме, суд ограничился назначением довольно мягкого наказания: одного года условно. Пройдя курс реабилитации, Рэй Чарльз не возвращался к употреблению, находя вдохновение и утешение исключительно в музыке и выступлениях.

«Рэй», фильм про Рея Чарльза, весьма детально охватывает тему наркотической зависимости музыканта.

Мейнстрим и поздние годы Рэя

Освободившись от наркотиков, музыкант обретает новый стиль, приближающийся к мейнстриму. Особенностью этого периода становится отсутствие собственных композиций в пользу фантастического исполнения песен других музыкантов.

С наступлением 80-х годов Рэй Чарльз расширяет круг своей деятельности: участие в съемках фильма «Братья Блюз», в популярном телевизионном шоу, а также в рекламе Пепси.

Музыкант принимает приглашения организаторов благотворительных акций, работает вместе с популярными молодыми исполнителями и выступает на инаугурации Насыщенная общественными мероприятиями деятельность Рэя Чарльза закончилась в 2004 году в Лос-Анджелесе, когда состоялось его последнее выступление.

В последние годы жизни музыкант страдал от рака печени и тяжелых последствий операции, произведенной на бедре. Несмотря на это, он ежедневно появлялся на своей студии RPM для выполнения своей работы. В одном из интервью он заметил, что не важно, какую продолжительность имеет жизнь, важно, насколько она красива.

После смерти Рэя Чарльза в 2004 году, его память почтили выходом посмертного альбома. Он получил восемь наград «Грэмми». Позже бы выпущен еще один сборник, включающий совместные композиции Рэя Чарльза и других исполнителей.

В рамках мемориальной церемонии с Рэем простились многие музыканты и тысячи верных поклонников.

Рэй Чарльз Робинсон (Ray Charles Robinson, 23 сентября 1930 – 10 июня 2004) – американский эстрадный певец и пианист, прославившийся исполнением композиций во многих музыкальных стилях. Его считают наиболее значимой персоной музыкальной индустрии в послевоенные годы.

Детство

Рэй Чарльз родился 23 сентября в маленьком городке Олбани, находившемся в штате Джорджия, в очень бедной негритянской семье. Как позже говорил сам певец, их даже нельзя было сравнить с просто бедными семьями:

«Я родился в невероятно бедной семье, бедной ровно настолько, насколько это возможно себе представить, самый низ лестницы, ниже – только голая и сырая земля…».

Его отец практически не принимал участия в воспитании детей, поэтому все заботы ложились на плечи матери, тёти Ареты и свекрови Мэри Джей Робинсон. Позже, когда Рэю исполнилось 2 года, отец и вовсе ушел из семьи и пропал. О том, где он был и с кем жил, будущему певцу не было известно.

В пятилетнем возрасте Рэя постигло несчастье. Он стал свидетелем того, как его брат начал тонуть в большой лохани для купания. Поскольку тот был значительно крупнее и здоровее его самого, мальчик не смог самостоятельно спасти его, а звать на помощь было просто некого. Женщины в это время находились в городе на заработках. В результате брат Джордж умер, а Рэй надолго замкнулся в себе. Сильное потрясение и шок от того, что он не смог спасти собственного брата, довели ребенка до серьезной болезни, в результате которой он начал слепнуть. Даже врачи не были в силах чем-то помочь. Через два года Рэй полностью потерял зрение.

Поскольку слепой ребенок не мог посещать обычную среднюю школу, мать отдала его в школу-интернат в Сент-Огустине, где мальчик был вынужден изучать азбуку Брайля и приспосабливаться к необычному состоянию, которое, увы, уже никак нельзя было изменить. В этом же возрасте начал проявляться его музыкальный талант. С помощью хозяина аптеки, которая находилась неподалеку от дома, Рэй стал учиться играть на пианино и петь. В школе же он попросился в кружки, где учили игре на других музыкальных инструментах. В итоге он обучился играть на кларнете, тромбоне, саксофоне и органе всего за один год.

Начало музыкальной карьеры

После окончания школы-интерната Рэй решил не поступать в университет, поскольку прекрасно понимал, что сделать это будет невозможно и по финансовым, и по физиологическим обстоятельствам. Однако его стремление быть музыкантом никуда не исчезло. Наоборот, парень мечтал стать профессиональным певцом и заработать деньги, чтобы быть в состоянии позаботиться о своих близких.

В 1947 году, после нескольких лет накопления денег с помощью подработки на стройках, Рэй, наконец, решает перебраться в Сиэтл, поскольку в его родном городе музыка всегда была на последнем месте у бедных и голодных жителей. Там, в Сиэтле, он встречает начинающего гитариста Госсади Макги, который впоследствии станет одним из лучших друзей Рэя Чарльза, а также основателем группы под названием “MacSon Trio”. А поскольку песни группы в стилях джаза и кантри практически сразу приобретают своих слушателей, группой заинтересовывается звукозаписывающая студия Swingtime Records, которая предлагает двум талантливым парням начинать писать композиции под их лейблом. На свет выходят “Walkin" and Talkin"”, “Guitar Blues” и “Wonderin" and Wonderin"”.

Находясь «под крылом» звукозаписывающей компании, молодые и талантливые музыканты вскоре начали понимать, что написание песен становится для них всё больше механическим, а вовсе не творческим процессом. И если раньше представители компании брались за каждый новый сингл их группы, то затем они начинают диктовать свои права и устанавливать рамки. Такой подход к творчеству больше всего не нравился Рэю, поэтому в 1952 году он расторгает договор и заключает новый. Теперь уже с компанией звукозаписи Atlantic Records. Там он не только выпускает свои лучшие песни, но и с их помощью находит для себя новое, идеальное звучание, которое впоследствии становится его визитной карточкой.

В 1960-х годах Рэя Чарльза и его несравненные, наполненные жизненной энергетикой песни знали уже практически во всем мире. В это же время певец снова меняет студию звукозаписи и начинает сотрудничать с ABC Records, которая продюссировала на тот момент наиболее талантливых, известных и высокооплачиваемых исполнителей. Рэй перебирается в Беверли-Хиллз, где начинает активно писать песни. В это время на свет появляются и с первых минут становятся популярными такие синглы, как “Unchain My Heart”, “Georgia On My Mind”, “Cry”, “Makin" Whoopee”, “Busted”, “I Can’t Stop Loving You” и “You Don’t Know Me”.

Наркотическая зависимость

На протяжении всей своей жизни Рэй Чарльз находился под наркотической зависимостью. Он не скрывал этого факта и сам признавался в том, что впервые попробовал марихуану, еще будучи 16-летним подростком.

В 1961 году в гостиничном номере певца полиция находит несколько пакетиков с марихуаной и кокаином. Возбуждается уголовное дело, однако адвокатам удается добиться для Рэя лишь условного срока, поскольку на тот момент звезда уже проходила лечение от наркотической зависимости в клинике Лос-Анджелесса.

Спустя четыре года у Рэя Чарльза вновь находят наркотики. На этот раз упаковки героина. Однако певца снова оправдывают, после чего тот полностью отказывается от наркотиков и начинает выступать активным приверженцем здоровой жизни.

Личная жизнь

Рэй Чарльз приобрел известность во всём мире не только благодаря отличным вокальным данным, но и любви к женскому полу. У певца было 12 детей, большинство из которых родилось вне брака. Если же говорить о его официальных супругах, то ими стали всего три женщины: Эйлин Уильямс (прожили вместе год, детей не было), Делла Беатрис Говард Робинсон (20 лет совместной жизни и трое детей) и Норма Пинелла (жила с Рэем в гражданском браке до его смерти).