Как понять закон о российской нации. Закон о российской нации. Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры

ВСЕ ФОТО

Президент РФ Владимир Путин выступил с инициативой об определении федерального органа, который бы отвечал за вопросы социальной адаптации мигрантов на территории России. Об этом глава государства заявил, выступая на заседании совета по межнациональным отношениям в Астрахани, сообщает "Интерфакс" . Кроме того, президент предложение о создании закона о российской нации.

"В настоящее время эта сфера не обеспечена достаточными правовыми, организационными и экономическими инструментами. Необходимо определить федеральный орган, отвечающий за это направление. Нужны и профильные специалисты", - отметил Путин.

Он заявил, что Россия будет противостоять тенденциям по разжиганию межэтнических конфликтов и размыванию традиционных ценностей. Он отметил при этом, что "здесь ключевая роль принадлежит общественному, духовному единству нашего народа".

"Еще одна важная тема - поддержка некоммерческих организаций, деятельность которых связана с межнациональными организациями, межнациональным сотрудничеством, сохранением и защитой культуры, традиций, языков народов России, социальной адаптации мигрантов", - продолжил Путин.

Он отметил, что услуги, которые оказывают такие НКО, не включены в перечень общественно полезных и не могут иметь те бонусы, которыми располагают социально ориентированные организации. По словам Путина, "это может быть проблемой, во всяком случае, сдерживающим фактором".

Глава государства подчеркнул, что России нужны профессиональные специалисты в сфере отношений разных народов и разных конфессий. По его словам, нужны не только религиозные деятели, но и светские люди, разбирающиеся в межэтнических и межконфессиональных проблемах.

Путин поддержал начало разработки закона о российской нации

Президент РФ Владимир Путин в то же время поддержал предложение о создании закона о российской нации. "Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать - это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать - это закон о российской нации", - заявил глава государства (цитата по "Интерфакс").

По его словам, в такой закон может вырасти стратегия по развитию национальных отношений в России. "Нашу стратегию, которую мы с вами вместе вырабатывали, ее и преобразовывать - но только над этим нужно поработать тоже как следует", - сказал президент.

Путин поддержал и предложение участников заседания провести год единства российской нации. "Хорошее могло бы быть мероприятие. С привлечением всех, кто собрался сегодня здесь в этом зале, - для того, чтобы мы вместе с вами поработали. Но только выбрать нужно этот год", - отметил президент.

Он пояснил, что год единства российской нации нужно выбрать так, чтобы он не пересекался с уже объявленными всероссийскими тематическими годовыми мероприятиями.

Путин одобрил создание закона о межнациональных отношениях

В рамках заседания, в котором принял участие глава государства, прозвучало предложение "идти от стратегии к федеральному закону", который должен вобрать в себя все новации, связанные с межнациональными отношениями.

Автором этой идеи выступил завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов. Он предложил и название закона - "О российской нации и управлении межэтническими отношениями", передает ТАСС.

Путин одобрил идею создания отдельного федерального закона, посвященного межнациональным отношениям. "Хорошее предложение", - прокомментировал он.

"Принципиальный вопрос координации органов власти, которые реализуют государственную национальную политику. Их только на федеральном уровне более десяти, плюс структуры в регионах и муниципалитетах. Но взаимодействие между ними подчас крайне низкое и неэффективное, не налажено и постоянное сотрудничество с научными и экспертными организациями. Как будут решаться эти вопросы? Знаю, что определенные надежды возлагаются на профильную госпрограмму, которую сейчас готовит правительство", - заявил Путин.

"Конечно, ее нужно разработать так, чтобы она стала действительно единым магистральным документом для всех, кто занимается реализацией стратегии национальной политики, но решить эту программу можно, только объединяя, как я уже говорил, усилия, координируя усилия всех соответствующих структур. И как это сделать - вопрос остается открытым, хотя не думаю, что здесь есть какие-то непреодолимые сложности", - добавил президент.

Путин раскритиковал европейский опыт в области миграционной политики

Президент России также призвал не опираться на опыт Европы в выстраивании миграционной политики. "У России "тысячелетняя история формирования многонационального государства, у нас гораздо глубже этот опыт", - подчеркнул Путин (цитата по ТАСС).

"Иммигрант изнасиловал ребенка в одной из европейских стран. Суд его оправдал по двум основаниям: он плохо говорит на языке страны пребывания и не понял, что мальчик, а это был мальчик, возражает. Это в голову не может прийти, что они творят там", - привел пример президент.

Общество, которое "не имеет возможности защитить своих детей сегодня", не имеет будущего. Поэтому "опыт у них, прямо скажем, не самый лучший", добавил Владимир Путин.

Ранее эксперт в области демографии, научный директор Центра миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская сделала прогноз о том, что в результате увеличения миграционного потока из Китая к 2050 году китайцы могут стать вторым по численности народом в России и обойти мигрантов из Средней Азии.

Она объяснила такой процесс снижением миграционных потоков из стран Средней Азии после 2030 года, поскольку большая доля молодого населения этих стран уже выехала для обучения и работы в сопредельные государства.

Сейчас главными "донорами" России являются Таджикистан, Узбекистан, значительная часть населения приезжает с Украины. "Если мы думаем о других "донорах" - а безусловно, России придется, чтобы нормально экономически развиваться, получать население из других стран, - то здесь, кроме Китая, я альтернативы не вижу", - отметила Зайончковская в докладе "Возможные варианты развития миграционных процессов на постсоветском пространстве".

Между тем из доклада Экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственного управления следовало, что к 2016 году миграция в РФ из Китая уступила лидерство Узбекистану и Таджикистану. Десять лет назад лидерами по экспорту легальных мигрантов были Китай (21%) и Украина (18%).

В первом полугодии 2016 года московский бюджет получил за счет мигрантов 6,8 млрд рублей - больше, чем за счет нефтегазовой отрасли. За первое полугодие 2016 года Московским миграционным центром выдано 195 тыс. патентов, среди трудовых мигрантов, легально получивших патенты, больше всего узбеков (43%), таджиков (30%) и украинцев (16%).

В стране пора принять закон о российской нации. Об этом заявил президент на совещании с Советом по межнациональным отношениям. Представители проживающих на территории России народов и этносов смогут, например, получить привилегии в получении гражданства. В профильном комитете Госдумы газете ВЗГЛЯД заявили, что готовы детально обсудить выдвинутые предложения.

В понедельник в Астрахани президент Владимир Путин провел заседание своего Совета по межнациональным отношениям. Собравшиеся под председательством, обсуждали ключевые вопросы реализации Стратегии государственной национальной политики.

«Мотивировочная часть какова? Почему должны взять и огромное количество людей, которые совершили правонарушение, находясь на территории РФ, амнистировать?»

Бывший глава Миннаца, завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов предложил на заседании «идти от стратегии к федеральному закону», который должен вобрать в себя все новации, связанные с межнациональными отношениями. Он предложил и название закона – «О российской нации и управлении межэтническими отношениями».

«Хорошее предложение», – цитирует ТАСС главу государства. «Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать – это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать – это закон о российской нации», – приводит слова Путина «Интерфакс» . «Некоторые вещи... список составить народов, этносов, и практическое применение было бы такое, чтобы люди имели преимущественное право получения гражданства и так далее, и... сделать акцент на тех, кто не имеет своей государственности. Идея сама по себе хорошая, давайте подумаем», – сказал Путин, комментируя прозвучавшее на заседании предложение.

Путин пояснил, что можно столкнуться с определенными сложностями при реализации идеи, поскольку будут противоречия с законом о традиционных религиях. Он также отметил, что к традиционной религии относится буддизм, но государственности у буддистов нет, но при этом есть иудаизм с государственностью. «Идея сама по себе принимается. Давайте просто ее доработаем», – добавил Путин.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод на заседании вручил президенту доклад, посвященный ксенофобии в стране. «Мне бы хотелось передать вам, Владимир Владимирович, доклад Московского бюро по правам человека: агрессивная ксенофобия, радикальный национализм, экстремизм в России в первой половине этого года, формы проявления, реакция властей», – сказал Брод. По его словам, правозащитный мониторинг показал, что количество инцидентов снизилось по сравнению с прошлым годом. «Здесь сыграла и грамотная деятельность правоохранительных органов, и правовая база, и печальным уроком послужили события на Украине, которые остудили головы многим радикальным националистам», – цитирует Брода РИА «Новости» .

Правозащитник подчеркнул, что поэтому, с одной стороны, направление успокаивающее, а с другой – «конечно, есть и риски, связанные и с социально-экономическими проблемами, и с влиянием извне радикальных группировок, попыток расшатать ситуацию».

«Поэтому в этой связи мне хотелось бы предложить активнее использовать опыт правозащитных организаций, юридического сообщества, в том числе и для оказания общественно полезных услуг для мигрантов, для представителей этнических групп, которые сталкиваются с дискриминацией, это может быть и создание сети юридических приемных, и поддержка социально значимых проектов», – заключил правозащитник.

Путин больше внимания теме социальной и культурной адаптации мигрантов и определить для этого ответственный федеральный орган, потому что сейчас «эта сфера не обеспечена достаточными правовыми нормами, организационными и экономическими инструментами», одновременно он призвал усилить заслон на пути нелегальной миграции на границе. Он отметил, что при решении проблем с миграцией «нужно обязательно учитывать потребность специалистов, которые будут работать с иностранными гражданами, приезжающими жить и работать в Россию». Он заверил, что власти будут противостоять таким разрушительным тенденциям, как размывание традиционных ценностей и разжигание межнациональной розни.

Парламент обсудит предложения совета

В Госдуме уже готовы детально обсудить прозвучавшие предложения.

«Закон всегда является отражением наиболее значимых ценностных смыслов общества. Единство российской нации – это самое главное историческое достояние и преимущество России», – заявила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.

«Преамбула к Конституции начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле» – это важнейший глубинный смысл. Это то, что в полной мере является национальной идеей: у нас общая судьба – Россия. И мы – единая российская нация. Нация, объединившая и укрепившая самобытные народы, без преувеличения является уникальным явлением в мировой цивилизации», – добавила она.

В разговоре с газетой ВЗГЛЯД первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов сообщил, что комитет может провести заседание с целью обсудить идею создания отдельного федерального закона о российской нации. «Возможно, мы выработаем свои предложения. После этого имеет смысл говорить об этом более предметно», – сказал Старшинов.

Депутат отметил также, что необходим контроль и эффективное выполнение задачи о социальной и культурной адаптации мигрантов. «Вопрос социально-культурной адаптации мигрантов надо начинать с тех стран, где эти потенциальные мигранты получают образование. Имеет смысл вести разговор с правительствами, уполномоченными чиновниками тех стран, откуда большее количество мигрантов приезжает в нашу страну. Об этом уже много было говорено. Если люди едут в Россию зарабатывать деньги, то как минимум должны вести (себя) подобающим образом: знать, понимать и учитывать традиции, обычаи, культуру и законы нашей страны», – сказал депутат.

То, что Россия продолжит принимать мигрантов, Старшинов называет неизбежным и подчеркивает: «Нужно смотреть правде в глаза». «Чем больше эти мигранты будут адаптированы к нашим традициям и культуре, тем проще будет нам и им», – подытожил он.

Особо прокомментировал Старшинов и призыв одного из участников заседания в Астрахани, представителя Российского конгресса народов Кавказа Асламбека Паскачева – объявить в России амнистию для отдельных категорий нелегалов.

«Мотивировочная часть какова? Почему должны взять и огромное количество людей, которые совершили правонарушение, находясь на территории Российской Федерации, амнистировать?» – риторически спросил депутат. Он напомнил, что подобные меры ранее принимались в США, но достичь успехов не удалось. «Они не добились желаемого результата. Потом приехала следующая партия мигрантов, которые тоже на нелегальных основаниях находились на территории Соединенных Штатов», – отметил парламентарий.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Как именно будет выглядеть финальная версия закона, по-прежнему не очень ясно

Российский президент Владимир Путин в понедельник поддержал идею разработки закона о российской нации. По его мнению, закон мог бы получиться из стратегии по развитию межнациональных отношений в России.

Эту высказали руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов и завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани.

В России уже разработана "Стратегия государственной национальной политики", принятая четыре года назад.

В статье 3 конституции РФ говорится, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". В пункте 2 статьи 19 отмечается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности.

Абстрактные комментарии Вячеслава Михайлова о необходимости включить в закон "все новации, связанные с межнациональными отношениями", не сильно прояснили инициативу, открыв широкий простор для интерпретаций.

Алла Семенышева, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей:

Пугаться ничего особо не стоит, это уже существующая стратегия национальной политики. Предложение Вячеслава Михайлова по названию закона - это его личное предложение, он разработчик формулировки "российская нация", и все к ней прицепились, но суть не в названии, а в необходимости принятия отраслевого закона, поскольку такой закон есть и в сфере образования, и в других.

Эта тема обсуждается уже больше года в профессиональном сообществе. Нормы права в сфере государственной национальной политики определяются более чем десятком законов и указов, но нет, например, определенного органа, который отвечал бы за социокультурную адаптацию мигрантов. Конечно, в законе должны быть отведены большие полномочия органам государственной власти, необходимо наводить структурную вертикаль в сфере госнацполитики.

У нас есть госпрограмма, по которой мы работаем и живем с 2014 года, но нужно идти дальше и закреплять понятийный аппарат, разграничивать полномочия между органами власти разного уровня. В стратегии госнацполитики пункт 12 говорит, что многообразие национального состава является достоянием российской нации, а российская нация - это гражданская идентичность. И это не отменяет национальную идентичность, а идет параллельно с ней - вы можете быть чукчей и россиянином одновременно. Название закона - второе дело, но то, что необходимость его принятия назрела, говорят все эксперты.

Работа над законом еще не началась, мы говорим о документе, которого нет. Закон за два дня не пишется.

Опираясь на это разъяснение, Русская служба Би-би-си расспросила экспертов, нужен ли такой закон в настоящий момент и в принципе, а также что вообще представляет собой российская нация.

Егор Холмогоров, публицист националистического толка:

Закон о некоей "российской нации" нужен не больше, чем предписание участкового о переименовании меня в Юрия или Игоря. Это абсолютно бессмысленная затея, которая лоббируется господином Бариновым: кто-то хочет строить автодорогу, железную дорогу и иметь государственный подряд, так и здесь - только речь о строительстве наций.

Ни к чему хорошему это не приведет, у нас в конституции записано, что Россия - многонациональная страна, где множество наций, и среди них - русская, которая это государство создала, и существуют другие, которые с разной степенью добровольности в состав его вошли, существуют определенные отношения между ними: и национальные автономии, и процессы ассимиляции, и, к сожалению, проявления сепаратизма, когда в 90-е русских убивали, а сейчас - мягко выдавливают из некоторых регионов.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В России проживают представители нескольких десятков национальностей

И сейчас единственное, на чем может строиться государство, - это то, что абсолютное большинство жителей абсолютного большинства регионов - русские, будь то бывший немецкий Калининград или некогда японский Южно-Сахалинск. Фактически предлагается: давайте все свалим в один котел, объявим его российской нацией и будем ее строить. Но непонятно, на какой основе ее строить - чисто логически, строить надо на русской основе, как на основе большинства населения, а если на какой-то нейтральной, - то существует опасность, что русских искусственно отделят от корней.

Есть опасность, что остальные народы не захотят превращаться в россиян, а русских заставят идти под эту гребенку. А вот Татарстан, например, может сократить часы русского языка в школах, принуждать к изучению татарского языка русских жителей и рассказывать о великом Чингисхане. То есть, ничего, кроме хаоса в межнациональных отношениях, этот дурацкий проект не даст.

Для меня, как для русского националиста, много проблем и в существующей концепции национального согласия, но в ней есть один очевидный плюс - она не ставит под сомнение существование русской нации. А вот концепция российской нации предполагает это отрицание, уже заголовок исключает для человека националистических настроений любое согласие.

С чисто аппаратной точки зрения эта концепция - колоссальная подстава, когда в последние два года президент пребывал в лавровом венке покорителя Крыма и победителя ИГИЛа, и тут он говорит такое, что неизбежно отвращает от него массу людей.

Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры:

Приближаются президентские выборы. Для значительной части консерваторов и охранителей тема российского народа - любимая. Путин действует электорально грамотно. Он "цементирует" своих сторонников.

Кирилл Мартынов, кандидат философских наук, доцент Школы философии НИУ ВШЭ:

Сама эта конструкция у автора концепции является парафразом аналогичной конструкции советских времен, когда хрущевско-брежневская номенклатура озаботилась тем, чтобы навязать "воображаемые сообщества" и их существование закрепить. Сейчас это актуализировалось в связи с нетривиальной ситуацией перед президентской кампанией: с одной стороны, рейтинги по-прежнему высоки, с другой - экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, и не очень понятно, за счет чего мобилизовать электорат, если все идет по плану и президент может спокойно обойтись без этой людской поддержки.

Один из тезисов, который проскочил в комментариях Путина - организовать "год единства нации", и можно предположить, что это совпадет с годом выборов, и если так, то под это может выделиться финансирование, и это станет одним из пунктов президентской кампании.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption При Леониде Брежневе в законе было зафиксировано определение "советского народа"

Если вынести за скобки финансирование, то думаю, что в законе практически нет реального содержания - может быть, это вопрос разграничения культурной политики в национальных республиках, это старая проблема и одна из причин, почему эти идеи были торпедированы раньше: либо вы даете этническую интерпретацию российской нации, и тогда она определяется как православная с приоритетом русского этноса, либо вы даете гражданскую интерпретацию российской нации, тогда вы возвращаетесь к конституции с ее словами о многонациональном народе и у вас нет пространства для маневра - нельзя сказать, что русская культура может иметь приоритет над другими культурами, раз уж у нас многонациональный народ.

Нации невозможно зафиксировать по указу сверху. То, с чем мы сталкивались в новейшей истории, - формально обратный процесс. [Инициатива] звучит абсурдно: это общественный договор наоборот, будто не нация создает государство, а государство кует нацию.

Я с некоторой настороженностью отношусь к идее нации, поскольку от нации политической легко перейти к этнической, переиграть риторику и начать борьбу за "чистоту наших рядов". В России, к сожалению, политической нации нет, и, возможно, в современном мире формировать их уже поздно, но Россия не проделала эту работу, какую проделали европейские государства, некоторые страны, лежащие за пределами Европы, Соединенные Штаты.

У нас не состоялась эта политическая нация по двум причинам. Во-первых, границы Федерации не совпадают с границами "Русского мира", который вообще непонятно, где имеет конец. Не будучи националистом, понятно, что за пределами Российской Федерации - в том числе, в Средней Азии была проблема русской диаспоры и для этой части политической нации ничего не было сделано - тут дело не в этничности, а в культурном бэкграунде.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Определение нации некоторыми мыслителями сводится к этнической составляющей

С другой стороны, внутри самой России огромное количество диаспор, которых другие жители не считают своими. Высок уровень ксенофобии, особенно по отношению к людям с Кавказа, когда они приезжают в центральную часть России: сдавая квартиру, многие люди требуют от снимающих принадлежности к славянской национальности. Еще хуже дело обстоит с народами на востоке страны - бурятами, тувинцами, отчасти якутами, которые постоянно подвергаются дискриминации на бытовом уровне, несмотря на третью статью конституции и российский паспорт.

Но главная проблема - российская нация не видит себя политическим институтом в отрыве от государства, в виде того, что называется гражданским обществом - ключевым агентом нации. Если его считают враждебным и чуждым, то политической нации и не существует. Это хорошо проявилось на , которые для многих людей стали по разным причинам вещью ненужной. И непонятен инструмент, с помощью которого можно организовать нацию, поскольку в современном мире государство не может это сделать, а сама процедура выглядит противоположным образом.

4 ноября день т.н. народного единства. Наверно к этому дню Президент одобрил идею принятия закона о российской нации и отнес эту задачу к вещам, которые совершенно точно нужно реализовать.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИЛИ ДРУЖБА НАРОДОВ?

Не берусь судить, нужен ли такой закон и что в нём должно быть написано. Но что укреплять и поддерживать дружеские отношения между народами, населяющими нашу землю, надо - это безусловно. Далеко не все явления жизни могут быть урегулированы правом: что-то регулируется моралью, бытовыми обычаями и привычками, что-то - религиозными верованиями. Вот взять такой глобальный и вечный вопрос - взаимоотношения мужчин и женщин. Нужен на этот счёт специальный закон? Мне лично кажется - не нужен, но, наверное, могут быть и другие мнения. Закон не нужен, а правильное и разумное воспитание - нужно. Примерно так и с межэтническими отношениями.

Вообще, в межэтнических отношениях есть много общего с отношениями меж мужчинами и женщинами. Пока не было феминисток, мужчины и женщины считали себя друзьями, старались в меру сил понравиться друг другу, а явились феминистки - и вот женщины сразу ощутили себя угнетёнными и бесправными. Их, видите ли не пускают на какие-то высшие должности, не позволяют делать то и это, за что надо немедленно вступить в схватку с угнетателями. Мне думается, чем меньше об этом разговоров - тем больше толку. А то люди, по слабости своей, любят приписывать свои собственные неудачи какой-то инфернальной силе: это-де не я дура, а «свинский мужской шовинизм» виноват. Нечто подобное и в отношениях народов.

«В результате почти 80% граждан страны - я это отмечаю с удовлетворением - считают отношения между людьми разных национальностей доброжелательными или нормальными», - привел Путин статистику, добавив не без гордости, что несколько лет назад таких было всего 55%.

Мне кажется, нужно снова ввести в оборот советское понятие «дружба народов». Это не толерантность, то есть терпимость, а именно дружба. Терпеть можно и что-то отвратительное, а вот дружить можно только с тем, кто тебе симпатичен. Дружба народов - это взаимный интерес, любопытство, изучение языков. У нас огромный опыт в этом деле. В Советском Союзе вся атмосфера жизни была пронизана дружбой народов. Ребёнок читал (вернее, ему читали) сказки народов СССР, он рассматривал картинки и видел, какие красивые народные одежды у разных народов, ему рассказывали, где они живут, чем занимаются. Возникала симпатия, интерес. Он продолжался в школе. В хрестоматиях всегда было какое-то количество стишков и рассказов писателей из республик СССР и просто разных народов нашей страны. Их переводили лучшие поэты. На ВДНХ ребёнок видел фонтан «Дружба народов» (кстати, очень почему-то ценимый итальянскими туристами), и постепенно идея дружбы народов входила в его сознание. Требовалось специальное усилие, чтобы её разрушить.

Идея дружбы народов жила среди простых людей до самого конца СССР. Я хорошо помню, как летом 1991 г. я была в Азербайджане в командировке, и вполне испытала это искреннее дружество. Никто даже и предположить не мог, что через полгода мы станем чужими друг другу.

КТО ВИНОВАТ?

Разрушалась эта идея старым проверенным способом: слабому маленькому человеку объясняли, что в его неказистой жизни виноват другой народ. Вообще, самый простой способ «купить» человека - это рассказать ему, что он, а) заслуживает бОльшего и б) это бОльшее у него отнял такой-то, и если бы не он - ого-го-го как бы ты жил.

Вот эти разговоры следует решительно блокировать. Это цензура? Ну да, она самая. А без неё управление государством невозможно, что бы там ни бубнили прогрессисты, которые в подавляющем большинстве не управляли в своей жизни даже ларьком в подземном переходе.

При советской власти (при Брежневе) возникла идея новой исторической общности - советский народ. Хорошая идея, объединяющая. Мне кажется, её следует снова ввести в оборот - в виде «российского народа». Мне кажется, не нужно педалировать слово «многонациональный». Да, в Конституции записано «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Но мне это не представляется перспективным; надо, напротив, подчёркивать единство. Мне кажется, надо говорить о «российской нации» - о единстве всех народов, населяющих Россию. Впоследствии, возможно, вместо «российский» будут говорить «русский», как когда-то назывались ВСЕ подданные русского царя, но это дело будущего. Пока - «российская нация». Российская нация состоит из множества народов. Мы их любим, уважаем, изучаем их прошлое и настоящее. Как, впрочем, изучаем краеведение, местную историю всех краёв и областей нашей общей страны. Почему, например, не передают по радио песни народов России, а вечно гоняют иностранную попсу или как она там называется?

К какому положению надо стремиться? Мне кажется, к такому. Все мы - русские. Но у каждого есть какая-то малая родина. «Малая родина» - это понятие надо возродить и культивировать. Это место, где ты родился, где твои предки, твои корни, дорогие могилы и т. д. А может, ты там и не родился, но корни там. И такое многообразие создаёт нашу силу, нашу красоту, наше богатство. Любопытно, что известный публицист А.Вассерман называет Одессу своей малой родиной, а себя считает русским. Это правильно и разумно.

Но начать вот так взять и с места в карьер транслировать эту идею (все мы русские, но у каждого своя малая родина) - на мой взгляд, преждевременно. Надо эту идею внедрять постепенно. Главное - понимать, в какую стороны мы идём. Постепенному внедрению идей надо поучиться у наших западных «партнёров». Вообразите, тридцать или пятьдесят лет назад кто-то заявил бы во Франции или Германии, что гомосексуализм - это норма. Глядишь, и фингал под глазом можно было б огрести. А теперь - ничего, внедрили. Постепенность, неуклонность и твёрдое понимание, в какую сторону мы идём - вот как внедряются в умы идеи.

Идея дружбы народов - это идея живая и нужная. К ней надо вернуться. Но не просто вернуться, а адаптировать её к новой реальности. И умело и неуклонно транслировать.

КТО ТАКИЕ РУССКИЕ?

Но этим дело не исчерпывается. Как только заговорили о законе о российской нации, тут же оживились сторонники особой защиты русского народа. Он, как многие считают, самый угнетённый и бесправный, а потому нуждается в особом покровительстве.

Вот мне и хочется для начала обсудить: а кто такие русские?

Жители РФ? Так называемые «русскоговорящие»? Те, которые НЕ евреи и НЕ «чучики»? Расово чистые славяне без примеси… кстати, кого примеси? - угро-финнов, монголо-татар, ну и так, по мелочи - половцев там всяких, печенегов или там «древних укров» … В общем, критерий установить не просто.

Есть два подхода к установлению принадлежности к нации, назовём его условно германским и латинским.

Германский тяготеет к зоотехнике: в основе раса, порода, наследственность, антропологические типы, доходящие до измерений черепа… Гитлер и его приспешники ничего не выдумали - они просто довели до последней крайности то, что носилось в воздухе и к чему всегда тяготел германский гений - к учению о неравноценности народов. Исходно эта идея - английская. Что касается нацизма, то англичанин немца в этом деле всяко за пояс заткнёт. В колониях англичане твёрдо изолировали себя от местного населения и к колонизуемым народам относились как к скоту. Французы - гораздо меньше отделялись, а португальцы - так и вовсе смешивались запросто.

Все идеи нацизма вместе с практикой разумного поддержания нужного хозяевам жизни поголовья унтерменьшей - всё это разработано и обкатано англичанами в колониях. Высказанная Тэтчер в неизбывной простоте своей идея, что-де в России не требуется такого большого населения, - очень англосаксонская идея. Немецкие нацисты отличаются от англосаксонских лишь тем, что немецкие громко об этом трубили и наукообразно теоретизировали. Впрочем, оставим этот увлекательный вопрос: он сегодня не по теме.

Второй поход к установлению принадлежности к нации - латинский. К нему тяготеют французы, итальянцы. Название, понятно, условное: этот подход свойствен не только латинским народам.

В чём этот подход? Он прост. Критерий нации или расы - это самоощущение, культурная традиция - ничего больше. (Отметим любопытства ради: в латинской традиции «расой» часто называют то, что мы скорее назовём языковой семьёй: латинская, германская, славянская…. Кстати, в романских (латинских) языках и порода собак называется словом «раса»: race по-французски, raza по-испански, razza по-итальянски).

Попробуем понять, как воспринимает расу и нацию латинский ум? Обратимся к авторитетным первоисточникам. Вот почтенный в этом смысле автор - Муссолини. Основоположник фашизма, а фашизм, нас учат, - это расизм. Вот ознакомьтесь, что думал основоположник про расу:

«Раса! Это чувство, а не действительность: на девяносто пять процентов, по крайней мере, - это чувство. Ничто никогда не заставит меня поверить, что сегодня существуют биологически чистые расы. Достаточно забавно, что ни один из тех, кто провозгласил „величие“ тевтонской расы, не был германцем. Гобино был француз, Хьюстон Чемберлен - англичанин, Вольтман - еврей, Лапуж - француз». Резонно, правда?

В «Доктрине фашизма», тексте официальном (он был написан для итальянской энциклопедии), Муссолини формулирует:

«Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, т. е. множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, т. е. самосознание, следовательно, и личность». (Перевод корявый, но смысл понятен).

ЧУВСТВО ОБЩЕЙ СУДЬБЫ

То есть критерий нации - субъективно-психологический.

Как чувствуешь - так и есть. Это чувство общей истории и общей культуры. Общей судьбы. Именно поэтому при всей трудности «умственного» установления национальности очень легко установить её «по чувству». Теоретически не просто, а практически - проще пареной репы. Есть масса людей, которые с уверенностью и без сомнения говорят о себе: я - русский. (Или соответственно «я - француз», «я - немец» и т. д.). На каком основании? Да ни на каком. На основании чувства. Вот русские они, и всё тут. Я, к примеру сказать, такая. Хотя во мне ¼ подтверждённой украинской крови. Или мой муж. В нём украинской крови половина, а половина второй половины - белорусская. То есть русской крови, выходит, не более четверти. А поскольку фамилия у него характерная для Польши, то, можно думать, и польская есть; а поскольку в Белоруссии проходила знаменитая черта оседлости евреев - может, и еврейская тоже… А всё вместе - русский. В прежнее время бытовало в России такое шутливое присловье: «Папа - турок, мама - грек, а я русский человек». Очень правильно, именно так и есть. Вернее, так МОЖЕТ быть, это нормально. Если человек чувствует себя культурно и морально-психологически русским - значит, он русский.

Здесь хочется вспомнить моих западно-украинский предков. Прадед мой был с Волыни из села Городок, а жену взял из-под Полтавы. Бабушка моя 1898 г.р. родилась там же. Прадед был управляющим поместьем, из крестьян. Помещик заметил, что девчонка управляющего - смышлёная и посоветовал учить её дальше, после церковно-приходской школы, которую тогда заканчивало большинство. Её отправили сначала в Варшаву в гимназию (Варшава был психологически наиболее близкий большой город для тогдашней Волыни), а потом - в Москву, где она и закончила гимназию. Потом поступила на Бесстужевские курсы, которые кончить не успела: помешала революция. Так вот, помню, в конце бабушкиной жизни мои подруги иногда спрашивали её: «Лукия Григорьевна, Вы по национальности - украинка?». На это бабушка неизменно отвечала: «Девочки, нет такой национальности - украинка. Это большевики выдумали. Все мы - русские. Только одни - великороссы, другие - малороссы, а кто-то - белорусы. А вместе все - русские». Мои предки говорили по-польски лучше, чем по-русски (прабабка до конца дней не выучилась толком говорить по-русски). Однако после революции они делом доказали свою «русскость». Волынь тогда отошла Польше, и они не захотели оставаться там, и уехали в срединную Россию - в Тулу. Им казалось, что их лишат православной веры, будут насаждать католичество, ну и уехали. Такие вот русские люди.

Не только язык, не только вера, не то и другое разом, не бытовые привычки, не культура, а нечто не сводимое ни к одному из этих факторов - определяет национальную принадлежность. Некое чувство, дух.

МАЛАЯ И БОЛЬШАЯ РОДИНА

Может ли этих чувств быть два или больше? Можно ли быть русским и одновременно коми-зырянином или горно-алтайцем? По-моему, ничего этому не препятствует. Горный Алтай - это твоя малая родина, там твои предки, обычаи, сказки, язык. Но при этом ты - русский, большая русская культура - это твоя культура, а большой русский народ - твой народ. Тем более, что разные народности были включены когда-то в Россию не силой оружия, не завоёваны, а они сами присоединились, поскольку им угрожали другие страны и народы. Помните, у Лермонтова, из «Мцыри»:

О славе прошлой - и о том
Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь в такой-то год
Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла
На Грузию! - она цвела
С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов
За гранью дружеских штыков.

Русский никогда не был для инородцев угнетателем и эксплуататором. Он был старшим братом: сам недоем, а меньших накормлю.

За границей все мы - русские, и в этом - естественная правда. Там в деталях не разбираются. Точно так в Забайкальском военном округе парня из Ногинска зовут «москвич». Это дома мы можем быть башкирами или бурятами. У нас работала симпатичная чета бурятов. Культурные русские москвичи. Но они не хотели потерять свою культуру и перед сном читали своему шестилетнему сыну бурятские сказки. И это прекрасно! В этом та самая «цветущая сложность», о которой говорил когда-то Константин Леонтьев. Малые и большие языки и культуры - это драгоценные цветные ниточки, из которых соткан ковёр большой русской культуры. Но в целом мы - русские. Свои блюда, свои песни, сказки, обычаи - всё это прекрасно и интересно, всё это нужно поощрять и культивировать. Равно как и русские обычаи, песни и сказки. В подмосковной школе, где училась моя дочка, был предмет «народная культура», который преподавала большая энтузиастка этого дела. Она учила детей, в числе прочего, лепить из глины, они изучали обычаи, народные обряды… Песни, сказки, пословицы - вот естественное «место», где живёт «малая» этническая идентификация человека. Говорить на коми, аварском или украинском на темы быта, обычаев, говорить на нём в быту - нормально и прекрасно. Говорить о «большой» жизни - о политике, о науке, технике, об общей жизни - искусственно и непродуктивно. Да, собственно, так по факту и получается.

На языке большевистских дискуссий столетней давности по национальному вопросу такой подход назывался «культурной автономией». Мне кажется он естественным и плодотворным. Сталин, знаток национального вопроса, называл себя «русским грузинского происхождения». Мне эта формула кажется очень простой и верной. У нас есть большая Родина: Россия, и по ней все мы - русские. И есть малая родина, которую мы любим и ценим. Но всему своё место. Очень просто и плодотворно! Он не забывает своих корней, не отрицает, не преодолевает, не примазывается к чему-то большому, мощному и престижному. Он остаётся тем, что есть, но при этом сохраняет свои живые корни. В конце концов, Булат Окуджава (кстати, тоже русский грузинского происхождения) считал своей национальностью «арбатство». А Арбат, кстати, слово тюркское, не иначе - из Орды.

Я была в Киеве года три назад. Обратила внимание на курьёзное обстоятельство: все надписи, реклама - по-украински. А вот объявления, что пишут сами граждане на принтере или от руки, - сплошняком по-русски. Возле метро «Университет» много объявлений, предлагающих дипломы, чертежи, курсовики - вот эти ВСЕ по-русски. Может, сейчас что-то переменилось…

Вообще, о серьёзном наши украинские братья предпочитают говорить по-русски. Вот знаменитый ролик Юлии Тимошенко, где она предлагает мочить москалей атомной бомбой. Все квохчут вокруг этой самой бомбы и не замечают самого интересного: говорят-то они - ПО-РУССКИ! Оба собеседника украинцы, говорят меж собой, не имея нужды быть понятыми кем-то ещё (в этом случае уж лучше было бы прямо по-английски, как некогда Саакашвили), а размовляют эти национальные деятели - на российской мове.

Очень почитаемый филолог и философ XIX века Афанасий (пардон, Опанас) Потебня, истинный хохол, малороссийский помещик, фольклорист, истый собиратель украинского народного творчества, говорил, что писать о науке по-украински - это возить дрова в лес. Пустое это дело, ненужное. Забавно, что очень давно, ещё в 80-е годы, мне привелось в Киеве купить сборник филологических статей, посвящённых Потебне по случаю какого-то юбилея, т.н. «Потебняньски читання». Так вот там почти все современные статьи были по-украински и по-белорусски, только самого Потебни - по-русски. И никто не заметил юмора ситуации.

В СССР не только не препятствовали этническому самовыражению - наоборот, эту сторону жизни педалировали. Были созданы алфавиты для бесписьменных языков, детей заставляли учить литературу на этом языке. Мои советские украинские друзья предпочитали посылать детей в русские школы: там преподавали украинский, но предметы изучали по-русски. Да что Украина? В Прибалтике была такая же история.

Откуда это пошлО? После и во время революции новая власть не чувствовала себя достаточно уверенно и старалась опереться на любые движения и народные чувства. Вот и пытались понравиться националистам, провозгласив пресловутое «право наций на самоопределение».

После войны, вероятно, можно было сделать единое государство. (Намеренно не говорю «унитарное», т.к. не хочется вдаваться в подробности). Но то ли руки не дошли, то ли это было сделать непросто. Сталин после войны был по факту самодержавным монархом, но и самодержавный монарх может далеко не всё. Только тот, кто никогда не руководил никакой организацией, воображает, что первое лицо может всё. Далеко не всё! И чем больше и сложнее организация, тем Уже у первого лица, как нынче принято выражаться, коридор возможностей.

Мне кажется, Россия ещё не сказала своего слова в истории. И если ей суждено будет его сказать, то лучше всего это будет сделать при том - простом и естественном - подходе к национальному вопросу, который я постаралась обрисовать выше беглыми штрихами.

Сегодня на заседании Совета по межнациональным отношениям президент России Владимир Путин согласился с необходимостью разработки закона о российской нации.

«Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать - это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать - это закон о российской нации», - заявил президент. Далее он пояснил, что закон может быть разработан на основе стратегии по развитию национальных отношений в России - и таким образом стать его логичным продолжением.

«Нашу стратегию, которую мы с вами вместе вырабатывали, её и преобразовывать - но только над этим нужно поработать тоже как следует», - заявил Путин. По данным информационных агентств, изначально разработать закон «О российской нации и управлении межэтническими отношениями» предложил завкафедрой РАНХиГС Вячеслав Михайлов. Закон должен «вобрать в себя все новации, связанные с межнациональными отношениями».

Что касается стратегии развития национальных отношений в РФ, напомним, что указ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» был подписан президентом в 2012 году. В документе, в частности, говорится о «духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)», необходимости «сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России» и «успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов».

Исходя из слов Путина, можно предположить, что «опорными точками» нового закона станут те же идеи и тезисы, однако в рамках этого документа они получат более четкое юридическое оформление и правовой статус.

Также напомним, что в прошлом году президентским указом было создано Федеральное агентство по делам национальностей. Одной из задач ведомства было объявлено «укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». И теперь уже точно можно сказать, что все это - части единой продуманной стратегии по развитию межнациональных отношений и созданию гражданской нации.

Ее роль в жизни страны нельзя недооценивать: национальное единство для такого большого государства, населенного различными народами, является одной из приоритетных задач не только государственного развития, но и национальной безопасности. Можно отметить, что так или иначе, юридически закрепленное определение нации, ее права и статус - норма для государств, населенных различными народами, придающих большое значение государственному единству и ценящих свой суверенитет.

Статус нации на юридическом уровне был закреплен еще в дореволюционной конституции Франции, также «американская нация» является одним из определяющих понятий законодательства США. Большое значение придают этому вопросу и в Китае, также населенном различными народами. На официальном уровне в КНР активно поддерживается доктрина китайской нации, приоритетное внимание уделяется формированию у граждан "государственного сознания" (государственной идентичности) при одновременном перемещении на второй план этнического сознания национальностей.

Помимо закрепления статуса гражданской нации на законодательном уровне, на том же заседании Совета по межнациональным отношениям было предложено провести в России год национального единства. Возможно, это будет уже грядущий, 2017 год, либо же следующий - 2018-й.

"Мне кажется, хорошим могло бы быть мероприятие. С привлечением всех, кто собрался сегодня здесь в этом зале для того, чтобы мы вместе с вами поработали. Только выбрать нужно этот год", - отметил Владимир Путин.

Президент считает, что это событие могло бы стать очень важным: "Это могло бы быть очень большим знаковым консолидирующим событием, которое коснулось бы практически каждого этноса, каждого народа, который проживет в России", - заявил он. Также Путин отметил, что оно могло бы сыграть серьезную просветительскую роль.

"Кроме всего прочего, это могло бы быть очень интересно. Мы, к сожалению, сами еще не все понимаем, в какой стране мы живем, в какой красивой стране. И для многих людей, проживающих рядом со своими соседями, было бы интересно узнать об этносах и народах, которые населяют страну. Такие вещи, с которыми мы, к сожалению, не сталкиваемся в быту каждый день, но которые, безусловно, - основа российского многонационального народа и, безусловно, - наша ценность", - считает президент.

По итогам сказанного можно отметить, что в России активно и сознательно идет глобальный процесс по формированию единой нации, включающей все народы России, с единым гражданским и национальным сознанием, с единым пониманием для всех граждан, что такое «российская нация», основанном на общих ценностях и принципах. И закрепленном на высшем законодательном уровне.

«Стихийно» национальное объединение идет уже давно, граждане России почувствовали себя едиными и безо всяких законов. Однако теперь этот процесс будет оформлен и поддержан официально. Что закономерно - и, безусловно, хорошо.