Молодежь и молодежная политика. Open Library - открытая библиотека учебной информации Альтернативная молодежь

Понятие "молодёжь" как определение социально-демографической группы берёт своё начало с конца XVIII - начало XIX вв. До этого молодых людей в качестве особой социальной группы не признавали. Вплоть до конца XIX века проблемы молодёжи рассматривали через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически конкретного общества, что нашло научное выражение в педагогике, философии, психологии эпохи Возрождения, Нового времени, Западной философии XVII-XVIII веков. Актуализация теоретических исследований молодёжи, создание самостоятельных концепций возраста пришлось на начало XX века и получили развитие в социологических теориях молодёжи.

Молодёжь как особая социальная группа была признана по объективным признакам, которые определяют существование, развитие и изменение всех сторон данного социального образования.

Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с процессом подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение ценностей, видов деятельности, средства и цели которых столетиями существовали в качестве устойчивых образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.

Поэтому сегодня невозможно изучать молодёжь либо только с точки зрения социологии (социально-демографическая группа), либо только с точки зрения культурологического подхода (духовные ценности и идеалы молодёжи). Это делает процесс изучения односторонним. Выход лежит в соединении двух подходов в единый неразрывный социокультурный подход.

Концепции молодёжи в социокультурном аспекте начали разрабатывать в 50-гг XX в. такие исследователи как Г. Шельский, К. Мангейм, А Тенбрук, С. Эйзенштадт. В отечественной литературе по молодёжной проблематике социокультурный подход не всегда получает должного объективного освещения.

На сегодняшний день в кругах социологов утвердился взгляд на молодёжь как на референтную, социально-демографическую группу, важнейшими признаками которой большинство авторов считают возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а так же обусловленные тем и другим социально-психологические качества, что позволяет говорить о многоуровневом анализе молодёжи как социального феномена.

Однако вопрос по поводу окончательного определения понятия "молодежь" остается дискуссионным. Ученых разделяют различные подходы к предмету изучения - с позиции социологии, психологии, физиологии, демографии и др.

Исследователи Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В. А. и др. выделяют в качестве наиболее типичных подходов, встречающихся в научной литературе, следующие:

  • - психологический: молодость - это период развития человеческой личности между "puberty" (половая зрелость) и "maturity" (полная зрелость);
  • - социально-психологический: молодость - это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого - всеми особенностями возрастного класса;
  • - конфликтологический: молодость - это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;
  • - ролевой: молодость - это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли "взрослого";
  • - субкультурный: молодежь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем жизни, культурными нормами;
  • - стратификационный: молодежь - это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями;
  • - социализационный: молодость - это период социального роста, первичной социализации;
  • - аксиологический: молодость - это социально значимый, важный этап жизненного цикла человека, именно на этом этапе происходит формирование системы ценностных ориентации индивидов, особого мироощущения, устремленности в будущее, оптимизма.
  • - возрастные;
  • - социально-исторические;
  • - социологические;
  • - духовно-культурологические;
  • - социально-психологические;
  • - культурологические.

Таким образом, в рамках рассмотренных подходов существует множество дефиниций молодежи, отражающих в большей или меньшей степени те или иные стороны жизнедеятельности и качественные характеристики этой социальной группы.

Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.

Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.

Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.

Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, удовлетворенность сексуальными отношениями, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.

Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения. молодёжь семья социальный воспитательный

В широком смысле, молодежь представляет собой совокупность групповых общностей, образованных по возрастным признакам и по связанным с ними видами деятельности. И.С. Кон определял молодежь как "социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим социально-психологических свойств". Определение понятия "молодежь" взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является "поколение", затем "класс" (или "страта") и, наконец, молодая часть класса - молодежь.

Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия "молодежь". При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т.е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

Второй подход - статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

Третий подход - социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т.е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия "молодежь", нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения.

Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

  • а) учащиеся неполных и полных средних школ;
  • б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;
  • в) в возрасте от 20до 24 лет;
  • г) от 25 до 30 лет.

Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие "молодежь" входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.

  • - Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
  • - Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
  • - Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.
  • - Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.
  • - В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи - научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент "утечки мозгов".
  • - Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.

Итак, молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры

Особая ценность для современной молодежи - возможность заниматься любимым делом. Как специфическая социально-демографическая группа молодежь характеризуется помимо возрастных рамок, еще и наличием определенного места в структуре общества, а также особенностями социального становления и развития. В рамках особенностей молодого поколения можно выделять основные и второстепенные. К основным характеристикам можно отнести физиологические, психологические, возрастные и социально-классовые. Данные характеристики присущи всем молодым людям. Второстепенные же признаки вытекают из основных и проявляются в зависимости от видов деятельности, места проживания и социального статуса молодого человека.

Н.Ф. Головатый выделяет следующие объективные обстоятельства, обуславливающие особую роль молодежи в жизни общества:

  • · молодежь играет важную роль в народно-хозяйственном производстве, т.к. является единственным источником пополнения трудовых ресурсов;
  • · молодежь - носитель интеллектуального потенциала общества, она обладает большими способностями к труду и творчеству во всех сферах жизни;
  • · молодежь способна гораздо быстрее, нежели другие социальные группы, овладевать новыми знаниями, умениями, профессиями, благодаря чему она имеет большую социальную и профессиональную перспективу.

Роль молодежи как объекта и субъекта в историческом процессе развития общества также имеет свою специфику. При вступлении в общественную жизнь молодой человек является объектом социального воздействия окружающей внешней среды: семьи, друзей, институтов образования и т.п. По мере взросления он учится и начинает заниматься творческой деятельностью, становясь субъектом социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, играющую свою незаменимую роль в обществе. Молодежь является единственным источником пополнения трудовых ресурсов, носителем интеллектуального потенциала общества. Она в большей мере способна к адаптации в новых условиях, изучению и усвоению новых знаний и навыков. Ценностные ориентации молодежи не могут не оказать влияния на жизнедеятельность общества в целом.

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная(фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» . Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про­исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла­дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со­знанием молодежи, приобретая универсальный харак­тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про­цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель­ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» .

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) – получение образования; в третью очередь (17%) – работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования .

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» . Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей .

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Культ денег;

Безразличие и индивидуализм.

Вседозволенность.

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

Внеинституциональная культурная самореализация;

Отсутствие этнокультурной самоидентификации .

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» . (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- сообщаю стройный вид, устраиваю) - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.

Основное отличие социальной организации от социального института заключается в том, что институциональная форма общественных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами.


Похожая информация.


Понятие «молодежь» как определение социально-демографической группы берет свое начало с конца XVIII – начала XIX вв. До этого молодых людей в качестве особой социальной группы не признавали. Вплоть до конца XIX в. проблемы молодежи рассматривали опосредованно, через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически конкретного общества, что нашло научную форму выражения в философии, педагогике, психологии эпохи Возрождения, Нового времени, Западной философии XVII – XVIII вв. Актуализация теоретических исследований молодежи, создания самостоятельных концепций возраста пришлась на начало XX в. и получила развитие в социологических теориях молодежи. Молодежь как особая социальная группа была признана по вполне объективным основам, под которыми принято понимать те основные аспекты и отношения, которые определяют функционирование, направление изменения и развития всех других сторон данного социального образования.Концепции молодежи в социокультурном аспекте начали разрабатывать в 50-е гг. XX в. такие исследователи, как Г. Шельский, К. Мангейм, А. Тенбрук, С. Эйзенштадт.

На сегодняшний день в кругах социологов утвердился взгляд на молодежь как на референтную социально-демографическую группу, важнейшими признаками которой большинство авторов считают возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные тем и другим социально-психологические качества, что позволяет говорить о многоуровневом анализе молодежи как социального феномена.Один из исследователей проблем молодого поколения С. Н. Иконникова выделила три уровня описания молодежи как общественного явления :

─ индивидуально-психологический – соотнесение с конкретным человеком;

─ социально-психологический – описание наиболее существенных свойств, качеств, интересов отдельных групп;

─ социологический – описание места молодежи в системе материального и духовного производства и потреблениям в социальной структуре общества.

Молодежь как часть общества изучается различными гуманитарными науками. Дискуссия по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу имеет давнюю историю. Ученых разделяют различные подходы к предмету изучения – с позиции социологии, психологии, физиологии, демографии и др., а также традиции классификации, сформировавшиеся в рамках тех или иных научных школ.

Исследователи Вишневский Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В. А. и др . выделяют в качестве наиболее типичных подходов, встречающихся в научной литературе, следующие:

─ психологический: молодость – это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

─ социально-психологический: молодость – это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого – всеми особенностями возрастного класса;

─ конфликтологический: молодость – это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;

─ ролевой: молодость – это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли «взрослого»;

─ субкультурный: молодежь – это группа со своим специфическим образом жизни, стилем жизни, культурными нормами;

─ стратификационный: молодежь – это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями;

─ социализационный: молодость – это период социального роста, первичной социализации;

─ интеракционистский: молодость – это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку. «Родитель» –ориентация на нормативное поведение, «взрослый» –ориентация на принятие взрослых решений, «молодость» –спонтанность, непосредственность;

─ аксиологический: молодость – это социально значимый, важный этап жизненного цикла человека. Именно на этом этапе происходит формирование системы ценностных ориентации индивидов;

─ субъективный: молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм;

─ процессуальный: молодые – это те, кто не завершен, не интегрирован, находится в состоянии становления, формирования.

В соответствии с этими подходами ученые предпринимают попытки вычленения и унификации «признаков» молодежи как социального феномена. На основе анализа работ российских авторов можно выделить следующие признаки молодежи:

─ возрастные;

─ социально-исторические;

─ социологические;

─ духовно-культурологические;

─ социально-психологические;

─ культурологические;

Таким образом, отличительное социальное качество каждого нового поколения молодежи (или отдельных ее групп) определяются особенностями личностной, предметной и процессуальной сторон ее конкретно-исторического бытия, обусловливающих способность унаследовать, воспроизводить и совершенствовать социальную структуру общества. Молодежь- это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств. Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна. Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Особенности социального положения молодежи:

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

Возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

Самоорганизация и независимость от официальных структур;

Обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей деятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения:

    Агрессивная деятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развитии.

    Эпатажная деятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили».

    Альтернативная деятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью.

    Социальная деятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

    Политическая деятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы.

Молодежные социальные проблемы, являющиеся предметом научного анализа, подразделяются на две большие группы. К первой относятся специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, особенностей ее социального положения (статуса), роли и места в общественном воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение особенностей сознания (потребностей, интересов, ценностей) и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе; анализ социальных аспектов деятельности неформальных молодежных объединений и движений.

Другую важную область научного анализа составляют проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфические проявления в молодежной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти, специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.). Многочисленные исследования позволяют сделать вывод о достаточно общих фундаментальных противоречий, присущих современным обществам риска, с которыми сталкиваются молодые люди:

    богатство и бедность,

    рост возможностей самореализации и безработица,

    глобальная субкультура и обилие контркультур,

    образованность и полная безграмотность,

    ценность здоровья, культ спорта и наркомания, курение,алкоголизм – они являются следствием.

Среди молодежных проблем российского общества риска выделяются:

    снижение реального жизненного уровня,

    значительное расслоение по уровню материального положения,

    рост заболеваемости, в том числе и особо опасными болезнями,

    ухудшение состояния образовательной инфраструктуры и качества образовательных услуг,

    высокий уровень безработицы,

    кризис молодой семьи,

    коммерциализация культуры,

    рост бездуховности и преступности в молодежной среде.

В условиях, когда риск превращается в общее основание современности, перспективным становится рискологическое направление в исследовании молодежи. Его результатом явился обоснованный вывод, что доминанта риска в моделях поведения является общей характеристикой современных молодых поколений, а риск – одним из сущностных свойств молодежи как социальной группы. На каждом этапе своего развития общество предъявляет определенные требования к подрастающему поколению, выражаемые в форме общественных норм, ценностей, морали и др., а также предоставляет различные возможности для успешной его интеграции в общественные структуры.

Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы. Факторы влияющие на положение молодежи:

    Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта изнаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

Если в периоды социальной стабильности эти проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются. В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

    Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

Важнейшей проблемой духовного плана остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения.

Но есть и более глубокие, трудноопределимые и, возможно, более значимые причины суицида у детей. На вопрос: "Что может стать причиной самоубийства подростка?" школьники обычно начинают говорить о проблемах в школе, непонимании родителей, конфликтах с друзьями, одиночестве, пустоте жизни... Самоубийства из-за двойки и ЕГЭ стали столь частыми в Росси, что давно пора бить тревогу. Пока же, общество на эту беду реагирует весьма вяло, а родители своим рвением к насильственному обучению своих чад, лишь создают благоприятную ситуацию для добровольного расставания детей с жизнью. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное человеку в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

Молодежь, с одной стороны, - это незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой - это поколение, от которого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Молодежь - это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia - терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

Возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

Самоорганизация и независимость от официальных структур;

Обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения .

Агрессивная самодеятельность. Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность. Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т.д.)


Альтернативная самодеятельность. Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность. Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность. Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

2. Типология политических режимов .

Политический режим – совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Характеристики политического режима:

· объем прав и свобод человека,

· методы осуществления государственной власти,

· характер отношений между государством и обществом,

· наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,

· пути формирования политических институтов,

· методы выработки политических решений.

2. Классификация политических режимов

Лекция 4.

Типы самодеятельности молодежи.

Агрессивная самодеятельность - Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (пора­жать, удивлять) самодеятельность - Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность - Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделœей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность - Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность - Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнических групп и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Большинство современных стран полиэтничны. В составе РФ более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность - ϶ᴛᴏ исторически сложившаяся на определœенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка,психического склада , самосознанием и исторической памятью , а также осознанием своих интересов и целœей, своего единства и отличия от других подобных образований.


  • - Этнические общности. Основные черты и этапы формирования, русской нации

    Видное место в общественной жизни занимают этнические общности - этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос - это истори­чески сложившаяся на определенной территории, устойчивая сово­купность... [читать подробенее]


  • - Этнические общности. Межнациональные отношения.

    Этнос – исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, обладающая общими чертами культуры, языка, психологического склада. Этнические общности: Род- самая первая производственная, социальная и... [читать подробенее]


  • - Этнические общности

    Большие группы (общности) Большая группа - это настолько многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредст­венно. Обычно под большими группами имеются в виду разные объединения, охватывающие... [читать подробенее]


  • - НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ.

    Важнейшим элементом социальной структуры общества являются социально-этнические общности людей. Они включали в себя (с учётом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Эти объединения людей можно также называть историческими общностями, поскольку... [читать подробенее]


  • - Особенности социальной стратификации в современной России. Этнические общности.

    Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык,... [читать подробенее]


  • - Социально- этнические общности как субъекты и объекты политики

    Население Земли образует множестворазнообразных общностей. Особое место среди них по устойчивости в истории, по вкладу в культурное достояние человечества занимают этносы. Научное осмысление понятия «этнос» для обозначения особой общности людей активизировалось во...