Зачем нужны международные организации? Международные политические и экономические организации Назовите названия международных организаций с их назначением

Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии.

· По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

· По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств).

· Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции . Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

· Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

· С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.



Современные международные организации.

Международной организацией считается постоянное объединение, которое создается на основе соглашения международного характера. Целью объединения является содействие решению тех проблем, которые оговариваются в соглашении. Международные организации бывают межгосударственного характера - действующие на уровне правительств государств, и неправительственного характера. Также различают международные организации всемирного и регионального характера. Существуют еще классификации по роду деятельности, по характеру полномочий, по кругу участников, международные клубы и т. д.

Всемирная торговая организация (ВТО). Является организацией глобального значения. Основана в 1995 году. Целью является упорядочение правил международной торговли. На 2008 год в ВТО насчитывала 153 страны-участницы. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). ВТО создана на базе ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле). Согласно уставу, ВТО может урегулировать только торгово-экономические вопросы.

Всемирный фонд охраны дикой природы . Общественная международная организация. Основана в 1961 году. Работает во всех направлениях, которые касаются сохранения, исследования и восстановления окружающей среды. Штаб-квартира находится в Гланд (Швейцария).

Гринпис. Организация основана в 1971 году. Является независимой общественной организацией. Цель - сохранность окружающей среды, решение глобальных экологических проблем. Принципы Гринписа не позволяют принимать финансовую помощь на государственном и политическом уровне. Организация существует за счет пожертвований сторонников. Штаб-квартира в Ванкувере (Канада).

Европейский Союз (ЕС). Организация Европейских государств, созданная в 1993 году на базе трех организаций, две из которых входят в него и сейчас - ЕЭС (европейское экономическое сообщество - теперь Европейское сообщество), ЕОУС (европейское объединение угля и стали - прекратила существование в 2002 году), Евратом (европейское сообщество по атомной энергетике). Это уникальная организация, которая являет собой нечто среднее между международной организацией и государством. Имеет общий рынок, общую валютную систему и т. д. Сфера деятельности касается многих направлений - экономика, политика, валюта, рынок труда и т. д. На 2007 год в состав ЕС входило 27 государств.

Лига Арабских Государств (ЛАГ). Организация создана в 1945 году. Цель - объединение арабских и дружественных им государств для сотрудничества в разных сферах, в том числе и касающихся обороны. Штаб-квартира находится в Каире (Египет). В состав входит более 20 государств, в том числе и признанное не всем мировым сообществом государство Палестина.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (Международный Красный Крест). Неправительственная организация. Это гуманитарное движение, объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев по всему миру. Главная цель движения - дословно «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле». Состоит из Международного Комитета Красного Креста (штаб-квартира в Женеве), Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Организация создана на базе общества Красного Креста, известного еще с 1863 года и впоследствии переименованного в Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Действующий устав принят в 1956 году. Интерпол создана на базе международного центра регистрации преступников (1923). Деятельность организации ведется в сфере борьбы с общеуголовной преступностью (поиск пропавших ценностей, преступников, пропавших без вести людей и т. д.), она никаким образом не касается других сфер (политики, экономики, обороны и др.), хотя для расследования преступлений организация может воспользоваться сведениями об этих сферах. По количеству стран-членов Интерпол идет на втором месте после ООН - на начало 2009 года 186 государств. Штаб-квартира находится в Лионе (Франция).

Организация Исламская Конференция (ОИК). Международная исламская организация. Создана в 1969 году. Цель - сотрудничество между мусульманскими государствами в различных сферах, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц. Штаб-квартира находится в Джидде (Саудовская Аравия). На начало 2009 года в состав входило 57 государств.

Организация Объединенных Наций (ООН). Межгосударственная организация, созданная в 1945 году странами антигитлеровской коалиции. Цель организации - поддержание мира между государствами, укрепление мира, развитие и безопасность международных отношений, развитие международного сотрудничества в различных сферах. В состав ООН входят шесть главных органов (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат, Международный Суд и Совет по Опеке). Существует множество различных структурных подразделений ООН и различных организаций, работающих под эгидой ООН в разных сферах международной деятельности. Штаб-квартира большинства основных подразделений ООН находится в Нью-Йорке (США), но есть и филиалы в разных частях мира. На 2007 год ООН насчитывала 192 государства-члена. Является самой крупной международной организацией.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Существует с 1975 года. Является наиболее крупной региональной организацией мира, которая занимается вопросами безопасности. Цель - предотвращение и урегулирование конфликтов в регионе, ликвидация последствий конфликтов. На 2008 год в состав ОБСЕ объединяла 56 государств, которые находятся не только в Европе, но и в Центральной Азии и Северной Америке.

Организация Североатлантического Договора (НАТО). Является международным союзом военно-политической направленности. Создана в 1949 году по инициативе США. Основная цель - безопасность и свобода всех стран-членов в соответствии с принципами ООН, как в Северной Америке, так и в Европе. Для достижения своих целей НАТО использует военный потенциал и политическое влияние. Штаб-квартира находится в Брюсселе (Бельгия). В 2009 году в состав НАТО входило 28 государств.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Организация межправительственного уровня, созданная в 1960 году по инициативе Венесуэлы. Цель - контроль мировой нефтяной политики, стабилизация цен на нефть. ОПЕК устанавливает ограничения на объемы производства нефти. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия). На 2009 год в составе ОПЕК было 12 стран.

Совет Европы (СЕ). Региональная европейская организация политической направленности. Создана в 1949 году. Цель - построение единой Европы. На начало 2009 года в составе было 48 стран. Штаб-квартира находится в Страсбурге (Франция, на границе с Германией).

Содружество Наций (Британское Содружество Наций). Официально учреждено в 1931 году. В состав входят Великобритания и почти все ее бывшие колонии и доминионы. Часть входящих в состав государств признают главой государства Королеву Великобритании. Штаб-квартира находится в Лондоне. Цель - добровольное сотрудничество во многих направлениях, основное из которых является экономическое.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация создана в 1991 году бывшими республиками СССР. Основными целями являются сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в том числе создание общего экономического пространства. Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ находится в Минске (Белоруссия). Межпарламентская Ассамблея СНГ находится в Санкт-Петербурге (Россия). В данный момент живейший интерес к деятельности СНГ проявляют Монголия и Афганистан, имеющие статусы наблюдателей.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС - крупнейшее в мире экономическое объединение, на участников которого приходится около 60 % мирового ВВП и примерно половина объёма мировой торговли. Цели организации - укрепление сотрудничества между странами Тихоокеанского региона и обеспечение в нем условий свободной открытой торговли. АТЭС было образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Первоначально высшим органом Сотрудничества были совещания на уровне министров, но позже стали проводиться и встречи лидеров государств. Так как в организацию входят не только страны, но и территории (Гонконг и Тайвань), его участников принято называть «экономиками АТЭС».

Большой Восьмеркой называют 8 наиболее промышленно развитых стран мира (на их долю приходится около 60% мирового ВВП). Восьмерка не является официальной международной организацией, ее решения не имеют юридической силы, но, тем не менее, ежегодный саммит лидеров стран Восьмерки является одним из важнейших политических событий. Сам термин "Большая Семерка" появился в русском языке из-за неверной трактовки сокращения "G7": вместо "Group of Seven" ("группа семи") журналисты расшифровали его как "Great Seven" ("большая семерка").

Первое совещание лидеров промышленных стран состоялось в 1975 году (без участия Канады) и впоследствии такие встречи стали регулярными. В 1992 году к странам-участницам присоединилась Россия, после чего Семерка превратилась в Восьмерку.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «международная организация».

2. Когда и почему появились первые международные организации.

3. Запишите в тетрадь классификацию международных организаций.

4. Заполните таблицу «Современные международные организации»

Международный валютный фонд (МВФ)

Межправительственная организация, созданная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами. МВФ учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Конференция приняла Соглашение, выполняющее роль Устава. Соглашение вступило в силу в 1945 г., практическая деятельность Фонда началась в 1947 году. МВФ – специализированное учреждение ООН, штаб-квартира – в Вашингтоне. В соответствии с Соглашением, ООН не имеет права давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политике.

Статьи соглашения изменялись в 1969, 1978, 1992 гг. В настоящее время в МВФ входит более 180 государств. Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г.

Фонд устроен по образцу акционерного общества. Капитал МВФ образуется из взносов стран-участниц в соответствии с квотами, отражающими удельный вес каждой в мировой экономике и торговле. Система голосования определяется размером взноса страны в Фонд.

Цели МВФ:

Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;

Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических условий стран-участниц;

Оказание помощи странам-участницам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;

Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-участницам;

Осуществление контроля за соблюдением странами-участницами кодекса поведения в международных валютных отношениях.

МВФ сотрудничает только с официальными государственными организациями. Финансовые средства выдаются долями (траншами), получение каждой из которых увязывается с выполнением страной-заемщицей взятых на себя обязательств. Фактически МВФ является институциональной основой международной валютной системы.

Всемирная торговая организация (ВТО)

ВТО – многосторонняя межправительственная организация, включающая Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ, подписано в Женеве в 1947 г.); Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие договоренности.

ВТО – специализированное учреждение ООН, создана 1 января 1995 г., штаб-квартира – в Женеве. В настоящее время в составе ВТО около 130 государств. Бюджет формируется из взносов стран-участниц, решения принимаются консенсусом.

Основные цели ВТО:



Либерализация международной торговли, обеспечение таким образом экономического роста и развития стран-участниц;

Осуществление контроля за торговой политикой;

Приоритет многосторонней торговой системы перед региональными торговыми соглашениями.

В настоящее время идут переговоры о вступлении в ВТО России.

Совет Европы (СЕ)

Международная консультативная организация европейских стран. СЕ основан в 1949 г. западноевропейскими государствами. В настоящее время в СЕ входят более 40 государств. Статус наблюдателя предоставлен США, Канаде, Японии. Россия вступила в СЕ в 1996 г.

Основные направления деятельности СЕ: проблемы прав человека, развитие гуманитарного, правового, социально-экономического сотрудничества между странами-участницами. В настоящее время главной задачей СЕ выступает оказание содействия странам центральной и восточной Европы в проведении политических, законодательных, конституционных реформ.

Основные органы СЕ:

Комитет министров (КМ) состоит из министров иностранных дел стран-участниц;

Парламентская ассамблея (ПАСЕ);

Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ).

В основе деятельности СЕ – Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Контрольный орган – Европейский суд по правам человека. Штаб-квартира – в г. Страсбурге (Франция).

Организация американских государств (ОАГ)

Создана в 1948 г. в Боготе (Колумбия); участники – 35 государств Западного полушария, включая США, Канаду, Кубу. Постоянные наблюдатели в ОАГ: Япония, ФРГ, Франция, Россия (с 1992 г.), Израиль, Испания, Италия и другие страны.

Цели ОАГ:

Поддержание мира и безопасности на континенте;

Содействие социальному, культурному и экономическому сотрудничеству государств.

Принципы, записанные в Уставе ОАГ:

Суверенное равенство государств;

Решение спорных вопросов исключительно мирными средствами;

Отказ от использования силы;

Отказ от прямого или косвенного вмешательства в дела соседних стран.

В 1994 году принят «План действий для Америки», он предусматривает:

Укрепление американского сообщества демократий;

Содействие росту благосостояния путем экономической интеграции и свободной торговли;

Искоренение нищеты и дискриминации в Западном полушарии;

Обеспечение устойчивого развития и сохранения окружающей среды для будущих поколений.

Высший орган ОАГ – Генеральная ассамблея, состоит из представителей стран-участниц, созывается ежегодно, поочередно в их столицах. Исполнительный орган – Постоянный Совет ОАГ находится а Вашингтоне.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Образовано в 1989 году в целях поддержания экономического роста и развития стран-участниц, усиления положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости стран азиатско-тихоокеанского региона.

В настоящее время в АТЭС входит 21 государство региона: Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы Острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Южная Корея, Сингапур, США, Таиланд. Тайвань, Филиппины, Чили, Вьетнам, Перу, Россия (с 1997 г.)

Основные направления деятельности АТЭС:

Обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста и сокращения разрыва в экономическом развитии;

Разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций;

Сотрудничество в таких областях, как энергетика, рыболовство, транспорт, телекоммуникации, туризм, охрана окружающей среды;

Содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, передаче технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры, обеспечению трудовыми ресурсами.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Организация основных нефтедобывающих стран Азии. Африки и Латинской Америки, на долю которых приходится более 1/3 мировой добычи нефти. Создана в 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). В ОПЕК входят: Венесуэла. Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия, Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты.

Цели ОПЕК:

Координация и унификация нефтяной политики стран-участниц;

Определение эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересов;

Использование необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти;

Защита интересов стран-производителей нефти путем обеспечения их устойчивых доходов;

Обеспечение эффективного, регулярного снабжения нефтью стран-потребителей;

Обеспечение получения справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленность;

Обеспечение охраны окружающей среды;

Сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, в нее входят представители стран-участниц, заседания проводятся 2 раза в год в штаб-квартире ОПЕК в г. Вене (Австрия).

Лига арабских государств (ЛАГ)

Организация арабских стран. ЛАГ основана в марте 1945 г. на конференции в Каире. В настоящее время в нее входят: страны Азии – Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ, Палестина; страны Африки – Египет, Ливия, Судан, Марокко, Тунис, Алжир, Мавритания, Сомали, Джибути, Коморские Острова.

Цели ЛАГ:

Координация политической, военной, экономической деятельности стран-участниц;

Запрет на использование силы при урегулировании межгосударственных споров;

Уважение политических режимов стран-участниц.

Руководящий орган – совет ЛАГ, в него входят главы государств или правительств или уполномоченные ими лица. Штаб квартира – г. Тунис.

Организация африканского единства (ОАЕ)

Межправительственная организация государств Африки. Создана в 1963 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия) на конференции глав государств и правительств африканских стран. В нее вошли более 50 государств Африки.

Цели ОАЕ:

Укрепление единства;

Развитие политического и экономического сотрудничества;

Защита суверенитета, территориальной целостности;

Координация действий в сфере внешней политики, экономики, обороны, культуры.

Высший исполнительный орган – Совет министров иностранных дел (сессии – 2 раза в год). Постоянный административный орган – Генеральный секретариат. Штаб-квартира – в Аддис-Абебе (Эфиопия).

Африканский союз (АС)

Межправительственная организация государств Африки. Африканский союз учрежден в июле 2002 года (г. Дурбан, ЮАР), является преемником Организации африканского единства (ОАЕ), просуществовавшей 39 лет (с 1963 г.). В АС входят 52 страны – участницы ОАЕ.

Укрепление единства и солидарности между африканскими странами и народами;

Защита суверенитета, территориальной целостности и независимости стран-участниц;

Содействие укоренению политической и социально-экономической интеграции;

Защита общих позиций стран Африки по вопросам, представляющим интерес для контингента и его народов;

Содействие расширению международного сотрудничества с учетом Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека;

Обеспечение мира, безопасности и стабильности на континенте;

Обеспечение демократических принципов и функционирования демократических институтов, участия широких слоев населения в общественной жизни и эффективного руководства странами;

Обеспечение и защита прав человека и народов в соответствие с «Африканской хартией прав человека и народов», другими документами по этому вопросу;

Создание необходимых условий для усиления роли Африки в глобальной экономике и на международных переговорах;

Обеспечение поступательного развития в экономической, социальной и культурной областях, интеграции экономики африканских стран;

Содействие сотрудничеству во всех областях по повышению жизненного уровня народов Африки;

Координация политики между региональными экономическими сообществами для постепенного достижения целей союза;

Содействие развитию континента, развертыванию исследований в различных областях, особенно в науке и технологии;

Сотрудничество с международными партнерами в ликвидации различных заболеваний и улучшении системы медицинского обслуживания;

АС одобрил программу социально-экономического развития – «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД). Программа предусматривает план модернизации континента, преодоления бедности, борьбы со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, подъема жизненного уровня населения и т.д.

В основе Устава Африканского союза – Устав ОАЕ и Договор об учреждении Африканского экономического сообщества. Предполагается создание Африканского центрального банка, Африканского валютного фонда, Африканского суда и Всеафриканского парламента.

Программа курса «Международные отношения в глобальном мире» ……....3

Литература……………………………………………………………………..…5

Тема 1. Мировая политика и международные отношения.…..……………....6

Тема 2. Проблема взаимоотношений Восток-Запад, Север-Юг …………….24

Тема 3. Этнополитические процессы в современном мире...……………….37

Тема 4. Развитие процесса глобализации..…………………………………...47

Тема 5. ЕС и Россия: возможности сотрудничества..……………………….58

Тема 6. Геополитические интересы России в развитии глобального энергетического рынка..……………………………………………………….70

Тема 7. Природа международных конфликтов и пути их решения...………79

Приложение. Международные политические и экономические организации…………………………………………………...…..…………….89

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Устав Организации Объединенных Наций - международной организации, созданной для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Цели и принципы ее деятельности, правоспособность, привилегии и иммунитеты.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2014

    Исследование истории создания Организации Объединенных Наций. Характеристика её роли в поддержании мира и международной безопасности, развитии сотрудничества между государствами. Обеспечение интересов справедливости, прав человека и международного права.

    реферат , добавлен 22.06.2014

    История развития международных организаций до создания ООН, межправительственные и неправительственные международные организации. Организации Объединенных Наций как ведущая международная организация по обеспечению мира и международной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2011

    Понятие и источники права международных организаций. Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство. Система органов ООН. Региональные международные организации: Содружество Независимых Государств, Совет Европы, ЕС.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2007

    Разрешение международных споров по Уставу ООН. Назначение Международного Суда Организации Объединенных Наций в разрешении международных споров. Другие международные акты, регулирующие мирное разрешение международных споров.

    доклад , добавлен 10.01.2007

    История создания, состав и функции Организации Объединенных Наций (ООН). Роль ООН в мирном урегулировании международных споров и конфликтов, а также в борьбе с терроризмом. Усиление эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях.

    Международные организации - одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Они создаются на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется их уставом. Эффективность деятельности организаций зависит от степени согласованности, которой удается достичь государствам.

    Организации различаются по направлениям деятельности (вопросы мира и безопасности, экономики, культуры, здравоохранения, транспорта и др.); по составу участников (универсальные, региональные); по объему полномочий и т. д.

    Основными целями и задачами всех международных организаций является создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования.

    Особое место среди межгосударственных международных организаций занимает Организация Объединенных Наций (ООН) - как универсальная международная организация общей компетенции.

    В данной главе представлена информация о наиболее известных международных экономических и экономико-политических организациях.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) - UNITED NATIONS ORGANIZATION (UNO)

    Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 г. В настоящее время обсуждаются предложения по реформе ООН, в том числе по увеличению числа постоянных членов Совета Безопасности.

    Система Объединенных Наций включает ООН с ее главными и вспомогательными органами. Образовано 17 специализированных учреждений ООН, а также Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). К системе ООН в качестве межправительственной причисляется также Всемирная организация по туризму (ВОТ).

    Специализированные мероприятия ООН проводятся с целью укрепления международного сотрудничества и всеобщего взаимопонимания.

    Государства-члены: в настоящее время членами ООН являются свыше 180 государств мира. Наблюдатели при ООН - , Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация Исламская конференция, Международный комитет Красного Креста и др.

    Поддержка мира и международной безопасности.

    Развитие отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения.

    Международное сотрудничество, по разрешению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера.

    Поощрение уважения к правам человека.

    Превращение ООН в центр согласования усилий наций и народов по достижению общих целей.

    Структура:

    1. Генеральная Ассамблея.
    2. Совет Безопасности.
    3. Экономический и Социальный Совет.
    4. Совет по Опеке.
    5. Международный Суд.
    6. Секретариат.

    Генеральная Ассамблея (ГА) является главным органом ООН, объединяющим всех ее членов (по принципу «одно государство - один голос»). Она уполномочена рассматривать вопросы и давать рекомендации по проблемам, находящимся в политической и материальной сферах в пределах действия Устава. Хотя резолюции ГА носят рекомендательный характер и юридически они не обязательны для всех членов ООН, они подкреплены авторитетом Объединенных наций. Генеральная Ассамблея определяет политику и программу действия организации. Сессии ГА проходят ежегодно, но могут созываться и чрезвычайные сессии.

    Совет Безопасности (СБ) является единственным органом ООН, который может принимать решения, обязательные для 148 членов ООН. Используя ряд мероприятий по мирному урегулированию международных конфликтов, в случае, когда противоборствующие стороны не готовы к участию в мирном процессе переговоров, Совет Безопасности может принимать меры принудительного характера.

    Решения о введении военных санкций принимаются лишь в том случае, когда невоенные санкции оказываются недостаточными. В районы конфликтов направляются группы наблюдателей и Силы ООН по поддержанию мира («голубые каски»).

    Совет безопасности состоит из 15 членов: пять постоянных кленов ( , Франция), обладающих правом «вето», и десять непостоянных членов, избираемых сроком на два года в соответствии с региональными квотами (пять мест для государств Азии и , одно - для государств Восточной Европы, два - для государств и два места для стран Западной Европы).

    Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) отвечает за деятельность Объединенных Наций в экономической и социальной сферах и выполняет задачи, возложенные на него в связи с реализацией рекомендаций Генеральной Ассамблеи (исследования, доклады и др.). Он координирует деятельность специализированных учреждений ООН.

    Международный Суд является главным юридическим органом Объединенных Наций. Суд открыт для всех государств мира и физических лиц (даже не являющихся членами ООН).

    Секретариат работает под руководством Генерального Секретаря и отвечает за выполнение текущей работы ООН. Генеральный Секретарь - главное должностное лицо ООН - назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Верховный комиссар по правам человека, назначаемый Генеральным Секретарем, отвечает за деятельность ООН в области прав человека.

    Официальные языки ООН - английский, испанский, китайский, русский, французский.

    Штаб-квартира - в Нью-Йорке.

    ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА

    Группа Всемирного банка включает четыре института: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (MAP); Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ).

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ

    И РАЗВИТИЯ (МБРР) - INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT (IBRD) Идея МБРР была сформулирована на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. МБРР в качестве специализированного учреждения входит в систему ООН.

    Цели: содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов; поощрение экономического и социального прогресса в развивающихся странах посредством долгосрочного финансирования проектов и программ развития с целью обеспечения роста производства; стимулирование роста международной торговли и развития производственных ресурсов государств-членов МБРР.

    В настоящее время в МБРР входят около 180 государств (в т. ч. Россия). Открыто членство и для членов Мирового валютно- го фонда (МВФ) на условиях, определяемых МБРР.

    Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ) - INTERNATIONAL MONETARY FUND (IMF)

    Международный валютный фонд начал функционировать в 1946 г. В качестве специализированного учреждения он входит в систему ООН. В составе МВФ около 180 государств-членов.

    Цели: поощрение международного сотрудничества в области валютной политики; способствование росту мировой торговли; поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами; предоставление при необходимости государствам-членам помощи кредитами.

    Членство открыто для других государств на определяемых МВФ условиях (величина уставного капитала-квоты-право голоса, специальные права заимствования и др.).

    Специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) являются инструментом МВФ, позволяющим создавать валютные резервы на основе международного соглашения с целью предотвращения опасности постоянной нехватки валютных резервов.

    Источники финансирования: взносы государств-членов (квоты), дополняемые займами МВФ у своих членов. 150

    ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО) -NORTH ATLANTIC TREATY ORGANISATION (NATO)

    Была создана в 1949 г. на основе подписания и ратификации Североатлантического договора («Вашингтонского договора»). Процесс политических изменений в (распад СССР, прекращение деятельности Организации Варшавского Договора и др.) в последние годы стал причиной ряда заявлений НАТО, в т. ч.: Лондонская декларация «Североатлантический альянс в процессе перемен» (1990), «Римская декларация о мире и сотрудничестве» (1991); «Новая стратегическая концепция альянса» (1991); заявление Совета НАТО с приглашением присоединиться к программе «Партнерство во имя мира» (1994) и др.

    Государства-члены (16): Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Франция. (Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру; Испания не участвует в интегрированной командной структуре; Франция в 1966 г. вышла из интегрированной военной структуры).

    Цели: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; совместные действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-членов, обеспечение справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства.

    Штаб-квартира руководящих органов - в Брюсселе.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) - ORGANIZATION FOR SECURITY AND COOPERATION IN EUROPE (OSCE)

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан в 1975 г. в Хельсинки () главами государств и правительств 33 стран Западной Европы, а также США и . Он стал долгосрочной программой развития процесса разрядки и сотрудничества в Европе.

    Новый период в деятельности ОБСЕ начался с Парижской хартии для новой Европы, подписанной в 1990 г.

    Отношения ОБСЕ с Организацией Объединенных Наций основываются на заключенном с Секретариатом ООН рамочном договоре и статусе наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

    Цели: содействие улучшению взаимных отношений, создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряженности; признание тесной взаимозависимости мира и безопасности в Европе и во всем мире.

    ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) - EUROPEAN UNION (EU)

    Договор о Европейском союзе (ЕС), подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств-членов Европейского экономического сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 г. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС.

    Предшественницей ЕС было Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), образованное , Люксембургом, ФРГ, и в 1958 г. с целью создания общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы путем отмены таможенных пошлин и других ограничений в торговле, проведения согласованной торговой политики.

    Позже в Сообщество были приняты Великобритания, Дания, Ирландия (1973 г.), Испания, Португалия (1981 г.) и Греция (1986 г.).

    С 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция.

    Официальные заявления с просьбой о вступлении в ЕС подали также Кипр, Мальта, Турция, страны Восточной Европы.

    Европейский союз (ЕС) зиждется на трех основаниях:

    1. Европейские сообщества (Европейское объединение угля и стали - ЕОУС; Европейское экономическое сообщество - ЕЭС; Европейское сообщество по атоЬшой энергии - ЕВРАТОМ) с формами сотрудничества, предусмотренными Договором о Европейском союзе.
    2. Совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности.

    3. Сотрудничество во внутренней и правовой политике. Государства-члены (15): Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.

    Образование тесного союза народов Европы.

    Содействие сбалансированному и длительному прогрессу, посредством: создания пространства без внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты.

    Проведение совместной внешней политики, а в перспективе и совместной оборонной политики.

    Развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел.

    Органы. ЕС: Европейский совет; Европейский парламент; Совет Европейского союза; Европейская комиссия; Европейский суд.

    СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ - NORTH AMERICAN FREE TRADE AGREEMENT (NAFTA)

    Соглашение о НАФТА было подписано 17 декабря 1992 г. в Вашингтоне и вступило в силу 1 января 1994 г.

    Государства-члены: Канада, Мексика, США. Цели: соглашение предусматривает создание зоны свободной торговли в в течение 15 лет; предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валютной системы и координацию внешней политики.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - ORGANIZATION FOR ECONOMIC COOPERATION AND DEVELOPMENT (OECD)

    Организация была создана в 1961 г. Она стала преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, образованной в 1948 г. в целях оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами-получателями этой помощи.

    В настоящее время рассматриваются заявления о вступлении в ОЭСР Венгрии, Республики Корея, и . Россия сотрудничает с ОЭСР, подписав в 1994 г. Соглашение о привилегиях и иммунитете.

    Цели: вклад в развитие мировой экономики посредством обеспечения оптимального экономического развития, роста занятости и повышения уровня жизни при сохранении финансовой стабильности государств-членов; содействие экономическому и социальному благополучию путем координации политики государств-членов; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам.

    СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ - COMMONWEALTH

    Содружество Наций - это «добровольная ассоциация независимых государств», символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества.

    Суверенные государства проводят самостоятельную политику и сотрудничают на почве общих интересов и в целях содействия международному пониманию. Взаимоотношения государств-членов определены в Вестминстерском статусе 1931 г. в качестве независимых и равноправных во внутренней и внешней политике.

    Содружество состоит из 30 республик, 5 монархий, имеющих собственных королей, и 16 государств, которые признают в качестве главы государства британского монарха, представленного в этих странах генерал-губернатором.

    Государства-члены (около 50): Австралия, Антигуа и Барбуда, Великобритания, Гренада, Греция, Доминика, Индонезия, Канада, Кипр, Малайзия, Мальта, Нигерия, Новая Зеландия, Сент-Китс и Невис, , . Цели: содействие благополучию народов.

    На встречах глав государств и правительств государств-членов Содружества обсуждается международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества.

    ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА (ОАЕ) - ORGANIZATION OF AFRICAN UNITY (OAU)

    Была создана в 1963 г. на конференции глав государств и правительств .

    Цели: содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других важных областей жизни и др.

    Штаб-квартира Генерального секретариата - в Джидде.

    ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ (ЛАГ) - LEAGUE OF ARAB STATES (LAS)

    Пакт Арабской лиги лег в основу образованной в 1945 г. Лиги арабских государств. Он был подписан семью арабскими государствами (Египет, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания).

    Государства-члены. (22): Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис.

    Цели: укрепление связей между государствами-членами в различных отраслях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-членов для защиты национальной безопасности и обеспечения их независимости и суверенитета; запрещение использования силы для урегулирования споров; уважение существующих в других странах режимов и отказ от попыток их изменения.

    Штаб-квартира - в Каире.

    ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ - ORGANIZATION OF THE PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES (OPEC)

    Была организована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав был принят в 1965 г., позже в него многократно вносились изменения.

    Государства-члены (12): Алжир, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия.

    Цели: координация и унификация нефтяной политики государств-членов; определение наиболее эффективных средств защиты интересов государств-участников; изыскание способов обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды и др.

    СОЮЗ АРАБСКОГО МАГРИБА (САМ) -UNION OF ARAB MAGRIB (UAM)

    Образован в 1989 г. Государства-члены (5): Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис.

    Цели: способствовать успешному решению вопросов экономического развития, обеспечить большую конкурентоспособность товаров стран региона на рынках мира.

    АССОЦИАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА - SOUTH ASIAN ASSOCIATION OF THE REGIONAL COOPERATION (SAARC)

    Создана в 1985 г. Государства-члены (7): Бангладеш, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.

    Цели: ускорение экономического развития, социального прогресса и культурного развития стран-членов и установление мира и стабильности в регионе.

    АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО- - ASSOCIATION OF SOUTH EAST ASIAN NATIONS (ASEAN)

    Цели: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий в духе равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, транспорте и связи с целью повышения уровня жизни населения; укрепление мира и стабильности и др.

    АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (АТЭС) - ASIAN PACIFIC ECONOMIC COOPERATION (APEC)

    Организация была создана по инициативе в 1989 г.

    Государства-члены (18): Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили.

    Цели: создание Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества на такие сферы, как торговля, окружающая среда и др. Группе видных деятелей стран АПЕК поручено выдвигать идеи о будущем организации и обсуждать пути их реализации.

    Образована на основе Договора Монтевидео II, подписанного странами-членами ЛАСТ и вступившего в силу в 1981 г.

    Цели: создание общего рынка стран и Мексики. В отличие от ЛАСТ, процесс интеграции ЛАИ предусматривает дифференцированное продвижение к созданию общего рынка с учетом уровня экономического развития стран-участниц.

    В рамках ЛАИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна реки Ла-Плата, 1969 г. (члены - Аргентина, Бо-158 ливия, Бразилия, Парагвай, ), Картахенское соглашение, 1969 г. (члены - Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны, 1978 г. (члены - Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Эквадор).

    СИСТЕМА АНДСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (САИ) - SISTEMA DE INTEGRACION ANDINA (SIA)

    Сформировалась на основе Андского пакта. Включает два самостоятельных блока учреждений: для политического сотрудничества и для экономической интеграции.

    В развитие Картахенского соглашения 1969 г. об учреждении Андской группы субрегиональной интеграции был принят документ под названием «Андская стратегия», декларировавший развитие Андского экономического пространства, углубление международных связей, вклад в единство Латинской Америки. Тогда же был принят «Акт мира», предусматривавший углубление процесса интеграции, создание Андского общего рынка (зона свободной торговли, таможенный союз) к 1995 г.

    АНДСКИЙ ПАКТ (АП) - ACUERDO DE INTEGRACION SUBREGIONAL ANDINA (AISA)

    Создан на основе соглашения, вступившего в силу в 1969 г.

    Государства-члены (5): Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В 1976 г. из состава вышло Чили. С 1969 г. ассоциированным членом является .

    Цели: либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка к 1985 г.; координация экономической политики в отношении иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью совместных программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов.

    ЛА-ПЛАТСКАЯ ГРУППА - ORGANIZACION DE LA CUENCA DE LA PLATA

    Образована на основе Договора об экономической интеграции и совместном освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г.

    Государства-члены (5): Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай.

    Цели: оптимальное использование и охрана природных ресурсов бассейна Ла-Платы.

    В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества - «Акт интеграции», к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. Парагвай.

    ОБЩИЙ РЫНОК СТРАН ЮЖНОГО КОНУСА - EL MERCADO COMUN DEL SUR (MERCOSUR)

    Образован в развитие Акта интеграции 1986 г. на основании Договора об общем рынке стран Южного конуса в 1991 г.

    Государства-члены (4): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Для менее развитой в экономическом отношении Боливии вместо прямого участия в интеграции предусматривается сохранение существующих льгот.

    Цели: Создание общего рынка стран-участниц в течение 10 лет на основе проектов и предприятий, осуществляемых в рамках Организации Ла-Платы.

    АМАЗОНСКИЙ ПАКТ - EL РАСТО AMAZONICO

    Образован на основании Договора о сотрудничестве в Амазонии и вступил в силу в 1980 г.

    Государства-члены (8): Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.

    Цели: ускоренное совместное освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна , защита их от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОЦАГ) - ORGANIZACION DE LOS ESTADOS CENTROAMERICANOS (ОЕСА)

    Образована в 1951 г. на конференции министров иностранных дел , Сальвадора, и Коста-Рики.

    Цели: Экономическая и политическая интеграция государств Центральной Америки, культурное сотрудничество стран-участниц, предотвращение и урегулирование возникающих конфликтов.

    КАРИБСКОЕ СООБЩЕСТВО (КС) - CARIBBEAN COMUNITY (CARICOM)

    Политическая и экономическая организация по сотрудничеству в области торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, созданию совместных объектов.

    Сообщество образовано в 1973 г. на основе Договора в Чагуа-рамасе (Тринидад и Тобаго).

    Государства-члены (13): , Багамские острова (член только Сообщества, но не Общего рынка), Барбадос, Белиз, Доминика, Гайана, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго, Ямайка. Ассоциированные члены: Британские и Виргинские острова, Терке и Кайкос.

    Цели: Политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение путем либерализации взаимной торговли и установления общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в области просвещения и здравоохранения.

    КАРИБСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (КОР) - CARIBBEAN COMMON MARKET (ССМ, CARICOM)

    Образован в 1974 г. в соответствии с приложением к Договору Чагуарамас, включает всех членов КС, за исключением Багам.

    Рукодящие органы: Конференция глав правительств и Совет общего рынка. В 1976 г. страны-участницы ввели единые таможенные тарифы. В 1982 г. на Конференции глав правительств было выдвинуто предложение о создании Ассоциации Карибских государств. В 1994 г. Конференция рассмотрела перспективы членства КС-КОР в НАФТА.

    АССОЦИАЦИЯ КАРИБСКИХ ГОСУДАРСТВ (АКГ) - ASOCIACION DE LOS ESTADOS CARIBES (AEC)

    Соглашение об учреждении АКГ было подписано представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г.

    Государства-члены: Ангилья, Антигуа, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Колумбия, Мексика, Никарагуа, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка.

    Цели: содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна.

    ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОАГ) - ORGANIZACION DE LOS ESTADOS AMERICANOS (ОЕА) - ORGANIZATION OF AMERICAN STATES (OAS)

    Предшественницей ОАГ была Панамериканская система - совокупность органов и организаций, действовавших под контролем США в первой половине XX в.

    ОАГ образована в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ. В настоящее время членами ОАГ являются все 35 независимых американских государств. В 1962 г. от участия в работе органов ОАГ была отстранена Куба.

    Цели: поддержание мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-членами; организация совместных действий для отражения агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц.

    Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю , объем которой определяется волей государств-членов.

    Замечание

    • противоречит основам международного права , поскольку над государствами - первичными субъектами этого права - нет и не может быть верховной власти;
    • наделение ряда организаций управленческими функциями не означает передачу им части суверенитета государств или их суверенных прав. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать им не могут;
    • обязательность непосредственного исполнения государствами-членами решений международных организаций основывается на положениях учредительных актов и не более;
    • ни одна международная организация не вправе вмешиваться во внутренние дела государства без согласия последнего, ибо иное означало бы грубое нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства с вытекающими для такой организации негативными последствиями;
    • обладание «наднациональной» организацией полномочиями на создание действенных механизмов контроля и принуждения к соблюдению обязательных правил является всего лишь одним из качеств правосубъектности организации.

    Признаки международной организации:

    Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками:

    Создание в соответствии с международным правом

    1) Создание в соответствии с международным правом

    Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустимы и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

    Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, еслиих исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

    Учреждение на основе международного договора

    2) Учреждение на основе международного договора

    Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).

    Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

    Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

    Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

    3) Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

    Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.Они призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.).

    Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер. Однако не любая организация может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций являются производными от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.

    Наличие соответствующей организационной структуры

    4) Наличие соответствующей организационной структуры

    Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организациии тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества.

    Межправительственные организации имеют:

    • штаб-квартиры;
    • членов в лице суверенных государств;
    • необходимую систему главных и вспомогательных органов.

    Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

    Наличие прав и обязанностей организации

    5) Наличие прав и обязанностей организации

    Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей. Ни одна организация без согласия государств-членов не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

    Самостоятельные международные права и обязанности организации

    6) Самостоятельные международные права и обязанности организации

    Речь идет об обладании международной организацией автономной волей , отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю .

    Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

    Классификация международных организаций

    В числе международных организаций принято выделять:

    1. по характеру членства:
      • межправительственные;
      • неправительственные;
    2. по кругу участников:
      • универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
      • региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
      • межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
    3. по компетенции:
      • общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
      • специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), подразделяются на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
    4. по характеру полномочий:
      • межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
      • надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
    5. в зависимости от порядка приема в международные организации:
      • открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
      • закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
    6. по структуре:
      • с упрощенной структурой;
      • с развитой структурой;
    7. по способу создания:
      • международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
      • международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

    Юридическая основа международных организаций

    Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.

    В уставах международных организаций и соответствующих конвенциях обычно четко выражена мысль об их учредительном характере. Так, в преамбуле Устава ООН провозглашается, что правительства, представленные на конференции в Сан-Франциско, «согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»…».

    Учредительные акты служат юридической основой международных организаций, они провозглашают их цели и принципы, и служат критерием правомерности их решений и деятельности. В учредительном акте государства решают вопрос о международной правосубъектности организации.

    Помимо учредительного акта существенное значение для определения правового статуса, компетенции и порядка функционирования международной организации имеют международные договоры, затрагивающие различные аспекты деятельности организации, например, те договоры, которые развивают и конкретизируют функции организации и полномочия ее органов.

    Учредительные акты и другие международные договоры, служащие правовой основой создания и деятельности международных организаций, характеризуют и такую сторону статуса организации, как осуществление в качестве юридического лица функций субъекта национального права. Как правило, эти вопросы регламентируют специальные международно-правовые акты.

    Создание международной организации – проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств при создании организации осуществляется ими самими.

    В процессе же функционирования международной организации координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.

    Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что:

    1. они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают;
    2. они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.

    Под суверенным равенством следует понимать юридическое равенство. В Декларации 1970г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что все государства пользуются суверенным равенством, они имеют одинаковые права и обязанности, независимо от различий экономического и социального, политического или иного характера. Применительно к международным организациям этот принцип закрепляется в учредительных актах.

    Указанный принцип означает:

    • все государства имеют равные права на участие в создании международной организации;
    • каждое государство, если оно не является членом международной организации, имеет право на вступление в нее;
    • все государства-члены имеют одинаковые права на постановку вопросов и их обсуждение в рамках организации;
    • каждое государство-член имеет равное право представлять и защищать свои интересы в органах организации;
    • при вынесении решений каждое государство имеет один голос, существует мало организаций, которые работают по принципу так называемого взвешенного голосования;
    • решение международной организации распространяется на всех членов, если в нем не оговорено иное.

    Правосубъектность международных организаций

    Правосубъектность – это свойство лица, при наличии которого оно приобретает качества субъекта права.

    Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью , отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.

    Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:

    1. правоспособность , т. е. способность иметь права и обязанности;
    2. дееспособность , т. е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
    3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
    4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

    Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов отмечают, что межправительственные организации обладают автономной волей. Без своей собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные не нее задачи. Самостоятельность воли проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля международной организации не есть сумма воль государств-членов, равно как не есть слияние их воль. Эта воля «обособлена» и от воль других субъектов международного права. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

    Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества:

    1) Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.

    Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственныеорганизации являются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их праводееспособностью в таком объеме, в какомэто необходимодля выполнения их функций.

    2) Наличие обособленных прав и обязанностей.


    Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны отправ и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующиеобязанности организации:

    1. способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации;
    2. поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний.

    3) Право на свободное выполнение своих функций.

    Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт (в формеконвенций, уставов или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы,формирующие внутреннее право организации. Чаше всего при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

    Самостоятельность межправительственных организаций выражается в реализации предписания норм, составляющих внутреннее право этих организаций. Они вправе создавать любые вспомогательные органы, которые необходимы для выполнения функций таких организаций. Межправительственные организации могут принимать правила процедуры и другие административные правила. Организации имеют право лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по взносам. Наконец, межправительственные организации могут потребовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам их деятельности.

    4) Право на заключение договоров.

    Договорную правоспособностьмеждународных организаций можно отнести к числу главных критериевмеждународнойправосубъектности, так как одну из характерных чертсубъекта международного права составляет его способность к выработкенорм международного права.

    В порядке реализации своих полномочий договоры межправительственных организаций имеют публично-правовой, частноправовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

    5) Участие в создании норм международного права.

    Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм , а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее специализированные учреждения), не обладает «законодательными» полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

    Правотворчество международной организации не является беспредельным. Объем и вид правотворчества организации строго определены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

    В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

    • быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора;
    • выступать как автор проекта текста подобного договора;
    • созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;
    • сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;
    • после заключения договора выполнять функции депозитария;
    • пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

    Международные организации играют значительную роль в формировании обычных норм международного права. Решения этих организаций содействуют зарождению, становлению и прекращению норм обычая.

    6) Право обладать привилегиями и иммунитетами.

    Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. Однако в общей форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились икто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска , конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).

    Любая организация не может ссылаться на иммунитет во всех случаях, когда она по своей инициативе вступает в гражданские правоотношения в стране пребывания.

    7) Право на обеспечение выполнения норм международного права.

    Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

    При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами:

    • путем представления докладов государствами-членами;
    • наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте.

    Международно-правовые санкции, которые могут применяться международными организациями, можно подразделить на две группы:

    1) санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями:

    • приостановление членства в организации;
    • исключение из организации;
    • отказ в членстве;
    • исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

    2) санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации.

    Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет Безопасности ООНв целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными силами. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42 Устава ООН)

    В случае грубого нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ вправе применять так называемые коррективные меры, вплоть до выдачи предписания о приостановке эксплуатации такого объекта.
    Межправительственным организациям предоставлено право принимать непосредственное участие в разрешении споров, возникающих у них с международными организациями и государствами. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирным средствам разрешения споров, какие обычно используют первичные субъекты международного права - суверенные государства.

    8) Международно-правовая ответственность.

    Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Например, они должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.

    Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т. д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами, где находятся, их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитарных норм и т. д.