Трансграничное перемещение отходов в мировой практике регулируется. Таможенное регулирование перемещения отходов и вторичного сырья через границу россии. Кому требуется разрешение

Алексей Масленников

Перемещение товаров через границу регламентирует Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

Основными инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности являются таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, налог на добавленную стоимость, акциз и лицензирование. Налог на добавленную стоимость и акцизы уплачиваются участниками внешнеэкономической деятельности при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При экспорте товаров, экспортер имеет право на возмещение налога на добавленную стоимость при налогообложении согласно статье 165 Налогового кодекса. Фактически, это право обеспечивает международную практику обеспечения защиты от двойного налогообложения товара при перемещении через границу, суть которого заключается в том, что налог на добавленную стоимость уплачивается только при ввозе товаров.

Постановление Правительства от 17 июля 2003 г. №442 "О трансграничном перемещении отходов" устанавливает требования к участникам трансграничного (транзитного) перемещения отходов и вводит два перечня опасных отходов, указанных в Приложениях 1 и 2.

Ввоз на территорию Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложении N 1 к Правилам, в целях их использования и вывоз с территории Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложениях N 1 и 2 к Правилам, осуществляются по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов.

В основном эти ограничения распространяются на перемещение опасных отходов. Тем не менее по действие этого постановления попадают такие виды отходов, как использованные шины, алюминиевый шлак, отработанные аккумуляторные батареи и пр. Однако стоит учесть, что экспорт обозначенных в этих перечнях отходов практически лишен коммерческого смысла в виду отсутствия спроса. Лицензирование трансграничного перемещения опасных отходов практически не касается видов вторичного сырья, экспорт которых позволил бы увеличит объем их использования или заготовки, хотя в отдельных редких случаях, это может стать существенной преградой для экспорта, скажем лома свинцовых аккумуляторов.

Несмотря на возможные препятствия, лицензирование трансграничного перемещения опасных отходов соответствует международным договоренностям, а работа с такими опасными отходами в любом случае требует получения лицензии на обращение с опасными отходами.

Другим регулятором внешнеэкономической деятельности являются таможенные пошлины. Порядок установления таможенных пошлин определяет Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I "О таможенном тарифе". Статья 3 этого закона определяет, что ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливает Правительство Российской Федерации. C 1 января 2002 г. вступил в силу Таможенный тариф РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830.

Ниже в таблице приведены ставки вывозных таможенных пошлин на основные виды отходов.

Код ТН ВЭД Наименование товаров Ставки ввозной таможенной пошлины, в % от таможенной стоимости или в евро Ставки вывозной таможенной пошлины, в % от таможенной стоимости или в евро*
2306 Жмыхи и др. твердые отходы пр-ва растит. масел 5% б/п
2619 Шлак и др. отходы пр-ва черных металлов б/п 7%
2620 Зола и др. остатки содержащие металлы 5% 7%
3915 Отходы, обрезки пластмасс 10% б/п
401220 Шины пневматические б/у 20 %, но не менее 6.2 евро/шт б/п
4401 Древесина топливная, щепа, стружка, опилки 15% б/п
4707 Макулатура и отходы бумаги 15% 10%
5103 Отходы шерсти 15% б/п
5202 Отходы хлопка б/п б/п
530130 Очесы и отходы льна 15% б/п
7204 Отходы и лом черных металлов 5% 15%, но не менее 15 евро/т
7302109 Рельсы использованные 15% 15%, но не менее 15 евро/т
7404 Отходы и лом медные 5% 50%, но не менее 420 евро/т
7503 Отходы и лом никелевые 5% 30%, но не менее 720 евро/т
7602 Отходы и лом алюминиевые 5% 50%, но не менее 380 евро/т
7802 Отходы и лом свинцовые 5% 30%, но не менее 105 евро/т
7902 Отходы и лом цинковые 5% 30%, но не менее 180 евро/т
81019700 Отходы и лом вольфрамовые 15% 6,5%
81033000 Отходы и лом танталовые 15% 6,5%
81042000 Отходы и лом магниевые 15% б/п
81043000 Опилки, стружка, гранулы магниевые 15% б/п
8908 Суда и плавучие средства на слом 20% б/п

*) Применяются в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории России за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе. Участниками Таможенного союза являются Российская Федерация, Беларуссия, Казахстан, Кыргызская Республика и Таджикистан.

Таможенные пошлины широко используются как основной инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Вывозные пошлины являются инструментом ограничения вывоза продукции за пределы России за счет снижения прибыльности экспортных операций с такими товарами. Повышенные ставки вывозных пошлин применяются к товарам, вывоз которых по каким либо причинам нежелателен. Наибольшим давлением, в настоящий момент, со стороны вывозных пошлин подвергаются лом и отходы цветных металлов: медь, алюминий, никель и др. Цветные металлы широко используются в высокотехнологичных отраслях промышленности: оборонной, авиа-космической, электротехнической, радио-электронной, автомобильной. В месте с тем, цена на цветные металлы на международном рынке достаточно высока, что вызывает естественный отток части сырья за рубеж. Аналогичная ситуация складывается с отходами и ломом черных металлов.

Для заготовительных предприятий это, в первую очередь, означает снижение прибыльности основной деятельности. В то же время, следует учитывать, что отходы, на которые установлены высокие вывозные пошлины, используются наилучшим образом. Это объясняется тем, что за последнее время глубина переработки отходов черных и цветных металлов заметно выросла. Многие заготовители и переработчики вторичных металлов производят продукцию с высокой добавленной стоимостью и, как правило, эта продукция уже не относится к группе отходов. Примером тому может служить положение, сложившееся с переработкой лома и отходов алюминия. Многие предприятия, осуществляющие заготовку, имеют производственные мощности и изготавливают алюминиевые сплавы, как для потребителей внутреннего рынка, так и на экспорт. Если раньше производились в основном сплавы вторичные группы АВ, используемые в основном как раскислитель в черной металлургии, то сейчас изготавливаются высококачественные алюминиевые сплавы для различных отраслей машиностроения, как для литья, так и для обработки давлением. В качестве раскислителя сейчас используют низкокачественные лом и отходы алюминия (алюминиевые банки, ламинированная фольга и др.), причем на ряде предприятий для их обработки применяется высокотехнологичное оборудование, позволяющее добиваться необходимого качества и формы продукта.

Можно отметить, что высокие экспортные пошлины способствуют техническому перевооружению предприятий, т.к. заставляют предпринимателей производить более глубокую переработку отходов для того, чтобы за счет увеличения стоимости конечного продукта повысить рентабельность всего производства. К тому же, продукт переработки может облагаться гораздо меньшей экспортной пошлиной (например, для вторичных алюминиевых сплавов экспортная пошлина составляет 5%, против 50% на отходы), что дополнительно стимулирует глубокую переработку отходов.

В отношении отходов и лома черных металлов ситуация сложилась несколько иначе. Переработка черного лома в продукцию более высоких потребительских свойств, требует значительно более дорогого оборудования, чем в случае с цветными металлами. Как правило, это дуговые электропечи большой мощности и объема с системой непрерывной разливки. Хотя в мире существуют мини-производства, обеспечивающие местные нужды в сортовом прокате, в России такая практика только начинает проявляться. Основная масса заготовителей лома и отходов черных металлов производит фактически только подготовку сырья для плавки, т.е. для поставки на металлургические заводы. Организовать производство по глубокой переработке черного лома практически невозможно без значительных капитальных затрат, а зачастую имеет всевозможные ограничения со стороны энергетического обеспечения и экологических норм. К тому же, на внутреннем рынке в настоящий момент предложение металлопродукции превышает спрос, что также снижает инвестиционную привлекательность таких проектов.

Перемещение строительных отходов в Москве

Во время строительства , возведения дорожно-мостовых объектов , освоения подземных участков , подготовки площадок , а также при ремонте , реконструкции , сносе , разборке зданий и сооружений , остаются материалы , грунт . В Москве , по статистике , их объемы превышают полтора миллиона тонн в год. В целях защиты экологии , в 2004 году чиновниками столицы разработана система , разрешающая перемещать строительный мусор , грунт , контролируя при этом их объемы и качество . Такая система не только предотвращает образования несанкционированных и стихийных свалок , но и снижает нагрузки на городские автомагистрали , удовлетворяет потребности строительных организаций , позволяет вовлечь материалы во вторичное использование .

Как работает разрешительная система

Участникам процесса строительства перед началом работ открывается разрешение , позволяющее перевозить отходы , а также грунт к местам их размещения . Ими могут быть специальные территории для складирования , переработки или захоронения , либо профильные предприятия с лицензиями и лимитами на размещение таких материалов . После завершения работ по перемещению разрешение закрывается . Оформляется документ в соответствии с установленными законом правилами .

Ранее заключение о выдаче разрешений на перемещение строительных отходов готовило Государственное унитарное предприятие «Информстройсервис ». На эту же организацию были возложены функции по ведению всей базы отходов строительно-монтажных (демонтажных ) работ . Разрешения выдавались при их объеме свыше 50 кубических метров .

Выдачей разрешения на перевозку грунта после экскавации занималась компания ОАО ИНТУС . Данная организация входит в состав строительного комплекса столицы , обеспечивая его необходимой информацией о строящихся объектах в городе . Основными функциями компании в сфере строительства являются : аналитика инвестиционных программ ; проектирование объектов ; контроль соблюдения техники безопасности ; повышение эффективности производства .

Обе организации выдавали разрешения платно . Исключения составляли случаи , когда строительный объект полностью финансировался за счет государства .

Изменения в разрешительной системе

Первого июля 2013 года в разрешительной системе произошли существенные изменения :

- разрешения на перемещение отходов строительства и сноса для переработки или захоронения , а также - на перевозку грунта выдаются Департаментом строительства Москвы ;

Выдача разрешений производится бесплатно и без привлечений коммерческих организаций ;

Ведение информационной базы о перемещениях , переработке отходов и перевозке грунтов осуществляется государственным казенным учреждением «Управлением подготовки территорий », организацией , подведомственной Департаменту строительства ;

Разрешения выдаются при объеме отходов свыше 30 кубических метров .

Департаментом строительства регулируется перемещение земляных масс , определяются места для их складирования , в случае непригодности грунта к вторичному использованию .

Разрешения , позволяющие перевезти грунт , выдаются Департаментом на основании договора между поставляющим лицом и получателем . Если же между ними происходит бесплатный обмен грунтами , то выдаются талоны .

Такие нововведения регулировать систему учета отходов и грунта , усиливают контроль их перемещения , уменьшают затраты строительно-монтажных организаций , ускоряют и упрощают процесс оформления разрешений .

Данные разрешения требуются подрядным организациям для предоставления Заказчику, как правило в закрытом виде, для закрытия платежей за утилизацию и вывоз ТБО, особенно, чаще с талонами, бюджетным заказчиками или городским заказчикам. На сегодняшний день открытое разрешение на перемещение ТБО для предоставления в ОАТИ не требуется. Сейчас обратная процедура, для открытия разрешения на перемещение отходов строительства и сноса требуется открытый ордер ОАТИ.

Разрешения на перемещение грунта и вывоз отходов строительства и сноса выдаются Департаментом Строительства г. Москвы по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д.16, стр. 2.

Разрешения нужны не на все виды работ. Как правило, их наличие требуется при видах работ, где требуется перемещать на полигоны большие объемы грунта и строительного мусора. Для фасадных работ, реконструкции инженерных сетей, благоустройстве, где объемы грунта и отходов не превышают 50 м3 открывать разрешения не требуется и данные отходы утилизируются обычным способом, достаточно заключить договор с компанией осуществляющей вывоз мусора на свалки. В случае больших объемов вам потребуется оформление разрешений.

Разрешение на перемещение грунта

В случае если ваши виды работ требуют большого объема перемещения грунта по г. Москве, требуется обязательное открытие разрешения. Это требуется для того, чтобы распределить потоки транспорта по территории г. Москвы и для поддержания благоприятной экологической обстановки, так как грунты имеют различный класс опасности, а сгружать токсичные грунты в на чистые полигоны у нас запрещено законодательством. Как и сваливать битый кирпич и бетон в ближайшем лесочке.

Разрешение на грунт получает подрядная организация. Для этого необходимо получить у заказчика следующую проектную документацию:

  1. Инженерно-экологическое заключение (иногда называется Санитарно-эпидемиологическое) с таблицами о классе опасности грунтов.
  2. Инженерно-геологическое исследование с продольными срезами по типам грунта
  3. Разрешение на строительство
  4. Сметная документация (нужна не в полном объеме, а только та часть, где указано перемещение грунта и обложка)

Разрешение на перемещение отходов строительства и сноса

В случае, если у вас при строительстве и сносе объекта возникают строительные отходы, которые необходимо утилизировать, нужно открывать в Департаменте строительства разрешение на перемещение отходов.

Все типы отходов, которые планируются к вывозу, перечислены в Технологическом регламенте обращения с отходами и предоставляются подрядной организации заказчиком (инвестором). Бывают ситуации, когда Заказчик не разрабатывал Техрегламент и согласовывал его с Департаментом строительства. В данном случае необходимо произвести обследование конструкций, определить объемы и тип отходов (бетон, кирпич, металл, стекло и т.д.), после чего на основании обследования разработать Технологический регламент и согласовать его в Департаменте строительства.

В Техрегламенте также указаны типы мусора, способы утилизации или переработки, список полигонов, на которые может быть осуществлен вывоз тех или иных видов мусора.

Открытие разрешения на перемещение отходов строительства и сноса осуществляет подрядная организация. Для этого необходимо получить от заказчика следующий список проектной документации:

  1. Технологический регламент обращения с отходами.
  2. Разрешение на строительство
  3. Сметная документация (нужна не в полном объеме, а только та часть, где указано перемещение мусора и обложка)

Для получения разрешения на перемещение грунтов необходимо подать пакет документов в «Службу одного окна» Департамента Строительства и продублировать их в электронном виде на диске в формате PDF.

Компания "Стройконсалтинг" предлагает вам консалтинговые услуги в области оформления разрешений на перемещение грунта и отходов строительства и сноса в Департаменте Строительства г. Москвы.

Медицинские отходы, согласно ФЗ №323 «Основы охраны здоровья граждан РФ» - это отходы, которые появляются в результате взаимодействия медицинских расходных материалов с биологическими жидкостями человека.

{ADV38}

Еще к ним относят патологоанатомические, операционные отходы, отходы появившиеся в результате разработки и производства вакцин и прививок, а также пищевые отходы инфекционных отделений.

Отходы класса «Б» представляют эпидемиологическую опасность.

Места образования медицинских отходов

К местам образования медицинских отходов класса Б можно отнести:

  • Патологоанатомические отделения
  • Операционные
  • Перевязочные и процедурные пункты
  • Отделения кожвенерологии и инфекции
  • Лабораторные организации (3-4 группа патогенности бактерий)

Сбор, перемещение и временное хранение отходов класса «Б»

СанПиН п.3.6. 2.1.7.2790-10 регламентирует способы перемещения и хранения медицинских отходов в организациях, которые являются местами образования таких отходов.

Важно, чтобы весь персонал, каким либо образом контактирующий с отходами класса «Б», был привит от гепатита В.

Руководитель предприятия в обязательном порядке должен составить и утвердить инструкцию, в который прописаны указания по обращению с отходами на всех этапах соприкосновения с ними. В данной инструкции также необходимо указать ответственных за сбор хранение и транспортировку опасных отходов.

Собираются отходы в специально промаркированные желтые пакеты, на которых указывается наименование организации, ее отделение и которые подписываются ответственным за утилизацию сотрудником. Острые отходы, такие как медицинские инструменты, шприцы и т.п. собираются в одноразовые непрокалываемые емкости. Они также маркируются. Органические отходы необходимо помещать в герметичную упаковку с крышкой.

При сборе отходов класса Б важно учесть следующее:

  • На отходы запрещено производить физическое воздействие перед обезвреживанием
  • Запрещено закрывать использованные шприцы колпачками
  • Недопустимо перемещение отходов пересыпать их из одного контейнера в другой
  • Утрамбовка отходов также запрещена
  • Перед любым взаимодействием с отходами необходимо использовать средства защиты (специальные костюмы, респираторы, перчатки)
  • Недопустимо хранить отходы в непосредственной близости от отопительных приспособлений

В течение одной рабочей смены, необходимо собрать все отходы и оправить для дальнейшего прохождения процедуры утилизации. Контейнеры одноразового использования позволяется заполнять в течение 3-х суток, в отличие от пакетов. Пакеты необходимо менять каждую смену, учитывая, что максимальный уровень заполнения не должен превышать три четверти их объема.

После того, как емкости и пакеты заполнены, ответственный по сбору отходов плотно закрывает крышки контейнеров и завязывает пакеты с помощью специальных стяжек.

На подготовленных емкостях и пакетах проставляется маркировка с указанием даты, названия организации и инициалами ответственного конкретной смены. Также необходимо указать, что это отходы класса «Б».

Перемещать отходы на место хранения или дальнейшего обращения с ними производится путем помещения их в специальные контейнеры. Далее их перевозят либо на место дальнейшего обращения или на места временного хранения пред вывозом специализированным автотранспортом.

Важно учесть материал, термо и теплоустойчивость контейнеров для перемещения. Они должны быть устойчивыми и не открываться самопроизвольно.

В помещениях временного хранения не должны находиться посторонние люди. Доступ должен быть ограничен лицами ответственными за утилизацию.

Удаленные структурные медицинские организации имеют основание временно хранить на своей территории отходы класса «Б». Размещать их можно на территории подсобных помещений, но в дальнейшем их необходимо отправлять в мед. организацию с целью обеззараживания.

При необходимости хранения более суток, подготовленные отходы класса «Б» необходимо помещать в холодильники, которые не могут использоваться не для каких других целей.

Способы утилизации

Отходы органического характера (из операционных и патологоанатомических отделений), относящиеся к классу «Б», кремируют или подвергают захоронению. Для этого существуют специальные участки-кладбища. Предварительного обеззараживания эта категория отходов не требует.

Что же касается остальных медицинских отходов? Их в обязательном порядке подвергают процедуре обеззараживания и только после этого сжигают.

На территории некоторых медицинских учреждений установлено специально оборудования, предназначенное для обезвреживания отходов Учреждения поменьше пользуются услугами сторонних компаний, специализирующихся на обезвреживании отходов.

Исходя из вышесказанного, можно выделить два способа обезвреживания отходов класса «Б». Это децентрализованный и централизованный способы.

Децентрализованным способом называют - обеззараживание на территории медицинских учреждений. Соответственно централизованный способ подразумевает обеззараживание на участке, который находится за пределами территории мед. учреждения и подразумевает транспортировку отходов к месту утилизации.

Транспортировка отходов к месту обеззараживания

Транспортировку отходов к местам обеззараживания производят специализированные организации. Автомобили, с помощью которых производят транспортировку отходов класса «Б», спользуются исключительно для этой цели. Перевозить в них отходы других классов или любой другой груз - запрещается.

Примечательно, что отходы класса «Б» прошедшие процедуру обеззараживания (обязательна маркировка о прохождении процедуры обеззараживания), могут транспортироваться к месту захоронения вместе с отходами класса «А».

Контейнеры для перевозки отходов - многоразовые. Их моют и подвергают дезинфекции для дальнейшей эксплуатации.

Учет отходов в журнале

СапПиН обязывает вести журналы на все виды отходов подлежащих утилизации. Для каждого класса опасности предусмотрена своя форма этого журнала.

Документы, необходимые для ведения такого журнала:

  • Технологический журнал учета организации, в котором указываются все заполненные контейнеры с отходами, их количество.
  • Технологический журнал учета количества отходов, которые вывозятся из организации для дальнейшего обращения и утилизации. В нем же указываются данные договоров с организациями, осуществляющими перевозку этих отходов.
  • Справка, указывающая на прохождения процедуры обеззараживания. Также данные организации проводящей эту процедуру и договор с ней.
  • Технологический журнал конкретного отделения организации, в котором ведется отчет об обращении с отходами.

Обеззараживание отходов класса «Б»

Для обезвреживания отходов используют химический или аппаратный способы. В первом случае на отходы оказывается воздействие мощными дезинфицирующими средствами, во втором отходы обрабатывают высокотемпературным паром, а также они подвергаются радиационному облучению и электромагнитному излучению.

После обеззараживания отходов, проводятся тесты для того, чтобы убедиться в их безопасности.

Также, твердое утильсырье, оставшееся после процедуры обеззараживания, разрешается помещать на полигоны к ТБО.

Вторичное сырье, даже уже обеззараженных отходов, производить невозможно.