37 право международной безопасности понятие виды цели. Источники права международной безопасности. Коллективная безопасность как институт права международной безопасности

Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль современного международного права, право международной безопасности регламентирует определенный круг международно-правовых отношений, среди которых выделяются:

  • а) отношения, связанные с предотвращением войны и эскалации международной напряженности;
  • б) отношения, связанные с созданием систем международной безопасности;
  • в) отношения по разоружению и ограничению вооружений.

Принципами указанной отрасли международного права являются все основные принципы международного права, но отрасли права международной безопасности присущи и свои специфические принципы:

Принцип равенства и одинаковой безопасности, который сводится к необходимости признать, что международная безопасность гарантируется системой равенства национальных мер безопасности. Любое государство будет считать себя уверенным в политических отношениях, если оно знает, что национальные меры безопасности достаточны для защиты интересов государства. Принцип ненанесения ущерба безопасности государства, который сводится к тому, что умышленное действие против безопасности государства само по себе может угрожать международному миру и безопасности.

Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

  • · коллективная безопасность (всеобщая и региональная);
  • · разоружение;
  • · мирные средства разрешения споров;
  • · меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;
  • · меры по предотвращению ядерной войны;
  • · неприсоединение и нейтралитет;
  • · меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
  • · самооборона;
  • · действия международных организаций;
  • · нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
  • · создание зон мира в различных регионах земного шара;
  • · меры по укреплению доверия между государствами.

В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопасности самое главное место отводится первым трем.

Система международной безопасности - совокупность средств, обеспечивающих поддержание международной безопасности, в ней различают два момента:

  • · первый: коллективные меры - широкое международное сотрудничество;
  • · второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование международных споров.

Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН - «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».

Интересы международной безопасности требуют исключить даже возможность возникновения вооруженного конфликта. На сегодняшний день при разрешении вооруженного конфликта крайне важно использовать исключительно политические средства, к????ые допускаются международным правом. Роль международного права в данном случае состоит не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения очагов напряженности - как новых, так и уже урегулированных. Доминирующая роль в данных ситуациях принадлежит праву международной безопасности.

Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Стоит заметить, что она содержит в себе экономические, политические, военные, гуманитарные, экологические, информационные и другие аспекты, к????ые тесно связаны между собой. Всегда существовала военно-политическая безопасность государств, к????ая в последнее время дополнилась экономической, продовольственной, экологической, информационной другой безопасностью. В последнее время перед всем цивилизованным сообществом выявились проблемы (экологические, сырьевые, демографические, продовольственные и др.), к????ые потребовали к себе огромного внимания и требуют для???его разрешения объединенных усилий всех государств планеты. Все??? с большой уверенностью позволяет говорить о возникновении и становлении всеобъемлющей системы международной безопасности.

Международная безопасность по???ей сути неделима. То есть нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого государства. Военные доктрины всех государств мира должны быть строго оборонительными. Помимо???го, международная безопасность не может строиться на базе существования и односторонних действий НАТО в обход Совета Безопасности ООН, без учета мнений ОБСЕ и таких держав, как Россия, Китай и Индия.

Нормы права международной безопасности находятся во многих международных договорах, в первую очередь - в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасности, договорах по разоружению, ограничению вооруженных сил, соглашениях о мерах доверия и т. п. Ядро отрасли «Право международной безопасности» составляют основные принципы международного права, например неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств и др. При этом в то же время в праве международной безопасности имеются и???и отраслевые принципы: принцип равной и одинаковой безопасности для всех сторон, принцип учета балансов интересов, принцип достаточности и др.

Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака:

  • 1. принятие государствами - участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:
    • · не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
    • · разрешать все споры мирным путем;
    • · активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.
  • 2. наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ).

Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Право международной безопасности – система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права, в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях; ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют: принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких как: принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба, безопасности государств. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности (схема 24).

Как относительно новая отрасль современного международного права право международной безопасности обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя таким образом вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Источники права международной безопасности – универсальные договоры (Устав ООН, соглашения в области разоружения), региональные договоры (уставы региональных организаций безопасности, соглашения в области разоружения и т.д.) и двусторонние соглашения (о мире и дружбе, о разоружении и т.д.). Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII).

Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер – главные цели Организации Объединенных Наций (ст. 1). Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, “О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия” (1972 г.) или “Определение агрессии” (1974 г.).

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы:

I. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся: Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.) и др.

Схема 24. Право международной безопасности

II. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это – Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).

III. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Таковы – Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.).

IV. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это – Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.) и др.

Среди источников права международной безопасности особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), вплоть до Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, принятого на Будапештской встрече на высшем уровне государств-участников СБСЕ 5-6 декабря 1994 г. и Хартии европейской безопасности, своего рода “Конституции” для ОБСЕ, принятой в 1999 г. в г. Стамбуле.

Введение

Принципы права международной безопасности

  1. Роль международного права в предотвращении войны

Коллективная безопасность

Разоружение и ограничение вооружения

  1. Меры по укреплению доверия, сужению материальной базы и пространственной сферы военных конфликтов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопрос о войне и мире - коренной вопрос современных международных отношений. Проблема обеспечения международной безопасности в широком ее понимании есть проблема обеспечения мира и предотвращения войны. Современное международное право, являясь правом мира, призвано служить этой цели. Стремление государств обеспечить стабильный мир на земле зависит в первую очередь от внешней политики и от безусловного выполнения принципов и норм современного международного права. Объективная необходимость сотрудничества государств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс формирования и функционирования новой отрасли общего международного права - права международной безопасности. Следует иметь ввиду изменения в объекте правового регулирования, происшедшие в последние годы. Сегодня наряду с сохраняющейся опасностью конфликтов между государствами все более серьезной становится угроза безопасности, исходящая от внутригосударственных конфликтов, порождаемых межнациональными, межэтническими, межрелигиозными противоречиями и столкновениями.

В наше время тема безопасности очень актуальна и понятно, почему. В современную эпоху постоянных военных конфликтов просто необходим механизм их урегулирования, а особенно предотвращения. Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали отмечал, что без мира не может быть развития и в обществе станет назревать конфликт. А без демократии невозможно достигнуть сколько-нибудь существенного развития; при отсутствии развития мир не может сохраняться в течение длительного периода времени. В работе Магистранта речь пойдет о праве международной безопасности. Я дам его понятие, расскажу об источниках, роли права международной безопасности, покажу, каким образом оно развивалось и как сейчас поддерживается международная безопасность.

I. Понятие права международной безопасности, источники

Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно- политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Уже вполне четко определились главные, основополагающие реальности в области международной безопасности и межгосударственных отношений, к числу которых, в частности, относятся следующие:

  1. Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений.
  2. Ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей. Поэтому существуют договоры о запрещении ядерного оружия и оружия массового уничтожения.
  3. Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Т.е., затрагивает многие вопросы и сферы общественной жизни.
  4. Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого. Нельзя допускать гонку вооружений.
  5. Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН в борьбе за безопасность

Перечисленные выше реальности современного мира и другие факторы свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем характере международной безопасности,а с другой - о неразрывной связи безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества в целом, а также связи между безопасностью и развитием. Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы. в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких, как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип не нанесения ущерба, безопасности государств. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности. (Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994, М.,1994, стр.15)

Как новая отрасль современного международного права право международной безопасности обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер - главные из целей Организации Объединенных Наций (ст. 1).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, "О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия" (1972 г.) или "Определение агрессии" (1974 г.). (Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994, М.,1994, стр.28).

Как и любая отрасль международного права опирается на общие принципы международного права, особенно на принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принцип территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких, как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип не нанесения ущерба и др.

У права международной безопасности есть одна особенность - это то, что его принципы при регулировании международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права и образуют таким образом вторичную структуру, обслуживающую по существу, всю систему современного международного права. Эта возможность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл.I, гл. VI, гл. VII). Поддерживать международный мира и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры … - главные из целей Организации Объединенных Наций (ст.1)

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия (1972 г.) или Определение агрессии (1974 г.) Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры. Их можно разделить на 4 группы:

I. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.) и др.. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это - Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Таковы - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.). IV. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это - Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.), Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.

Среди источников права международной безопасности особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), вплоть до Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, принятого на Будапештской встрече на высшем уровне государств - участников СБСЕ 5-6 декабря 1994 г. (Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994, М.,1994, стр.54-59)

Принципы право международной безопасности

международный безопасность право военный

Международная безопасность - это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права.

В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.

Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности.

Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.

Право международной безопасности - отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности. Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.

Источниками права международной безопасности являются международный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.

Помимо общепризнанных принципов международного права право международной безопасности имеет и свои отраслевые принципы.

Специалисты в области международного права к отраслевым принципам права международной безопасности относят следующие.

Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля - небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимосвязаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Организации Объединенных Наций.

Принцип не нанесения ущерба безопасности других государствпредполагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение национальной безопасности государства - один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое государство при выработке и осуществлении своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и международного сообщества в целом.

В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип - ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода паритете безопасности.

Однако реальная практика показывает, что данный принцип применим только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Совета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применялся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководствуются принципом равной и одинаковой безопасности.

Данный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и политические системы - социалистическая и капиталистическая. Их олицетворением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к началу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государства. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла позволить другой стороне вырваться вперед в военном отношении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров между ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки.

После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользоваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование принципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической стабильности международного соглашения, как Договор по противоракетной обороне 1972 г.

2. Роль международного права в предотвращении войны

В наше время международное право решает проблемы угрозы миру и разрабатывает для этого арсенал конкретных средств. Это совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно.

К этим средствам можно отнести мирные средства разрешения споров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др. Все эти средства являются международно-правовыми, т.к. они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.

В числе таких договоров - подписанное 22 июня 1973г. Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны.

Цели политики обеих стран по этому Соглашению - устранение опасности ядерной войны и применения ядерного оружия…, предотвращение возникновения ситуаций, способное вызвать опасное обострение их отношений, избежание военных конфронтации….

Говоря о средствах обеспечения международной безопасности, нужно сказать, что все-таки наиболее важно создание системы коллективной безопасности на универсальной и региональной основах, и меры по достижению всеобщего разоружения. Именно эти средства в большей мере обеспечивают равную и всеобщую безопасность.

Коллективная безопасность

Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств всего мира или определенного географического региона, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.

Во всеобщей заинтересованности всех государств в коллективных действиях в целях обеспечения безопасности нет ничего странного. Ведь любой конфликт внутри страны может перекинуться на территорию другого государства, локальный конфликт - перерасти в мировую войну. Поэтому существуют определенные системы поддержания коллективной безопасности. В настоящее время их выделено две.

Универсальная система коллективной безопасности - была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных Наций от 1января 1942г. Т.Е. Государства, совершенно различные в своих взглядах объединились на основе общей проблемы.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме ООН. Ее основная задача - избавить грядущие поколения от бедствий и войны. Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения (п.4 ст.2), меры мирного разрешения международных споров (гл. VI), меры разоружения (ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII) . временные меры по пресечению нарушений мира (ст.40), принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст.41), и с их использованием (ст.42). Функция поддержания международного мира и безопасности возложена на Генеральную Ассамблею И Совет Безопасности ООН, их компетенция четко разграничена.

ООН также проводит операции по поддержанию мира. Их задача:

  1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения
  2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня
  3. Содействие поддержанию законности и правопорядка
  4. Предоставление гуманитарной помощи
  5. Наблюдение за ситуацией

Во всех случаях операции должны строго выдерживать принципы:

  1. Принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции
  2. Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон
  3. Финансирование международным сообществом
  4. Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ
  5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны)

Региональные системы коллективной безопасности - представлены организациями на отдельных континентах и в регионах. ООН разрешает деятельность таких организаций при условии, что …их деятельность совместима с целями и принципами ООН. Чтобы от такой деятельности был толк, нужно участие всех государств региона, независимо от их строя. Цели региональной системы - те же, существуют лишь некоторые ограничения - деятельность организации должна затрагивать интересы только региональных государств, и решать вопросы на территории своего региона.

К компетенции их можно отнести урегулирование споров между собой. (п.2 ст.52 Устава ООН). Можно назвать некоторые документы из этой области: 1949г.- Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор - 1955г.; СБСЕ - Заключительный акт (1975г.)

Если говорить о некоторых континентах в отдельности, то нужно отметить региональные организации:

  • на Европейском континенте - НАТО с 1949г., ОБСЕ - с 1955г.. С 1955 по 1991гг. - Организация Варшавского Договора
  • на Евроазиатском континенте - СНГ - с 1992г. (Устав СНГ 1993г., Договор о коллективной безопасности 1992г. и др.)

Я считаю нужным отдельно остановиться на Коллективной безопасности в рамках СНГ.

Государства - участники, в соответствии с взятыми обязательствами, должны поддерживать международные мир и безопасность. В случае угрозы миру проводятся совместные консультации с целью ее устранения.

Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН и Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992г. Этот договор носит сугубо оборонительный характер, открыт для государств, в нем заинтересованных и его поддерживающих.

Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Соглашением от 20 марта 1992г. незамедлительно информировать СБСЕ и ОБСЕ о решении проводить миротворческую деятельность.

Разоружение и ограничение вооружений

Процесс контроля над вооружениями и разоружением - эффективный инструмент обеспечения безопасности и стабильности. В условиях, когда процесс контроля над вооружениями приобрел глобальный характер, в числе приоритетных оказалась задача эффективного предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Однако, это длительный и постепенный процесс.

Я бы хотела рассмотреть действующие международные договоры и соглашения относительно разоружения. Договоры о запрещении ядерных испытаний. 5 августа 1963г. представителями СССР, США и Великобритании подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Этот договор имел универсальный характер. Другой договор был подписан в июне 1996г. - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В ст.1 определены основные обязательства . Я кратко их перечислю:

  1. Запрещение любых взрывов
  2. Неучастие во взрывах

Для достижения цели и объекта Договора учреждается Организация по Договору (ст. II). Члены - все участники. Местонахождения - г. Вена

Органы Организации: Конференция государств-участников, Исполнительный совет, Технический секретариат

Генеральный директор назначается Конференцией по рекомендации Исполнительного совета сроком на 4 года.

Весь персонал Организации пользуется привилегиями и иммунитетами

Договором предусмотрен международный контроль и инспекции на местах, а также меры укрепления доверия.

Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств. (Запрещение оружия на определенных территориях). Сюда можно отнести: Договор об Антарктике 1956г., Договор о космосе 1967г., и др. Договоры об ограничении стратегических вооружений. Здесь наиболее важны советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972г. и дополнительный протокол к нему от 3 июля 1974г., ОСВ-1, ОСВ-2, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993г. и др.

Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия. Женевский протокол 1925г. - это запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или др. подобных газов и бактериологических средств. 10 апреля 1972г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении. Конвенция имеет универсальный характер и является бессрочной.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении - открыта для подписания в январе 1993г. Каждый участник обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было. Все государства обязаны уничтожить уже имеющееся у них оружие. РФ в числе первых подписала эту Конвенцию, а ФЗ от 5 ноября 1997г. ратифицировала ее.

3. Меры по укреплению доверия, сужению материальной базы и пространственной сферы военных конфликтов

Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.

Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок 1988г. и др.)

Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на региональном уровне.

В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.

Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых, военных).

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным соглашением.

Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области: проведения независимого политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое содействие международному миру.

Заключение

Это было ясно всегда и поэтому системы и средства поддержания безопасности стали разрабатываться давно. И все время они менялись. Но реалии современной жизни не привели к отказу от тех норм, процедур и институтов, которые лежали в основе международных отношений. Многое меняется. Поэтому системы безопасности надо приспосабливать под складывающуюся ситуацию.

Магистрант считает, что только сотрудничество всех государств и неукоснительное соблюдение Закона может обеспечить безопасность вообще и международную, в частности.

Список литературы

1.<#"justify">1.

.Международное право под ред. Тункина Г.И. М.,1982

.

.Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994, М.,1994,

.Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999,

.Международное публичное право под. ред. Бекяшева К.А. М., 1999,

.Международное право в документах, М., 1982,

.Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И., М.,1999

.Международное право под ред. Тункина Г.И., М.,1982

.Международное право под ред.Игнатенко Г.В. , М.,1995,

.Международное право под ред.Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999,

.Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А., М., 1999,

.Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994г. М.,1994г.,

.Международное право под ред. Игнатенко Г.В. М.,1995

.Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А. М., 1999

Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы, борьбы с международным терроризмом, ограничения и сокращения вооружений, установления доверия и международного контроля.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба, безопасности государств. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности.

Как относительно новая отрасль современного международного права право международной безопасности обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (главы I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер - главные из целей ООН (ст. 1 Устава).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории политико-правовых источников права международной безопасности, например «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» 1972 г., «Определение агрессии» 1974 г. или «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности» 1986 г. и «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН» 1988 г. и др.

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры касаются нераспространения ядерного, химического, бактериологического и иного оружия массового уничтожения; создания безъядерных зон (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г. и др.); договоры, запрещающие испытания ядерного оружия в отдельных регионах Земли или враждебное использование средств воздействия на окружающую среду; договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны (Соглашение об уведомлениях запусков межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г. и др.); договоры, направленные на предотвращение и пресечение международного терроризма.

Какого-либо единого документа, координирующего данную отрасль права, нет. Нет и необходимости его принятия, ибо современное международное право целиком направлено на предотвращение войны.

В XXI в. под национальной безопасностью уже недостаточно понимать лишь физическую и морально-политическую способность государства защитить себя от внешних источников угрозы своего существования, поскольку обеспечение национальной безопасности оказалось в диалектической взаимозависимости с международной безопасностью, с поддержанием и упрочением всеобщего мира.

Роль МП в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

· обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое со­общество уже располагает, максимальное использо­вание заложенного в действующих нормах потенциа­ла, укрепление существующего межд. правопорядка;

· выработка новых межд.-правовых обязательств, но­вых норм.

Выполнение первой задачи связано с процессом право­применения, второй - с процессом межд. нормотворчества.

Право международной безопасности (МБ) - сово­купность правовых способов, соответствующих ос­новным принципам МП, направленных на обеспече­ние мира, и применяемых государствами коллектив­ных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожаю­щих миру и безопасности народов.

Юридическая основа :

· принцип неприменения силы

· принцип мирного разреше­ния споров

· принцип разоружения.

Специальные прин­ципы права МБ:

· принципы равенства и одинаковой безопасности

· нена­несения ущерба безопасности государств и т. д.

Арсенал средств обеспечения МБ:

· коллективная безопасность (всеобщая и региональная); *

· разоружение;

· мирные средства разрешения споров;

· меры по ослаблению межд. напряженности и прекра­щению гонки вооружений;

· меры по предотвращению ядерной войны;

· неприсоединение и нейтралитет;

· меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

· самооборона;

· действия межд. организаций;

· нейтрализация и демилитаризация отдельных тер­риторий, ликвидация иностранных военных баз;

· создание зон мира в различных регионах земного шара;

· меры по укреплению доверия между государствами.

Система МБ - совокупность средств, обеспечиваю­щих поддержание МБ, в ней различают два момента:

· коллективные меры - широкое межд. сотруд­ничество;

· превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирова­ние межд. споров.

Коллективная безопасность означает систему со­вместных мероприятий государств всего мира или опре­деленного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подав­ления актов агрессии. В основе коллективной безопасно­сти лежит Устав ООН. .

Система коллективной безопасности имеет два ос­новных признака:

1. принятие государствами - участни­ками системы по крайней мере трех обязательств, обра­щенных как бы «внутрь» системы:

· не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;

· разрешать все споры мирным путем;

· активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.

2. наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллек­тивной безопасности (например, ООН), или иное выраже­ние единства: учреждение консультативных или коорди­национных органов (например, Движение неприсоедине­ния), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ).


Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Различают два вида системы.коллективной безопас­ности: всеобщую (универсальную) и региональную.

В настоящее время универсальная коллективная безо­пасность основывается на функционировании ООН. В ме­ханизме обеспечения универсальной безопасности на

первый план выдвигаются не принудительные, а мир­ные меры.

Помимо всеобщей системы межд. безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания регио­нальных систем поддержания межд. мира. Региональные системы безопасно­сти составляют часть всемирной системы безопасности.

· Организация американских государств

· Организация Североатлантического договора (НАТО)

· рамках СНГ учрежден Совет кол­лективной безопасности.

· Шанхайская организация сотрудничества

40.Мирные средства разрешения споров: понятие, классификация

Понятие «международный спор » обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.

Конфликтные отношения:

· спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора.

· ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий.

Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости.

Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН урегулирование споров на основе международного права означает применение:

1. Международных конвенций.

2. Международных обычаев

3. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

4. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций (вспомогательное средство)

Мирные способы разрешения споров (ст. 33 Устава ООН):

1. переговоры

Конкретные цели, состав участников, уровень представительства, организационные формы и пр. согласовываются самими спорящими сторонами. Переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон, без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз.

2. Консультации сторон

Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.

3. Обследование

Средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

4. Посредничество

Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.

5. Примирение

Примирение (согласительная процедура) включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций сторон, которые образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, вырабатывающую такие рекомендации.

6. Добрые услуги

средство разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей в споре стороной. Эти действия могут быть направлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны.

7. Арбитраж

Для передачи спора на его рассмотрение необходимо согласие сторон. Его решение обязательно для сторон.

8. Судебное разбирательство

Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

9. Обращение к региональным органам или соглашениям

Устав не связывает действия региональных органов по урегулированию международных споров с их компетенцией, зафиксированной в статутах этих органов. Он лишь обусловливает их соответствием Уставу ООН.

10. иные мирные средства по своему выбору

Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами.

Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными».