Что мы знаем о них. Скифы. Кто такие Скифы? Жилище скифов

"Скифский мир" сложился в 1-м тысячелетии нашей эры. Он возник в степях Евразии. Это культурно-историческая и хозяйственная общность, которая стала одним из самых выдающихся явлений древнего мира.

Кто такие скифы?

Слово "скифы" имеет древнегреческое происхождение. Его принято употреблять для обозначения всех североиранских кочевников. О том, кто такие скифы, можно говорить в узком и широком смысле слова. В узком так называют лишь жителей равнин Причерноморья и Северного Кавказа, отделяя их от близкородственных племен - азиатских саков, дахов, исседонов и массагетов, европейских киммерийцев и савроматов-сарматов. Полный список всех скифских племен, известных авторам древности, состоит из нескольких десятков названий. Мы не будем перечислять все эти народы. Кстати, некоторые исследователи полагают, что скифы и славяне имеют общие корни. Однако это мнение не доказано, поэтому его нельзя считать достоверным.

Расскажем и о том, где жили скифы. Они занимали огромную территорию от Алтая до Дуная. Скифские племена со временем присоединили к себе местное население. У каждого из них появились свои особенности духовной и материальной культуры. Однако все части огромного скифского мира объединяла общность происхождения и языка, обычаев и хозяйственных занятий. Интересно, что персы считали все эти племена одним народом. Скифы имеют общее персидское название - "саки". Его употребляют в узком смысле для обозначения населяющих Среднюю Азию племен. К сожалению, мы можем судить лишь на основании косвенных источников о том, какими были скифы. Фото их, конечно, не существует. Более того, исторических сведений о них не так много.

Внешний вид скифов

Изображение на вазе, обнаруженной в кургане Куль-Оба, дало исследователям первое реальное представление о том, как жили скифы, как они одевались, каким было их вооружение и внешний облик. Эти племена носили длинные волосы, усы и бороду. Они одевались в льняную или кожаную одежду: длинные штаны-шаровары и кафтан с поясом. На ногах у них были кожаные сапоги, перехваченные ремешками на щиколотках. Голову скифов покрывали войлочные остроконечные шапки. Что касается оружия, у них были лук и стрелы, короткий меч, четырехугольный щит и копья.

Кроме того, изображения этих племен встречаются и на других предметах, обнаруженных в Куль-Обе. Например, на золотой бляшке представлены два скифа, которые пьют из ритона. Это обряд побратимства, известный нам по свидетельствам древних авторов.

Железный век и скифская культура

Образование скифской культуры проходило в эпоху распространения железа. Оружие и орудия труда из этого металла пришли на смену бронзовым. После того как был открыт способ изготовления стали, железный век окончательно победил. Инструменты, сделанные из стали, совершили настоящую революцию в военном деле, ремесле и земледелии.

Скифы, территория распространения и влияние которых были внушительны, жили в раннем железном веке. Эти племена владели передовыми технологиями, которые использовались в то время. Они могли добывать железо из руды, затем превращать его в сталь. Скифы использовали разные приемы наваривания, цементации, закаливания, ковки. Именно через эти северной Евразии познакомились с железом. Навыки металлургии они позаимствовали у скифских ремесленников.

Железо в Нартовских сказаниях обладает волшебной силой. Курдалагон - небесный кузнец, который покровительствует героям и богатырям. Идеал мужчины и воина воплощает Нарт Батраз. Он рождается железным, а затем проходит закалку у небесного кузнеца. Нарты, побеждая неприятелей и захватывая их города, никогда не трогают кварталы кузнецов. Так осетинский эпос древности в виде художественных образов передает атмосферу, характерную для раннего железного века.

Почему появились кочевники?

На бескрайних просторах, от находящегося на западе Северного Причерноморья до расположенных на востоке Монголии и Алтая, более 3 тыс. лет назад стала складываться весьма оригинальная разновидность кочевого хозяйства. Она охватила существенную часть Центральной Азии и Южной Сибири. Этот тип хозяйства сменил оседлый скотоводческо-земледельческий быт. Целый ряд причин вызвал столь важные перемены. Среди них - изменение климата, в результате которого высохла степь. Кроме того, племена освоили езду на лошади. Состав стад изменился. Теперь в них начали преобладать лошади и овцы, которые могли добывать себе зимой.

Эпоха ранних кочевников, как ее называют, совпала с важной вехой истории, когда человечество осуществило большой исторический шаг - железо стало основным материалом, применяющимся для изготовления как орудий труда, так и оружия.

Жизнь номанов

Рациональная и аскетичная жизнь номанов проходила по суровым законам, которые требовали от племен владения верховой ездой и отличных воинских навыков. Необходимо было быть готовым в любой момент защитить свое имущество или захватить чужое. Основным мерилом благосостояния для номанов был скот. Предки скифов получали от него все самое необходимое: кров, одежду и пищу.

Практически все номаны степей Евразии (за исключением восточных окраин), по мнению многих исследователей, были ираноязычными в ранний период своего развития. Более тысячелетия длилось господство в степи ираноязычных кочевников: с 8-7 в. до н. э. по первые века н. э. Скифская эпоха стала временем расцвета этих иранских племен.

Источники, по которым можно судить о скифских племенах

В настоящее время лишь фрагментарно известна политическая история многих из них, а также их сородичей (тохаров, массагетов, даев, саков, исседонов, савроматов и др.). Античные авторы описывают в основном деяния крупных вождей и военные походы скифов. Другие особенности этих племен их не интересуют. О том, кто такие скифы, писал Геродот. Только у этого автора, которого Цицерон назвал можно найти довольно подробную характеристику традиций, религии и быта этих племен. Долгое время о культуре североиранских кочевников имелись весьма скудные сведения. Только со 2-й половины 19-го века, после раскопок курганов, принадлежавших скифам (на Северном Кавказе и Украине), и анализа сибирских находок сложилась целая научная дисциплина, именуемая скифологией. Ее основателями считаются крупные российские археологи и ученые: В. В. Григорьев, И. Е. Забелин, Б. Н. Граков, М. И. Ростовцев. Благодаря их исследованиям мы получили новые сведения о том, кто такие скифы.

Свидетельства генетической общности

Несмотря на то что различия в культуре скифских племен были довольно велики, ученые выделили 3 элемента, которые говорят об их генетической общности. Первый из них - конское убранство. Второй элемент триады - определенные виды оружия, которые использовали эти племена (кинжалы-акинаки и небольшие луки). Третий - то, что в искусстве всех этих кочевников преобладал звериный стиль скифов.

Сарматы (сармоваты), опустошившие Скифию

Эти народы в 3-м веке н. э. вытесняет следующая волна кочевников. Новые племена опустошили существенную часть Скифии. Они истребили побежденных, а большую часть страны превратили в пустыню. Об этом свидетельствует Скифы и сарматы - племена, которые пришли с востока. Довольно обширна номенклатура сармоватов. Известно также о том, что существовало несколько союзов: роксоланы, языги, аорсы, сираки… Культура этих кочевников имеет множество сходств со скифской. Это можно объяснить религиозным и языковым родством, то есть общими корнями. Сарматский звериный стиль развивает скифские традиции. Его идеологическая символика сохраняется. Однако скифы и сарматы характеризуются наличием своих особенностей в искусстве. У сарматов оно является не просто заимствованием, а новым культурным феноменом. Это искусство, которое было порождено новой эпохой.

Развитие аланов

Возвышение аланов, новой североиранской народности, происходит в 1-м веке н. э. Они распространяются от Дуная до Приаралья. Аланы участвовали в проходивших на Среднем Дунае Маркоманских войнах. Они совершали набеги на Армению, Каппадокию и Мадию. Эти племена держали под контролем Шелковый путь. Вторжение гуннов, произошедшее в 375 году н. э., положило конец их господству в степи. Значительная часть аланов отошла в Европу вместе с готами и гуннами. Эти племена оставили свой след во множестве топонимов, которые встречаются на территории Португалии, Испании, Италии, Швейцарии и Франции. Считается, что аланы с их культом воинской доблести и меча, с их военной организацией и особым отношением к женщине находятся у истоков европейского рыцарства.

Эти племена в течение всего средневековья были заметным явлением в истории. Наследие степи зримо ощущается в их искусстве. Осев в горах Северного Кавказа, часть аланов сохранила язык. Они стали этнической основой в образовании современных осетин.

Разделение скифов и савроматов

Скифы в узком значении, то есть европейские скифы, и савроматы (сарматы), как считают ученые, разделились не раньше 7-го века до н. э. Их общие предки до этого времени населяли степи Предкавказья. Только после походов в страны, находящиеся за Кавказом, савроматы и скифы разошлись. Отныне они стали жить на разных территориях. Киммерийцы и скифы начали враждовать. Противостояние между этими народами закончилось тем, что скифы, сохранив себе основную часть северокавказской равнины, захватили Северное Причерноморье. Киммерийцев, обитавших там, они частично вытеснили, а частично подчинили себе.

Савроматы же теперь населяли степи Приуралья, Поволжья и Прикаспия. Река Танаис (современное название - Дон) являлась границей между их владениями и Скифией. В древности была популярна легенда о происхождении савроматов от браков скифов с амазонками. Этой легендой объясняли то, почему савроматские женщины занимали высокое положение в обществе. Они ездили верхом наравне с мужчинами и даже участвовали в войнах.

Исседоны

Исседоны также отличались равноправием полов. Эти племена жили восточнее савроматов. Они населяли территорию нынешнего Казахстана. Эти племена славились своей справедливостью. Их приписывали к народам, не знающим обиды и вражды.

Дахи, массагеты и саки

Дахи обитали у Каспийского моря, на восточном его побережье. А к востоку от них, в полупустынях и степях Средней Азии, находились земли массагетов и саков. Кир II, основатель Ахеменидской державы, в 530 году н. э. совершил поход на массагетов, населявших области у Аральского моря. Этими племенами правила Она не захотела стать женой Кира, и тот решил силой завладеть ее царством. Персидская армия в войне с массагетами была разгромлена, а сам Кир погиб.

Что касается саков Средней Азии, эти племена разделились на 2 объединения: саки-хаумаварга и саки-тиграхауда. Так их именовали персы. Тигра в переводе с древнеперсидского означает "острый", а хауда - "шлем" или "шапка". То есть саки-тиграхауда - саки в остроконечных шлемах (шапках), а саки-хаумаварга - почитающие хаому (священный напиток ариев). Дарий I, персидский царь, в 519 году до н. э. совершил поход на племена тиграхауда, завоевав их. Скунха, плененный вождь саков, изображен на рельефе, высеченном по приказу Дария на Бехистунской скале.

Культура скифов

Следует отметить, что скифские племена создали довольно высокую культуру для своего времени. Именно они определили путь дальнейшего исторического развития множества регионов. Эти племена участвовали в образовании многих народов.

В империи Чингисхана хранились скифские летописи, была представлена богатая литература со сказаниями и легендами. Есть основания надеяться, что большая часть этих сокровищ сохранилась до наших дней в подземных хранилищах. Культура скифов, к сожалению, остается малоизученной. В древнеиндийских сказаниях и ведах, в китайских и персидских источниках говорится о землях района Сибири-Урала, на которых жили необычные люди. У плато Путорано, как считали они, были расположены обители богов. Эти места привлекали внимание правителей Индии, Китая, Греции, Персии. Однако интерес обычно заканчивался экономической, военной или другой агрессией против великих племен.

Известно, что в Скифию в разные времена вторгались войска Персии (Дарий и Кир II), Индии (Арджуна и др.), Греции (Александр Македонский), Византии, Римской империи и т. д. Нам известно из исторических источников и о том, что интерес к этим племенам со стороны Греции проявляли: врач Гиппократ, географ Гекатий Милетский, трагики Софокл и Эсхал, поэты Пандор и Алкаман, мыслитель Аристотель, логограф Дамаст и др.

Две легенды о происхождении Скифии, рассказанные Геродотом

Геродот рассказал две легенды о происхождении Скифии. Согласно одной из них, Геракл, находясь здесь, встретил в Причерноморье (в пещере земли Гилея) необычную женщину. Ее нижняя часть была змеиной. Три сына родилось от их супружества - Агафирс, Скиф и Гелон. От одного из них и произошли скифы.

Кратко изложим и другую легенду. Согласно ей, первым на земле появился человек, которого звали Таргитай. Родителями его являлись Зевс и Борисфена (дочь реки). У них родилось трое сыновей: Арпоксай, Липоксай и Колаксай. Старший из них (Липоксай) стал родоначальником скифов-авхатов. Траспии и катиары произошли от Арпоксая. А от Колаксая, младшего сына, - царственные паралаты. Эти племена все вместе называются сколотами, а скифами их стали именовать греки.

Всю территорию Скифии Колаксай сначала разделил на 3 царства, которые достались его сыновьям. Одно из них, то, где хранилось золото, он сделал наибольшим. Область, находящаяся к северу от этих земель, покрыта снегами. Около I тысячелетия до н. э. возникли скифские царства. Это было время Прометея.

Связь скифов с Атлантидой

Конечно, нельзя считать историей народов Скифии легенды о родословной царей. Считается, что история этих племен имеет корни в Атлантиде, древней цивилизации. В эту империю входили, кроме острова в Атлантическом океане, где была расположена столица (Платон описал ее в диалогах "Критий" и "Тимей"), земли на северо-западе Африки, а также Гренландии, Америки, Скандинавии и северной части России. К ней же относились и все области, находившиеся вокруг Северного географического полюса. Расположенные здесь островные земли именовались Средиземьем. Их населяли далекие предки азиатских и европейских народов. На карте Г. Меркатора, относящейся к 1565 году, представлены эти острова.

Хозяйство скифов

Скифы - народ, военная мощь которого могла сложиться только на крепкой социально-экономической основе. И у них была такая база. В скифских землях более 2,5 тысячи лет назад был более теплый климат, чем в наше время. У племен было развито животноводство, земледелие, рыболовство, осуществлялось производство кожаных и сукновальных товаров, тканей, изделий из керамики, металлов и дерева. Изготавливалось военное снаряжение. По качеству и уровню продукция скифов не уступала греческой.

Племена обеспечивали себя всем, что было необходимо. Они занимались железа, меди, серебра и других полезных ископаемых. У скифов производство литья достигло очень высокого уровня. Как сообщает Геродот, составивший описание скифов, в 7-м веке до н. э., при царе Арианте, эти племена отлили огромный медный котел. Толщина его стенки составляла 6 пальцев, а емкость - 600 амфор. Он был отлит на Десне, к югу от Новгород-Северского. Во время нашествия Дария этот котел был спрятан к востоку от Десны. Здесь же велась добыча и медной руды. Скифские золотые реликвии спрятаны на территории Румынии. Это чаша и плуг с ярмом, а также обоюдоострая секира.

Торговля скифских племен

Торговля была развита на территории Скифии. Имелись водные и сухопутные торговые пути по европейским и сибирским рекам, Черному, Каспийскому и Северному морям. Кроме и колесных повозок, скифы строили речные и морские льнокрылые корабли на верфях Волги, Оби, Енисея, у устья Печоры. Чингисхан брал из этих мест мастеров для создания флота, предназначенного для завоевания Японии. Иногда скифы строили подземные ходы. Они прокладывали их под крупными реками, применяя технологию горнорудного производства. Кстати, в Египте и в других государствах также прокладывались тоннели под реками. В печати неоднократно сообщалось о подземных ходах, находившихся под Днепром.

Оживленные торговые пути из Индии, Персии, Китая пролегали через скифские земли. Товары доставлялись в северные районы и Европу по Волге, Оби, Енисею, Северным морям, Днепру. Эти пути действовали вплоть до 17-го века. В те времена на берегах были города с шумными базарами и храмами.

В заключение

Каждый народ проходит свой собственный исторический путь. Что касается скифов, их путь не был короток. Более тысячи лет отмерила им история. Долгое время скифы являлись главной политической силой на большой территории, находящейся между Дунаем и Доном. Изучением этих племен занималось множество выдающихся историков и археологов. Исследования не прекращаются и по сей день. К ним присоединяются специалисты, представляющие смежные области (к примеру, климатологи и палеогеографы). Можно ожидать, что сотрудничество этих ученых позволит получить новые сведения о том, какими были скифы. Фото и информация, которая была изложена в этой статье, надеемся, помогли вам составить общее представление о них.

Скифы – общее название северных кочевых народов (иранского (предположительно) происхождения) в Европе и Азии, в древние времена (VIII в. до н. э. - IV в. н. э.) Скифами также условно называли родственные им полукочевые племена, которые занимали степные пространства Евразии вплоть до Забайкалья и Северного Китая.

Много любопытных сведений сообщает Геродот о скифах, составлявших основную массу тогдашнего населения Северного Причерноморья. По данным Геродота, которые подтверждаются археологическими раскопками, скифы населяли южную часть Причерноморья - от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.

Происхождение

Происхождение скифов один из самых трудных и спорных вопросов в исторической этнографии. Одни историки считают что скифы были этнически цельным народом и при этом относят их или к арийцам, или же к монголам (урало-алтайцам), другие ученые, опираясь на указания Геродота о культурном различии между скифами западными и восточными (земледельцами и кочевниками), считают, что название “скифы” охватывало собой этнически разнородные племена, и относят оседлых скифов к иранцам или славянам, а кочевых к монголам или урало-алтайцам, или же предпочитают не высказываться о них определенно.


Большинство имеющихся данных, говорит в пользу принадлежности их к одной из ветвей индоевропейского племени, скорей всего к иранской, тем более, что ученым, признавшим иранство сарматов, слова Геродота о родстве сарматов со скифами позволяют распространять и на скифов добытые наукой для сарматов выводы.

Военное дело

Армия скифов состояла из свободных людей, получавших только питание и обмундирование, но могли принимать участие в разделе добычи, если демонстрировали голову убитого ими врага. Воины носили бронзовые шлемы в греческом стиле и кольчуги. Основное оружие, это короткий меч – акинак, лук с двойным изгибом, четырехугольный щит и копья. Каждому скифу принадлежал по крайней мере один конь, аристократы имели огромные табуны лошадей.

Воины не только отрезали головы поверженных врагов, но и делали из их черепов чаши. Украшая эти жуткие трофеи золотом и с гордостью демонстрировали их своим гостям. Сражались скифы как правило на конях, хотя со временем, по мере роста оседлости, появилась и скифская пехота. Геродот в подробностях описал военные обычаи скифов, но, может быть, в некоторой степени преувеличивал их воинственность.

Расцвет

IV столетие – скифский царь Атей, который прожил 90 лет, смог объединить все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в это время достигла своего наивысшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственные монеты и расширял свои владения. Особенные отношения у этих племен были с золотом. Культ этого металла даже послужил основанием для легенды о том, что скифы смогли приручить грифонов, охраняющих золото.

Нарастающая мощь скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении смог убить Атея, а его сын, через 8 лет пошел войной на скифов. Но Александр не смог разгромить Скифию, и был вынужден отступить, оставив скифов непокоренными.

Язык

Скифы не имели письменности. Единственным источником сведений об их языке являются произведения античных авторов и надписи античной эпохи. Некоторые скифские слова записал Геродот, к примеру, «пата» - означало «убить», «ойор» – означало «человек», «арима» – значило «один». Беря за основу отрывки этих слов, филологи отнесли скифский язык к языкам иранской семьи индоевропейской языковой группы. Сами же себя скифы называли себя скудами, что, скорей всего, могло означать «лучники». До наших времен в греческой и латинской транскрипции, также дошли названия скифских племен, имена божеств, личные имена, топонимические наименования.

Как выглядели скифы

Как выглядели и что носили скифы известно в основном по их изображениям на золотых и серебряных сосудах греческой работы, обнаруженных во время археологических раскопок в таких всемирно известных курганах, как Куль-Оба, Солоха и других. В своих произведениях греческие художники с поразительной реалистичностью изображали скифов в мирном и военном быту.

Они носили длинные волосы, усы и бороду. Одевались в льняную или кожаную одежду: длинные штаны-шаровары и кафтан с поясом. Обувью служили кожаные сапоги, перехваченные ремешками на щиколотках. На голове скифы носили войлочные остроконечные шапки.

Изображения скифов есть и на других предметах, найденных в Куль-Обе. К примеру, на золотой бляшке изображены два скифа, которые пьют из ритона. Это обряд побратимства, известный нам по свидетельствам авторов древности.

Религия скифов

Характерная черта религии этих племен - отсутствие антропоморфных изображений богов, а также особой касты жрецов и храмов. Олицетворением более почитаемого у скифов бога войны был воткнутый в землю железный меч, перед которым приносили жертвы. Характер погребальных ритуалов может свидетельствовать о том, что скифы верили в загробную жизнь.

Попытки Геродота, перечисляющего по именам скифские божества, перевести их на язык греческого пантеона оказались неудачными. Религия их была до такой степени своеобразной, что не могла найти себе прямых параллелей в религиозных представлениях греков.

1) Фиала (Середина IV в. до н.э.); 2) Золотая скифская пектораль; 3) Золотые серьги с ладьевидной подвеской. Золото, эмаль; 4) Кубок шаровидный, золотой (IV век до н.э.)

Золото скифов

Изначально золотые украшения изготавливали лишь для знатных скифов, но со временем украшения могли себе позволить приобрести даже простые люди, хотя количество золота в них было меньшее. Изготавливали скифы более дешевые изделия, состоявшие из бронзы. Часть наследия так и называется - скифско-греческим искусством, а часть приписывают исключительно изделиям скифов.

Появление первых золотых украшений датируется концом бронзового века, тогда человек уже умел обрабатывать золото, придавая ему форму и внешний вид. Если говорить о самом древнем золотом украшении скифов, то его приблизительный возраст - 20 000 лет. В большинстве своем изделия находили в курганах. Первые украшения были найдены еще при правлении .

Золото они использовали потому, что считали его божественным, магическим веществом. Их привлекал блестящий внешний вид, и они считали украшение оберегом даже во время боя. Толщина украшений - несколько миллиметров, но они часто выглядели грубовато, потому как скифы хотели вместить как можно больше золота в изделие. Существовали массивные нагрудные украшения в виде бляшек, на них часто изображались головы животных, при этом в объеме, а не в плоскости.

Наиболее распространенными были изображения оленя или козы - животных, которых видели племена. Однако временами попадаются и вымышленные существа, значение которых разгадать сложно.

1) Браслет с протомами сфинксов (Курган Куль-Оба, IV в. до н.э.); 2) Церемония «питья клятвы» (братание); 3) Золотой гребень с изображением батальной сцены; 4) Бляха в виде фигурки лежащего оленя

Племена скифов. Образ жизни

Хотя материальная культура скифов, которая получила распространение на всей этой громадной территории, в разных районах имела свои особенности, в целом в ней присутствовали черты типологической общности. Эта общность сказалась и в типах скифской керамики, оружия, конских наборов, и в характере погребальных обрядов.

По образу хозяйственной жизни скифы подразделялись на оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие племена. Перечисляя известные ему земледельческие племена, Геродот в первую очередь назвал каллипидов и алазонов - ближайших соседей основанной выходцами из Милета на берегу Буго-Днепровского лимана Ольвий. В этом городе Геродот в основном и вел свои наблюдения.

Геродот называл каллипидов и по-другому - эллино-скифами, до такой степени они ассимилировались с греческими колонистами. За каллипидами и алазонами в перечне Геродота следуют скифы-земледельцы, жившие по течению Днепра на расстоянии 11 дней плавания от его устья. Скифия времен Геродота не была этнически единой. В ее составе были и не родственные скифам племена, к примеру земледельческо-скотоводческие, жившие в лесостепи.

Хозяйственная жизнь

Хозяйственная жизнь у большей части скифских племен доходила до сравнительно высокого уровня. Согласно Геродоту, алазоны сеяли и употребляли в пищу кроме хлеба лук, чеснок, чечевицу и просо, а скифы-земледельцы сеяли хлеб не только для своих нужд, но и продавали его при посредничестве греческих купцов.

Скифские земледельцы вспахивали землю, как правило, при помощи запряженного волами плуга. Урожай снимали железными серпами. Зерно измельчали в зернотерках. Жители городищ занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и птицу.

Скифы-кочевники и так называемые царские скифы, которые по мнению Геродота были самыми сильными и воинственными из всех скифов, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая степной Крым. Эти племена занимались скотоводством и жилища свои устраивали в повозках.

У скифов-кочевников животноводство поднялось на относительно высокий уровень развития. В V–IV столетиях они владели огромными стадами и табунами скота, но распределяли его между соплеменниками неравномерно.

Торговля

Торговля была развита на территории Скифии. Имелись водные и сухопутные торговые пути по европейским и сибирским рекам, Черному, Каспийскому и Северному морям. Кроме боевых колесниц и колесных повозок, скифы занимались строительством речных и морских льнокрылых кораблей на верфях Волги, Оби, Енисея, у устья Печоры. брал из тех мест мастеров для создания флота, который предназначался для завоевания Японии. Иногда скифы вели строительство подземных ходов. Они прокладывали их под крупными реками, с применением технологии горнорудного производства.

Оживленный торговый путь из Индии, Персии, Китая пролегал через земли скифов. Товары доставляли в северные районы и Европу по Волге, Оби, Енисею, Северным морям, Днепру. В те времена на берегах были города с шумными базарами и храмами.

Упадок. Исчезновение скифов

В течении II столетия сарматы и другие кочевые племена постепенно вытесняли скифов с их земли, за ними остались лишь степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, в результате Великая Скифия стала Малой. После чего Крым становится центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, ведя войны с Херсонесом и сарматами. В конце II столетия Херсонес получил могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который напал на скифов. После многих сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

В I и II вв. нашей эры скифское общество уже сложно было называть кочевническим: это были земледельцы, довольно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы не переставали теснить скифов, а в III веке началось вторжение в Крым аланов. Ими был опустошен последний оплот скифов – Неаполь Скифский, находившийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на завоеванных землях. Уже в скором времени началось вторжение на эти земли готов, которые объявили войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

Ударом по Скифии, стало нашествие готов около 245 г. н. э. Все скифские крепости были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на вроде бы очевидный полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, которые оставались на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, еще несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Но и они в скором времени пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, стала так называться из-за того, что слово «скифы» начали использовать для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорей всего, было в этом ложном наименовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в войско готов, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Так, Скифия стала первым государством, которое рухнуло в результате Великого переселения народов.

Закончили дело готов гунны, в 375 г. напавшие на территории Причерноморья и уничтожившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не могло быть и речи.

В древних письменах Геродота (V в. до н.э.) описывался народ, господствовавший в Северном Причерноморье. Этому народу даже удалось покончить с амбициями считавшего себя непобедимым Дария I. Имя это было настолько известно, что даже после исчезновения их в конце первого тысячелетия нашей эры, оно еще долго сохранялось в памяти и часто употреблялось по отношению к народам, к скифам отношения не имевшим, но проживавшим на территориях их бывшего обитания.

В частности скифами часто именовались восточные славяне. И даже в начале ХХ века Александр Блок в символическом смысле называл наш народ скифами. Хотя кое в чем он был не совсем прав, поскольку скифы были не обязательно азиатами, и не обязательно с раскосыми глазами.

Происхождение Скифов

Впрочем, по некоторым данным впервые этот народ, правда, без собственного названия упомянут еще в Илиаде Гомера, где описан как пьющий кобылье молоко. А откуда мы знаем, что это были скифы? Да потому что древнегреческий географ VIII в. до н.э. Гесиод ссылается на Гомера и уже именует их скифами. Если несколько предположений этого наименования.

Некоторые исследователи полагают, что оно происходит от самоназвания скифов – сколоты (стрелки-лучники), которое в греческом языке превратилось в скифы. Другие обозначают это имя как происходящее от древнеиранского слова, обозначающего их как остриженных. Хотя последнее представляется спорным, поскольку стрижка для скифских причесок была нехарактерна.

Для Гомера, давшего наиболее основательное описание скифов, это были жители степей северного Причерноморья и более северных районов, однако на самом деле их зона обитания простиралась и далеко на восток, через Сибирь вплоть до границ современной Монголии.

Нет единого строгого антропологического типа скифов, которые, расселившись от Черного моря до Байкала, смешивались с местными племенами, распространяя среди них свою культуру, но, в то же время, приобретая определенные черты этих племен.

Скифы в целом относились к ираноязычным народам, хотя среди них было значительное языковое разнообразие, поскольку само название, хотя и относилось к конкретному народу, использовалось также и в отношении большого количества племен: саков, массагетов, савроматов и других.

Различия отметил еще , который разделял их на царских скифов, господствовавших в районе р. Дон и Крыму, скифов-кочевников в западной части северного Причерноморья, скифов-пахарей в бассейне Южного Буга и Днестра, скифов-земледельцев бассейна Днепра.

Различия были связаны также и с тем, что главным фактором создания скифской цивилизации была не этническая близость, а культура.

Скифы различных территорий происходили от различных, даже не родственных народов. Они даже относились к разным расам, поскольку прослеживались племена с европеоидным типом и монголоидным, но при этом с общей скифской культурой.

Родоначальниками скифов по их собственным легендам был Таргитай и его сыновья: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В их времена с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Воспользовался ими по старой доброй сказочной традиции смог только младший – Колоксай, который и возглавил скифский народ.

Греки облекли эту легенду в свой антураж, согласно которому родителем Таргитая был либо , либо Геракл, который путешествуя в тамошних местах, вступил в связь с полуженщиной-полузмеёй, от которой родилось три сына, и младшего звали Скиф.

Поскольку отцом Геракла считается Зевс, противоречие здесь небольшое. Однако важная деталь – Геракл оставляет сыновьям свой лук, и тот, кто сможет его натянуть, тот и будет главой всех. Лук для кочевников имеет особое значение, которое и подчеркивает эта легенда. Натянуть, конечно, смог только Скиф.

Древнегреческие авторы дают характеристику скифам как народу воинственному, как это и свойственно кочевникам. Вообще можно сказать, что скифы были первыми по-настоящему кочевниками, воспринявшими кочевой образ жизни как основной в своей деятельности. Они первые всадники-воины в мировой истории.

Военное искусство скифов

Само утверждение скифов в Причерноморье происходит в виде военного вторжения, в ходе которого они изгоняют с этой территории древний народ киммерийцев. Их основным оружием были лук со стрелами с бронзовыми или железными наконечниками, короткие мечи-акинаки, которыми было удобно орудовать верхом, метательные дротики и копья.

В войнах участвовали и женщины, что послужило основой для греческих легенд об амазонках.

Конечно, всем известно столкновение скифов с могущественной Персидской державой, в ходе которого персидский царь Дарий I в конце VI в. до н.э. пытался их покорить. С огромным войском он перешел Дунай и начал преследование скифов. Догнать их не получилось, поскольку скифы отходили все далее на восток, заманив персов до бассейна Дона. При этом, как объяснил Дарию скифский царь Иданфирс, они вовсе не отступали, а просто перекочевывали исключительно по своему всегдашнему обычаю. Дарию пришлось бесславно возвращаться, да еще и с большими потерями.

Культура скифов

В общественно-политическом отношении скифы не образовали единого государства. Греческие источники называют скифских вождей царями, и наличие огромных курганных захоронений от Причерноморья до Алтая говорит нам о том, что в скифском обществе складывается социальное неравенство и появляется знать, но до уровня развитой государственности скифы так и не доросли.

Нужно отметить, что в отличие от многих кочевников, которые оставили после себя прежде всего следы их военной деятельности, скифы были создателями и распространителями мощнейшего культурного наследия. До нас дошло большое количество изделий скифского производства. В частности, скифы широко использовали различные металлы: для изготовления оружия – железо, медь, олово, или других изделий, например, золото. Поиск месторождений сам по себе подталкивал скифов на постоянные миграции, что может объяснить такую широту их расселения.

В нравственной системе ценностей скифов, как в основном кочевого народа без серьезного имущественного неравенства не было поклонения богатству. Золото, изделиями из которого славится их культура, не воспринималось как средство накопления и владения, а использовалось как удобный и красивый материал для творчества. Добыча, которую скифы захватывали во время набегов, служила также не средством накопления богатства, а являлась мерилом славы.

Скифская культура была настолько развита, что оказала влияние на огромное количество народов на обширной территории. Когда в 1923-24 гг. археологической экспедицией в Монголии были найдены курганы , там наряду со следами китайского влияния явно прослеживались элементы скифского звериного стиля.

Можно сказать, что скифы являлись цивилизационнообразующим народом на восточно-европейских и южно-азиатских просторах. И это при отсутствии у них государственной системы и письменности!

Закат скифов

Скифы практически исчезают из исторического поля зрения в III – II вв. до н.э., хотя упоминания о них еще встречаются и в начале новой эры, но неизвестно, идет ли в этих сообщениях речь о скифах или название применяется в отношении других народов, например, славян. Почему же скифы исчезли? Вроде бы в конце I тыс. до н.э. им не встречались враги могущественнее их в зоне их обитания.

Скорее всего, скифы не исчезли как народ, они исчезли именно как единая культура, распавшись на ряд племенных образований со своими названиями. Другими словами, они на самом деле никуда не исчезли. Они образовали новые комбинации племен, в которые влились новые народы.

Так причерноморские скифы в результате этих рекомбинаций, слияния с родственными им сарматами образовали сарматские союзы племен Дона, Днепра и Днестра, к которым вскоре примкнули восточные славяне, в конце концов, их ассимилировавшие. Так что скифы в какой-то степени и сейчас среди нас.

Доктор исторических наук Д. Раевский.

Скифские воины. Эта деталь изображения на чаше из кургана Гайманова Могила наглядно демонстрирует европеоидный тип скифов. IV век до Р. X.

Фрагмент золотых ножен парадного меча. В их убранстве заметно сильное влияние ассиро-урартского искусства - результат походов скифов в Переднюю Азию. Курган Литой (Мельгуновский). Конец VII века до Р. X.

Костяной псалий, оформленный в «зверином стиле». Среднее Поднепровье. VI век до Р. X.

Бронзовое навершие. Ульский курган (Прикубанье). VI век до Р. X.

Бронзовый конский налобник. Прикубанъе. V век до Р. X.

Серебряный сосуд со сценой охоты. Курган Куль-оба. IV век до Р. X.

Бронзовая курильница. Курган Чертомлык. IV век до Р. X.

Такие котлы - неотъемлемый атрибут быта кочевников. Нижнее Поднепровье. V-IV века до Р. X.

«Пантера». Бронзовая бляха из кургана Аржан (Тува). Предположительно VII век до Р. X. Находки, которые принесли раскопки кургана Аржан, позволили некоторым ученым именно в Центральной Азии помещать родину искусства «звериного стиля».

Коневодство - основа хозяйства кочевых скифов. Скиф с конем. Деталь декора серебряной амфоры из кургана Чертомлык. IV век до Р. X.

Среди многих народов, некогда населявших территорию нынешней России, а затем исчезнувших с исторической арены, скифы, обитавшие в I тысячелетии до Р.Х. в степях Причерноморья, Приазовья и Предкавказья, стоят несколько особняком и привлекают, пожалуй, наибольшее внимание. Это определяется давно сложившимися представлениями об особой исторической связи между Скифией и Россией.

Унаследованная от далеких исторических эпох, эта романтическая версия долгое время жила в нашей литературной традиции. «Мои отдаленные предки!» - обращался к скифам в своих стихах Валерий Брюсов. И уж практически каждому знакомы строки Александра Блока:

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

Представление о «раскосых очах» скифа - откровенный анахронизм в устах поэта. Еще в первой трети XIX века, когда в древних погребениях Причерноморья впервые были найдены достоверные изображения скифов, наука получила бесспорное свидетельство того, что этот народ принадлежал к числу европеоидных. Одна из самых первых и наиболее интересных находок - знаменитый электровый (из природного сплава золота и серебра) сосуд. Его обнаружили в 1830 году при случайных раскопках скифского кургана Куль-оба в окрестностях современной Керчи (ныне он хранится в Особой кладовой Государственного Эрмитажа). Лица семи изображенных на этом сосуде персонажей исполнены безымянным эллинским мастером с исключительной тщательностью. Стоит лишь взглянуть на них, чтобы обнаружить полную несостоятельность представлений о скифе как обладателе «раскосых очей».

Что же стало причиной именно такого восприятия скифа в сознании поэта? Видимо, устойчивый образ причерноморской степи - этого своеобразного коридора, по которому на Европу одна за другой накатывались волны азиатских завоевателей. Многие из них и в самом деле принадлежали к монголоидной расе. И хотя история этих племен относится к значительно более позднему времени, чем скифская эпоха, это заставляло, тем не менее, и скифов воспринимать как одну из этих волн. Тем более, что на такую идею «работала» не только аналогия с эпохой средневековья, но и достаточно многочисленные прямые свидетельства античных авторов о происхождении скифов.

На исторической сцене скифы появились в VII веке до Р.Х. Именно тогда античный мир, которому мы обязаны большинством сведений об этом народе, вступил в реальное соприкосновение со скифами. Причем это соприкосновение произошло практически одновременно на двух разных «исторических дорогах». Именно в том столетии греческие колонисты, проникавшие в поисках удобных для заселения земель в самые различные области Южной Европы и Западной Азии, начали осваивать северное и северо-восточное побережье Понта Евксинского - Черного моря. Здесь они селились в непосредственной близости от скифов. Память об этой колонизации хранят развалины древнегреческих городов Причерноморья - Ольвии (вблизи современного Очакова), Тиры (в низовьях Днестра), Пантикапея (на месте современной Керчи) и других. При раскопках этих городов обнаруживаются разнообразные следы контактов их населения со скифами. Но, с другой стороны, в то же самое время скифы, совершая воинственные набеги на страны Ближнего Востока, достигли Малой Азии и оказались в поле зрения жителей эллинских городов ее западного побережья - Ионии. К этому времени и относятся первые сведения о скифах, зафиксированные в греческой литературе.

По мере того как эллины обживали Северное Причерноморье, древняя Греция знакомилась с другими восточноевропейскими народами и их восточными соседями. Но скифы так и остались в представлении античного мира своеобразным символом северной части обитаемой земли. Некоторые древние авторы - к примеру, историк IV века до Р.Х. Эфор, - описывая эту землю, представлял ее как своего рода четырехугольник, каждая сторона которого связана с одним из наиболее известных народов: северные области, согласно нарисованной им картине, заселены скифами, тогда как южные, западные и восточные - соответственно эфиопами, кельтами и индами. По этой причине имя скифов в античном мире обрело обобщающее значение и зачастую прилагалось к самым разным народам Северной и Северо-Восточной Евразии. Греческие и римские авторы иногда именовали Скифией все пространство, лежащее между областью обитания реальных, исторических скифов в Причерноморье и страной мифических гипербореев, якобы населяющих побережье Северного океана.

В античной географии существовало представление о Европейской (причерноморско-приазовской) Скифии и о Скифии Азиатской, простирающейся от Гирканского (Каспийского) моря до пределов Серики (Китая). Таким образом, те, кто в наши дни говорит об особом евразийском характере Российской державы, оперируют, по существу, теми же географическими категориями, которые для античного мира стояли за названием «Скифия».

Ученые средневековой Европы, во многом опиравшиеся на традиции античности и пользовавшиеся ее терминами, продолжали именовать земли, лежащие к северу от Черного моря, Скифией, хотя реальные скифы к этому времени уже сошли с исторической сцены. Естественно, что этим именем часто называли и наиболее заметное государственное образование этой территории - Древнюю Русь. Да и сами древнерусские книжники порой оказывались под влиянием такого отождествления. Вот пример. Раннехристианское предание, согласно которому один из учеников Иисуса - апостол Андрей Первозванный - проповедовал «среди скифов», то есть на берегах Черного моря, в русских летописях превратилось в рассказ о том, как Андрей со своей проповедью побывал в окрестностях нынешнего Киева и доходил даже до Новгорода, иначе говоря - до главных центров Древней Руси.

Когда в России начала складываться собственная школа отечественной истории, она на первых порах была под сильным влиянием той же древней традиции. Например, М.В. Ломоносов, обращаясь к поискам «древних родоначальников нынешнего российского народа», полагал, что среди них «скифы не последнюю часть составляли». С развитием исторической науки в эту концепцию были внесены уточнения. Особенно важным здесь оказалось открытие лингвистов, сумевших проанализировать скудные остатки скифского языка, сохранившиеся до наших дней в передаче тех же античных авторов и в древних греческих и латинских надписях. Преимущественно это личные имена и географические названия. Выяснилось, что по языку скифы принадлежали к народам иранской ветви индоевропейцев, в древности расселявшимся по гораздо более обширным территориям, чем теперь. Следовательно, прямой этногенетической связи между скифами и восточнославянским населением Древней Руси (и его прямыми потомками - русскими и украинцами) не существует, что, впрочем, ни в коей мере не отрицает права этих народов числить скифов среди своих культурных предшественников.

Наиболее подробные и ценные сведения о скифах - их истории, быте, традициях - сохранил для нас греческий историк V века до Р.Х. Геродот. Он сообщает, что кочевые племена скифов некогда жили в Азии, но затем, теснимые народом массагетов, перешли реку Аракс и вторглись в области Северного Причерноморья, до того заселенные киммерийцами. При приближении скифов, рассказывает Геродот, киммерийцы покинули свою страну (здесь историк приводит некоторые красочные подробности этого события, видимо, восходящие к устным эпическим сказаниям обитателей Причерноморья) и через Кавказские горы бежали в Переднюю Азию. Преследуя их, скифы оказались на территории государств Ближнего Востока, на которые в течение многих лет наводили страх своими набегами и побором дани. Но затем, после нескольких военных и иных неудач, они вернулись в причерноморские степи. Здесь их государство простиралось от нижнего течения Истра (современный Дунай) до Азовского моря (в древности оно именовалось Меотидой) и Танаиса (Дона).

Не менее интересен рассказ эллинского историка Диодора Сицилийского. Он жил в I веке до Р.Х., но в своих сочинениях широко использовал источники более ранних авторов. Диодор тоже утверждает, что скифы некогда жили у реки Аракс. Были они тогда слабым и немногочисленным народом, презираемым за свое бесславие. Но затем они обрели силу и завоевали земли вплоть до Кавказских гор и реки Танаис. Позже скифы, по словам Диодора, распространили свое владычество и на области к западу от Танаиса вплоть до Фракии (северо-восток Балканского полуострова), затем вторглись в Переднюю Азию, доходили даже до берегов Нила. Отдаленные отрывочные сведения, перекликающиеся с рассказанным, находим мы и у других античных авторов.

Приведенные факты, взятые в совокупности, на первый взгляд рисуют достаточно связную, логичную и полную картину. Однако внимательный анализ историка обнаруживает в ней множество белых пятен, а то и откровенных неувязок.

Одним из самых неясных остается вопрос о том, где именно следует искать ту прародину скифов, откуда некогда началось их продвижение в причерноморские степи, в землю киммерийцев. Слова, что она «находилась в Азии», - слишком общи, особенно если учесть, что для древних греков Азия начиналась сразу за Доном. Не очень помогает и замечание Геродота и Диодора, что область первоначального обитания скифов находилась у реки Аракс. Неясно, какая именно река имеется в виду. Совершенно очевидно, что речь идет не о той закавказской реке, которая носит это название в наши дни, - ведь все древние авторы единодушны в том, что к югу от Кавказа скифы проникли лишь на следующем этапе своей миграции, преследуя киммерийцев. У современных исследователей нет единого мнения о том, какая же река скрывается у греческих авторов под именем Араке. Одни считают, что это Амударья, другие отождествляют с Сырдарьей, наконец, третьи называют Волгу. Каждая из точек зрения опирается на свои аргументы, но ни одна из них пока не может считаться вполне доказанной.

Рассказ Геродота о начале скифской истории порождает и другие вопросы. Например, если поверить, что до скифского вторжения киммерийцы населяли те земли, которые позже стали именовать причерноморской Скифией, то непонятно, как могли киммерийцы, убегая от двигавшихся с востока скифов, пересечь Кавказский хребет. Ведь в таком случае получается, что бежали киммерийцы по существу навстречу своим преследователям.

Чем больше подобных неясностей обнаруживалось в рассказах античных авторов о происхождении скифов, тем очевиднее становилось, что свидетельства эти требуют серьезной проверки. Не следует к тому же забывать, что большинство этих рассказов появилось на свет значительно позднее тех событий, о которых они повествуют. Тот же Геродот относит приход скифов в Причерноморье и последовавшее за ним вторжение их в Переднюю Азию к тем временам, когда в Мидии - одном из древневосточных государств, пострадавших от скифских набегов, - правил царь Киаксар. Следовательно, речь может идти о последних десятилетиях VII и самом начале VI века до Р.Х. От зпохи самого Геродота интересующие нас события отстоят не менее чем на полтора столетия, а уж от Диодора - и вовсе почти на шестьсот лет.

Иными словами, все перечисленные авторы черпали сообщаемые ими сведения об интересующих нас событиях из каких-то более ранних источников, возможно и устных преданий. Этим и объясняется острая необходимость проверки меры достоверности античных сведений о ранней истории скифов.

Какие же способы позволяют осуществить такую проверку?

Очень ценные сведения удалось обнаружить современной науке в древневосточных клинописных текстах, в первую очередь ассирийских. В них много раз упоминаются военные отряды, состоящие из представителей народов гимирри и ишкуза, в которых легко угадываются уже знакомые нам киммерийцы и скифы. Эти сообщения не только подтвердили достоверность рассказов античных авторов о вторжениях этих народов в Переднюю Азию, но позволили несколько уточнить датировку этих событий. Так, древнейшее упоминание киммерийцев в ассирийских текстах относится не ко второй половине VII века до Р.Х., а к 714 году, а скифов - к 670-м годам до Р.Х. Судя по всему, античные авторы несколько «спрессовали» во времени интересующие нас события, рисуя многочисленные походы, занявшие чуть ли не полтора столетия, как единовременное вторжение.

К сожалению, сохранилось очень мало клинописных текстов, содержащих информацию о скифах. Восстановить по этим случайным отрывкам реальную историю пребывания скифов в Передней Азии невозможно. Нет никаких сообщений и о том, откуда они пришли. Необходимы новые материалы. Их можно ждать главным образом от археологии, роль которой в освещении интересующих нас вопросов трудно переоценить. Однако, к сожалению, и археология здесь не всесильна.

Скифы, как известно, были в основном кочевым народом, почти не имевшим постоянных поселений, тем более городов. Поэтому большинство находок скифских древностей сделано при раскопках погребений. До наших дней в степях Причерноморья и Предкавказья возвышаются курганы - искусственные холмы, насыпанные в древности над могилами. Первые раскопки скифских курганов относятся еще ко второй половине XVIII века. Так, в 1763 году в окрестностях города Елисаветграда был раскопан курган, вошедший в историю под названием Литого. Называют его также Мельгуновским - по имени генерала А. П. Мельгунова, инициатора этих раскопок.

Уже первые эти раскопки принесли достаточно разнообразный набор древних предметов, в том числе драгоценных, по которым удалось определить, что погребение принадлежит вождю или военачальнику скифской эпохи. Для исследователей особенно интересно то, что среди находок из Мельгуновского кургана есть вещи, выполненные в древневосточном стиле. Таким образом, скифская археология с самых первых своих шагов дала в руки исследователей подтверждение сообщений античных авторов о походах скифов в Переднюю Азию. Впоследствии число подобных подтверждений существенно умножилось.

На протяжении XIX - начала XX веков был раскопан целый ряд так называемых царских курганов - погребений представителей скифской знати. Находки из них составляют гордость российских и украинских музеев. Уже в нашем столетий стали систематически раскапывать и многочисленные могильники рядовых скифов, и теперь можно утверждать, что культура скифов Причерноморья известна нам достаточно детально (правда, абсолютное большинство исследованных погребений относится ко времени наибольшего расцвета Скифского царства - к IV веку до Р.Х.). Опираясь на находки из этих погребений, археологи смогли вычленить и памятники более ранних периодов - VII-V веков.

Что представляла собой материальная культура причерноморских скифов? Особой известностью пользуется так называемая скифская триада: вооружение, атрибуты конского убора и своеобразное искусство, получившее название скифского «звериного стиля» - яркий набор весьма специфических предметов.

По определению Геродота, «каждый скиф - конный стрелок», и находки археологов подтверждают это. Почти в каждом погребении обнаруживаются остатки лука и бронзовые наконечники стрел (двухлопастные в ранних могилах, трехлопастные или трехгранные в более позднее время). Характерным предметом вооружения скифа был и акинак - короткий меч с рукоятью особой формы. Знали скифские воины и длинные мечи, из которых самые, пожалуй, известные найдены в уже упоминавшемся Мельгуновском кургане и в одном из курганов Келермесского могильника в Прикубанье. Оба эти меча украшены в древневосточном, ассиро-урартском стиле и относятся как раз ко времени вторжения скифов в Переднюю Азию, где местные мастера изготовили эти мечи, вероятно, по специальному заказу для скифских вождей. Пользовались скифские воины и железными копьями, и боевыми топорами - оружием, фигурирующим даже в скифской мифологии в качестве символа воинского сословия.

Другой элемент скифской триады - предметы конского снаряжения. На протяжении скифской эпохи они существенно менялись. Важнейшие детали скифской конской узды - удила и псалии (специальные стержни, располагавшиеся по сторонам от рта лошади и служившие для соединения удил с ремнями оголовья и с поводьями). Поначалу конский убор скифов был бронзовым (псалии, впрочем, делали и костяные), позже на смену пришла железная узда. Форма конского убора - достаточно четкий хронологический показатель, позволяющий более или менее точно датировать каждое скифское погребение, содержащее эти предметы.

Но, пожалуй, самым ярким элементом скифской триады - да и всей культуры скифов в целом - является так называемое искусство звериного стиля. Скифы не знали монументального искусства, за исключением каменных изваяний, которые они устанавливали на вершине кургана. О мастерстве скифских художников мы можем судить лишь по произведениям малых форм, по тому, что в наше время называют декоративно-прикладным искусством. По причинам, еще не вполне ясным для исследователей, в скифском декоративном искусстве почти нет изображений человека, а встречаются в основном изображения зверей. При этом как набор воплощаемых персонажей, так и их позы и способы изобразительной трактовки были строго каноничными, отсюда и термин - «звериный стиль».

Это и в самом деле весьма специфическая художественная манера. Ее излюбленные мотивы - олень (в меньшей степени - иные копытные), хищники (преимущественно из породы кошачьих) и хищная птица. Ими украшали оружие, конское снаряжение, предметы ритуального назначения, детали одежды. Материалом для произведений «звериного стиля» служили золото, бронза, кость.

Что еще характерно для скифской материальной культуры? Большие бронзовые котлы - атрибут кочевого быта и так называемые навершия, венчавшие ритуальные столбы, использовавшиеся при совершении различных обрядов. Навершия делали из бронзы или железа, украшали скульптурными изображениями в «зверином стиле».

По мере того как историки накапливали все больше материала о скифской культуре, росло стремление решить загадку, которую оставили нам античные авторы: определить, где же была прародина скифов и уточнить время их движения в Восточную Европу. Казалось бы, ответить на эти вопросы не так трудно. Археологические исследования, в самом деле, показали, что предметы, похожие на скифские, были в то время в широком ходу по всему пространству евразийского степного пояса - как в западной (европейской), так и в восточной (азиатской) его частях. Такое культурное единообразие, прослеживаемое на огромной территории, породило даже специальный термин - «скифо-сибирское культурно-историческое единство». В этих условиях археологи видели свою задачу в том, чтобы, сравнив даты памятников этого круга, выявить, где же именно такая культура появилась ранее всего, и таким образом локализовать прародину скифов. А поскольку свидетельства античных авторов говорят о приходе этого народа из Азии, то представлялось очевидным, что наиболее ранние следы этой культуры следует искать где-то на востоке евразийских степей.

В разное время на роль прародины скифов претендовали различные места изучаемого пространства. В 1960-х годах замечательные находки в курганных могильниках Тагискен и Уйгарак в низовьях Сырдарьи породили гипотезу о формировании скифской культуры именно в этих, западных областях Средней Азии. К середине 1970-х годов, после сенсационных находок в царском кургане Аржан (территория современной Тувы), внимание археологов привлекла Центральная Азия. Сложилась даже целая археологическая школа, представители которой полагают, что именно в глубинах Центральной Азии зародилась та скифская культура, которая затем распространилась на всем протяжении евразийских степей и уже в готовом виде была принесена в Причерноморье и Предкавказье.

К сожалению, и первая, и вторая, и многие другие гипотезы вызывают серьезные возражения. Самое существенное: скифо-сибирское культурно-историческое единство при ближайшем рассмотрении отнюдь не столь однородно, как это может показаться на первый взгляд. Племена, населявшие обширную территорию Евразийских степей, несомненно отличаются известным культурным единообразием. Но внимательный анализ обнаруживает между ними и существенные различия. Та же «скифская триада», характерная для всех, на разных территориях имеет и свои, сугубо самобытные особенности. По существу, мы имеем право говорить не о единой «скифской культуре» на всем этом огромном пространстве, а о нескольких самостоятельных культурах, вступавших во взаимодействие, влиявших друг на друга, но при этом сохранявших своеобразие.

Особенно показателен в этом отношении «звериный стиль» скифской эпохи. Как и иные элементы триады, он получил распространение в самых разных культурах той эпохи. Но ни в одной области Евразии мы не найдем памятников, которые можно было бы считать видом искусства, знакомого нам по находкам из Причерноморской Скифии. Это же относится и к находкам из кургана Аржан, даже если они в самом деле по времени предшествуют причерноморским.

В последнее время появилась еще одна гипотеза о возникновении скифской культуры, основанная как раз на критике предыдущих. Ее сторонники полагают, что культура эта сформировалась не где-то на востоке Евразии, откуда в готовом виде была принесена в Европу, а складывалась на юге Восточной Европы в эпоху скифо-киммерийских вторжений в Переднюю Азию. Причем под сильнейшим воздействием древневосточных культур, в соприкосновение с которыми скифы в это время вступили. Именно так возник, в частности, тот вариант звериного стиля, который принадлежит скифам Предкавказья и Причерноморья. Другие характерные для культуры скифов элементы сложились в это время на местной восточно-европейской основе. Зоной формирования этой раннескифской культуры были по преимуществу степи Предкавказья, откуда и шли вторжения скифов в страны Ближнего Востока.

Примерно тогда же происходило оформление и иных культур скифо-сибирского единства. Сходство же между всеми этими культурами можно объяснить не столько наличием какого-то общего центра, сколько теснейшими контактами между обитателями разных областей евразийской степи. В условиях кочевого быта такие контакты приводили к очень быстрому распространению разных культурных явлений по всему степному поясу.

Что же касается античных преданий о приходе скифов из Азии, то, очевидно, это переселение состоялось, но происходило оно, когда сложившейся скифской культуры еще попросту не существовало. Проследить это переселение археологическими методами очень трудно. Ведь это было передвижение племен в пределах зоны распространения достаточно однородных культур рубежа бронзового и железного веков. В ту пору такие перемещения в междуречье Дона и Волги были весьма частыми. Память об одном из них, видимо, и сохранило скифское предание, позже воспринятое и записанное античными историками.

Такова картина на сегодняшний день. Может быть, завтра нам удастся прочитать новые страницы такой отдаленной во времени, но столь притягательной для нас отечественной истории.

Скифы – это кочевые племена, которые жили в VII веке до н. э. – IV век н. э.

Кто такие скифы

До сих пор идет спор, кто они такие. Кто-то считает, что они монголы, другие называют их арийцами.

Но все же большинство ученых исследователей считают, что, это люди, пришедшие из глубин Азии и относят их к ветви индоевропейского племени (возможно иранского).

Скифы, завоевали земли у киммерийцев от Дона до Дуная и создали могущественное Скифское государство.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/


Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье - степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии - Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/ (Наука и жизнь, Скифы. Что мы знаем о них)

Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье - степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии - Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/ (Наука и жизнь, Скифы. Что мы знаем о них)

Историки разделяют скифов на четыре группы:

  • царские скифы,
  • скифы-земледельцы (занимались земледелиям и выращивали зерновые культуры),
  • скифы-кочевники (занимались скотством),
  • скифы-пахари (оседлые земледельцы лесной Скифии).

История скифов

Скифы появились в VII веке до н. э. на территории Северного Причерноморья. У скифского народа не было собственной письменности, и единственное, что мы знаем про скифский народ, дал великий труд отца истории Геродота – «История». Больше фактов мы также можно узнать, исходя из археологических находок.

возможно скифы были такие фото

Рассвет державы скифов приходится на VI-III века до н. э. У Скифской державы была столица Неаполь, и крупный административный центр Каменское городище. Скифы вели торговлю с греками-колонистами и их полисами. Великая Скифская держава просуществовала до III века н. э. и была разбитая и ассимилированная сарматами.

Религия скифов

Геродот пишет, что у скифов делали человеческие жертвоприношения. Прародителями скифского народа, как считали сами скифы, были:

    Папай и Апи (греческий аналог: Зевс и Гера). Папай – бог неба, а Апи – богиня земли, воды;

    Табити – бог огня и передающий жертву от людей к богам.

Жители лесостепной зоны, сооружали храмы для поклонения и жертвоприношения богам. Все божественные обряди совершались вождями или царями. Скифов хоронили в курганах (гробницы, которые представляют собой большие земляные насыпи).

Мертвого скифа помещали в овальную яму, на дне была выстелена кора дерева или шкуры животных. Возле умершего складывали его личные предметы: лук, стрелы, керамику, потом перекрывали яму бревнами, накрывали очеретом и засыпали землей.

Царских скифов хоронили со всеми почестями, вырывали яму, яма облаживалась деревом. Возле усопшего слаживали золото, оружие, доспехи, убитых животных, амфоры и другие изделия из керамики.

Войны скифов

Скифы – народ, который за всем время своего существования пребывал в бесконечных войнах. Скиф-воин – это человек, небольшого роста на коне с луком и стрелами, и акинаком (небольшой меч). Скифский народ воевал и сражался с Дарием I (персидским царем), которому при всем своем могуществе, так и не удалось завоевать скифов.

войны скифов фото

Воевали также с Римской империей, с Македонским царем Филипом II. Вели войну с Сирией, Палестиной и станами Ближнего Востока, постоянно нападая на них и разоряя чужие земли. Существуют источники, которые подтверждают факт нападения и ограбления территорий Египта скифскими всадниками.

Поскольку скифы, преимущественно, кочевой народ, то сражались они верхом на коне или же в пешем строю и только в легких доспехах, что позволяло им совершать быстрые маневры, навязывать противнику место боя и изматывать тяжелые войска, той же Персидской империи.

Культура скифов

Культура скифского народа очень богата. Скифы хорошо знали искусство ковки железа, изготовления керамики, ювелирных изделий, пошива одежды.


Одним из самых известных ювелирных изделий скифского периода является золотая Пектораль, как пример великой культуры скифского народа. Пекторалью называют нагрудное золотое украшение из чистого золота, весом в 1140 грамм, найденное в 1971 году, археологом Б. Н. Мозолевским, в кургане Толстая могила.

Война в 512 году до н. э. скифов с персами, закончилась тем, что Дарий I не смог завоевать скифов с семисот тысячной армией, скифские всадники измотали, персидскую армию и персидский царь был вынужден оставить скифов и все свои замысли о завоевании Северного Причерноморья. Существуют неопровержимые факты, доказывающие набеги скифов на территорию Египта и ограбления Египетских городов. Египетский фараон был вынужден давать скифам дань золотом, чтобы они не грабили его государство