Кто такие патроны в древнем риме. Кто такой патрон? Возвращение римского права
Патрон термин римского права
- в римском праве лицо, оказывавшее покровительство и защиту неполноправным членам римского гражданского и политического общества, а именно клиентам
(см.) и вольноотпущенникам
(см.). Для первых патронами были патриции, с которыми клиенты вступили в зависимые отношения, и их наследники. Для вторых патроном считалось лицо, совершившее акт манумиссии (см), преемниками же его - нисходящие агнатические родственники, независимо от того, являлись ли они наследниками первого П. Лишенные наследства агнаты не имели права на некоторые повинности вольноотпущенного, именно на его услуги и на наследственную обязательную долю. При capitis deminitio minima (см.) П. терял свои права над вольноотпущенным, причем в древнее время вольноотпущенный становился совершенно свободным; по позднейшему праву П. становились и в этом случае нисходящие агнаты. При capitis deminutio maxima П. мог указать в качестве преемника своих прав одного или нескольких из нисходящих агнатов. За неисполнение своих обязанностей по отношению к вольноотпущенному (например, если он отказывал ему в случае нужды в алиментах) или за злоупотребление своими правами (например, если патрон отдавал в наймы услуги вольноотпущенного, которыми мог пользоваться только лично сам; брал с него присягу в том, что он не женится; выговаривал себе денежные выдачи; вчинял уголовный иск) П. совершенно лишался своих прав над клиентом.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Смотреть что такое "Патрон термин римского права" в других словарях:
В римском праве лицо, оказывавшее покровительство и защиту неполноправным членам римского гражданского и политического общества, а именно клиентам (см.) и вольноотпущенникам (см.). Для первых патронами были патриции, с которыми клиенты вступили в …
Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Содержание: Византия колония. Византийская империя. Византийская литература. Византийское право. Византийское искусство. Византийская монета. Византия (Βυζάντιον, Byzantium) мегарская колония, основанная в 658 г. на европейской стороне Босфора.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ИНКОРПОРАЦИЯ - [лат. incorporatio включение в состав], термин канонического права Римско католической Церкви, обозначающий: 1) принятие лица в состав института посвященной жизни или общества апостольской жизни; 2) в средние века и в Новое время включение в… … Православная энциклопедия
ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия
Местожительство кардиналов выборщиков Страна Количество выборщиков Италия 28 Соединенные Штаты Америки 11 Германия 6 Бразилия, Испания, Индия, Мексика 5 Польша, Франция 4 … Википедия
БЕНЕФИЦИЙ - [лат. beneficium благодеяние; нем. Benefizium, Pfründe; англ. benefice, франц. bénéfice, итал. benefìcio]: 1) в ср. века условное пожизненное пожалование земли или пользования доходами с к. л. собственности за выполнение определенной службы; 2)… … Православная энциклопедия
Индия - (India) История Индии, географическое положение Республики Индия Административное деление Индии, растительный и животный мир Индии, внешняя и внутренняя политика Индии, культура Индии, экономика Индии Содержание Содержание Раздел 1. История.… … Энциклопедия инвестора
УДК 347.965(37)(091)
Страницы в журнале: 139-143
М.Е. ПАНКРАТОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории, истории права и государствоведения Международного института бизнес-образования pankratova .mayya @gmail .com
С.А. СОЛОВЬЕВ,
аспирант кафедры теории, истории права и государствоведения Международного института бизнес-образования, адвокат Мурманской областной коллегии адвокатов solovyov @gmx .com
Определяется период возникновения института адвокатуры в Древнем Риме. Для этого рассматривается появление в деятельности патронов элемента оказания юридической помощи, в том числе судебной защиты и правового консультирования.
Ключевые слова: Древний Рим, адвокатура, патронат, патрон, клиент.
The emergence of the Bar patronage of Ancient Rome
Pankratova M., Solovjev S.
The period of advocacy institution’s beginnings is identified in the article. Emergence of legal assistance’s element, including remedy and legal advice, in patrons’ activities is examined for that.
Keywords: Ancient Rome, advocacy, patronage, patron, client.
Исходя из распространенного в научной литературе мнения, формой юридической деятельности в Древнем Риме, которая непосредственно образовала институт адвокатуры, выступает патронат (для его обозначения отдельными авторами используется термин «патронат-клиентела» либо «клиентела»).
Однако единого устоявшегося представления относительно причин и момента возникновения патроната не существует. Согласно версиям античных авторов - Плутарха (Plut ., Romul ., 13) и Дионисия Галикарнасского (Dionys ., 2.10) - описываемый институт был учрежден Ромулом, разделившим людей на две категории: патронов (patronus ) и клиентов (cliens ), т. е. покровителей и покровительствуемых. Так же рассуждает о происхождении патроната и Марк Туллий Цицерон (Cic ., De rep ., 2.15.16).
В соответствии с более поздними исследованиями патронат сформировался задолго до основания Рима, являясь институтом, характерным для всех европейских народов; по другой версии, он мог возникнуть вследствие необходимости иностранцам, находящимся на территории Рима, быть под покровительством какого-либо гражданина и его рода.
Не оспаривая мнения относительно причины происхождения патроната ввиду выхода за рамки настоящего исследования, следует отметить следующее. Полагаем, на основании ряда свидетельств античных авторов (Dionys ., 1.83.3; Fest ., 335, Scelerata porta ; Liv ., 2.49-50; Ov ., Fast ., 2.196, 2.198, 2.204, 2.225, 2.240; Plut ., Cam ., 19; Sil . It ., 6.637) следует согласиться с точкой зрения И.Л. Маяк и признать факт существования отношений патроната-клиентелы в Древнем Риме уже в начале эпохи царей.
Однако для выявления периода возникновения в Древнем Риме адвокатуры недостаточно установить приблизительные временные рамки существования патроната, поскольку представления современных исследователей о характере деятельности патронов также разнятся. Более того, исходя из мнения ряда авторов, традиционная трактовка института патроната-клиентелы (в том числе как института оказания юридической помощи клиентам и, соответственно, первой формы адвокатуры) изжила себя.
Необходимо отметить, что практически устоявшимся мнением в научной литературе является суждение об осуществлении патронами юридической деятельности - судебной защиты клиентов и их правового консультирования, начиная с момента возникновения патроната. Приведенная точка зрения обосновывается исследователями фрагментами из трудов Дионисия Галикарнасского (Dionys ., 2.10) и Плутарха (Plut ., Romul ., 13).
В результате изложенного, исходя из указанной версии, момент возникновения института адвокатуры, сформировавшегося под видом патроната, следует датировать VIII веком до н. э., т. е. с момента возникновения Римского государства.
В противоположность этому в соответствии с рядом разработок недавних лет (таких авторов, как П. Брант и Э. Драммонд) традиционные представления о судебной защите, оказываемой патронами в периоды монархии и ранней республики, были подвергнуты серьезной критике. Указанные исследователи убедительно доказывают анахроничность описаний Дионисия Галикарнасского (Dionys ., 2.9-11) и Феста (Fest ., 253M , Patronus ), предполагая их реконструкцией, основанной на более поздних общественных отношениях, сложившихся в период средней республики.
В этом случае момент возникновения института адвокатуры следует датировать иным временным отрезком, ввиду того что одной из основных форм оказания адвокатами юридической помощи выступает судебная защита, которая, исходя из второй версии, отсутствовала в полномочиях патронов монархии и ранней республики.
В первую очередь необходимо указать, что патроны, не исполняющие одновременно должность жреца-понтифика, не могли обладать квалифицированным знанием законов по причине тайного хранения законов вплоть до III века до н. э. понтификами. Следовательно, если предположить, что патроны оказывали судебную защиту в периоды монархии и ранней республики (предшествующие падению монополии понтификов на юриспруденцию), то необходимо сделать вывод: профессиональный уровень и качество такой защиты не соответствовали требованиям, предъявляемым к юридической и тем более к адвокатской деятельности. По этой причине патроны также не могли осуществлять и правовое консультирование, разъяснять законы. Следовательно, по уровню юридической квалификации и профессионализма такая судебная деятельность патронов до III века до н. э. была идентична аналогичной деятельности заступников (advocatus ).
При этом если патрон одновременно замещал и должность понтифика, вследствие чего был осведомлен в праве, то на основании утверждений Помпония (Dig ., 1.2.2.6) и Тита Ливия (Liv ., 6.1, 9.46) о прямой обязанности понтификов хранить законодательство в тайне представляется, что такой патрон-понтифик не был уполномочен разглашать известные ему нормы права в ходе оказания судебной защиты. Следовательно, и в этом случае патрон не мог оказывать юридическую помощь.
Более того, правовая помощь в форме юридических консультаций впервые стала оказываться понтификами начиная с III века до н. э., т. е. в так называемый период средней республики.
Помимо вышеизложенного, исходя из упоминаемых античными авторами судебных процессов VIII -III вв. до н. э. (App ., Bc ., 1.1.2; Dionys ., 1.78, 3.22, 9.28-36, 10.5-6, 11.46; Flor ., 17.24.2-3; Liv ., 1.3-4, 1.26, 2.52, 3.12, 3.44-47, 3.56-58, 8.33, 26.3), следует, что защиту в данных делах оказывали заступники. Указаний на участие в судебных процессах патронов в качестве защитников не содержится. В противоположность этому в процессе по иску клиента Марка Клавдия о признании Виргилии рабыней (Flor ., 17.24.2-3; Dionys ., 9.28-36; Liv ., 3.44-47) судебное разбирательство вел Аппий Клавдий, приходившийся Марку Клавдию патроном. Как следует из вышеприведенных источников, юридической помощи своему клиенту Аппий Клавдий в судебном процессе не оказывал, что также противоречит описываемым Дионисием Галикарнасским обязанностям патронов «вчинять иск за обиженных клиентов, если кто-нибудь нанесет им вред в связи с договорами; оказывать поддержку тем, кого призывают на суд» (Dionys ., 2.10). Также факт ведения патроном дела, стороной в котором выступает его клиент, противоречит утверждению Дионисия Галикарнасского, что обеим сторонам (патронам и клиентам) «не было дозволено и не приличествовало выступать в тяжбах, свидетельствовать или подавать голос перед народом друг против друга, а тем более выступать на стороне противников» (Dionys ., 2.10.3).
Применительно к разбираемому процессу по иску Марка Клавдия это может означать либо грубое нарушение патроном своих обязательств, либо, что наиболее вероятно, отсутствие в периоды монархии и ранней республики отношений патрон - клиент в такой форме, как их описывают Дионисий Галикарнасский, Плутарх и Фест.
Вместе с тем в пользу традиционной версии следует привести доводы Л.Л. Кофанова, по мнению которого система судебной защиты и поручительства носила по Законам XII таблиц 451-450 гг. до н. э. название патроната, поэтому исследователем делается вывод, что важнейшим элементом древней клиентелы был судебный патронат. В обоснование своей позиции автор ссылается на Дионисия Галикарнасского и Плутарха, а также на Дигесты Юстиниана (Dig ., 26.4.3-5).
Однако следует отметить, что Ульпиан в Дигестах (Dig ., 26.4.3-5) описывает не деятельность патронов по оказанию юридической помощи, а их полномочия и порядок действий в качестве законных опекунов. Ульпиан уточняет, что патрон становился опекуном в силу положения Законов XII таблиц, как следствие права патрона на наследование имущества его вольноотпущенника (Dig ., 26.4.1-3; Lex XII tab . V . 8a ). Тем не менее правовая природа осуществления судебной защиты и действия в интересах опекаемого разительно отличаются. Поэтому, по нашему мнению, приводить в подтверждение версии оказания юридической помощи патронами в периоды монархии и ранней республики их возможность выступать в качестве законных опекунов недостаточно обоснованно.
При этом высказывание Цицерона, что первым достоверным оратором считался Марк Корнелий Цетег (Cic ., Brutus , 15.57), в совокупности с высказыванием Псевдо-Аскония в комментарии к речи Цицерона против Квинта Цецилия (Ps . Asconius , ad Cic . divin . in Caecil ., en ., 11) о том, что «тот, кто защищает другого в суде, называется патроном, если он оратор», также позволяет сделать вывод: судебную защиту патроны стали осуществлять не ранее чем с III века до н. э. (этот период совпадает со временем жизни Марка Корнелия Цетега, исполнение которым обязанностей консула датируется 204 годом до н. э.).
Дополнительно к этому из пьесы Тита Макция Плавта следует подтверждение фактов оказания патронами судебной защиты своим клиентам в начале II века до н. э.(Plaut ., Men ., 571-600).
Приведенные доводы также согласуются с мнением Г. Дебена и А. Морилло, что на протяжении первых пяти веков (т. е. VIII -IV вв. до н. э.) в Древнем Риме отсутствовало судебное красноречие. Оно начало развиваться только с середины III века до н. э.
Одновременно с этим необходимо отметить, что до принятого в 204 году до н. э. закона Цинция в Древнем Риме не существовало законодательной регламентации участия патронов в судебном производстве. При этом норма Законов XII таблиц (8.21), предусматривающая предание подземным богам патрона, который причиняет вред клиенту, не может приниматься за доказательство обратного ввиду ее полной абстрактности и непричастности к судопроизводству. По этим же основаниям нормы Законов XII таблиц (5.8а, 5.8б) о праве патронов на наследование имущества их вольноотпущенников не могут выступать подтверждением осуществления ими судебной защиты.
Из вышеизложенного следует, что начало формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей судебную деятельность патронов, положено только в конце III века до н. э., что также косвенно указывает на отсутствие такого рода полномочий у патронов в предшествующие периоды.
Таким образом, необходимо сделать вывод: в институт патроната, сформировавшийся в начале римской государственности, вплоть до III века до н. э. не входили общественные отношения по оказанию патронами юридической помощи клиентам, в том числе судебной защиты. Вместе с тем, начиная с указанного времени, патрон выступал судебным оратором, т. е. считался судебным защитником других лиц, уполномоченным при этом на защиту клиента в ходе судебных заседаний.
Изложенные факты в совокупности со свободным и неограниченным доступом к юридическим знаниям после падения понтификальной монополии на юриспруденцию в конце IV века до н. э. свидетельствуют об оказании патронами клиентам именно квалифицированной юридической помощи.
Однако дополнительно необходимо отметить, что, исходя из отдельных фрагментов пьес Тита Макция Плавта и Теренция, датируемых 190-188 гг. до н. э. и 160 годом до н. э., под патроном подразумевался лишь «покровитель», не осуществляющий юридическую защиту (Plaut ., Capt ., 445; Ter ., Ad ., 456). Как указывают вышеприведенные авторы, статусом патрона могли обладать даже вольноотпущенники и рабы, которые, очевидно, не обладали в какой-либо степени юридическими знаниями (Plaut ., Asin ., 650; Cas ., 740; Rudens , 706, 1267).
Вышеизложенное в совокупности с упоминаемой возможностью патронов выступать в качестве законных опекунов, а также в соответствии с мнением ряда исследователей позволяет сделать вывод, что институт патроната-клиентелы на всем протяжении периода своего существования включал в себя также иные общественные отношения, не связанные с адвокатской деятельностью.
Таким образом, целостностью статус патрона не обладал, состоял из отдельных элементов с отличающейся компетенцией и правовым положением его представителей.
В заключение необходимо отметить, что, по нашему мнению, адвокатура Древнего Рима возникла в рамках института патроната в III веке до н. э., т. е. с момента, когда деятельность патронов достигла соответствия всем признакам адвокатской деятельности.
Библиография
1 См., например: Васьковский Е.В. Организация адвокатуры: в 2 т. Т. 1: Очерк всеобщей истории адвокатуры. - Спб., 1893. С. 40; Данилов Е.П. Настольная книга адвоката. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. С. 9; Деханов С.А. Адвокатура Древнего Востока, Греции и Рима (сравнительный анализ) // Адвокат. 2005. № 8. С. 87; Маккензи Т. Римское право сравнительно с законами Франции, Англии и Шотландии / пер. с англ. - М., 1864. С. 405-406; Стоянов А.Н. История адвокатуры [у древних народов]. Вып. 1. Древний мир: Египет, Индия, евреи, греки, римляне. - Харьков, 1869. C . 46-47; Grellet -Dumazeau M .Th . Le Barreau romain / 2nd ed . - Paris , 1858. P . 233.
2 См.: Ковалев С.И. История Рима / под ред. Э.Д. Фролова. - СПб., 2002. С. 91; Фюстель де Куланж Н.Д. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима / пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М., 2010. С. 115; Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1998. С. 36.
3 См.: Фюстель де Куланж Н.Д. Указ. соч. С. 116; Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Возникновение классового общества и государства. - Воронеж, 1962. С. 146.
4 См.: Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. - М., 2003. С. 59.
5 См.: Маяк И.Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). - М., 1983. С. 156-157.
6 См.: Годкин Д.Я. Проблема патроната и клиентелы в политической жизни Римской республики в новом издании «Кембриджской Древней истории» // Вестн. древней истории. 2008. № 4. С. 248; Смышляев А.Л. Народ, власть, закон в позднереспубликанском Риме (по поводу концепции Ф. Миллара) // Там же. 2003. № 3. С. 46.
7 См.: Васьковский Е.В. Указ. соч. Т. 1. С. 42-43; Деханов С.А. Западноевропейская адвокатура: сравнительно-правовое исследование. - М., 2008. С. 36-37; Ивакин В.Н. Представительство адвокатов по гражданским делам: история развития. - М., 2008. С. 17-18; Короткова П.Е. Об адвокатуре и адвокатской тайне в древних государствах // Адвокатская практика. 2009. № 5 // СПС «КонсультантПлюс»; Синеокий О.В. Адвокатура как институт правовой помощи и защиты: проблемы становления и перспективы развития: моногр. - Запорожье, 2007. С. 31.
8 См.: Brunt P.A. The Fall of the Roman Republic and Related Essays. - N.Y., 1988. P. 382-442.
9 См.: Drummond A. Rome in the Fifth Century I: the Social and Economic Framework // The Cambridge Ancient History. Vol. 7. Pt. 2. The Rise of Rome to 220 B.C. / 2nd ed. - Cambridge, 2008. P. 113-171.
10 См.: Brunt P.A. Op. cit. P. 402, 405-406; Drummond A. Op. cit. P . 159.
11 См.: Смышляев А.Л. Народ, власть, закон в позднереспубликанском Риме (по поводу концепции Ф. Миллара) // Вестн. древней истории. 2003. № 3. С. 46-60. URL : http ://ancientrome .ru /publik /article .htm ?a =1305792348&v =print
12 См.: Дионисий Галикарнасский. Римские древности: в 3 т. Т. 1 / пер. с древнегр. / под ред. И.Л. Маяк. - М., 2005. С. 93.
13 См.: Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII-III вв. до н. э. - М., 2006. С. 134-135.
14 Pseudo-Asconius. In M. Tullii Ciceronis orationem in Q. Caecilium quae divinatio dicitur // M. Tulllii Ciceronis opera quae supersunt. Vol. 5, Ps. 2. Turici, 1833. P. 104; приводится по: Васьковский Е.В. Указ. соч. Т. 1. С. 48.
15 См.: The Cambridge Ancient History. 2nd ed. Vol. 8. Rome and Mediterranean to 133 B.C. - Cambridge, 2008. P. 527.
16 См.: Тит Макций Плавт. Комедии: в 2 т. Т. 1: пер. с лат. - М., 1987. С. 670.
17 См.: Дебен Г., Морилло А. Судебные ораторы в Древнем мире: пер. с фр. - Спб., 1895. С. 78-79.
18 См.: Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения: пер. с чешск. - М., 1989. С. 184; Тираспольский Г.И. Римские законы (предъюстинианская эпоха): словарь-справочник. - М., 2010. С. 34.
19 Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. С.Л. Утченко. - М., 1962. С. 70.
20 Законы XII таблиц. С. 65.
21 См.: Пухта Г.Ф. История римского права / пер. В. Лицкой. - М., 1864. С. 224; Фюстель де Куланж Н.Д. История общественного строя в Древней Франции: пер. с фр.: в 6 т. Т. 5. - Спб., 1901-1916. С. 263-287; Stavely E.S. Rome and Italy in the Early Third Century // Cambridge Ancient History. Vol. 7. Pt. 2. The Rise of Rome to 220 B.C. 2nd ed. - Cambridge, 1989. С. 420-455.
в римском праве лицо, оказывавшее покровительство и защиту неполноправным членам римского гражданского и политического общества, а именно клиентам (см.) и вольноотпущенникам (см.). Для первых патронами были патриции, с которыми клиенты вступили в зависимые отношения, и их наследники. Для вторых патроном считалось лицо, совершившее акт манумиссии (см), преемниками же его - нисходящие агнатические родственники, независимо от того, являлись ли они наследниками первого П. Лишенные наследства агнаты не имели права на некоторые повинности вольноотпущенного, именно на его услуги и на наследственную обязательную долю. При capitis deminitio minima (см.) П. терял свои права над вольноотпущенным, причем в древнее время вольноотпущенный становился совершенно свободным; по позднейшему праву П. становились и в этом случае нисходящие агнаты. При capitis deminutio maxima П. мог указать в качестве преемника своих прав одного или нескольких из нисходящих агнатов. За неисполнение своих обязанностей по отношению к вольноотпущенному (например, если он отказывал ему в случае нужды в алиментах) или за злоупотребление своими правами (например, если патрон отдавал в наймы услуги вольноотпущенного, которыми мог пользоваться только лично сам; брал с него присягу в том, что он не женится; выговаривал себе денежные выдачи; вчинял уголовный иск) П. совершенно лишался своих прав над клиентом.
"Патрон, термин римского права" в книгах
§ 4. Особенности римского права.
Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.§ 4. Особенности римского права. Во II веке до Р.Х. Рим покорил Грецию, адаптировал греческую культуру и привнес свое – любовь к регламенту. Порядок прежде всего. Обязанность индивида – служить государству, а высшая добродетель – повиноваться его законам. Государство альфа
Возвращение римского права
Из книги История инквизиции автора Мейкок А. Л.Возвращение римского права Большой скачок вперед в XII веке сопровождался возрождением римского права.Еще в 1040 году Ансельм Люкка возродил академический интерес к коду Юстиниана, так что к концу следующего века римское право формировало основу курса права в университете
Система римского права
автораСистема римского права С развитием преторского права, и особенно юриспруденции, римское право из хаоса исторических законов и традиций стало превращаться в стройную систему. Уходил в прошлое надобщественный характер священных законов - в центре правовой системы
§ 21. Кодификация римского права
Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич§ 21. Кодификация римского права Начало систематизации права Многообразие источников, на которых основывалось римское право в период империи, создавало немалые трудности для правоприменения. Старые законы республиканской эпохи, магистратское право (воплощенное прежде
Рецепция римского права
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестенРецепция римского права РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА - заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV–XVI вв. Р.р.п. привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других - значительно повлияло на
Рецепция римского права
Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ2. Роль римского права в истории права и правовых учениях
автора Исайчева Елена Андреевна2. Роль римского права в истории права и правовых учениях Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему
3. Периодизация римского права
Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна3. Периодизация римского права Периодизация римского права - выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.1. VIII–III в. до н. э. - период
4. Рецепция римского права
Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна4. Рецепция римского права Рецепция римского права - один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.Рецепция (от receptio - «принятие») - восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того
5. Система римского права
Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна5. Система римского права Римское право постоянно развивалось исторически несколькими параллельными потоками, совершенствовалось и сложилось как система в эпоху Юстиниана.Древнейшее право fas носило религиозный характер - jus sacrum. Познание и толкование его
13. Кодификация римского права
Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна13. Кодификация римского права Причина кодификации римского права - к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия
30. Развитие римского права
Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна30. Развитие римского права Начало светской римской юриспруденции по традиции связано с именами Гнея Флавия, который похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул, и Тиберия Корункания, жившего во второй половине III в. до н. э. Классиками римской
1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права
автора Автор неизвестен1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции
2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции
Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские
5. Кодификация римского права
Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н5. Кодификация римского права Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.В IV–V вв. действовали два источника права: старое право
В Древнем Риме патронат - это форма покровительства, приводившая неполноправных или бедных граждан к зависимости от граждан богатых и влиятельных.
Патрон - знатный гражданин (первоначально из патрициев), покровитель зависимых от него вольноотпущенников и клиентов и их защитник на суде.
С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве, и вплоть до конца его существования римское общество было рабовладельческим.
Правовой статус рабов определялся тем, что раб - не субъект права, он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, наряду со скотом или как привесок к земле.
Свобода в Древнем Риме приобреталась двумя путями: человек мог быть свободным от рождения, либо стать свободным в результате отпущения из рабства.
Вольноотпущенник (libertinus), по общему правилу, приобретал правовой статус лица, даровавшего ему свободу, и в зависимости от того, кем был его прежний собственник--перегрином, латином или римским гражданином, сам получал статус, соответствующий правовому положению перегрина, либо латана или римского гражданина.
В случае освобождения из рабства вне установленной для этого специальной процедуры, вольноотпущенник вообще не становился свободным с точки зрения jus civile. Однако его свобода обеспечивалась претором, и он, таким образом, оказывался в своеобразном состоянии фактической свободы (in libertate morari).
Объем их правоспособности был ограничен. Они не только не имели jus connubii, но и их jus commercii было значительно урезано, так как не охватывало способности к составлению завещания, в связи с чем все их имущество переходило после смерти к бывшему господину. Не случайно к latini Juniani относились слова: «vivunt ut li-beri, moriuntur ut servi» (живут как свободные, умирают как рабы). Категория latini Juniani продолжала существовать и после того, как latini veteres и latini coloniarii получили права римского гражданства, и была ликвидирована лишь Юстинианом, объявившим римскими гражданами всех вольноотпущенников, если только они были освобождены при пяти свидетелях.
Вольноотпущенники перегринов, в отличие от самих перегринов, никогда не могли стать гражданами Рима.
Кроме того, не порывались полностью отношения вольноотпущенника с его бывшим господином. Последний выступал теперь как патрон (patronus) вольноотпущенника, который был обязан почитать патрона и, в частности, не имел права обращаться к нему с обесчещивающими исками (actiones famosae), удовлетворение которых влекло ограничение правоспособности ответчика. Предъявлять к патрону иные иски вольноотпущенник мог не иначе, как с разрешения магистрата. Вольноотпущенник, не соблюдающий obseqium--почтения к патрону, рисковал потерять свободу и вновь стать рабом (revocatio in servitutem propter ingratitudinem--возвращение в рабство вследствие неблагодарности).
Вольноотпущенник, далее, обязывался оказывать патрону всякого рода услуги (орегае), если патрон в них нуждался, а патрон, испытывавший материальные затруднения, имел право на получение от вольноотпущенника содержания (ali-menta). Имущество вольноотпущенника, не оставившего завещания и не имевшего детей, переходило к патрону в порядке наследования.
Основание «особых отношений» между вольноотпущенником и патроном римские юристы усматривали в том, что патрон давал вольноотпущеннику свободу, подобно тому, как отец дает жизнь своему сыну. Вот почему патрон имел над вольноотпущенником некое подобие той власти, которой paterfami-lias обладал в отношении детей. В действительности, однако, «отцовская» власть патрона над вольноотпущенником позволяла бывшему рабовладельцу продолжать, хотя и в видоизмененной форме, эксплуатацию ранее подвластных ему людей уже после того, как они вышли из рабского состояния.
В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).
Даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному.
В области частного права существовали, во-первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника. Например, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным. Запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (именовавшегося его патроном).
Так, патрон имел право:
- а) на почтительность либертина в отношении патрона. Это имело, например, практическое значение в том отношении, что вольноотпущенник не мог вызвать патрона на суд и, следовательно, был беззащитен против произвола патрона;
- б) на выполнение услуг для патрона (по существу моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую). Обязанность либертина выполнять услуги для патрона приводила к такой эксплуатации, что претор был вынужден все-таки выступать с некоторыми ограничительными мерами;
- в) на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника. Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям.
PATRÓ NUS (ПАТРО́ Н). Акт манумиссии (освобождения раба) создавал новые отношения между освободившим хозяином (manumissor) и освобожденным рабом, аналогичные отношениям отца и сына. Манумиссор становился патроном (patronus) освобожденного лица, а освобожденное лицо становилось вольноотпущенником (libertus) манумиссора. Слово « патрон» (от pater, отец) указывает на природу этих отношений. Если манумиссором была женщина, то она становилась патроной (patrona), и использование этого слова вместо « матроны» (matrona), видимо, объясняется характером прав патрона. Если рассматривать отношения патрона и вольноотпущенника в контексте раннего Рима, то их следует считать частью древней клиентелы, но по меньшей мере со времен Двенадцати таблиц, содержавших общие законодательные положения относительно прав патрона, отношения вольноотпущенника с патроном можно считать одинаковыми как для патрицианского, так и для плебейского манумиссора.
Вольноотпущенник принимал родовое имя манумиссора. Тирон, вольноотпущенник Цицерона, звался Марк Туллий Тирон.
Вольноотпущенник должен был оказывать своему патрону уважение и воздавать ему благодарность, и в древние времена патрон мог в упрощенном порядке наказать его за пренебрежение этими обязанностями. Это обязательство распространялось на детей вольноотпущенника, а долг следовало выполнять и в отношении детей патрона. В более позднее время патрон имел право выслать неблагодарного вольноотпущенника на определенное расстояние от Рима, согласно закону, принятому, вероятно, в правление Августа (Tacit. Ann . XIII. 26; Dion Cass. LV. 13). В правление Нерона предлагалось принять постановление сената, дающее патрону право обращать своего вольноотпущенника в рабство, если тот ведет себя недолжным образом по отношению к патрону. Данная мера не была принята, но последующие императоры предоставили патрону это право. Закон Элия- Сентия давал патрону право по суду преследовать вольноотпущенника за неблагодарность (ut ingratum accusare , Dig. 40. tit. 9. s. 30). Неблагодарный (ingratus) назывался также Libertus Impius (нечестивый вольноотпущенник), то есть, лишенный Pietas (благочестия).
Если вольноотпущенник привлекал патрона к суду (in jus vocavit ), то и сам подлежал специальному судебному иску (Gaius, IV. 46); по общему правилу, он не мог выдвинуть против патрона уголовное обвинение. Вольноотпущенник обязан был в случае необходимости поддерживать своего патрона и его детей и брать на себя управление его имуществом и опеку над его детьми; в случае отказа его признавали неблагодарным (ingratus, Dig. 37. tit. 14. s. 19).
Если раб являлся собственностью нескольких хозяев, был освобожден ими всеми и стал римским гражданином, то все они являлись его патронами.
Манумиссор мог обеспечить себе дальнейшие права в отношении вольноотпущенника путем стипуляции (stipulatio) или взятия с него клятвы. Предметами таких соглашений были подарки (dona et munera ) и услуги (operae ) вольноотпущенника патрону. Клятва имела силу только в том случае, если человек являлся вольноотпущенником в момент ее принесения. Если он принес клятву, будучи рабом, то должен был повторить, став вольноотпущенником; по-видимому, это и означают слова Цицерона о его вольноотпущеннике Хризогоне (ad Att . VII. 2; ср. Dig. 38. tit. 1. s. 7). Эти услуги были двух родов: услуги, относящиеся к обязанностям (Officiales), состояли в почтительности и привязанности; услуги, относящиеся к ремеслу (Fabriles), объясняются самим названием. Officiales заканчивались со смертью патрона, если соглашением не было установлено иное, но fabriles, имеющие денежный характер или денежную стоимость, подобно любой собственности, переходили к наследникам патрона. Когда патрон требовал от своего вольноотпущенника услуг, то это называлось « назначать или предписывать работы» (« ei operas indicere or imponere» ; Gaius, IV. 162; Dig. 38. tit. 2. s. 29).
Патрон не мог потребовать позорных (turpes ) или опасных для жизни услуг, таких, как проституция или бои в амфитеатре; но если вольноотпущенник владел каким-то ремеслом или профессией (artificium ), даже если освоил их после своего освобождения, то его патрон имел право на услуги в этой области.
Закон Юлия и Папия- Поппея освободил вольноотпущенников (за исключением тех, кто играл на сцене (ars ludicra) или нанимался сражаться с дикими зверями) от всех обязательств, таких, как подарки и услуги, если они имели двух детей, состоящих в отцовской власти, или одного ребенка пяти лет (Dig. 38. tit. 1. De Operis Libertorum , s. 37).
Если в завещании свобода предоставлялась непосредственно, то манумиссором считался завещатель, а его права патрона, следовательно, принадлежали его детям; если свобода предоставлялась опосредованно, то есть, путем фидеикомисса, то патроном считался человек, совершивший акт манумиссии. В тех случаях, когда раб получал свободу в соответствии с силанианским постановлением сената, претор мог назначить ему патрона, а если это не было сделано, то патроном считался тот, кто был последним хозяином данного раба (Dig. 38. tit. 16. s. 3).
Права патрона были несколько ограничены в том случае, если акт манумиссии был не вполне добровольным действием манумиссора. Например, человек, освободивший раба в соответствии с фидеикомиссом (Manumissor per fideicommissum), имел все права патрона, за исключением права привлекать вольноотпущенника к суду за неблагодарность, получать от него материальную помощь и оговаривать подарки и услуги (munera и operae); однако его права на собственность вольноотпущенника были такими же, как у любого другого манумиссора (Frag. Vat. § 225; Dig. 38. tit. 2. s. 29). Если раб давал деньги другому человеку, чтобы тот мог купить и освободить его, то манумиссор не имел прав патрона; он терял даже имя патрона, если отказывался выполнить тот акт, за который получил деньги, а раб принуждал его к выполнению соглашения, что мог сделать в соответствии с законодательством М. Аврелия и Л. Вера (Dig. 40. tit. 1. s. 4, 5). Если хозяин освобождал раба за определенную сумму денег, то сохранял все права патрона, но не мог оговаривать услуги. Человек, при покупке раба согласившийся освободить его, имел все права патрона, кроме права привлекать его к суду с.879 за неблагодарность, в случае, если раб вынуждал его предоставить себе свободу в соответствии с законодательством М. Аврелия и Л. Вера (Dig. 40. tit. 9. s. 30).
При необходимости патрон обязан был оказывать поддержку своему вольноотпущеннику; в противном случае он терял права патрона, так же, как и в случае, если выдвигал против него уголовное обвинение. Закон Элия- Сентия в числе прочих статей содержал несколько условий, связанных с правами и обязанностями патрона.
Умаление прав (capitis diminutio) патрона или вольноотпущенника разрывало связь между ними (см. Tacit. Hist . II. 92, где « jura libertorum» означает « jura patronorum» (права патронов) или « jura in libertos» (права в отношении вольноотпущенников)). Связь разрывалась, если вольноотпущенник получал звание свободного гражданина (Ingenuitas) благодаря постановлению императора о возобновлении рода (Natalium Restitutio), - но не тогда, когда он просто получал право золотого кольца (jus aureorum annulorum) .
Самое важное из прав патрона касалось имущества вольноотпущенников, умерших без завещания или составивших завещание.
Этот вопрос, применительно к периоду до Юстиниана, можно разделить на две следующих рубрики: 1) обычные предписания закона; 2) чрезвычайные. Первые включали предписания старого гражданского права и эдикт о вступлении в наследство (Bonorum Possessio), а вторые - вступление в наследство вопреки завещанию вольноотпущенника (Bonorum Possessio contra tabulas liberti) и вопреки « своим наследникам» , не являющимся родными (contra suos non naturales), вступление в наследство вопреки завещанию вольноотпущенницы (Bonorum Possessio contra tabulas libertae) и право на соответствующую долю (virilis pars), предоставленное законом Папия- Поппея.
По закону XII таблиц, если вольноотпущенник умирал без завещания и без « своих наследников» , то его наследником являлся патрон. На это смотрели как на право агнации. Законная опека патронов (Legitima patronorum tutela) прямо не упоминалась в XII таблицах, но была законным следствием правила о наследовании (Ulp. Frag . XI. 3). Если без завещания умирала вольноотпущенница, которая не могла иметь « своего наследника» , то наследником становился патрон. Орфитианское постановление сената, принятое после того, как были написаны « Институции» (III. 51), в предпоследний год правления М. Аврелия, внесло некоторые изменения в этот порядок. Фрагмент Ульпиана (Frag . XXIX. 2), написанный, когда это постановление имело силу, гласит, что если вольноотпущенница умирает без завещания, то патрон наследует ее имущество, так как мать не может иметь « своих наследников» , однако сам Ульпиан (lib. 12, ad Sabinum ; Dig. 38. tit. 17. s. 1) говорит, что согласно орфитианскому постановлению сената, дети могли наследовать матери независимо от того, была ли она свободнорожденной (Ingenua) или вольноотпущенницей (Libertina). Это кажущееся противоречие устраняется предположением, что данное постановление сената давало детям равные права с патроном в таких случаях.
Эти права принадлежали как патрону, так и патроне, а также детям патрона (Ulp. Frag . XXVII). Сыновья патрона имели те же права, что и сам патрон, но дочери - только те права, которые были предоставлены сыновьям законами XII таблиц; у дочерей не было права наследовать вольноотпущеннику вопреки его завещанию или, при отсутствии завещания, вопреки « своим наследникам» вольноотпущенника, не являющимся родными (Bonorum Possessio contra tabulas testamenti liberti aut ab intestato contra suos heredes non naturales), пока эти права не были предоставлены им законом Папия- Поппея (Ulp. Frag . XXIX. 4, 5). Трудность, вызванная фрагментом законодательства Юстиниана о правах патрона, рассмотрена Унтерхольцнером (Zeitschrift , V. p. 37). Представляется, что законы XII таблиц не давали детям патроны таких же прав, как детям патрона, но закон Папия- Поппея, вероятно, произвел некоторые изменения в этом вопросе (Zeitschrift , V. p. 43, &c.).
Эти права патрона могли существовать только в том случае, если вольноотпущенник был освобожден римским гражданином и стал римским гражданином в результате манумиссии. Соответственно, если человек получал гражданство, ему отдельно должно было предоставляться право патрона (ius patronatus), чтобы он обладал правами патрона в отношении своих вольноотпущенников, которые одновременно должны были стать римскими гражданами (Plin. Ep . X. 6). Как уже отмечалось, умаление гражданских прав (capitis diminutio) патрона или вольноотпущенника аннулировало права патрона на наследство (Gaius, III. 51).
Если у одного вольноотпущенника было несколько патронов или патрон, то они делили наследство поровну, хотя в то время, когда этот вольноотпущенник был рабом, их доли во владении им могли быть не равны. Эти права патрона напоминают совместное владение в английском праве, ибо тот или те патроны, которые пережили других, имели все права патрона, а дети умершего патрона исключались. Если все патроны умерли, оставив нескольких детей, то наследство вольноотпущенника разделялось поровну между всеми детьми (in capita ), в соответствии с законом о наследовании в случае агнации (Gaius, III. 16, 59, &c.).
Постановление сената, принятое в правление Клавдия, позволило патрону передавать свои права на наследство вольноотпущенника любому из детей, находящихся в его власти, и исключать остальных детей (Dig. 38. tit. 4).
Эдикт расширил права патронов на наследство (Bonorum Possessio). Согласно гражданскому праву, права патронов были основаны на предполагаемой агнации; согласно эдикту, они были основаны на предполагаемой когнации. Эдикт призывал к наследованию после вольноотпущенников: 1) их детей; 2) их законных наследников (heredes legitimi); 3) их когнатов, которые, конечно, должны быть потомками; 4) семью (familia) патрона; 5) патрона и патрону, их детей и родителей, что было предусмотрено на тот случай, если патрон или патрона подверглись умалению гражданских прав (capitis diminutio) и поэтому не могли быть призваны в четвертой очереди; 6) мужа или жену вольноотпущенницы или вольноотпущенника; 7) когнатов манумиссора.
Первоначально вольноотпущенник, составляя завещание, мог обойти (praeterire ) патрона. Но согласно эдикту, если вольноотпущенник не оставил патрону не менее половины своего имущества, то патрон или его сын мог вопреки завещанию унаследовать (bonorum possessio contra tabulas) половину имущества. Если вольноотпущенник умирал без завещания, не оставив « своих наследников» , кроме приемного ребенка, жены под рукой (in manu) или невестки под рукой сына, то патрон имел право на половину наследства вопреки этим « своим наследникам» . Но если вольноотпущенник имел родных детей (naturales ), подвластных ему в момент смерти, или эманципированных, или отданных в усыновление, и если эти дети были назначены наследниками в его завещании или обойдены в завещании (praeteriti) и притязали на наследование вопреки завещанию (Bonorum possessio contra tabulas), то патрон не мог претендовать на имущество вольноотпущенника. Патрон не исключался из наследования, если дети вольноотпущенника были лишены наследства (Gaius, III. 40; Dion Cass. LI. 15 и примечание Реймара).
По закону Папия- Поппея, если вольноотпущенник владел имуществом в сто тысяч сестерциев и имел меньше трех детей, то патрон получал с.880 равную долю (virilis pars ) с детьми, независимо от того, оставил ли вольноотпущенник завещание; и свободнорожденная патрона, имеющая трех детей, пользовалась такой же привилегией. До закона Папия патроны имели только те права, которые были предоставлены им XII таблицами, но этот закон поставил свободнорожденную патрону, имеющую двух детей, и патрону-вольноотпущенницу, имеющую трех детей, в то же положение по отношению к приемному сыну, жене под рукой или невестке под рукой сына, какое по эдикту занимал патрон. В такое же положение этот закон поставил и дочерей патрона, имеющих трех детей. Также этот закон предоставил свободнорожденной патроне (но не вольноотпущеннице), имеющей трех детей, те же права, что и патрону.
Согласно прежнему закону, вольноотпущенница находилась под законной опекой своего патрона и поэтому не могла распоряжаться своим имуществом без его согласия (patrono auctore ). Закон Папия освободил от этой опеки вольноотпущенницу, имеющую четверых детей, так что она могла составить завещание без согласия патрона, но закон требовал, чтобы патрон получил равную долю с ее оставшимися в живых детьми.
Если вольноотпущенница умирала, не оставив завещания, то закон Папия давал патроне, имеющей детей (liberis honoratae ), столько же прав, сколько она имела и раньше; таким образом, если ни патрона, ни вольноотпущенница не подверглись умалению гражданских прав (capitis diminutio), то патрона, даже не имеющая детей, наследовала, а дети вольноотпущенницы исключались из наследования. Если вольноотпущенница оставляла завещание, то закон Папия давал патроне, имеющей требуемое законом число детей, те же права, какими по эдикту обладал патрон вопреки завещанию вольноотпущенника (contra tabulas liberti). Этот же закон давал дочери патроны, имеющей одного ребенка, те же права, какие имел патрон вопреки завещанию вольноотпущенника (contra tabulas liberti; Gaius, III. 53; текст, который Унтерхольцнер на очень недостаточных основаниях предлагает исправить, Zeitschrift , V. p. 45).
Положения закона о наследовании патроном имущества вольноотпущеников-латинов отличались от вышеописанных в различных аспектах. Это имущество рассматривалось как пекулий и имело особенности этого вида собственности. Оно переходило к « чужим наследникам» манумиссора, но не к его детям, лишенным наследства; и в этом состояло его отличие от имущества вольноотпущенника - римского гражданина. Если имелось несколько патронов, то имущество переходило к ним в долях, пропорциональных их долям во владении бывшим рабом, и это соответствовало принципу, согласно которому доля умершего патрона должна была перейти к его наследнику. Ларгианское постановление сената, принятое в правление Клавдия, установило, что имущество латинов должно сначала переходить к тем, кто их освободил, затем к их потомкам (liberi), прямо не лишенным наследства, в соответствии с близостью родства, а затем, согласно прежнему закону, к наследникам манумиссора. Единственный результат этого постановления заключался в том, что оно поставило потомков (liberi), прямо не лишенных наследства, выше « чужих наследников» (extranei heredes). В соответствии с этим, эманципированный и обойденный в завещании сын патрона, который не мог притязать на наследование (Bonorum possessio) отцовского имущества вопреки его завещанию (contra tabulas testamenti), мог притязать на имущество латина прежде « чужих наследников» (extranei heredes).
Относительно дедитициев по закону Элия- Сентия существовало два правила. Имущество тех, кто в результате манумиссии стал бы римским гражданином, если бы не препятствия к этому, переходило к их патронам так, как будто они были римскими гражданами, однако они не имели права на завещание (testamenti factio). Имущество тех, кто в результате манумиссии стал бы латином, если бы не препятствия к этому, переходило к их патронам так, как будто они были латинами; в связи с этим Гай замечает, что в данном вопросе законодатель не очень ясно выразил свои намерения. Он уже делал подобное замечание относительно одного положения закона Папия (III. 47).
О других значениях слова « патрон» см. и ORATOR .
Вопрос о патронате имеет важное значение для правильного понимания многих аспектов римского общественного строя. Этот несовершенный набросок может быть дополнен ссылкой на следующие источники: Gaius, III. 39- 76; Ulp. Frag . tit. XXVII, XXIX; Dig. 37. tit. 14, 15; 38. tit. 1, 2, 3, &c.; указатель к Paulus, Sent . Recept .; о законодательстве Юстиниана Inst. 3. tit. 8, &c.; Unterholzner, Ueber das patronatische Erbrecht , Zeitschrift , V., и статья , со ссылками в Rein, Das Röm . Privatrecht , p. 285, и у Walter, Geschichte des Röm . Rechts , pp. 507- 516 и 684- 689.