Объект, предмет и метод теории организации. Организационные отношения как предмет теории организации. Основные элементы теории организации Объект предмет и методы исследования теории организации

НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-

1.1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ

Теория организации , как и любая иная современная теория, представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их внутренние связи и законы функционирования и развития. Основная функция любой теории – объяснительная. Соответственно функция теории организации заключается в демонстрации того, что является организацией, для чего они возникают, как они возникают, развиваются, трансформируются и исчезают, каким законам они подчиняются в своём функционировании и развитии.

Представители различных школ и направлений в теории и практике менеджмента по-разному подходили к выбору объекта и предмета в теории организации. Так Ф. Тейлор считал, что объектом является организация труда, а предметом – трудовые процессы. Г. Форд – основатель гигантского автомобилестроительного концерна – в качестве объекта видел организацию производства, а в качестве предмета – технологические потоки и производственные процессы. В классической школе управления в качестве объекта выступает организация в целом, а в качестве предмета – структуры и функции организации, содержание и методы работы. Теория человеческих отношений и различные поведенческие школы в качестве объекта рассматривают организации людей, а в качестве предмета – мотивы поведения людей в организации.

В современной теории организации принято рассматривать в качестве объекта теории организации регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в социально-экономических системах, обуславливающие взаимодействие людей по поводу организовывания совместной деятельности, то есть такие процессы как организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласовывание и т.п.

В качестве предмета теории организации принято рассматривать организационные отношения, то есть связи ивзаимодействия между различными организационными образованиями и их структурными составляющими, а также организующие и дезорганизующие действия и процессы.

Таким образом, на основании определения объекта и предмета теории организации саму теорию организации можно определить как теорию организационных отношений. В принципе в качествепредмета теории организации можно рассматривать методы, категории, понятия и т.п., раскрывающие суть данной сферы деятельности.

Поскольку из определения объекта и предмета теории организации уже виден её комплексный характер, то и набор категорий и понятий теории организации также носит комплексный характер. Достаточно условно он может быть разбит на три группы:


· категории, общие для большинства социальных и экономических наук: общество, государство, власть, собственность, рынок, социальная деятельность и социальные отношения, экономическая деятельность и экономические отношения, человек, личность, ресурсы, институты и т.п.;

· категории, отражающие преимущественно явления и процессы, происходящие в социально-экономических системах: организация, организационная система и организационная структура, миссия и цель организации, лидер организации, законы и типы организаций, организационная культура и т.п.;

· категории, раскрывающие технологии организационной деятельности: стратегии, программы, проекты, планы, правила и процедуры, инновации и риски, коммуникации и связи, конфликты и их разрешение, прямые и обратные связи и т.п..

Под методом теории организации понимается набор теоретико-познавательных и логических принципов, а также научного инструментария, используемого для исследования системы организационных отношений. Собственно метод теории организации не описывает сам объект или предмет исследования (систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие средства и как применить для получения достоверных знаний. К основным методам относятся:

· индуктивный метод , представляющий собой мысленное движение от единичного к общему;

· статистический метод , заключающийся в учёте повторяемости каких-либо факторов или явлений;

· абстрактно-аналитический метод , позволяющий «абстрагироваться», то есть мысленно выделить наиболее существенные свойства и связи;

· сравнительный метод или метод сравнительного анализа , позволяющий сравнивать между собой различные процессы, тенденции, закономерности, динамику, возможности и т.п.;

· метод комплексного подхода , который позволяет рассматривать объекты и явления на стыке различных наук в междисциплинарном аспекте;

· системно-исторический метод , позволяющий исследовать процессы изменений в объекте, а также переходы объекта из одного состояния в другое и т.п.

Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний

КраткиЙ конспект лекций по ДИСЦИПЛИНЕ

Теория организации выделилась из теории управления. Если теория управления отвечает на вопрос «зачем и как воздействовать на объект», то теория организации отвечает на вопрос « чем управлять?».

Понимание организации создает основу для изучения управления.

Теория организации изучает принципы, закономерности и законы создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организаций.

Объект теории организации – организационные системы. Объект теории организации носит многоуровневый характер – от общества в целом, его основных подсистем до предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации – организационные процессы и, прежде всего, отношения по поводу организации совместной деятельности людей для достижения поставленной цели.

2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организация, законы организации, организационная культура и др.);

3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

Близкими по содержанию и предмету исследования являются такие научные направления, как общая теория систем, кибернетика, теория катастроф, синергетика, а также прикладные теории социального направления: психология, социология организаций, организационное поведение и др. При всей сложности общих проблем, решаемых этими родственными научными направлениями, каждое из них имеет свой определенно очерченный круг исследуемых задач.

Так, кибернетика изучает законы функционирования особого вида систем, называемых кибернетическими, которые связаны с восприятием, запоминанием, переработкой и обменом информацией.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

Метод теории организации – набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного)



инструментария для исследования системы организационных отношений.

Организационные процессы носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплины. Поэтому на ряду с методами исследования систем управления (индуктивный, дедуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный методы и др.) широко используются такие подходы как комплексный, функциональный, системный и исторический.

Рисунок 1. Подходы к изучению проблем организации

Системный подход – рассмотрение организации как системы. Исследование целостности объекта, выявление многообразия типов связей в нем и сведение их в единую картину.

Комплексный подход – раскрытие новых свойств организации посредством изучения объекта в междисциплинарном плане на стыке различных наук;

Функциональный подход – рассмотрение организации с функциональных позиций. Раскрытие ее функциональной целостности и законов поведения (функционирования).

Исторический подход – рассмотрение организации во времени, с позиций ее истории и раскрытия закономерностей ее перехода из одного качественного состояния в другое.

Можно выделить четыре основных вопроса, на которые должна ответить теория организации как наука:

1) определение размеров и границ организации;

2) определение способа упорядочивания элементов организации;

3) определение элементарной единицы (“атома”) организации;

4) определение способа адаптации организации к изменениям.

1.2 Место теории организации в системе научных знаний

Теория организации выделилась из теории управления в самостоятельную дисциплину, в связи с возрастающей значимостью знаний о природе и свойствах управляемого объекта для повышения эффективности целенаправленной деятельности по переводу объекта в желаемое состояние, что собственно и есть управление.

Теория организации использует подходы и достижения смежных дисциплин:

– психологии, социологии, антропологии в части выявления места и роли человека в становлении и функционировании социальных систем, группового поведения, процессов социализации, коммуникаций, природы социальных конфликтов, статуса власти, бюрократии;

экономической теории в части исследований отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования объектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерения, методов экономического стимулирования;

– стратегического менеджмента в части необходимости формировать цели и стратегию организации как основу для ее построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий в соответствии с избранным курсом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http : www . allbest . ru /

Министерство науки и образования федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский Государственный Университет

имени С.А. Есенина». Факультет социологии и управления.

Кафедра управление персоналом.

на тему: «Объект, предмет и метод теории организации».

Выполнил:

студент 2 курса группы У-21

Забродский Дмитрий Алексеевич.

Рязань 2013г.

1. Введение

4. Метод теории организации

5. Функции теории организации

8. Заключение

9. Список литературы

1. Введение

Каждый человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работаю, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как нет и людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнить свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открываются, почему их участники действуют так, а не иначе, - ответы на эти вопросы призвана дать тория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жестокой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности. теория организация метод функция

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение теории организации призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов и в конечном счете - к их адаптации к условиям рыночных отношений. Важно знать объект этой науки, выделить предмет изучения и рассмотреть основные методы.

2. Теория организации как наука

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения) и отношения, возникающие внутри этих организаций, а также поведение организаций во внешней среде.

Организацию можно сравнить с живым организмом. В настоящее время организация приобретает все черты самостоятельного организма, борющегося за выживание и комфортное существование в условиях рынка.

Теория организации - это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей действительности

Теория организации занимает особое место в ряду учебных дисциплин специальности «Менеджмент организации». Каждый человек осознанно или неосознанно участвует в организационных процессах. Что касается менеджмента, организация (предприятие), с одной стороны, является средой деятельности менеджера, с другой стороны - организация (организовывание) выступает одной из основных функций управления (рис. 2). Организация как функция управления направлена на объединение человеческих, финансовых и материальных ресурсов.

Теория организации опирается на исследования в различных областях: социологию труда (теория мотивации и побуждение персонала к сознательному труду, учет соотношения стимулов и факторов удовлетворенности трудом, эффективности различных способов материального и морального поощрения), психологию (при оценивании роли личности в коллективе и поведения индивидуумов в процессе организационной деятельности), социальную психологию (закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в социальных группах, психологическими характеристиками этих групп). Вклад в теорию организации внесла наука кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Связь теории организации с информатикой объясняется тем, что предметом и результатом труда управляющей части организации является информация.

3. Объект и предмет теории организации

Любая современная теория представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития. Теория выполняет объяснительную функцию. Она показывает: какими свойствами и связями располагает объект исследования, каким законам он подчиняется в своем функционировании и развитии. Появление новой теории оправдано лишь тогда, когда открываются собственные объект и предмет исследования. Объектом познания обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, а предметом - исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношения объекта. С теоретико-познавательной точки зрения и объект, и предмет познания - феномены однопорядковые, относятся к окружающей нас действительности и противостоят субъекту.

Авторы различных школ и направлений в теории и практике менеджмента, по-разному подходили к выбору объекта и предмета организации. Так, в учении Ф. У. Тейлора объектом организации является организация труда, а предметом - трудовые процессы, трудовые приемы, движения, методы работы. У Генри Форда объектом организации является организация производства, а предметом - технологические потоки, производственные процессы. В классической школе в качестве объекта выступает организация в целом, а предметом организации являются структуры и функции аппарата управления, регламентация содержания и методов работы. Теория человеческих отношений и различные поведенческие школы рассматривают в качестве объекта организации людей, а в качестве предмета исследования - мотивы поведения людей в организации.

В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы и человеческой деятельности, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей их развития и роли «в экономии мирового процесса».

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений.

Поскольку самоорганизующиеся, регулируемые процессы характерны для всех сложных организационных систем, объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. Многообразие видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через введенные А.А. Богдановым регулирующие механизмы: конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой); ингрессии («вхождение», образование связующего промежуточного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности); дезингрессии («вхождение», образование нейтрализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности); цепной связи (объединения посредством общих звеньев); отбора и подбора, стихийно регулирующих мер; бирегуляции (обратной связи), эгрессии и дигрессии (централистский и скелетный способы формирования комплексов). Таким образом, теория организация есть теория организационных отношений.

В предмет теории организации целесообразно включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности.

Категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная, неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.).

Категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

Предложенное разделение на категории теории организации носит условный характер. В процессе исследования организационных проблем и в практике организаторской деятельности они применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.

4. Метод теории организации

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо». Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической, поэтому понятие «метод» в равной степени относится и к теории, и к практике. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание процедур для получения нового знания.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, обладающего определенными потребностями, возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека и средством его дальнейшей работы.

Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.

К основным методам теории организации относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный и др.

Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями.

Абстрактно-аналитический метод позволяет устанавливать законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется либо путем вычисления исследуемого явления из некоторой целостности, либо путем составления обобщенной картины изучаемого явления, либо путем замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой.

Суть сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем.

Эффективность применения сравнительного метода в практической организаторской деятельности, научном исследовании определяется правилами, выработанными многовековым исследовательским опытом:

во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеряемые события (факты);

во-вторых, следует выявлять не только признаки сходства в сравниваемых событиях (фактах), структурах, но и признаки отличия;

в-третьих, сравнение должно осуществляться, прежде всего, по таким признакам сходства и различия, которые имеют важное, существенное значение. Следует сравнивать неизвестное (объясняемые факты) с известным (ранее установленными знаниями).

Организационные процессы и явления носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо однодисциплинарной науки. Поэтому в этих условиях особое значение приобретают новые методы комплексного и функционального анализа, системного и исторического подхода (рис.1.1). Благодаря их широкому применению появляется возможность наиболее полного, глубокого и всестороннего исследования проблем теории организации.

Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

Исследование организаций с позиций системного подхода дает возможность раскрыть такие свойства организации, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между ее элементами, внутриорганизационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими.

Применение функционального подхода дает возможность:

изучить проявление целенаправленности и активности деятельности организации;

установить то место, которое занимает та или иная организация в природных и общественных процессах;

выявить взаимодействие рассматриваемой организации с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри данной системы.

Системно-исторический подход определяет, интегрирует данное состояние и движение организации, учитывает нарастание темпов развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

5. Функции теории организации

Теория организации как научная и учебная дисциплина тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая.

Познавательная функция проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий.

Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией теории организации. В отличие от частных теорий теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро- и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.

Законы-тенденции теории организации раскрывают более масштабные процессы становления, развития и функционирования организационных систем, их знание является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организации является методологической базой для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.

Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и политических конфликтов.

Прогностическая функция позволяет заглянуть в «общественное завтра», предугадать организационные явления и события.

6. Место теории организации в системе смежных наук

За период от возникновения всеобщей организационной науки А.А. Богданова (1913 г.), заложившей основы теории организации, до наших дней бурный расцвет получили такие близкие к ней по содержанию и предмету исследования, научные направления, как кибернетика, общая теория систем, структурный анализ, теория катастроф, синергетика, теория организаций, теория управления, а также востребованные жизнью прикладные теории социального направления: теория менеджмента, социология организаций, организационное поведение и др. Они, в буквальном смысле слова, подхватили основные концептуальные идеи организационной науки, подвергнув их дальнейшему исследованию и развитию. При всей схожести общих проблем, решаемых этими родственными научными направлениями, каждое из них имеет свой определенно очерченный круг исследуемых задач.

Так, кибернетика изучает законы функционирования особого вида систем, называемых кибернетическими, которые связаны с восприятием, запоминанием, переработкой и обменом информации. Теоретическим ядром кибернетики являются: информационная теория, теория алгоритмов, распознания образов, оптимального управления и т.п.

По тем же соображениям и структурный анализ, и синергетика, и теория управления не могут заменить теории организации, ибо каждая из них изучает свою часть окружающего нас мира. Что же касается прикладных теорий: организаций, менеджмента, социологии организации, организационного поведения и многих других, то они преломляют всеобщие закономерности организационных процессов в конкретных условиях их действия.

Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для организации и управления компаниями, персоналом и другими ресурсами общественных образований. Она необходима для научной организации общественных (социальных) структур - компаний, фирм, цехов, отделов и т. п. Теория организации - одна из серии управленческих наук, основой которой служит теория управления (рис. 1.2.).

Теория организации тесно связана с естественными и общественными науками. Они являются источниками идей, образов, организационного опыта. Из биологии, химии, физики черпается множество сведений для осмысления общих организационных закономерностей и принципов, а также распространения их на процессы сохранения и разрушения всех видов систем. Математика не только дает инструментарий для количественной оценки организационных связей и отношений, но и является наглядным примером для иллюстрации организационных форм целого.

Особое значение имеет связь теории организации с системой социальных наук. Именно благодаря исследованию закономерностей организационных процессов она оказывает положительное влияние на развитие теории социального управления, охватывающей науку управления народным хозяйством, теорию государственного управления и др. Однако теория организации не может заменить ни теории управления вообще, ни теории управления производством, но может способствовать развитию прикладных научных исследований в этих областях.

Таким образом, в основе теории организации лежат три главные сферы научного знания: науки математические, естественные и общественные. Этим определяется связь теории организации с другими областями научных знаний.

7. Современный подход к теории организации

Традиционная теория организации обращала внимание главным образом на отдельные элементы организации и рассматривала методы, позволяющие разделить ее деятельность на отдельные задачи или рабочие операции. Она не уделяла достаточного внимания взаимным связям и интеграции деятельности элементов организации. Не продвинулась в этом направлении и неоклассическая теория, которая стремилась в традиционную механистическую модель организации включить человека с его мотивами, устремлениями, желаниями и ограничениями. Ни один из этих подходов не дает возможности создать интегрированную, системную модель организации.

Все большее внимание привлекает идея, что наиболее полезный путь к изучению организаций состоит в том, чтобы рассматривать их как системы. Этот новый взгляд стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимозависимых частей и переменных, и рассматривает предприятие в целом как социальную систему, входящую в состав более широкой системы - общества. Этот взгляд отражен Парсонсом в его определении организации: “Представляется целесообразным определить организацию как социальную систему, которая организована для достижения определенной цели; достижение этой цели является одновременно исполнением одной из функций еще более широкой системы, а именно - общества”.

Современная теория организации и общая теория систем тесно связаны между собой, причем теория организации является самостоятельным элементом общей теории систем. Как теория систем, так и теория организации изучает общие свойства организации как единого целого.

Современная теория организации в различных аспектах рассматривает как каждую подсистему отдельно, так и их взаимоотношения. Традиционная теория управления организацией уделяла главное внимание иерархической пирамиде работ и задач, подчеркивая вертикальные связи в этой пирамиде.

Современная теория управления, напротив, рассматривает всю систему как совокупность составляющих ее подсистем и различных элементов, взаимодействующих и связывающихся между собой. Здесь учитываются не только вертикальные, но также горизонтальные и пересекающиеся связи. В современной организации именно эти связи становятся исключительно важными. Функция горизонтальных связей состоит в упрощении решения проблем, возникающих вследствие разделения труда. Их природа и особенности определяются членами организации, которые имеют различные организационные подцели, но взаимозависимая деятельность которых требует “взаимосцепления”.

Традиционный подход к административной власти уделяет большое внимание некоторым видам отношений внутри организации, но не учитывает других, не менее важных. По современным представлениям о сущности административной власти взаимоотношения между руководителями и подчиненными являются результатом интеграции формальной структуры и процессов изменения. Голембиевский утверждает: “Взаимоотношения власти являются “интегрированными”, поскольку они включают в себя “традиционные”, “функциональные” и “поведенческие” взаимосвязанные элементы. Для практического применения указанного принципа “интегрированной” власти критическим моментом является улучшение согласования этих различных пересекающихся элементов так, чтобы они существенно усиливали друг друга”

Таким образом, современная теория организации рассматривает систему и ее компоненты с различных точек зрения, уделяя особое внимание интеграции подсистем и процессов изменения.

Отдельные компоненты предприятия объединяются в жизнеспособную, эффективно действующую систему с помощью функции организации. Более сложные взаимоотношения людей приводятся в порядок, в систему в результате процесса организации. Таким образом, принципы организации приобретают жизненно важное значение для системного подхода. Функция организации является основным средством, или “связующим посредником”, с помощью которого отдельные трудовые и материальные ресурсы соединяются вместе, чтобы образовать интегрированную, работоспособную систему.

8. Заключение

Следовательно, теорию организации следует рассматривать как комплексную научную дисциплину, впитавшую в себя достижения смежных общественных наук, в результате развития которой в науке сформировался широкий комплекс организационных дисциплин: организация предпринимательства, организация научных исследований, организация труда, организация производства, организация управления.

В основе всех организационных наук лежат общие законы, закономерности и принципы. Теория организации устанавливает общие для всех этих наук категории, развивает формы и методы организации и вооружает ими ученых. Теория организации непосредственно связана с целым рядом смежных дисциплин: организационное поведение, управление персоналом, стратегический, финансовый, производственный и инновационный менеджмент, управление качеством, маркетинг, логистика.

Итак, теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания, развития, функционирования и ликвидации организации как единого целого. Положения теории организации базируются на экономических законах и законах других наук: теории систем, кибернетики, теории управления, хотя она опирается на законы, которые присущи только ей.

Список использованной литературы

1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимова.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с

2. Журавлев, П.В. Технология управления персоналом: настольная книга менеджера / П. В. Журавлев. - М. : Экзамен, 2007. - 575 с.

3. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - XVIII, 558 с.

4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.

5. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 320 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предмет и метод теории организации. Сущность организационных процессов. Конкретные методы изучения теории организации. Место теории организации в системе наук и ее связь со смежными науками. Основные процессы развития науки, дифференциация и интеграция.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2010

    Сущность теории организации: принципы, законы и закономерности создания, функционирования, реорганизации организаций. Теория организации как часть науки об управлении. Связь теории организации с экономической, социологической и юридической науками.

    презентация , добавлен 07.04.2011

    Объект, предмет и метод теории организации, ее связь с другими науками. Организационные процессы в природе и обществе. Системный подход к организации. Сущность и задачи управления, общие условия эффективного выполнения управляющей системой своих функций.

    курс лекций , добавлен 12.01.2012

    Классические представления о социально-экономической системе. Жизненный цикл организации, особенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития. Сущность теории институциональных преобразований, теории реинжиниринга и альянсов.

    реферат , добавлен 13.12.2012

    Системная парадигма и теория организации. Содержательная классификация теорий организаций. Роль управления знаниями в действии теории организации. Значение использования групп (команд) в теории организации как науки. Значение факторов внешней среды.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2010

    Рассмотрение традиционной бюрократической теории организации Макса Вебера с определением ее роли в существовании современных организаций. Анализ основных моделей и теорий построения, которые получили развитие из бюрократической теории организации.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2015

    Школа принятия решений в теории организации. Теория организационного равновесия и группировки. Интеграционный подход к организации. Традиционная механистическая модель организации, включающая человека с его мотивами, устремлениями и ограничениями.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2010

    Понятие и принципы функционирования, внутренняя структура организации как упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте. Объект, предмет и метод соответствующей теории, связь со смежными науками.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2015

    Основные направления развития теории организации. Среда функционирования. Суть эволюционного подхода. Основное отличие организации от организма в критериях эволюции. Закон итерации, единства, самосохранения. Типологизация, методы управления организациями.

    реферат , добавлен 02.06.2015

    Сущность и основные признаки организации. Объективные и субъективные проблемы, снижающие уровень управления в организации ("болезни" организации). Развитие теории организации. Классификация (типология) организаций. Виды конфликтов в организации.

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ.

Теория организации в системе наук.

Теория организации – составная часть всеобщей организационной науки и наиболее близкая к теории управления научная дисциплина.

Существует связь теории организации с другими науками , что представлено на рис. 1.1.1.

Здесь выделены основные научные направления, с которыми, так или иначе, связана теория организации. При этом каждое из обозначенных направлений имеет сложный характер и включает в себя множество специальных и дополняющих подсистем.

Например, теория управления, безусловно, играет важнейшую роль в теории организации, при этом данная наука дополняется стратегическим менеджментом, государственным управлением, управлением персоналом, управлением проектами, инновационным менеджментом, финансовым менеджментом, креативным менеджментом, территориальным управлением, информационным менеджментом и др., что на данной схеме не отражено, но подразумевается.


Рис. 1.1.1. Связь теории организации с другими науками.

Рассмотрим значение отдельных наук для развития теории организации.

1). Теория управления . Это важная современная наука, к числу поклонников которой принадлежит и автор, раскрывает особенности воздействия (взаимодействия) одних лиц на другие с целью получения определенного результата. При этом теория управления отвечает на вопрос: «Как и Зачем осуществляется данное воздействие или взаимодействие?» Теория организации дает ответ на вопрос: «На что или Где осуществляется это воздействие или взаимодействие?» То есть две данные науки гармонично дополняют друг друга. Теория управления дает теории организации бесценный обобщенный материал об особенностях управления организацией, к чему мы постоянно обращаемся в данном курсе.

2). Экономическая теория – основа всех социально-экономических дисциплин. В теории организации она, прежде всего, интересна нам тем, что раскрывает особенности человеческих отношений по производству материальных благ – именно того, ради чего и создается большинство организаций. Человек вступает в трудовые, производственные, финансовые и др. отношения, то есть либо сам формирует новые организации, либо стимулирует их возникновение. Таким образом, теория организации получает от экономической теории информацию о том, для чего создаются организации, и как данные объединения производят продукт, создают рабочие места и прибавочную стоимость.

3). Теория систем – молодая перспективная наука, сформировавшаяся в прошлом веке и уже завоевавшая миллионы поклонников и последователей. Существенный момент данной науки – представление всего в мире в виде тех или иных систем. Напомним, что система – это совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных на основе некой общности . Системы бывают самые разные: открытые и закрытые; статические и динамические; физические, биологические, социальные и др. Социальная система – это и есть организация. То есть мы рассматриваем данное явление с точки зрения входящих в нее элементов (подразделений, индивидов, социальных групп, неформальных объединений и прочее), а также всего комплекса отношений возникающих внутри данной социальной системы. Не будем забывать, что организация – открытая динамическая система, а значит - она живет в изменяющейся среде, с которой находится в тех или иных развивающихся отношениях. Таким образом, теория систем ответила на многие вопросы в исследовании сущности организации, о чем мы будем говорить позднее.

4). Социология – социальная наука о человеческих отношениях в различных объединениях людей. Для теории организации данная наука играет существенную роль, так как объединение людей – это основа организации, и особенности данных объединений имеют существенное значение для изучения организаций.

5). Юриспруденция – наука о праве, то есть о том, что защищает человека и регулирует человеческие отношения. В теории организации используются многочисленные юридические нормы, раскрывающие правовой статус тех или иных организаций, форм их существования, взаимодействия друг с другом и др.

6). Социальная психология – наука, родственная социологии, отвечающая на вопросы об особенностях существования человеческих коллективов. Поскольку любая организация существует на базе именно коллективов, то взаимодействие социальных наук имеет огромное взаимное значение.

7). Психология – социальная наука о «внутреннем мире» человека, его сознательных и бессознательных особенностях. Для теории организации данные аспекты имеют важное значение в силу того, что все решения, включая управленческие, в организации принимаются человеком, соответственно его психологическое состояние, основы мотивации, волевое начало, самоорганизация, восприимчивость и др. играют существенную роль в функционировании и развитии организации.

8). История – «наука о былом», то есть о том, что было раньше и играло тогда существенную роль. Автор исходит из того, что происшедшее ранее имеет определенное значение для дальнейшего развития. Соответственно в теории организации мы не можем ни учитывать исторический опыт человечества, в том числе историю человеческих отношений и особенности построения организаций как объединения людей в предыдущие исторические периоды.

9). Информатика – динамично развивающаяся наука об информации, занимающаяся изучением особенностей производства, передачи, обработки, обобщение, использования и осуществления иных операций с данными. Без притока новой информации современная наука умирает. Соответственно теория организации является активным потребителем результатов информационной наука, включая не только методы обработки информации, но и применяя формы и способы организации информационного пространства в социальных, в том числе производственных, системах.

10). Инноватика – молодая наука, изучающая производство и использование нового знания - инноваций. Очевидно, что любая современная организация постоянно производит инновации. Тезис «ничто не вечно, кроме перемен» стал лозунгом управления XXI века. Об управлении знаниями мы будем говорить отдельно.

11). Политология – социальная наука о человеческой деятельности по борьбе за завоевание, обладание, сохранение и использование власти. Для теории организации данная наука имеет существенное значение, так как в любой социальной системе существует властный элемент, необходимый для целенаправленной деятельности данной организации. Также нам важно изучение определенного вида социальных систем – политических организаций, о чем мы будем говорить ниже.

12). Специальный менеджмент – отдельные управленческие наука, раскрывающие особенности функционального, отраслевого и иного менеджмента. Данные знания необходимы в теории организации для применения общих организационных особенностей в конкретных управленческих ситуациях. Данные направления управленческой науки изучаются в других многочисленных дисциплинах.

Таким образом, теория организация нашла свое место в современном научном знании и постоянно развивает новые важные направления.

Предмет и метод теории организации.

Изучая теорию организации, мы исследуем различные социальные системы: в той или иной форме организованные группы людей; коллективы, объединенные единой целью, совместной деятельностью и историей; предприятия, компании, корпорации и объединения.

То есть в теории организации рассматриваются самые различные объекты, объединенные общей характеристикой – все они являются организациями.

Организации отличаются друг от друга размером, степенью формализации, главными целями, организационным построением, родом и отраслью деятельности и др.

Организации представлены во всех областях человеческих знаний и сфер человеческой жизнедеятельности. Любая форма совместного труда и целесообразного времяпрепровождения есть организация, а значит, возможны анализ, обобщения, систематизация и выявление наиболее общих черт и характеристик людских, человеческих, социальных организаций.

Исследования в данной области возможны на примере любых, самых необычных и экзотических объектов: семья, фан-клуб, парламент, людоедское племя, тоталитарная секта и так далее, и тому подобное.

Традиция отечественной управленческой науки обязывает нас изучать теорию организации на примере хозяйственных или социально-экономических организаций, что, в той или иной степени, безусловно, оправданно в силу ключевого значения в развитии общества элементов экономической системы. Также имеют место быть исследования управленческих основ государства как всеобщей формы организации общества. Выступая от имени и оставаясь последователями отечественной школы управления, автор имеет честь позволить себе обратить внимание читателя и на другие возможные, и не менее интересные и важные объекты изучения теории организации, о которых речь пойдет ниже.

Таким образом,предметом теории организации является весь комплекс общих отношений по формированию, функционированию и развитию организаций (организационные отношения) (см. Рис. 1.2.1) .

В целом к обозначенному комплексу общих организационных отношений можно отнести следующие аспекты:

Вопросы проектирования, построения и адаптации организаций,

Стратегия, миссия, цели и задачи организаций,

Проблемы функционирования и развития организаций,

Структурно-функциональные вопросы организаций,

Система законов организации и др.


Рис. 1.2.1. Предмет и методы теории организации.

Что касается методов теории организации, то здесь можно обозначить комплекс способов изучения интересующих нас аспектов следующим образом.

1). Системный подход. Он представляет собой метод в теории организации, позволяющий рассматривать организацию как систему в единстве составляющих ее элементов, связей между ними и внешней средой, а также на основе исторической, целевой, технологической, стратегической, структурной и иной общности. Например, системный подход позволяет говорить об особенностях взаимоотношений между высшим руководством организации и сотрудниками ее филиалов и представительств в регионах России.

2). Комплексный подход. Он представляет собой метод по исследованию организации в комплексе с другими организациями, с различных сторон, с использованием разных подходов, с акцентом на различные области научного знания. Например, комплексный подход проявляется, когда мы рассматриваем миссию, правовой статус и организационную структуру организации одновременно, что позволяет нам получать результаты, характеризующие данный объект в комплексе.

3). Ретроспективный подход. Он призван давать представление об организации с исторической точки зрения, в развитии черт и характеристик во времени. Здесь мы имеем дело с выявлением имеющихся исторических тенденций в развитии организации, а историческая предопределенность вместе с волевым началом и случайностью, так или иначе, оказывает существенное влияние на настоящее и будущее. Ретроспективный подход, в частности, позволяет говорить о месте и роли той или иной организации в жизни социума, что дает возможность точнее и эффективнее формулировать управленческие и иные задачи.

4). С ретроспективным подходом неразрывно связан метод прогнозирования , который позволяет нам, в той или иной мере, сформировать наши представления о возможных будущих состояниях организации. Существует множество способов прогнозирования, в том числе математических. Самым распространенным считается метод экстраполяции, когда на основании существующих состояний объекта выявляется тенденция, позволяющая представить состояние объекта в будущем. Данный способ имеет очевидную погрешность, так как тенденция не всегда сохраняется. Соответственно метод экстраполяции имеет объективный ограничитель – он действует только при отсутствии качественных изменений состояния объекта и среды, что значительно сужает возможность применения данного способа. При этом наиболее строгим подходом можно считать метод математической индукции, который говорит, что если в случае n =1 имела место некая особенность объекта, если в случае n =k имела место та же особенность объекта, и если в случае n=k +1 также имела место эта же особенность, то она сохранится во всех возможных случаях n . Данный метод также имеет ряд ограничений: во-первых, не всегда мы располагаем необходимой фактической базой, и, во-вторых, социальные системы далеко не всегда способны на сохранение устойчивых тенденций, которые нам демонстрируют математические модели. Таким образом, прогнозировать состояние организаций необходимо различными способами и их сочетаниями с широким использованием экспертных оценок.

5). Социологические методы. С прогнозированием тесно связаны социологические методы, которые, используя различные способы изучения общественного мнения, позволяют говорить нам о состоянии организаций, росте или падении их влияния, популярности и известности. Социологические методы играют важнейшую роль в обеспечении обратной связи при осуществлении процесса управления и реализации контрольной функции управления.

6). Сравнительный анализ. Данный метод призван выявлять характерные особенности организации в сравнении с аналогичными или похожими объектами. Важную роль сравнительный анализ играет при построении организаций, когда необходимо учесть ошибки предшественников и не допустить появления характерных и аналогичных проблемных ситуаций.

7). Моделирование. Данный подход также необходим для возможного предотвращения кризисных состояний в развитии организации. Для этого необходимо смоделировать вероятные развития событий и обыграть их последствия.

8). Экспериментирование. Данный способ расширяет базу использования метода моделирования, когда позволяет смоделировать возможную проблемную ситуацию в реальности с действующими лицами и реальными исполнителями. Роль экспериментов, в частности, играют пилотные проекты, когда на практике исследователь пытается выявить те или иные особенности и тенденции, характерные для данной организации.

9). Инновационный подход. Настоящий способ представляет собой позиционирование организации в качестве постоянного инновационно активного субъекта, перманентно разрабатывающего и использующего новые знания для совершенствования управленческой и иной деятельности. Инновационный подход позволяет организации постоянно находиться «в организационном тонусе» и быть готовой к неожиданным изменениям, вызовам и угрозам среды.

Структура и содержание нашего курса, в целом, раскрывает предмет и метод теории организации (см. рис. 1.2.2.).

На рисунке схема курса учебной дисциплины «Теория организации» напоминает забавного человечка, «сложенного» из тем как из частей тела.

Действительно «введение», «история организации», «системный подход» и «модели» - это предпосылки и основа, то на чем стоит этот человечек, то есть крепкие ноги. Различные виды организаций – хозяйственные, некоммерческие, политические и др. – это организационные проявления. На рисунке - это основание позвоночника человека.


Рис. 1.2.2. Структура учебного курса «Теория организации».

Организационные структуры и законы – это особенности строения и функционирования организации, то есть тело. Интеграция и процесс – это движение, что символизируют руки человечка. Управление и развитие – это центральная нервная деятельность организации, то есть голова.

Известно, что предмет определяет то, чем занимается данная на­ука, и то, какие явления объективной действительности она изучает. Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Метод науки характери­зует систему средств и приемов исследования и обобщения явлений действительности в данной области знаний.

До настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не обоснованны. Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функ­ционирования и принципах формирования целостных образований (си­стем) самой различной природы. При этом если словом «организация» обозначается «система», то прежде всего возникает вопрос-«какая»?, а если «процесс», то «чего»?

Объектом изучения теории организации является любой исследу­емый объект, который может быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом необходимо помнить, что законы организации едины для лю­бых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через ана­логию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории орга­низации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки.

Объектом приложения теории организаций выступают преимуще­ственно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствую­щие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров.

Любая из перечисленных организаций представляет собой слож­ную социально-экономическую и техническую систему. Наиболее час­то встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных сис­тем - это люди, предметы и средства труда.

Предметом теории организации являются организационные от­ношения, то есть связи и взаимодействия между различного рода це­лостными образованиями и их структурными составляющими, а так­же процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

Рассмотрим, что же представляет собой конкретный предмет те­ории организации. Перейдем на уровень теории организаций соци­альных систем.

Главная особенность социальных систем заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он свя­зывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как свя­зующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной

Цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы-людей, средства и предметы труда. Чтобы организация су­ществовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими ос­новными элементами, то есть соответствующим образом соединить их между собой в пространстве и во времени . Эти связи и являются предме­том и результатом организационной деятельности в социальных систе­мах, то есть конкретные организационные отношения - предмет орга­низационной науки.

Человек выступает активным элементом социальной системы, рациональная организация трудового процесса предполагает рацио­нальные связи в элементарной системе, которые обеспечиваются целе­сообразной планировкой и оснащением рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.

Элементарная часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между элементами подсистемы. За­тем необходимо обеспечить устойчивые связи между подсистемами и ус­тановить правила, определяющие порядок их взаимоотношений, выра­женных через организационную структуру. И наконец, система должна иметь устойчивые связи с внешним окружением. Именно совокупность этих связей - внутренних и внешних - и является предметом организа­ционной науки.

Социальная система обычно рассматривается с двух точек зрения:

    статики, под которой следует понимать структуру связей меж­ду ее элементами и подсистемами. Эта структура связей отображаетсяорганизационной структурой системы или ее частью;

    динамики, под которой следует понимать деятельность, направ­ленную на установление и обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы, обуславливающих ее нормальное фун­кционирование. Эти связи отображают движение материальных, энер­гетических и информационных потоков. Обе точки зрения дополняют и обуславливают друг друга.

Таким образом, физическим воплощением организационной дея­тельности является комплекс целенаправленных действий организато­ра (или группы организаторов), ориентированных на:

создание новой организационной структуры системы;

совершенствование существующей организационной структурысистемы-реструктуризация системы (перепланировка частей, упраз­днение действующих и создание новых технологий и т. д.);

техническое перевооружение системы (без изменения существу­ющей структуры и т. д.);

расширение действующей системы (на территории действующейорганизации);

эксплуатацию имеющихся систем;

реализацию рациональных форм и методов организации разно­образных процессов в пространстве и во времени (информационных, производственных, финансовых и т. п.).

В самой простой форме цикл организации социально-экономичес­кой системы включает три основные фазы:

    организационный анализ;

    проектирование организации;

    внедрение организации.

На практике этот упрощенный цикл можно разделить на целый ряд этапов. Такой методологический подход к определению сущности организационных процессов позволяет:

    во-первых, четко обозначить области организационной деятель­ности в социально-экономических системах - это установление и обес­печение целесообразных связей в сфере деятельности организации;

    во-вторых, дает возможность взглянуть на эту деятельность как на проектирование и обеспечение относительно полной структуры це­лесообразных связей, обуславливающих эффективное функционирова­ние социально-экономической системы.

Из одних и тех же элементов путем комбинации взаимного их рас­положения и связей можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и разным уровнем эффективности.

Наука о теории организаций должна охватывать: проектирова­ние и развитие социально-экономических систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание систем в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом организация непосредственно соотносится с категорией управления. С системных позиций они могут рассматриваться как свойства системы:

    организация как состояние, мера упорядоченности системы;

    управление как изменение уровня ее организованности.

В центре проектирования и развития организации стоит человек.

Организационная модель новой (или усовершенствованной) сис­темы должна включать, таким образом, подсистемы и элементы струк­туры, обеспечивающие:

осуществление установленной для системы цели;

бесперебойную деятельность системы и составляющих ее частей;

минимальный уровень эксплуатационных расходов;

оптимизацию условий труда и т. д.;

максимальный эффект.

Инструментом теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.

Под методом теории организации понимается упорядоченная дея­тельность по достижению определенной цели, способ достижения ка­кой-либо цели.

Задача теории организации состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего из множества факто­ров. Перейдем к конкретным методам изучения теории организации на уровне социальных систем.

Конкретными методами изучения теории организации являются:

    эмпирический метод - наблюдение, восприятие и сбор инфор­мации;

    системный подход в организации , представляющий собой ло­гический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей целисистемы и подчинения достижению этой цели деятельности всех под­систем, включая планы развития и другие параметры указанной дея­тельности. При этом эта система рассматривается как часть болеекрупной системы, а общая цель системы согласуется с целями этойкрупной системы;

    синергетический метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических, социальных, экологи­ческих и других естественных и искусственных систем;

    методы математического моделирования - метод линейногопрограммирования, теория очередей и др.