Раскройте сущность статуса совета федерации рф. Совет Федерации РФ: статус, формирование и организационное построение, порядок работы. Рекомендованный список диссертаций

Сравнительный анализ зарубежного опыта по устройству национальных парламентов показывает, что при всем разнообразии подходов и факторов, определяющих решение этого вопроса государственного строительства, можно выделить ряд устойчивых тенденций и закономерностей, характерных для общего вектора развития конституционных государств.

Конституционно-правовой институт двухпалатности (бикамерализма) после определенного кризиса получил с 70-х годов XX века общее признание как неотъемлемый признак развитой демократии. За последние тридцать лет число двухпалатных парламентов увеличилось в полтора раза и на сегодняшний день достигло 67, причем эта система принята практически всеми странами мира, наиболее развитыми как в плане демократического устройства, так и в экономическом плане.

С развитием процессов децентрализации (деконцентрации) государственной власти по вертикали и сближением форм политико-территориального устройства унитарных и федеративных государств одним из основных предназначений верхней палаты национального парламента стали интеграция и консолидация интересов регионов, а также их представительство при формировании и осуществлении общегосударственной политики.

С учетом указанных тенденций последнего времени классическое представление о предназначении верхней палаты парламента как элемента системы разделения властей претерпело определенные изменения. В зарубежной теории и практике конституционализма сформировалось устойчивое представление о том, что верхняя палата национального парламента играет триединую роль в системе органов государственной власти. В том числе:

выполняет во внутрипарламентской системе сдержек и противовесов функцию элемента, обеспечивающего качество решений, принимаемых палатами парламента, их взвешенность и относительную независимость от политической конъюнктуры;

является, наряду с нижней палатой парламента, значимым и в достаточной степени самостоятельным элементом системы сдержек и противовесов в устройстве центральной власти;

отражает (практически в единственном числе) на общегосударственном уровне власти политико-территориальное устройство страны и представляет срез интересов территориальных сообществ (в отличие от нижней палаты, отражающей срез интересов социальных слоев и групп, в значительной степени представленных политическими партиями).

Устойчиво сложившейся можно считать также конституционно-правовую позицию, в соответствии с которой верхняя палата парламента является одним из основных гарантов и механизмов обеспечения стабильности и преемственности власти, последовательности в осуществлении стратегической составляющей национальной политики.

Это качество определяется превалирующими в мировой практике принципами и порядком формирования и функционирования верхних палат: ограниченностью непосредственного политического влияния на формирование состава палаты и "мягким" механизмом его ротации, невозможностью роспуска (в 48 странах из 67), приданием (в 15 странах) председателю палаты статуса второго или третьего должностного лица в государстве, в значительном числе случаев (12) замещающего главу государства при невозможности исполнения последним своих полномочий.

В целом конституционно-правовой статус Совета Федерации соответствует указанным общемировым тенденциям.

Роль и место верхней палаты в парламенте определяется как составом ее исключительных полномочий, так и особенностями разграничения и порядка осуществления полномочий палат в сфере их совместной компетенции. К основным из них в Федеральном Собрании относятся:

рассмотрение предложений о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, принятие законов РФ о поправках к положениям глав 3-8 Конституции РФ;

принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов;

осуществление парламентского контроля за использованием бюджетных средств и государственной собственности, формирование в этих целях Счетной палаты РФ и назначение ее аудиторов;

реализация процедуры отрешения от должности Президента РФ.

Законодательная компетенция - совокупность полномочий Совета Федерации по участию в законодательном процессе - образует в соответствии с современной конституционно-правовой практикой демократических государств основную часть компетенции этой палаты российского парламента.

В рамках своей законодательной компетенции Совет Федерации принимает участие в принятии федеральных законодательных актов различного вида. К ним относятся:

законы РФ о внесении поправок к Конституции РФ; в данном случае имеются в виду изменения и дополнения к главам 3-8 российской Конституции, не затрагивающие содержание основ конституционного строя и конституционно-правовой статус человека и гражданина; к этой группе полномочий можно отнести и рассмотрение предложений о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции РФ;

федеральные конституционные законы - законы, принимаемые только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ и имеющие более высокую юридическую силу по отношению к иным федеральным законам;

федеральные законы; в данном случае к законодательным могут быть отнесены и полномочия Совета Федерации по ратификации и денонсации международных договоров, а также значительная часть полномочий, теоретически относящихся к финансовой компетенции парламента, поскольку в соответствии с российским законодательством ратификация международных договоров, утверждение федерального бюджета и отчета Правительства РФ о его исполнении, установление налогов осуществляются путем принятия специальных федеральных законов.

Объем и формы реализации законодательных полномочий Совета Федерации определяются законодательной процедурой, то есть официально установленным и регламентированным законодательством и иными правовыми актами, порядком внесения проектов законов в Государственную Думу, рассмотрения законопроектов и принятия законов палатами Федерального Собрания, а также их подписания и обнародования Президентом РФ. Законодательная процедура, а следовательно, и участие в ней Совета Федерации имеют определенные особенности в зависимости от вида принимаемых актов.

Во-первых, верхняя (вторая) палата должна обеспечивать представительство региональных интересов при принятии общегосударственных законодательных актов.

Во-вторых, верхняя палата является неотъемлемым элементом внутрипарламентской системы сдержек и противовесов, предотвращая принятие парламентом недостаточно взвешенных решений и осуществляя предварительный контроль конституционности и качества принимаемых законов.

В соответствии с этими принципами Конституцией РФ предусмотрено, что федеральные законы по важнейшим вопросам государственной жизни подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. К таким вопросам относятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статус и защита государственной границы РФ, вопросы войны и мира. То же относится и к процедурам принятия законов РФ о внесении поправок к Конституции РФ, а также федеральных конституционных законов.

Кроме того, Совет Федерации вправе по собственному усмотрению решать вопрос о целесообразности официального определения своей позиции и по иным федеральным законам. На практике он рассматривает абсолютное большинство законов, принятых Государственной Думой. Можно полагать, что с переходом членов Совета Федерации в режим работы на постоянной основе ситуации, когда принятый Государственной Думой закон считался одобренным верхней палатой "по умолчанию", будут совсем исключены.

По значимости решений верхних палат для дальнейшей судьбы законов все парламенты делятся на две группы - со "слабой" и "сильной" верхней палатой. "Слабая" верхняя палата имеет право лишь отлагательного вето - ее отрицательное решение может отсрочить окончательное принятие закона парламентом, но не воспрепятствовать ему. В системе же с "сильной" верхней палатой закон может быть принят парламентом только при согласии обеих палат.

Что касается Совета Федерации, то можно считать, что он наделен "слабыми" полномочиями в отношении всех федеральных законов, включая и законы, подлежащие его обязательному рассмотрению, поскольку вето Совета Федерации на такие законы может быть преодолено Государственной Думой квалифицированным большинством голосов. В то же время, Совет Федерации является "сильной" палатой в отношении конституционных законов: его одобрение является обязательным для принятия Федеральным Собранием законов РФ о внесении поправок к Конституции РФ, а также федеральных конституционных законов. Аналогичная ситуация имеет место и при повторном принятии федеральных законов, отклоненных Президентом РФ, путем преодоления обеими палатами Федерального Собрания президентского вето.

В зависимости от стадий законодательного процесса законодательные полномочия верхней палаты классифицируются на полномочия по реализации права законодательной инициативы и полномочия по формированию текста принимаемого закона.

Как субъект права законодательной инициативы Совет Федерации имеет самые широкие возможности. Прежде всего, сюда относится право внесения в Государственную Думу проектов федеральных и федеральных конституционных законов (которым наделены как Совет Федерации в целом, так и отдельные его члены), а также предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, в том числе - в виде проектов законов РФ о внесении поправок к Конституции (от имени палаты в целом или группы численностью не менее одной пятой ее членов). Здесь следует также учитывать, что аналогичными правами наделены законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Таким, образом, из 723 субъектов права законодательной инициативы более одной трети представляют на федеральном уровне интересы субъектов Федерации, причем ни характер, ни статус их законодательной инициативы не ограничен.

Субъекты права законодательной инициативы, представляющие интересы российских регионов, активно пользуются этим правом. Практика показывает, что их активность по внесению законопроектов в федеральный парламент имеет тенденцию к росту.

Другой, также важной формой проявления права законодательной инициативы Совета Федерации является внесение поправок к тексту законопроекта во время его рассмотрения Государственной Думой. Все перечисленные выше представители интересов субъектов РФ вправе вносить в Государственную Думу: предложения и замечания по концепции законопроекта при его рассмотрении в первом чтении; поправки к тексту при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Кроме того, члены Совета Федерации и официальные представители законодательных органов субъектов РФ могут принимать участие в работе комитетов Государственной Думы при подготовке законопроектов к рассмотрению этой палатой.

В целом столь широкие возможности представительства интересов субъектов РФ в порядке реализации права законодательной инициативы на федеральном уровне следует оценивать как проявление наиболее демократических тенденций в мировой практике.

Законодательные полномочия верхней палаты по непосредственному формированию текста принимаемого закона следует рассматривать в двух аспектах. Первый аспект - это возможность изменения текста при его прохождении через саму верхнюю палату. Второй аспект - возможность отстаивать свою позицию при согласовании несовпадающих позиций палат.

С точки зрения содержания работы над законопроектом (законом) в верхней палате различаются два основных вида законодательной процедуры.

Так называемая "челночная" процедура (США, Великобритания, Франция и др.) заключается в последовательном и многократном прохождении законопроектом каждой из палат, где работа по его рассмотрению и изменению текста строится по одинаковой или сходной процедуре. Процесс принятия закона парламентом завершается при принятии каждой из палат текста в идентичной редакции. Для того чтобы процесс мог быть завершен в приемлемые сроки, используются различные методы: либо решение одной (обычно нижней) палаты считается имеющим более высокую силу (Испания), либо процесс может быть завершен по инициативе третьей стороны, например правительства (Франция), либо вопрос выносится на совместное заседание палат (Индия). Наиболее распространенным способом является создание паритетной согласительной комиссии двух палат парламента (США).

В Федеральном Собрании - парламенте России используется принципиально иной вид законодательной процедуры, в которой Совет Федерации (верхняя палата) лишен права самостоятельно изменять текст закона, принятого Государственной Думой (нижней палатой). Он вправе лишь принять одно из трех решений: одобрить текст, после чего закон считается принятым парламентом в целом; отклонить закон в связи с принципиальным несогласием с его концептуальными положениями, после чего Дума может лишь снять закон с дальнейшего рассмотрения, либо (если речь не идет о конституционном законе) преодолевать вето Совета Федерации квалифицированным (2/3) большинством голосов; отклонить закон с формулировкой необходимых поправок к его тексту и обратиться с предложением к Государственной Думе о создании согласительной комиссии палат для совместного обсуждения возникших разногласий и поиска взаимоприемлемого варианта. Наиболее близким аналогом такой процедуры является организация взаимодействия между Бундесратом и Бундестагом в Германии.

Безусловно, такая роль верхней палаты может рассматриваться как определенная "слабость" ее законодательных полномочий. Однако, как было показано выше, в значительной мере эту "слабость" Совет Федерации компенсирует усилением других составляющих законодательной компетенции.

Независимо от того, использует ли двухпалатный парламент "челночную" или однонаправленную процедуру прохождения законопроекта (закона) между палатами, чрезвычайно большую роль в преодолении возникающих разногласий имеют согласительные комиссии двух палат парламента. Они могут действовать на постоянной основе либо создаваться на временной основе для работы над конкретным законопроектом. Принимаемые такой комиссией решения могут иметь различную силу: в одних случаях решение комиссии носит рекомендательный характер и должно быть утверждено (или отвергнуто) палатами (Франция, Россия); в других случаях комиссия управомочена принимать окончательное решение по закону, после которого акт направляется главе государства для подписания и обнародования (США). Отличаются и порядок делегирования в состав комиссии представителей палат, и порядок принятия итоговых решений.

Общим во всех случаях является паритетный принцип формирования комиссии и ее основное назначение: обеспечение единства и эффективности действий парламента как целостного института государственной власти.

Опыт показывает, что механизм согласительных комиссий Государственной Думы и Совета Федерации соответствует своему предназначению.

Так, за 2005-2006 гг. (период работы Государственной Думы второго созыва) Думой было принято 1036 законов. В 88 процентов случаев по этим законам было достигнуто согласие обеих палат Федерального Собрания, в том числе в 73 процентах случаев достигнуто тройственное согласие между Думой, Советом Федерации и Президентом РФ - законы вступили в силу в редакциях, одобренных обеими палатами. Варианты возможной судьбы законов, по которым было достигнуто согласие между палатами Федерального Собрания Российской Федерации, представлены на рис 1.

Рис. 1.

А (64%) - законы, одобренные Советом Федерации, подписанные и обнародованные Президентом РФ без отклонений

Б (13%) - законы, отклоненные Советом Федерации, но впоследствии принятые палатами в согласованной редакции

В (6%) - законы, принятые палатами в согласованной редакции после их отклонения Президентом РФ

Г (4%) - законы, по которым после отклонения Президентом РФ обе палаты преодолели президентское вето

Д (13%) - законы, одобренные Советом Федерации, но по которым впоследствии не были преодолены разногласия с Президентом РФ

Статистические данные проявляют следующие закономерности во взаимодействии палат Федерального Собрания. Во-первых, высокую степень итоговой результативности совместной работы Совета Федерации и Государственной Думы, во-вторых, высокий авторитет позиции Совета Федерации и, в-третьих, - высокую результативность согласительных процедур между палатами в тех случаях, когда они используются.

Конституционный статус Совета Федерации образуют правовые нормы (институты), содержащиеся в Конституции Российской Федерации, других нормативных актах и характеризующие его положение в качестве самостоятельного структурного подразделения Федерального Собрания Российской Федерации, а также устанавливающие его компетенцию.

К составным частям (элементам) конституционного статуса Совета Федерации относятся также правовые институты, которые закрепляют: порядок образования Совета Федерации; статус члена Совета Федерации; полномочия по самоорганизации, т. Е. Образованию отдельных внутренних органов, избранию или назначению должностных лиц, возглавляющих ту или иную структуру Совета Федерации; правила и процедуры работы Совета Федерации.

Характеризуя конституционный статус Совета Федерации, следует иметь в виду, что нормы конституции определяют лишь общий каркас его полномочий и порядка деятельности. Конкретизируются конституционные установления, касающиеся функционирования и деятельности Совета Федерации, в федеральных законах, Регламенте, постановлениях Совета Федерации, других законодательных актах. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г Официальное издание М Юрид лит, 1997 64 с Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов Российской Федерации. С точки зрения субъектного состава Совет Федерации представляет собой палату, призванную отражать федеративное устройство Российской Федерации и учитывать интересы ее субъектов. Такая модель схожа с германской системой образования бундесрата -- верхней палаты парламента ФРГ, который формируется путем представительства от земель, а не через выборы. Предполагается, что таким образом могут быть лучше учтены интересы регионов. Поэтому в числе основополагающих задач Совета Федерации - согласование интересов Федерации с интересами каждого ее субъекта; создание такого положения, чтобы благо страны в целом не оборачивалось ущербом для отдельных ее частей; устранение противоречий между субъектами Российской Федерации, с одной стороны, и федеральным центром, с другой и т.п.

В иерархии элементов конституционного статуса Совета Федерации особое значение имеют нормы, регулирующие его компетенцию. Согласно ст. 102 Конституции РФ, соответствующим законодательным нормам к ведению Совета Федерации относятся:

  • 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • 2) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • 3) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • 4) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • 5) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • 6) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • 7) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств;
  • 8) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
  • 9) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;
  • 10) назначение на должность и освобождение от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • 11) рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества;
  • 12) проведение консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических представителей;
  • 13) подготовка, рассмотрение и принятие обращения Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г Официальное издание М Юрид лит, 1997 64 с

Конституция Российской Федерации содержит и иные установления, касающиеся компетенции Совета Федерации, его законодательной деятельности, внутренней организации, порядка работы, статуса члена Совета Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени адмирала Г.И. Невельского

Кафедра документоведения

Р Е Ф Е Р А Т

Совет Федерации РФ: статус, формирование и организационное построение, порядок работы

Выполнила: студентка 2 курса

Принял: к.и.н., профессор

Владивосток

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Статус Совета Федерации и его членов................…………………………………4

2. Формирование и организационное построение…………………………………...5

3. Порядок работы Совета Федерации………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………………11

Список использованной литературы и источников………………………………...12

ВВЕДЕНИЕ

Законодательная власть – это право и возможность издавать общеобяза-тельные нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее об-щий характер, т. е. устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц, органов и учреждений государства, общественных объедине-ний. Законодательная власть рассматривается как выражение воли всего народа (хотя на деле это не всегда так), его интересов, народного суверенитета.

Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударствен-ным представительным органом, имеющим обобщенное название «парламент».

В Российской Федерации, после принятия Конституции 1993 года, Феде-ральное Собрание как парламент республики, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, пришло на смену «двухступенчатому» механизму выс-ших органов государственной власти Российской Федерации, включавше­му Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Совет Федерации РФ, часто именуемый верхней палатой, состоит из чле­нов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Фе­дерации призван выражать интересы местностей, региональные мне­ния и чаяния. Вместе с тем Со-вет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

1. Статус Совета Федерации и его членов

В соответствии с регламентом Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации - представительного и законодательного орга-на Российской Федерации.

Совет Федерации осуществляет государственную власть в Российской Фе-дерации в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.

Совет Федерации является субъектом права законодательной инициативы.

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его веде-нию Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными за-конами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федера-лизма, государственной безопасности и кадровой политики.

Совет Федерации действует на постоянной основе.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновен-ностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмот-рено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным за-коном «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с последующими изме-нениями.

2. Формирование и организационное построение

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Рос-сийской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государ-ственной власти.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был опре-делен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ « » (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации - глав законо-дательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обя-занностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ « » (Собрание законодательства Российской Феде-рации, 2000, № 32, ст. 3336). Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными ли-цами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнитель-ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федера-ции может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации пра-вом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законода-тельного (представительного) органа государственной власти субъекта Россий-ской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно предсе-дателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа при-нимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного орга-на, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (ру-ководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от ис-полнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Рос-сийской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государст-венной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трех-дневный срок направляется в законодательный (представительный) орган госу-дарственной власти субъекта Российской Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначе-ния данного представителя.

Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации в соответствии с но-вым Федеральным законом в основном завершилось не позднее 1 января 2002 го-да. При этом вновь избранные (назначенные) представители работают в палате только на постоянной основе.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федера-ции, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е. С. Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специ-альные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реоргани-зовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой. В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комис-сии:

· Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;

· Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;

· Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

· Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

· Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

· Комитет Совета Федерации по бюджету;

· Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обраще-нию;

· Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Рос-сийской Федерации;

· Комитет Совета Федерации по международным делам;

· Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Госу-дарств;

· Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

· Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

· Комитет Совета Федерации по социальной политике;

· Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту;

· Комитет Совета Федерации по экономической политике, предприниматель-ству и собственности;

· Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

· Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;

· Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

· Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;

· Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

· Комиссия Совета Федерации по информационной политике;

· Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий пала-ты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, ор-ганизуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

3. Порядок работы Совета Федерации

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Сове-та Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раз-дельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания по-сланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Рос-сийской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, в период с 25 ян-варя по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По реше-нию Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а так-же может быть проведено закрытое заседание.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Фе-дерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конститу-ционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или приня-тых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюдже-та; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, тамо-женного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации между-народных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за не-го проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадца-ти дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит поворному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военно-го или чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Рос-сийской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Фе-дерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие пол-номочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Фе-дерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

· Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разра-ботке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

· в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и Феде-ральных конституционных законов.

Но, по словам Председателя Совета Федерации С.М. Миронова, основная цель деятельности Совета Федерации состоит в укреплении «федеративной моде-ли государственно-правовой самоорганизации России, единства ее политическо-го, социально-экономического и культурного пространства».

Список использованной литературы и источников

1. Конституция Российской Федерации. М. , «Юридическая литература», 1993.

2. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О орядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"// Собрание з законодательства Российской Федерации, 2000, № 3336

3. Государственное право Российской Федерации./ Под ред. Кутафина О.Е. М.: - 1996 г.

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

· назначение выборов Президента Российской Федерации;

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния и пределы их правомерности.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния - это признаваемые уголовным правом условия, при которых деяния, формально содержащие в себе признаки объективной стороны предусмотренного уголовным законом преступления, не влекут за собой уголовной ответственности.

34. Уголовная ответственность

Уголовная ответственность является одним из видов юридической ответственности.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

В отличие от моральной ответственности юридическая ответственность характеризуется наличием государственного принуждения. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

Субъектами юридической ответственности с одной стороны выступает государство в лице государственных органов и должностных лиц (суд, прокуратура, милиция, различные административные органы и т.п.), с другой стороны выступают физические лица и их объединения. Государство в этих правоотношениях всегда выступает в качестве субъекта наделенного властными полномочиями.

Юридическая ответственность имеет следующие основные признаки:

· юридическая ответственность выступает в качестве правового отношения возникающего между государством в лице его специальных органов и правонарушителем;

· юридическая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя в виде личного, имущественного, организационно-физического лишения либо ограничения;

· юридическая ответственность всегда урегулирована нормативно-правовыми актами;

· юридическая ответственность воплощается в строго установленном законом порядке;

· юридическая ответственность наступает за совершенное правонарушение.

Уголовной ответственности присущи все вышеперечисленные признаки. Однако уголовная ответственность имеет ряд особенностей, отличающих ее от других видов ответственности (административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности).

Эти особенности выражаются в следующем:

· уголовная ответственность от имени государства применяется только строго определенными органами (суд, прокуратура, следствие, дознание);

· уголовная ответственность выражается в наиболее жестких, но строго определенных видах отрицательных последствий (уголовных наказаний) для правонарушителя;

· уголовная ответственность устанавливается исключительно нормами Уголовного кодекса;

· уголовная ответственность воплощается в порядке установленном нормами уголовно-процессуального законодательства, малейшее отступление от которых, приводит к неправомерности применения уголовной ответственности;

· уголовная ответственность наступает за совершенное деяние, которое в особенной части Уголовного кодекса определено как преступление.

Таким образом, уголовная ответственность представляет собой правовое отношение, возникающее между государством в лице строго определенных органов и физическим лицом, совершившим деяние, определенное Особенной частью Уголовного кодекса, как преступление и выражающейся в применении к виновному в строго установленном процессуальном порядке государственного принуждения (уголовного наказания).

Уголовная ответственность реализуется в виде:

· привлечения к уголовной ответственности;

· назначения наказания;

· исполнения наказания;

· судимости.

Основание уголовной ответственности.Уголовное законодательство Российской Федерации устанавливает, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК РФ).

Объективным основанием уголовной ответственности является совершение физическим лицом не любого деяния, а только общественно опасного, которое посягает на охраняемые уголовным законом общественные отношения.

Вместе с тем уголовное законодательство РФ, категорически отвергает объективное вменение и признает возможность наступления ответственности только тогда, когда лицо совершило общественно опасное деяние виновно, то есть умышленно или по неосторожности. Следовательно, виновность лица при совершении преступления является субъективным основанием уголовной ответственности.

Объективные и субъективные основания ответственности позволяют установить, что именно данное лицо совершило общественно опасное деяние. Поэтому, для уголовной ответственности требуется установить правовое основание, каковым в соответствии со ст. 8 УК является наличие в содеянном всех признаков состава преступления.

Под составом преступления понимается совокупность определенных признаков (элементов), при наличии которых совершенное общественно опасное деяние признается преступлением. К таким обязательным признакам относятся: объект преступления, объективная сторона преступления, субъект преступления, субъективная сторона преступления.

Объект преступления - это общественные отношения, сложившиеся в обществе, интересы и блага, охраняемые уголовным законом, на которые посягает то или иное преступное посягательство.Объективная сторона характеризует внешнее проявление общественно опасного посягательства на охраняемый уголов­ным законом объект выраженное в действии или бездействии. Субъектом преступления признается физическое вменяемое лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью УК, достигшее установленного законом возраста уголовной ответственности.Субъективная сторона характеризует внутреннее, психическое отношение лица к содеянному и к наступившим последствиям. Более подробно все эти элементы состава будут рассмотрены в дальнейшем.

Только состав преступления содержит в себе объективные и субъективные основания для привлечения виновного к уголовной ответственности. Наличие всех признаков состава преступления строго обязательно. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности.

виды уголовных наказаний

Наказание - мера государственного принуждения, предусмотренного УК РФ, применяемая по приговору суда от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Уголовный кодекс РФ насчитывает 13 видов наказания, которые подразделяется на две группы: основные (применяемые самостоятельно) и дополнительные (применяемые только в сочетании с основными), а также и меры, применяемые в качестве как основных, так и дополнительных.

Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяются только в качестве дополнительных видов наказаний. Конфискация имущества исключена из перечня видов наказания и на сегодняшний день применяется как иная мера уголовно-правового характера.

Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.

Сущность штрафа состоит в ущемлении имущественных интересов лица, виновного в совершении преступления.

Определение размера штрафа предусмотрено двумя способами:

    в виде определенной денежной суммы (от 2,5 тыс. руб. до 1 млн руб.);

    в виде заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период (от двух недель до пяти лег).

Это имеет важное практическое значение, так как наказание одинаково репрессивно по отношению к различным слоям населения.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной статьей Особенной части УК РФ (ч. 5 ст. 46).

Понятие злостного уклонения от уплаты штрафа определено уголовно-исполнительным законом: злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в срок, установленный ч. 1, 3 ст. 32 УИК РФ.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отрабатываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными.

Особенностями рассматриваемого вида наказания являются:

    обязательность работ;

    выполнение работ только в свободное от основной работы или учебы время;

    бесплатность работ для осужденного;

    определение вида работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ.

Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытую часть наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ, один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ).

Ограничение по военной службе состоит в лишении возможности повышения в должности и воинском звании осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с одновременным удержанием в доход государства установленной приговором суда части их денежного довольствия (ст. 51 УК РФ).

Во время отбывания ограничения по военной службе осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК РФ). Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, а при замене военнослужащему исправительных работ, назначенных за совершение преступлений, не связанных с военной службой, ограничением по военной службе, - на срок от двух месяцев до двух лет. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, гак и в связи с переводом в другую часть или местность (ст. 145 УИК РФ).

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ч. 1 ст. 53 УК РФ).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначаемого приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы (ч. 4 ст. 53 УК РФ).

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до 20 лет.

В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров - более 30 лег.

Пожизненное лишение свободы устанавливается только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В настоящее время в России существует мораторий на смертную казнь до 2010 г. Конституционный Суд РФ своим постановлением от 2 февраля 1999 г. № 3-П установил, что до создания судов присяжных заседателей во всех субъектах Российской Федерации смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации.


Содержание
Введение ………………………………………………………… …………….…. 3
    Совет Федерации в структуре российского парламента………………
5
    Основные функции Совета Федерации………………………………….
7
      Примеры основных функции парламентов зарубежных стран……
7
      Представительская функция Совета Федерации……………………
7
      Законодательная функция Совета Федерации………………..…….
9
      Контрольная функция Совета Федерации…………………………...
10
      Функция сдерживания нижней палаты……………………………....
11
    Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации………..
12
      Порядок формирования Совета Федерации…………………………
12
      Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации…………………………………..……………… ….
      Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации…………..…
13
      Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации……………………………………………………… ……....

15
      Статус члена Совета Федерации…………………………………..…
18
      Формы деятельности члена Совета Федерации……………………..
21
Заключение…………………………………………………… ………….……… 25
Список использованных источников и литературы……………………… 26

Введение
Исследование вопроса о правовом статусе имеет большее значение в современной юридической науке, так как парламентское право не стоит на месте, в законодательстве постоянно появляются важные новеллы, затрагивающие основные права и обязанности парламентария. В России идет процесс поиска оптимальной модели функционирования основных элементов новой российской государственности, данный процесс ставит своей целью нахождение таких форм организации этих элементов, которые дали бы возможность объединить все конструктивные условия, направленные на укрепление и повышение дееспособности институтов власти. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации - одна из качественных характеристик современного демократического государства и важнейший объект исследования юридической науки, строящейся в том числе, на понимании роли и места органов народного представительства в политической системе, статуса депутатов и выборных должностных лиц.
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции.
Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются.
Совет Федерации – верхняя палата российского парламента – является особым институтом государства, который сочетает свою законодательную деятельность с работой по укреплению федеральных начал и единства Российской Федерации, позволяет решать сложнейшие экономические, социальные и политические задачи на основе согласования интересов федерального Центра и субъектов Российской Федерации, с учетом особенностей всех российских регионов.
Впервые за всю историю Российского государства в стране существует и работает структура представительной власти, реально обеспечивающая для каждого субъекта Федерации, независимо от его статуса, равное представительство, равный голос и равные права на участие в принятии решения по любому вопросу, закрепленному за Советом Федерации. Ни одна из республик, ни один край или область, ни в чем не ущемлены по сравнению с другими.
Целью данного исследования является изучение конституционно-правового статуса членов Совета Федераций Федерального Собрания РФ.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
1. Изучение роли и места Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в структуре российского парламента;
2. Изучение основных функций Совета Федерации;
3. Изучение конституционно- правового статуса членов Совета Федерации.
Для достижения поставленной цели в процессе работы использованы нормативные источники, публикации в периодических изданиях, монографии, а также учебная литература по данной тематике.

1. Совет Федерации в структуре российского парламента.

Российский парламент – Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Это конституционное положение сформулировано в ч. 1 ст. 95 Основного закона страны. Оно обусловило принципиально новую политико-правовую ситуацию, когда дело приходится иметь с двумя самостоятельными формированиями Федерального Собрания, роль которых ощутимо разнится. Природа Совета Федерации такова, что позволяет говорить о двух его значениях.
Во-первых, это федеральный конституционный орган России, выражающий ее федеративно-государственный характер. Отражая мнения и интересы субъектов Федерации, верхняя палата получила неофициальный, но вполне заслуженный статус «палаты российских регионов», посредством которой субъекты принимают участие в федеральном законотворчестве и управлении страной. В этом суть федеративной составляющей природы Совета Федерации. Другая ее составляющая в том, что верхняя палата российского парламента есть государственный орган всей Федерации. Ее акты направлены не отдельным субъектам, а всему государству, Российской Федерации в целом.
Во-вторых, Совет Федерации предстает в виде внутриструктурного подразделения Федерального Собрания России, осуществляющего установленные Конституцией представительские, законодательные, контрольные и иные функции. Таким образом, являясь федеральным государственным органом, Совет Федерации одновременно выступает частью общероссийского парламента.
В современной теории и практике российского федерализма «Двухпалатность Федерального Собрания выступает фундаментальной основой реального федерализма, призванного расширить права и самостоятельность народа». 1
Совет Федераций призван выполнять также специфическую конституционную функцию – он представляет собой противовес нижней палате. Средоточие парламентской власти в руках единственной палаты расценивается как политический риск, от которого требуется действенная защита. Доказывая полезность учреждения американской конституцией двухпалатного парламента, Дж. Мэдисон и А. Гамильтон отмечали, что необходимость сената указывает на наклонность всех законодательных ассамблей поддаваться внезапным вспышкам бурных страстей, и, идя на поводу у крамольных верховодов, принимать не продуманные пагубные решения. 2
Разделение Федерального Собрания способствует уравновешиванию законодательной власти, в этом смысле Совет Федерации выступает элементом внутрипарламентской системы «сдержек» и «противовесов». По меткому выражению Б. Л. Вишневского, в современной России, решившей реализовать подобную модель, к «законодательному двигателю» в лице Государственной Думы приставили «законодательный тормоз» в образе Совета Федерации. 3
Таким образом, Совет Федерации выражает федеративный характер государственного устройства России, соединяет в единое целое интересы федерального центра и регионов. Одновременно Совет Федерации – это орган, обеспечивающий в структуре Федерального Собрания внутреннее равновесие палат.

2. Основные функции Совета Федерации.
2.1. Примеры основных функций парламентов зарубежных стран.
Представительские, законодательные и контрольные функции присущи парламентам любых государств, а в случае их двухпалатной организации они в разных пропорциях проецируются на обе палаты, подчеркивая их различное политико-правовое назначение. Соответственно функции Совета Федерации производны от функций Федерального Собрания.
Общеизвестно, что законодательная, представительская и контрольная функции являют собой фундаментальные направления парламентской деятельности. Очень часто к ним добавляют другие: установление налогов, что особенно характерно при рассмотрении статуса парламента Великобритании; участие в формировании государственных органов; принятие бюджета; судебные и некоторые другие. Не подвергая сомнению значимость законодательной, представительской и контрольной функций, различные исследователи отдают предпочтение одной из этой триады, ставя ее на первое место.
Так, Уэйд и Филлипс, указывая на функции английского парламента, главным считают контроль над исполнительной властью. Затем по их версии следует законодательная функция, а потом уже блок, получивший название «разные функции». В него включаются судебные функции; принятие петиций; учреждение следственного комитета для расследования любого дела, имеющего государственное значение; представления о смещении должностных лиц. 4 Б.С. Крылов, объясняя, почему английские юристы отдают предпочтение функции контроля над правительством, указывает, что эта традиция, проистекающая из взглядов буржуазных политических деятелей девятнадцатого века. Именно тогда ими была сформулирована задача, стоящая перед парламентом – осуществление контроля, ограничивающего злоупотребления исполнительной власти. 5
Немецкие авторы Г. Кляйн и В. Цее, именуя функции задачами парламента, называют следующие: законодательствование; формирование других органов; политическое волеобразование и контроль за правительством; представительство нации. Центральное место парламента, по их мнению, заключается в формировании государственной воли. Они объясняют это фактором постоянного соревнования парламента и других органов федерации за престиж и влияние в обществе. 6
Авторский коллектив под руководством профессора Б. А. Страшуна, полагает, что главная функция парламента в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Кроме того, парламент контролирует исполнительную власть. 7 И. А. Алебастрова важнейшими функциями парламентов называет законотворчество, представительство и контроль. 8
Такое множество суждений находит объяснение. Исторические и политические традиции, предпочтения ученых, научные конструкции определяют приоритет одних функций над другими. Применительно к России его следует решать таким образом, как это подсказывает Конституция РФ. В ее ст. 94 установлено: парламент РФ является представительным и законодательным органом. Потому первой функцией российского парламента выступает представительская, далее законодательная и контрольная функции. В таком порядке они экстраполируются на Совет Федерации Федерального Собрания.
Таким образом, основные функции парламента: представительская, законодательная и контрольная, выражающие суверенную волю народа, переносятся на Совет Федерации и Государственную Думу. Сверх того, Совет Федерации выполняет особую функцию сдерживания нижней палаты.
2.2. Представительская функция Совета Федерации.
Статья 94 Конституции РФ признает Федеральное Собрание представительным органом государственной власти, осуществляющим соответствующую представительскую функцию. В структуре Федерального Собрания, состоящего из двух палат, отражается многомерный характер народного представительства. При этом Государственная Дума выражает представительство населения, отсюда ее неофициальная характеристика - народной палаты. Совет Федерации, в свою очередь, обеспечивает представительство субъектов Федерации.
Российская Конституция напрямую не закрепляет этих качеств верхней палаты Федерального Собрания в отличие от ряда зарубежных государств. Представительная природа Федерального Собрания имеет разные формы проявления. Государственная Дума олицетворяет прямое представительство населения. Совет Федерации олицетворяет особую форму представительства – территориальную. Совет Федерации – участник системы отношений опосредованного народного представительства.
2.3. Законодательная функция Совета Федерации.
Законодательная функция Совета Федерации выражается: в праве законодательной инициативы, принадлежащей этой палате и ее членам в соответствии с ч. 1 ст. 104, ст. 134 Конституции России; конституционном праве рассматривать принятые Государственной Думой федеральные законы с последующим принятием решения о их одобрении или отклонении (ч. 3, 4 ст. 105); его участии в процедуре преодоления возникших разногласий между палатами Федерального Собрания в связи с отклонением Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона (ч. 4 ст. 105 Конституции); обязательном рассмотрении верхней палатой перечня федеральных законов по вопросам, установленном ст. 106 Конституции; процедуре повторного рассмотрения федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции в порядке ч. 3 ст. 107 Основного закона; принятии федеральных конституционных законов (ч. 2 ст. 108); рассмотрении и принятии закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (ст. 108, 136).
Помимо конституционных норм законодательная деятельность Совета Федерации определяется нормами его Регламента. В соответствии со ст. 104 члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального закона в субъектах Федерации и при наличии замечаний к закону направить их в комитет (комиссию) палаты, ответственный за рассмотрение данного законодательного акта. Конституционные параметры законодательной деятельности Совета Федерации мало отличаются от соответствующих установлений, адресованных верхним палатам парламентов других государств. Существование двух палат придает большую устойчивость законодательству. Такая парламентская структура является преградой для скороспелых изменений законов, поскольку каждый законопроект должен подвергнуться еще одному обсуждению в верхней палате. С ее учреждением делается расчет на то, что принятый закон будет более совершенным. Именно подобным образом объясняли необходимость второй палаты Дж. Мэдисон и А. Гамильтон. С их точки зрения сенат призван возместить изъян, связанный с недостаточным знакомством избранных депутатов с задачами и принципами законодательства. 9
2.4. Контрольная функция Совета Федерации.
Контрольные функции Совета Федерации почти не получили отражения в Конституции России. Это же относится и к Государственной Думе. Суммируя конституционные положения ч. 5 ст. 101, ст. 102, можно определить основные направления контрольной деятельности Совета Федерации. Это: бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый обеими палатами Федерального Собрания с помощью Счетной палаты, образуемой в порядке ч. 5 ст. 101 Конституции; контроль за деятельностью исполнительной власти, к которому можно отнести установления, содержащиеся в пп. «б», «в», «д», «е» п. 1 ст. 102 Конституции; контроль за сферой государственного управления, связанный с осуществлением Советом Федерации кадровых назначений (пп. «ж», «з», «и» п. 1 ст. 102 Основного Закона); контроль в области внешней политики, позволяющий Совету Федерации решать вопрос о возможности использования Вооруженных сил России за пределами территории нашей страны (пп. «г» п. 1 ст. 102).
Более подробно контрольные полномочия представлены в текущем законодательстве, развивающем конституционные предписания. Речь идет, например, о Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации», Федеральном законе от 10 января 1996 года «О внешней разведке», Федеральном законе от 27 мая 1996 года «О государственной охране», Федеральном законе от 8 мая 1994 года в редакции от 5 июля 1999 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и т. д.
Указанные акты, регламентные нормы Совета Федерации определяют формы парламентского контроля: депутатский запрос, обращение депутата; получение и распространение информации; ответы членов Правительства на вопросы членов Совета Федерации; парламентские слушания; проведение «правительственного часа». Таким образом, в практике Совета Федерации применяются как коллегиальные, так и индивидуальные формы парламентского контроля.
В свое время Дж. Мэдисон называл верхнюю палату парламента спасительным контролем над правительством. «С ее наличием, – писал он, – безопасность народа становится вдвое надежнее». 10 Политическая и парламентская практика многих лет не изменила отношения к важности контрольной функции парламента. Ее реализация остается одним из главных его назначений.
2.5. Функция сдерживания нижней палаты.
Лучший способ, найденный до сих пор, чтобы избежать, по мере возможности, парламентской тирании, состоит в создании двух собраний, совместная работа которых необходима для вотирования законов и бюджета и которые, таким образом, ограничивают друг друга.
Совет Федерации Федерального Собрания вобрал в себя зарубежный конституционный опыт, как нормативный, так и доктринальный. Первый раскрывается в заимствовании некоторых положений: о повышенном возрастном цензе членов Совета Федерации; меньшем численном составе этой палаты; невозможности ее роспуска и самороспуска и т. д. Доктринальный опыт выражается в распространении на Совет Федерации функции сдерживания Государственной Думы, что нашло отражение в конституционных нормах (право Совета Федерации одобрять или отклонять принятые нижней палатой федеральные законы; обязательно рассматривать федеральные законы по наиболее значимым вопросам).
Итак, Совет Федерации выполняет четыре основные функции: представительскую, законодательную, контрольную, а также специфическую функцию сдерживания нижней палаты парламента. Указанные функции проявляются через совокупность полномочий Совета Федерации, закрепленных в ст. 101, 102, 104-108, 134, 136 Конституции России, различных федеральных законах.
3. Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации.
3.1. Порядок формирования Совета Федерации.
Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти и включает в себя следующие элементы:
1. правовые нормы, определяющие порядок формирования Совета Федерации;
2. правовые нормы, устанавливающие компетенцию Совета Федерации;
3. правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания. 11
Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»: палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации – глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации. 12
8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». 13 Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации.
3.2. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации.
Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации, который избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Для его избрания требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Наряду с Председателем, Совет Федерации избирает заместителей Председателя. Порядок избрания урегулирован Регламентом Совета Федерации. Регламент Совета Федерации устанавливает, что Председатель и его заместителя не могут быть представителями от одного субъекта РФ.
Председатель Совета Федерации наделен многочисленными полномочиями, которые условно можно разделить на организационные и представительские. Председатель Совета Федерации созывает и ведет заседания палаты, приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации, ведает внутренним распорядком деятельности палаты, подписывает постановления Совета Федерации, распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями, координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации, осуществляет общей руководство Аппаратом Совета Федерации и контролирует его деятельность, представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств; участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой, законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы и т.д.
Первый заместитель (заместитель) Председателя Совета Федерации замещает Председателя в его отсутствие (и в отсутствие первого заместителя), по поручению Председателя Совета Федерации представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы, подписывает постановления палаты, издает распоряжения, вручает награжденным почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма" и Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.

      Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации.
Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты и постоянные комиссии. Комитеты, комиссии Совета Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку заключений, проводит антикоррупционную экспертизу по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам; организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которые предлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; решают вопросы организации своей деятельности; решают другие вопросы, относящиеся к ведению палаты.
В настоящее время в Совете Федерации образованы следующие комитеты:
    по конституционному законодательству;
    по правовым и судебным вопросам;
    по делам Федерации и региональной политике;
    по вопросам местного самоуправления;
    по обороне и безопасности;
    по бюджету;
    по финансовым рынкам и денежному обращению;
    по международным делам;
    по делам Содружества Независимых Государств;
    по социальной политике и здравоохранению;
    по образованию и науке;
    по экономической политике, предпринимательству и собственности;
    по промышленной политике;
    по природным ресурсам и охране окружающей среды;
    по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу;
    по делам Севера и малочисленных народов;
    и постоянные комиссии:
    по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
    по Регламенту и организации парламентской деятельности;
    по делам молодежи и туризму;
    по естественным монополиям;
    по информационной политике;
    по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;
    по национальной морской политике;
    по культуре;
    по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;
    по вопросам развития институтов и гражданского общества;
    по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.
Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя, первого заместителя Председателя и заместителей Председателя, входят в состав комитетов. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета и не более двух комиссий палаты.
и т.д.................