Принцип территориальной целостности государств рассматривается как. Принцип территориальной целостности государств. Принцип уважения прав человека

Этот принцип появился в теории международного права с закреплением его в Уставе ООН в 1945 г. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и заключается в защите территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) следующим образом: каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны». В Уставе ООН также подчеркивалось, что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава», и что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения». В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.

Следующим важнейшим документом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств. Звучит она следующим образом: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Этот принцип отличается от рассмотренных выше принципов запрещения использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства обязаны уважать территориальную целостность друг друга и, следовательно, должны «воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН».

Предыдущая

Утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание, как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение защита территории государства от любых посягательств.

В Декларации о принципах международною права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности), хотя сам этот принцип отдельно не упоминался.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной" 1 .

Принцип территориальной целостности государств относится к числу основных принципов международного права, закрепленных в п. 4 ст. 2 Устава ООН.

Данный принцип конкретизируется в Декларации о принципах международного права 1970 года, где он трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. Действительно, этот принцип тесно связан с обоими указанными принципами. В Декларации говорится: "Территориальная целостность и территориальная неприкосновенность" 2 .

Однако принцип территориальной целостности государств настолько важен, что в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе он выделен как самостоятельный принцип международного права: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников".

Принцип нерушимости государственных границ.

Он определяет сотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в связи с границами. Значение отношений, связанных с границами, определяется тем, что они есть границы распространения государственного суверенитета, границы действия государственного правопорядка. Вопросы о границах занимают достаточно большое место в важнейших договорах современности, но им не уступают и те, что давно уже стали только вехами истории. С давних времен считалось, что нарушение границы является casus belli - поводом к законной войне. Воздушные, морские, сухопутные границы охраняются всей мощью государства, его дипломатическим аппаратом, а также его политическими союзническими договорами.

В писаной форме он, как указано, отражен в двусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций.

Его понимание государствами отражено в таких морально-политических нормах, как нормы Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства участника" 1 , декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в Декларации принципов, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.).

Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и международными нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы Российской Федерации, установленный Законом "О государственной границе Российской Федерации" 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию России, Шенгенское соглашение 1990г. заключенное 9 государствами Европы, напротив, установило принцип безвизового пересечения границы гражданами государств - участников Соглашения. Правом государства является установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с прохождением границ физическими лицами, транспортными средствами, товарами.

В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся в запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности) границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между некоторыми странами СНГ 1 .

Нарушение границ считается международным преступлением, в связи, с чем возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства, и нарушения его границы.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Н.В. Остроухов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется принцип территориальной целостности государств как один из принципов современного международного права и раскрывается его теоретико-правоые и международно-правовые основы.

Ключевые слова: территориальная целостность, государство, международное право, международно-правовые принципы.

Территориальная целостность государства являются неотъемлемым элементом его суверенитета и достигается путем принятия на международном и внутригосударственном уровнях комплекса политических, правовых, организационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер. Важное место среди этих мер отводится международно-правовым мерам, регулирующим деятельность государств и иных субъектов международного права в этой сфере.

Принцип территориальной целостности успешно вписался в систему основных принципов международного права . Исходя из того, что данная система охватывает принципы, в соответствии с которыми ООН организует свою деятельность, то можно предположить, что цель системы совпадает с целью этой организации - поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами.

Впервые юридически обозначенный на универсальном уровне в Уставе ООН 1945 г. и отразивший наиболее важное свойство любого государства международно-правовой принцип территориальной целостности получил дальнейшее развитие в ряде международных договоров, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1945 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., а также закрепление во многих других международных документах. Международное право стоит на страже принципа территориальной целостности государств, не поощряет сепаратизм и иные посягательства на данный принцип.

Однако в российской юридической практике название этого принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как о территори-

альной целостности, так и о территориальной неприкосновенности. Подобная ситуация возникла из-за несоответствий между формулировками принципа неприменения силы и угрозы силой (воздержания от применения силы и угрозой силой) в русском и английском текстах Устава ООН. В русском варианте говорится о «территориальной неприкосновенности», в английском - о «территориальной целостности» («territorial integrity»).

В то же время понятие территориальной целостности неоднократно встречается как в самом Уставе ООН, так и в Декларации о принципах международного права 1970 г. (далее - Декларация), ее Преамбуле, других ее положениях, например, связанных с принципом равноправия и самоопределения народов.

В международном праве принцип территориальной целостности государств, к сожалению, не раскрывается. В доктрине международного права в его содержание также нередко вкладывается разный смысл, нечетко определено соотношение данного принципа с другими принципами международного права, в частности с принципом нерушимости государственных границ, принципом равноправия и самоопределения народов. Указанное нередко приводит к различной оценке происходящих в мире событий.

В Уставе ООН и Декларации принцип территориальной целостности не выделен в качестве самостоятельного принципа международного права, хотя об этом нередко отмечается в доктрине международного права, но, несомненно, является общепризнанным, основным принципом международного права, нормой jus cogens и является одним из цементирующих начал международного права и мироустройства . Заметим, что, по нашему мнению, правильнее говорить о принципе «соблюдения или уважения территориальной целостности государства» как об основном принципе международного права, тесно связанном с другими принципами международного права.

Так, в преамбуле Декларации о принципах международного права 1970 г. заявлено, чтобы все государства воздерживались в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности (территориальной целостности - Н.О.) или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН (принцип неприменения силы или угрозы силой).

Любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение территориальной целостности государства, несовместима с целями и принципами Устава ООН. В Декларации напоминается об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против территориальной целостности любого государства.

По сути, это запрет силовых или несиловых действий, их попыток или угрозы таких действий против территориальной целостности государства. Причем здесь говорится о внешней форме воздействия на государства. Такое давление может осуществлять военным, политическим, экономическим и иным путем, направленным на полное или частичное расчленение государства. В частности, действия против территориальной целостности могут выражаться в форме аг-

рессии. Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву. Государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Любое нарушение территориальной целостности не может быть признано правомерным изначально. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Угроза силой или ее применение никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов, это противоречит принципу мирного урегулирования международных споров, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Нередко именно территориальные споры приводят к нарушению территориальной целостности государства. Использование мирных средств нередко направлено на справедливое разрешение таких споров . Но даже при положительном исходе данного процесса прежняя территориальная конфигурация спорящих государств может быть изменена, на основе обоюдного согласия относительно изменения своих территорий и изменения совместной государственной границы.

В Декларации прямо не указано на взаимосвязь принципа территориальной целостности и принципа сотрудничества, который обеспечивается через обязанность государств сотрудничать с целью поддержания международного мира и безопасности, осуществлять свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Государства - члены ООН обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава, что предусматривает в том числе отражение агрессии, направленной против территориальной целостности государств, установления справедливых государственных границ.

Нельзя не указать на взаимосвязь принципа, касающегося обязанности в соответствии с Уставом ООН не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (принципа невмешательства) с принципом территориальной целостности. Ни одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Нарушение территориальной целостности может быть осуществлено и без применения вооруженной силы против государства, а именно путем оказания влияния на внутреннюю жизнь государства или содействия негативным процессам, происходящим в государствах, например, вооруженным конфликтам немеждународного характера, обострению национальных противоречий в государстве, религиозной розни.

Нередко государства тайно или открыто поддерживают те или иные силы, находящиеся на территории своего или другого государства, направленные на расчленение территории иностранного государства. Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Это касается и организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые здесь, связаны с угрозой силой или ее применением.

Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Принцип суверенного равенства государств непосредственно связан с принципом территориальной целостности. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. В частности, понятие суверенного равенства включает такие элементы, как обязанность каждого государства уважать правосубъектность других государств, выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

Принцип добросовестного выполнения государствами международных обязательств является основополагающим, цементирующим принципом международного права и направлен в том числе на обеспечение обязательств государств по соблюдению территориальной целостности друг друга и недопущению ее нарушения третьими государствами .

Исторически сложилось, что самоопределение народов довольно часто становится причиной нарушения территориальной целостности государств, их распада. Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, как

определила Декларация, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение. Таким образом, в этом документе уточнен перечень способов, в рамках которых тот или иной народ может самоопределиться. Это связано с теми или иными территориальными изменениями или с самоопределением в форме образования автономии.

Декларация выделила связь принципа равноправия и самоопределения народов с принципом территориальной целостности.

Данный принцип нашел правовое закрепление на универсальном уровне в Уставе ООН и тем самым был признан в качестве общепризнанного принципа международного права. В силу этого все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН. Другие государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН, в том числе праву народов на самоопределение, которое относится к числу коллективных прав и свобод человека.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава ООН и оказывать помощь этой международной организации в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом в отношении осуществления данного принципа. Кроме того, каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в конкретизации настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость.

В Декларации заложено, на первый взгляд, противоречие между суверенным правом государства в отношении своей территории обеспечивать свою территориальную целостность и правом народов на самоопределение, реализация которого может привести к территориальной дезинтеграции.

Однако в соответствии с этим документом принцип равноправия и самоопределения народов не должен толковаться как санкционирующий или поощряющий любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением этого принципа, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

Таким образом, принципы Устава ООН являются взаимосвязанными, представляют систему и каждый принцип, как отмечено в Декларации, должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Все государства должны руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения . В то же время следует заметить, что Устав ООН и Декларация дали ограниченный перечень основных принципов международного права. Доктрина международного права не ограничивается этим перечнем и

причисляет к их числу принцип уважения основных прав и свобод человека, принцип нерушимости и неприкосновенности государственных границ, которые также связаны с принципом территориальной целостности. Так, принцип нерушимости границ государств (принцип запрета неправомерного изменения государственных границ) - общепризнанный, основной принцип международного права, норма jus cogens. Он является производным, прежде всего, от принципа неприменения (воздержания от применения) силы или угрозой силой, других взаимосвязанных с ним основных принципов международного права, в том числе принципа территориальной целостности.

В свою очередь принцип неприкосновенности государственных границ (принцип соблюдения прохождения государственной границы на местности и ее режима) - общепризнанный принцип международного права. Он является производным, прежде всего, от принципа неприменения силы или угрозой силой, суверенного равенства государств, других взаимосвязанных с ним основных принципов международного права, а также принципа территориальной неприкосновенности государств (принципа запрета применения силы против территории иностранного государства).

Последний указанный принцип также является общепризнанным принципом международного права, нормой jus cogens. Он является производным от принципа неприменения (воздержания от применения) силы или угрозы силой, принципа территориальной целостности, других взаимосвязанных с ним основных принципов международного права.

Обеспечение территориальной целостности государств является одной из актуальных проблем современности .

История свидетельствует о многочисленных случаях распада государств на составные части, попытках отделения от государств части их территории.

Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что в мире сложилась система обеспечения территориальной целостности государств, хотя пока еще недостаточно эффективная, но находящаяся в постоянном развитии. При этом основной целью этой системы является защита жизненно важных интересов государств от угроз их территориальной целостности. К частным целям, то есть к целям второго порядка, можно отнести такие цели, как ослабление влияния, а если возможно и ликвидацию причин и условий, способствующих возникновению, действию данных угроз, их нейтрализацию и ликвидацию последствий.

Указанные цели предопределяет ту роль, которую играет система обеспечения территориальной целостности в функционировании систем обеспечения безопасности конкретных государств, в том числе Российской Федерации. Кроме того, данные цели являются составляющими целей систем более высокого уровня, лежащих в сфере обеспечения международной безопасности и поддержания международного правопорядка. Это свидетельствует о том, что система обеспечения территориальной целостности государств может рассматриваться как неотъемлемый компонент таких глобальных систем.

Направления международного сотрудничества по обеспечению территориальной целостности должны соответствовать характеру угроз. Прежде всего,

должен учитываться их внутренний и внешний характер. Это обусловлено тем, что на территориальную целостность влияют как внутренние, так и внешние факторы. К их пониманию можно подходить как с межгосударственных, так и внутригосударственных позиций, сложившихся доктрин.

Особый интерес представляет международный подход.

Воздействия извне на государство нередко приводят к тем или иным территориальным изменениям. Хотя и внутригосударственные процессы, не связанные с внешним воздействием, также могут привести к нарушению территориальной целостности государств.

По нашему мнению, наибольшего внимания заслуживают такие актуальные вопросы международного сотрудничества, являющиеся важнейшими компонентами системы обеспечения территориальной целостности государств, как:

Международно-правовое оформление государственной границы сопредельных государств как залог надежного закрепления с помощью международных средств линии прохождения государственной границы;

Изменение в соответствии с международным правом прохождения государственных границ;

Международно-правовое противодействие сепаратизму как одному из основных источников разрушения территориальной целостности государств;

Международное сотрудничество в сфере охраны государственной границы, позволяющее координировать совместную деятельность государств;

Обеспечение территориальной целостности государств в рамках функционирования системы международной безопасности, направленное на предупреждение, пресечение и нейтрализацию внешних угроз .

Вопрос о границах имеет большое значение для каждого государства. На границах сосредоточен спектр интересов государств, многие из которых являются жизненно важными и составляют основу национальной безопасности каждого из них. Установление справедливых и прочных государственных границ, их надлежащее оформление является важным фактором обеспечения международной безопасности, развития дружественных отношений государств.

При этом четкость определения государственной границы в договоре сопредельных государств и установления ее на местности способствует реализации на практике таких основополагающих принципов современного международного права как территориальная целостность государств и неприкосновенность государственных границ. От этого во многом зависит сохранение и упрочение международного мира и безопасности, поскольку территориальные споры, притязания одного государства на территорию другого очень часто приводили к конфликтам, вооруженным столкновениям и к войнам между ними.

Если же для территориальных претензий действительно имеются основания, то любое изменение принадлежности государственной территории возможно только мирным путем, на основе соглашения заинтересованных государств, с помощью которого могут быть установлены и юридически оформлены новые государственные границы. Установление справедливой государственной границы имеет большое значение для нормализации отношений между сопре-

дельными государствами, особенно в тех случаях, когда между ними в прошлом существовали разногласия по вопросам прохождения границы.

Любое изменение территории государства, его новых политико-правовых очертаний, за исключением случаев отторжения части территории государства, совершившего акт агрессии (при этом согласие такого государства не требуется - Н.О.), должно осуществляться на основе добровольного соглашения сопредельных государств, принципа равноправия и самоопределения народов, населяющих соответствующую территорию, с учетом иных правомерных интересов государств. Новые границы должны получить закрепление в договоре сопредельных государств или в международном обычае.

Нечеткое определение прохождения государственной границы, разные подходы к ее установлению, обусловленные историческими, экономическими и иными интересами государств, отсутствие четких договоров о прохождении границы, неясности их формулировок и даже ошибки в документах о делимитации границы, неточная демаркация границы могут привести к территориальным спорам. Такие споры являются весьма важной проблемой и снижают уровень безопасности государства, его жизненно важных интересов, одним из элементов которого является обеспечение территориальной целостности государства.

Угрозу территориальной целостности государств создает сепаратизм, опасность которого всегда сопутствовало человечеству, а отдельные признаки которого как противоправного явления нашли отражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, утвердившей Декларацию о принципах международного права 1970 г. Примечательно, что первым международным договором, в котором нашло определение сепаратизма, закреплен его состав, стала Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., являющаяся, как известно, региональным международным договором.

Мировое сообщество может и должно предпринять реальные шаги по противодействию сепаратизму, а именно - нейтрализации причин и условий, способствующих зарождению сепаратизма, локализации его развития в государствах, борьбе с сепаратизмом, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений сепаратизма. Вопрос противодействия сепаратизму стал находиться в поле зрения международных межправительственных организаций.

Основной целью международного сотрудничества в противодействии сепаратизму должно стать обеспечение защиты территориальной целостности государств от угроз сепаратизма. Основными задачами - выработка общих подходов государств к противодействию сепаратизму; совершенствование правовых основ сотрудничества, а также развитие и гармонизация законодательств государств в данной области; выявление и устранение причин и условий, способствующих сепаратизму; его предупреждение и пресечение; противодействие финансированию сепаратизма в любых формах; повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию сепаратизма, выявлению и пресечению деятельности организаций и лиц, причастных к ней; создание в мире атмосферы полного неприятия сепаратизма.

Наряду с режимными мерами на совместных границах государства принимают меры по их совместной охране, которая осуществляется органами пограничных ведомств сопредельных государств.

Сопредельные государства в интересах обеспечения своей безопасности, как правило, заключают двусторонние и многосторонние международные договоры по системе взаимосвязанных вопросов, связанных с охраной общей государственной границы. Договоры о сотрудничестве по пограничным вопросам обеспечивают своевременный и согласованный обмен информацией, в том числе о лицах, в отношении которых в соответствии с национальным законодательством имеются ограничения на въезд на территории этих государств или на выезд за их пределы, в том числе лиц, участвующих в сепаратисткой деятельности.

Стороны согласовывают совместную пограничную политику, разрабатывают и реализуют совместные программы по пограничным вопросам, реализуют долгосрочную стратегию взаимовыгодного пограничного сотрудничества. Основными мероприятиями в данной сфере, как правило, являются; унификация законодательной и нормативно-правовой базы государств-участников в области пограничной политики; формирование унифицированной системы пограничного и таможенного контроля на границах; унификация подходов к заключению международных договоров с третьими странами по пограничным вопросам; интеграция управления и оптимизация взаимодействия государственных органов государств в области обеспечения безопасности на их границах. Имеет место практика оказания государствами взаимопомощи друг другу в охране границ с третьими государствами, в рамках соответствующих международных договоров. Международные организации также являются одним из важных инструментов обеспечения территориальной целостности государств посредством координации усилий по охране границ их членов.

В настоящее время военно-политическая обстановка в мире приобрела качественно новый характер, довольно сложный и противоречивый. Влияние на ее развитие оказывает большое количество внешних и внутренних факторов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Существует значительное количество региональных межгосударственных и внутригосударственных проблем, обострение которых чревато перерастанием в международные вооруженные конфликты и локальные войны. Предпосылки для этого сохраняются в социальных, политических, экономических, территориальных, национально-этнических, религиозных и других противоречиях, а также в приверженности ряда государств к решению их силовыми методами.

В настоящее время имеют место попытки со стороны отдельных стран или групп стран проводить курс на региональное или глобальное доминирование, занятие особого места в мировой системе за счет своего военно-стратегического, экономического или научно-технического потенциала, действия позиции силы.

На обстановку на границах, обеспечение территориальной целостности влияют факторы и внутри государств. Наличие зон вооруженных конфликтов

немеждународного характера, сложность переходного периода, причины которых заключаются в нерешенности взаимных претензий независимых государств и новых национальных образований друг к другу, действия многих неконсти-туированных вооруженных формирований внутри государств отрицательно влияют на внутриполитическую обстановку и являются главной причиной нестабильности в этих государствах.

Одним из действенных средств обеспечения территориальной целостности государств является создание надежной системы коллективной безопасности, которая, как известно, может быть всеобщей (универсальной) или региональной. Такая система представляет собой организационную форму и комплекс согласованных совместных мер государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира, а также для защиты от иных внешних угроз жизненно важным интересам государств. Функционирование данной системы невозможно без соответствующих международно-правовых мер .

Таким образом, территориальная целостность проявляется в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства. Это качественная характеристика государства. Территориальная целостность определяется его способностью сохранять свою территорию в пределах установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на изменение территории государства. Сохранение территориальной целостности государств является как внутригосударственной, так и международной проблемой. В этой связи особую актуальность приобретает научная проработка всего комплекса международно-правовых вопросов, которые влияют на территориальную целостность государств и способствуют ее укреплению.

ЛИТЕРАТУРА

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. - Т. 1. Современные иеорети-ческие проблемы. - М., 1999.

TERRITOTIAL INTEGRITY OF STATES AND ITS GUARANTEE: THEORETICAL-LEGAL AND INTERNATIONAL-LEGAL

The Department of International Law Peoples" Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The are analised principle of territotial integrity of states as one of the general principles of the

modern international law and also studied the main theoretical-legal and international-legal bases of this

principle in the actual.

Key words: territorial integrity, stete, international law, international-legal principles.

Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obschaya chast": Uchebnik dlya studentov yuridiche-skikh fakul"tetov i vuzov. - M.: Volters Kluver, 2005.

Chernichenko S.V. Teoriya mezhdunarodnogo prava. V 2 t. - T. 1. Sovremennye ieoreti-cheskie problemy. - M., 1999.

Cassese A. International Law in Divided World. - New York: Oxford University Press, 1987.

High-level Panel on Treats, Cjallenges and Cjange. A More Secure World: Our Shared Responsibility // Un Doc. A/59/565. 2 December 2004.

Human Security Report: War and Peace in the 21st Century. - Vancuver: Human Security Centre, University of British Columbia, 2005.

Maill H. The Peacemakers: Peaceful Settlement of Disputes since 1945. - New York: St. Martin"s Press, 1992.

The Oxford Handbook on the United Nations / Ed. by Thomas G. Weiss and Sam Daws. - Oxford University Press, 2008.

Weiss T. (ed.). Collective Security in a Changing World. - Boulder, CO: Lynne Rienner, 1993.

Один из важнейших признаков и элементов государства - его территория. Поэтому ее неприкосновенность и целостность - главнейшие ценностные свойства государства, непременные условия его существования.

Назначение принципа - защита территории государства от посягательств.

Однако само наименование данного принципа еще не установилось, в международных актах и литературе в его названии указываются как оба элемента - неприкосновенность и целостность, так и каждый из них в отдельности. Оба эти элемента близки по смыслу, однако их правовое содержание различно.

Территориальная неприкосновенность - это предохранение территории государства от любого посягательства извне; никто не должен покушаться на территорию в целях полного или частичного ее занятия или оккупации, проникать в ее наземное, морское или воздушное пространство против воли данного государства.

Территориальная целостность - это состояние единства и нераздельности территории государства; никто не должен покушаться на его территорию в целях полного или частичного нарушения ее единства, расчленения, отделения, отторжения, передачи или присоединения всей или части к территории другого государства.

Анализируемый принцип - один из новейших принципов. Его формирование началось лишь в середине XX в. Ранее это было невозможно: до XX в. в условиях существовавшего тогда беспредельного господства права силы территория государств постоянно была объектом нападений, захватов, оккупации, насильственных разделов, обменов, продаж и аннексий. Так называемое классическое международное право, юридически признавая право на войну, тем самым летализовывало и сопровождаемые войной захваты и аннексии иностранных территорий. Поэтому веками каждое государство само обеспечивало свою территориальную безопасность.

В п. 4 ст 2 Устава ООН впервые были запрещены угроза силой или ее применение против территориальной неприкосновенности государств. В Декларации о принципах международного права при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава были отражены многие его элементы, хотя сам принцип еще отдельно не упоминался. Следующим этапом стал Заключительный акт СБСЕ 1975 г., в котором он выделен уже как самостоятельный принцип с конкретным содержанием. Согласно принципу государства взяли на себя следующие обязательства:

уважать территориальную целостность друг друга;

воздерживаться от любых лействий. несовместимых с Уставом ООН, против территориальной целостности или единства друг друга и от действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой:

воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер неправомерного применения силы или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления;

не признавать законной никакую оккупацию или приобретения такого рода.

Таким образом, речь идет о любых действиях против неприкосновенности или целостности территории. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения властей данного государства является нарушением неприкосновенности не только границ, но и территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природ-ные ресурсы - составные компоненты территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения властей государства также противоправны.

В современном мире значение данного принципа весьма велико с точки зрения обеспечения стабильности межгосударственных отношений и защиты суверенитета всех государств. Россия в соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции «обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Защита и обеспечение целостности и неприкосновенности территории от опасности нападения извне являются одной из важнейших функций Российского государства, как и любого государства мира.

Еще по теме § 5. Принцип территориальной неприкосновенности и целостности государств:

  1. § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
  2. ЦЕЛОСТНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ МИРА. ПОДВИЖНОСТЬ, ИЗМЕНЧИВОСТЬ БЫТИЯ. ТРУДНОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ СВЯЗЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯВЛЕНИЙ, ЦЕЛОСТНОСТИ ПРЕДМЕТОВ, ИХ ДВИЖЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ. «ПАРНЫЕ» ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  3. § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО”

“ ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СУЩНОСТЬ ”.

Выполнила:

Студентка 2 курса

522 группы

Заочного отделения

Юридического факультета

Капленко Марина

Введение………………………………………………………………..3 стр

1. Принцип территооиальной целостности. Его сущность………….4-7 стр

2. Ответственность за нарушение территориальной

целостности государства…………………………………………...8-11 стр

3. Норма территориальной целостности, как она

воплощена в международных документах

глобального характера……………………………………………12-14 стр

Заключение………………………………………………………...15-16 стр

Список литературы…………………………………………………...17 стр

Введение

В современных условиях «авторитетность» принципа территориальной целостности неопровержима, что доказывается его закреплением в конституциях большинства государств. На протяжении многих веков территория является основным признаком государства. Неизменность границ и целостность территории - залог стабильности как межгосударственных, так и внутригосударственных отношений. Агрессивные завоевательные войны и войны за независимость XX века подтолкнули мировое сообщество к осознанию территориальной целостности в качестве базового принципа и закреплению его на международном уровне и в национальном законодательстве.

Территориальные вопросы и в настоящее время относятся к числу наиболее острых проблем в системе отношений между государствами и внутри государств. Они непосредственно связаны с установлением суверенной власти государств в конкретном регионе мира или с сохранением независимости определенного народа, утверждением его геополитической и цивилизационной идентичности.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение принципа территориальной целостности государств, его характеристики и сущности; посмотреть ответственность за нарушение территориальной целостности государства,рассмотреть норму территориальной целостности и то как она воплощена в международных документах глобального характера.

1. Принцип территориальной целостности.Его сущность

Принцип территориальной целостности защищает право государства на целостность и неприкосновенность его территории (важнейшее средство обеспечения суверенитета государства).

Этот принцип появился в теории международного права с закреплением его в Уставе ООН в 1945 года. Следующим важнейшим документом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение м/н права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной» .

Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории (если это не связано с м/ни санкциями).

Данный принцип возник одновременно с образованием суверенных государств (развитие принципа запрещения силы и угрозы силой способствовало развитию принципа территориальной целостности, связывая незаконность применения силы с незаконностью последствий).

Данный принцип существует в обычно-правовой форме (косвенные подтверждения его существования и действия содержатся во многих политических договорах; подтверждение его существования - признание законности применения силы в случае посягательства на территорию государства).

Объект защиты принципа - отношения между государствами, связанные с защитой их права на принадлежащие им территории и их ресурсы (в качестве условной территории государства рассматриваются также военные базы, расположенные по договору на территории третьих государств, территории дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морские и воздушные суда).

В случае нарушения принципа государства могут (применить принудительные меры, допускаемые МП; обратиться в ГА и СБ ООН, региональные организации; прибегнуть к индивидуальной самообороне).

Нарушение территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение м/н преступления (пример: раздел территории Германии на зоны и особый режим управления Западным Берлином после Второй мировой войны).

Обязанности государств в соответствии с данным принципом:

1) не должны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на государственную территорию, ее части или естественные ресурсы;

2) должны воздерживаться от любых действий, которые могут прямо или косвенно нанести ущерб территории государства или ее части;

3) не должны оказывать помощь государству - нарушителю или его пособникам.

Принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, демаркации, ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.

Границы государства охраняются военной мощью государства, дипломатическим аппаратом, политическими союзническими договорами.

Под посягательством на государственные границы принято понимать односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе тем самым выразили международно-правовое признание или подтверждение существующих границ европейских государств.

Выделяют три основных элемента принципа нерушимости границ:

1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с м/н правом;

2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Данный принцип возник в связи с существованием суверенных государств в период разложения феодализма.

Данный принцип содержится в многосторонних и двусторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций.

Права и обязанности государств, обусловленные данным принципом:

1) Права государств (требование абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы или угрозы силой; сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия ограничений по пересечению границы).

2) Обязанности государств (неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с МП границ, разделительных или демаркационных линий (включая линии примирения, рассматриваемые как временные границы), разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа) .

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или ее применения

Запрет применения или угрозы применения силы для решения международных проблем, в том числе для приращения (расширения границ) территории и для решения территориальных споров, устанавливается, как было указано, в Уставе ООН, Декларации принципов международного права и иных международно-правовых документах. Становление этого принципа непосредственно связано с разработкой концепции ответственности за агрессию, как наиболее опасное международное преступление, так как «в агрессии одного государства против другого с целью захвата его территорий наиболее ярко проявляется территориальный элемент конфликта, поскольку основной целью такой агрессии и является изменения территориального status quo».

«В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания, – отмечается в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г., - Вместе с тем, сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников». При этом основные внешние угрозы определяются доктриной как: территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств; создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников; нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане и др.

Норма об ответственности за агрессию помещена в главу о преступлениях против мира и безопасности человечества.

Примерный, неисчерпывающий перечень действий, квалифицируемых как агрессия приводится в резолюции 1314 Генеральной Ассамблеи ООН :

1. вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

2. бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

3. блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

4. нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, морские и воздушные флоты другого государства;

5. применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

6. действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

7. засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Как было отмечено, указанный перечень действий не является исчерпывающим и может быть расширен согласно положениям Устава ООН Советом Безопасности этой организации .

Приведенный список действий, с точки зрения содержания принципа территориальной целостности и неприкосновенности, содержит указание на нарушение нескольких его положений. Действия 1 – 4, 7 являются нарушением положения о запрете приобретения чужой территории посредством угрозы или применения силы; действие 5 – нарушает положение о запрете использования территории чужого государства без согласия ее территориального суверена. Эти действия могут совершаться государством – «непосредственным» агрессором как самостоятельно, так и при поддержке иных государств. Определенной спецификой обладает действие 6; оно возможно лишь при условии, что агрессивные действия совершаются как минимум двумя государствами: с одной стороны, государство, предоставившее свою территорию для агрессивных действий другого государства, нарушает положение о запрете использования своей территории таким образом, что в результате этого причиняется ущерб территориальной неприкосновенности другого государства; с дугой стороны, государство, использующее территорию другого государства для реализации своих агрессивных планов, может совершать в процессе такого использования действия 1- 4, 7 .

3. Норма территориальной целостности, как она воплощена в международных документах глобального характера

Ряд основных документов XIX и начала XX веков содержали ссылки на

норму территориальной целостности.

1. В Уставе Организации Объединенных Наций особенно актуальными являются следующие положения. Статья 2 предусматривает, что сама Организация основана «на принципе суверенного равенства всех ее Членов», а в статье 2 провозглашается, что «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства…». Этот последний принцип является, разумеется, одним из основополагающих принципов Организации Объединенных Наций.

2. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 года вновь подтверждает в своей преамбуле «принцип Устава Организации Объединенных Наций, согласно которому все государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства или каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций»

3. В статье 5 Декларации о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей 4 декабря 1986 года в ее резолюции 41/128, содержится призыв к государствам принимать решительные меры, направленные на ликвидацию «угроз национальному суверенитету, национальному единству и территориальной целостности». В пункте 3 Руководящих принципов в отношении оказания гуманитарной помощи, принятых в резолюции 46/182 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1991 года, предусматривается, что «суверенитет, территориальная целостность и национальное единство государств должны полностью уважаться в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

4. В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 года, было подтверждено обязательство глав государств и правительств поддерживать, в частности, «все усилия, направленные на обеспечение суверенного равенства всех государств,уважения их территориальной целостности и политической независимости» .

Эта Декларация была вновь подтверждена в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года, в котором лидеры стран мира договорились «поддерживать все усилия, направленные на обеспечение суверенного равенства всех государств и уважения их территориальной целостности и политической независимости». Это положение Итогового документа Всемирного саммита было, в свою очередь, недвусмысленно подтверждено в Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций 2006 года27

5. Норма, касающаяся территориальной целостности, применяется, по сути дела, к защите международных границ независимых государств. Однако она также имеет отношение к защите временных - если они согласованы, - границ таких государств от применения силы. В Декларации 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений, предусмотрено: «Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линий перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам, или как нарушающее их временный характер».

Заключение

Обеспечение территориальной целостности государств является одной из актуальных проблем современности. История свидетельствует о многочисленных случаях распада государств на составные части, попытках отделения от государств части их территории.

Нарушение территориальной целостности может иметь формы распада государств на два или большее число государств, отделение от государства части его территории и образование самостоятельного государства, отделение от государства части его территории и присоединение ее к другому государству. Эти негативные последствия потери части территории государства принято считать нарушениями его территориального единства. Позитивные изменения, т.е. приращение части территории государства, на практике не рассматриваются как нарушение его территориальной целостности.
Субъектами нарушения территориальной целостности государства являются государства, противоправные действия которых могут выражаться в захвате и оккупации части территории другого государства, повлекшие присоединение оккупированной территории к своей территории (аннексия). Однако любые территориальные приобретения не следует считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.
Противоправные действия государства могут выражаться в создании условий в другом государстве путем осуществления политических, экономических, организационных и иных мер, которые могут привести к дестабилизации обстановки в государстве и его дальнейшему распаду.

Принцип территориальной целосности закреплен в ряде международных документов, таких как Устав Организации Объединенных наций, Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982, Декларация о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей 4 декабря 1986 года, Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 года и т.д.

Список литературы:

1. Международное публичное право: Учеб. / Под ред. Бекяшева К. А. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Проспект, 2008. - 635 с.

2. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2008;

3. Евинтов В. И. Международное сообщество и правопорядок: (Анализ современ. концепций) / АН УССР. Ин-т государства и права. - Киев: Наук. думка, 2007. - 127 с.

4. Кудряшов С.М. Новые тенденции развития права международной правосубъектности //Право и политика.-2009.-№ 8.

5. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2009;

6. Международное право: Учеб. / Под ред. Г. В. Игнатенко. М.: Высшая школа, 2007.

7. Международное право в документах: Учеб. пособие для студентов высш. юрид. учеб. заведений / Сост. сб. Блатова Н. Т., Мелков Г.М. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦУПЛ, 2006. - 822 с.

8. Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2003;

9. Международное право: Учебник. М.: Международные отношения, 2007

10. Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. Полутом 1 / Пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерлахтом; Под ред. и с предисловием С.Б. Крылова. - М.: Государственное издательство иностранной литературы, 2007. - 408 с.

12. www.wikipedia.ru


Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2009

Международное право в документах: Учеб. пособие для студентов высш. юрид. учеб. заведений / Сост. сб. Блатова Н. Т., Мелков Г.М. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦУПЛ, 2006. - 822 с

Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2003

Международное публичное право: Учеб. / Под ред. Бекяшева К. А. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Проспект, 2008. - 635 с.

Международное право: Учеб. / Под ред. Г. В. Игнатенко. М.: Высшая школа, 2007

Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2008