Пзрк против поршневых самолетов. Грозный враг авиации. В джунглях и горах индокитая

Упоминание о первом случае применения ПЗРК во Вьетнаме относится к августу 1969 г. Из обзора Е. Понамарчука следует, что, по данным советской стороны, северовьетнамцами было произведено в общей сложности 589 пусков ПЗРК «Стрела-2», из которых цели достигли 204, но без детализации последних в отношении результативности (только попадание или летательный аппарат сбит). Цифра в 204 попадания еще раз была подтверждена в прессе в 2011 г. непосредственно С.П. Непобедимым, Генеральным конструктором (с 1988 г.; с 1965 г. - главным конструктором) КБ машиностроения, разработчиком ПЗРК.

В то же время в указанном обзоре отмечается, что первые подтвержденные самими американцами случаи применения против них ПЗРК относятся к периоду «Пасхального наступления» Армии Северного Вьетнама, начавшегося в конце марта 1972 г. Первый достоверно зафиксированный пуск датируется 29 апреля, когда одна ракета была выпущена по истребителю-бомбардировщику F-4 к северу от города Куангчи (военный регион I), но не достигла цели. Е. Понамарчук подчеркивает, что «после утраты четырех летательных аппаратов в течение 1–2 мая американцы начали принимать меры по противодействию ПЗРК, включая использование тепловых ловушек и конструктивные изменения, направленные на снижение инфракрасной сигнатуры самолетов и вертолетов. „Ракетный бум“ продолжался в течение мая-июня, после этого периода потери значительно снизились и носили эпизодический характер вплоть до подписания Парижского соглашения в январе 1973 года, когда США вышли из войны». Общее количество потерянных американцами в результате применения ПЗРК летательных аппаратов за период май 1972 г. - январь 1973 г. составило 24 единицы, из которых 14 составляли самолеты, причем в основном поршневые и турбовинтовые, и 10 - вертолеты. Таким образом, ПЗРК эффективно применялся против низкоскоростных целей, преимущественно самолетов и вертолетов, выделенных для оказания непосредственной авиационной поддержки войск, и транспортной авиации. Как отмечает Е. Понамарчук, «результаты использования „Стрелы“ неоднозначны. Ими не был достоверно поражен ни один из наиболее современных американских реактивных самолетов (F-4, А-6, А-7), потери вертолетов оказались умеренными, и в целом появление ПЗРК не привело к перелому в борьбе с авиацией в Южном Вьетнаме. Вместе с тем „Стрела“… затруднила применение штурмовой авиации» .

Приведенные выводы о применении ПЗРК в заключительной фазе вьетнамской войны следует соотносить с теми изменениями в технике и тактике действий боевой авиации, которые были связаны с началом массового применения управляемого оружия во время вьетнамской войны, которое стало обладать достаточными характеристиками точности при применении на значительном удалении самолета-носителя от цели и с больших высот. Как пишет Ф. Дэвидсон, «лучшим примером возросшей результативности служит эпизод с мостом в Тань-Хоа. В период с 1965 по 1968 гг. авиация ВМФ (США. - Прим. авторов) потеряла над ним 97 самолетов, но так и не смогла разрушить объект. В 1972-м задачу удалось решить с первого захода одной умной бомбой, весившей 2000 фунтов (907 кг)». В результате появления новых возможностей значительная часть задач теперь могла быть решена авиацией без непосредственной работы над целями, и, соответственно, без захода в зону досягаемости не только ПЗРК, но и более тяжелых зенитных систем.

26 сентября 1986 года советская авиация в Афганистане впервые попала под удар нового оружия – американского переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Стингер». Если раньше советские штурмовики и боевые вертолеты чувствовали себя полными хозяевами в афганском небе, то теперь они были вынуждены действовать на предельно малых высотах, прячась за скалами и складками местности. Первое применение «Стингера» стоило советским войскам трех вертолетов Ми-24 , всего до конца 1986 года было уничтожено 23 боевые машины.

Появление ПЗРК «Стингер» на вооружении моджахедов не только серьезно усложнило жизнь советских и афганских ВВС, но и вынудило командование ограниченного контингента менять тактику борьбы с партизанами. Ранее для борьбы с партизанскими группами использовались отряды спецназа, которые забрасывались вертолетами в нужный район. Новые ПЗРК сделали подобные рейды очень рискованными.

Есть мнение, что появление ПЗРК «Стингер» серьезно повлияло на ход Афганской войны и значительно ухудшило положение советских войск. Хотя, этот вопрос до сих является весьма дискуссионным.

Во многом именно благодаря Афганской войне ПЗРК Fim-92 Stinger стал самым известным переносным зенитным комплексом в мире. В СССР, а затем и в России это оружие превратилось в настоящий символ той войны, оно попало в литературу, о Fim-92 Stinger даже сняты несколько фильмов.

ПЗРК Fim-92 Stinger был разработан американской компанией General Dynamics в конце 70-х годов, комплекс был принят на вооружение армии США в 1981 году. «Стингер» является самым известным и популярным оружием своего класса: с момента начала производства было изготовлено более 70 тыс. комплексов, в настоящее время он стоит на вооружении тридцати армий мира. Его основными эксплуатантами являются вооруженные силы США, Великобритании и Германии. Стоимость одного ПЗРК (на 1986 год) составляла 80 тыс. американских долларов.

«Стингер» прошел огромное количество «горячих точек». Кроме Афганистана, это оружие применялось во время боевых действий в Югославии, в Чечне, Анголе, есть информация о наличии Fim-92 Stinger у сирийских повстанцев.

История создания

Переносные зенитно-ракетные комплексы появились в начале 60-х годов и впервые были массово применены на Ближнем Востоке в ходе очередного арабо-израильского конфликта (1969 год). Использование ПЗРК против низколетящих самолетов и вертолетов оказалось настолько эффективным, что в дальнейшем ПЗРК стали излюбленным оружием различных партизанских и террористических группировок. Хотя, следует отметить, что зенитные комплексы того времени были далеки от совершенства, их характеристики были недостаточны для уверенного поражения летательных аппаратов.

В середине 60-х годов в США была начата программа ASDP, целью которой являлась проработка теоретических оснований для создания нового переносного зенитного комплекса с ракетой, оснащенной всеракурсной ГСН. Именно эта программа дала старт созданию перспективного ПЗРК, который получил обозначение Stinger («Жало»). Работы над «Стингером» начались в 1972 году, их проводила компания General Dynamics.

В 1977 году новый комплекс был готов, компания приступила к изготовлению опытной партии, испытания были завершены в 1980 году, а на следующий год он был принят на вооружение.

Первым вооруженным конфликтом, в котором были использованы «Стингеры» стала Фолклендская война 1982 года. С помощью этого переносного комплекса был сбит аргентинский штурмовик Pucara и вертолет SA.330 Puma. Однако настоящим «звездным часом» Fim-92 Stinger стала война в Афганистане, которая началась в 1979 году.

Следует отметить, что американцы долго не решались поставить новейшее (и очень дорогое) оружие малоуправляемым отрядам исламских фанатиков. Однако в начале 1986 года решение все же было принято, и в Афганистан было отправлено 240 пусковых установок и тысяча зенитных управляемых ракет. На вооружении моджахедов уже находились несколько видов ПЗРК: советские «Стрела-2М», поставленные из Египта, американские Redeye и британские Blowpipe. Однако эти комплексы были довольно устаревшими и не слишком эффективными против советской авиации. В 1984 году с помощью переносных зенитных комплексов (было произведено 62 запуска) моджахедам удалось сбить всего лишь пять советских летательных аппарата.

ПЗРК Fim-92 Stinger могли поражать самолеты и вертолеты на дальности до 4,8 км и высоте от 200 до 3800 метров. Устраивая огневые позиции высоко в горах, моджахеды могли поражать воздушные цели, находящиеся на гораздо более значительных высотах: есть информация о советском Ан-12 , который был подбит на высоте девять километров.

Сразу после появления «Стингеров» в Афганистане у советского командования возникло сильное желание познакомиться с этим оружием поближе. Были сформированы специальные отряды, которым была поставлена задача добыть трофейные образцы этих ПЗРК. В 1987 году одной из групп советского спецназа улыбнулась удача: в ходе тщательно подготовленной операции удалось разгромить караван с оружием и захватить три единицы Fim-92 Stinger.

Вскоре после начала применения «Стингеров» были предприняты контрмеры, которые оказались довольно эффективными. Была изменена тактика применения авиации, самолеты и вертолеты были оснащены системами установки помех и отстрела ложных тепловых ловушек. Чтобы поставить точку в споре о роли ПЗРК «Стингер» в афганской кампании, можно сказать, что за время боевых действий советские войска потеряли больше самолетов и вертолетов от огня обычных зенитных пулеметов.

После окончания Афганской войны перед американцами встала серьезная проблема: как получить свои «Стингеры» обратно. В 1990 году США пришлось выкупать у бывших союзников-моджахедов ПЗРК, за один комплекс они платили по 183 тыс. долларов. Всего на эти цели было потрачено 55 млн долларов. Афганцы передали часть ПЗРК Fim-92 Stinger Ирану (есть информация о 80 пусковых установках), что также вряд ли обрадовало американцев.

Есть информация, что «Стингеры» использовали против войск коалиции в 2001 году. И даже про американский вертолет, подбитый с помощью этого комплекса. Однако это выглядит маловероятным: за более чем десять лет у ПЗРК должны были сесть батареи и прийти в негодность управляемая ракета.

В 1987 году Fim-92 Stinger использовали во время военного конфликта в Чаде. С помощью этих комплексов были сбиты несколько самолетов ливийских ВВС.

В 1991 году боевиками УНИТА в Анголе с помощью «Стингера» был сбит гражданский самолет L-100-30. Пассажиры и члены экипажа погибли.

Есть информация, что Fim-92 Stinger использовался чеченскими сепаратистами во время первой и второй кампаний на Северном Кавказе, но эти данные вызывают скепсис у многих экспертов.

В 1993 году с помощью данного ПЗРК был сбит Су-24 ВВС Узбекистана, оба пилота катапультировались.

Описание конструкции

ПЗРК Fim-92 Stinger – это легкий переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения низколетящих воздушных целей: самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Поражение воздушных целей может производиться как на встречных, так и на догонных курсах. Официально расчет ПЗРК состоит из двух человек, но огонь может вести и один оператор.

Изначально были созданы три модификации «Стингера»: базовая, Stinger-POST и Stinger-RMP. Пусковые установки этих модификаций абсолютно идентичны, различаются только головки самонаведения ракет. Базовая модификация оснащена ракетой с инфракрасной ГСН, которая наводится по тепловому излучению работающего двигателя.

ГСН модификации Stinger-POST работает в двух диапазонах: инфракрасном и ультрафиолетовом, это позволяет ракете избегать помех и более уверенно поражать воздушные цели. Модификация Fim-92 Stinger-RMP является самой современной и имеет самые продвинутые характеристики, ее разработка была завершена в 1987 году.

ПЗРК всех модификаций состоит из следующих элементов:

  • зенитной управляемой ракеты (ЗУР) в транспортно-пусковом контейнере (ТПК);
  • пускового механизма;
  • прицельного приспособления для поиска и сопровождения цели;
  • блока электропитания и охлаждения;
  • системы обнаружения «свой-чужой», ее антенна имеет характерный решетчатый внешний вид.

ЗУР ПЗРК «Стингер» выполнена по аэродинамической схеме «утка», с четырьмя аэродинамическими поверхностями в передней части, две из которых являются управляемыми. В полете ЗУР стабилизируется вращением, для придания ей вращательного движения сопла стартового ускорителя расположены под углом относительно центральной оси ракеты. Под углом расположены и задние стабилизаторы, которые раскрываются сразу после выхода ракеты из пускового контейнера.

ЗУР оснащена твердотопливным двухрежимным маршевым двигателем, который разгоняет ракету до скорости 2,2 Маха и поддерживает ее высокую скорость на всем протяжении полета.

Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью, ударным взрывателем и предохрательно-исполнительным механизмом, который обеспечивает самоликвидацию ЗУР в случае ее промаха.

ЗУР находится в стеклопластиковом одноразовом контейнере, который заполнен инертным газом. Передняя крышка прозрачная, что обеспечивает наведение ракеты по ИК и УФ излучению прямо в пусковом контейнере. Срок хранения ракеты в контейнере без технического обслуживания составляет десять лет.

К ТПК с помощью специальных замков присоединяется пусковой механизм, в него при подготовке к стрельбе устанавливается электрическая батарея. Также перед использованием к пусковому контейнеру подключается емкость с жидким азотом, который необходим для охлаждения детекторов ГСН. После нажатия спускового крючка происходит запуск гироскопов ракет и охлаждения ее ГСН, затем активизируется батарея ракеты и начинает работать стартовый двигатель.

Захват воздушной цели сопровождается звуковым сигналом, который дает знать оператору о том, что можно производить выстрел.

Последние версии ПЗРК комплектуются тепловизионным прицелом AN/PAS-18, который обеспечивает возможность использования комплекса в любое время суток. Кроме того, он работает в том же ИК-диапазоне, что и детектор ГСН ракеты, поэтому он идеально подходит для обнаружения воздушных целей за пределами максимальной дальности полета ЗУР (до 30 км).

Способы борьбы с ПЗРК «Стингер»

Появления в Афганистане ПЗРК Fim-92 Stinger стало серьезной проблемой для советской авиации. Ее пытались решить разными способами. Была изменена тактика использования авиации, это касалось как ударных машин, так и транспортных вертолетов и самолетов.

Полеты транспортных самолетов стали проводится на больших высотах, где их не могла достать ракета «Стингера». Посадка и взлет с аэродрома происходили по спирали с резким набором или потерей высоты. Вертолеты, наоборот, стали прижиматься к земле, используя сверхмалые высоты.

Вскоре появились системы, которые воздействовали на ИК-детекторы ГСН ракеты. Обычно это источники инфракрасного излучения. Традиционным способом обмануть ракету является отстрел тепловых ложных целей (ТЛЦ) самолетом или вертолетом. Однако у тепловых ловушек есть много недостатков (например, они достаточно пожароопасны), да и обмануть современные ПЗРК с помощью ТЛЦ достаточно сложно.

Сразу после отстрела ТЛЦ воздушное судно обязано выполнить противоракетный маневр, в противном случае оно все равно будет поражено ракетой.

Еще одним способом защиты летательных аппаратов от поражения ПЗРК может быть повышение их бронирования. Таким путем пошли создатели российского ударного вертолета Ка-50 «Черная акула» .

Характеристики

Ниже указаны основные ТТХ ПЗРК Fim-92 Stinger.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

За более чем полвека свыше 20 типов зенитных ракетных комплексов и переносных зенитных ракетных комплексов имеют реальные боевые успехи. Благодаря ПЗРК сбивать самолеты и тем более, вертолеты получили возможность пехотинцы и даже партизаны и террористы.

Попытки создания зенитных ракет делались еще во время Второй мировой войны, но в тот момент ни одна страна не достигла соответствующего технологического уровня. Даже война в Корее прошла без зенитных ракетных комплексов. Впервые они всерьез были применены во Вьетнаме, оказав колоссальное влияние на исход этой войны, и с тех пор являются одним из важнейших классов боевой техники, без их подавления невозможно завоевать превосходство в воздухе.

С-75 – «ЧЕМПИОН МИРА» НАВСЕГДА

За более чем полвека свыше 20 типов зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) имеют реальные боевые успехи. При этом в большинстве случаев точные результаты выяснить очень непросто. Зачастую объективно сложно установить, чем именно были сбиты конкретный самолет и вертолет. Иногда воюющие стороны целенаправленно врут в пропагандистских целях, а установить объективную истину не представляется возможным. Из-за этого ниже будут показаны только наиболее проверенные и подтвержденные всеми сторонами результаты. Истинная результативность почти всех ЗРК выше, причем в некоторых случаях – в разы.

Первым ЗРК, добившимся боевого успеха, причем очень громкого, стал советский С-75. 1 мая 1960 года он сбил над Уралом американский разведывательный самолет U-2, что вызвало грандиозный международный скандал. Затем С-75 сбили еще пять U-2 – один в октябре 1962 года над Кубой (после чего мир оказался в одном шаге от ядерной войны), четыре – над Китаем с сентября 1962-го по январь 1965 года.

«Звездный час» С-75 случился во Вьетнаме, куда с 1965 по 1972 год было поставлено 95 ЗРК С-75 и 7658 зенитных управляемых ракет (ЗУР) к ним. Расчеты ЗРК сначала были полностью советскими, но постепенно их стали заменять вьетнамцы. По советским данным, они сбили то ли 1293, то ли даже 1770 американских самолетов. Сами американцы признают потерю от этого ЗРК примерно 150–200 самолетов. На настоящий момент подтвержденные американской стороной потери по типам самолетов следующие: 15 стратегических бомбардировщиков В-52, 2–3 тактических бомбардировщика F-111, 36 штурмовиков A-4, девять A-6, 18 A-7, три А-3, три А-1, один АС-130, 32 истребителя F-4, восемь F-105, один F-104, 11 F-8, четыре разведчика RB-66, пять RF-101, один О-2, один транспортный С-123, а также один вертолет СН-53. Как было сказано выше, реальные результаты С-75 во Вьетнаме заведомо гораздо больше, но каковы они – сказать уже невозможно.

Сам Вьетнам потерял от С-75, точнее от его китайского клона HQ-2, один истребитель МиГ-21, который в октябре 1987 года случайно вторгся в воздушное пространство КНР.

Арабские зенитчики по уровню боевой подготовки никогда не шли ни в какое сравнение ни с советскими, ни с вьетнамскими, поэтому их результаты оказались значительно ниже.

Во время «войны на истощение» с марта 1969 по сентябрь 1971 года египетские С-75 сбили над Суэцким каналом не менее трех израильских истребителей F-4 и один «Мистер», один штурмовик А-4, один транспортный «Пайпер Куб» и один воздушный командный пункт (ВКП) С-97. Реальные результаты могут быть выше, но в отличие от Вьетнама ненамного. Во время октябрьской войны 1973 года на счету С-75 было как минимум по два F-4 и А-4. Наконец, в июне 1982 года сирийский С-75 сбил израильский истребитель «Кфир-С2».

Иракские С-75 во время войны с Ираном 1980–1988 годов сбили как минимум четыре иранских F-4 и один F-5E. Реальные результаты могли быть в разы больше. Во время «Бури в пустыне» в январе-феврале 1991 года на счету иракских С-75 были один истребитель-бомбардировщик ВВС США F-15E (бортовой номер 88-1692), один палубный истребитель ВМС США F-14 (161430), один английский бомбардировщик «Торнадо» (ZD717). Возможно, к этому числу надо добавить еще два–три самолета.

Наконец, 19 марта 1993 года во время войны в Абхазии грузинский С-75 сбил российский истребитель Су-27.

В целом на счету С-75 не менее 200 сбитых самолетов (за счет Вьетнама их может быть на самом деле не менее 500, а то и за тысячу). По этому показателю комплекс превосходит все остальные ЗРК в мире вместе взятые. Не исключено, что этот советский ЗРК останется «чемпионом мира» навсегда.

ДОСТОЙНЫЕ НАСЛЕДНИКИ

Зенитный ракетный комплекс С-125 был создан немного позже, чем С-75, поэтому не успел во Вьетнам и дебютировал во время «войны на истощение», причем с советскими расчетами. Летом 1970 года они сбили до девяти израильских самолетов. Во время октябрьской войны на их счету было как минимум два А-4, по одному F-4 и «Мираж-3». Реальные результаты могли быть значительно выше.

Эфиопские С-125 (возможно, с кубинскими или советскими расчетами) во время войны 1977–1978 годов сбили как минимум два сомалийских МиГ-21.

Иракские С-125 имеют на своем счету два иранских F-4Е и один американский F-16С (87-0257). По крайней мере иранских самолетов они на самом деле могли сбить не менее 20, но прямых подтверждений теперь не найти.

Ангольский С-125 с кубинским расчетом в марте 1979 года сбил юаровский бомбардировщик «Канберра».

Наконец, на сербские С-125 приходятся все потери авиации НАТО во время агрессии против Югославии в марте–июне 1999 года. Это бомбардировщик-«невидимка» F-117 (82-0806) и истребитель F-16С (88-0550), оба принадлежали ВВС США.

Таким образом, количество подтвержденных побед С-125 не превышает 20, реальное может быть больше в 2–3 раза.

Самая дальнобойная в мире зенитная ракетная система (ЗРС) С-200 не имеет на своем счету ни одной подтвержденной победы. Возможно, что в сентябре 1983 года сирийский С-200 с советским расчетом сбил израильский самолет ДРЛО Е-2С. Кроме того, есть предположения, что во время конфликта между США и Ливией весной 1986 года ливийские С-200 сбили два американских палубных штурмовика А-6 и бомбардировщик F-111. Но даже не все отечественные источники согласны со всеми указанными случаями. Поэтому не исключено, что единственной «победой» С-200 является уничтожение украинской ЗРС этого типа российского пассажирского Ту-154 осенью 2001 года.

Наиболее современная ЗРС бывших Войск ПВО страны, а ныне ВВС РФ, С-300П, никогда в бою не применялась, соответственно ее высокие тактико-технические характеристики (ТТХ) не получили практического подтверждения. Это же относится к С-400.

Разговоры «диванных экспертов» о «провале» российских ЗРС в апреле с.г. при обстреле американскими «Томагавками» сирийской авиабазы Шайрат свидетельствуют лишь о полной некомпетентности «экспертов». Никто еще не создал и никогда не создаст РЛС, способную видеть сквозь землю, ибо радиоволны не распространяются в твердом теле. Американские КРМБ прошли очень далеко от позиций российских ЗРС, с огромным значением курсового параметра и, главное, под складками местности. Российские РЛС просто не могли их увидеть, соответственно, не было обеспечено наведение на них ЗУР. С любой другой ЗРС тоже случилась бы подобная «беда», ибо отменить законы физики еще никому не удавалось. При этом базу Шайрат ЗРС не прикрывали ни формально, ни фактически, поэтому при чем тут провал?

«КУБ», «КВАДРАТ» И ДРУГИЕ

Широко применялись в бою советские ЗРК войсковой ПВО. В первую очередь речь идет о ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант использовавшегося в ПВО сухопутных войск СССР ЗРК «Куб»). По дальности стрельбы он близок к С-75, поэтому за рубежом чаще использовался для стратегической ПВО, чем для ПВО сухопутных войск.

В ходе октябрьской войны 1973 года египетские и сирийские «Квадраты» суммарно сбили как минимум семь А-4, шесть F-4, один истребитель «Супер Мистер». Реальные результаты могут быть значительно выше. Кроме того, весной 1974 года сирийские «Квадраты», возможно, сбили еще шесть израильских самолетов (впрочем, это односторонние советские данные).

На счету иракских ЗРК «Квадрат» как минимум по одному иранскому F-4Е и F-5Е и один американский F-16С (87-0228). Скорее всего к этому количеству можно добавить один-два десятка иранских самолетов и, возможно, 1–2 американских.

В ходе войны за независимость Западной Сахары от Марокко (эта война не закончена до сих пор) на стороне сражающегося за эту независимость Фронта ПОЛИСАРИО выступал Алжир, который передал повстанцам значительное количество средств ПВО. В частности, с помощью ЗРК «Квадрат» был сбит как минимум один марокканский F-5А (в январе 1976 года). Кроме того, в январе 1985 года «Квадрат», принадлежащий уже самому Алжиру, сбил марокканский истребитель «Мираж-F1».

Наконец, в ходе ливийско-чадской войны 1970-х – 1980-х годов чадцы захватили несколько ливийских «Квадратов», одним из которых в августе 1987 года сбили ливийский же бомбардировщик Ту-22.

Сербы активно применяли ЗРК «Квадрат» в 1993–1995 годах в ходе войны в Боснии и Герцеговине. В сентябре 1993 года был сбит хорватский МиГ-21, в апреле 1994 года – английский «Си Харриер» FRS1 с авианосца «Арк Ройял» (впрочем, по другим данным, этот самолет был сбит ПЗРК «Стрела-3»). Наконец, в июне 1995 года жертвой сербского «Квадрата» стал F-16С ВВС США (89-2032).

Таким образом, в целом по результативности среди отечественных «больших» ЗРК «Квадрат», по-видимому, обходит С-125 и занимает второе место после С-75.

Созданный в развитие «Куба» ЗРК «Бук» и сегодня считается достаточно современным. На его счету есть сбитые самолеты, хотя у нас его успехи радости вызвать не могут. В январе 1993 года во время войны в Абхазии российским «Буком» был ошибочно сбит абхазский штурмовик L-39. Во время пятидневной войны на Кавказе в августе 2008 года грузинские ЗРК «Бук», полученные с Украины, сбили российские бомбардировщики Ту-22М и Су-24 и, возможно, до трех штурмовиков Су-25. Наконец, вспоминается история с гибелью малазийского «Боинга-777» над Донбассом в июле 2014 года, но здесь слишком много неясного и странного.

Войсковым ЗРК «Оса» сирийской армии, по советским данным, с апреля 1981-го по май 1982 года было сбито восемь израильских самолетов – четыре F-15, три F-16, один F-4. Ни одна из этих побед, к сожалению, не имеет никаких объективных подтверждений, видимо, все они полностью выдуманы. Единственным подтвержденным успехом сирийских ЗРК «Оса» является израильский F-4Е, сбитый в июле 1982 года.

Фронт ПОЛИСАРИО получал средства ПВО не только от Алжира, но и от Ливии. Именно ливийскими «Осами» в октябре 1981 года были сбиты марокканский «Мираж-F1» и транспортный самолет С-130.

Ангольским (точнее, кубинским) ЗРК «Оса» в сентябре 1987 года был сбит юаровский АМ-3СМ (легкий самолет-разведчик итальянского производства). Возможно, на счету «Осы» еще несколько южноафриканских самолетов и вертолетов.

Возможно, иракской «Осой» в январе 1991 года был сбит британский «Торнадо» с бортовым номером ZA403.

Наконец, в июле–августе 2014 года трофейной «Осой» донбасские ополченцы сбили, предположительно, штурмовик Су-25 и военно-транспортный Ан-26 ВВС Украины.
В целом успехи ЗРК «Оса» являются достаточно скромными.

Весьма ограничены успехи также и у ЗРК «Стрела-1» и его глубокой модификации «Стрела-10».

В декабре 1983 года, в период боев между ВС Сирии и стран НАТО, сирийской «Стрелой-1» был сбит американский палубный штурмовик А-6 (бортовой номер 152915).

В ноябре 1985 года юаровские спецназовцы трофейной «Стрелой-1» сбили над Анголой советский транспортный самолет Ан-12. В свою очередь, в феврале 1988 года юаровский «Мираж-F1» был сбит на юге Анголы либо «Стрелой-1», либо «Стрелой-10». Возможно, на счету этих двух типов ЗРК в Анголе было еще несколько южноафриканских самолетов и вертолетов.

В декабре 1988 года американский гражданский DC-3 был ошибочно сбит над Западной Сахарой «Стрелой-10» Фронта ПОЛИСАРИО.

Наконец, во время «Бури в пустыне» 15 февраля 1991 года иракской «Стрелой-10» были сбиты два штурмовика А-10 ВВС США (78-0722 и 79-0130). Возможно, на счету иракских ЗРК этих двух типов было еще несколько американских самолетов.

Наиболее современный российский войсковой ЗРК малой дальности «Тор» и зенитные ракетно-пушечные комплексы (ЗРПК) «Тунгуска» и «Панцирь» участия в боевых действиях не принимали, соответственно самолетов и вертолетов не сбивали. Хотя есть совершенно непроверенные и ничем не подтвержденные слухи об успехах «Панцирей» в Донбассе – один бомбардировщик Су-24 и один ударный вертолет Ми-24 ВС Украины.

СКРОМНЫЕ УСПЕХИ ЗАПАДНЫХ «КОЛЛЕГ»

Успехи западных ЗРК гораздо скромнее, чем советских. Объясняется это, впрочем, не только и не столько их ТТХ, сколько особенностью выстраивания ПВО. Советский Союз и ориентировавшиеся на него страны в борьбе с авиацией противника традиционно делали упор на наземные средства ПВО, а западные страны – на истребители.

Наибольших успехов добился американский ЗРК «Хок» и его глубокая модификация «Усовершенствованный Хок». Почти все успехи пришлись на израильские ЗРК этого типа. Во время «войны на истощение» они сбили один Ил-28, четыре Су-7, четыре МиГ-17, три МиГ-21 ВВС Египта. В ходе октябрьской войны на их счету были четыре МиГ-17, один МиГ-21, три Су-7, один «Хантер», один «Мираж-5», два Ми-8 ВВС Египта, Сирии, Иордании и Ливии. Наконец, в 1982 году над Ливаном были сбиты сирийский МиГ-25 и, возможно, МиГ-23.

Во время ирано-иракской войны иранские ЗРК «Хок» сбили два-три своих истребителя F-14 и один F-5, а также до 40 иракских самолетов.

В сентябре 1987 года над столицей Чада Нджаменой французским ЗРК «Хок» был сбит ливийский бомбардировщик Ту-22.

2 августа 1990 года кувейтские ЗРК «Усовершенствованный Хок» сбили один Су-22 и один МиГ-23БН ВВС Ирака во время вторжения иракских войск в Кувейт. Все кувейтские ЗРК были захвачены иракцами и применялись затем против США и их союзников, но без успеха.

В отличие от С-300П, ее американский alter ego, американская ЗРС большой дальности «Пэтриот» применялась в ходе обеих иракских войн. В основном ее целями были устаревшие иракские баллистические ракеты советского производства Р-17 (небезызвестный «Скад»). Эффективность «Пэтриотов» оказалась весьма низкой, в 1991 году именно от пропущенных Р-17 американцы понесли наиболее серьезные потери в людях. Во время второй иракской войны весной 2003 года на счету «Пэтриота» появились первые два сбитых самолета, что, однако, не доставило американцам удовольствия. Оба они были своими: британский «Торнадо» (ZG710) и F/А-18С авиации ВМС США (164974). Тогда же F-16С ВВС США уничтожил противорадиолокационной ракетой РЛС одного из батальонов «Пэтриота». По всей видимости, американский летчик сделал это не случайно, а намеренно, иначе он бы стал третьей жертвой своих зенитчиков.

Израильские «Пэтриоты» также с сомнительным успехом стреляли в том же 1991 году по иракским Р-17. В сентябре 2014 года именно израильский «Пэтриот» сбил первый для этой ЗРС самолет противника – сирийский Су-24, случайно залетевший в воздушное пространство Израиля. В 2016–2017 годах израильские «Пэтриоты» неоднократно стреляли по прилетавшим из Сирии беспилотникам, в большинстве случае – без успеха (притом что цена всех обстрелянных беспилотных летательных аппаратов вместе взятых была ниже, чем одной ракеты ЗРС «Пэтриот»).

Наконец, саудовские «Пэтриоты», возможно, сбили одну или две Р-17, запущенные йеменскими хуситами в 2015–2017 годах, однако гораздо больше ракет этого типа и все более современные ракеты типа «Точка» успешно поразили цели на саудовской территории, нанеся чрезвычайно значительный ущерб войскам аравийской коалиции.

Таким образом, в целом эффективность ЗРС «Пэтриот» следует признать крайне низкой.

Западные ЗРК малой дальности имеют весьма скромные успехи, что, как было сказано выше, отчасти объясняется не техническими недостатками, а особенностями боевого применения.

На счету американского ЗРК «Чапарэл» всего один самолет – сирийский МиГ-17, сбитый израильским ЗРК этого типа в 1973 года.

Также один самолет сбил английский ЗРК «Рапира» – аргентинский истребитель израильского производства «Даггер» над Фолклендами в мае 1982 года.
Немного более ощутимые успехи имеет французский ЗРК «Роланд». Аргентинским «Роландом» над Фолклендами был сбит британский «Харриер-FRS1» (ХZ456). На счету иракских «Роландов» как минимум два иранских самолета (F-4Е и F-5Е) и, возможно, два британских «Торнадо» (ZA396, ZA467), а также один американский А-10, однако все эти три самолета не являются полностью подтвержденными победами. В любом случае интересно, что все самолеты, сбитые французским ЗРК на разных ТВД – западного производства.

Особой категорией средств ПВО являются корабельные ЗРК. Боевые успехи имеют лишь британские ЗРК благодаря участию английских ВМС в войне за Фолкленды. ЗРК «Си Дарт» сбил один аргентинский бомбардировщик английского производства «Канберра», четыре штурмовика А-4, один транспортный самолет «Лирджет-35», один вертолет французского производства SA330L. На счету ЗРК «Си Кэт» – два А-4С. С помощью ЗРК «Си Вулф» сбиты один истребитель «Даггер» и три А-4В.

РАЗЯЩИЕ «СТРЕЛЫ» И ОСТРЫЕ «ИГЛЫ»

Отдельно следует остановиться на переносных зенитных ракетных комплексах, которые стали особой категорией средств ПВО. Благодаря ПЗРК сбивать самолеты и тем более, вертолеты получили возможность пехотинцы и даже партизаны и террористы. Отчасти благодаря этому установить точные результаты конкретного типа ПЗРК еще труднее, чем для «больших» ЗРК.

Советские ВВС и армейская авиация в Афганистане потеряли от ПЗРК в 1984–1989 годах 72 самолета и вертолета. При этом афганские партизаны применяли советские же ПЗРК «Стрела-2» и их китайские и египетские копии HN-5 и «Айн-аль-Сакр», американские ПЗРК «Ред Ай» и «Стингер», а также британские «Блоупайп». Далеко не всегда можно было установить, из какого конкретно ПЗРК сбит тот или иной самолет или вертолет. Аналогичная ситуация имела место в ходе «Бури в пустыне», войн в Анголе, Чечне, Абхазии, Нагорном Карабахе и т.д. Соответственно приведенные ниже результаты всех ПЗРК, особенно советских и российских, следует считать существенно заниженными.

При этом, впрочем, нет никаких сомнений, что среди ПЗРК советский комплекс «Стрела-2» находится в том же статусе, что и С-75 среди «больших» ЗРК – абсолютного и, не исключено, недостижимого чемпиона.

Впервые «Стрелы-2» были применены египтянами в ходе «войны на истощение». В 1969 году они сбили над Суэцким каналом от шести (два «Миража», четыре А-4) до 17 израильских самолетов. В октябрьской войне на их счету еще как минимум четыре А-4 и вертолет СН-53. В марте–мае 1974 года сирийскими «Стрелами-2» было сбито от трех (два F-4, один А-4) до восьми израильских самолетов. Затем в период с 1978 по 1986 год сирийскими и палестинскими ПЗРК этого типа было сбито четыре самолета (один «Кфир», один F-4, два А-4) и три вертолета (два АН-1, один UH-1) ВВС Израиля и палубный штурмовик А-7 (бортовой номер 157468) авиации ВМС США.

«Стрелы-2» были применены на заключительном этапе вьетнамской войны. С начала 1972 года до января 1973 года ими было сбито 29 американских самолетов (один F-4, семь О-1, три О-2, четыре OV-10, девять A-1, четыре А-37) и 14 вертолетов (один СН-47, четыре АН-1, девять UH-1). После ухода американских войск из Вьетнама и до окончания войны в апреле 1975 года на счету этих ПЗРК было от 51 до 204 самолетов и вертолетов ВС Южного Вьетнама. Затем, в 1983–1985 годах, вьетнамцы сбили над Камбоджей «Стрелами-2» не менее двух штурмовиков А-37 ВВС Таиланда.

В 1973 году повстанцы Гвинеи-Бисау сбили «Стрелой-2» три португальских штурмовика G-91 и один транспортный самолет Do-27.

В 1978–1979 годах бойцы Фронта ПОЛИСАРИО сбили из этих ПЗРК над Западной Сахарой французский штурмовик «Ягуар» и три марокканских истребителя (один F-5А, два «Мираж-F1»), а в 1985 году – немецкий научный Dо-228, летевший в Антарктиду.

В Афганистане от «Стрелы-2» был потерян как минимум один советский штурмовик Су-25.

Ливийскими «Стрелами-2» в июле 1977 года, возможно, был сбит египетский МиГ-21, в мае 1978 года – французский «Ягуар». В то же время трофейной ливийской «Стрелой-2» в августе 1982 года чадцы сбили ливийский же штурмовик Су-22.

В Анголе ПЗРК этого типа также стреляли в обе стороны. Трофейной «Стрелой-2» юаровцы сбили ангольский (кубинский) истребитель МиГ-23МЛ. С другой стороны кубинцы сбили из этих ПЗРК как минимум два юаровских штурмовика «Импала». В реальности результат их был значительно выше.

В октябре 1986 года в Никарагуа был сбит «Стрелой-2» американский транспортный самолет С-123 с грузом для контрас. В 1990–1991 годах ВВС Сальвадора потеряли от «Стрел-2», полученных местными партизанами, три самолета (два О-2, один А-37) и четыре вертолета (два «Хьюз-500», два UH-1).

Во время «Бури в пустыне» иракскими «Стрелами-2» сбиты один британский «Торнадо» (ZA392 или ZD791), один «ганшип» АС-130 ВВС США (69-6567), один AV-8В авиации морской пехоты США (162740). Во время второй иракской войны в январе 2006 года иракские боевики сбили этим ПЗРК боевой вертолет АН-64D «Апач» армейской авиации (03-05395).

В августе 1995 года над Боснией сербской «Стрелой-2» (по другим данным – «Иглой») сбит французский бомбардировщик «Мираж-2000N» (бортовой номер 346).

Наконец, в мае-июне 1997 года курды сбили «Стрелами-2» турецкие вертолеты AH-1W и AS532UL.

Более современным советским ПЗРК, «Стреле-3», «Игле-1» и «Игле», не повезло, за ними почти не зафиксировано побед. На «Стрелу-3» записан лишь британский «Харриер» в Боснии в апреле 1994 года, на который также претендует, как было сказано выше, ЗРК «Квадрат». ПЗРК «Игла» «делит» со «Стрелой-2» вышеупомянутый «Мираж-2000N» № 346. Кроме того, на счет «Иглы» записаны F-16С (84-1390) ВВС США в Ираке в феврале 1991 года, два грузинских боевых вертолета Ми-24 и один штурмовик Су-25 в Абхазии в 1992–1993 годах и, увы, российский Ми-26 в Чечне в августе 2002 года (погибли 127 человек). Летом 2014 года из ПЗРК неясного типа над Донбассом, предположительно, были сбиты три штурмовика Су-25, один истребитель МиГ-29, один разведывательный самолет Ан-30, три ударных вертолета Ми-24 и два многоцелевых вертолета Ми-8 ВС Украины.

Реально все советские/российские ПЗРК, включая «Стрелу-2», за счет войн в Ираке, Афганистане, Чечне, Абхазии, Нагорном Карабахе заведомо имеют на своем счету значительно больше побед.

Из западных ПЗРК больше всего успехов у американского «Стингера». В Афганистане им сбито как минимум один штурмовик Су-25 ВВС СССР, один МиГ-21У ВВС Афганистана, советские транспортные самолеты Ан-26РТ и Ан-30, шесть боевых вертолетов Ми-24 и три транспортных Ми-8. Реальные успехи «Стингера» в этой войне в разы больше (например, только Ми-24 могло быть сбито до 30), хотя до общего результата «Стрелы-2» ему очень далеко.

В Анголе юаровцы сбили «Стингерами» как минимум два МиГ-23МЛ.

Англичане на Фолклендах этими ПЗРК уничтожили один аргентинский штурмовик «Пукара» и один транспортный вертолет SA330L.

Более старый американский ПЗРК «Ред Ай» использовался израильтянами против ВВС Сирии. С его помощью было сбито семь сирийских Су-7 и МиГ-17 во время октябрьской войны и один МиГ-23БН в Ливане в 1982 году. Никарагуанские «контрас» сбили «Ред Аями» четыре вертолета Ми-8 правительственных войск в 80-е годы. Этим же ПЗРК было сбито несколько советских самолетов и вертолетов в Афганистане (возможно – до трех Ми-24), но конкретное соответствие их побед отсутствует.

То же можно сказать про использование в Афганистане британских ПЗРК «Блоупайп». Поэтому на его счету лишь две точно установленные победы. Обе они достигнуты во время фолклендской войны, в которой этот ПЗРК использовался обеими сторонами. Англичане сбили им аргентинский штурмовик МВ339А, аргентинцы – английский истребитель «Харриер-GR3».

В ОЖИДАНИИ НОВОЙ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

«Свергнуть с пьедестала» С-75 и «Стрелу-2» удастся, только если в мире случится большая война. Правда, если она окажется ядерной, победителей в ней не будет ни в каком смысле. Если же это будет обычная война, то главными претендентами на «чемпионство» будут российские ЗРК. Не только из-за высоких ТТХ, но и из-за особенностей применения.

Нельзя не отметить, что новой серьезнейшей проблемой ПВО становятся высокоскоростные малоразмерные высокоточные боеприпасы, которые исключительно сложно поразить именно из-за малых размеров и высокой скорости (особенно тяжело станет, если появятся гиперзвуковые боеприпасы). К тому же дальность этих боеприпасов постоянно растет, выводя носители, то есть самолеты, из зоны действия ПВО. Это делает положение ПВО откровенно безнадежным, ибо борьба с боеприпасами без возможности уничтожить носители заведомо проигрышна: рано или поздно это приведет к истощению боекомплекта ЗРК, после чего будут легко уничтожены как сами ЗРК, так и прикрываемые ими объекты.

Еще одна не менее серьезная проблема – беспилотные летательные аппараты (БЛА). Как минимум это проблема потому, что их просто становится очень много, что еще более усугубляет проблему нехватки боекомплекта ЗРК. Гораздо хуже то, что значительная часть БЛА являются настолько малоразмерными, что никакие существующие средства ПВО не могут их ни обнаружить, ни тем более поразить, поскольку ни РЛС, ни ЗУР просто не рассчитаны на подобные цели.

В этом плане очень показателен случай, произошедший в июле 2016 года. Чрезвычайно высокий уровень технической оснащенности и боевой подготовки личного состава ВС Израиля хорошо известен. Однако израильтяне ничего не смогли сделать с маленьким, тихоходным, невооруженным разведывательным российским БЛА, появившимся над северными районами Израиля. Сначала ракета «воздух-воздух» с истребителя F-16, а затем две ЗУР ЗРС «Пэтриот» прошли мимо, после чего БЛА беспрепятственно ушел в воздушное пространство Сирии.

В связи с этими обстоятельствами критерии результативности и эффективности средств ПВО могут стать совершенно другими. Как и сами средства ПВО.

В конце сентября 1986 года советские летчики из состава временного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан впервые почувствовали на себе силу нового оружия, которым американцы оснастили афганских моджахедов. До этого момента советские самолеты и вертолеты свободно себя чувствовали в афганском небе, осуществляя транспортные перевозки и воздушное прикрытие наземных операций, проводимых советскими армейскими частями. Поставка переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» отрядам афганской оппозиции кардинально изменила обстановку в ходе афганской войны. Советские авиационные части вынуждены были изменить тактику, а летчики транспортной и штурмовой авиации стали более осторожными в своих действиях. Несмотря на то, что решение о выводе советского воинского контингента из ДРА было принято значительно раньше, принято считать, что именно ПЗРК Стингер стал ключом к сворачиванию советского военного присутствия в Афганистане.

В чем главная причина успеха

Американские стингеры к тому времени уже не считались новинкой на рынке вооружений. Однако с технической точки зрения, боевое применение ПЗРК Стингер подняло уровень вооруженного сопротивления на качественно новый уровень. Обученный оператор мог самостоятельно сделать точный выстрел, находясь при этом в совершенно неожиданном месте или укрываясь на скрытой позиции. Получив примерное направление полета, ракета совершала последующий полет к цели самостоятельно, используя собственную систему теплового наведения. Главной мишенью зенитной ракеты становился горячий самолетный или вертолетный двигатель, излучавший тепловые волны в инфракрасном диапазоне.

Стрельбу по воздушным целям можно было вести на дистанциях до 4,5 км, а высота реального поражения воздушных целей варьировалась в диапазоне 200-3500 метров.

Не стоит говорить, что афганская оппозиция была первой, кто применил в боевой обстановке американские Стингеры. Первый случай боевого применения нового переносного зенитно-ракетного комплекса отмечен в ходе Фолклендской войны 1982 года. Вооруженные американскими ПЗР комплексами британские спецназовцы успешно отражали атаки аргентинских войск в ходе захвата Порта-Стенли, главного административного пункта Фолклендских островов. Британские спецназовцы сумели тогда из переносного комплекса сбить поршневой штурмовик аргентинских ВВС «Пукара». Через время следом за аргентинским штурмовиком в результате попадания зенитной ракеты, выпущенной из Стингера, на землю отправился десантный вертолет аргентинского спецназа «Пума».

Ограниченность применения авиации для наземных операций в ходе англо-аргентинского вооруженного конфликта не позволила до конца раскрыть боевые возможности нового оружия. Боевые действия велись в основном на море, где друг другу противодействовали авиация и военные корабли.

По поводу поставок новых ПЗРК Стингер отрядам афганской оппозиции в Соединенных Штатах не было однозначной позиции. Новые зенитные ракетные комплексы считались дорогой и сложной военной техникой, которую могли бы освоить и применять по делу полулегальные отряды афганских моджахедов. К тому же попадание нового орудия в качестве трофеев в руки советских солдат могло стать лучшим доказательством прямого участия США в вооруженном конфликте на стороне отрядов афганской оппозиции. Несмотря на страх и боязнь, Пентагон принял решение начать с 1986 года поставку пусковых установок в Афганистан. Первая партия составила 240 пусковых установок и более одной тысячи зенитных ракет. Последствия этого шага хорошо известны и заслуживают отдельного изучения.

Единственное отступление, на котором следует сделать акцент. Американцам уже после вывода советских войск из ДРА пришлось выкупать оставшиеся на вооружении оппозиции неиспользованные зенитные комплексы по цене втрое дороже, чем стоили стингеры на момент поставки.

Создание и разработка ПЗРК Стингер

В американской армии до середины 70-х годов основным средством ПВО пехотных подразделений являлся ПЗРК FIM-43 Redeye. Однако с увеличением скорости полета штурмовой авиации и появления на авиационной технике элементов бронирования, требовалось более совершенное оружие. Ставка делалась на улучшенные технические характеристики зенитной ракеты.

Разработкой нового средства ПВО занялась американская компания «General Dynamics». Проектные работы, начатые еще в далеком 1967 году, велись долгие семь лет. Только в 1977 году окончательно обрисовался проект будущего ПЗРК нового поколения. Такая длительная задержка объясняется отсутствием технологических возможностей для создания системы теплового наведения ракеты, которая должна была стать изюминкой нового зенитно-ракетного комплекса. Первые опытные образцы поступили на испытания в 1973 году, однако их результаты оказались неутешительными для конструкторов. Пусковая установка имела большие размеры и требовала увеличение расчета до 3-х человек. Пусковой механизм часто отказывал, что приводило к самопроизвольному подрыву ракеты в пусковом контейнере. Только в 1979 году удалось выпустить более-менее отработанную партию зенитно-ракетных комплексов в количестве 260 единиц.

Новое средство ПВО поступило в американские войска для проведения комплексных полевых испытаний. Чуть позже армия заказала разработчикам уже крупную партию – 2250 ПЗРК. Пройдя все этапы роста, ПЗРК под индексом FIM-92 в 1981 году был принят на вооружение американской армии. С этого момента началось парадное шествие этого оружия по планете. Сегодня о Стингерах знают во всем мире. Этот комплекс стоял на вооружении армий более 20 стран. Помимо союзников США по блоку НАТО, Стингеры поставлялись в Южную Корею, в Японию и в Саудовскую Аравию.

В процессе производства были проведены следующие модернизации комплекса и Стингеры выпускались в трех версиях:

  • базовая версия;
  • версия Stinger FIM-92 RMP (Reprogrammable Microprocessor);
  • версия Stinger FIM-92 POST (Passive Optical Seeking Technology).

Все три модификации имели идентичные тактико-технические характеристики и комплектацию. Единственным отличием было наличие у двух последних версий самонаводящихся головок. Ракетами с самонаводящейся боевой частью комплектовались пусковые установки модификаций А,В и С.

Последние версии ПЗРК fim 92 оснащены зенитной ракетой, на которой стоит ГСН повышенной чувствительности. К тому же ракеты стали оснащаться комплексом против помех. Другая версия Стингеров FIM-92D стреляет ракетой с головкой POST, которая работает сразу в двух диапазонах — в ультрафиолетовом и в инфракрасном диапазоне.

На ракетах стоит безрастовый координатор цели, который позволяет микропроцессорам самостоятельно определять источник ультрафиолета или инфракрасного излучения. В результате ракета во время полета к цели сама сканирует горизонт на предмет излучения, выбирая для себя оптимальный вариант цели. Наиболее массово в первый период серийного производства выпускалась версия FIM-92B с самонаводящейся головкой POST. Однако в 1983 году компания-разработчик представила новую, более совершенную версию ПЗРК с зенитной ракетой, оснащенной самонаводящейся головкой POST-RMP. В этой модификации имелись микропроцессоры, которые можно было перепрограммировать в полевых условиях в соответствии с боевой обстановкой. Пусковая установка уже представляла собой переносной вычислительный программный центр, который содержал сменные блоки памяти.

К основным особенностям конструкции ПЗРК Стингер можно отнести следующие моменты:

  • комплекс имеет пусковой контейнер (ТПК) в котором размещена зенитная ракета. Пусковая установка оснащена оптическим прицелом, который визуально позволяет не только идентифицировать цель, но и сопровождать ее, определить реальную дистанцию до цели;
  • пусковое устройство стало на порядок надежнее и безопаснее. В состав механизма входил блок охлаждения, заправленный жидким аргоном, и электрическая батарея;
  • на комплексах последних версий устанавливаются системы распознавания «свой/чужой», которая имеет электронную начинку.

Технические характеристики ПЗРК FIM 92 Stinger

В качестве основной технической детали конструкции является схема «утка», используемая при создании корпуса зенитных ракет. В носовой части имеется четыре стабилизатора, два из которых подвижны и выполняют функцию рулей. Ракета во время полета осуществляет вращение вокруг собственной оси. За счет вращения ракета сохраняет устойчивость в полете, которая обеспечивается наличием хвостовых стабилизаторов, раскрывающихся при выходе ракеты из пускового контейнера.

За счет применения в конструкции ракеты всего двух рулей, отпала необходимость в установке сложной системы управления полетом. Соответственно снизилась и стоимость зенитной ракеты. Старт и последующий полет обеспечивается работой твердотопливного ракетного двигателя Atlantic Research Mk27. Двигатель работает на всем протяжении полета ракеты, обеспечивая высокую скорость полета, до 700м/с. Маршевый двигатель запускается не сразу, а с задержкой. Это техническое новшество вызвано желанием обезопасить стрелка-оператора от непредвиденных ситуаций.

Вес боевой части ракеты не превышает 3 кг. Основной тип заряда — осколочно-фугасный. На ракетах ставились взрыватели ударного действия и предохранители, которые делали возможным осуществить самоликвидацию ракеты при промахе. Для транспортировки зенитных ракет использовался транспортно-пусковой контейнер, заполняемый аргоном. При пуске газовая смесь разрушает защитные крышки, позволяя тепловым датчикам ракеты включаться в работу, выискивая цель по инфракрасным и ультрафиолетовым лучам.

Полная масса ПЗРК Стингер в укомплектованном состоянии составляет 15,7 кг. Сама зенитная ракета весит чуть более 10 кг при длине корпуса 1,5 метра и диаметре 70 мм. Такая компоновка зенитного комплекса позволяет оператору в одиночку справляться с переноской и пуском зенитной ракеты. Обычно расчеты ПЗРК состоят из двух человек, однако по штату, предполагается использование ПЗРК в составе батареи, где всеми действиями руководит командир, а оператор только выполняет команды.

Заключение

В целом, по своим тактико-техническим характеристикам американский ПЗРК FIM 92 превосходит советский переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2», созданный еще в 60-х годах. Американские зенитные комплексы были не лучше и не хуже советских переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-1» и последующей модификации «Игла-2», которые обладали аналогичными ТТХ и могли составить конкуренцию американскому оружию на рынке.

Следует отметить, что советский ПЗРК «Стрела-2» сумел существенно потрепать нервы американцам во время Вьетнамской войны. Не прошло бесследно появление у СССР нового комплекса «Игла», который уровнял шансы двух сверхдержав на рынке вооружений в этом сегменте. Однако неожиданное появление нового ПЗРК на вооружении афганских моджахедов в 1986 году, существенно изменило тактические условия применения советской авиации. Даже учитывая тот факт, что Стингеры редко когда попадали в умелые руки, ущерб от их применения был значительным. Только за первый месяц применения ПЗРК Fim 92 в небе Афганистана советские ВВС потеряли до 10 самолетов и вертолетов различных типов. Особенно доставалось штурмовикам Су-25, транспортным самолетам и вертолетам. В срочном порядке на советской авиационной технике стали устанавливать тепловые ловушки, способные сбить с толку систему наведения ракеты.

Только спустя год, после того, как впервые в Афганистане применили Стингеры, советская авиация сумела найти контрмеры против этого оружия. За весь следующий 1987 год советская авиация потеряла от ударов переносных зенитных комплексов всего восемь машин. В основном это были транспортные самолеты и вертолеты.

27 ноября пресс-служба Коломенского государственного предприятия «КБ машиностроения» (КБМ) сообщила о том, что переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) 9К333 «Верба» производства этого предприятия начали поступать на вооружение российской армии . Сухопутные войска получили бригадный, а ВДВ – дивизионный комплект ПЗРК. Всего за год Вооруженные силы России получили два бригадных и два дивизионных комплекта этого оружия. Представители завода-изготовителя также сообщили о том, что ранее КБМ подписало контракт с Минобороны России на поставку этого оружия и уже приступило к его серийному производству.

Переносной зенитно-ракетный комплекс "Верба"
topwar.ru

ПЗРК – это малогабаритное зенитно-ракетное оружие, рассчитанное на транспортировку и ведение огня одним человеком. Благодаря малому весу и размерам оно весьма удобно в использовании, маскировке, перевозке и хранении. При этом ПЗРК обладают достаточной мощностью боевой части для того, чтобы сбить любую воздушную цель в пределах досягаемости – от малых беспилотных летательных аппаратов до транспортных самолетов. Предшественниками современных ПЗРК были переносные реактивные зенитные ракеты периода Второй мировой войны, выпускавшиеся в Германии.


ПЗРК 9К333 и ракета 9М336
topwar.ru

Переносной комплекс «Верба» был разработан в 2007 году, тогда же прошел летно-конструкторские испытания и должен был поставляться в ВС РФ уже с 2008 года. Дополнительно ПЗРК проходил государственные испытания в 2009-2010 годах, войсковые испытания – в 2011 году и еще одну проверку на эффективность в условиях аномально низких арктических температур – в 2014 году.

Модернизация ПЗРК «Верба» состоит в использовании усовершенствованной системы самонаведения, по эффективности в полтора-два раза превосходящей все существующие системы. Данное усовершенствование придает ракетам ПЗРК необычную устойчивость против активных тепловых или оптико-электронных помех, создаваемых летательными аппаратами с целью дезориентировать ракету и увести ее с курса к ложным целям. Идентификацию цели ракета ПРЗК «Верба» осуществляет по трём параметрам (оптическому, инфракрасному и ультрафиолетовому), а потому вероятность промаха сведена к минимуму. ПЗРК «Верба» уверенно «держит» и настигает даже малоизлучающие цели – такие как БПЛА .


Ракета ПЗРК "Верба" игнорирует ложные цели
simhq.com

Большинство экспертов сходятся во мнении, что современные ПЗРК являются самым эффективным зенитным оружием против самолетов, вертолетов, и БПЛА. Обнаружить стрелка с ПЗРК на местности средствами воздушной разведки практически невозможно. При этом атака таким оружием производится, как правило, неожиданно для противника и поражает цель с высокой точностью. Как результат, боевая авиация уже не может доминировать на высотах, доступных ПЗРК, при том, что именно с этих высот ее атаки наиболее эффективны. Для повышения своей выживаемости при атаке наземных целей самолеты и вертолеты вынуждены применять различные технические и тактические приемы (такие как постановщики активных помех, отстрелы тепловых ракет-ловушек, полеты на сверхмалых высотах) или работать с высот, недосягаемых для ПЗРК, что значительно снижает точность авиаударов. Кроме того, сам факт появления на поле боя ПЗРК вынуждает противника резко уменьшить количество боевых вылетов с тем, чтобы избежать катастрофических потерь дорогостоящей авиационной техники. Вследствие этого, его наземные войска лишаются воздушной поддержки и прикрытия, в результате чего их эффективность значительно снижается.


Против авиации работает ПЗРК "Игла"
lemur59.ru

ПЗРК «Верба» является разработкой, в которой воплощены технические достижения, делающие это оружие более эффективным, нежели его предшественники – российские ПЗРК «Стрела» и «Игла». Кроме того, производитель утверждает, что «Верба» превосходит и лучшие зарубежные аналоги – такие как американский «Стингер», французский «Мистраль», китайский QW-3, британский «Старстрик», шведский RBS 70. Комплекс «Верба» способен поражать воздушные цели на высотах от 10 до 4500 метров, удаленные на расстояние до от 500 до 6400 метров и двигающиеся со скоростью до 500 метров в секунду. Для сравнения, у «Стингера» эти параметры выглядят не столь впечатляюще: высота – до 3800 метров; дальность поражения – от 200 до 4800 метров. Несмотря на то, что по отдельным показателям (например, по мощности боевой части) некоторые зарубежные аналоги могут превосходить российскую разработку, по основным своим характеристикам – высоте, дальности, скорости и помехоустойчивости – ПЗРК «Верба» находится вне конкуренции.


ПЗРК "Стингер" в руках афганского моджахеда
vichivisam.ru

Впервые ПЗРК стали активно применяться во время Вьетнамской войны , позднее – в войне за Фолклендские острова, но особую известность этот вид оружия приобрел в годы Афганской войны . Существует мнение, что именно масштабные американские поставки зенитных ракет «Стингер» афганским моджахедам и обучение их навыкам применения этого оружия помогли исламистам выиграть войну против Советского Союза. По утверждениям некоторых исследователей, советская авиация стала нести столь существенные потери, что в итоге руководство СССР решило выйти из конфликта и вывести войска из Афганистана. Военная статистика не подтверждает эту теорию, так как процент самолетов и вертолетов, сбитых с помощью ПЗРК, был относительно невелик и составил от 10 до 20% потерь советской авиации. К примеру, 40-я армия советского воинского контингента рапортовала о 16% потерянных самолетов, которые были сбиты из ПЗРК. Однако эти данные не совсем точны, так как правильно было бы считать процент потерь в результате попаданий «стингеров» не от количества потерянной техники за всю войну, а лишь за тот период, когда ПЗРК широко применялись противником.


Мобильная ракетная установка ПЗРК "Стартрик"
vpk.name

Будучи удобным и эффективным оружием, ПЗРК пользуется заслуженной популярностью у повстанческих и экстремистских движений, которые охотно применяют его как ручное оружие одиночных стрелков, а также монтируют зенитно-ракетные установки на различные стационарные или мобильные платформы. Развитые страны и международные организации предпринимают значительные усилия для установления контроля за распространением этого оружия в мире ввиду его большой опасности для гражданской авиации, но сделать этот контроль эффективным пока не удается. Фактически, сегодня в мире нелегально действует от несколько сотен до нескольких тысяч переносных зенитных комплексов, похищенных с военных складов во время революций и массовых беспорядков. Россия также участвует в международных проектах по контролю за распространением этого вида оружия – в частности, сообщается о том, что ПЗРК «Верба» на экспорт не поставляются.