Что такое патрон в древнем риме. Кто такой патрон? Смотреть что такое "Патрон термин римского права" в других словарях

УДК 347.965(37)(091)

Страницы в журнале: 139-143

М.Е. ПАНКРАТОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории, истории права и государствоведения Международного института бизнес-образования pankratova .mayya @gmail .com

С.А. СОЛОВЬЕВ,

аспирант кафедры теории, истории права и государствоведения Международного института бизнес-образования, адвокат Мурманской областной коллегии адвокатов solovyov @gmx .com

Определяется период возникновения института адвокатуры в Древнем Риме. Для этого рассматривается появление в деятельности патронов элемента оказания юридической помощи, в том числе судебной защиты и правового консультирования.

Ключевые слова: Древний Рим, адвокатура, патронат, патрон, клиент.

The emergence of the Bar patronage of Ancient Rome

Pankratova M., Solovjev S.

The period of advocacy institution’s beginnings is identified in the article. Emergence of legal assistance’s element, including remedy and legal advice, in patrons’ activities is examined for that.

Keywords: Ancient Rome, advocacy, patronage, patron, client.

Исходя из распространенного в научной литературе мнения, формой юридической деятельности в Древнем Риме, которая непосредственно образовала институт адвокатуры, выступает патронат (для его обозначения отдельными авторами используется термин «патронат-клиентела» либо «клиентела»).

Однако единого устоявшегося представления относительно причин и момента возникновения патроната не существует. Согласно версиям античных авторов - Плутарха (Plut ., Romul ., 13) и Дионисия Галикарнасского (Dionys ., 2.10) - описываемый институт был учрежден Ромулом, разделившим людей на две категории: патронов (patronus ) и клиентов (cliens ), т. е. покровителей и покровительствуемых. Так же рассуждает о происхождении патроната и Марк Туллий Цицерон (Cic ., De rep ., 2.15.16).

В соответствии с более поздними исследованиями патронат сформировался задолго до основания Рима, являясь институтом, характерным для всех европейских народов; по другой версии, он мог возникнуть вследствие необходимости иностранцам, находящимся на территории Рима, быть под покровительством какого-либо гражданина и его рода.

Не оспаривая мнения относительно причины происхождения патроната ввиду выхода за рамки настоящего исследования, следует отметить следующее. Полагаем, на основании ряда свидетельств античных авторов (Dionys ., 1.83.3; Fest ., 335, Scelerata porta ; Liv ., 2.49-50; Ov ., Fast ., 2.196, 2.198, 2.204, 2.225, 2.240; Plut ., Cam ., 19; Sil . It ., 6.637) следует согласиться с точкой зрения И.Л. Маяк и признать факт существования отношений патроната-клиентелы в Древнем Риме уже в начале эпохи царей.

Однако для выявления периода возникновения в Древнем Риме адвокатуры недостаточно установить приблизительные временные рамки существования патроната, поскольку представления современных исследователей о характере деятельности патронов также разнятся. Более того, исходя из мнения ряда авторов, традиционная трактовка института патроната-клиентелы (в том числе как института оказания юридической помощи клиентам и, соответственно, первой формы адвокатуры) изжила себя.

Необходимо отметить, что практически устоявшимся мнением в научной литературе является суждение об осуществлении патронами юридической деятельности - судебной защиты клиентов и их правового консультирования, начиная с момента возникновения патроната. Приведенная точка зрения обосновывается исследователями фрагментами из трудов Дионисия Галикарнасского (Dionys ., 2.10) и Плутарха (Plut ., Romul ., 13).

В результате изложенного, исходя из указанной версии, момент возникновения института адвокатуры, сформировавшегося под видом патроната, следует датировать VIII веком до н. э., т. е. с момента возникновения Римского государства.

В противоположность этому в соответствии с рядом разработок недавних лет (таких авторов, как П. Брант и Э. Драммонд) традиционные представления о судебной защите, оказываемой патронами в периоды монархии и ранней республики, были подвергнуты серьезной критике. Указанные исследователи убедительно доказывают анахроничность описаний Дионисия Галикарнасского (Dionys ., 2.9-11) и Феста (Fest ., 253M , Patronus ), предполагая их реконструкцией, основанной на более поздних общественных отношениях, сложившихся в период средней республики.

В этом случае момент возникновения института адвокатуры следует датировать иным временным отрезком, ввиду того что одной из основных форм оказания адвокатами юридической помощи выступает судебная защита, которая, исходя из второй версии, отсутствовала в полномочиях патронов монархии и ранней республики.

В первую очередь необходимо указать, что патроны, не исполняющие одновременно должность жреца-понтифика, не могли обладать квалифицированным знанием законов по причине тайного хранения законов вплоть до III века до н. э. понтификами. Следовательно, если предположить, что патроны оказывали судебную защиту в периоды монархии и ранней республики (предшествующие падению монополии понтификов на юриспруденцию), то необходимо сделать вывод: профессиональный уровень и качество такой защиты не соответствовали требованиям, предъявляемым к юридической и тем более к адвокатской деятельности. По этой причине патроны также не могли осуществлять и правовое консультирование, разъяснять законы. Следовательно, по уровню юридической квалификации и профессионализма такая судебная деятельность патронов до III века до н. э. была идентична аналогичной деятельности заступников (advocatus ).

При этом если патрон одновременно замещал и должность понтифика, вследствие чего был осведомлен в праве, то на основании утверждений Помпония (Dig ., 1.2.2.6) и Тита Ливия (Liv ., 6.1, 9.46) о прямой обязанности понтификов хранить законодательство в тайне представляется, что такой патрон-понтифик не был уполномочен разглашать известные ему нормы права в ходе оказания судебной защиты. Следовательно, и в этом случае патрон не мог оказывать юридическую помощь.

Более того, правовая помощь в форме юридических консультаций впервые стала оказываться понтификами начиная с III века до н. э., т. е. в так называемый период средней республики.

Помимо вышеизложенного, исходя из упоминаемых античными авторами судебных процессов VIII -III вв. до н. э. (App ., Bc ., 1.1.2; Dionys ., 1.78, 3.22, 9.28-36, 10.5-6, 11.46; Flor ., 17.24.2-3; Liv ., 1.3-4, 1.26, 2.52, 3.12, 3.44-47, 3.56-58, 8.33, 26.3), следует, что защиту в данных делах оказывали заступники. Указаний на участие в судебных процессах патронов в качестве защитников не содержится. В противоположность этому в процессе по иску клиента Марка Клавдия о признании Виргилии рабыней (Flor ., 17.24.2-3; Dionys ., 9.28-36; Liv ., 3.44-47) судебное разбирательство вел Аппий Клавдий, приходившийся Марку Клавдию патроном. Как следует из вышеприведенных источников, юридической помощи своему клиенту Аппий Клавдий в судебном процессе не оказывал, что также противоречит описываемым Дионисием Галикарнасским обязанностям патронов «вчинять иск за обиженных клиентов, если кто-нибудь нанесет им вред в связи с договорами; оказывать поддержку тем, кого призывают на суд» (Dionys ., 2.10). Также факт ведения патроном дела, стороной в котором выступает его клиент, противоречит утверждению Дионисия Галикарнасского, что обеим сторонам (патронам и клиентам) «не было дозволено и не приличествовало выступать в тяжбах, свидетельствовать или подавать голос перед народом друг против друга, а тем более выступать на стороне противников» (Dionys ., 2.10.3).

Применительно к разбираемому процессу по иску Марка Клавдия это может означать либо грубое нарушение патроном своих обязательств, либо, что наиболее вероятно, отсутствие в периоды монархии и ранней республики отношений патрон - клиент в такой форме, как их описывают Дионисий Галикарнасский, Плутарх и Фест.

Вместе с тем в пользу традиционной версии следует привести доводы Л.Л. Кофанова, по мнению которого система судебной защиты и поручительства носила по Законам XII таблиц 451-450 гг. до н. э. название патроната, поэтому исследователем делается вывод, что важнейшим элементом древней клиентелы был судебный патронат. В обоснование своей позиции автор ссылается на Дионисия Галикарнасского и Плутарха, а также на Дигесты Юстиниана (Dig ., 26.4.3-5).

Однако следует отметить, что Ульпиан в Дигестах (Dig ., 26.4.3-5) описывает не деятельность патронов по оказанию юридической помощи, а их полномочия и порядок действий в качестве законных опекунов. Ульпиан уточняет, что патрон становился опекуном в силу положения Законов XII таблиц, как следствие права патрона на наследование имущества его вольноотпущенника (Dig ., 26.4.1-3; Lex XII tab . V . 8a ). Тем не менее правовая природа осуществления судебной защиты и действия в интересах опекаемого разительно отличаются. Поэтому, по нашему мнению, приводить в подтверждение версии оказания юридической помощи патронами в периоды монархии и ранней республики их возможность выступать в качестве законных опекунов недостаточно обоснованно.

При этом высказывание Цицерона, что первым достоверным оратором считался Марк Корнелий Цетег (Cic ., Brutus , 15.57), в совокупности с высказыванием Псевдо-Аскония в комментарии к речи Цицерона против Квинта Цецилия (Ps . Asconius , ad Cic . divin . in Caecil ., en ., 11) о том, что «тот, кто защищает другого в суде, называется патроном, если он оратор», также позволяет сделать вывод: судебную защиту патроны стали осуществлять не ранее чем с III века до н. э. (этот период совпадает со временем жизни Марка Корнелия Цетега, исполнение которым обязанностей консула датируется 204 годом до н. э.).

Дополнительно к этому из пьесы Тита Макция Плавта следует подтверждение фактов оказания патронами судебной защиты своим клиентам в начале II века до н. э.(Plaut ., Men ., 571-600).

Приведенные доводы также согласуются с мнением Г. Дебена и А. Морилло, что на протяжении первых пяти веков (т. е. VIII -IV вв. до н. э.) в Древнем Риме отсутствовало судебное красноречие. Оно начало развиваться только с середины III века до н. э.

Одновременно с этим необходимо отметить, что до принятого в 204 году до н. э. закона Цинция в Древнем Риме не существовало законодательной регламентации участия патронов в судебном производстве. При этом норма Законов XII таблиц (8.21), предусматривающая предание подземным богам патрона, который причиняет вред клиенту, не может приниматься за доказательство обратного ввиду ее полной абстрактности и непричастности к судопроизводству. По этим же основаниям нормы Законов XII таблиц (5.8а, 5.8б) о праве патронов на наследование имущества их вольноотпущенников не могут выступать подтверждением осуществления ими судебной защиты.

Из вышеизложенного следует, что начало формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей судебную деятельность патронов, положено только в конце III века до н. э., что также косвенно указывает на отсутствие такого рода полномочий у патронов в предшествующие периоды.

Таким образом, необходимо сделать вывод: в институт патроната, сформировавшийся в начале римской государственности, вплоть до III века до н. э. не входили общественные отношения по оказанию патронами юридической помощи клиентам, в том числе судебной защиты. Вместе с тем, начиная с указанного времени, патрон выступал судебным оратором, т. е. считался судебным защитником других лиц, уполномоченным при этом на защиту клиента в ходе судебных заседаний.

Изложенные факты в совокупности со свободным и неограниченным доступом к юридическим знаниям после падения понтификальной монополии на юриспруденцию в конце IV века до н. э. свидетельствуют об оказании патронами клиентам именно квалифицированной юридической помощи.

Однако дополнительно необходимо отметить, что, исходя из отдельных фрагментов пьес Тита Макция Плавта и Теренция, датируемых 190-188 гг. до н. э. и 160 годом до н. э., под патроном подразумевался лишь «покровитель», не осуществляющий юридическую защиту (Plaut ., Capt ., 445; Ter ., Ad ., 456). Как указывают вышеприведенные авторы, статусом патрона могли обладать даже вольноотпущенники и рабы, которые, очевидно, не обладали в какой-либо степени юридическими знаниями (Plaut ., Asin ., 650; Cas ., 740; Rudens , 706, 1267).

Вышеизложенное в совокупности с упоминаемой возможностью патронов выступать в качестве законных опекунов, а также в соответствии с мнением ряда исследователей позволяет сделать вывод, что институт патроната-клиентелы на всем протяжении периода своего существования включал в себя также иные общественные отношения, не связанные с адвокатской деятельностью.

Таким образом, целостностью статус патрона не обладал, состоял из отдельных элементов с отличающейся компетенцией и правовым положением его представителей.

В заключение необходимо отметить, что, по нашему мнению, адвокатура Древнего Рима возникла в рамках института патроната в III веке до н. э., т. е. с момента, когда деятельность патронов достигла соответствия всем признакам адвокатской деятельности.

Библиография

1 См., например: Васьковский Е.В. Организация адвокатуры: в 2 т. Т. 1: Очерк всеобщей истории адвокатуры. - Спб., 1893. С. 40; Данилов Е.П. Настольная книга адвоката. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. С. 9; Деханов С.А. Адвокатура Древнего Востока, Греции и Рима (сравнительный анализ) // Адвокат. 2005. № 8. С. 87; Маккензи Т. Римское право сравнительно с законами Франции, Англии и Шотландии / пер. с англ. - М., 1864. С. 405-406; Стоянов А.Н. История адвокатуры [у древних народов]. Вып. 1. Древний мир: Египет, Индия, евреи, греки, римляне. - Харьков, 1869. C . 46-47; Grellet -Dumazeau M .Th . Le Barreau romain / 2nd ed . - Paris , 1858. P . 233.

2 См.: Ковалев С.И. История Рима / под ред. Э.Д. Фролова. - СПб., 2002. С. 91; Фюстель де Куланж Н.Д. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима / пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М., 2010. С. 115; Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1998. С. 36.

3 См.: Фюстель де Куланж Н.Д. Указ. соч. С. 116; Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Возникновение классового общества и государства. - Воронеж, 1962. С. 146.

4 См.: Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. - М., 2003. С. 59.

5 См.: Маяк И.Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). - М., 1983. С. 156-157.

6 См.: Годкин Д.Я. Проблема патроната и клиентелы в политической жизни Римской республики в новом издании «Кембриджской Древней истории» // Вестн. древней истории. 2008. № 4. С. 248; Смышляев А.Л. Народ, власть, закон в позднереспубликанском Риме (по поводу концепции Ф. Миллара) // Там же. 2003. № 3. С. 46.

7 См.: Васьковский Е.В. Указ. соч. Т. 1. С. 42-43; Деханов С.А. Западноевропейская адвокатура: сравнительно-правовое исследование. - М., 2008. С. 36-37; Ивакин В.Н. Представительство адвокатов по гражданским делам: история развития. - М., 2008. С. 17-18; Короткова П.Е. Об адвокатуре и адвокатской тайне в древних государствах // Адвокатская практика. 2009. № 5 // СПС «КонсультантПлюс»; Синеокий О.В. Адвокатура как институт правовой помощи и защиты: проблемы становления и перспективы развития: моногр. - Запорожье, 2007. С. 31.

8 См.: Brunt P.A. The Fall of the Roman Republic and Related Essays. - N.Y., 1988. P. 382-442.

9 См.: Drummond A. Rome in the Fifth Century I: the Social and Economic Framework // The Cambridge Ancient History. Vol. 7. Pt. 2. The Rise of Rome to 220 B.C. / 2nd ed. - Cambridge, 2008. P. 113-171.

10 См.: Brunt P.A. Op. cit. P. 402, 405-406; Drummond A. Op. cit. P . 159.

11 См.: Смышляев А.Л. Народ, власть, закон в позднереспубликанском Риме (по поводу концепции Ф. Миллара) // Вестн. древней истории. 2003. № 3. С. 46-60. URL : http ://ancientrome .ru /publik /article .htm ?a =1305792348&v =print

12 См.: Дионисий Галикарнасский. Римские древности: в 3 т. Т. 1 / пер. с древнегр. / под ред. И.Л. Маяк. - М., 2005. С. 93.

13 См.: Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII-III вв. до н. э. - М., 2006. С. 134-135.

14 Pseudo-Asconius. In M. Tullii Ciceronis orationem in Q. Caecilium quae divinatio dicitur // M. Tulllii Ciceronis opera quae supersunt. Vol. 5, Ps. 2. Turici, 1833. P. 104; приводится по: Васьковский Е.В. Указ. соч. Т. 1. С. 48.

15 См.: The Cambridge Ancient History. 2nd ed. Vol. 8. Rome and Mediterranean to 133 B.C. - Cambridge, 2008. P. 527.

16 См.: Тит Макций Плавт. Комедии: в 2 т. Т. 1: пер. с лат. - М., 1987. С. 670.

17 См.: Дебен Г., Морилло А. Судебные ораторы в Древнем мире: пер. с фр. - Спб., 1895. С. 78-79.

18 См.: Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения: пер. с чешск. - М., 1989. С. 184; Тираспольский Г.И. Римские законы (предъюстинианская эпоха): словарь-справочник. - М., 2010. С. 34.

19 Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. С.Л. Утченко. - М., 1962. С. 70.

20 Законы XII таблиц. С. 65.

21 См.: Пухта Г.Ф. История римского права / пер. В. Лицкой. - М., 1864. С. 224; Фюстель де Куланж Н.Д. История общественного строя в Древней Франции: пер. с фр.: в 6 т. Т. 5. - Спб., 1901-1916. С. 263-287; Stavely E.S. Rome and Italy in the Early Third Century // Cambridge Ancient History. Vol. 7. Pt. 2. The Rise of Rome to 220 B.C. 2nd ed. - Cambridge, 1989. С. 420-455.

), покровитель зависимых от него вольноотпущенников и клиентов и их защитник на суде. Особый слуга (номенклатор) помогал поддерживать многочисленные взаимоотношения с клиентами.

Клиенты, в свою очередь, должны были каждое утро приветствовать своего патрона в его доме, выполнять функции посыльных, быть его личной охраной или клакёрами при выступлениях. Если патрон хотел выдвинуть свою кандидатуру на государственную должность, клиенты были обязаны голосовать за него на народных собраниях (комициях). Однако после того как были приняты законы, установившие подачу голосов посредством табличек (leges tabellariae ), проверка на верность патрону стала невозможной , что было довольно удобно для клиентов, поскольку многие из них имели нескольких патронов и из-за этого не могли решиться, за кого отдать свой голос.

Напишите отзыв о статье "Патронат (Древний Рим)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Патронат (Древний Рим)

В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда то на юго восток. Как птицы летят куда то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупались, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли по дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины. Но подводные струи не переставали течь в этом народе и собирались для какой то новой силы, имеющей проявиться так же странно, неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно. Теперь, в 1812 м году, для человека, близко жившего с народом, заметно было, что эти подводные струи производили сильную работу и были близки к проявлению.
Алпатыч, приехав в Богучарово несколько времени перед кончиной старого князя, заметил, что между народом происходило волнение и что, противно тому, что происходило в полосе Лысых Гор на шестидесятиверстном радиусе, где все крестьяне уходили (предоставляя казакам разорять свои деревни), в полосе степной, в богучаровской, крестьяне, как слышно было, имели сношения с французами, получали какие то бумаги, ходившие между ними, и оставались на местах. Он знал через преданных ему дворовых людей, что ездивший на днях с казенной подводой мужик Карп, имевший большое влияние на мир, возвратился с известием, что казаки разоряют деревни, из которых выходят жители, но что французы их не трогают. Он знал, что другой мужик вчера привез даже из села Вислоухова – где стояли французы – бумагу от генерала французского, в которой жителям объявлялось, что им не будет сделано никакого вреда и за все, что у них возьмут, заплатят, если они останутся. В доказательство того мужик привез из Вислоухова сто рублей ассигнациями (он не знал, что они были фальшивые), выданные ему вперед за сено.
патрон

патрон - многозначное слово:

Википедия

патрон

1.Хозяин предприятия, фирмы. отт. разг. Непосредственный начальник, руководитель.

2.Знатный гражданин (первоначально из патрициев) , покровитель зависимых от него вольноотпущенников и клиентов и их защитник на суде (в Древнем Риме) .

3. перен. устар.Покровитель, защитник. II м.

1.Пуля или дробь с пороховым зарядом и капсюль с воспламенителем, заключенные в гильзе.

2.Приспособление для закрепления на металлорежущих станках обрабатываемой детали или инструмента.

3.Часть электрического осветительного прибора, в которую ввинчивается лампочка для присоединения ее к сети.

4.то же, что гильза

5.то же, что гильза

3. III м. устар.

1.Образец для кройки (в швейном и скорняжном деле) .

2.Трафарет рисунка по ткани (в ткацком производстве) .

Большой современный толковый словарь русского языка

патрон

Папин стул

Весёлый этимологический словарь

патрон

I. (лат. patronus защитник, покровитель)
1) в Др. Риме - знатный римский гражданин (первонач. - из патрициев), покровитель зависимых от него (часто многочисленных) клиентов и вольноотпущенников и их защитник на суде;
2) перен. уст, покровитель, защитник;
3) в капиталистических странах - хозяин предприятия, фирмы;
4) непосредственный начальник кого-л. II. (нем. patrone фр. patron)
1) о огнестрельном оружии - заключенные в гильзе пуля (или снаряд, дробь), пороховой (боевой) заряд и капсюль (или капсюльная втулка) для воспламенения заряда;
2) предохранительная оболочка цилиндрической формы из картона или металла, применяемая, напр. , для упаковки;
3) на токарном и сверлильном станках - приспособление для зажима обрабатываемых предметов (а иногда - инструмента), устанавливаемое на вращающейся части (шпинделе) станка;
4) патронка - в швейном, обувном, скорняжном деле и т. д. - образец для выкройки, трафарет;
5) п. ламповый - приспособление для подсоединения электрических ламп накаливания к электросети.

Новый словарь иностранных слов

патрон

1. м.

2. м.

4) То же, что: гильза (
2).
5) То же, что: гильза (
3).

3. м. устар.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

патрон

муж. , лат. покровитель, заступник, либо благодетель. | Бумажная трубка для ружейного заряда (а пушечн. картуз), и весь заряд. Патрон холостой, с порохом; боевой, и с пулею. | заводск. воздуходувный поршень, или стакан поршня. | Патрон токарный, короткая медная, железная трубка, в которую вставляется обтачиваемая вещь. | Форма, льяк; | выкройка, образец для кройки, израз; | трафаретка, прорезная бумажка, для пудры или кисти. Полковой патронный ящик, зарядный. Патронный навойник, патронник, палочка для навою патронов. Патронница жен. патронташ муж. сумка для патронов. Патронщик, кто делает патроны.

Словарь Даля

патрон

патр`он, -а

Словарь русского языка Лопатина

патрон

1 пуля (или дробь) с зарядом и капсюлем, заключенные в гильзе Боевой п. патрон 2 В Древнем Риме: лицо, покровительствующее малоимущим гражданам патрон 2 устар. книжн. покровитель, заступник патрон 2 хозяин предприятия, фирмы (обычно применительно к зарубежным странам) патрон 1 В разных устройствах, приборах: полая трубка, цилиндр, приспособление для вставки заготовки, инструмента, детали Spec П. станка. патрон 3 образец для выкройки П. для мехового воротника.

Словарь русского языка Ожегова

патрон

(в машиностроении) , приспособление к станку для закрепления обрабатываемых деталей или инструмента. Различают механические (2-, 3-, 4-кулачковые, цанговые), пневматические, гидравлические и электромагнитные патроны. - (франц. patron), соединенные посредством гильзы в одно целое пуля (снаряд), пороховой заряд, средство воспламенения. Бывают патроны пистолетные, винтовочные, артиллерийские, охотничьих ружей и др.

Современный толковый словарь, БСЭ

патрон

1. м.
1) а) Хозяин предприятия, фирмы. б) разг. Непосредственный начальник, руководитель.
2) Знатный гражданин (первоначально из патрициев), покровитель зависимых от него вольноотпущенников и клиентов и их защитник на суде (в Древнем Риме).
3) перен. устар. Покровитель, защитник.

2. м.
1) Пуля или дробь с пороховым зарядом и капсюль с воспламенителем, заключенные в гильзе.
2) Приспособление для закрепления на металлорежущих станках обрабатываемой детали или инструмента.
3) Часть электрического осветительного прибора, в которую ввинчивается лампочка для присоединения ее к сети.
4) То же, что: гильза (
2).
5) То же, что: гильза (
3).

3. м. устар.
1) Образец для кройки (в швейном и скорняжном деле).
2) Трафарет рисунка по ткани (в ткацком производстве).

Толковый словарь Ефремовой

патрон

патрона, м. (латин, patronus - покровитель).

1. В древнем Риме - полноправный гражданин, считавшийся покровителем и защитником своих вольноотпущенников и клиентов (истор.).

2. Глава, хозяин предприятия (в буржуазном обществе; часто ирон.). Душа моя! - отвечал Соломин - мы школу завели и больницу маленькую - да и то патрон упирался, как медведь! Тургенев.

3. перен. Защитник, покровитель. || У католиков - святой, считающийся покровителем того человека, к-рый носит его имя, или покровителем, защитником какого-н. города, общины (церк.). Св. Марк - патрон Венеции.

патрон

патрона, м. (фр. patron). 1 Соединение заряда и пули или дроби, заключенных в гильзу. Боевой патрон. Учебный патрон. Охотничий патрон.

2. В токарных и сверлильных станках - приспособление, служащее для укрепления обрабатываемого предмета (или же инструмента) во вращающейся части станка (тех.). Цилиндрический патрон.

3. Часть электрического осветительного прибора, в к-рую ввинчивается лампочка для присоединения ее к сети (тех.).

4. Образец для выкройки (порт.). Патрон для мехового воротника.

5. В ткацком деле: трафарет рисунка по ткани (тех.).

6. Бумажная трубочка, в к-рую насыпается табак для приготовления папиросы, то же, что гильза.

Толковый словарь русского языка Ушакова

патрон

(фр. patron) -
1) соединенные посредством гильзы в одно целое пуля (снаряд), пороховой заряд и средство воспламенения (капсюль). П. бывают пистолетные, винтовочные, артиллерийские, охотничьих ружей и др.;

Словарь экономических терминов

патрон

(фр. patron)
1) соединенные посредством гильзы в одно целое пуля (снаряд), пороховой заряд, средство воспламенения.
2) в Древнем Риме лицо, осуществляющее патронат.

Однотомный большой юридический словарь

патрон

(франц. patron, нем. Patrone) (военное), соединённые посредством гильзы в одно целое пуля (снаряд), пороховой (боевой) заряд, капсюль или капсюльная втулка. П. служит для стрельбы из стрелкового оружия и некоторых артиллерийских орудий. Первые П., появившиеся в 17 в., имели бумажную гильзу, в которой помещались пороховой заряд и пуля. В 60-х гг. 19 в. появились бумажные унитарные П., заключавшие в гильзе пороховой заряд, пулю и капсюль. Вскоре бумажные П. были заменены металлическими унитарными. Применение П., особенно металлических, ускорило заряжание (перезаряжание) оружия и значительно повысило его скорострельность. Современные П. в зависимости от видов оружия бывают: пистолетные, винтовочные, орудийные, П. охотничьих ружей и др. П. делятся на боевые, вспомогательные (холостые) и учебные (см. также Артиллерийский выстрел) .

Большая советская энциклопедия, БСЭ

патрон

патро н, -а

Полный орфографический словарь русского языка

патрон

боеприпас, состоящий из пули или дроби, заключённых в единую оболочку с метательным зарядом и (для капсюльных патронов) с капсюлем приспособление в виде полой трубки, в которой размещается заготовка, другое приспособление и т. п. образец для выкройки коробочка с заранее отмеренным зарядом пороха, который высыпался в зарядную камеру кремнёвого или фитильного ружья

Викисловарь

патрон

в Древнем Риме - богатый человек, покровительствующий малоимущим хозяин предприятия, заведения покровитель, заступник святой, покровитель человека, носящего имя этого святого, или покровителем, защитником какого-либо города, общины

Патрон термин римского права - в римском праве лицо, оказывавшее покровительство и защиту неполноправным членам римского гражданского и политического общества, а именно клиентам (см.) и вольноотпущенникам (см.). Для первых патронами были патриции, с которыми клиенты вступили в зависимые отношения, и их наследники. Для вторых патроном считалось лицо, совершившее акт манумиссии (см), преемниками же его - нисходящие агнатические родственники, независимо от того, являлись ли они наследниками первого П. Лишенные наследства агнаты не имели права на некоторые повинности вольноотпущенного, именно на его услуги и на наследственную обязательную долю. При capitis deminitio minima (см.) П. терял свои права над вольноотпущенным, причем в древнее время вольноотпущенный становился совершенно свободным; по позднейшему праву П. становились и в этом случае нисходящие агнаты. При capitis deminutio maxima П. мог указать в качестве преемника своих прав одного или нескольких из нисходящих агнатов. За неисполнение своих обязанностей по отношению к вольноотпущенному (например, если он отказывал ему в случае нужды в алиментах) или за злоупотребление своими правами (например, если патрон отдавал в наймы услуги вольноотпущенного, которыми мог пользоваться только лично сам; брал с него присягу в том, что он не женится; выговаривал себе денежные выдачи; вчинял уголовный иск) П. совершенно лишался своих прав над клиентом.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Патрон термин римского права" в других словарях:

    В римском праве лицо, оказывавшее покровительство и защиту неполноправным членам римского гражданского и политического общества, а именно клиентам (см.) и вольноотпущенникам (см.). Для первых патронами были патриции, с которыми клиенты вступили в …

    Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Содержание: Византия колония. Византийская империя. Византийская литература. Византийское право. Византийское искусство. Византийская монета. Византия (Βυζάντιον, Byzantium) мегарская колония, основанная в 658 г. на европейской стороне Босфора.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ИНКОРПОРАЦИЯ - [лат. incorporatio включение в состав], термин канонического права Римско католической Церкви, обозначающий: 1) принятие лица в состав института посвященной жизни или общества апостольской жизни; 2) в средние века и в Новое время включение в… … Православная энциклопедия

    ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия

    Местожительство кардиналов выборщиков Страна Количество выборщиков Италия 28 Соединенные Штаты Америки 11 Германия 6 Бразилия, Испания, Индия, Мексика 5 Польша, Франция 4 … Википедия

    БЕНЕФИЦИЙ - [лат. beneficium благодеяние; нем. Benefizium, Pfründe; англ. benefice, франц. bénéfice, итал. benefìcio]: 1) в ср. века условное пожизненное пожалование земли или пользования доходами с к. л. собственности за выполнение определенной службы; 2)… … Православная энциклопедия

    Индия - (India) История Индии, географическое положение Республики Индия Административное деление Индии, растительный и животный мир Индии, внешняя и внутренняя политика Индии, культура Индии, экономика Индии Содержание Содержание Раздел 1. История.… … Энциклопедия инвестора

PATRÓ NUS (ПАТРО́ Н). Акт ману­мис­сии (осво­бож­де­ния раба) созда­вал новые отно­ше­ния меж­ду осво­бо­див­шим хозя­и­ном (ma­nu­mis­sor) и осво­бож­ден­ным рабом, ана­ло­гич­ные отно­ше­ни­ям отца и сына. Ману­мис­сор ста­но­вил­ся патро­ном (pat­ro­nus) осво­бож­ден­но­го лица, а осво­бож­ден­ное лицо ста­но­ви­лось воль­ноот­пу­щен­ни­ком (li­ber­tus) ману­мис­со­ра. Сло­во « патрон» (от pa­ter, отец) ука­зы­ва­ет на при­ро­ду этих отно­ше­ний. Если ману­мис­со­ром была жен­щи­на, то она ста­но­ви­лась патро­ной (pat­ro­na), и исполь­зо­ва­ние это­го сло­ва вме­сто « мат­ро­ны» (mat­ro­na), види­мо, объ­яс­ня­ет­ся харак­те­ром прав патро­на. Если рас­смат­ри­вать отно­ше­ния патро­на и воль­ноот­пу­щен­ни­ка в кон­тек­сте ран­не­го Рима, то их сле­ду­ет счи­тать частью древ­ней кли­ен­те­лы, но по мень­шей мере со вре­мен Две­на­дца­ти таб­лиц, содер­жав­ших общие зако­но­да­тель­ные поло­же­ния отно­си­тель­но прав патро­на, отно­ше­ния воль­ноот­пу­щен­ни­ка с патро­ном мож­но счи­тать оди­на­ко­вы­ми как для пат­ри­ци­ан­ско­го, так и для пле­бей­ско­го ману­мис­со­ра.

Воль­ноот­пу­щен­ник при­ни­мал родо­вое имя ману­мис­со­ра. Тирон, воль­ноот­пу­щен­ник Цице­ро­на, звал­ся Марк Тул­лий Тирон.

Воль­ноот­пу­щен­ник дол­жен был ока­зы­вать сво­е­му патро­ну ува­же­ние и возда­вать ему бла­го­дар­ность, и в древ­ние вре­ме­на патрон мог в упро­щен­ном поряд­ке нака­зать его за пре­не­бре­же­ние эти­ми обя­зан­но­стя­ми. Это обя­за­тель­ство рас­про­стра­ня­лось на детей воль­ноот­пу­щен­ни­ка, а долг сле­до­ва­ло выпол­нять и в отно­ше­нии детей патро­на. В более позд­нее вре­мя патрон имел пра­во выслать небла­го­дар­но­го воль­ноот­пу­щен­ни­ка на опре­де­лен­ное рас­сто­я­ние от Рима, соглас­но зако­ну, при­ня­то­му, веро­ят­но, в прав­ле­ние Авгу­ста (Ta­cit. Ann . XIII. 26; Dion Cass. LV. 13). В прав­ле­ние Неро­на пред­ла­га­лось при­нять поста­нов­ле­ние сена­та, даю­щее патро­ну пра­во обра­щать сво­его воль­ноот­пу­щен­ни­ка в раб­ство, если тот ведет себя недолж­ным обра­зом по отно­ше­нию к патро­ну. Дан­ная мера не была при­ня­та, но после­дую­щие импе­ра­то­ры пре­до­ста­ви­ли патро­ну это пра­во. Закон Элия- Сен­тия давал патро­ну пра­во по суду пре­сле­до­вать воль­ноот­пу­щен­ни­ка за небла­го­дар­ность (ut ingra­tum ac­cu­sa­re , Dig. 40. tit. 9. s. 30). Небла­го­дар­ный (ingra­tus) назы­вал­ся так­же Li­ber­tus Im­pius (нече­сти­вый воль­ноот­пу­щен­ник), то есть, лишен­ный Pie­tas (бла­го­че­стия).

Если воль­ноот­пу­щен­ник при­вле­кал патро­на к суду (in jus vo­ca­vit ), то и сам под­ле­жал спе­ци­аль­но­му судеб­но­му иску (Gai­us, IV. 46); по обще­му пра­ви­лу, он не мог выдви­нуть про­тив патро­на уго­лов­ное обви­не­ние. Воль­ноот­пу­щен­ник обя­зан был в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти под­дер­жи­вать сво­его патро­на и его детей и брать на себя управ­ле­ние его иму­ще­ст­вом и опе­ку над его детьми; в слу­чае отка­за его при­зна­ва­ли небла­го­дар­ным (ingra­tus, Dig. 37. tit. 14. s. 19).

Если раб являл­ся соб­ст­вен­но­стью несколь­ких хозя­ев, был осво­бож­ден ими все­ми и стал рим­ским граж­да­ни­ном, то все они явля­лись его патро­на­ми.

Ману­мис­сор мог обес­пе­чить себе даль­ней­шие пра­ва в отно­ше­нии воль­ноот­пу­щен­ни­ка путем сти­пу­ля­ции (sti­pu­la­tio) или взя­тия с него клят­вы. Пред­ме­та­ми таких согла­ше­ний были подар­ки (do­na et mu­ne­ra ) и услу­ги (ope­rae ) воль­ноот­пу­щен­ни­ка патро­ну. Клят­ва име­ла силу толь­ко в том слу­чае, если чело­век являл­ся воль­ноот­пу­щен­ни­ком в момент ее при­не­се­ния. Если он при­нес клят­ву, будучи рабом, то дол­жен был повто­рить, став воль­ноот­пу­щен­ни­ком; по-види­мо­му, это и озна­ча­ют сло­ва Цице­ро­на о его воль­ноот­пу­щен­ни­ке Хри­зо­гоне (ad Att . VII. 2; ср. Dig. 38. tit. 1. s. 7). Эти услу­ги были двух родов: услу­ги, отно­ся­щи­е­ся к обя­зан­но­стям (Of­fi­cia­les), состо­я­ли в почти­тель­но­сти и при­вя­зан­но­сти; услу­ги, отно­ся­щи­е­ся к реме­с­лу (Fab­ri­les), объ­яс­ня­ют­ся самим назва­ни­ем. Of­fi­cia­les закан­чи­ва­лись со смер­тью патро­на, если согла­ше­ни­ем не было уста­нов­ле­но иное, но fab­ri­les, име­ю­щие денеж­ный харак­тер или денеж­ную сто­и­мость, подоб­но любой соб­ст­вен­но­сти, пере­хо­ди­ли к наслед­ни­кам патро­на. Когда патрон тре­бо­вал от сво­его воль­ноот­пу­щен­ни­ка услуг, то это назы­ва­лось « назна­чать или пред­пи­сы­вать работы» (« ei ope­ras in­di­ce­re or im­po­ne­re» ; Gai­us, IV. 162; Dig. 38. tit. 2. s. 29).

Патрон не мог потре­бо­вать позор­ных (tur­pes ) или опас­ных для жиз­ни услуг, таких, как про­сти­ту­ция или бои в амфи­те­ат­ре; но если воль­ноот­пу­щен­ник вла­дел каким-то ремеслом или про­фес­си­ей (ar­ti­fi­cium ), даже если осво­ил их после сво­его осво­бож­де­ния, то его патрон имел пра­во на услу­ги в этой обла­сти.

Закон Юлия и Папия- Поппея осво­бо­дил воль­ноот­пу­щен­ни­ков (за исклю­че­ни­ем тех, кто играл на сцене (ars lu­dic­ra) или нани­мал­ся сра­жать­ся с дики­ми зве­ря­ми) от всех обя­за­тельств, таких, как подар­ки и услу­ги, если они име­ли двух детей, состо­я­щих в отцов­ской вла­сти, или одно­го ребен­ка пяти лет (Dig. 38. tit. 1. De Ope­ris Li­ber­to­rum , s. 37).

Если в заве­ща­нии сво­бо­да пре­до­став­ля­лась непо­сред­ст­вен­но, то ману­мис­со­ром счи­тал­ся заве­ща­тель, а его пра­ва патро­на, сле­до­ва­тель­но, при­над­ле­жа­ли его детям; если сво­бо­да пре­до­став­ля­лась опо­сре­до­ван­но, то есть, путем фиде­и­ко­мис­са, то патро­ном счи­тал­ся чело­век, совер­шив­ший акт ману­мис­сии. В тех слу­ча­ях, когда раб полу­чал сво­бо­ду в соот­вет­ст­вии с сила­ни­ан­ским поста­нов­ле­ни­ем сена­та, пре­тор мог назна­чить ему патро­на, а если это не было сде­ла­но, то патро­ном счи­тал­ся тот, кто был послед­ним хозя­и­ном дан­но­го раба (Dig. 38. tit. 16. s. 3).

Пра­ва патро­на были несколь­ко огра­ни­че­ны в том слу­чае, если акт ману­мис­сии был не вполне доб­ро­воль­ным дей­ст­ви­ем ману­мис­со­ра. Напри­мер, чело­век, осво­бо­див­ший раба в соот­вет­ст­вии с фиде­и­ко­мис­сом (Ma­nu­mis­sor per fi­dei­com­mis­sum), имел все пра­ва патро­на, за исклю­че­ни­ем пра­ва при­вле­кать воль­ноот­пу­щен­ни­ка к суду за небла­го­дар­ность, полу­чать от него мате­ри­аль­ную помощь и ого­ва­ри­вать подар­ки и услу­ги (mu­ne­ra и ope­rae); одна­ко его пра­ва на соб­ст­вен­ность воль­ноот­пу­щен­ни­ка были таки­ми же, как у любо­го дру­го­го ману­мис­со­ра (Frag. Vat. § 225; Dig. 38. tit. 2. s. 29). Если раб давал день­ги дру­го­му чело­ве­ку, чтобы тот мог купить и осво­бо­дить его, то ману­мис­сор не имел прав патро­на; он терял даже имя патро­на, если отка­зы­вал­ся выпол­нить тот акт, за кото­рый полу­чил день­ги, а раб при­нуж­дал его к выпол­не­нию согла­ше­ния, что мог сде­лать в соот­вет­ст­вии с зако­но­да­тель­ст­вом М. Авре­лия и Л. Вера (Dig. 40. tit. 1. s. 4, 5). Если хозя­ин осво­бож­дал раба за опре­де­лен­ную сум­му денег, то сохра­нял все пра­ва патро­на, но не мог ого­ва­ри­вать услу­ги. Чело­век, при покуп­ке раба согла­сив­ший­ся осво­бо­дить его, имел все пра­ва патро­на, кро­ме пра­ва при­вле­кать его к суду с.879 за небла­го­дар­ность, в слу­чае, если раб вынуж­дал его пре­до­ста­вить себе сво­бо­ду в соот­вет­ст­вии с зако­но­да­тель­ст­вом М. Авре­лия и Л. Вера (Dig. 40. tit. 9. s. 30).

При необ­хо­ди­мо­сти патрон обя­зан был ока­зы­вать под­держ­ку сво­е­му воль­ноот­пу­щен­ни­ку; в про­тив­ном слу­чае он терял пра­ва патро­на, так же, как и в слу­чае, если выдви­гал про­тив него уго­лов­ное обви­не­ние. Закон Элия- Сен­тия в чис­ле про­чих ста­тей содер­жал несколь­ко усло­вий, свя­зан­ных с пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми патро­на.

Ума­ле­ние прав (ca­pi­tis di­mi­nu­tio) патро­на или воль­ноот­пу­щен­ни­ка раз­ры­ва­ло связь меж­ду ними (см. Ta­cit. Hist . II. 92, где « jura li­ber­to­rum» озна­ча­ет « jura pat­ro­no­rum» (пра­ва патро­нов) или « jura in li­ber­tos» (пра­ва в отно­ше­нии воль­ноот­пу­щен­ни­ков)). Связь раз­ры­ва­лась, если воль­ноот­пу­щен­ник полу­чал зва­ние сво­бод­но­го граж­да­ни­на (In­ge­nui­tas) бла­го­да­ря поста­нов­ле­нию импе­ра­то­ра о воз­об­нов­ле­нии рода (Na­ta­lium Res­ti­tu­tio), - но не тогда, когда он про­сто полу­чал пра­во золо­то­го коль­ца (jus aureo­rum an­nu­lo­rum) .

Самое важ­ное из прав патро­на каса­лось иму­ще­ства воль­ноот­пу­щен­ни­ков, умер­ших без заве­ща­ния или соста­вив­ших заве­ща­ние.

Этот вопрос, при­ме­ни­тель­но к пери­о­ду до Юсти­ни­а­на, мож­но разде­лить на две сле­дую­щих руб­ри­ки: 1) обыч­ные пред­пи­са­ния зако­на; 2) чрез­вы­чай­ные. Пер­вые вклю­ча­ли пред­пи­са­ния ста­ро­го граж­дан­ско­го пра­ва и эдикт о вступ­ле­нии в наслед­ство (Bo­no­rum Pos­ses­sio), а вто­рые - вступ­ле­ние в наслед­ство вопре­ки заве­ща­нию воль­ноот­пу­щен­ни­ка (Bo­no­rum Pos­ses­sio contra ta­bu­las li­ber­ti) и вопре­ки « сво­им наслед­ни­кам» , не явля­ю­щим­ся род­ны­ми (contra suos non na­tu­ra­les), вступ­ле­ние в наслед­ство вопре­ки заве­ща­нию воль­ноот­пу­щен­ни­цы (Bo­no­rum Pos­ses­sio contra ta­bu­las li­ber­tae) и пра­во на соот­вет­ст­ву­ю­щую долю (vi­ri­lis pars), пре­до­став­лен­ное зако­ном Папия- Поппея.

По зако­ну XII таб­лиц, если воль­ноот­пу­щен­ник уми­рал без заве­ща­ния и без « сво­их наслед­ни­ков» , то его наслед­ни­ком являл­ся патрон. На это смот­ре­ли как на пра­во агна­ции. Закон­ная опе­ка патро­нов (Le­gi­ti­ma pat­ro­no­rum tu­te­la) пря­мо не упо­ми­на­лась в XII таб­ли­цах, но была закон­ным след­ст­ви­ем пра­ви­ла о насле­до­ва­нии (Ulp. Frag . XI. 3). Если без заве­ща­ния уми­ра­ла воль­ноот­пу­щен­ни­ца, кото­рая не мог­ла иметь « сво­его наслед­ни­ка» , то наслед­ни­ком ста­но­вил­ся патрон. Орфи­ти­ан­ское поста­нов­ле­ние сена­та, при­ня­тое после того, как были напи­са­ны « Инсти­ту­ции» (III. 51), в пред­по­след­ний год прав­ле­ния М. Авре­лия, внес­ло неко­то­рые изме­не­ния в этот порядок. Фраг­мент Уль­пи­а­на (Frag . XXIX. 2), напи­сан­ный, когда это поста­нов­ле­ние име­ло силу, гла­сит, что если воль­ноот­пу­щен­ни­ца уми­ра­ет без заве­ща­ния, то патрон насле­ду­ет ее иму­ще­ство, так как мать не может иметь « сво­их наслед­ни­ков» , одна­ко сам Уль­пи­ан (lib. 12, ad Sa­bi­num ; Dig. 38. tit. 17. s. 1) гово­рит, что соглас­но орфи­ти­ан­ско­му поста­нов­ле­нию сена­та, дети мог­ли насле­до­вать мате­ри неза­ви­си­мо от того, была ли она сво­бод­но­рож­ден­ной (In­ge­nua) или воль­ноот­пу­щен­ни­цей (Li­ber­ti­na). Это кажу­ще­е­ся про­ти­во­ре­чие устра­ня­ет­ся пред­по­ло­же­ни­ем, что дан­ное поста­нов­ле­ние сена­та дава­ло детям рав­ные пра­ва с патро­ном в таких слу­ча­ях.

Эти пра­ва при­над­ле­жа­ли как патро­ну, так и патроне, а так­же детям патро­на (Ulp. Frag . XXVII). Сыно­вья патро­на име­ли те же пра­ва, что и сам патрон, но доче­ри - толь­ко те пра­ва, кото­рые были пре­до­став­ле­ны сыно­вьям зако­на­ми XII таб­лиц; у доче­рей не было пра­ва насле­до­вать воль­ноот­пу­щен­ни­ку вопре­ки его заве­ща­нию или, при отсут­ст­вии заве­ща­ния, вопре­ки « сво­им наслед­ни­кам» воль­ноот­пу­щен­ни­ка, не явля­ю­щим­ся род­ны­ми (Bo­no­rum Pos­ses­sio contra ta­bu­las tes­ta­men­ti li­ber­ti aut ab in­tes­ta­to contra suos he­re­des non na­tu­ra­les), пока эти пра­ва не были пре­до­став­ле­ны им зако­ном Папия- Поппея (Ulp. Frag . XXIX. 4, 5). Труд­ность, вызван­ная фраг­мен­том зако­но­да­тель­ства Юсти­ни­а­на о пра­вах патро­на, рас­смот­ре­на Унтер­хольц­не­ром (Zeitschrift , V. p. 37). Пред­став­ля­ет­ся, что зако­ны XII таб­лиц не дава­ли детям патро­ны таких же прав, как детям патро­на, но закон Папия- Поппея, веро­ят­но, про­из­вел неко­то­рые изме­не­ния в этом вопро­се (Zeitschrift , V. p. 43, &c.).

Эти пра­ва патро­на мог­ли суще­ст­во­вать толь­ко в том слу­чае, если воль­ноот­пу­щен­ник был осво­бож­ден рим­ским граж­да­ни­ном и стал рим­ским граж­да­ни­ном в резуль­та­те ману­мис­сии. Соот­вет­ст­вен­но, если чело­век полу­чал граж­дан­ство, ему отдель­но долж­но было пре­до­став­лять­ся пра­во патро­на (ius pat­ro­na­tus), чтобы он обла­дал пра­ва­ми патро­на в отно­ше­нии сво­их воль­ноот­пу­щен­ни­ков, кото­рые одно­вре­мен­но долж­ны были стать рим­ски­ми граж­да­на­ми (Plin. Ep . X. 6). Как уже отме­ча­лось, ума­ле­ние граж­дан­ских прав (ca­pi­tis di­mi­nu­tio) патро­на или воль­ноот­пу­щен­ни­ка анну­ли­ро­ва­ло пра­ва патро­на на наслед­ство (Gai­us, III. 51).

Если у одно­го воль­ноот­пу­щен­ни­ка было несколь­ко патро­нов или патрон, то они дели­ли наслед­ство поров­ну, хотя в то вре­мя, когда этот воль­ноот­пу­щен­ник был рабом, их доли во вла­де­нии им мог­ли быть не рав­ны. Эти пра­ва патро­на напо­ми­на­ют сов­мест­ное вла­де­ние в англий­ском пра­ве, ибо тот или те патро­ны, кото­рые пере­жи­ли дру­гих, име­ли все пра­ва патро­на, а дети умер­ше­го патро­на исклю­ча­лись. Если все патро­ны умер­ли, оста­вив несколь­ких детей, то наслед­ство воль­ноот­пу­щен­ни­ка разде­ля­лось поров­ну меж­ду все­ми детьми (in ca­pi­ta ), в соот­вет­ст­вии с зако­ном о насле­до­ва­нии в слу­чае агна­ции (Gai­us, III. 16, 59, &c.).

Поста­нов­ле­ние сена­та, при­ня­тое в прав­ле­ние Клав­дия, поз­во­ли­ло патро­ну пере­да­вать свои пра­ва на наслед­ство воль­ноот­пу­щен­ни­ка любо­му из детей, нахо­дя­щих­ся в его вла­сти, и исклю­чать осталь­ных детей (Dig. 38. tit. 4).

Эдикт рас­ши­рил пра­ва патро­нов на наслед­ство (Bo­no­rum Pos­ses­sio). Соглас­но граж­дан­ско­му пра­ву, пра­ва патро­нов были осно­ва­ны на пред­по­ла­га­е­мой агна­ции; соглас­но эдик­ту, они были осно­ва­ны на пред­по­ла­га­е­мой когна­ции. Эдикт при­зы­вал к насле­до­ва­нию после воль­ноот­пу­щен­ни­ков: 1) их детей; 2) их закон­ных наслед­ни­ков (he­re­des le­gi­ti­mi); 3) их когна­тов, кото­рые, конеч­но, долж­ны быть потом­ка­ми; 4) семью (fa­mi­lia) патро­на; 5) патро­на и патро­ну, их детей и роди­те­лей, что было пред­у­смот­ре­но на тот слу­чай, если патрон или патро­на под­верг­лись ума­ле­нию граж­дан­ских прав (ca­pi­tis di­mi­nu­tio) и поэто­му не мог­ли быть при­зва­ны в чет­вер­той оче­реди; 6) мужа или жену воль­ноот­пу­щен­ни­цы или воль­ноот­пу­щен­ни­ка; 7) когна­тов ману­мис­со­ра.

Пер­во­на­чаль­но воль­ноот­пу­щен­ник, состав­ляя заве­ща­ние, мог обой­ти (prae­te­ri­re ) патро­на. Но соглас­но эдик­ту, если воль­ноот­пу­щен­ник не оста­вил патро­ну не менее поло­ви­ны сво­его иму­ще­ства, то патрон или его сын мог вопре­ки заве­ща­нию уна­сле­до­вать (bo­no­rum pos­ses­sio contra ta­bu­las) поло­ви­ну иму­ще­ства. Если воль­ноот­пу­щен­ник уми­рал без заве­ща­ния, не оста­вив « сво­их наслед­ни­ков» , кро­ме при­ем­но­го ребен­ка, жены под рукой (in ma­nu) или невест­ки под рукой сына, то патрон имел пра­во на поло­ви­ну наслед­ства вопре­ки этим « сво­им наслед­ни­кам» . Но если воль­ноот­пу­щен­ник имел род­ных детей (na­tu­ra­les ), под­власт­ных ему в момент смер­ти, или эман­ци­пи­ро­ван­ных, или отдан­ных в усы­нов­ле­ние, и если эти дети были назна­че­ны наслед­ни­ка­ми в его заве­ща­нии или обой­де­ны в заве­ща­нии (prae­te­ri­ti) и при­тя­за­ли на насле­до­ва­ние вопре­ки заве­ща­нию (Bo­no­rum pos­ses­sio contra ta­bu­las), то патрон не мог пре­тен­до­вать на иму­ще­ство воль­ноот­пу­щен­ни­ка. Патрон не исклю­чал­ся из насле­до­ва­ния, если дети воль­ноот­пу­щен­ни­ка были лише­ны наслед­ства (Gai­us, III. 40; Dion Cass. LI. 15 и при­ме­ча­ние Рей­ма­ра).

По зако­ну Папия- Поппея, если воль­ноот­пу­щен­ник вла­дел иму­ще­ст­вом в сто тысяч сестер­ци­ев и имел мень­ше трех детей, то патрон полу­чал с.880 рав­ную долю (vi­ri­lis pars ) с детьми, неза­ви­си­мо от того, оста­вил ли воль­ноот­пу­щен­ник заве­ща­ние; и сво­бод­но­рож­ден­ная патро­на, име­ю­щая трех детей, поль­зо­ва­лась такой же при­ви­ле­ги­ей. До зако­на Папия патро­ны име­ли толь­ко те пра­ва, кото­рые были пре­до­став­ле­ны им XII таб­ли­ца­ми, но этот закон поста­вил сво­бод­но­рож­ден­ную патро­ну, име­ю­щую двух детей, и патро­ну-воль­ноот­пу­щен­ни­цу, име­ю­щую трех детей, в то же поло­же­ние по отно­ше­нию к при­ем­но­му сыну, жене под рукой или невест­ке под рукой сына, какое по эдик­ту зани­мал патрон. В такое же поло­же­ние этот закон поста­вил и доче­рей патро­на, име­ю­щих трех детей. Так­же этот закон пре­до­ста­вил сво­бод­но­рож­ден­ной патроне (но не воль­ноот­пу­щен­ни­це), име­ю­щей трех детей, те же пра­ва, что и патро­ну.

Соглас­но преж­не­му зако­ну, воль­ноот­пу­щен­ни­ца нахо­ди­лась под закон­ной опе­кой сво­его патро­на и поэто­му не мог­ла рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом без его согла­сия (pat­ro­no auc­to­re ). Закон Папия осво­бо­дил от этой опе­ки воль­ноот­пу­щен­ни­цу, име­ю­щую чет­ве­рых детей, так что она мог­ла соста­вить заве­ща­ние без согла­сия патро­на, но закон тре­бо­вал, чтобы патрон полу­чил рав­ную долю с ее остав­ши­ми­ся в живых детьми.

Если воль­ноот­пу­щен­ни­ца уми­ра­ла, не оста­вив заве­ща­ния, то закон Папия давал патроне, име­ю­щей детей (li­be­ris ho­no­ra­tae ), столь­ко же прав, сколь­ко она име­ла и рань­ше; таким обра­зом, если ни патро­на, ни воль­ноот­пу­щен­ни­ца не под­верг­лись ума­ле­нию граж­дан­ских прав (ca­pi­tis di­mi­nu­tio), то патро­на, даже не име­ю­щая детей, насле­до­ва­ла, а дети воль­ноот­пу­щен­ни­цы исклю­ча­лись из насле­до­ва­ния. Если воль­ноот­пу­щен­ни­ца остав­ля­ла заве­ща­ние, то закон Папия давал патроне, име­ю­щей тре­бу­е­мое зако­ном чис­ло детей, те же пра­ва, каки­ми по эдик­ту обла­дал патрон вопре­ки заве­ща­нию воль­ноот­пу­щен­ни­ка (contra ta­bu­las li­ber­ti). Этот же закон давал доче­ри патро­ны, име­ю­щей одно­го ребен­ка, те же пра­ва, какие имел патрон вопре­ки заве­ща­нию воль­ноот­пу­щен­ни­ка (contra ta­bu­las li­ber­ti; Gai­us, III. 53; текст, кото­рый Унтер­хольц­нер на очень недо­ста­точ­ных осно­ва­ни­ях пред­ла­га­ет испра­вить, Zeitschrift , V. p. 45).

Поло­же­ния зако­на о насле­до­ва­нии патро­ном иму­ще­ства воль­ноот­пу­ще­ни­ков-лати­нов отли­ча­лись от выше­опи­сан­ных в раз­лич­ных аспек­тах. Это иму­ще­ство рас­смат­ри­ва­лось как пеку­лий и име­ло осо­бен­но­сти это­го вида соб­ст­вен­но­сти. Оно пере­хо­ди­ло к « чужим наслед­ни­кам» ману­мис­со­ра, но не к его детям, лишен­ным наслед­ства; и в этом состо­я­ло его отли­чие от иму­ще­ства воль­ноот­пу­щен­ни­ка - рим­ско­го граж­да­ни­на. Если име­лось несколь­ко патро­нов, то иму­ще­ство пере­хо­ди­ло к ним в долях, про­пор­цио­наль­ных их долям во вла­де­нии быв­шим рабом, и это соот­вет­ст­во­ва­ло прин­ци­пу, соглас­но кото­ро­му доля умер­ше­го патро­на долж­на была пере­й­ти к его наслед­ни­ку. Лар­ги­ан­ское поста­нов­ле­ние сена­та, при­ня­тое в прав­ле­ние Клав­дия, уста­но­ви­ло, что иму­ще­ство лати­нов долж­но сна­ча­ла пере­хо­дить к тем, кто их осво­бо­дил, затем к их потом­кам (li­be­ri), пря­мо не лишен­ным наслед­ства, в соот­вет­ст­вии с бли­зо­стью род­ства, а затем, соглас­но преж­не­му зако­ну, к наслед­ни­кам ману­мис­со­ра. Един­ст­вен­ный резуль­тат это­го поста­нов­ле­ния заклю­чал­ся в том, что оно поста­ви­ло потом­ков (li­be­ri), пря­мо не лишен­ных наслед­ства, выше « чужих наслед­ни­ков» (extra­nei he­re­des). В соот­вет­ст­вии с этим, эман­ци­пи­ро­ван­ный и обой­ден­ный в заве­ща­нии сын патро­на, кото­рый не мог при­тя­зать на насле­до­ва­ние (Bo­no­rum pos­ses­sio) отцов­ско­го иму­ще­ства вопре­ки его заве­ща­нию (contra ta­bu­las tes­ta­men­ti), мог при­тя­зать на иму­ще­ство лати­на преж­де « чужих наслед­ни­ков» (extra­nei he­re­des).

Отно­си­тель­но деди­ти­ци­ев по зако­ну Элия- Сен­тия суще­ст­во­ва­ло два пра­ви­ла. Иму­ще­ство тех, кто в резуль­та­те ману­мис­сии стал бы рим­ским граж­да­ни­ном, если бы не пре­пят­ст­вия к это­му, пере­хо­ди­ло к их патро­нам так, как буд­то они были рим­ски­ми граж­да­на­ми, одна­ко они не име­ли пра­ва на заве­ща­ние (tes­ta­men­ti fac­tio). Иму­ще­ство тех, кто в резуль­та­те ману­мис­сии стал бы лати­ном, если бы не пре­пят­ст­вия к это­му, пере­хо­ди­ло к их патро­нам так, как буд­то они были лати­на­ми; в свя­зи с этим Гай заме­ча­ет, что в дан­ном вопро­се зако­но­да­тель не очень ясно выра­зил свои наме­ре­ния. Он уже делал подоб­ное заме­ча­ние отно­си­тель­но одно­го поло­же­ния зако­на Папия (III. 47).

О дру­гих зна­че­ни­ях сло­ва « патрон» см. и ORA­TOR .

Вопрос о патро­на­те име­ет важ­ное зна­че­ние для пра­виль­но­го пони­ма­ния мно­гих аспек­тов рим­ско­го обще­ст­вен­но­го строя. Этот несо­вер­шен­ный набро­сок может быть допол­нен ссыл­кой на сле­дую­щие источ­ни­ки: Gai­us, III. 39- 76; Ulp. Frag . tit. XXVII, XXIX; Dig. 37. tit. 14, 15; 38. tit. 1, 2, 3, &c.; ука­за­тель к Pau­lus, Sent . Re­cept .; о зако­но­да­тель­стве Юсти­ни­а­на Inst. 3. tit. 8, &c.; Un­ter­holzner, Ueber das pat­ro­na­ti­sche Erbrecht , Zeitschrift , V., и ста­тья , со ссыл­ка­ми в Rein, Das Röm . Pri­vat­recht , p. 285, и у Wal­ter, Ge­schich­te des Röm . Rechts , pp. 507- 516 и 684- 689.