Обсе: структура, задачи и деятельность организации. Действующие структуры, институты и бюджет обсе

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE)

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — крупнейшая в мире международная региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности

Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии с население более миллиарда человек. Государства-участников ОБСЕ: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Монголия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Папский престол, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан – Мариино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония

Предыдущее название организации - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (Conference for Security and Cooperation in Europe - CSCE)

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе

Совещание проводилось в три этапа с 1973 года и закончилось 1 августа 1975 года, когда в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения). Процесс, точкой отсчета которого широкая общественность считает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, превратился в значительный фактор гуманитарного сотрудничества, укрепления безопасности

Заключительный акт, подписанный в Хельсинки 1 августа 1975, отразил стремление тридцати трех европейских государств, Соединенных Штатов и Канады к сотрудничеству независимо от политических, экономических и социальных систем на основе уважения прав и свобод человека. Государства-участники решили содействовать укреплению мира и взаимопониманию между народами путем развития контактов между людьми, обмене информацией, сотрудничества и обменов в области культуры, образования

Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве по широкому кругу вопросов, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность. Все государства, участвующие в деятельности ОБСЕ, имеют равные права и принимают решения на основе консенсуса

ОБСЕ имеет особый статус. С одной стороны, принимаемые в ее рамках решения имеют преимущественно политический, а не юридический характер. Однако, с другой стороны, ОБСЕ обладает признаками международной организации: постоянными органами, постоянной штаб-квартирой и учреждениями, постоянным штатом, постоянными финансовыми ресурсами и полевыми отделениями

Большинство документов ОБСЕ, в которых содержатся политические обязательства государств, требуют для их осуществления формы международных договоров. Так, ни сам Заключительный акт 1975 года, ни документы последующих встреч и совещаний СБСЕ/ОБСЕ не являются в юридическом смысле международными договорами и не носят обязательного характера для государств

Тот факт, что обязательства ОБСЕ не имеют обязательной юридической силы, не умаляет их эффективности. Будучи подписанными на самом высоком политическом уровне, они имеют такое же высокое значение, как и международные договоры в рамках международного права. Более того, ОБСЕ — это единственная организация по безопасности в Европе, являющаяся региональным соглашением в смысле главы VIII Устава ООН, поэтому она служит главным инструментом для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе

Все это делает ОБСЕ уникальной организацией, и она занимает особое положение по сравнению с другими организациями и учреждениями в Европе. Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ, формируют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ. Этот термин был официально введен в 1989 году в Заключительном Документе Венской Встречи и применяется как общий термин для всех вопросов, касающихся прав человека и фундаментальных свобод, человеческих контактов и других вопросов гуманитарного характера, считающихся подпадающими под юрисдикцию данной организации

ОБСЕ не имеет механизмов рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения каких-либо прав и основных свобод человека и их защиты международно-правовыми средствами. Одновременно это не лишает НПО возможности обратиться в структуры ОБСЕ и привлечь внимание к фактам нарушений прав человека в той или иной стране

Основная цель ОБСЕ: предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов

Основные средства обеспечения безопасности:

1. политико-военное измерение: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности;

2. экономическое и экологическое измерение: экономическая и экологическая безопасность.

3. человеческое измерение: защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение

Штат организации - около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях

Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются: английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский

Основными органами организации являются: Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ

Встречи глав государств и правительств проводятся регулярно раз в два года. На них обсуждаются основные региональные и глобальные проблемы, определяются принципиальные направления деятельности ОБСЕ, принимаются основные документы Организации

Встречам в верхах должны предшествовать Конференции по обзору. В ходе таких конференций проводится обзор деятельности ОБСЕ за текущий период и подготавливаются итоговые документы последующей встречи глав государств и правительств стран-участниц Организации

Совет министров иностранных дел - ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ. Совет министров (бывший Совет СБСЕ) является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Заседания Совета проводятся на уровне министров иностранных дел под председательством представителя принимающей страны, обычно перед завершением срока полномочий Действующего председателя, т.е. не реже одного раза в год. При необходимости организуются дополнительные заседания

Совет рассматривает вопросы деятельности ОБСЕ, организует подготовку встреч глав государств и правительств и выполнение принятых на этих встречах решений. Повестка дня встреч Совета разрабатывается Руководящим советом

Действующий председатель Chairperson-in-Office, CiO. Им становится министр иностранных дел страны-председателя). Он руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций

Действующий председатель ОБСЕ несет общую ответственность за исполнительную деятельность. Пост Председателя переходит от страны к стране ежегодно на основе ротации. В своей работе Председатель опирается на помощь предыдущего и последующего председателей, которые вместе с ним составляют Тройку

Он также может создавать специальные целевые группы и назначать личных представителей, поручая им заниматься теми или иными кризисными или конфликтными ситуациями

Генеральный секретарь и Секретариат

Должность Генерального секретаря была учреждена на встрече Совета министров иностранных дел в Стокгольме (1415 декабря 1992 г.) Генеральный секретарь назначается Советом министров на три года по рекомендации Руководящего совета и Действующего председателя. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом ОБСЕ. Генеральный секретарь возглавляет Секретариат

В задачи Генерального секретаря входит также руководство структурами и операциями ОБСЕ. Аппарат Генерального секретаря находится в Вене и состоит из 4 помощников (двух дипломатических и двух административно-финансовых) и технического персонала

В ведении Генерального секретаря находится Секретариат ОБСЕ, который также размещается в Вене. В его функции входит оперативное обеспечение деятельности Организации. Отделение Секретариата в Праге выполняет, главным образом, документационно-информационные задачи

Постоянный совет под руководством действующего председателя (Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене)

Органом ОБСЕ, где на регулярной основе проводятся политические консультации и принимаются решения, является Постоянный совет. Его члены, представители государств-участников ОБСЕ, еженедельно собираются на заседания в конгресс-центре «Хофбург» в Вене для обсуждения и принятия решений по всем вопросам, относящимся к компетенции Организации

Помимо регулярных заседаний, которые созываются еженедельно на уровне послов, Совет также может созываться при возникновении чрезвычайных ситуаций. В период между заседаниями Руководящего совета ПС принимает решения по всем вопросам деятельности ОБСЕ, а также проводит предварительное обсуждение вопросов, предложенных для включения в повестку дня Руководящего совета. В Вене также часто проходят различные неофициальные встречи между делегациями

Кроме того, в «Хофбурге» проводятся заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, который занимается вопросами контроля над вооружениями и мерами укрепления доверия и безопасности. Форум по сотрудничеству в области безопасности - регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене)

Руководящий совет

Наряду с заседаниями других органов для проведения политических консультаций периодически могут созываться встречи Руководящего совета. Решение о создании Руководящего совета было принято на встрече глав государств и правительств стран-участниц ОБСЕ в Будапеште (5-6 декабря 1994 г.)

Руководящий совет осуществляет общей контроль, руководство и координацию деятельности ОБСЕ. Руководящий совет, как правило, не принимает решений по текущим вопросам деятельности Организации и не формирует ее руководящие политические и бюджетные принципы. Эта задача возложена на Постоянный совет ОБСЕ

Заседания РС проводятся в Праге не реже двух раз в год на уровне заместителей министров иностранных дел или политических директоров МИД. Перед встречей Совета министров собирается дополнительное заседание Руководящего совета. Предусмотрено также проведение при необходимости внеочередных заседаний. Кроме того, один раз в год Руководящий совет проводит встречу в Праге в качестве Экономического форума

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Парламентская ассамблея ОБСЕ Представитель по вопросам свободы СМИ - наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в государствах-участниках ОБСЕ

OSCE Secretariat

Адрес: Wallnerstrasse 6 1010 Vienna Austria

Teлефон: +43 1 514 360; Факс: +43 1 514 36 6996

Official correspondence: [email protected]

Recruitment: [email protected]

Press information and visitor groups: [email protected]

Website enquiries and feedback: [email protected]

Publications and documents: [email protected]

Сайт: http://www.osce.org/

2016-07-25T16:06:21+00:00 konsulmir Европа Международные Организации Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - крупнейшая в мире международная региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии с население более миллиарда человек. Государства-участников ОБСЕ:... konsulmir [email protected] Administrator

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - важный межгосударственный орган, главной задачей которого является сохранение мира и стабильности на континенте. История данной структуры насчитывает не одно десятилетие. Но о реальной эффективности работы организации давно ходят споры. Давайте выясним, что представляет собой Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, узнаем её основные цели и функции, а также краткую историю деятельности.

История создания

Прежде всего выясним, при каких обстоятельствах была создана ОБСЕ.

Идея созыва собрания представителей государств, которое выработало бы общие принципы международной политики в регионе, впервые была озвучена в Бухаресте в 1966 году представителями европейских стран из социалистического лагеря, входивших в блок ОВД. Позже данная инициатива была поддержана Францией и некоторыми другими западными государствами. Но решающий вклад сделала позиция Финляндии. Именно эта страна предложила провести данные встречи в своей столице - Хельсинках.

Предварительный консультационный этап проходил с ноября 1972 года по июнь 1973-го. Совещание проводили делегаты 33 а также Канады и США. На данном этапе проходила выработка общих рекомендаций по дальнейшему сотрудничеству, составлялся регламент и повестка дня переговоров.

Непосредственно первая встреча состоялась в начале июля 1973 года. Именно с этой даты принято вести отсчет деятельности ОБСЕ. На данном этапе в обсуждении принимали участие министры иностранных дел всех европейских стран, кроме Албании, и двух Североамериканских государств. Были найдены точки соприкосновения по основным вопросам, что отразилось в «Заключительных рекомендациях».

На втором этапе, который проходил в Женеве с сентября 1973 года по июль 1975-го, представители договаривающихся стран уточняли наиболее важные моменты общего сотрудничества, чтобы они максимально отвечали интересам всех участников, а также согласовывали все спорные вопросы.

Непосредственное подписание итогового акта происходило в конце июля - начале августа 1975 года в Хельсинках. В нем приняли участие высшие руководители всех 35 договаривающихся стран. Итоговая договоренность имела официальное название «Заключительный акт СБСЕ», а неофициально её принято было именовать Хельсинкскими соглашениями.

Основные положения Хельсинкских соглашений

В итоговом документе Хельсинкских соглашений были официально закреплены итоги II мировой войны. Кроме того, были выработаны 10 главных принципов международно-правовых отношений. Среди них следует выделить принцип нерушимости существующих территориальных границ европейских стран, невмешательства, равенства государств, соблюдения основных свобод человека, право наций решать свою судьбу.

Кроме того, были выработаны общие договоренности по взаимоотношениям в культурной, военно-политической, правовой и гуманитарной сферах.

Дальнейшее развитие организации

С этих пор Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стал собираться регулярно. Встречи проходили в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983), Стокгольме (1984), а также в Вене (1986).

Одним из самых знаковых стало совещание в Париже в сентябре 1990 года, в котором принимало участие высшее руководство стран-участниц. На нем была принята знаменитая Парижская хартия, которая ознаменовала конец холодной войны, подписан договор о вооружении, а также прописаны важные организационные вопросы дальнейших консультаций.

На Московском совещании в 1991 году было принято постановление о приоритете прав человека над внутригосударственными законами.

В 1992 году на заседании в Хельсинках произошло переформатирование СБСЕ. Если раньше он, по сути, был форумом общения руководства государств-членов, то с этого момента стал превращаться в полноценную постоянно действующую организацию. В том же году в Стокгольме был введен новый пост - генеральный секретарь СБСЕ.

В 1993 году на встрече, которая прошла в Риме, были достигнуты договоренности о создании Постоянного комитета, куда страны-участники направляли своих делегатов для представительства.

Таким образом, СБСЕ все больше стал приобретать черты постоянно функционирующей организации. Чтобы привести название в соответствие с реальным форматом, в 1994 году в Будапеште было принято решение о том, что теперь СБСЕ будет называться не иначе, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это положение вступило в силу с начала 1995 года.

После этого значимые встречи делегатов ОБСЕ проходили в Лиссабоне (1996), Копенгагене (1997), Осло (1998), Стамбуле (1999), Вене (2000), Бухаресте (2001), Лиссабоне (2002), Маастрихте (2003), Софии (2004), Любляне (2005), Астане (2010). На данных форумах обсуждались вопросы терроризма, сепаратизма, проблемы прав человека.

Нужно отметить, что, начиная с 2003 года, Россия в ОБСЕ занимает позицию, зачастую отличающуюся от мнения большинства других стран-участников. По этой причине многие общие решения блокируются. Одно время даже ходили разговоры о возможном выходе РФ из организации.

Цели

Основными целями, которые перед собой ставят страны ОБСЕ, является достижение мира и стабильности в Европе. Для выполнения данной задачи организация активно участвует в урегулировании конфликтов между державами и внутри государств-участников, контролирует распространение оружия, проводит дипломатические мероприятия профилактического характера для предотвращения возможных конфликтов.

Организация следит за экономической ситуацией и экологией в регионе, а также за соблюдением прав человека в странах Европы. Деятельность ОБСЕ направлена на проведение мониторингов выборов в странах-участниках путем отправки на них своих наблюдателей. Организация поощряет развитие демократических институтов.

Страны-участники

Наибольшее представительство в организации закономерно имеет Европа. ОБСЕ в общем насчитывает 57 стран-членов. Кроме Европы, в этой организации принимают непосредственное участие два государства из Северной Америки (Канада и США), а также целый ряд азиатских стран (Монголия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и т. д.)

Но статус участника - не единственный, который существует в данной организации. Партнерами по сотрудничеству считаются Афганистан, Тунис, Марокко, Израиль и ряд других государств.

Структура органов ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе имеет довольно разветвленную структуру управления.

Для решения наиболее важных вопросов, имеющих глобальный характер, собирается Саммит глав государств и правительств. Именно решения этого органа имеют первостепенное значение. Но нужно отметить, что последний раз такая встреча состоялась в 2010 году в Астане, а до этого - только в 1999-м.

В отличие от Саммита, Совет глав МИД собирается ежегодно. Кроме обсуждения наиболее важных вопросов, в его задачи входит избрание генерального секретаря организации.

Постоянный совет ОБСЕ - основной орган данной структуры, который работает на постоянной основе и собирается каждую неделю в Вене. Он занимается обсуждением поднятых вопросов и принимает по ним решения. Руководит этим органом действующий председатель.

Кроме того, важными структурными органами ОБСЕ является Парламентская ассамблея, Бюро по демократическим институтам, Форум по сотрудничеству в сфере безопасности.

Первыми лицами в ОБСЕ считаются действующий председатель и генеральный секретарь. О значении данных должностей и об некоторых структурных органах ОБСЕ мы подробнее поговорим ниже.

Действующий председатель

Руководством и организацией текущей деятельности ОБСЕ занимается действующий председатель.

Данную должность занимает министр той страны, которая в текущем году председательствует в ОБСЕ. В 2016 году эту почетную миссию выполняет Германия, а значит, председателем ОБСЕ является глава МИД ФРГ Ф.-В. Штанмайер. В 2015 году указанную должность занимал представитель Сербии Ивица Дачич.

В задачи председателя входит координация работы органов ОБСЕ, а также представительство данной организации на международном уровне. Например, Ивица Дачич в 2015 году принимал деятельное участие в урегулировании вооруженного конфликта в Украине.

Пост генерального секретаря

Второй по значимости пост в организации - генеральный секретарь. Избрание на эту должность проводится раз в три года Советом министров. В настоящий момент является итальянец Ламберто Заньер.

В полномочия входит руководство то есть он фактически является главой администрации. Кроме того, этот человек выступает как представитель ОБСЕ во время отсутствия действующего председателя.

Парламентская ассамблея

В Парламентскую ассамблею ОБСЕ входят представители всех 57 её участников. Основана данная структура была в 1992 году как межпарламентская организация. В ее составе более 300 депутатов, которых делегируют парламенты стран-участников.

Штаб-квартира данного органа находится в Копенгагене. Первыми лицами Парламентской ассамблеи считаются председатель и генеральный секретарь.

В рамках ПАСЕ действуют постоянный и три специализированных комитета.

Критика

В последнее время все больше усиливается критика в адрес организации. Многие эксперты утверждают, что на данный момент ОБСЕ не способна решать действительно ключевые вызовы и нуждается в реформировании. Из-за особенностей принятия решений, многие постановления, поддерживаемые большинством членов, могут быть заблокированы меньшинством.

Кроме того, существуют прецеденты, когда даже принятые решения ОБСЕ не исполняются.

Значение ОБСЕ

Несмотря на все недостатки, трудно переоценить значение ОБСЕ. Данная организация является площадкой, где страны-участники могут найти точки соприкосновения по спорным вопросам, разрешить конфликт, договориться о совместной позиции по поводу решения конкретной проблемы. Кроме того, организация прилагает немалые усилия для обеспечения прав человека в европейских странах и демократизации общества.

Не стоит забывать, что в свое время холодная война была прекращена не в последнюю очередь благодаря консультациям в рамках СБСЕ. В то же время нужно стараться, чтобы новые политические и гуманитарные вызовы данная организация тоже приняла во всеоружии. А для этого требуется проводить реформирование ОБСЕ.

Российская Федерация рассматривает Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как важный элемент современной архитектуры европейской безопасности. Это один из сформировавшихся инструментов многосторонней дипломатии с 40-летней историей, в становлении и развитии которого Россия принимала активное участие.

6 января 1992 г., официально закрепив преемственность в качестве государства-продолжателя СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Россия подтвердила решимость действовать в соответствии с обязательствами хельсинкского Заключительного акта (1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.), а также всех других документов, коллективно согласованных в рамках СБСЕ.

В настоящее время ОБСЕ является постоянно действующей Организацией с разветвленной структурой, в которой Россия является полноправным участником и может реализовывать свои национальные интересы на европейском, евроатлантическом и евроазиатском пространствах. Сегодня ОБСЕ объединяет 57 государств - участников из Северной Америки, Европы и Азии и является крупнейшей в мире региональной организацией, занимающейся вопросами безопасности, и ведущей работу по обеспечению мира, демократии и стабильности на пространстве с населением более миллиарда человек.

Возникновение СБСЕ/ОБСЕ и Хельсинский Заключительный акт

Истоки ОБСЕ восходят к периоду разрядки в начале семидесятых годов прошлого века с созданием Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего механизма по содействию диалогу между востоком и западом. В основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) лег Хельсинкский Заключительный акт 1975 г., закрепив политические и территориальные итоги Второй мировой войны, который утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Кроме того, документ включил в себя следующие основные договоренности, разбитые на три "корзины" - три измерения безопасности:

Военно-политическое измерение - согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

Экономико-экологическое измерение - анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;

Человеческое измерение - политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования и отслеживание их выполнения на практике.

Таким образом, Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. стал "хартией разрядки", установив принципы отношений между государствами-участниками, равно как и отношений внутри государств. Даже не имея жесткой собственной структуры, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) служило двум антагонистическим системам надежной платформой для мирного сотрудничества и диалога. В рамках СБСЕ впервые были реализованы меры укрепления доверия и безопасности, воплотившие в себе принцип безопасности на основе сотрудничества, когда безопасность одного государства неразрывно связана с безопасностью всех других.

Структура ОБСЕ

ОБСЕ создала действенный комплекс институтов, играющих активную роль в каждодневных усилиях по снижению напряженности и созданию атмосферы доверия между государствами-участниками. Базирующийся в Вене Секретариат, "тихая дипломатия" Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКНМ), а также многогранная деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Представителя по вопросам свободы средств массовой информации (ПССМ) предоставляют в распоряжение ОБСЕ механизмы для оказания содействия государствам-участникам. Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.

Совет министров иностранных дел - ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.

Постоянный совет под руководством действующего председателя, занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).

Форум по сотрудничеству в области безопасности - регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств – занимается ранним предупреждением конфликтов и срочными действиями по предотвращению перерастания межэтнической напряжённости в конфликт. Комиссар назначается на трёхлетний период, который может быть продлён не более чем на один трёхлетний срок.

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) - занимается обеспечением уважения прав и основных свобод человека, укреплением и защитой демократических институтов.

Парламентская ассамблея ОБСЕ - межпарламентская организация, объединяющая парламенты 57 государств Европы, Азии и Северной Америки.

Представитель по вопросам свободы СМИ - наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.

ОБСЕ и урегулирование конфликтов

Окончание холодной войны позволило сотрудничеству прийти на смену конфронтации в отношениях Востока и Запада. Однако стабильность на пространстве ОБСЕ вновь оказалась под угрозой из-за внутренних вооруженных конфликтов, вспыхнувших в отдельных государствах, и напряженность внутри стран быстро оттеснила на задний план противоречия между ними. Главной задачей СБСЕ в 1990-е годы стало уже не обеспечение форума для диалога двух противостоящих друг другу военных союзов, но раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов и постконфликтное восстановление.

Приняв в 1990 году Хартию для новой Европы , государства-участники задали ОБСЕ новое направление развития, начав процесс ее преобразования из механизма политических переговоров в организацию с постоянно действующими институтами, собственными структурами на местах и другими возможностями для оперативных действий по обеспечению новых потребностей безопасности в эпоху после холодной войны. В декабре 1994 г. решением будапештской встречи на высшем уровне СБСЕ переименовано в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (это название действует с 1 января 1995 г.). И наряду с продолжающейся работой в области мер укрепления доверия и контроля над вооружениями ОБСЕ приняла на себя новые функции и расширенные полномочия по раннему предупреждению, предотвращению, урегулированию конфликтов и постконфликтному восстановлению.

В этом ключе были согласованы следующие документы, определяющие полномочия, инструменты и механизмы ОБСЕ и ее структур на всех стадиях конфликта, а именно: Парижская Хартия для новой Европы, принятая в 1990 г.; Пражский документ по дальнейшему развитию институтов и структур СБСЕ, принятый в январе 1992 г.; Хельсинкский документ «О вызове времени перемен», принятый в июле 1992 г.; документ Стокгольмской встречи Совета министров, принятый в декабре 1992 г.; Стамбульская Хартия европейской безопасности 1999 года; решение Совета министров №8 от 2002 г. «О роли действующего председателя ОБСЕ»; Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности в XXI веке, 2003 г.; «Астанинская памятная декларация: навстречу сообществу безопасности», 2010 г.; и постановление Совета министров № 3/11 от 2011 г. «Элементы конфликтного цикла, связанные с повышением потенциала ОБСЕ по раннему предупреждению, срочным действиям, содействию диалогу, поддержке посредничества и постконфликтному восстановлению». Эти документы соответствуют резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/65/283 (2011), A/ RES/66/291 (2012) и A/RES/68/303 (2014) об укреплении функции посредничества в мирном урегулировании споров, предотвращении и разрешении конфликтов.

Миссия ОБСЕ в Приднестровье

Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) открыла Миссию в Молдове в феврале 1993 года. Мандат Миссии на тот момент предусматривал содействие в нахождении мирного решения конфликта между центральным правительством страны и Приднестровским регионом. Миссия базируется в Кишиневе с действующим филиалом в Тирасполе и офисом в Бендерах.

Главной задачей Миссии является помощь в достижении долгосрочного, всеобъемлющего политического урегулирования приднестровского конфликта; укрепление независимости и суверенитета Молдовы; а также достижение договоренности об особом статусе Приднестровья. В ее задачи также входит предоставление рекомендаций и экспертных знаний по правам человека и правам меньшинств, и демократическим преобразованиям. ОБСЕ играет ключевую роль в переговорном процессе в целях окончательного, всеобъемлющего и устойчивого урегулирования приднестровского конфликта. С 2005 года этот процесс, известный как «5+2», включает ОБСЕ, Россию и Украину в качестве посредников, а также Европейский Союз и Соединенные Штаты в качестве наблюдателей (переговорный процесс возобновлен в 2011 г.). Миссия работает с обеими сторонами с целью укрепления доверия между людьми, живущими по обе стороны Днестра. Миссия также участвует в качестве наблюдателя в работе Объединенной контрольной комиссии, которая является контрольным органом Совместных миротворческих сил, и сформирована из делегаций Российской Федерации, Молдовы и Приднестровья, с участием Украины в качестве дополнительного наблюдателя.

Миссия ОБСЕ в Украине

21 марта 2014 года Постоянный Совет ОБСЕ принял решение направить в Украину Специальную мониторинговую миссию, состоящую из гражданских невооруженных наблюдателей.

Миссия была размещена в связи с обращением правительства Украины в ОБСЕ и решением стран-участниц ОБСЕ.

Цели работы Миссии – это сбор информации, отчет о ситуации с безопасностью и установление фактов, в частности, о конкретных происшествиях и событиях на местах. Наблюдатели Миссии общаются с различными группами населения – с представителями власти на всех уровнях, гражданского общества, этнических и религиозных групп и местных общин.

Миссия насчитывает в разные периоды от 500 до 1000 гражданских невооруженных наблюдателей из более чем 40 стран-участниц ОБСЕ. Мандат Миссии распространяется на всю территорию Украины. Главный офис Миссии находится в Киеве. Команды наблюдателей работают в 10-ти крупнейших городах Украины: Днепропетровске, Донецке, Ивано-Франковске, Киеве, Луганске, Львове, Одессе, Харькове, Херсоне и Черновцах. В Донецкой и Луганской областях работали порядка 350 наблюдателей.

Россия и антитеррористическая деятельность ОБСЕ

В начале XXI века тематика противодействия терроризму является одним из приоритетов работы ОБСЕ. Эта тематика активно продвигалась Россией со второй половины 1990-х гг. и прочно закрепилась в повестке дня Организации после терактов 11 сентября 2001 года в США. В декабре 2001 г. в Бухаресте состоялась 9-я встреча Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, на которой, во многом благодаря усилиям России, удалось выйти на серьезные документы, заложившие основу работы Организации на антитеррористическом направлении.

10-й СМИД ОБСЕ в Порту (6-7 декабря 2002 г.) развил и закрепил достигнутые в Бухаресте договоренности. Были намечены основные ориентиры реформирования Организации, подчеркнута важность ее скорейшей адаптации к современным международным реалиям. В новой, значительно обогащенной повестке дня ОБСЕ в основном учтены российские акценты на сбалансированное развитие всех трех измерений Организации при сохранении приоритетного значения антитеррористической составляющей.

Одним из важных этапов в деятельности ОБСЕ стало 11-е заседание СМИД в Маастрихте (1-2 декабря 2003 г.) . Ключевыми документами встречи стали Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам стабильности и безопасности в XXI веке и Документ о стратегии в области экономического и экологического измерения, а кроме того, активное развитие получил антитеррористический вектор деятельности Организации. СМИД принял решения о повышении надежности проездных документов и о создании Контртеррористической сети ОБСЕ.

В 2005 году произошла дальнейшая активизация работы ОБСЕ на антитеррористическом направлении. Россия и Франция совместно инициировали принятие Заявления министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в поддержку Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Москва и Вашингтон выступили с совместной инициативой, направленной на противодействие угрозе использования террористами радиоактивных источников повышенной опасности.

Сегодня ОБСЕ выполняет задачи по содействию имплементации действующих международно-правовых инструментов, стимулируя государства-участников и партнеров к скорейшему присоединению и полному выполнению универсальных антитеррористических конвенций и протоколов.

ОБСЕ следует в русле ведущей роли ООН в глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. В своей деятельности она опирается на резолюции Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и другие документы ООН. Что касается собственной нормативной базы ОБСЕ, то ее можно разделить на две части: рамочную и оперативную. К первой относятся документы ОБСЕ, создающие политические рамки антитеррористического сотрудничества . Вторая, оперативная, часть включает в себя решения СМИД, Постсовета и Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, касающиеся практических аспектов антитеррористической работы. Особое значение имеют документы, принимаемые на саммитах ОБСЕ.

Основными формами антитеррористической работы ОБСЕ являются:

Мониторинг выполнения государствами-участниками международно-правовых и политических обязательств в борьбе с терроризмом;

Разработка политических обязательств государств-участников в поддержку антитеррористической деятельности ООН и профильных международных организаций;

Проведение политических конференций, научно-практических мероприятий и учебных семинаров на общеевропейском, региональном и национальном уровнях;

Разработка и реализация проектов содействия государствам-участникам по их просьбе по конкретным направлениям антитеррористической деятельности;

Координация антитеррористического сотрудничества на базе Платформы кооперативной безопасности (Стамбул, 1999).

Сегодня Антитеррористическое подразделение Секретариата ОБСЕ (АТП) способствует продвижению и укреплению международных правовых рамок противодействия терроризму. В сотрудничестве с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) Подразделение организует национальные и субрегиональные семинары, способствующие ратификации универсальных контртеррористических конвенций и протоколов. АТП предоставляет странам-участницам помощь в подготовке законодательных актов, в которых должным образом прописан состав уголовных преступлений, связанных с терроризмом. Страны-участницы ОБСЕ признают, что контртеррористическая деятельность не сможет стать эффективной, если она не основана на сильной правовой базе. В 2001 году они взяли на себя обязательства стать участницами 12 универсальных контртеррористических конвенций и протоколов, вступивших к тому времени в силу. Сегодня работа подразделения выходит за рамки содействия их ратификации. АТП способствует отражению положений соответствующих договоров в национальном законодательстве, как того требует международное право и что необходимо для обеспечения эффективного сотрудничества.

АТП как центр координации контртеррористической деятельности ОБСЕ активно содействует дискуссии между заинтересованными сторонами, нацеленной на выявление наилучшей практики и возможных дальнейших действий по борьбе с крайними проявлениями экстремизма и радикализации, которые могут привести к совершению террористических актов.

Развитие данного измерения деятельности Организации отвечает российским интересам в области безопасности. Россия активно и инициативно участвует как в нормотворческой работе ОБСЕ, так и в практических мероприятиях антитеррористической тематики.

Реформирование ОБСЕ

Результатом многолетней деятельности ОБСЕ стало возникновение достаточно уникальной региональной организации. Сегодня ОБСЕ не является ни военным альянсом, ни экономическим союзом. Она представляет собой ассоциацию государств и их народов, объединившихся при участии средиземноморских и азиатских стран-партнеров по сотрудничеству ради общей цели формирования демократического, интегрированного континента, избавленного от войн и конфликтов, всем жителям которого сообща и индивидуально будут обеспечены свобода, процветание и безопасность.

Сегодня ОБСЕ является самым широким по составу форумом, охватывающим и трансатлантическое, и евроазиатское пространства. В ОБСЕ представлены все основные интересы и государства, принцип равноправия которых закреплен правилом консенсуса при принятии решений.

Вместе с тем, нынешнюю ситуацию, сложившуюся в ОБСЕ, многие аналитики оценивают как неоднозначную и сейчас ведутся активные дискуссии о реформировании Организации. Россия также выступает за реформу ОБСЕ, которая одновременно затвердила бы новую политическую повестку дня Организации и должным образом перестроила бы ее структурно. В соответствии с решением Софийского СМИД была создана «Группа мудрецов» по вопросам повышения эффективности ОБСЕ, в которую входили и российские представители.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". В январе 2015 года был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Примечания:

1. Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Святой престол, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

2. К таким документам относятся: Стратегия по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке (Маастрихт, 2003), План действий по борьбе с терроризмом (Бухарест, 2001), Хартия европейской безопасности (Стамбул, 1999).

3. СМИД утвердил ряд важных, соответствующих российским интересам, решений в военно-политической области (об уничтожении излишков обычных боеприпасов; об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК); Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия) и гуманитарном измерении (о противодействии торговле людьми; создании климата толерантности, борьбе с проявлениями расизма, ксенофобии и дискриминацией; совершенствовании выборных стандартов, имеющих равную значимость для всех государств-участников).

Инициатива президента России Дмитрия Медведева по разработке Договора о европейской безопасности и реформирование ОБСЕ станут центральными для российской стороны темами предстоящего 4-5 декабря в Хельсинки заседания совета глав МИД организации, сообщил в интервью РИА Новости официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Co‑operation in Europe (OSCE) - международное региональное политическое объединение 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Образована в 1975 году в форме Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

ОБСЕ (до 1 января 1995 года - СБСЕ), признанная в качестве регионального соглашения по смыслу главы VIII Устава ООН, рассматривается в качестве одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в регионе ее действия, одним из ключевых инструментов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения - военно‑политическое, экономическое, экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.

Руководящие органы обсуждают проблемы безопасности, волнующие государства, и принимат решения по этим вопросам. Все решения принимаются на основе консенсуса. Они не имеют юридически обязательного характера, но несут в себе политические обязательства государств.

Высшим органом ОБСЕ являются саммиты , которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).

Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ является Постоянный совет , собирающийся в Вене на уровне постпредов государств-участников. Создан решением Римского СМИД в 1993 году.

Координирующую роль в работе организации и ее коллективных органов выполняет Действующий председатель ОБСЕ, функции которого возложены на министра иностранных дел председательствующего государства.

Военно-политические вопросы, включая разоружение, контроль над вооружениями, меры доверия и др., обсуждаются на Форуме по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ (ФСБ), который заседает в Вене еженедельно на уровне представителей государств. Форум создан в 1992 году решением Хельсинкского саммита.

На Экономическом форуме ОБСЕ, который созывается ежегодно в Праге, рассматриваются актуальные проблемы общеевропейского экономического и экологического сотрудничества.

Вопросы человеческого измерения обсуждаются на ежегодных Конференциях по обзору выполнения обязательств в гуманитарной сфере , которые проводятся в Варшаве.

Секретариат ОБСЕ расположен в Вене. Возглавляется генеральным секретарем. Состоит из семи подразделений. Это: офис генсекретаря; центр по предотвращению конфликтов; координатор экономическо‑экологической деятельности; старший полицейский советник; департамент служб поддержки и бюджета; департамент людских ресурсов; Пражский офис (архив).

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) работает в Варшаве с 1990 года. Занимается содействием в проведении выборов и мониторингом за ними, поддержкой демократических институтов, НПО, прав человека и др.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) функционирует с 1992 года в Гааге. Инструмент превентивной дипломатии. Его основная задача -предупреждение на возможно более ранней стадии конфликтов на этнической почве.

Представитель по свободе СМИ работает с 1997 года в Вене. Оказывает содействие правительствам государств в развитии свободной прессы.

Парламентская Ассамблея ОБСЕ создана в 1991 году в качестве самостоятельной парламентской структуры. Состоит из парламентариев стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на летние и зимние сессии в одном из государств-участников. Резолюции Ассамблеи не имеют обязательной силы для правительств.

На пространстве ОБСЕ функционируют 17 миссий и полевых присутствий Организации. Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История становления. ОБСЕ сложилась в ходе политического процесса, имевшего целью формирование системы европейской безопасности, начатого в 1970-х гг. На всем протяжении своей длительной истории Европа была ареной военного противоборства расположенных в ней государств. Достижение общеевропейских договоренностей по вопросам развития сотрудничества между всеми государствами региона и создание системы общеевропейской безопасности стало возможным благодаря улучшению отношений между Востоком и Западом, получившему название «политика разрядки международной напряженности».

По инициативе ОВД, нашедшей понимание у других европейских стран, а также поддержку США и Канады, было решено провести общеевропейскую конференцию в целях окончательной стабилизации территориальных изменений, произошедших в результате Второй мировой войны. Состоялись три подготовительные встречи: в Хельсинки (3-7 июля 1973 г.) - на уровне министров иностранных дел, в Женеве (18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г.) - с участием делегаций государств-участников и в Хельсинки (30 июля - 1 августа 1975 г.), которая завершилась подписанием главами государств или правительств участвовавших в ней государств Заключительного акта; последняя, третья встреча получила наименование Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание стало самым представительным в истории Европы после Второй мировой войны и имело огромное международное значение. Спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны европейские государства смогли подвести ее политические итоги и заложить фундамент для будущего сотрудничества.

На протяжении последующих 15 лет в рамках хельсинкского процесса общеевропейского сотрудничества проходили различные встречи и переговоры, направленные на реализацию хельсинкских договоренностей. Окончание холодной войны ознаменовалось усилиями по институционализации хельсинкского процесса, завершившимися созданием ОБСЕ.

По своей природе хельсинкский процесс имел политический характер, конференциальная форма организации межгосударственного взаимодействия отвечала достигнутому на тот период уровню отношений между европейскими государствами. Первоначально инициаторы и все участники процесса не ставили задачу создания общеевропейской ММ ПО, что определялось целым рядом военно-политических и иных факторов, определяющих политику заинтересованных государств. После проведения встречи на высшем уровне в Будапеште в 1994 г. общеевропейский политический процесс стал постепенно наполняться юридическим содержанием, свидетельствующим о преобразовании СБСЕ в ММПО.

Основные принципы и цели хельсинкского процесса, природа его учредительного акта. Принятие Заключительного акта СБСЕ преследовало несколько важнейших политических целей, наиболее значительной из которых было окончательное урегулирование всех спорных вопросов политических отношений между европейскими государствами, оставшихся после Второй мировой войны. Особая роль в этом отводилась закреплению международно-правовых основ безопасности и сотрудничества европейских государств, что было сделано в Декларации принципов Хельсинкского акта. Декларация подтвердила важнейшие основополагающие принципы международного права.

В научной литературе отмечается сложный характер Заключительного акта СБСЕ. Его структура свидетельствует о стремлении урегулировать широкий круг взаимоотношений подписавших его государств. Он состоит из преамбулы и пяти разделов, включающих, помимо декларации принципов, регулирующих взаимные отношения государств-участников, комплекс договоренностей, касающихся обеспечения безопасности, разоружения и укрепления мер доверия в Европе, мер по развитию экономического, научно-технического сотрудничества и сотрудничества в экологической и гуманитарных сферах, а также ряд иных тем.

Вопрос о юридическом значении Заключительного акта остается дискуссионным. Некоторые юристы предлагали рассматривать его в качестве международного соглашения, но одновременно не признавали в нем международный договор в том смысле, который придается ему Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Как следствие, они отрицали юридический характер обязательств, вытекающих из акта, признавая за ними лишь моральное или политическое значение. Близкую позицию занимали сторонники признания Хельсинкского акта источником «мягкого права».

Другие специалисты рассматривали Заключительный акт и Парижскую хартию для новой Европы в качестве договоров sui generis. К ним примыкали те, кто, не отрицая политический характер обязательств, содержащихся в акте, подчеркивал уникальный характер этого документа, влияние которого на европейское развитие во много раз превысило значение большинства юридически обязательных договоров.

Вопрос о юридическом характере Заключительного акта не должен затенять его действительно уникальный характер и большое политическое значение как для Европы, так и для международного мира и безопасности в целом. Что же касается определения его юридической формы, то есть основания утверждать: государства-участники сознательно стремились не облекать его в форму международного договора. Так, согласно Заключительному акту он не подлежит регистрации на основании ст. 102 Устава ООН, предусмотренной для международных договоров. Видимо это не случайно, потому что политические обязательства по Заключительному акту пересекаются с компетенцией ООН в вопросе поддержания международного мира и безопасности. В преамбуле Заключительного акта конкретные предложения основной части именуются рекомендациями. Все это позволяет утверждать, что Заключительный акт не является международным договором в общепринятом смысле.

Правовой статус, организационная структура и участие в ОБСЕ. Долгое время СБСЕ представляло собой цикл общеевропейских конференций и встреч, которые нельзя было отнести к какому-либо определенному типу международной организации. Начиная с 1990-х гг. постепенно развивается процесс институционализации СБСЕ и преобразования его в ОБСЕ, который возможно приведет в будущем к формированию международной региональной организации.

Международно-правовую основу деятельности ОБСЕ составляет ряд документов, однако единого уставного (учредительного) акта ОБСЕ до сих пор нет. К уставным документам ОБСЕ можно отнести Заключительный акт 1975 г. и Парижскую хартию для новой Европы

  • 1990 г., провозгласившую ОБСЕ региональным органом в смысле гл. VIII Устава ООН. В Хартии определены рамки институтов и структур, в дальнейшем уточнявшиеся на встречах Совета в Берлине в
  • 1991 г., Праге в 1992 г., Стокгольме в 1992 г., Риме в 1993 г., в Хельсинкской декларации 1992 г., Будапештском документе «К подлинному партнерству в новую эру» 1994 г.

С момента подписания Заключительного акта 1975 г. количество членов организации выросло с 35 до 57. Кроме того, с ОБСЕ сотрудничают так называемые ассоциированные государства Средиземноморья: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, а также иные страны, такие как Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия.

В структуре ОБСЕ можно выделить несколько видов органов: основные органы (совещания на высшем уровне, Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по безопасности и сотрудничеству); функциональные органы (Председатель ОБСЕ, тройка, Парламентская ассамблея и т. д.); примыкающие к ОБСЕ органы (Суд по примирению и арбитражу, Совместная консультативная группа и Консультативная комиссия по открытому небу).

Основные органы характеризуются следующим образом.

Совещание глав государств и правительств - высший политический орган ОБСЕ (заседания проводятся по крайней мере один раз каждые два года) - обсуждает наиболее важные общеевропейские проблемы, принимает решения, определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности организации.

Совет министров иностранных дел - центральный исполнительный и распорядительный орган - проводит заседания регулярно не менее одного раза в год как центральный форум по политическим консультациям и оценке всех вопросов деятельности ОБСЕ, а также по принятию по ним решений. Он принимает все необходимые меры для выполнения всех решений Совещаний глав государств и правительств и для изучения любых подходящих мер для укрепления безопасности и сотрудничества в Европе.

Государства-участники могут созывать заседания министров, отвечающих за иные вопросы, в форме отраслевых Советов.

Постоянный комитет ОБСЕ состоит из представителей государств- членов, еженедельные заседания Комитета проводятся в Вене в целях политических консультаций и выработки политических решений.

Форум по безопасности и сотрудничеству проводит еженедельные встречи в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, касающимся военных аспектов безопасности в зоне деятельности ОБСЕ, в частности мер доверия и безопасности.

Функциональные органы ОБСЕ:

  • 1) высшее должностное лицо - Председатель ОБСЕ. Им является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета;
  • 2) Верховный комиссар по делам национальных меньшинств;
  • 3) Бюро по демократическим институтам и правам человека;
  • 4) представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации;
  • 5) Парламентская ассамблея, созданная в целях развития межпарламентского диалога, который является важным аспектом усилий по развитию демократии в зоне действия ОБСЕ;
  • 6) Секретариат ОБСЕ - расположен в Вене, содействие в его работе оказывает Бюро, находящееся в Праге. Секретариат занимается административным обслуживанием Совета и Комитета, ведет архив документации ОБСЕ. В 2000 г. Секретариат был реорганизован, сейчас он состоит из трех департаментов: Центра по предотвращению конфликтов (ЦПК), включающего отдел по внешним операциям, а также команды экспертов по оказанию помощи и оперативного сотрудничества, департамента по человеческим ресурсам и департамента по управлению и финансам. На основе Парижской хартии также сформировано Бюро по свободным выборам - для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.

Основные направления деятельности ОБСЕ:

  • 1) военно-политические вопросы, включая европейскую безопасность и разоружение, мирное урегулирование споров между европейскими государствами;
  • 2) развитие экономического сотрудничества и сотрудничества в вопросах окружающей среды;
  • 3) действия в сфере человеческого измерения.

Деятельность ОБСЕ по военно-политическим вопросам в целом

способствовала укреплению международно-правовых основ безопасности в Европе. Важнейшим достижением в этой сфере является становление международно-правового режима мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ на основе Положения, касающегося Комиссии по примирению ОБСЕ, Конвенции о примирении и арбитраже в рамках ОБСЕ и Положения о предписанном примирении.

Следующим важным элементом европейской безопасности является формирование системы мер доверия и безопасности, а также ограничения обычных вооружений (подробнее о данном направлении деятельности ОБСЕ см. гл. 24 настоящего учебника).

Цели раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисных ситуаций и постконфликтного восстановления поручаются операциям по поддержанию мира и миссиям ОБСЕ, мандат которых может включать осуществление широкого круга задач: от посреднических функций при разрешении международных споров до постконфликтного восстановления инфраструктуры принимающего государства.

Вопросы экономического сотрудничества в рамках ОБСЕ с самого начала были неразрывно связаны с проблемами обеспечения защиты окружающей среды. Основные принципы и направления экономического и природоохранного сотрудничества, получившие первоначальное закрепление в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., в последующем получили развитие в деятельности ОБСЕ. В частности, была выражена приверженность государств-участников принципам рыночной экономики, предлагалось сосредоточить усилия на оказании всемерной поддержки странам, находящимся на переходном этапе их деятельности по созданию основ цивилизованной рыночной экономики и интегрированию в мировую хозяйственную систему.

Важное направление деятельности ОБСЕ - сотрудничество по человеческому измерению - важный компонент всеобъемлющего подхода к европейской безопасности. В рамках СБСЕ было проведено три конференции по человеческому измерению: Парижская в 1989 г., Копенгагенская в 1990 г. и Московская в 1991 г.

Для развития сотрудничества по правам человека был учрежден институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. В 1997 г. создан пост Специального представителя ОБСЕ по свободе средств информации, который наблюдает за развитием СМИ во всех государствах - участниках ОБСЕ.