Презентацию на тему международные отношения между странами. Цели Содружества: – осуществление сотрудничества между. Инициативе ссср и социалистических

    Слайд 2

    Международные отношения в условиях современного мира

    Современный мир - мир конкуренции. Лучшей иллюстрацией этого служит развитие событий за несколько лет XXI века. Страны с высокоразвитой экономикой оттесняют менее развитых конкурентов с тех перспективных мировых рынков, где это оказывается им по силам. Но конкурируют не только экономики - идет соревнование между проектами будущего мирового устройства, между различными точками зрения на пути развития, между формами организации международной жизни и принципами отношений между странами.

    Слайд 3

    После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели, весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия и Южная Осетия. Возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий.

    Слайд 4

    Начало Истории

    8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России Президент Б.Н.Ельцин и Госсекретарь Г.Э.Бурбулис, Украины - Президент Л.М.Кравчук и Премьер В.Фокин и Белоруссии -- Председатель Верховного совета БССР С.И.Шушкевич и Председатель Совмина В.Кебич объявили о прекращении деятельности СССР «как субъекта международного права и геополитической реальности». Было заявлено об образовании Содружества Независимых Государств, открытого для присоединения бывших членов Союза и иных государств.

    Слайд 5

    Состав

    11 декабря заявили о присоединении к СНГ Киргизия и Армения. 13 декабря по инициативе Назарбаева произошла встреча глав Казахстана и 4 республик Средней Азии в Ашхабаде. Они также выразили согласие войти в СНГ, но при условии абсолютного равенства с сторонами, подписавшими Беловежские соглашения. Признанием заслуги Назарбаева было решение собраться всем в столице Казахстана Алма-Ате. Там 21 декабря 1991 г. главы 9 республик: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Декларацию об образовании Содружества Суверенных Государств. Вновь был подтвержден вывод Беловежских соглашений: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Позднее к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Молдавия - всего в СНГ вошло 12 республик из прежних 15. За бортом остались только республики Прибалтики.

    Слайд 6

    Цели создания союза

    – осуществление сотрудничества между государствами-членами в политической, экономической, правовой, культурной, экологической, гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения международного мира и безопасности, а также достижения разоружения; – создание общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов; – взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов, обеспечение коллективной безопасности; – мирное разрешение споров и конфликтов между странами-участниками; – содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.

    Слайд 7

    Общая информация

    Отношения между государствами-членами СНГ основаны на принципах уважения суверенитета, самоопределения и территориальной целостности стран и невмешательства в их внешнюю политику и внутренние дела, нерушимости существующих границ, неприменения силы и разрешения споров мирными средствами, а также верховенства международного права. Общая территория государств, входящих в состав СНГ (без учета территории Туркменистана) – 21,6 млн. кв. км., население – св. 275 млн. чел. (2006). Штаб-квартира Содружества находится в г.Минск (Беларусь). В странах СНГ сосредоточено ок. 10% мирового промышленного потенциала и почти 25% разведанных мировых запасов природных ресурсов. Рабочим языком СНГ является русский язык. Содружество имеет собственную официальную символику и флаг.

    Слайд 8

    Современные изменения

    В августе 2005 Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя 12 августа 2008 года, после начала вооруженного конфликта в Южной Осетии президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе Грузии из СНГ В 2008 году Афганистан заявил о своем желании вступить в СНГ

    Слайд 9

    Интеграционные процессы в СНГ

    Интеграционные процессы в СНГ проходят в условиях глубокого системного социально-экономического кризиса. Существенно ослабли хозяйственные связи между государствами Содружества. резко сократилась роль государств Содружества в динамично растущей мировой экономике. Упрочить свое положение в глобальной экономике страны СНГ могут лишь путем формирования регионального объединения государств, способного стать составной частью мирового постиндустриального центра в виде его четвертого регионального компонента наряду с ЕС, НАФТА и АТЭС. В противном случае они будут неизбежно вытеснены на отсталую периферию с господством добычи невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов и производства низкотехнологичной, трудоемкой и ресурсоемкой продукции. В последние годы интеграционные процессы в СНГ идут параллельно с возникновением и активным развитием региональных объединений стран Содружества.

    Слайд 10

    Союзное государство: Россия и Белоруссия

    Наиболее тесные экономические связи еще с советских времен сохранили Россия и Беларусь. 8 декабря 1999 г. они подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (вступил в силу 26 января 2000 г.). Идет активная работа по формированию общей правовой базы, единого валютного, хозяйственного, оборонного, гуманитарного пространства. В Союзе предполагаются к учреждению единые Конституция и законодательство, президент, парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта(предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль), армия, паспорт и т. п. В настоящее время символы Союзного государства - флаг, герб и гимн не утверждены. Президент и единый Парламент Союза, возможно, будут избираться всеобщим голосованием.

    Слайд 11

    Евразийское экономическое сообщество

    10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан Узбекистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон. В августе 2006 на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, - Белоруссии, России и Казахстана. Страны-участники: Республика Беларусь (200 1) Республика Казахстан (2001) Республика Киргизия (2001) Российская Федерация (2001) Республика Таджикистан (2001) Республика Узбекистан (2006) Страны-наблюдатели: Армения (2003) Молдавия (2002) Украина (2002)

    Слайд 12

    Центрально-Азиатское сотрудничество

    Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) образовано 28 февраля 2002 года Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном взамен Центральноазиатского экономического сообщества. Заявленная Цель - создание единого экономического пространства в центральноазиатском регионе. 18 октября 2004 года в Душанбе на саммите ЦАС Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. На саммите была подтверждена безусловно главенствующая роль, которая будет принадлежать России как инвестиционному донору и посреднику в разрешении конфликтных ситуаций. 6 октября 2005 в Петербурге на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС.

    Слайд 13

    ГУАМ

    ГУУАМ - организация, противопоставляющая себя региональным объединениям с участием России. Создавалась при активной поддержке «внешних сил», в частности, США. Ее участники - Грузия, Украина, Узбекистан(вышел в 2005), Азербайджан и Молдова - заявляют об общности стратегических интересов и координируют свою внешнеполитическую деятельность. Практикуются согласованные выступления представителей стран ГУУАМ в ООН и ОБСЕ. ГУАМ - военно-политический блок, созданный в октябре 1997 республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

    Слайд 14

    Организация Договора о коллективной безопасности

    Углубленное военно-политическое сотрудничество между странами СНГ развивается в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. В настоящее время в нем участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Цель ДКБ - предотвратить, а при необходимости ликвидировать военную угрозу суверенитету и территориальной целостности государств-участников. Члены ОДКБ: Республика Армения Республика Белоруссия Республика Казахстан Киргизская Республика Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан

    Слайд 15

    Единое экономическое пространство

    В 2003 году главы России, Беларуси, Казахстана и Украины заявили о намерении создать единое экономическое пространство (ЕЭП «четырех») с перспективой учреждения Организации региональной интеграции. Создание Единого экономического пространства призвано скоординировать усилия по сближению заинтересованных государств Содружества и представляет собой реальный шанс изменить ситуацию к лучшему. Прагматический экономический интерес очевиден для всех стран-участниц. Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества - торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, главными партнерами РФ в СНГ. Действительно, на эти государства и Россию приходится 94 % ВВП и 88 % общего товарооборота Содружества. Концепция ЕЭП предполагает, что, помимо единого пространства для движения товаров, необходимо создать единое пространство для движения капиталов, услуг и рабочей силы. Сегодня на этом пространстве действует изрядное число барьеров, причем каждое государство проявляет высокую степень изощренности, возводя их на абсолютно легитимных основаниях и защищая отечественный бизнес.

    Слайд 16

    Дезинтегрирующие факторы

    К факторам, препятствующим интеграции постсоветских республик, прежде всего, относятся разновекторность и различная степень продвинутости экономических и политических преобразований в странах Содружества. День за днем в ходе реформ государства СНГ теряют сходные черты политико-правовых структур и экономической политики, параллельно накапливая все новые различия. Увеличивается внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья за счет уменьшения объемов экспорта и импорта во взаимной торговле государств-членов Содружества. При этом СНГ превращается в ресурсный сегмент мирового рынка, в условиях которого обострится конкуренция между новыми независимыми государствами, как экспортерами сырья. Эти качественные характеристики экономики постсоветских государств также не способствуют углублению взаимодействия. К дезинтегрирующим факторам политического характера относят, прежде всего, авторитарные мотивы в поведении руководителей государств, недостаточно активную деятельность в направлении сплочения Содружества и повышения эффективности его институтов, расхождения в подходе к вопросам сотрудничества.

    Слайд 17

    В СНГ складывается ситуация: попытка сохранить единое экономическое пространство без единого государства либо надгосударственных структур, в условиях системной ломки, оказалось безрезультатной. Распад СССР и трансформационная рецессия вызвали мощные дезинтеграционные тенденции. В этих условиях реализация соглашений, во многом скопированных с основополагающих документов Евросоюза, была и остается невозможной. Использование опыта ЕС должно означать не заимствование, а изучение основных закономерностей интеграционного процесса, форм организации взаимодействия, с тем, чтобы выработать адекватную стратегию развития, учитывающую особенности современного состояния стран СНГ.

    Слайд 18

    Заключение

    В основу дальнейшего развития интеграционных процессов стран СНГ должны быть положены следующие принципы: - полное равноправие стран-участниц СНГ; - обеспечение гарантированного функционирования суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства; добровольность участия в интеграционных процессах; - опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы; - взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, которая включает свободу передвижения рабочей силы и капитала, объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран; - поэтапность, разноуровневый и разноскоростной характер интеграции, недопустимость ее искусственного формирования; - наличие эффективных механизмов решения спорных вопросов, противоречий. Необходимость первого тезиса не вызывает сомнений - только при условии равноправия, открытости и доверия возможно эффективная интеграция. Как и требование сохранения суверенитета, взаимовыгодности, ориентация на собственные силы логичны и взаимообусловлены. Подлинная интеграция возможна лишь на основе добровольности, по мере созревания объективных условий.

Посмотреть все слайды

Международные отношенияМеждународные отношения – это неотъемлемая
часть современного мирового общества. Эта
сфера общественных отношений чрезвычайна
важна для разностороннего развития всей страны.
Взаимодействие между государствами, а также
такой серьезный аспект, как внешняя политика –
это довольно емкая и нелегкая тема, но в это
презентационном проекте я все-таки попытаюсь
раскрыть ее.

Необходимость международных отношений

Международные отношения
Необходимость международных
отношений
Необходимость международных отношений
можно
рассмотреть в простом, но наглядном примере.
Природные
ресурсы
Драгоценные
металлы
Государство Государство Государство
A
B
C
Интеллектуальный
ресурс и
технологии

На рисунке 1 мы видим три государства, обладающих ресурсами в разных
количественных соотношениях. Государство A обладает большим количеством
ресурсов, но других ей явно не хватает. У государства B преобладают высокие
технологии, другие показатели, однако, отстают. В свою очередь, государство C
имеет в изобилии драгоценные металлы, а остальных ресурсов мало.
Если каждое государство поделиться друг с другом изобилием своих
ресурсов, взамен на недостающие, то тогда получиться примерно такая картин
Природные
ресурсы
Драгоценные
металлы
Интеллектуальны
й ресурс и
технологии

Сферы взаимодействия государств

Экономическая
Международноправовая
Культурная
Военностратегическая
Политическая

Экономическая сфера

Эта сфера включает в себя:
международное разделение труда;
обмен научно-техническими результатами;
международная кооперация производства;
международная торговля;
информационные, валютно-финансовые и
кредитные связи между странами;
движение капитала и рабочей силы;
деятельность международных экономических
организаций, хозяйственное сотрудничество в
решении глобальных проблем.

Международно-правовая сфера

Международно-правовой механизм позволяет участникам
защитить свои интересы;
предотвращать конфликты;
решать спорные вопросы;
поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов.
Международно-правовые
отношения
носят
универсальный характер и основываются на системе
общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных
норм,
регулирующих
все
виды
международных
отношений, существуют и специфические нормы,
которые регулируют их специальные направления
(дипломатическое право, морское торговое право,
международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегическая сфера

Военно-стратегическая сфера - обширная
сфера международных отношений, так или иначе
связанных
с
прямым
или
опосредованным
созданием, наращиванием, перераспределением
военной силы

Культурная сфера

В основе этой сферы отношений лежат
процессы:
интернационализации общественной жизни;
взаимопроникновения и обогащения культур;
систем образования;
бурное развитие средств массовой информации.
В
большинстве
своем
основное
значение
в
их
развитии
имеют
неправительственные организации.

Политическая сфера

Политическая
сфера
включает
процессы
выработки, принятия и реализации решений,
затрагивающих интересы мирового сообщества.

Национальные интересы

Внешняя политика
Национальные интересы
Так как политика
предназначена для
осуществления
интересов, то внешняя
политика реализует
национальные интересы
Национальные интересы
Моргентау делил на
постоянные и
преходящие.
Моргентау, Ганс (1904-1979) -
американский политолог,
общепризнанный основатель и глава
школы прагматизма и политического
реализма, ведущий
теоретик США по
внешнеполитическим вопросам.

Постоянные
Преходящие
защита территории,
населения, государственных
институтов от внешней
интересы выживания нации и
опасности
государства
развитие внешней торговли
безопасность и
обеспечение роста
благосостояние общества
инвестиций
периферийные, локальные
защита частного капитала за
интересы
границей
взаимоотношения с
союзниками
выбор внешнего курса

Типы внешней политики

Реализуя свои национальные интересы, государства
действуют на международной арене по-разному.
Моргентау
политики:
выделяет
три
базовые
модели
на
внешней
1.
Политика,
ориентированная
консервацию власти.
сохранение,
2.
Политика, ориентированная на накопление властных
полномочий и возрастание власти.
3.
Политика демонстрации силы.

Функции внешней политики

Охранительн
ая
Информационнопредставительская
Регулирующая

Охранительная

Связана с охраной прав и интересов данной страны и ее
граждан за границей. Реализация направлена на
предотвращение угрозы для данного государства, на
поиск мирного политического решения возникших
спорных вопросов.
Угрозу для государства могут представлять:
территориальные претензии со стороны соседей
поддержка оппозиционных движений в собственной
стране со стороны другого государства.
Институтами, способствующими этой функции, являются
посольства, консульства, представительства и др.

Информационно-представительская

Информационнопредставительская
Органы внешней политики информируют свое
правительство о намерениях иных правительств,
обеспечивают контакты данного государства с
другими сторонами. Эти органы проводят анализ
складывающейся обстановки. В итоге можно
предполагать безошибочное принятие решений.

Регулирующая

Действия, направленные на поиски выгодных контактов
и создание благоприятных внешнеполитических условий
для деятельности государства. Большое значение имеет
деятельность центральных органов внешней политики
(МИД, посольства и др.).

Средства внешней политики

Информацион
нопропагандистс
кие
Политические
Экономические
Военные

Информационно-пропагандистские

Информационнопропагандистские
Пропагандистские
средства включают в себя весь
арсенал
современных
средств
массовой
информации, пропаганды и агитации, которые
используются
для
укрепления
авторитета
государства
на
международной
арене,
способствуют обеспечению доверия со стороны
союзников и возможных партнёров. С помощью
средств массовой информации формируется в
глазах мировой общественности положительный
образ своего государства, чувство симпатии к
нему, а в случае необходимости – антипатии и
осуждения по отношению к другим государствам.
Часто пропагандистские средства используются,
чтобы завуалировать те или иные интересы и
намерения.

Политические

Основной
инструмент

это
дипломатия.
Дипломатия осуществляется в виде переговоров,
визитов, специальных конференций и совещаний,
встреч, подготовки и заключения двусторонних и
многосторонних соглашений, дипломатической
переписки, участия в работе международных
организаций.

Экономические

Использование
экономического
потенциала
данной
страны
для
достижения
внешнеполитических целей, важным является
экономическая мощь страны.

Военные

К военным средствам внешней политики принято
относить военную мощь государства, которая
включает в себя армию, её численность и качество
вооружения, моральное состояние, наличие
военных баз, обладание ядерным оружием.
Военные средства могут использоваться как
средство прямого воздействия, так и косвенного. К
первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко
вторым – испытание новых видов оружия, учения,
манёвры, угроза применения силы

Заключение

В ходе проекта
я старался вкратце, в
легкодоступной и простой форме рассмотреть
основные аспекты такой большой темы, как
международные отношения, и, в частности,
аспекты внешней политики. Поставленная цель
успешно достигнута.

Международная торговля - система
международных товарно-денежных отношений,
складывающаяся из внешней торговли всех стран
мира.
Валютно-кредитные отношения - финансовые
отношения между субъектами разных стран, т.е.
резидентами и нерезидентами.
Национальные интересы- объективно значимые
цели и задачи государства как целого.
Дипломатия - средство осуществления внешней
политики государств, представляющее собой
совокупность практических мероприятий,
приёмов и методов, применяемых с учётом
конкретных условий и характера решаемых задач

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Пархомец И.Ю., учитель географии, г. Луганск


ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЬЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ)


Генеральный Секретарь: Пан Ги Мун 1 января 2007 года Пан Ги Мун из Республики Корея был избран восьмым Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и заступил на этот пост, имея за плечами 37- летний опыт работы как в составе правительства, так и на международной арене

Штаб – Квартира:

Центральные учреждения

ООН в Нью-Йорке, где

собираются представители

192 стран для выработки

консенсуса по глобальным

проблемам.


Кратко об ООН:

  • Число государств – членов ОНН составляет 192.
  • Дата создания ООН: 24 октября 1945 года.
  • По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 44 тыс. сотрудников.
  • Число текущих операций по поддержанию мира: 16.
  • Официальные языки: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.
  • Первой памятной датой, объявленной Генеральной

Ассамблеей ООН является День Организации Объединенных Наций - 24 октября 1947 года (годовщина вступления в силу устава и утверждение флага)



Генеральный Секретарь: Турбьерн Ягланд – бывший премьер- министр и председатель парламента Норвегии. Он также занимает пост председателя Норвежского Нобелевского комитета.

Штаб – Квартира:

  • Франция,
  • Страсбург.

Создание: 1949 год. Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчилль. Сейчас в Совете Европы состоят 48 государств.

Цели:

а) Целью Совета Европы является осуществление более

тесного союза между его членами для защиты и продвижения

идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и

содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов

Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий

интерес, заключением соглашений, проведением совместных

действий в экономической, социальной, культурной, научной,

юридической и административной областях, равно как и путём

защиты и развития прав человека и основных свобод.


НАТО (Организация Североатлантического Договора)


Генеральный Секретарь: Андерс Фог Расмуссен - датский политик, с 2009 года генеральный секретарь НАТО. В 2001-2009 гг. был главой правительства Дании

Штаб – Квартира:

Брюссель, Бельгия


Коротко о НАТО: крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами- членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Сейчас в НАТО состоят 28 государств

Цели:

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г.,

определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

- выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

- служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

- осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии

против любого из государств- членов НАТО;

- способствовать эффективному предотвращению конфликтов и

активно участвовать в кризисном регулировании;

- содействовать развитию всестороннего партнерства,

сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.



Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь Совета Евросоюза (ЕС), верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.

Политические центры:

  • Брюссель,
  • Люксембург,
  • Страсбург.

Девиз:

In varietate concordia

(Согласие в многообразии)


ЕС- экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ.



Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - Анхель Гурриа .

Штаб – Квартира:

Шато де ла Мюетт,

Франция.



Задачи ОЭСР

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу,

платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с

противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые

механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».


ОБСЕ Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе


Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо

Штаб – Квартира:

Вена, Австрия


ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америк, Европе и Центральной Азии. Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe - CSCE).

«Совещание по безопасности и

сотрудничеству в Европе» было созвано по

инициативе СССР и социалистических

государств Европы как постоянно

действующий международный форум

представителей 33 европейских государств, а

также США и Канады для выработки мер

уменьшения военного противостояния и

укрепления безопасности в Европе.


Цели ОБСЕ

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

  • «Первая корзина», или политико-военное измерение:

контроль над распространением вооружений;

дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

меры по построению доверительных отношений и безопасности;

  • «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

экономическая и экологическая безопасность.

  • «Третья корзина», или человеческое измерение:

защита прав человека;

развитие демократических институтов;

мониторинг выборов;


  • Штат организации - около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.


Генеральный Директор: Паскаль Лами (8 апреля 1947) глава (генеральный директор) ВТО с 2005 года.

Штаб – Квартира:

Женева, Швейцария


  • Темно-зеленый: Основатели ВТО (1 Января 1995)
  • Светло-зеленый: Последующие члены

153 государства-члена


Задачи и принципы ВТО:

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а

установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права

Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ).

Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из

членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов

организации.

Взаимность

Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность

. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые

правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации

другим членам ВТО.




Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и с 14 мая 2015 года Киргизия. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Экономические и политические

центры:

  • Алма-Ата
  • Астана
  • Ереван
  • Минск
  • Москва
  • Бишкек

Траектория лекции 1. Основные проекты экономической интеграции и сотрудничества в Восточной Азии. 1. 1. Институциональная архитектура Восточной Азии (СВА и ЮВА): институты регионального сотрудничества, инициируемые АСЕАН, роль Форума «Азия – Европа» в консолидации идеи регионализма Восточной Азии, Форум АТЭС, Транстихоокеанское партнерство (ТТП). Причины, препятствующие интеграции ВА. 1. 2. Зоны транснационального сотрудничества в Восточной Азии. 1. 3. Неправительственные организации и их роль в развитии регионального сотрудничества 2. Проблемы безопасности и устойчивого развития в Восточной Азии 2. 1. Двусторонние контакты и институциональные структуры в решении проблем безопасности: АРФ, АТЭС, ШОС, СВМДА, Диалог Шангри-Ла. 2. 1. Роль КЕДО и механизма Шестисторонних переговоров в решении проблем безопасности Корейского полуострова.

Регионоведческий аспект МО Ø Восточная Азия (ВА) – калейдоскоп культур, многообразие форм социальных структур, динамичное экономическое развитие. Ø В процессе исторического развития формируется культурно-цивилизационная и экономическая региональная общность. Ø В 1990 -х на интенсификацию сотрудничества среди стран ВА повлияли следующие факторы: 1. Рост экономической взаимозависимости и объемов торговли между странами ВА (СВА и ЮВА) Ø 2. Азиатский финансовый кризис и его результаты (Чиангмайская инициатива, ориентированная на создание системы взаимной поддержки стран ВА, стала примером защиты региона от валютно-финансовых потрясений извне и от необходимости обращаться за помощью к МВФ. – См. В. Амиров. Истоки и эволюция Чиангмайской инициативы). Ø 3. Расширение региональных организаций в Азии, Европе и Америке. Ø 4. Актуализация поиска восточноазиатской идентичности, благодаря бурному экономическому росту и укреплению позиций на международной арене (Синтаро Исихара (No-сан), Махатхир Мохаммад, Ким Дэчжун). Ø Ø На пространстве Восточной Азии фигурируют разные формы экономической интеграции: от трансграничных зон экономического роста и соглашений о свободной торговли до трансконтинентальных структур (АТЭС, РВЭП, ТТП)

Форум «Азия-Европа» - АСЕМ (ASEM) инициирован Сингапуром и Францией. Первая Конференция состоялась в 1996 г. в Бангкоке Последний саммит прошел в июле 2016 в Улан-Баторе. В АСЕМ входит 53 участника. Ø Деятельность Форума опирается на 3 столпа: политика; экономика; социокультурная и образовательная сфера. Ø Главные задачи: развивать и углублять сотрудничество между континентами, совместно бороться с вызовами и угрозами безопасности, совершенствовать механизмы взаимодействия. Ø

Диалог по сотрудничеству в Азии (Asia Cooperation Dialogue) Ø Ø Ø Цель - создание «моста» между региональными структурами (АСЕАН, АСЕАН+3, СААРК, Совет по сотрудничеству государств Персидского залива, Евразийский Союз), а в перспективе стать ведущей структурой обще азиатского взаимодействия. Действует с 2002 г. по инициативе Таиланда. С 2012 проводятся саммиты. Последний (III) прошел в октябре 2016 в Бангкоке, следующий состоится в Тегеране (2018). Главные задачи Форума – создание механизма обмена идеями и опытом между участниками, синхронизация их партнерства на различных уровнях, выработка стратегии реагирования на новые вызовы и негативные последствия глобализации. В настоящее время Форум объединяет 34 страны/ В рамках Диалога анонсированы 20 программ сотрудничества в сферах энергетики и энергобезопасности, информационных технологий, формирования азиатского фондового рынка, транспорта, туризма, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, развития малого и среднего предпринимательства и др.

* * Legend * ██ ASEAN full members ██ ASEAN observers ██ ASEAN candidate members ██ ASEAN Plus Three ███ East Asia Summit * ██████ ASEAN Regional Forum ASEAN Way (from TAC) n n n взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности государств право каждого государства на самостоятельный выбор пути развития без внешнего вмешательства, подрывных действий или принуждения невмешательство во внутренние дела друга разрешение разногласий и споров мирным путем отказ от использования силы или угрозы силой налаживание взаимного эффективного сотрудничества

План действия (20152017) по реализации Пномпеньской декларации по развитию инициатив ВАС определяет следующие сферы сотрудничества: 1) Окружающая среда и энергетика; 2) образование; 3) финансы; 4) глобальное здравоохранение и пандемические заболевания; 5) управление природными катастрофами; 6) связи с АСЕАН; 7) торговля и экономика; 8) продовольственная безопасность; 9) институциональные и финансовые мероприятия по реализации Плана действий. ВАС: 10+8 (2005) АПТ: АСЕАН+3 (1997) АСЕАН (1967) Согласно «Совместному заявлению…» в АПТ выделено 8 сфер сотрудничества: 1) экономика; 2) валютная сфера и финансы; 3) развитие человеческих ресурсов и социальная сфера; 4) наука и технология; 5) культура и информация; 6) содействие развитию; 7) политика и безопасность; 8) решение транснациональных проблем (наркоторговля, терроризм, торговля людьми и др.)

§ БИМТЭК (BIMSTEC) Инициатива по многоотраслевой технико-экономической кооперации Бенгальского залива (Bay of Bengal Initiative for Multi-Sectoral Technical and Economic Cooperation). Действует с 1997 г. Нацелена на усиление интеграции членов в сфере торговли, инвестиционного, технологического сотрудничества, транспортного обслуживания, энергетики, туризма и рыболовства. § Сотрудничество Меконг-Ганг (Mekong-Ganga Cooperation) создано в 2000. Сфокусировано на 4 сферах сотрудничества: туризм, культура, образование, транспорт с целью создания устойчивого фундамента для торгово-инвестиционного сотрудничества между участниками.

Трансграничные зоны экономического роста в Восточной Азии § Транснациональные (трансграничные) зоны экономического роста преследуют цель развития географически близких регионов двух, трех и более стран на основе совместного использования факторов производства – капиталов, товаров, услуг, природных ресурсов. – См. Г. Костюнина. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. § В настоящее время в Восточной Азии насчитывают 5 (3 «треугольника роста») успешно § § § § § функционирующих зон, включающих в себя районы 13 стран: 1) Зона роста «Индонезия – Малайзия – Сингапур» - первый с 1989 (Риау-Джохор. Сингапур). 2) Зона роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд» - с 1993. 3) Восточная зона роста АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины) – с 1994. 4) Южнокитайская зона роста (КНР, Гонконг, Тайвань) – развивается на неформальной основе, активно с 1990 -х гг. 5) Зона «Большой Меконг» (Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма, КНР (провинция Юннань)) с 1992 г. Зоны роста в СВА не реализованы: 1) Зона «Кольцо Японского моря» (Россия, КНР, Япония, Южная Корея, Северная Корея) – с 1980 -х. 2) Зона «Кольцо Желтого моря» (Япония, КНР, Северная и Южная Корея). 3) РТИ (Расширенная Туманганская инициатива) – бывший проект «Туманган» (Россия, КНР, Монголия, Южная Корея; Северная Корея в 2009 вышла). – подробнее о соврем. состоянии см. http: //www. iep. ru/files/text/nauchnie_jurnali/kadochnikov_RVV_3 -2016. pdf

Pacific for Integration Экономический Совет Тихоокеанского бассейна (ЭСТБ или PBEC) влиятельная независимая неправительственная деловая ассоциация, основанная в 1967 Уэлдоном Гибсоном (проф. Стэнфордского исследовательского института) с целью содействия развитию бизнеса в АТР. n Совет способствует улучшению делового климата для всех региональных участников, консультирует правительства по вопросам улучшения бизнес-среды и сокращения торговых барьеров, помогает привлечению иностранных инвестиций и поощрению развития и внедрения новых технологий, избегая по возможности ухудшения состояния окружающей среды. http: //www. pbec. org/ n n Совет Сотрудничает с Азиатским банком развития, ОЭСР, Советом Тихоокеанского экономического сотрудничества (PPEC), форумом АТЭС, Глобальным Договором ООН.

Pacific for Integration n n n Тихоокеанская Конференция по торговле и развитию (ПАФТАД или PAFTAD) проводится с 1968 (инициирована ЯЦЭИ) вначале как академическое мероприятие, а затем как триггер тихоокеанского регионализма. В Японии, Австралии и Соединенных Штатах были созданы национальные секретариаты ПАФТАД. Идеи, сформулирвоанные в рамках Конференции, легли в основу положений СТЭС и АТЭС - http: //www. paftad. org Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС или PECC). Создан в 1980 по инициативе Охира Масаёси и Малкольма Фрэйзера. Предвосхитил создание АТЭС. В деятельности Совета основную роль осуществляют национальные комитеты, представленные правительственными, деловыми и научными кругами. Комитет на свои средства осуществляет деятельность по программам СТЭС в этой зоне, а также координирует эту деятельность с правительством своей страны. СТЭС включает 23 национальных комитета (22 от конкретной страны и 1 от Форума Тихоокеанских островов) + 1 ассоциированный член (Тихоокеанские территории Франции) и 2 члена с правом совещательного голоса – ЭСТБ и ПАФТАД СТЭС – пример открытого регионализма.

Институты и модели сотрудничества в области безопасности в Восточной Азии Со второй половины 1990 -х гг. в ВА происходит трансформация многостороннего диалога, получившего название «система безопасности на основе сотрудничества» . Отношения в области безопасности между странами региона базируются как на двусторонних и многосторонних обязательствах (некоторые стали базой альянсов), так и на участии в наднациональных структурах. Особое значение в укреплении сотрудничества в области безопасности играют инструменты «второй» и «полуторной» дорожек дипломатии. Hub and Spokes Япония Австралия Корея Примеры двусторонних соглашений 1951 – договор США и Филиппин о взаимной обороне 1951 – АНЗЮС – тихоокеанский пакт безопасности 1953 – договор США и РК о взаимной обороне 1954 – СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии) до 1977 1961 – договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи КНР и КНДР 1962 – Коммюнике Таната-Раска. 1979 г. - Закон об отношениях США с Тайванем, в соответствии с которым Тайвань имеет неофициальные американские гарантии на случай чрезвычайных ситуаций в зоне соприкосновения с Китаем. 16 июля 2001 г. – Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. США Индия Сингапур Филиппины Таиланд

АСЕАНоцентричная архитектура сотрудничества по вопросам безопасности АРФ (с 1994) 27 участников, в т. ч. КНДР С 2009 – переход от реализации CB к PP СМОА (c 2006), с 2010 СМОА+ АСЕАН Бали-1 (1976) – corner stone of ASI ССДЛОА и ССДЛОА+ (впервые в апреле 2017 в г. Себу. Филиппины) ВАС (c 2005) Принцип ASEAN-way является базовым в работе структур ассоциации. Кацумата Хиро выделил базовые факторы AW: неприменение силы, консенсусное принятие решения, невмешательство во внутренние дела Базовые документы 1967 – Бангкокская Декларация 1971 – ZOPFAN (Куала-Лумпурская Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета) 1976 – Бали-1 (Договор о дружбе и сотрудничестве) 1995 – Бангкокский Договор о Зоне, свободной от ядерного оружия в ЮВА (NWFZ)

Институты безопасности в Восточной Азии АТЭС является одним из главных институциональных механизмов поддержания стратегической стабильности и безопасности в АТР. В октябре 2001 г. впервые в истории форума было принято политическое «Заявление по борьбе с терроризмом» . С тех пор вопросы безопасности входят в повестку саммитов. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА или CICA) является важным межправительственным форумом по укреплению сотрудничества в обеспечении мира, безопасности и стабильности в Азии (аналог азиатского ОБСЕ). В 1992 идея озвучена Н. Назарбаевым на 47 Сессии Ген. Ассамблеи ООН. С 2002 – проходят Саммиты. 26 гос-в членов, 12 наблюдателей (8 + 3 межд. организации). До 2018 председательствует КНР. Цели: борьба с незаконным производством и оборотом наркотиков; борьба с терроризмом во всех его формах и проявлениях; расширение торговли и экономического сотрудничества во благо процветания и стабильности в Азии и др. В 2014 – подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатами СВМДА и ШОС.

КЕДО и Шестисторонний процесс элементы урегулирования северокорейской ядерной проблемы. КЕДО – организация по развитию энергетики на Корейском полуострове (Korean Peninsula Energy Development Organization (1995 -2005)), созданная по инициативе США, РК и Японии для реализации положений Рамочного Соглашения между США и КНДР 1994 г. Впоследствии к организации присоединились Австралия, Канада, НЗ (1995), Аргентина, Чили, Индонезия (1996), Евросоюз, Польша (1997), Чехия (1999), Узбекистан (2000). Потрачено почти 2. 5 млн $. 19. 09. 2005 - Совместное заявление (первый коллективный документ), предусматривающее, что целью шестисторонних переговоров является мирная денуклеаризация Корейского полуострова, что Соединенные Штаты и КНДР должны уважать суверенитет друга и мирно сосуществовать, КНДР получает право на мирное использование атомной энергии, Япония и КНДР изъявляют готовность нормализации отношений, 5 стран обязуются оказать КНДР энергетическое содействие. Шестисторонние переговоры (2003 -2009), проводимые Китаем, США, РК, КНДР, Японией и РФ с целью прекращения северокорейской ядерной программы. В октябре 2006 Пхеньян провел первое испытание ядерной бомбы. Затем в мае 2009, феврале 2013, в январе и сентябре 2016. В 2012 КНДР официально признала себя ядерной державой. Резолюции СБ ООН по КНДР: 1718, 1874, 2094, 2270

Институты второй и полуторной дорожки в ВА § Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в области безопасности § § § § § (инициирован на встрече представителей центров стратегических исследований в Сеуле. Функционирует с 1993 г. Участниками АТССБ являются представители 21 страны, в каждой из которых учреждены национальные комитеты). Активно взаимодействует с АРФ. Диалог по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии (функционирует с 1993 г. с конференции, организованной Институтом глобальных конфликтов и сотрудничества Калифорнийского университета и Советом по международным отношениям США. ДССВА нацелен на создание межправительственного консультативного механизма между государствами СВА). Повлиял на запуск шестистороннего процесса. Диалог Шангри-Ла (функционирует с 2002 г. Учреждён в 2002 году Лондонским Международным институтом стратегических исследований. Получил название «азиатского Мюнхена» (по аналогии с Мюнхенской конференцией по безопасности). Cяншаньский форум (ряд экспертов называют его конкурентом Диалогу Шангри Ла. Учрежден в 2006 г. Минобороны КНР. С 2015 форум стал ежегодным). Центральная тема последнего VII форума (октябрь 2016) - «Укрепление диалога и сотрудничества в области безопасности, построение международных отношений нового типа» . В формате существующей архитектуры безопасности в ВА можно выделить 5 элементов: 1. Американоцентричные альянсы и соглашения 2. АСЕАНоцентричные институты 3. Специализированные механизмы (например, шестисторонний процесс) 4. Региональные институты безопасности (например, ШОС) 5. Институты второй и полуторной дорожки.

НАФТА Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.

Цели НАФТА: 1) Устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами – участницами. 2) Создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли 3) Привлечение инвестиций в страны – члены соглашения 4) Обеспечение защиты и охраны прав интеллектуальной собственности 5) Создание единого континентального рынка НАФТА

ЛААИ (ЛАИ) Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) - объединение экономического сотрудничества 12 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа ЛАИ - Договор Монтевидео (1980 год). Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.

Страны-члены: Страны-члены разделены на три группы: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика), среднего уровня (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили) менее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор), и Куба. ЛААИ

АСЕАН Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно.

АСЕАН Цели АСЕАН: В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: «(I) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (II) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».

АСЕАН Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины (10 стран) Расположение секретариата: Джакарта

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная (региональная) экономическая организация. АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57 % мирового ВВП и 48 % объёма мировой торговли (2007). АТЭС

21: Австралия, Бруней, Вьетнам, Сянган (КНР), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Южная Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, о. Тайвань, Филиппины, Чили, Япония АТЭС

Цели и задачи АТЭС: Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества. В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий. АТЭС

ШОС Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном,Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. ШОС

ШОС 6+4: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан + Индия, Иран, Монголия, Пакистан. Штаб – квартира: Пекин

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР. СНГ

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основными целями организации являются: *сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях *сотрудничество в обеспечении мира и безопасности *взаимная правовая помощь *мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации СНГ

члены СНГ ассоциированный член СНГ государство, покинувшее СНГ фактический член СНГ государство, участвующее в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя СНГ

Основные военно-политические альянсы современной системы международных отношений