Компетенция и функции организации по безопасности и сотрудничеству в европе. История и правовой статус ОБС
А.В.Торкунов
Эта структура, на протяжении более чем двух десятилетий называвшаяся Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), начала функционировать в 1973 г. как дипломатический форум в составе 35 государств. В их число входили практически все страны Европы а также США и Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.
Результатом деятельности СБСЕ стал Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г. Он определил принципы взаимоотношений между государствами («Хельсинкский декалог»), а также наметил конкретные шаги по развитию сотрудничества ряде областей. Продолжением этой линии стали встречи представителей государств СБСЕ в Белграде (1977 - 1978 гг.), Мадриде (1980-1983гг.), Вене (1986 - 1989гг.), организация научного (Бонн,1980г.) и культурного (Будапешт, 1985 г.) форумов, проведение конференций по экономическому сотрудничеству (Бонн,1990г.;), по человеческому измерению» СБСЕ (Копенгаген,1990г.; Москва, 1991 г.), по Средиземноморью (Пальма-де-Майорка, 1990 г.).
Важным направлением деятельности СБСЕ стало обеспечение военной разрядки на континенте. Конкретные меры по повышению взаимного доверия в военной области были определены еще хельсинкским Заключительным актом; их дальнейшее развитие и углубление предусматривались соответствующими документами, принятыми в Стокгольме (1986г.) и Вене (1990 г.). В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), который стал этапным событием в деле укрепления стабильности на континенте. В соответствии с принятыми в рамках СБСЕ обязательствами в отношении большей открытости и транспарентности военной деятельности государств-участников был подписан Договор по открытому небу (1992 г.).
В целом к рубежу 80 - 90-х годов СБСЕ внесло исключительно важный вклад в дело стабилизации обстановки в Европейском регионе и развития общеевропейского сотрудничества. Окончание холодной войны в Европе в значительной мере явилось результатом деятельности именно СБСЕ и объективно ставило эту структуру в центр постконфронтационной фазы международно-политического развития на континенте. Парижская Хартия для Новой Европы, принятая на встрече глав государств и правительств стран СБСЕ в 1990 г., в целом исходила именно из такого видения.
Распад социалистического содружества и затем Советского Союза, равно как и происшедшие вследствие этого кардинальные изменения в европейском международно-политическом ландшафте, не могли не наложить заметный отпечаток на деятельность СБСЕ. Характерной чертой 90-х годов стали значительные нововведения, осуществленные по целому ряду направлений, и одновременно непрекращающиеся дебаты о функциональном предназначении этой структуры и ее роли в организации международной жизни в Европе.
Были предприняты шаги по организационному укреплению СБСЕ и его структурной консолидации. На это нацеливал еще указанный выше документ Парижского саммита (1990 г), в 1992г. в Хельсинки были приняты документ «Вызов времени перемен» и пакет решений организационного характера; в 1994г. на Будапештском совещании в верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постоянно действующую организацию и именовать ее с 1995 г. Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Произошло значительное расширение круга участнике ОБСЕ. В состав организации были приняты все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии. В результате в настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств. Это, несомненно, придало ОБСЕ более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии. Однако если раньше указанные регионы входили в «европейское пространство» как часть Советского Союза, то теперь возникшие в них страны представлены в ОБСЕ непосредственно . Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы .
Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года . Центральный руководящий орган - Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Руководящий совет (заменивший Комитет старших должностных лиц) периодически созывается на уровне директоров политических департаментов внешнеполитических ведомств (этот орган раз в год собирается в качестве Экономического форума). Основным органом для ведения политических консультаций и принятия текущих решений является Постоянный совет, дислоцированный в Вене и включающий постоянных представителей государств-участников; он может также созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Общее руководство оперативной деятельностью ОБСЕ осуществляется действующим председателем; эти функции выполняются поочередно министрами иностранных дел стран-членов на протяжении одного года. Действующий председатель опирается на помощь предшествовавшего и последующего председателей (вместе они образуют институт «тройки»), может назначать и направлять личных представителей, инициировать создание специальных целевых групп; он также поддерживает контакты с Парламентской ассамблеей ОБСЕ . Главным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, избираемый на три года Советом министров и возглавляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене.
В деятельности ОБСЕ стало уделяться повышенное внимание проблемам международно-политического развития в Европе, приобретающим особое значение в условиях, возникших после окончания холодной войны. Для оказания помощи Совету министров создан дислоцированный в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в рамках которого государства-члены проводят соответствующие консультации. Бюро по демократическим институтам и правам человека (размещенное в Варшаве) содействует расширению сотрудничества в области «человеческого измерения» и формированию гражданского общества в новых демократических странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена должность представителя по свободе средств массовой информации. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим органом, занимающимся проведением новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.
Особо следует отметить обращение ОБСЕ к проблематике конфликтных ситуации в зоне действия организации. В заявлениях, принимаемых на уровне глав государств и правительств или министров иностранных дел, неоднократно затрагивались конфликты в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и других «горячих точках». Однако принимаемые декларации и призывы, по терминологии часто напоминавшие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, оставались, как правило, без практических последствий Вопрос о повышении эффективности ОБСЕ в деле предотвращения конфликтов и их урегулирования относится к числу наиболее острых в ее деятельности.
Это обусловлено тем, что ОБСЕ призвана стать главным инструментом раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. И нельзя не отметить достижения ОБСЕ в данной сфере. Долгосрочные миссии этой организации с целью политического мониторинга, поощрения контактов между конфликтующими сторонами, содействия строительству демократических институтов были направлены в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию, Грузию, Молдову, Таджикистан, Эстонию, Латвию, Украину; специальные группы по линии ОБСЕ находились в России (Чечня), Албании и Белоруссии. Учреждение в ОБСЕ должности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и его деятельность способствовали известному ослаблению напряженности в ряде потенциально конфликтных ситуаций (например, в связи с положением русскоязычного населения в некоторых странах Балтии).
Значительные усилия были приложены ОБСЕ для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Под ее эгидой функционирует так называемая Минская группа, нацеленная на выработку решения по этой конфликтной ситуации. Будапештский саммит ОБСЕ (1994 г.) принял решение о создании на основе соответствующей резолюции Совета Безопасности ОО многонациональных сил по поддержанию мира после достижения согласия сторон о прекращении военного конфликта. Был также решено разработать план по формированию, составу оперативной деятельности подобного рода сил. Реализация этого, по сути дела, означала бы принципиально новую роль ОБСЕ в деле урегулирования конфликтов .
Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации зачастую рассматриваются лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.
Список литературы
Клепацкий З М. Западноевропейские международные организации.- М., 1973.
Коваленко И.И. Международные неправительственные организации. – М.,1976.
Кольяр К. Международные организации и учреждения. - М., 1973.
Международное право. Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М., 1998.
Моравецкий В. Функции международной организации. – М., 1976.
Морозов Г.И. Международные организации. Изд. 2-е. –М., 1974.
Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в
международно-правовом регулировании. - М., 1998.
Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник. – М., 1997.
Archer C. International Organizations. 2nd ed. - L. - N.Y, 1992
Yearbook of International Organizations, 1998/99. - Munchen -New Providence - London - Paris, 1998.
Исключение составили лишь Албания и Андорра (последняя не обладала в указанное время полным суверенитетом).
ОБСЕ имеет Бюро по связям в Центральной Азии, дислоцированное в Ташкенте.
В этой связи иногда высказывается мнение, что ОБСЕ утратила свое преимущественно европейское предначертание и ее деятельность будет неизбежно приобретать более размытый характер. Кроме того, значительное увеличение числа участников усложняет процесс разработки политики ОБСЕ и затрудняет принятие решений, что нередко используется как аргумент против сохранения правила консенсуса.
Такие встречи, как отмечалось, состоялись в 1990 г. (Париж), 1992г. (Хельсинки), 1994г. (Будапешт), 1996г. (Лиссабон); на 1999г. намечена встреча в верхах в Стамбуле.
Решение о создании Парламентской ассамблеи было принято на Парижском саммите 1990 г. Парламентская ассамблея состоит из представителей национальных парламентов (по нескольку депутатов от каждой страны) и проводит ежегодные сессии в разных городах государств-членов. Никаких полномочий в плане принятия решений в ОБСЕ она не имеет и служит главным образом связующим звеном с национальными законодательными органами.
Претворение в жизнь указанного решения оказалось заблокированным в результате неспособности конфликтующих сторон договориться о политических принципах урегулирования. В 1997 г. и затем в 1998г. Минская группа ОБСЕ выступила с новыми предложениями на этот счет.
Российская Федерация рассматривает Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как важный элемент современной архитектуры европейской безопасности. Это один из сформировавшихся инструментов многосторонней дипломатии с 40-летней историей, в становлении и развитии которого Россия принимала активное участие.
6 января 1992 г., официально закрепив преемственность в качестве государства-продолжателя СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Россия подтвердила решимость действовать в соответствии с обязательствами хельсинкского Заключительного акта (1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.), а также всех других документов, коллективно согласованных в рамках СБСЕ.
В настоящее время ОБСЕ является постоянно действующей Организацией с разветвленной структурой, в которой Россия является полноправным участником и может реализовывать свои национальные интересы на европейском, евроатлантическом и евроазиатском пространствах. Сегодня ОБСЕ объединяет 57 государств - участников из Северной Америки, Европы и Азии и является крупнейшей в мире региональной организацией, занимающейся вопросами безопасности, и ведущей работу по обеспечению мира, демократии и стабильности на пространстве с населением более миллиарда человек.
Возникновение СБСЕ/ОБСЕ и Хельсинский Заключительный акт
Истоки ОБСЕ восходят к периоду разрядки в начале семидесятых годов прошлого века с созданием Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего механизма по содействию диалогу между востоком и западом. В основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) лег Хельсинкский Заключительный акт 1975 г., закрепив политические и территориальные итоги Второй мировой войны, который утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.
Кроме того, документ включил в себя следующие основные договоренности, разбитые на три "корзины" - три измерения безопасности:
Военно-политическое измерение - согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);
Экономико-экологическое измерение - анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;
Человеческое измерение - политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования и отслеживание их выполнения на практике.
Таким образом, Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. стал "хартией разрядки", установив принципы отношений между государствами-участниками, равно как и отношений внутри государств. Даже не имея жесткой собственной структуры, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) служило двум антагонистическим системам надежной платформой для мирного сотрудничества и диалога. В рамках СБСЕ впервые были реализованы меры укрепления доверия и безопасности, воплотившие в себе принцип безопасности на основе сотрудничества, когда безопасность одного государства неразрывно связана с безопасностью всех других.
Структура ОБСЕ
ОБСЕ создала действенный комплекс институтов, играющих активную роль в каждодневных усилиях по снижению напряженности и созданию атмосферы доверия между государствами-участниками. Базирующийся в Вене Секретариат, "тихая дипломатия" Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКНМ), а также многогранная деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Представителя по вопросам свободы средств массовой информации (ПССМ) предоставляют в распоряжение ОБСЕ механизмы для оказания содействия государствам-участникам. Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
Совет министров иностранных дел - ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
Постоянный совет под руководством действующего председателя, занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
Форум по сотрудничеству в области безопасности - регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
Верховный комиссар по делам национальных меньшинств – занимается ранним предупреждением конфликтов и срочными действиями по предотвращению перерастания межэтнической напряжённости в конфликт. Комиссар назначается на трёхлетний период, который может быть продлён не более чем на один трёхлетний срок.
Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) - занимается обеспечением уважения прав и основных свобод человека, укреплением и защитой демократических институтов.
Парламентская ассамблея ОБСЕ - межпарламентская организация, объединяющая парламенты 57 государств Европы, Азии и Северной Америки.
Представитель по вопросам свободы СМИ - наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.
ОБСЕ и урегулирование конфликтов
Окончание холодной войны позволило сотрудничеству прийти на смену конфронтации в отношениях Востока и Запада. Однако стабильность на пространстве ОБСЕ вновь оказалась под угрозой из-за внутренних вооруженных конфликтов, вспыхнувших в отдельных государствах, и напряженность внутри стран быстро оттеснила на задний план противоречия между ними. Главной задачей СБСЕ в 1990-е годы стало уже не обеспечение форума для диалога двух противостоящих друг другу военных союзов, но раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов и постконфликтное восстановление.
Приняв в 1990 году Хартию для новой Европы , государства-участники задали ОБСЕ новое направление развития, начав процесс ее преобразования из механизма политических переговоров в организацию с постоянно действующими институтами, собственными структурами на местах и другими возможностями для оперативных действий по обеспечению новых потребностей безопасности в эпоху после холодной войны. В декабре 1994 г. решением будапештской встречи на высшем уровне СБСЕ переименовано в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (это название действует с 1 января 1995 г.). И наряду с продолжающейся работой в области мер укрепления доверия и контроля над вооружениями ОБСЕ приняла на себя новые функции и расширенные полномочия по раннему предупреждению, предотвращению, урегулированию конфликтов и постконфликтному восстановлению.
В этом ключе были согласованы следующие документы, определяющие полномочия, инструменты и механизмы ОБСЕ и ее структур на всех стадиях конфликта, а именно: Парижская Хартия для новой Европы, принятая в 1990 г.; Пражский документ по дальнейшему развитию институтов и структур СБСЕ, принятый в январе 1992 г.; Хельсинкский документ «О вызове времени перемен», принятый в июле 1992 г.; документ Стокгольмской встречи Совета министров, принятый в декабре 1992 г.; Стамбульская Хартия европейской безопасности 1999 года; решение Совета министров №8 от 2002 г. «О роли действующего председателя ОБСЕ»; Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности в XXI веке, 2003 г.; «Астанинская памятная декларация: навстречу сообществу безопасности», 2010 г.; и постановление Совета министров № 3/11 от 2011 г. «Элементы конфликтного цикла, связанные с повышением потенциала ОБСЕ по раннему предупреждению, срочным действиям, содействию диалогу, поддержке посредничества и постконфликтному восстановлению». Эти документы соответствуют резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/65/283 (2011), A/ RES/66/291 (2012) и A/RES/68/303 (2014) об укреплении функции посредничества в мирном урегулировании споров, предотвращении и разрешении конфликтов.
Миссия ОБСЕ в Приднестровье
Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) открыла Миссию в Молдове в феврале 1993 года. Мандат Миссии на тот момент предусматривал содействие в нахождении мирного решения конфликта между центральным правительством страны и Приднестровским регионом. Миссия базируется в Кишиневе с действующим филиалом в Тирасполе и офисом в Бендерах.
Главной задачей Миссии является помощь в достижении долгосрочного, всеобъемлющего политического урегулирования приднестровского конфликта; укрепление независимости и суверенитета Молдовы; а также достижение договоренности об особом статусе Приднестровья. В ее задачи также входит предоставление рекомендаций и экспертных знаний по правам человека и правам меньшинств, и демократическим преобразованиям. ОБСЕ играет ключевую роль в переговорном процессе в целях окончательного, всеобъемлющего и устойчивого урегулирования приднестровского конфликта. С 2005 года этот процесс, известный как «5+2», включает ОБСЕ, Россию и Украину в качестве посредников, а также Европейский Союз и Соединенные Штаты в качестве наблюдателей (переговорный процесс возобновлен в 2011 г.). Миссия работает с обеими сторонами с целью укрепления доверия между людьми, живущими по обе стороны Днестра. Миссия также участвует в качестве наблюдателя в работе Объединенной контрольной комиссии, которая является контрольным органом Совместных миротворческих сил, и сформирована из делегаций Российской Федерации, Молдовы и Приднестровья, с участием Украины в качестве дополнительного наблюдателя.
Миссия ОБСЕ в Украине
21 марта 2014 года Постоянный Совет ОБСЕ принял решение направить в Украину Специальную мониторинговую миссию, состоящую из гражданских невооруженных наблюдателей.
Миссия была размещена в связи с обращением правительства Украины в ОБСЕ и решением стран-участниц ОБСЕ.
Цели работы Миссии – это сбор информации, отчет о ситуации с безопасностью и установление фактов, в частности, о конкретных происшествиях и событиях на местах. Наблюдатели Миссии общаются с различными группами населения – с представителями власти на всех уровнях, гражданского общества, этнических и религиозных групп и местных общин.
Миссия насчитывает в разные периоды от 500 до 1000 гражданских невооруженных наблюдателей из более чем 40 стран-участниц ОБСЕ. Мандат Миссии распространяется на всю территорию Украины. Главный офис Миссии находится в Киеве. Команды наблюдателей работают в 10-ти крупнейших городах Украины: Днепропетровске, Донецке, Ивано-Франковске, Киеве, Луганске, Львове, Одессе, Харькове, Херсоне и Черновцах. В Донецкой и Луганской областях работали порядка 350 наблюдателей.
Россия и антитеррористическая деятельность ОБСЕ
В начале XXI века тематика противодействия терроризму является одним из приоритетов работы ОБСЕ. Эта тематика активно продвигалась Россией со второй половины 1990-х гг. и прочно закрепилась в повестке дня Организации после терактов 11 сентября 2001 года в США. В декабре 2001 г. в Бухаресте состоялась 9-я встреча Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, на которой, во многом благодаря усилиям России, удалось выйти на серьезные документы, заложившие основу работы Организации на антитеррористическом направлении.
10-й СМИД ОБСЕ в Порту (6-7 декабря 2002 г.) развил и закрепил достигнутые в Бухаресте договоренности. Были намечены основные ориентиры реформирования Организации, подчеркнута важность ее скорейшей адаптации к современным международным реалиям. В новой, значительно обогащенной повестке дня ОБСЕ в основном учтены российские акценты на сбалансированное развитие всех трех измерений Организации при сохранении приоритетного значения антитеррористической составляющей.
Одним из важных этапов в деятельности ОБСЕ стало 11-е заседание СМИД в Маастрихте (1-2 декабря 2003 г.) . Ключевыми документами встречи стали Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам стабильности и безопасности в XXI веке и Документ о стратегии в области экономического и экологического измерения, а кроме того, активное развитие получил антитеррористический вектор деятельности Организации. СМИД принял решения о повышении надежности проездных документов и о создании Контртеррористической сети ОБСЕ.
В 2005 году произошла дальнейшая активизация работы ОБСЕ на антитеррористическом направлении. Россия и Франция совместно инициировали принятие Заявления министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в поддержку Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Москва и Вашингтон выступили с совместной инициативой, направленной на противодействие угрозе использования террористами радиоактивных источников повышенной опасности.
Сегодня ОБСЕ выполняет задачи по содействию имплементации действующих международно-правовых инструментов, стимулируя государства-участников и партнеров к скорейшему присоединению и полному выполнению универсальных антитеррористических конвенций и протоколов.
ОБСЕ следует в русле ведущей роли ООН в глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. В своей деятельности она опирается на резолюции Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и другие документы ООН. Что касается собственной нормативной базы ОБСЕ, то ее можно разделить на две части: рамочную и оперативную. К первой относятся документы ОБСЕ, создающие политические рамки антитеррористического сотрудничества . Вторая, оперативная, часть включает в себя решения СМИД, Постсовета и Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, касающиеся практических аспектов антитеррористической работы. Особое значение имеют документы, принимаемые на саммитах ОБСЕ.
Основными формами антитеррористической работы ОБСЕ являются:
Мониторинг выполнения государствами-участниками международно-правовых и политических обязательств в борьбе с терроризмом;
Разработка политических обязательств государств-участников в поддержку антитеррористической деятельности ООН и профильных международных организаций;
Проведение политических конференций, научно-практических мероприятий и учебных семинаров на общеевропейском, региональном и национальном уровнях;
Разработка и реализация проектов содействия государствам-участникам по их просьбе по конкретным направлениям антитеррористической деятельности;
Координация антитеррористического сотрудничества на базе Платформы кооперативной безопасности (Стамбул, 1999).
Сегодня Антитеррористическое подразделение Секретариата ОБСЕ (АТП) способствует продвижению и укреплению международных правовых рамок противодействия терроризму. В сотрудничестве с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) Подразделение организует национальные и субрегиональные семинары, способствующие ратификации универсальных контртеррористических конвенций и протоколов. АТП предоставляет странам-участницам помощь в подготовке законодательных актов, в которых должным образом прописан состав уголовных преступлений, связанных с терроризмом. Страны-участницы ОБСЕ признают, что контртеррористическая деятельность не сможет стать эффективной, если она не основана на сильной правовой базе. В 2001 году они взяли на себя обязательства стать участницами 12 универсальных контртеррористических конвенций и протоколов, вступивших к тому времени в силу. Сегодня работа подразделения выходит за рамки содействия их ратификации. АТП способствует отражению положений соответствующих договоров в национальном законодательстве, как того требует международное право и что необходимо для обеспечения эффективного сотрудничества.
АТП как центр координации контртеррористической деятельности ОБСЕ активно содействует дискуссии между заинтересованными сторонами, нацеленной на выявление наилучшей практики и возможных дальнейших действий по борьбе с крайними проявлениями экстремизма и радикализации, которые могут привести к совершению террористических актов.
Развитие данного измерения деятельности Организации отвечает российским интересам в области безопасности. Россия активно и инициативно участвует как в нормотворческой работе ОБСЕ, так и в практических мероприятиях антитеррористической тематики.
Реформирование ОБСЕ
Результатом многолетней деятельности ОБСЕ стало возникновение достаточно уникальной региональной организации. Сегодня ОБСЕ не является ни военным альянсом, ни экономическим союзом. Она представляет собой ассоциацию государств и их народов, объединившихся при участии средиземноморских и азиатских стран-партнеров по сотрудничеству ради общей цели формирования демократического, интегрированного континента, избавленного от войн и конфликтов, всем жителям которого сообща и индивидуально будут обеспечены свобода, процветание и безопасность.
Сегодня ОБСЕ является самым широким по составу форумом, охватывающим и трансатлантическое, и евроазиатское пространства. В ОБСЕ представлены все основные интересы и государства, принцип равноправия которых закреплен правилом консенсуса при принятии решений.
Вместе с тем, нынешнюю ситуацию, сложившуюся в ОБСЕ, многие аналитики оценивают как неоднозначную и сейчас ведутся активные дискуссии о реформировании Организации. Россия также выступает за реформу ОБСЕ, которая одновременно затвердила бы новую политическую повестку дня Организации и должным образом перестроила бы ее структурно. В соответствии с решением Софийского СМИД была создана «Группа мудрецов» по вопросам повышения эффективности ОБСЕ, в которую входили и российские представители.
В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.
В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". В январе 2015 года был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.
Примечания:
1. Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Святой престол, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
2. К таким документам относятся: Стратегия по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке (Маастрихт, 2003), План действий по борьбе с терроризмом (Бухарест, 2001), Хартия европейской безопасности (Стамбул, 1999).
3. СМИД утвердил ряд важных, соответствующих российским интересам, решений в военно-политической области (об уничтожении излишков обычных боеприпасов; об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК); Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия) и гуманитарном измерении (о противодействии торговле людьми; создании климата толерантности, борьбе с проявлениями расизма, ксенофобии и дискриминацией; совершенствовании выборных стандартов, имеющих равную значимость для всех государств-участников).
За двадцать лет существования Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как международно-правовой институт от международной конференции - механизма многосторонних межгосударственных переговоров и консультаций, проводимых в форме регулярных встреч, - эволюционировало к международной организации - Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Как международная конференция СБСЕ проводилось в соответствии с традиционно сложившимися в практике подобных встреч правилами, а также собственными правилами процедуры. Важными элементами этой процедуры стали следующие положения: Совещание проводится "вне военных союзов"; государства участвуют в Совещании "в условиях полного равенства"; решения Совещания принимаются на основе консенсуса, который определяется "как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу".
На Совещании первоначально были представлены 35 государств, в том числе 33 европейских, а также США и Канада.
В итоге встречи на высшем уровне в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. главы государств и правительств подписали Заключительный акт, включающий преамбулу и пять разделов: "Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе", "Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды", "Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье", "Сотрудничество в гуманитарных и других областях", "Дальнейшие шаги после Совещания".
Важнейшей частью первого раздела стала "Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях", в которой воспроизведены и конкретизированы известные принципы Устава ООН; вместе с тем в ранг принципов возведены нормы о нерушимости границ, о территориальной целостности государств, об уважении прав человека и основных свобод, сформулированы положения, определяющие их содержание.
Это характеризует Заключительный акт как источник международного права.
Кроме того, в нем зафиксированы новые для международного права нормы о мерах укрепления доверия, к которым отнесены предварительные уведомления о военных учениях и передвижениях войск, о приглашении наблюдателей, об обмене военным персоналом, включая визиты военных делегаций.
В других разделах даны рекомендации относительно согласованных действий в различных сферах сотрудничества, в том числе юридически значимые положения, регламентирующие контакты между людьми, включая воссоединение семей и браки между гражданами различных государств, порядок распространения и обмена информацией, сотрудничество и обмены в области культуры, образования.
Государства-участники заявили о своей решимости "должным образом учитывать и выполнять положения Заключительного акта Совещания" и "продолжать многосторонний процесс, начатый Совещанием", в частности, путем проведения новых встреч на различных уровнях. К ним относятся Мадридская встреча 1980-1983 гг., Стокгольмская конференция "по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе" 1984-1986 гг., Венская встреча 1986-1989 гг., встречи на высшем уровне в Париже в ноябре 1990 г., в Хельсинки в июле 1992 г. и в Будапеште в декабре 1994 г., в Лиссабоне в 1996 г. В рамках Совещания состоялись три совещания так называемой Конференции по человеческому измерению СБСЕ (в том числе в Москве в 1991 г.), несколько встреч экспертов по мирному урегулированию споров.
Подписанный в итоге встречи в Париже 21 ноября 1990 г. акт "Парижская хартия для новой Европы", развивающий ее положения документ встречи в Хельсинки "Вызов времени перемен" от 10 июля 1992 г. и принятый на встрече в Праге 30- 31 января 1992 г. документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ обозначили принципиально новую стадию в статусе и деятельности СБСЕ.
В Хельсинкском документе руководители государств заявили, что рассматривают СБСЕ "как региональное соглашение в том смысле, как об этом говорится в гл. VIII Устава Организации Объединенных Наций". Такой статус признан Генеральной Ассамблеей ООН, которая на 48-й сессии в 1993 г. предоставила СБСЕ официальный статус наблюдателя при ООН.
Принятый на встрече глав государств и правительств в Будапеште 5-6 декабря 1994 г. пакет документов - Политическая декларация "На пути к подлинному партнерству в новую эпоху" и Будапештские решения (в их числе "Укрепление СБСЕ", "Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности", "Человеческое измерение", "Экономическое измерение") - представляют собой юридическую основу перехода к новому этапу деятельности СБСЕ как международной организации. Термин "региональная организация" в официальных документах не применяется; вместе с тем, как сказано в одном из решений Будапештской встречи, государства-участники будут углублять сотрудничество "в качестве участников регионального соглашения в том смысле, как это определено в главе VIII Устава ООН". По решению Будапештской встречи с 1 января 1995 г. СБСЕ переименовано в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, повышен уровень и расширены полномочия органов. Однако в документе "Укрепление СБСЕ" дан следующий комментарий:
"Переименование СБСЕ в ОБСЕ не изменяет ни характера наших обязательств по СБСЕ, ни статуса СБСЕ и его институтов". Такое заявление, очевидно, имеет в виду преемственность. ОБСЕ пока не имеет целостного учредительного акта. Можно сказать, что его роль временно исполняют документы Парижской (1990 г.), Хельсинкской (1992 г.) и Будапештекой,(1994 г.) встреч.
Структура ОБСЕ находится в стадии становления.
Совет министров (ранее - Совет) характеризуется как центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений. Он собирается на уровне министров иностранных дел и назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ. В рамках Совета предусмотрено своеобразное формирование, именуемое Тройкой: оно включает действующего председателя, министра, исполнявшего эту функцию в предшествующем году, и министра, который станет действующим председателем в следующем году. .
Руководящий совет заменил существовавший в течение нескольких лет Комитет старших должностных лиц, который выполнял такие обязанности, как подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, координация деятельности вспомогательных органов. В его компетенцию входило также рассмотрение вопросов в случае возникновения критических ситуаций и использование механизма мирного урегулирования, а в случае необходимости - принятие решений о проведении операций СБСЕ по поддержанию мира. Очевидно, Руководящему совету предстоит выполнение аналогичных функций. Как сказано в решении будапештской встречи, он "будет обсуждать и формулировать руководящие принципы политического и общего бюджетного характера", а также будет созываться в качестве Экономического форума. Заседание этого Совета на уровне ответственных сотрудников министерств иностранных дел проводятся в Праге как минимум два раза в год.
Постоянный совет (ранее -- Постоянный комитет) определяется как основной орган для ведения политических консультаций и принятия текущих решений, а также для рассмотрения чрезвычайных ситуаций. В его состав входят постоянные представители государств-участников. Заседания проводятся в Вене.
Секретариат обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний указанных основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы. Генеральный секретарь, должность которого учреждена в 1992 г., участвует в координации деятельности различных органов, оказывает помощь действующему председателю, принимает участие во встречах Тройки на уровне министров.
В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократическим институтам и правам человека, аппарат Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея.
Европейский Союз
Такое название эта организация западных стран обрела в 1993 г., пройдя длительный путь развития и реорганизации европейских сообществ.
Европейские сообщества (ЕС) объединяли три международные организации: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
Главенствующее по своим функциям и реальному значению положение занимало ЕЭС, задачей которого было формирование общего рынка путем постепенной отмены таможенных пошлин и количественных ограничений для ввоза и вывоза товаров, свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг, координации экономической, социальной, валютной и инвестиционной политики.
В 1965 г. был подписан договор о слиянии сообществ и созданы единые руководящие и исполнительные органы.
Первоначальными членами сообществ были шесть государств - Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, в последующие годы вошли Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция.
Европейские сообщества (часто использовалось название в единственном числе "Европейское сообщество") стали важным фактором не только европейских, но и общемировых международных отношений. Вначале основная компетенция ЕС распространялась на сферу торговли, сельского хозяйства и регулирования конкуренции. Существенный пересмотр первоначального Римского договора был предпринят в 1986 г. с принятием Единого европейского акта, стимулировавшего два важных процесса: развитие наряду с экономической интеграцией политического сотрудничества и общей внешней политики и введение принципа квалифицированного большинства (а не единогласия) при принятии актов ЕС. Постепенно сложилось как самостоятельная правовая система право Европейских сообществ.
Длительный процесс совершенствования Европейских сообществ завершился подписанием 7 февраля 1992 г. Договора о Европейском Союзе (г. Маастрихт, Нидерланды). К октябрю 1993 г. все страны-члены его ратифицировали. 1 ноября 1993 г. Договор вступил в силу, Европейский Союз обрел юридический статус (наименование "Европейские сообщества" сохраняется).
ЕС стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов. Это международная организация, но от существующих организаций Союз отличает то, что он стал не координационной, а наднациональной организацией: право ЕС имеет преимущество перед национальным, и его субъектами являются не только государства, но также физические и юридические лица; решения Союза имеют прямое действие на территории государств-участников; его власть независима от государств, служащие ЕС и члены Европарламента представляют не государства, а народы; предполагается возможность самостоятельного расширения Союзом полномочий его органов.
Страны-члены поступились частью своих суверенных прав для создания надгосударственных структур и полномочий, поднялись на новый уровень сотрудничества: от координации действий к общей единой политике. Ключевыми моментами новой стратегии ЕС являются строительство экономического и валютного союза, общая внешняя политика и оборона, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, учреждение единого гражданства.
Создание экономического и валютного союза проходит три этапа. На первом (еще до подписания Маастрихтского договора) должны быть обеспечены либерализация движения капиталов внутри Союза, завершение формирования единого рынка, разработка мер по сближению макроэкономических показателей. На втором (до конца 1998 г.) - учреждение Европейского валютного института, разработка базы Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ), подготовка к введению единой валюты - евро, общая экономическая политика путем определения "основных ориентиров" и осуществление многостороннего контроля за их соблюдением. Третий этап должен завершиться к середине 2002 г. началом функционирования ЕЦБ, осуществлением единой валютной политики, введением европейской валюты в безналичный, а затем и в наличный оборот.
Политический союз охватывает общую внешнюю политику и безопасность, юстицию и внутренние дела. Политика и безопасность направлены на обеспечение общеевропейских ценностей и фундаментальных интересов ЕС путем согласования позиций и совместных действий, в том числе военного характера. Юстиция и внутренние дела включают широкий круг вопросов от права на передвижение, введения единых паспортов до сотрудничества судов по уголовным делам.
Договором предусматривается введение единого гражданства ЕС, что также неизвестно, ни одной международной организации. Это сопровождается и закреплением некоторых политических прав, в частности избирательных. Каждый гражданин, проживающий в другом государстве - члене Союза, имеет право избирать и быть избранным на муниципальным выборах и выборах в Европарламент.
Органами ЕС являются Европейский совет, Совет министров, Комиссия, Европарламент, Суд.
Европейский совет - высший орган Союза - представляет собой периодические встречи глав государств и правительств, на которых согласовываются общие принципы политики Союза. Совет министров - это ежемесячные встречи министров по соответствующим вопросам (отдельно - министры иностранных дел, экономики и финансов, сельского хозяйства). Комиссия ЕС - главный исполнительный постоянно действующий орган Союза, координирующий и контролирующий реализацию политики ЕС, с правом издания обязательных директив. Председатель Комиссии и ее члены имеют 4-летний срок полномочий. В аппарат входят 23 генеральных директората, которые являются как бы небольшими министерствами. Европарламент включает 518 депутатов, избираемых прямым голосованием всем взрослым населением стран ЕС на 5 лет. Раньше парламент был консультативным органом, сейчас он наделен реальными законодательными и контрольными полномочиями и подключен к участию в принятии решений в таких важных областях, как законодательная, финансовая, внешнеполитическая. Среди новых функций и назначение омбудсмана, принятие петиций, создание комитетов по расследованию.
Суд ЕС (13 судей и 6 генеральных адвокатов) обладает полномочиями верховной судебной власти в области юрисдикции ЕС. Он уполномочен оценивать правомерность действий институтов Союза и правительств государств-членов при толковании и выполнении договорных норм Союза. Суд разрешает споры (по конкретным делам) между государствами - членами ЕС и между ними и органами ЕС. Он компетентен также в сфере юридической оценки актов органов ЕС.
Европейский Союз - самостоятельный субъект международного права. Он развивает широкие международные связи с другими организациями, с государствами, является стороной в договорах, имеет более 100 зарубежных представительств, в том числе в РФ. 24 июня 1994 г. на острове Корфу подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны.
Совет Европы
Совет Европы как региональная международная организация существует с 1949 г. Он был учрежден десятью западноевропейскими государствами, а в настоящее время охватывает почти все европейское пространство. Членами Совета Европы являются 40 государств, включая Российскую Федерацию с 28 февраля 1996 г.
Учредительными документами этой организации являются Устав Совета Европы от "5 мая 1949 г. и Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г.
Вступлению России в Совет Европы предшествовали определенные меры, которые включали как присоединение РФ к ряду европейских конвенций, не обусловливающих участие в них с членством в Совете Европы, так и комплекс мероприятий, утвержденных распоряжением Президента РФ от 13 февраля 1996 г. Несколькими днями ранее, 25 января 1996 г., Парламентская Ассамблея Совета Европы рассмотрела заявку России, поданную еще 7 мая 1992 г., рекомендовала Комитету Министров пригласить Российскую Федерацию стать членом Совета Европы, сопроводив приглашение, сформулированное в виде Заключения № 193 (1996), пожеланиями в виде 25 пунктов, которые были обозначены как принимаемые на себя Россией обязательства. Процедура присоединения Российской Федерации к Уставу Совета Европы и к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы заняла всего 4 дня: соответствующие федеральные законы о присоединении были приняты Государственной Думой 21 февраля, одобрены Советом Федерации 22 февраля, подписаны Президентом РФ 23 февраля, вступили в силу 24 февраля 1996 г.
Официальный прием на церемонии в Страсбурге 28 февраля 1996 г. сопровождался подписанием от имени Российской Федерации ряда европейских конвенций.
Согласно Уставу, "целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу" (ст. 1). В соответствии со ст. 3 каждый член Совета должен признавать принцип верховенства права и обеспечивать всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, пользование правами и основными свободами.
Сотрудничество ради достижения этой цели включает заключение и реализацию конвенций, протоколов и соглашений, число которых достигло 170. Традиционно они именуются европейскими конвенциями, которые посвящены правам человека, вопросам образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, развития гражданского, экологического, административного права, уголовного права и процесса. .В их числе Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) вместе с одиннадцатью протоколами, дополняющими или изменяющими ее отдельные положения, Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотрена в 1996 г.), Европейская конвенция о гражданстве (1998 г.), Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.), Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.), ряд актов уголовно-правового и процессуального характера - о выдаче (1957 г.), о взаимной помощи по уголовным делам (1959 г.), о передаче производства по уголовным делам (1972 г.), о передаче осужденных лиц (1983 г.), о компенсации жертв насильственных преступлений (1983 г.), об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.)*.
* Тексты ряда конвенций и обзорные материалы см.: Право Совета Европы и России (сборник документов и материалов). Краснодар, 1986; Российский юридический журнал. 1997. № 1, 3.
Органы Совета Европы:
Комитет Министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов или других членов правительств. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам в форме рекомендаций правительствам. По определенным вопросам его решения имеют обязательный характер.
Парламентская Ассамблея*, включающая в себя представителей каждого государства-члена, избираемых (назначаемых) из состава его парламента. Предусмотрено различное представительство: от Германии, Великобритании, Франции, Италии, России - по 18, от Испании, Турции, Украины - по 12, от Греции, Бельгии и др. - по 7, от Австрии, Болгарии и др. - по 6, от остальных - по 5, 4, 3, 2 представителя. Ассамблея является совещательным органом, дающим рекомендации Комитету Министров.
* Первоначально именовалась Консультативной Ассамблеей.
Конгресс местных и региональных властей Европы, представляющий соответствующие органы государств-членов и включающий делегации от территориальных образований (по квотам, установленным для Парламентской Ассамблеи). Его работа проходит в палате местных органов власти и палате регионов.
Секретариат, являющийся административным органом Совета Европы и возглавляемый Генеральным секретарем (избирается Парламентской Ассамблеей на 5 лет).
Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусмотрела создание двух специальных органов - Европейской Комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Как в Комиссии, так и в Суде были представлены все государства - члены Совета Европы. Протокол № 11 к Конвенции произвел реорганизацию - замену Комиссии и Суда единым постоянным органом - Европейским Судом по правам человека (см. § 6 гл. 10).
Штаб-квартира Совета Европы расположена в г. Страсбурге (Франция). При штаб-квартире аккредитировано Постоянное представительство Российской Федерации. Официальные языки - английский и французский. Перевод конвенции или иного документа на язык, не признанный официальным, именуется версией (например, перевод на русский язык - русской версией). Однако применительно к тексту, прошедшему процедуру ратификации в высшем органе государства и публикуемому в официальном издании, употребляется термин "официальный перевод". Такое пояснение дается при опубликовании в Собрании законодательства Российской Федерации Устава Совета Европы, Генерального соглашения о привилегиях и иммунитетах Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актов.
Учреждена Межведомственная комиссия Российской федерации по делам Совета Европы как координационный орган.
История становления. ОБСЕ сложилась в ходе политического процесса, имевшего целью формирование системы европейской безопасности, начатого в 1970-х гг. На всем протяжении своей длительной истории Европа была ареной военного противоборства расположенных в ней государств. Достижение общеевропейских договоренностей по вопросам развития сотрудничества между всеми государствами региона и создание системы общеевропейской безопасности стало возможным благодаря улучшению отношений между Востоком и Западом, получившему название «политика разрядки международной напряженности».
По инициативе ОВД, нашедшей понимание у других европейских стран, а также поддержку США и Канады, было решено провести общеевропейскую конференцию в целях окончательной стабилизации территориальных изменений, произошедших в результате Второй мировой войны. Состоялись три подготовительные встречи: в Хельсинки (3-7 июля 1973 г.) - на уровне министров иностранных дел, в Женеве (18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г.) - с участием делегаций государств-участников и в Хельсинки (30 июля - 1 августа 1975 г.), которая завершилась подписанием главами государств или правительств участвовавших в ней государств Заключительного акта; последняя, третья встреча получила наименование Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание стало самым представительным в истории Европы после Второй мировой войны и имело огромное международное значение. Спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны европейские государства смогли подвести ее политические итоги и заложить фундамент для будущего сотрудничества.
На протяжении последующих 15 лет в рамках хельсинкского процесса общеевропейского сотрудничества проходили различные встречи и переговоры, направленные на реализацию хельсинкских договоренностей. Окончание холодной войны ознаменовалось усилиями по институционализации хельсинкского процесса, завершившимися созданием ОБСЕ.
По своей природе хельсинкский процесс имел политический характер, конференциальная форма организации межгосударственного взаимодействия отвечала достигнутому на тот период уровню отношений между европейскими государствами. Первоначально инициаторы и все участники процесса не ставили задачу создания общеевропейской ММ ПО, что определялось целым рядом военно-политических и иных факторов, определяющих политику заинтересованных государств. После проведения встречи на высшем уровне в Будапеште в 1994 г. общеевропейский политический процесс стал постепенно наполняться юридическим содержанием, свидетельствующим о преобразовании СБСЕ в ММПО.
Основные принципы и цели хельсинкского процесса, природа его учредительного акта. Принятие Заключительного акта СБСЕ преследовало несколько важнейших политических целей, наиболее значительной из которых было окончательное урегулирование всех спорных вопросов политических отношений между европейскими государствами, оставшихся после Второй мировой войны. Особая роль в этом отводилась закреплению международно-правовых основ безопасности и сотрудничества европейских государств, что было сделано в Декларации принципов Хельсинкского акта. Декларация подтвердила важнейшие основополагающие принципы международного права.
В научной литературе отмечается сложный характер Заключительного акта СБСЕ. Его структура свидетельствует о стремлении урегулировать широкий круг взаимоотношений подписавших его государств. Он состоит из преамбулы и пяти разделов, включающих, помимо декларации принципов, регулирующих взаимные отношения государств-участников, комплекс договоренностей, касающихся обеспечения безопасности, разоружения и укрепления мер доверия в Европе, мер по развитию экономического, научно-технического сотрудничества и сотрудничества в экологической и гуманитарных сферах, а также ряд иных тем.
Вопрос о юридическом значении Заключительного акта остается дискуссионным. Некоторые юристы предлагали рассматривать его в качестве международного соглашения, но одновременно не признавали в нем международный договор в том смысле, который придается ему Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Как следствие, они отрицали юридический характер обязательств, вытекающих из акта, признавая за ними лишь моральное или политическое значение. Близкую позицию занимали сторонники признания Хельсинкского акта источником «мягкого права».
Другие специалисты рассматривали Заключительный акт и Парижскую хартию для новой Европы в качестве договоров sui generis. К ним примыкали те, кто, не отрицая политический характер обязательств, содержащихся в акте, подчеркивал уникальный характер этого документа, влияние которого на европейское развитие во много раз превысило значение большинства юридически обязательных договоров.
Вопрос о юридическом характере Заключительного акта не должен затенять его действительно уникальный характер и большое политическое значение как для Европы, так и для международного мира и безопасности в целом. Что же касается определения его юридической формы, то есть основания утверждать: государства-участники сознательно стремились не облекать его в форму международного договора. Так, согласно Заключительному акту он не подлежит регистрации на основании ст. 102 Устава ООН, предусмотренной для международных договоров. Видимо это не случайно, потому что политические обязательства по Заключительному акту пересекаются с компетенцией ООН в вопросе поддержания международного мира и безопасности. В преамбуле Заключительного акта конкретные предложения основной части именуются рекомендациями. Все это позволяет утверждать, что Заключительный акт не является международным договором в общепринятом смысле.
Правовой статус, организационная структура и участие в ОБСЕ. Долгое время СБСЕ представляло собой цикл общеевропейских конференций и встреч, которые нельзя было отнести к какому-либо определенному типу международной организации. Начиная с 1990-х гг. постепенно развивается процесс институционализации СБСЕ и преобразования его в ОБСЕ, который возможно приведет в будущем к формированию международной региональной организации.
Международно-правовую основу деятельности ОБСЕ составляет ряд документов, однако единого уставного (учредительного) акта ОБСЕ до сих пор нет. К уставным документам ОБСЕ можно отнести Заключительный акт 1975 г. и Парижскую хартию для новой Европы
- 1990 г., провозгласившую ОБСЕ региональным органом в смысле гл. VIII Устава ООН. В Хартии определены рамки институтов и структур, в дальнейшем уточнявшиеся на встречах Совета в Берлине в
- 1991 г., Праге в 1992 г., Стокгольме в 1992 г., Риме в 1993 г., в Хельсинкской декларации 1992 г., Будапештском документе «К подлинному партнерству в новую эру» 1994 г.
С момента подписания Заключительного акта 1975 г. количество членов организации выросло с 35 до 57. Кроме того, с ОБСЕ сотрудничают так называемые ассоциированные государства Средиземноморья: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, а также иные страны, такие как Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия.
В структуре ОБСЕ можно выделить несколько видов органов: основные органы (совещания на высшем уровне, Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по безопасности и сотрудничеству); функциональные органы (Председатель ОБСЕ, тройка, Парламентская ассамблея и т. д.); примыкающие к ОБСЕ органы (Суд по примирению и арбитражу, Совместная консультативная группа и Консультативная комиссия по открытому небу).
Основные органы характеризуются следующим образом.
Совещание глав государств и правительств - высший политический орган ОБСЕ (заседания проводятся по крайней мере один раз каждые два года) - обсуждает наиболее важные общеевропейские проблемы, принимает решения, определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности организации.
Совет министров иностранных дел - центральный исполнительный и распорядительный орган - проводит заседания регулярно не менее одного раза в год как центральный форум по политическим консультациям и оценке всех вопросов деятельности ОБСЕ, а также по принятию по ним решений. Он принимает все необходимые меры для выполнения всех решений Совещаний глав государств и правительств и для изучения любых подходящих мер для укрепления безопасности и сотрудничества в Европе.
Государства-участники могут созывать заседания министров, отвечающих за иные вопросы, в форме отраслевых Советов.
Постоянный комитет ОБСЕ состоит из представителей государств- членов, еженедельные заседания Комитета проводятся в Вене в целях политических консультаций и выработки политических решений.
Форум по безопасности и сотрудничеству проводит еженедельные встречи в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, касающимся военных аспектов безопасности в зоне деятельности ОБСЕ, в частности мер доверия и безопасности.
Функциональные органы ОБСЕ:
- 1) высшее должностное лицо - Председатель ОБСЕ. Им является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета;
- 2) Верховный комиссар по делам национальных меньшинств;
- 3) Бюро по демократическим институтам и правам человека;
- 4) представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации;
- 5) Парламентская ассамблея, созданная в целях развития межпарламентского диалога, который является важным аспектом усилий по развитию демократии в зоне действия ОБСЕ;
- 6) Секретариат ОБСЕ - расположен в Вене, содействие в его работе оказывает Бюро, находящееся в Праге. Секретариат занимается административным обслуживанием Совета и Комитета, ведет архив документации ОБСЕ. В 2000 г. Секретариат был реорганизован, сейчас он состоит из трех департаментов: Центра по предотвращению конфликтов (ЦПК), включающего отдел по внешним операциям, а также команды экспертов по оказанию помощи и оперативного сотрудничества, департамента по человеческим ресурсам и департамента по управлению и финансам. На основе Парижской хартии также сформировано Бюро по свободным выборам - для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.
Основные направления деятельности ОБСЕ:
- 1) военно-политические вопросы, включая европейскую безопасность и разоружение, мирное урегулирование споров между европейскими государствами;
- 2) развитие экономического сотрудничества и сотрудничества в вопросах окружающей среды;
- 3) действия в сфере человеческого измерения.
Деятельность ОБСЕ по военно-политическим вопросам в целом
способствовала укреплению международно-правовых основ безопасности в Европе. Важнейшим достижением в этой сфере является становление международно-правового режима мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ на основе Положения, касающегося Комиссии по примирению ОБСЕ, Конвенции о примирении и арбитраже в рамках ОБСЕ и Положения о предписанном примирении.
Следующим важным элементом европейской безопасности является формирование системы мер доверия и безопасности, а также ограничения обычных вооружений (подробнее о данном направлении деятельности ОБСЕ см. гл. 24 настоящего учебника).
Цели раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисных ситуаций и постконфликтного восстановления поручаются операциям по поддержанию мира и миссиям ОБСЕ, мандат которых может включать осуществление широкого круга задач: от посреднических функций при разрешении международных споров до постконфликтного восстановления инфраструктуры принимающего государства.
Вопросы экономического сотрудничества в рамках ОБСЕ с самого начала были неразрывно связаны с проблемами обеспечения защиты окружающей среды. Основные принципы и направления экономического и природоохранного сотрудничества, получившие первоначальное закрепление в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., в последующем получили развитие в деятельности ОБСЕ. В частности, была выражена приверженность государств-участников принципам рыночной экономики, предлагалось сосредоточить усилия на оказании всемерной поддержки странам, находящимся на переходном этапе их деятельности по созданию основ цивилизованной рыночной экономики и интегрированию в мировую хозяйственную систему.
Важное направление деятельности ОБСЕ - сотрудничество по человеческому измерению - важный компонент всеобъемлющего подхода к европейской безопасности. В рамках СБСЕ было проведено три конференции по человеческому измерению: Парижская в 1989 г., Копенгагенская в 1990 г. и Московская в 1991 г.
Для развития сотрудничества по правам человека был учрежден институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. В 1997 г. создан пост Специального представителя ОБСЕ по свободе средств информации, который наблюдает за развитием СМИ во всех государствах - участниках ОБСЕ.